Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Емельяновский детский сад «Радуга» комбинированной направленности
________________________________________________________________________________________________________
Календарно-тематическое планирование
индивидуальной работы с воспитанником
_______________________________________________
по коррекции звукопроизношения
на 2018-2019 учебный год
Составил:
Учитель-логопед 1 кв. категории
В.Д. Полещук
пгт. Емельяново, 2018
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.
Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.
I. Подготовительный
Задачи – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой работе, а именно:
- вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
-формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
-в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
-укрепление физического здоровья (консультации врачей – узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).
II. Формирование произносительных умений и навыков.
Задачи:
- устранение дефектного звукопроизношения;
-развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1.Постановка звуков в такой последовательности:
свистящие С,З, Ц, Сь,Зь
шипящий Ш
сонорЛ
шипящийЖ
сонорыР, Рь
шипящие Ч,Щ
Способ постановки смешанный.
Подготовительные упражнения:
для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щепотка», «Футбол», «Фокус»
для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
для Р, РЬ: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2.Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:
а) С, З, Ш, Ж, Сь, Зь, Ль автоматизируются в начале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ,Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) Р, Рь можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3.Автоматизация звуков в слогах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в слогах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в группы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4.Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
5.Дифференциация звуков:
С-З, С-Сь, С-Ц, С-Ш;
Ж-З, Ж-Ш;
Ч-Сь, Ч-Т, Ч-Щ;
Щ-Сь, Щ-Ть, Щ-Ч, Щ-Ш;
Р-Л, Р-Рь, Р-Ль, Р- Й, Ль-Л;
6.Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде…).
III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.
V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
Лексические и грамматические упражнения;
нормализация просодической стороны речи;
обучение рассказыванию.
№ п\п |
Этапы в содержание работы по коррекции фонетических нарушений речи |
Содержание работы по коррекции фонематической системы речи |
Обогащение лексико-грамматической системой речи (в практическом плане) |
Кол-во часов |
Дата проведения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Свистящие звуки |
|||||
1. |
Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания свистящих звуков |
Развитие слухового внимания на неречевых звуках. Уточнение понятий «предложение», «слово», «звук». Выделение 1-го гласного звука в словах. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слогов типа уа, ау. |
|
|
|
2. |
Постановка звука С |
Формирование понятия места звука в слове. Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука в слове, умения слышать звук «С» в начале и в конце слова, развитие навыков звуко-буквенного анализа слов типа ум, му, мак. |
Обогащение словарного запаса словами со звуком С произносится на каждом занятии. |
|
|
3. |
Автоматизация звука С; а) в прямом слоге в начале слова; б) в прямом слоге в середине слова; в) в закрытом слоге; г)в сочетании с согласными д) в играх, стихах, пересказах, чтении, спонтанной речи. |
Выделение хорошо произносимого звука в середине слова. Определение наличия звука С в словах на слух. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слов в такой последовательности: маки, сумка, пе-сок, столы. Определение последовательности звуков в слове: какой по счету, за каким звуком стоит. Ударение. |
Тема: «Посуда», «Сад», Словообразование: уменьшительные суффиксы существительных. Развитие связной речи. |
|
|
4. |
Постановка звука Сь и автоматизация его (аналогично звуку С). |
Учить слышать звук Сь среди звуков, слогов, определить его место в них. Формирование понятия твердости и мягкости звуков. |
Повелительная форма глагола, изменение существительных по падежам. |
|
|
5. |
Дифференциация звуков С-Сь |
Дифференциация на слух звуки С и Сь (твердость, мягкость).Деление слов на слоги. |
Животные и их детеныши. |
|
|
6. |
Постановка звука З и автоматизация его |
Формирование понятия звонкости и глухости звуков. Учить слышать звук З среди других звуков, слогов, в словах. Дальнейшее закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. Ударение. |
Образование множественного числа существительных. Закрепление навыков построения предложения. |
|
|
7. |
Постановка звука Зь и автоматизация его |
Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. Учить слышать звук Зь среди других звуков слогов. В словах. Закрепление понятия твердости и мягкости звука. Ударение. |
Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. Антонимы. |
|
|
8. |
Дифференциация звуков З и Зь |
Дифференциация твердости и мягкости согласных звуков. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов.
|
Закрепление способов обозначения мягкости согласных на письме. |
|
|
9. |
Дифференциация звуков С и З |
Дифференциация понятий, звонкость и глухость согласных звуков. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов в предложении. Ударение. |
Слова паронимы. Предлоги. |
|
|
10. |
Дифференциация звуков С и Зь |
Закрепление понятий твердости и мягкости согласных |
Словообразование: сложные слова. Звуков, их звонкости и глухости. |
|
|
11. |
Постановка звука Ц и его автоматизация: а) в закрытом слоге; б) в прямом слоге; в) в играх, стихах, чтении, пересказе. |
Учить слышать звук Ц среди других звуков, слогов, в словах. Определять место его в словах. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов, предложений. |
Единственное и множественное число глаголов. Спряжение глаголов. |
|
|
12. |
Дифференциация звуков Ц-Ть |
Дифференцировать эти звуки в словах, определять из место в слове. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа. |
Определение рода существительных |
|
|
13. |
Дифференциация звуков С-Ц |
Дифференцировать на слух эти звуки в словах, слогах. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. |
Словообразование существительных от существительных
|
|
|
Шипящие звуки |
|||||
1. |
Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания шипящих звуков |
Развитие слухового внимания на неречевых звуках. Уточнение понятий «предложение», «слово», «звук». Выделение 1-го гласного звука в словах. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слогов типа уа, ау. |
|
|
|
2. |
Постановка звука Ш |
Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука в слове. Учить слышать среди других звуков, слогов звук Ш в начале и конце слова. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слов типа: он, ум, му, но. Формирование понятия места в слове. |
Обогащение словарного запаса словами со звуком Ш будет проводиться на каждом занятии. |
|
|
3. |
Автоматизация звука Ш
|
Выделение хорошо произносимого звука в середине слова. Определение на слух наличия звука Ш в середине слова. Определение места его в словах. Развитие навыков звуко-буквенного Анализа слов типа: мак, сан-ки, пуш-ка, ме-шок, шкаф, шка-фы. Определение последовательности звука в слове: какой по счету, за каким звуком стоит. |
Образование множественного числа существительных. Согласование количественных числительных с существительными. Спряжение глаголов. Развитие связной речи. |
|
|
4. |
Постановка звука Ж и автоматизация его |
Дать понятие звонкости звука. Определение наличия звука Ж в словах, место его в них |
Обогащение словарного запаса словами со звуком Ж |
|
|
5. |
Автоматизация правильной артикуляции звука Ж и его автоматизация (аналогично звуку Ш). |
Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов: деление слов на слоги; определение последовательности звуков в слове, какой по счету звук, за каким или перед каким звуком звук Ж. |
Р.П. существительных. Спряжение глагола. Обобщающие понятия. Дательный падеж существительных. Развитие связной речи. |
|
|
6. |
Дифференциация звуков Ш-Ж |
Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Дифференциация понятий звонкости и глухости звуков.. |
Развитие связной речи |
|
|
7. |
Дифференциация звуков С-Ш
|
Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Дифференцировать понятия свистящие и шипящие звуки. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. |
Развитие связной речи |
|
|
8. |
Дифференциация звуков З-Ж |
Дифференцировать эти звуки на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закрепление понятие звонкий, глухой свистящий и шипящий звуки. |
Развитие связной речи |
|
|
9. |
Постановка звука Ч и его автоматизация: а) в закрытом слоге; б) в прямом слоге; в) в играх, стихах, чтении, пересказе. |
Учить слышать звук Ч среди других звуков, слогов, в словах. Определять место его в словах. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов, предложений. |
Обогащение словарного запаса словами со звуком Ч. Обобщения. Словообразование (уменьшительные суффиксы существительных) |
|
|
10. |
Дифференциация звуков С-Ч |
Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. |
Спряжение глаголов. Развитие связной речи |
|
|
11. |
Дифференциация звуков Ч-Ц |
Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закреплять понятия мягкости и твердости этих звуков. |
Спряжение глаголов. Развитие связной речи |
|
|
12. |
Постановка звука Щ и его автоматизация: а) в закрытом слоге; б) в прямом слоге; в) в играх, стихах, чтении, пересказе. |
Учить слышать звук Щ среди других звуков, слогов, в словах. Определять место его в словах. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов, предложений. |
Обогащение словарного запаса словами со звуком Щ, определениями, обощениями, словами, обозначающими профессии. Определение рода существительных. Развитие связной речи |
|
|
13. |
Дифференциация звуков Ч-Щ |
Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Определять их место в словах. Ударение. |
Словообразование: уменьшительный суффикс существительных. Развитие связной речи |
|
|
14. |
Дифференциация звуков Ш-Щ |
Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Определять их место в словах |
Спряжение глаголов. Развитие связной речи |
|
|
15. |
Дифференциация звуков Ц-Ч-Щ |
Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Определять их место в словах |
Развитие связной речи |
|
|
16. |
Дифференциация звуков Щ-С |
Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Определять их место в словах |
Развитие связной речи |
|
|
Звук Л |
|||||
1. |
Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания шипящих звуков |
Развитие слухового внимания на неречевых звуках. Уточнение понятий «предложение», «слово», «звук». Выделение 1-го гласного звука в словах. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слогов типа уа, ау. |
|
|
|
2. |
Постановка звука Л |
Формирование понятия места звука в слове. Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука в слове, умения слышать звук «Л» в начале и в конце слова, развитие навыков звуко-буквенного анализа слов типа ум, му, мак. |
Обогащение словарного запаса словами со звуком Р произносится на каждом занятии. |
|
|
3. |
Автоматизация звука Л; а) в прямом слоге в начале слова; б) в прямом слоге в середине слова; в) в закрытом слоге; г)в сочетании с согласными д) в играх, стихах, пересказах, чтении, спонтанной речи. |
Выделение хорошо произносимого звука в середине слова. Определение наличия звука Л в словах на слух. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слов в такой последовательности: маки, сум-ка, пе-сок, сто-лы. Определение последовательности звуков в слове: какой по счету, за каким звуком стоит. Ударение. |
Образование множественного числа существительных. Образование новых слов путем наращивания слогов. Развитие связной речи. |
|
|
4. |
Постановка звука Ль |
Учить слышать звук Ль среди звуков, слогов, определить его место в них. Формирование понятия твердости и мягкости звуков. |
Обобщение. Словообразование: прилагательных от существительных. Множественное число существительных. Р.п. существительных.
|
|
|
5. |
Автоматизация звука Ль; а) в прямом слоге в начале слова; б) в прямом слоге в середине слова; в) в закрытом слоге; г)в сочетании с согласными д) в играх, стихах, пересказах, чтении, спонтанной речи. |
Закрепление навыков звуко-буквенного анализа. Деление слов на слоги. Определение последовательности звуков в словах. |
Развитие связной речи. |
|
|
6. |
Дифференциация звуков Л-Ль |
Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закреплять понятия мягкости и твердости этих звуков. |
Слова-паронимы. Согласование в роде существительных с глаголами прошедшего времени. Антонимы. Развитие связной речи. |
|
|
7. |
Дифференциация звуков Л-В |
Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. |
Слова-паронимы. Развитие связной речи. |
|
|
Звук Р |
|||||
1. |
Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания шипящих звуков |
Развитие слухового внимания на неречевых звуках. Уточнение понятий «предложение», «слово», «звук». Выделение 1-го гласного звука в словах. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слогов типа уа, ау. |
|
|
|
2. |
Постановка звука Р |
Формирование понятия места звука в слове. Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука в слове, умения слышать звук «Л» в начале и в конце слова, развитие навыков звуко-буквенного анализа слов типа ум, му, мак. |
Обогащение словарного запаса словами со звуком Р произносится на каждом занятии. |
|
|
3. |
Автоматизация звука Р; а) в прямом слоге в начале слова; б) в прямом слоге в середине слова; в) в закрытом слоге; г)в сочетании с согласными д) в играх, стихах, пересказах, чтении, спонтанной речи. |
Выделение хорошо произносимого звука в середине слова. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа. Деление слов на слоги. Определение последовательности звуков в словах: ма-ки, ра-ка, ру-кав, кран, кра-ны. |
Обогащение словарного запаса словами со звуком Р. Словообразование уменьшительных суффиксов сущ-ых. Образование мн. числа сущ-ных. Согласование прилагательных с ущ-ми. Родственные слова. Образование 1-го лица ед.числа глаголов. Одушевленные. Неодушевленные предметы. Темы: «Птицы», «Животные». Уточнение конкретно-пространственных значений предметов. Распространение предложений. Тема: «Профессии» антонимы. Словообразование :глагольные приставки. Развитие связной речи. |
|
|
4. |
Постановка звука Рь и автоматизация его (аналогично звуку Р). |
Учить слышать этот звук среди других звуков.слогов, в словах. Формирование понятия твердости и мягкости звуков.закрепление навыков звуко-буквенного анализа. ударение |
Тема: «Овощи», «Кто, где живет?». Согласование сущ-ых с прилагательными. Винительный и Родительный падежи сущ-ых. Образование мн. числа сущ-ых. Определение рода сущ-ых. Многозначность слов. |
|
|
5. |
Дифференциация звуков Р-Рь |
Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закрепление понятий тв. и мягкости звуков. |
Развитие связной речи. |
|
|
6. |
Дифференциация звуков Р-Л |
Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. |
Ласкательный суффиксы сущ-ых. Антонимы. Образование глаголов прошедшего времени, повелительной формы. Образование сложных прилагательных. Развитие связной речи. |
|
|
7. |
Дифференциация звуков Рь-Ль |
Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. |
Антонимы |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.