КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ИНСТРУМЕНТАРИЯ МОНИТОРИНГА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Разина Хайдаровна Голуб,
методист МБОУ СОШ№4 г. Пыть- Ях ХМАО- Югра
В указе Президента России В.В. Путина от 7 мая 2018 года определены национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года. Правительству РФ, Министерству образования РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Между тем результаты последних международных исследований PISA - 2018 года показали, что российские выпускники, получившие обязательное общее образование, не обладают способностями, необходимыми им для полноценного в современном обществе функционирования, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений на уровне 21 века. Личность 21 века может успешно адаптироваться в обществе при условии освоения новых видов функциональной грамотности при условий сформированности способностей решать практико- ориентированные задачи – иначе говоря жизненные задачи.
В конце XX века основным и преобладающим подходом при оценивании читательской грамотности учащихся была направленность на оценку умений понимать, интерпретировать и осмыслять отдельные тексты. Хотя эти умения по-прежнему имеют важное значение, сегодня при оценивании учитывается интеграция информационных технологий в учебную и социальную жизнь школьников, что обозначило проблему уточнения понятия «грамотность чтения». Это понятие должно отражать широкий спектр новых навыков, которые требуются в XXI веке. Это новые виды грамотности: финансовой, правовой, эклогической, глобальной и др., это введение нового направления оценивания- креативного мышления.
Оценивание становится средством обучения (оценивание для обучения), механизмом повышения качества образования!
Каковы же особенности заданий и инструментария мониторинга, предложенного в новой Методологии и критериев оценки качества образования в образовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся?
1. Продуктивный характер заданий. Продуктивные задания моделируют жизненную ситуацию, задают способы и критерии оценивания результата, т.е. инструмент проверки. Продуктивный урок предполагает помимо использования технологий «проблемного диалога»,«продуктивного чтения», также технологию «оценивания успехов», оценивания метапредметных результатов.
2.Трёхмерность измерения читательской грамотности. Чтение – многогранная способность человека и результаты овладения им должны быть представлены несколькими характеристиками, основанными на: 1) содержании (типах текстов), 2) проверяемых видах деятельности и 3)ситуациях, в которых читаются письменные тексты за пределами школы.
3.Меняется общая классификация текстов.
Тексты делятся на сплошные (без таких изображений), несплошные (включающие
визуальные ряды, необходимые для понимания текста, с большей или меньшей степенью слияния с текстом). Спецификой проектирования заданий на оценку читательской грамотности в XXI веке является использование составных текстов, которые включают в себя несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным. Многие тексты связаны с оценкой использования информации в Интернете, в частности, как распознать достоверные сайты и онлайн документа.
4.Важнейшими составляющими читательской деятельности, поддающимися измерению, являются читательские действия. Концепцией выделено 4 группы читательских действий: к трем, ранее известным, зафиксированным в PISA, добавлена четвертая группа читательских действий, связанная с использованием прочитанной информации при решении разнообразных учебных и житейских задач.
5.При описании разработанных заданий ситуация функционирования текста, определяющая цель чтения, и тематику текста, фиксируются в такой характеристике задания, как «Содержательная область оценки» (сначала указывается ситуация, потом тематика). Ситуация функционирования текста задаёт и контекст, в котором происходит взаимодействие читателя и текста: личный, общественный, практический, образовательный.
6.Совершенствуется формат заданий — с выбором ответа, кратким или развёрнутым ответом, которые можно признать наилучшими для исследования учебных достижений учащихся и для измерения результатов учения.
7.Оценка выполнения заданий. Могут использоваться дихотомическая шкала с выбором ответа, с кратким ответом и политомическая для заданий с развёрнутым ответом (верный ответ, частично правильный ответ, неверный ответ). Но нет пока к ним новых критериев оценки.
Особенности оценки читательской грамотности
(на примере доступных демоверсий)
В начале для ребят предлагается инструкция к работе с указанием времени работы и требования к выполнению заданий и к ее оформлению.
1. Оцениваются:
1). Умение найти и извлечь информацию.
2). Интегрировать и интерпретировать информацию
3). Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
4). Использовать информацию из текста
2.Учитываются:
2.1.Ситуации, текст, читательские умения
2.2. Трудность заданий (трудность умения и самого текста)
2.3. Форма вопроса (открытая и закрытая)
3.Используются разные виды текстов: сплошные, несплошные, составные тексты
Требования к текстам: информационная насыщеннсть, отсутствие «привязки» к содержанию конкретных областей школьных курсов, соответствие возрастным особенностям, интересам обучающихся, связанные с жизнью.
4.Описание заданий. Даются 17 заданий с характеристикой каждого задания. Указываются:
4.1. Содержательная область оценки (чтение для каких целей)
4.2.Компетентностная область оценки
4.3.Контекст
4.4. Тип текста
4.5. Уровень сложности задания ( возможны 6 уровней, пороговый 2-ой)
4.6. Формат ответа
4.7. Объект оценки
5. Система оценивания (в баллах)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.