КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ИНСТРУМЕНТАРИЯ МОНИТОРИНГА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Оценка 4.9

КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ИНСТРУМЕНТАРИЯ МОНИТОРИНГА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русская литература
Взрослым
17.01.2021
КАКОВЫ  ОСОБЕННОСТИ  ИНСТРУМЕНТАРИЯ МОНИТОРИНГА ФОРМИРОВАНИЯ  ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
особенности заданий и инструментария мониторинга, предложенного в новой Методологии и критериев оценки качества образования в образовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся
Р.Х. Голуб Каковы особенности инструментария мониторинга функциональной грамотности.docx

КАКОВЫ  ОСОБЕННОСТИ  ИНСТРУМЕНТАРИЯ МОНИТОРИНГА ФОРМИРОВАНИЯ  ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Разина Хайдаровна Голуб,

методист МБОУ СОШ№4 г. Пыть- Ях ХМАО- Югра

 

    В указе Президента России В.В. Путина от 7 мая 2018 года определены национальные цели и стратегические зада­­­­­­чи развития Российской Федерации на период до 2024 года. Правительству РФ, Министерству образования РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.  Между тем результаты последних международных исследований PISA - 2018 года показали,  что российские выпускники, получившие обязательное общее образование, не обладают способностями, необходимыми им для полноценного в современном обществе функционирования, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений на уровне 21 века. Личность 21 века может успешно  адаптироваться в обществе при условии освоения новых видов функциональной грамотности при условий сформированности способностей решать практико- ориентированные задачи – иначе говоря  жизненные задачи.

      В конце XX века основным и преобладающим подходом при оценивании читательской грамотности учащихся была направленность на оценку умений понимать, интерпретировать и осмыслять отдельные тексты. Хотя эти умения по-прежнему имеют важное значение, сегодня при оценивании учитывается интеграция информационных технологий в учебную и социальную жизнь школьников, что обозначило проблему уточнения понятия «грамотность чтения». Это понятие должно отражать широкий спектр новых навыков, которые требуются в XXI веке. Это новые виды грамотности: финансовой, правовой, эклогической, глобальной и др., это введение нового направления оценивания- креативного мышления.

 

Оценивание становится средством обучения (оценивание для обучения), механизмом повышения качества образования!

     Каковы же особенности заданий и инструментария мониторинга, предложенного в новой   Методологии и критериев оценки качества образования  в образовательных организациях на основе практики международных исследований  качества подготовки обучающихся?

1. Продуктивный характер заданий. Продуктивные задания  моделируют жизненную ситуацию, задают способы и критерии оценивания результата, т.е. инструмент проверки.  Продуктивный урок  предполагает  помимо использования технологий «проблемного диалога»,«продуктивного чтения», также технологию «оценивания успехов», оценивания метапредметных результатов.

2.Трёхмерность измерения читательской грамотности. Чтение – многогранная способность человека и результаты овладения им должны быть представлены несколькими характеристиками, основанными на: 1) содержании (типах текстов), 2) проверяемых видах деятельности и 3)ситуациях, в которых читаются письменные тексты за пределами школы.

3.Меняется общая классификация текстов.

Тексты делятся на сплошные (без таких изображений), несплошные (включающие

визуальные ряды, необходимые для понимания текста, с большей или меньшей степенью слияния с текстом). Спецификой проектирования заданий на оценку читательской грамотности в XXI веке является использование составных текстов, которые включают в себя несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным.  Многие тексты связаны с оценкой использования информации в Интернете, в частности, как распознать достоверные сайты и онлайн документа.

4.Важнейшими составляющими читательской деятельности, поддающимися измерению, являются читательские действия. Концепцией выделено 4 группы читательских действий: к трем, ранее известным, зафиксированным в PISA, добавлена четвертая группа читательских действий, связанная с использованием прочитанной информации при решении разнообразных учебных и житейских задач.

 

5.При описании разработанных заданий ситуация функционирования текста, определяющая цель чтения, и тематику текста, фиксируются в такой характеристике задания, как «Содержательная область оценки» (сначала указывается ситуация, потом тематика). Ситуация функционирования текста задаёт и контекст, в котором происходит взаимодействие читателя и текста: личный, общественный, практический, образовательный.

 

6.Совершенствуется формат заданий с выбором ответа, кратким или развёрнутым ответом, которые  можно признать наилучшими для исследования учебных достижений учащихся и для измерения результатов учения.

7.Оценка выполнения  заданий. Могут использоваться дихотомическая шкала с выбором ответа, с кратким ответом и политомическая для заданий с развёрнутым ответом (верный ответ, частично правильный ответ, неверный ответ). Но нет пока  к ним новых критериев оценки.

            Особенности оценки читательской грамотности

(на примере доступных демоверсий)

 В начале для ребят предлагается инструкция к работе с указанием времени работы и требования к  выполнению заданий и к ее оформлению.

 

1. Оцениваются:

1). Умение найти и извлечь информацию.

 2). Интегрировать и интерпретировать информацию

3). Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

 4). Использовать информацию из текста

2.Учитываются:

2.1.Ситуации, текст, читательские умения

2.2. Трудность заданий (трудность умения и самого текста)

2.3. Форма вопроса (открытая и закрытая)

3.Используются разные виды текстов: сплошные, несплошные, составные тексты

Требования к текстам: информационная насыщеннсть, отсутствие «привязки» к содержанию конкретных областей школьных курсов, соответствие возрастным особенностям, интересам обучающихся,  связанные с жизнью.

4.Описание заданий. Даются 17 заданий  с характеристикой каждого задания. Указываются:

4.1. Содержательная область оценки  (чтение для каких целей)

4.2.Компетентностная область оценки

4.3.Контекст

4.4. Тип текста

4.5. Уровень сложности задания ( возможны 6 уровней, пороговый 2-ой)

4.6. Формат ответа

4.7. Объект оценки

5. Система оценивания (в баллах)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ИНСТРУМЕНТАРИЯ

КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ИНСТРУМЕНТАРИЯ

Меняется общая классификация текстов

Меняется общая классификация текстов

Трудность заданий ( трудность умения и самого текста ) 2

Трудность заданий ( трудность умения и самого текста ) 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2021