Календарно – тематическое планирование по предмету «Русский язык» в 4 классе - 102 часа
№ |
Тема урока |
Виды деятельности |
Планируемые результаты |
Дата |
||
личностные |
предметные |
план |
факт |
|||
Повторение – 7 часов |
||||||
1 |
Предложение. Построение простого предложения. Выражение в предложении законченной мысли. Заканчивание предложений.
|
Повторение правила: «Написание предложения». Составление и запись предложения, с добавлением слов. Дописывание предложений. Составление предложений из слов, изменяя их смысл с опорой на картинки. Составление предложений из данных слов, изменяя слова по смыслу. Чистописание |
Внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний. Выраженная устойчивая учебно– познавательная мотивация учения. Устойчивый учебно – познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности. Адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». |
Повторят правила: «Предложение как единица речи», «Оформление предложения на письме». Сбор предложения из слов. Упражнения в составлении и записи предложения по картинке. Чистописание. |
|
|
2 |
Связь слов в предложении. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме.
|
Знакомство с правилом: «Окончание». Выделение окончаний при изменении слова волна по вопросам с опорой на данный текст. Изменение окончаний слов по вопросам. Вставка в предложения пропущенных слов. Составление предложений из слов, изменение окончаний слов по вопросам. Чистописание. |
Научатся находить в предложении ответы на прямые вопросы; будут составлять схему предложения; рассказывать об особенностях строения предложения, составлять и распространять предложения. Будут знать, что при изменении формы слова лексическое значение остается без изменения; уметь изменять форму слова. |
|
|
|
3 |
Предложение как часть текста. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. |
Деление текста на предложения. Дополнение предложений по смыслу. Озаглавливание рассказа. Расположение частей текста так, чтобы получился связный рассказ. Запись рассказа по плану, данному в учебнике: Начало. Главная часть. Конец. Запись ответов на вопросы по тексту. Чистописание. |
Повторят различие основных структурных единиц языка. Будут иметь представление о многозначных словах; уметь делить текст на предложения, дополнять предложения, озаглавливать текст. |
|
|
|
Звуки и буквы – 47 часов |
||||||
4 |
Алфавит.
|
Повторение алфавита. Заучивание алфавита. Запись фамилий учеников, словарных слов по алфавиту. Нахождение ошибки в расположении слов по алфавиту. Составление списка учеников своего класса в алфавитном порядке. Чистописание. |
Внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний. Выраженная устойчивая учебно – познавательная мотивация учения. Устойчивый учебно – познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности. Адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». |
Повторят последовательность букв в русском алфавите, названия букв. Будут уметь пользоваться алфавитом, уметь отвечать на вопросы, записывать слова в алфавитном порядке. |
|
|
5 |
Гласные и согласные в алфавите.
|
Выделение слов только с глухими согласными; со звонкими согласными; с глухими и звонкими согласными. Замена твёрдых согласных на мягкие, звукобуквенный анализ слов. Нахождение мягких согласных. Чистописание. |
Научатся различать гласные и согласные звуки и буквы, будут знать их признаки, характеризовать парные твердые и мягкие согласные звуки, парные звонкие и глухие; отвечать на вопросы, составлять несложный рассказ по теме.
|
|
|
|
6 |
Звукобуквенный анализ слов. |
Звукобуквенный анализ слов. Составление рассказа по картинам, его озаглавливание. Чистописание. |
Будут выполнять звуко-буквенный анализ слов, чертить схему предложения, составлять рассказ по картинкам. |
|
|
|
7 |
Употребление ь на конце и в середине слова. |
Повторение правила: «Мягкий знак на конце и в середине слова». Звукобуквенный анализ слов с ь. Упражнения в изменении слов по образцу, подбор слов, противоположных по смыслу, слова с Ь – м. Чистописание. |
Внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний. Выраженная устойчивая учебно – познавательная мотивация учения. Устойчивый учебно – познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности. Адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». Осознанные эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. |
Будут обозначать мягкость согласных на письме, объяснять использование мягкого знака в словах, выполнять звуко-буквенный анализ слов, подбирать противоположные по значению слова. |
|
|
8 |
Сравнение по смыслу, произношению и написанию слов типа жар – жарь. |
Звукобуквенный анализ слов. Подбор слов с ь знаком по образцу, иллюстрации. Чистописание. |
Будут обозначать мягкость согласных на письме, объяснять использование мягкого знака в словах, выполнять звуко-буквенный анализ слов. |
|
|
|
9 |
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова. |
Составление рассказа по вопросам. Расположение данных предложений по порядку картинок, озаглавливание и запись рассказа. Заучивание стихотворения наизусть. Чистописание. |
Научатся находить в тексте ответы на поставленные вопросы, понимать и находить информацию в учебно-научном тексте; различать твердые и мягкие согласные звуки и уметь объяснять правила их обозначения; писать словарные слова. |
|
|
|
10 |
Разделительный мягкий знак перед гласными е, ё, ю, я, и. Слитное и раздельное произношение согласного и гласного звуков. Сравнение по смыслу, произношению и написанию слов типа: семя – семья. |
Повторение правила: «Разделительный ь». Объяснение значений пар слов - типа: Коля – колья. Выделение ь знака в словах. Звукобуквенный анализ и дифференциация слов типа: полёт – польёт. Упражнения в умении вставлять ь разделительный в словах. Заучивание стихотворения наизусть, письмо по памяти, выделение орфограммы. Чистописание. |
Будут объяснять работу буквы ь после согласных и перед гласными; выделять и вставлять разделительный ь знак в слова. Научатся видеть орфограммы и грамотно писать слова. |
|
|
|
11 |
Правописание слов с разделительным мягким знаком. Правила переноса. |
Повторение правила: «Правила переноса слов с мягким знаком». Звукобуквенный анализ слов. Упражнения в словообразовании: лисий - лисья, шить – шью. Выполнение упражнений в умении переносить слова с ь разделительным. Отгадывание загадок. Чистописание. |
Внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний. Выраженная устойчивая учебно – познавательная мотивация учения. Устойчивый учебно – познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности. Адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». Осознанные эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. |
Повторят правила переноса слов с ь знаком. Будут выполнять звуко-буквеный анализ слов, образовывать слова с разделительным ь знаком. |
|
|
12 |
Дифференциация слов с ь, указывающим мягкость согласного и слов с разделительным мягким знаком. |
Дифференциация на слух и на письме слов с ь разделительным, ь смягчающим. Выполнение упражнений в умении вставлять ь смягчающий, ь разделительный в словах, предложении. Составление описательного рассказа по картине. Озаглавливание рассказа. Чистописание. |
Научатся на слух и письме различать слова с разделительным и смягчающим ь знаком. Научатся создавать текст по предложенной предметной картинке, соотносить собственный текст с условиями общения. |
|
|
|
13-14 |
Контрольный диктант № 1. Работа над ошибками. |
Письмо под диктовку с грамматическим заданием. Анализ выполненной работы. |
Научатся видеть орфограммы и грамотно писать слова, работать над ошибками. |
|
|
|
15 |
Правописание сочетаний шипящих с гласными.
|
Повторение правила: «Гласные после шипящих». Запись названий предметов, изображённых на картинке, в названии которых есть гласные после шипящих. Изменение слов по образцу типа: служить – служи. Запись предложений, вставляя в слова пропущенные гласные. Запись пословиц по памяти, объяснение правописания слов, объяснение смысла пословиц. Чистописание. |
Внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний. Выраженная устойчивая учебно – познавательная мотивация учения. Устойчивый учебно – познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности. Адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». Осознанные эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. |
Будут знать изученные орфограммы; уметь распознавать шипящие согласные, определять тип орфограммы, подбирать слова на изученные правила, правильно писать сочетания гласных с шипящими: жи – ши, ча – ща, чу – щу; составлять и записывать предложения, вставляя в слова пропущенную букву. |
|
|
16 |
Дифференциация изученных орфограмм. Сочетание гласных с шипящими. |
Составление таблицы на доске и в тетрадях: шипящие, гласные. Запись ответов на вопросы. Подбор слов на данное правило, объяснение правописания. Нахождение слов на знакомые правила и объяснение правописания. Составление рассказа по плану с опорой на данные предложения. Чистописание. |
Будут знать изученные орфограммы; уметь анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила; составлять рассказ по предложенному плану с опорой на предложения, отвечать на поставленные вопросы. |
|
|
|
17 |
Дифференциация парных звонких и глухих согласных. |
Дифференциация парных звонких и глухих согласных. Упражнения на различение звонких и глухих согласных. Повторение правила: «Правописание парных согласных на конце слов». Подбор проверочных слов по образцу: один – много. Чистописание. |
Внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний. Выраженная устойчивая учебно – познавательная мотивация учения. Устойчивый учебно – познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности. Адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». Осознанные эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. |
Научатся находить в тексте слова с местом возможной ошибки (орфограммой); подбирать проверочные слова к парным по звонкости-глухости согласным, требующим проверки. |
|
|
18 |
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Правило проверки. |
Подбор проверочных слов через игру «Буквы спорят». Отгадывание загадок, запись отгадок, подбор проверочных слов. Упражнения в выделении парного согласного в конце слова. Чистописание. |
Будут группировать слова по типу орфограммы и по месту орфограммы в слове; уметь зрительно и на слух находить изученные орфограммы и безошибочно писать слова, списывание текста, делать звуко-буквенный разбор слов.
|
|
|
|
19 |
Подбор проверочных слов путём изменения формы слова и подбора родственных слов.
|
Запись названий предметов, нарисованных на картинках; проверка звонких и глухих согласных в этих словах. Запись текстов с пропущенными буквами в словах, подбор и запись проверочных слов. Чистописание. |
Будут группировать слова по типу орфограммы и по месту орфограммы в слове; уметь обозначать буквой парный согласный в корне, приводить примеры слов с изучаемой орфограммой, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль при проверке выполнения письменной работы. |
|
|
|
20 |
Правописание парных звонких и глухих согласных в середине слова.
|
Упражнения в выделении парного согласного в середине слова. Выбор проверочного слова из ряда слов. Запись предложений, вставить пропущенную согласную в слове, подобрать проверочное слово. Чистописание. |
Будут уметь писать слова на изучаемое правило; работать с орфографическим словарем, обозначать согласный звук буквой, подбирать проверочное слово. |
|
|
|
21 |
Произнесение и написание согласного перед глухим согласным и перед гласным. |
Проверка сомнительной согласной по образцу. Запись текста «Ястреб» по плану. Чистописание. |
Будут группировать слова по типу орфограммы и по месту орфограммы в слове; находить зрительно и на слух изученные орфограммы, проверять и безошибочно писать слова; составлять рассказ по предложенному плану. |
|
|
|
22 |
Правило проверки звонких и глухих согласных в середине слова. |
Проверка сомнительной согласной по образцу. Запись текстов с пропущенными буквами в словах, подбор и запись проверочных слов. Заучивание стихотворения, запись по памяти. Чистописание. |
Внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний. Выраженная устойчивая учебно – познавательная мотивация учения. Устойчивый учебно – познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности. Адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». Осознанные эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Эмпатии как осознанное понимание чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. |
Будут знать правописание звонких и глухих согласных в середине слова; уметь проверять написание звонкой и глухой согласной в середине слова путём изменения формы слова. |
|
|
23 |
Подбор предлагаемым словам проверочных (родственных) слов по образцу. |
Составление предложений из слов, нахождение слов со звонкими согласными, объяснение орфограммы. Подбор родственных слов по образцу. Чистописание. |
Будут знать правописание звонких и глухих согласных в середине слова; уметь проверять написание звонкой и глухой согласной в середине слова путём подбора родственных слов. |
|
|
|
24 |
Объяснение правописания звонких и глухих согласных в середине слова. |
Проверка сомнительной согласной по образцу. Нахождение слов на знакомые правила, объяснение орфограмм. Составление рассказа с опорой на слова и предложения. Чистописание. |
Будут знать правописание звонких и глухих согласных в середине слова; уметь объяснять и проверять написание звонкой и глухой согласной в середине слова; составлять рассказ с опорой на слова и предложения. |
|
|
|
25 |
Дифференциация изученных орфограмм
|
Повторение изученных правил: «Звонкие и глухие согласные в середине слова», «Звонкие и глухие согласные на конце слова», «Разделительный мягкий знак», «Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного». Запись примеров по образцу. Выбор слов на знакомые правила из текста, объяснение правописания. Составление предложений из слов, объяснение написаний выделенных слов. Составление поздравительной открытки с днём рождения. |
Будут знать изученные орфограммы; уметь анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила; составлять предложения из слов, открытку с днём рождения. |
|
|
|
26-27 |
Контрольный диктант № 2. Работа над ошибками. |
Письмо под диктовку с грамматическим заданием. Анализ выполненной работы. |
Научатся видеть орфограммы и грамотно писать слова, работать над ошибками. |
|
|
|
28 |
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Изменение места ударения в слове. Различение ударных и безударных гласных.
|
Повторение правила: «Ударные и безударные гласные». Постановка ударения в словах. Упражнения в записи слов и вставлении пропущенных безударных гласных. Запись ответов на вопросы к тексту. Составление предложений из слов. Выделение слов на данное правило и закрепление способов проверки. Чистописание. |
Внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний. Выраженная устойчивая учебно – познавательная мотивация учения. Устойчивый учебно – познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности. Адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». Осознанные эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Эмпатии как осознанное понимание чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. |
Повторят правило: «Ударные и безударные гласные». Будут знать гласные звуки и буквы; уметь правильно ставить ударение в словах, выделять ударные гласные голосом, объяснять смысл слов, составлять предложение из слов, записывать ответы на вопросы к тексту. |
|
|
29 |
Постановка ударения в двухсложных и трёхсложных словах. Выделение ударной и безударной гласной.
|
Нахождение из слов проверочного слова. Подбор проверочных слов по образцу. Отгадывание загадок, запись отгадок вместе с проверочным словом. Упражнения в записи текста. Изменение слов по образцу типа: мост – мосты. Чистописание. |
Будут выделять орфограммы в слове, подбирать проверочные слова под каждую орфограмму, грамотно записывать слова с безударными гласными, упражняться в записи текста. |
|
|
|
30 |
Сравнение произношения и написания ударной и безударной гласной.
|
Вставление пропущенной буквы в слова, подбор проверочного слова. Запись частей рассказа по порядку. Объяснение написания слов на знакомые правила. Упражнения в выделении «опасных гласных». Чистописание. |
Внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний. Выраженная устойчивая учебно – познавательная мотивация учения. Устойчивый учебно – познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности. Адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». Осознанные эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Эмпатии как осознанное понимание чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. |
Будут уметь правильно ставить ударение; различать ударные и безударные гласные, правильно произносить слова, выделять ударный гласный, упражняться в записи частей рассказа по порядку. |
|
|
31 |
Единообразное написание ударной и безударной гласной в различных формах одного и того же слова. |
Составление и озаглавливание рассказа, отвечая на вопросы по картинке, нахождение в нём безударных гласных. Объяснение проверки безударной гласной. Упражнения в выделении ударных гласных в родственных словах. Чистописание. |
Будут уметь правильно ставить ударение; различать ударные и безударные гласные в группе слов-родственников, правильно произносить слова, выделять ударный гласный, составлять рассказ по картинке, отвечая на вопросы. |
|
|
|
32 |
Правописание безударных гласных путём подбора по образцу родственных слов. |
Закрепление правила: «Правописание безударных гласных в корне слова». Письмо слов с безударной гласной, объяснение написания слов с опорой на таблицу. Чистописание. |
Научатся подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне. Будут объяснять, доказывать правильность написания слов с изучаемой орфограммой, правильно ставить ударение в слове.
|
|
|
|
33 |
Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова. |
Подбор проверочных слов путём изменения формы слова. Письмо слов с безударной гласной, объяснение написания слов с опорой на таблицу. Чистописание. |
Будут выделять орфограммы в слове, подбирать проверочные слова под каждую орфограмму, грамотно записывать слова с безударными гласными, упражняться в чтении и записи текста. Научатся составлять план рассказа; находить в тексте ответы на поставленные вопросы.
|
|
|
|
34 |
Объяснение написания слов с безударной гласной. |
Чтение текста, обсуждение. Вставка пропущенных слов в предложения. Чистописание. |
|
|
||
35 |
Выделение слов на данное правило и закрепление способов проверки. |
Составление рассказа по картинке: ответы на вопросы учителя по содержанию, составление плана рассказа. Запись ответов на вопросы. Чистописание. |
|
|
||
36-37 |
Контрольный диктант № 3. Работа над ошибками. |
Письмо под диктовку с грамматическим заданием. Анализ выполненной работы. |
Научатся видеть орфограммы и грамотно писать слова, работать над ошибками. |
|
|
|
38-39 |
Непроверяемые безударные гласные. |
Словарная работа. Чистописание. Работа с орфографическим словарём. |
Внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний. Выраженная устойчивая учебно – познавательная мотивация учения. Устойчивый учебно – познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности. Адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». Осознанные эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Эмпатии как осознанное понимание чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. |
Будут уметь работать с орфографическим словарем; контролировать правильность написания слов, находить и исправлять ошибки. |
|
|
40-42 |
Дифференциация слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.
|
Словарная работа. Упражнения в различении слов с безударными гласными проверяемыми ударением и слов с непроверяемыми безударными гласными. Отгадывание загадок; объяснение смысла пословиц; запись ответов на вопросы по тексту. Знакомство с планом объяснения проверки безударной гласной и объяснение написания слов с парной согласной в корне. Чистописание. |
Научатся писать слова с удвоенными согласными, контролировать правильность записи текста. Будут уметь работать с орфографическим словарем, изменять формы слова и запоминать данные формы, составлять предложения по вопросам; упражняться в различении слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. |
|
|
|
43-45 |
Дифференциация орфограмм с безударной гласной и со звонкой и глухой согласной в корне. |
Словарная работа. Работа с деформированным текстом; ответы на вопросы по тексту, описывание предметов по картине. Закрепление умения различать слова с «опасными» буквами. Чистописание. |
Научатся видеть орфограммы и грамотно писать слова. Будут работать с деформированным текстом, записывать ответы на вопросы по тексту, составлять описание по вопросам и с опорой на картину. |
|
|
|
46-47 |
Дифференциация изученных орфограмм.
|
Отгадывание загадок, объяснение пословиц. Составление рассказа из деформированного текста. Чистописание. |
Научатся видеть орфограммы и грамотно писать слова, использовать прием объяснения значения слова через родственное. Будут работать с деформированным текстом. |
|
|
|
48-49 |
Контрольный диктант № 4. Работа над ошибками. |
Письмо под диктовку с грамматическим заданием. Анализ выполненной работы. |
Научатся видеть орфограммы и грамотно писать слова, работать над ошибками. |
|
|
|
50 |
Звуки и буквы. Повторение. |
Упражнения в умении находить в предложениях, в тексте слова на знакомые правила. Объяснение правописания этих слов. Работа по картине: нахождение предметов, в названии которых есть слова с безударной гласной и парной согласной. Запись ответов на вопросы по тексту. |
Научатся видеть и дифференцировать орфограммы, грамотно писать слова. Будут записывать ответы на вопросы по тексту. |
|
|
|
Слово – 22 часа |
||||||
51 |
Выделение слов, обозначающих предметы, и их различение по вопросам: кто? что? Согласование слов, обозначающих предметы и действия. |
Повторение правила «Название предметов». Нахождение слов в стихотворении, отвечающих на вопросы: кто?, что? Заучивание стихотворения. Запись его по памяти. Работа по картине: нахождение предметов и запись слов, отвечающих на вопросы: кто? что? Узнавание слов, обозначающих признаки предметов. Чистописание. |
Внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний. Выраженная устойчивая учебно – познавательная мотивация учения. Устойчивый учебно – познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности. Адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». Осознанные эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Эмпатии как осознанное понимание чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. |
Научится находить информацию в тексте для прямого вопроса, выявлять закономерности и группировать слова по выделенным признакам; распознавать части речи и согласовывать их по вопросам.
|
|
|
52 |
Изменение формы слова, обозначающего предмет, использование при этом вопросов. Знакомство с антонимами и синонимами без называния терминов («Слова – друзья» и «Слова – враги»). |
Упражнения в изменении формы слова, обозначающего предмет по вопросам. Составление предложений с данными группами слов. Описание предметов по картине и вопросам. Письмо по образцу. Чистописание. |
Научатся распознавать в речи синонимы и антонимы. Будут подбирать необходимые слова, работать со словарем, изменять слова по вопросам и наблюдать за изменением формы слова, составлять устный рассказ на заданную тему с опорой на картину и вопросы. |
|
|
|
53 |
Различение формы слова, обозначающего действия предмета. Использование вопросов в упражнениях на формообразование. Выделение слов, обозначающих название предметов и действий.
|
Повторение правила «Название действий». Запись предложений, выделение слов, обозначающих предмет и действия. Упражнения в выделении слов, обозначающих действия. Составление предложений с опорой на картинку, выбирая названия действия по вопросам. Выписывание названия действий по вопросам. Нахождение слов, обозначающих действия, в предложениях, в тексте. Постановка вопроса к названиям действий. Чистописание. |
Научится делать небольшие выводы по прочитанному; выделять существенные признаки слов – действий, ставить вопросы к словам, обозначающим действие и изменять их форму; выделять главные члены предложения; писать без ошибок словарные слова; составлять и записывать предложения по картинке.
|
|
|
|
54 |
Название признаков. Выделение слов, обозначающих признаки предметов с помощью вопросов. |
Повторение правила «Название признаков». Различение предметов по признакам – величине, цвету, форме. |
Научится находить слова – признаки в тексте и ставить к ним вопросы; изменять слова, обозначающие признаки по числам. Будут учиться на основе наблюдения выделять грамматические признаки данных слов и делать небольшие выводы; работать со словарём. |
|
|
|
55 |
Различение формы слова, обозначающего признаки предмета. |
Составление рассказа, изменяя порядок данных частей. Озаглавливание рассказа. |
|
|
||
56 |
Использование вопросов в упражнениях на формообразование. |
Запись описания погоды с выборочным использованием словаря. |
Внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний. Выраженная устойчивая учебно – познавательная мотивация учения. Устойчивый учебно – познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности. Адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». Осознанные эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Эмпатии как осознанное понимание чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. |
|
|
|
57 |
Согласование слов, обозначающих признаки предметов, со словами, обозначающими названия предметов.
|
Выделение в предложениях слов, обозначающих предметы, со словами, обозначающими признаки предмета по вопросам. Согласование названия признаков и названия предметов по вопросам. Нахождение и выделение слов, обозначающих предметы, признаки предметов. |
Будут иметь представление о согласовании; находить и выделять слова, обозначающие предметы, признаки предметов; подбирать к словам, обозначающих предметы подходящие слова, обозначающие признаки предмета и наоборот.
|
|
|
|
58 |
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
|
Запись предложений, выделение слов, обозначающих предмет и действия. Упражнения в согласовании слов, обозначающих предметы и названия признаков и действий. Составление рассказа о себе или о своём друге по образцу, выделяя названия предметов, признаков и действий. Отгадывание загадок. Нахождение и обозначение, слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов в тексте. Связь слов в предложении по вопросам. |
Будут применять изученные правила в самостоятельной работе; находить и выделять слова, обозначающие предметы, действия и признаки предметов; правильно согласовывать слова в предложении. Научатся составлять рассказ о себе по образцу.
|
|
|
|
59-60 |
Контрольная работа № 5. Работа над ошибками. |
Письмо под диктовку с грамматическим заданием. Анализ выполненной работы. |
Научатся видеть орфограммы и грамотно писать слова, работать над ошибками. |
|
|
|
61 |
Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, сёл, улиц, площадей). |
Повторение правила: «Имена собственные». Нахождение и запись собственных имен из текста. Нахождение и выделение имён собственных в тексте. Чистописание. |
Внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний. Выраженная устойчивая учебно – познавательная мотивация учения. Устойчивый учебно – познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности. Адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». Осознанные эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Эмпатии как осознанное понимание чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. |
Будут уметь грамотно записывать имена собственные, различать омофоничные слова по смыслу (Роза - роза), корректно использовать кавычки и правильно записывать инициалы, правильно подписывать тетрадь с учетом половой принадлежности носителя фамилии. Будут находить и выделять имена собственные в тексте, заканчивать предложения, выбирая слова из скобок. |
|
|
62 |
Расширение круга имён собственных. Название морей, рек, озёр, гор.
|
Согласование названий предметов и имён этих предметов. Придумывание и запись названия предметов (тех, кому можно дать имя) вместе с их именами. Чистописание. |
|
|
||
63 |
Правописание имён собственных. Дифференциация слов типа мир – площадь Мира. Адрес на конверте. |
Образование и запись названия площадей (мир — площадь Мира). Заканчивание предложения, выбирая слова из скобок. Чистописание. |
|
|
||
64 |
Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами.
|
Вставление предлогов в предложения по смыслу. Составление предложений из слов, изменение окончаний слов по смыслу в зависимости от предлогов. Составление предложений из слов, используя необходимые предлоги. Чистописание. |
Внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний. Выраженная устойчивая учебно – познавательная мотивация учения. Устойчивый учебно – познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности. Адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». Осознанные эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Эмпатии как осознанное понимание чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. |
Будут знать правописание предлогов; уметь находить предлоги в предложении и писать их раздельно со слова, правильно графически изображать предлог в схеме предложения. |
|
|
65 |
Роль предлога в обозначении пространственного расположения предметов. Предлоги до, без, под, над, около, перед и их раздельное написание с другими словами. Произношение предлогов в, под, над, без, с, из в зависимости от рядом стоящего слова. Составление предложений с предлогами. |
Повторение правила: «Написание предлогов со словами». Вставление предлогов в предложения по смыслу. Заучивание стихотворения наизусть, запись по памяти, выделение предлогов. Выделение предлогов из потока речи. Чистописание. |
Будут знать правописание предлогов; уметь выделять предлог из потока речи, находить предлоги в предложении и писать их раздельно со слова, правильно графически изображать предлог в схеме предложения. |
|
|
|
66-67 |
Контрольный диктант № 6. Работа над ошибками. |
Письмо под диктовку с грамматическим заданием. Анализ выполненной работы. |
Научатся видеть орфограммы и грамотно писать слова, работать над ошибками. |
|
|
|
68 |
Разделительный твердый знак. |
Знакомство со словами, в которых есть разделительный твёрдый знак. Упражнения в запоминании этих слов: замена выражения одним словом, замена слов близкими по смыслу. Дописывание предложений словами с разделительным твёрдым знаком. Упражнения в умении записывать объявление. |
Научатся соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания. Будут выполнять звукобуквенный анализ слов, употреблять изученные правила, писать безошибочно слова с разделительным ъ знаком. |
|
|
|
69 |
Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов. Подбор родственных слов и выделение корня. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. |
Выделение слов – родственников, образование родственных слов с опорой на картинку. Выделение общей части - корня. Заучивание правила: «Родственные слова». Выделение корня из родственных слов, образование родственных слов по данному корню. Составление рассказа по серии картинок, используя данные сочетания слов, выделение корня в родственных словах. Чистописание. |
Внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний. Выраженная устойчивая учебно – познавательная мотивация учения. Устойчивый учебно – познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности. Адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». Осознанные эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Эмпатии как осознанное понимание чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. |
Научатся распознавать однокоренные слова, выделять в них корень, одинаково писать гласные в корне однокоренных слов, подбирать примеры однокоренных слов. Будут составлять рассказ по серии сюжетных картинок, используя данные словосочетания.
|
|
|
70 |
Единообразное написание корня в родственных словах. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. |
Выделение корня из родственных слов, образование родственных слов по данному корню. Подбор родственных слов и их запись по образцу: ход — ходить, рёв — реветь. Выделение предложений с родственными словами, выделение проверочного слова. Упражнения в образовании родственных слов по вопросам, выделение проверочного слова, корня. Составление рассказа по серии картинок и началу рассказа. Чистописание. |
Научится объяснять, что такое однокоренные слова и корень слова, использовать прием объяснения значения слова через родственное; составлять рассказ по серии картинок и началу. Будут выделять корень, подбирать проверочные слова, образовывать родственные слова по данному корню. |
|
|
|
71-72 |
Контрольный диктант № 7. Работа над ошибками. |
Письмо под диктовку с грамматическим заданием. Анализ выполненной работы. Составление сказки о Весне по образцу. |
Научатся видеть орфограммы и грамотно писать слова, работать над ошибками. |
|
|
|
Предложение – 21 час |
||||||
73 |
Простое предложение. Предложение как единица речи. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Оформление предложения в устной и письменной речи. |
Повторение правила: «Предложение». Сбор предложения из слов. Чтение стихотворения и выделение количества слов. Запись ответов на вопросы с опорой на картину. Запись рассказа и его озаглавливание. Выбор в текстах, стихотворении слов на знакомые правила, объяснение правописания. Чистописание. |
Внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний. Выраженная устойчивая учебно – познавательная мотивация учения. Устойчивый учебно – познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности. Адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». Осознанные эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Эмпатии как осознанное понимание чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. |
Квалифицировать предложение и текст по совокупности признаков. Выявлять смысловые части текста. Научатся видеть орфограммы и грамотно писать слова. Будут уметь составлять предложение из слов, записывать ответы на вопросы. |
|
|
74 |
Предложение как выражение законченной мысли. Составление предложений.
|
Дописывание предложений. Составление предложений из слов. Составление рассказа по серии картинок, озаглавливание, запись рассказа (с опорой на картинки). Чистописание. |
Закрепят правило: «Оформление предложения на письме». Будут уметь дописывать и составлять из слов предложения, составлять и озаглавливать рассказ с помощью сюжетных картинок. |
|
|
|
75 |
Порядок слов в предложении и установление связи между ними по вопросам. |
Составление рассказа по плану, по образцу; по началу и главной части рассказа. Связывание слов в предложениях по смыслу, изменение окончаний слов. Чистописание. |
Будут составлять и записывать рассказ по плану или по образцу, правильно согласовывать слова в предложении. |
|
|
|
76 |
Обобщение знаний о предложении. |
Закрепление правила: «Предложение». Запись текста с разделением его на предложения. Чистописание. |
Будут иметь представление об изменении значения слова в зависимости от интонации, произносить фразы с разными интонациями в зависимости от речевой задачи, рассказывать о предложении как структурной единице языка. |
|
|
|
77-78 |
Контрольный диктант № 8. Работа над ошибками. |
Письмо под диктовку с грамматическим заданием. Анализ выполненной работы. |
Научатся видеть орфограммы и грамотно писать слова, работать над ошибками. |
|
|
|
79 |
Предложение как часть текста. Установление связи предложений в тексте.
|
Упражнения в умении связывать слова в предложении по вопросам. Установление связи предложений в тексте. Упражнения на распространение предложений. Вставка в каждое предложение подходящие по смыслу слова, чтобы рассказ получился полнее и интереснее. Описание изделия, изготовленного на уроке труда по плану. |
Внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний. Выраженная устойчивая учебно – познавательная мотивация учения. Устойчивый учебно – познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности. Адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». Осознанные эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Эмпатии как осознанное понимание чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Компетентность в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности. |
Повторят правила: «Текст», Предложение». Будут составлять и распространять предложения; составлять из предложений небольшой текст. |
|
|
80 |
Знаки препинания в конце предложения.
|
Запись текста, постановка знаков препинания в конце предложения. Запись текста, вставляя пропущенные предложения. Чистописание. |
Будут грамотно оформлять предложения на письме в зависимости от цели высказывания и интонации произношения, классифицировать предложения по разным основаниям, анализировать свои ошибки, выполнять задания по аналогии. |
|
|
|
81 |
Повествовательное и вопросительное предложения. Их интонационное оформление. Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным словам. |
Чтение разговора по ролям. Выделение голосом вопросительных предложений. Запись загадок и отгадок. Добавление вопросительных предложений. Чтение стихотворения по ролям, правильно передавая интонацию вопроса и ответа. |
Будут различать предложения по цели высказывания; иметь представление о вопросительных словах в предложении; объяснять знаки препинания в предложениях разных типов; уметь составлять предложение по словам, по вопросам, по картинкам. |
|
|
|
82 |
Постановка знаков препинания в повествовательном и вопросительном предложениях. Сопоставление этих предложений. Построение вопросительного предложения. |
Упражнения в написании письма. Построение вопросительных предложений. Постановка знаков препинания в конце повествовательного и вопросительного предложений. Чистописание. |
|
|
||
83 |
Восклицательное предложение. Его интонационное оформление. Постановка знаков препинания в конце разных по интонации предложений. |
Чтение восклицательных предложений. Выделение предложений, которые выражают радость, приказ, приветствие. Выделение голосом и запись восклицательных предложений. Постановка знаков препинания в конце разных по интонации предложений. Закрепление, выделение слов из текста на знакомые орфограммы. |
Будут иметь представление об интонации предложений, отличать восклицательные предложения, читать предложения и тексты с соблюдением интонации, оформлять восклицательные предложения на письме, ставить нужный знак в конце предложения. |
|
|
|
84-85 |
Контрольный диктант № 9. Работа над ошибками. |
Письмо под диктовку с грамматическим заданием. Анализ выполненной работы. |
Научатся видеть орфограммы и грамотно писать слова, работать над ошибками. |
|
|
|
86-87 |
Главные и второстепенные члены предложения. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным текстом.
|
Знакомство с правилом: «Главные и второстепенные члены предложения». Определение связи слов в предложении по вопросам. Дополнение предложений второстепенными словами. Озаглавливание, запись текста. Выделение главных членов предложения и второстепенных. Запись ответов на вопросы по тексту, выделение главных и второстепенных членов предложения. |
Внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний. Выраженная устойчивая учебно – познавательная мотивация учения. Устойчивый учебно – познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности. Адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». Осознанные эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Эмпатии как осознанное понимание чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Компетентность в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности. |
Применять правило о написании предложения. Уметь составлять предложения, схемы предложений и записывать их; выделять предложения из речи и текста; правильно строить предложения и устанавливать связь между ними. Научатся определять грамматическую основу предложения, определять второстепенные члены. |
|
|
88 |
Понятиео подлежащем. Выделение подлежащего. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. |
Придумывание по началу и концу главной части рассказа. Выделение подлежащего в предложении. Чистописание. |
Научатся определять подлежащее в предложении, устанавливать связи слов, составлять текст из набора предложений. |
|
|
|
89 |
Понятие о сказуемом. Выделение сказуемого. Выделение подлежащего и сказуемого в предложении. Коллективное составление небольших по объёму изложений и сочинений (20 – 30 слов) по плану, опорным словам, вопросам и иллюстрации. Написание письма родным. |
Составление текста по вопросам, изменяя слова по смыслу. Выделение сказуемого в предложении. Чистописание. |
Научатся определять сказуемое в предложении, устанавливать связи слов; прогнозировать содержание по названию, части плана, проверять свои предположения по тексту, письменно излагать текст по дополненному плану |
|
|
|
90-91 |
Главные члены предложения. Понятие о второстепенных членах предложения. Грамматический разбор. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. |
Вставка в предложения подлежащего и сказуемого. Выделение подлежащего и сказуемого в предложении. Выделение в предложениях второстепенных слов. Запись предложений, нахождение главных слов, запись вопросов, которые задают главные слова второстепенным словам. Чистописание |
Будут характеризовать главные члены предложения, определять главные члены в предложении, корректно задавать вопросы к частям речи, иметь первичное представление о второстепенных членах предложения, как словах, способствующих расширению информации о главных членах; распространять предложения. |
|
|
|
92-93 |
Контрольный диктант № 10. Работа над ошибками. |
Письмо под диктовку с грамматическим заданием. Анализ выполненной работы. |
Научатся видеть орфограммы и грамотно писать слова, работать над ошибками. |
|
|
|
Повторение – 9 часов |
||||||
94 |
Мягкий знак в слове.
|
Запись предложений из слов с ь знаком. Повторение алфавита. Запись словарных слов в алфавитном порядке. Вставка пропущенных букв в тексте, объяснение правописание слов. Чистописание. |
Внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний. Выраженная устойчивая учебно – познавательная мотивация учения. Устойчивый учебно – познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности. Адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». Осознанные эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Эмпатии как осознанное понимание чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Компетентность в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности. Моральное сознание, способность к решению моральных проблем на основе учёта позиций партнёров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
Повторят алфавит, написание слов с ь знаком, написание словарных слов. Будут уметь вставлять пропущенную букву в слово. |
|
|
95 |
Родственные слова.
|
Упражнения в получении родственных слов по вопросам, выделение корня. Упражнения в закрепление единообразного написания корня в родственных словах. Чистописание. |
Будут распознавать однокоренные слова, выделять в них корень, одинаково писать гласные и согласные в корне однокоренных слов, подбирать примеры однокоренных слов.
|
|
|
|
96 |
Предлог.
|
Составление и запись предложений и небольших текстов с предлогами. Выделение предлогов из текста. Чистописание. |
Будут уметь выделять предлоги из предложения и текста; составлять и записывать предложения с предлогами. |
|
|
|
97 |
Предложение. Виды по интонации. |
Запись ответов на вопросы. Чистописание. |
Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения, осуществлять коррекцию ошибок по алгоритму, выполнять задания по аналогии |
|
|
|
98 |
Главные и второстепенные члены предложения. |
Выделение в предложениях главных и второстепенных членов предложения. Чистописание. |
Будут определять главные и второстепенные члены в предложении, корректно задавать вопросы к частям речи; распространять предложения. |
|
|
|
99-100 |
Контрольный диктант №11. Работа над ошибками. |
Письмо под диктовку с грамматическим заданием. Анализ выполненной работы. |
Научатся видеть орфограммы и грамотно писать слова, работать над ошибками. |
|
|
|
101-102 |
Повторение. |
Объяснение орфограмм, нахождение слов в предложениях с данными орфограммами. Чистописание. |
Будут группировать слова по типу орфограммы и по месту орфограммы в слове; уметь приводить примеры слов с изучаемой орфограммой, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль при проверке выполнения письменной работы. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.