Цели: 1. Ознакомиться с новым правилом, устанавливающим связь действия деления с понятием дроби.
2. Продолжать закреплять навыки счёта, решать уравнения.
3. Решать текстовые задачи ранее изученных видов.
4. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Математика, 4й класс
Урок 21 (§ 1.20).
Тема: Какую часть одно число составляет от другого (урок введения нового знания)
Цели: 1. Ознакомиться с новым правилом, устанавливающим связь действия деления с понятием дроби.
2. Продолжать закреплять навыки счёта, решать уравнения.
3. Решать текстовые задачи ранее изученных видов.
4. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
I. Этап
актуализации
знаний и постановка
проблемы.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа.
У доски или по карточкам работают 3–6 учащихся.
Возможна работа по материалам пособия «Дидактический
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1. ориентироваться в своей
системе знаний: самостоятельно
предполагать, какая
информация нужна для решения
© ООО «Баласс», 2014 1II. Первичное
формулирование
нового знания.
материал к учебнику “Математика”, 4й класс».
Задачи № 3, 4, 5, 7, с. 12–13.
3 4 5 6 3
4. Актуализация знаний.
1. – Вычислите.
4 : 8, 4 : 14, 65 : 100, 130 : 260, 100 : 200, 2 : 7
2. – Как вы думаете, какую часть составляет 2 от 7?
– Обсудите в парах и предложите свой вариант ответа.
– Что надо сделать для решения этой задачи?
– Какой вопрос возникает?
5. Текст со знаком ?!
Цель работы:
– создание проблемной ситуации.
3
Работа в парах.
1. Задание № 2, с. 44.
Основные предметные цели работы:
– сформулировать новое правило.
Последовательность работы:
– читаем текст «про себя»;
– выдвигаем предположения, обосновывая свою точку зрения,
выслушивая и в случае необходимости аргументированно опровергая
чужую.
Фронтальная работа.
2. Текст в оранжевой рамке.
Последовательность работы:
учебной задачи в один шаг;
2. отбирать необходимые для
решения учебной задачи
источники информации среди
предложенных учителем
словарей, энциклопедий,
справочников;
3. добывать новые знания:
извлекать информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.);
4. перерабатывать полученную
информацию: сравнивать и
группировать математические
факты и объекты;
5. делать выводы на основе
обобщения умозаключений;
6. преобразовывать информацию
из одной формы в другую;
7. переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
Регулятивные УУД
Развиваем умения:
1. самостоятельно
формулировать цели урока
© ООО «Баласс», 2014 2– читаем и обсуждаем текст по частям;
– формулируем новое правило.
– Каким правилом теперь вы будете пользоваться при нахождении
части от числа?
после предварительного
обсуждения совместно с
классом;
III. Первичное
закрепление.
4 5 4
Фронтальная работа.
Парногрупповая работа.
1. Задачи № 3, с. 44.
Цель работы:
– учиться применять новое правило.
2. Задание № 4, с. 44.
Проверка решения парами у доски по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Какова цель задания?
– Удалось ли правильно решить поставленную задачу?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
– Какого уровня сложности было задание?
– Оцените свою работу.
– Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы с
такой самооценкой?
3. Оценивание основных результатов работы на уроке.
Цель работы – проговорить:
2. совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
3. составлять план решения
отдельной учебной задачи;
4. работая по плану, сверять
свои действия с целью и при
необходимости исправлять
ошибки с помощью класса;
5. в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии оценки
и определять степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1. доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли
в устной и письменной речи
(выражение решения учебной
задачи в общепринятых формах)
© ООО «Баласс», 2014 3– чему учились;
– необходимость дальнейшей работы.
IV. Повторение и
закрепление
изученного.
6 2 4 5
Фронтальная работа.
1. Задача № 5, с. 45.
Последовательность работы:
– чтение текста задачи;
– обсуждение вспомогательной модели и плана решения задачи;
– представление решения задачи.
Работа в парах.
2. Подбор уравнений для решения задачи.
(Ответ: подходят уравнения а), в).
Самостоятельная работа.
3. Задание № 7, с. 45.
– Какие свойства действий помогли вам выполнить задание?
Проверка решения по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Какова цель задания?
– Удалось ли правильно решить поставленную задачу?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
– Какого уровня сложности было задание?
с учётом своих учебных речевых
ситуаций;
2. доносить свою позицию до
других: высказывать свою точку
зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
3. слушать других, пытаться
принимать другую точку зрения,
быть готовым изменить свою
точку зрения;
4. читать про себя тексты
учебников и при этом ставить
вопросы к тексту и искать
ответы, проверять себя,
отделять новое от известного,
выделять главное, составлять
план;
5. договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы
(задачи).
Личностные результаты
1. придерживаться этических
норм общения и сотрудничества
при совместной работе над
учебной задачей;
2. в созданных совместно с
© ООО «Баласс», 2014 4– Оцените свою работу.
– Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы с
такой самооценкой?
3 5
педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
Фронтальная работа.
4. Задание № 8, с. 45.
На рис. а) и на рис. в) имеется по 4 нечётные вершины (на каждом
из рисунков в каждой из этих вершин сходятся по 3 линии),
следовательно, ни один из этих рисунков нельзя сделать одним
движением руки, не повторяя ни одной линии дважды.
На рис. б) имеется 2 нечётные вершины (в каждой из которых
сходятся по 3 линии), следовательно, его можно сделать одним
движением руки, не повторяя ни одной линии дважды. Для этого
надо начать движение в одной из нечётных вершин и закончить в
другой.
Оценка и самооценка деятельности (при необходимости).
V. Итог урока.
– Что нового сегодня узнали?
– Чему ещё учились? (Учились ставить цели работы, планировать свою
работу, работать в соответствии с заданным планом, оценивать
результат своей работы.)
© ООО «Баласс», 2014 5– Всё ли получалось?
– Над чем ещё надо поработать?
VI. Возможное
домашнее задание.
Инвариант: задание № 6, с. 45; дид. материал, с. 14, задача № 1.
Вариант: № 8, с. 45 – найти площадь части каждого цветка.
Необходимость домашнего задания и его содержание обсуждаются
учителем и детьми.
© ООО «Баласс», 2014 6