Календарно-тематическое планирование курса «Занимательная математика» в 8 классе |
||||||
№ занятия |
Дата |
Тема занятия |
Тематические планируемые результаты
|
Основные виды деятельности |
Продукт деятельности |
|
план |
факт |
|||||
Тема (название, количество часов) |
||||||
1 |
04.10.17 |
|
Алгебра. Вводное занятие. |
Знакомство с историей возникновения как науки. Люди, оставившие след в науке. Задачи для знакомства. |
Развивать у учащихся представления о месте алгебры и геометрии в системе наук; поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; уметь организовывать учебное взаимодействие в группе, строить конструктивные отношении со сверстниками. |
Знание истории, людей, оставивших след в науке. Умение решать задачи |
2 |
06.10.17 |
|
Геометрия |
Ознакомить со сведениями о науке. Решение задач |
Знания о науке, умение решать задачи. |
|
3-4 |
11.10.17 13.10.17 |
|
Доказательства от противного и принцип Дирихле |
Разобрать формулировки принципа Дирихле, доказательство принципа методом от противного. Примеры различных задач, решаемых с помощью принципа Дирихле. Самостоятельное решение задач, обсуждение решений. |
Умение решать логические задачи. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций, составлять план выполнения заданий совместно с учителем, записывать выводы в виде правил. |
Понимание принципа Дирихле, умение решать задачи. |
5-6 |
18.10.17 20.10.17 |
|
Примеры и контрпримеры |
Рассмотреть понятия и методику решений соответствующих задач |
Познакомить со способами решения логических задач методом построения опровержения, уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций. Уметь отстаивать точку зрения, аргументируя её. |
Умение приводить контрпример для неких утверждений и доказывать их. |
7-8 |
25.10.17 27.10.17 |
|
Геометрия преображает алгебру |
Показать как можно выводить формулы геометрически. |
Умение решать алгебраические задачи графическим сособом, владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций |
Умение выводить алгебраические формулы геометрическим путём |
9-10 |
08.11.17 10.11.17 |
|
Задачи на развитие логики. |
Понятие высказывания как предложения, о котором можно сказать – истинно оно или ложно. |
Учиться анализировать задачу, обосновывать свои действия, логически мыслить, искать решение, повышать общую культуру мышления, развивать и систематизировать навыки ясного, последовательного и доказательного мышления |
Понятие высказывания как предложения, о котором можно сказать – истинно оно или ложно. |
11-12 |
15.11.17 17.11.17 |
|
Инварианты |
Понятие инварианта некоторого преобразования. Определение четного и нечетного числа. Применение четности при решении задач. Другие стандартные инварианты: перестановки, раскраски |
Понимание понятия инварианта, умение находить способы решения задач используя инварианты, уметь работать в группах, обрабатывать информацию, вести диалог с собеседником, аргументировать свою точку зрения. |
Понимание понятия инварианта, применение знаний для решения задач. |
13-14 |
22.11.17 24.11.17 |
|
Деление с остатком |
Определение. Остатки при сложении, умножении. Умение составлять таблицы умножения остатков. |
Укреплять совершенствование вычислительных навыков, -учить читать и понимать значение каждого знака в записи деления с остатком; -формулировать правило деления с остатком, решать задачи на деление с остатком, обосновывать действия при решении задачи; -делать отбор информации для решения задачи; -слушать и понимать речь других; -высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать |
Умение проводить расчёты. |
15-16 |
29.11.17 01.12.17 |
|
Делимость чисел |
Решать задачи на использование признаков делимости. |
Формирование умений применять признак при решении различных задач, развитие логического мышления и элементов творческой деятельности, воспитание математической культуры учащихся, внимательности, умение преодолевать учебные трудности. |
Умение проводить расчёты. |
17-18 |
06.12.17 08.12.17 |
|
Графы |
Познакомить с решением задач, Понятием простого графа, компонента связности графа. Лемма о рукопожатиях |
Научить школьников видеть граф в условии задачи и грамотно переводить условие на язык теории графов, уметь отстаивать точку зрения, аргументируя её, использовать основные и дополнительные средства получения информации, записывать выводы в виде правил. |
Умение решать задачи с использованием граф. |
19 |
13.12.17 |
|
Математические фокусы |
Показать, что математика очень интересная и нескучная наука, научить показывать математические фокусы. |
Уметь демонстрировать математические фокусы, понимать принцип по которым они работают, изучить литературу по данному вопросу и интернет ресурсы, выбрать и обобщить наиболее интересные, увлекательные математические фокусы. Уметь обобщать и сравнивать данные, разрабатывать последовательности и структуры действий, необходимые для достижения цели при помощи фиксированного набора средств. Уметь организовывать учебное взаимодействие в группе, строить конструктивные отношении со сверстниками. |
Умение показывать математические фокусы, способность привлечь внимание людей, вызвать их заинтересованность. |
20 |
15.12.17 |
|
Простые и составные числа |
Напомнить разложение составного числа на простые множители. Понять как устроены делители составного числа и сколько их может быть. |
Сформировать понятия простого и составного числа, способность к установлению вида числа на основе определения и таблицы. Повторить и закрепить понятия классификации, делителя и кратного, тренировать вычислительные навыки при решении уравнений и примеров. Уметь делать отбор информации для решения задачи, слушать и понимать речь других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать. |
Умение делать сложные вычисления и решать задачи посредством разложения на множители. |
21 |
20.12.17 |
|
НОД и НОК. |
Научиться находить через разложение на простые множители. Решение задач. Вычисление без калькулятора. |
Владение основными умениями нахождения НОК через НОД, развитие логического мышления школьников, повышение скорости вычислительных операций , умение решать задачи красивыми методами подведение под понятие, владение базовыми навыками исследовательской деятельности, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми. |
|
22-23 |
22.12.17 10.01.18 |
|
Алгоритм Евклида |
Показать один из способов нахождения НОД и НОК; связь между ними и числами, для которых находят НОД и НОК |
Владение основными умениями находить НОД, применять универсальный способ нахождения НОД, обобщение и сравнение данных, выведение следствий, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; |
|
24 |
12.01.18 |
|
Математические гонки. |
В игровой форме повторить и подытожить результат изучения предыдущих тем. |
Научатся самостоятельно выбирать способ решения задачи, работать со схемами –инструкциями. Получат возможность развивать умения, использовать изученную терминологию, определять последовательность осуществления логических операций, выполнять инструкции при решении учебных задач, работать в группе. |
Способность увлечь заинтересовать товарищей. Усвоение знаний необходимых для успешного обучения в школе. |
25-26 |
17.01.18 19.01.18 |
|
Индукция |
Ознакомить с понятием индукции. Рассмотреть доказательства методом математической индукции. |
Изучить
метод математической индукции, научить применять метод математической
индукции при решении задач, содействовать развитию у учащихся мыслительных
операций, умение анализировать, синтезировать, сравнивать, |
Умение использовать метод математической индукции для доказательств выражений. |
27 |
24.01.18 |
|
Найди крайнего. |
Рассмотрение в условиях задач крайних случаев: наименьших, самых левых и т.д. |
Умение использовать при решении задач принцип крайнего, умение выбирать из множества способов решения наиболее простой, выполнять задания творческого и поискового характера, составлять план работы, формирование логического мышления, расширение кругозора в области математики, воспитание сознательного отношения к математике, как к важному предмету. |
Тематические знания. |
28-29 |
26.01.18 31.01.18 |
|
Множества |
Показать операции над множествами, использование кругов Ейлера |
Знание и понимание понятий множества, элементов множества, пересечения и объединения множеств, пустого множества, умение находить в несложных ситуациях пересечение и объединение множеств, иллюстрировать с помощью кругов Эйлера соотношение между некоторыми множествами. Развитие навыков анализа, синтеза, обобщения, умения размышлять, аргументировать, воспроизводить информацию, формирование грамотной математической речи.; толерантность, тактичность, коммуникабельность, самокритичность); навыков самостоятельной работы, самоконтроля; |
Умение графически представлять условия задач для оптимального их решения. |
30-31 |
02.02.18 07.02.18 |
|
Решение старинных задач на уравнения. |
Показать задачи на движение, совместную работу, различные задачи |
Знать способы решения задач на вычисление концентрации растворов, движение, совместную работу, научиться составлять дробно-рациональные уравнения по условию задачи, развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся, навыков коммуникативного общения, воспитание чувства ответственности, трудолюбия. |
Знание истории математики и арифметики, умение решать задачи |
32-33 |
09.02.18 14.02.18 |
|
Сумма углов треугольника |
Ознакомить с теоремой о сумме внутренних углов треугольника. Вывод свойства внешнего угла треугольника. Признаки равнобедренных треугольников. Решение задач. |
Знать свойства внешних и внутренних углов треугольника, иметь навыки практического применения этих знаний, развитие зрительного и пространственного восприятия. Развитие коммуникативных навыков (умения работать в группе, слушать и слышать, понимать и принимать |
Умение решать задачи с треугольниками. |
34 |
16.02.18 |
|
Неравенство треугольника |
Решать задачи используя свойства треугольника. |
Уметь применять свойство «неравенство треугольника» и определять несуществующие треугольники, развитие речи, мышления, сенсорной сферы личности и потребностно-мотивационной области, развитие умственной деятельности, способствовать формированию коммуникативной компетенции. |
|
35 |
21.02.18 |
|
Задачи на построение |
Показать задачи на построение с помощью циркуля и линейки |
Уметь выполнять задачи на построение с помощью циркуля и линейки без масштабных делений, формировать практические умения работы, расширить знания об истории геометрии, развитие навыков самоконтроля, формирование логического и пространственного мышления.воспитание ответственного отношения к труду, воли и настойчивости для достижения конечных результатов приизучении темы. |
Умение использовать циркуль и линейку для построения рисунков. |
36-37 |
28.02.18 02.03.18 |
|
Средняя линия треугольника |
Показать свойство средней линии треугольника. Решение задач |
Формирование знания о средней линии треугольников, применение этих знаний в практических целях, развитие интереса к точным наукам, умение излагать свои мысли и владеть математическим языком. |
Умение решать соответствующие задачи, зная свойство средней лини треугольника |
38 |
07.03.18 |
|
Построение отрезков |
Использование теорем Фалеса и Пифагора для построения отрезков |
Формирование знаний, графических умений и навыков, развитие интеллектуальных данных в процессе изучения темы и освоения приемов построения чертежа, развитие познавательного интереса, мышления, пространственных представлений, творческих способностей, воспитание аккуратности и точности выполнения действий при выполнении графических работ. |
Умение использовать теорем Фалеса и Пифагора для построения отрезков |
39 |
14.03.18 |
|
Пифагоровы треугольники |
Определение пифагоровой тройки. Решение задач |
Знать различные способы доказательства теоремы Пифагора и способы нахождения пифагоровых чисел, уметь применять теорему Пифагора в стандартных и нестандартных ситуациях, знать развитие умений математического моделирования, и анализирования практических задач, закрепление навыков вычислительных действий с числами, составление и использование алгоритма решения задач, развитие интереса и уважения к изучаемому предмету |
Знание различных доказательств теоремы Пифагора, умение доказывать некоторых из них. |
40-41 |
16.03.18 21.03.18 |
|
Равные площади |
Рассмотреть свойство медианы. Задача про «пифагоровы штаны» |
Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать задачи на применение теоремы и её следствий, развивать общеучебные умения классификации (группировка, соотнесение, сравнение, сопоставление, аргументация) и обобщения на основе владения умениями наблюдения и осмысленного чтения, развивать культуру использования приобретенных знаний при решении жизненных ситуаций. |
|
42-43 |
23.03.18 04.04.18 |
|
Комбинаторика |
Показать правило произведения и правило суммы. Решение примеров. |
Уметь решать комбинаторную задачу, познакомиться с понятием событие, равновозможные события, научиться определять вероятность того или иного события, научиться решать задачи по данной теме. |
Умение решать задачи из комбинаторики и теории вероятности |
44 |
06.04.18 |
|
Факториал |
Ознакомить с понятием факториала. Решать задачи. |
Формирование понятия факториала, вычисление факториала. Развивать умения применять знания на практике, умения обобщать, видеть закономерности. Воспитание положительного отношения к учению. |
|
45-46 |
11.04.18 13.04.18 |
|
От порядка к беспорядку. |
Ознакомить с понятиями перестановки, размещения, сочетания. Решение задач по теме |
Понимание, что решения комбинаторных
задач возникли из практических отребностей человека, уметь решать
комбинаторные задачи на «перестановки», «сочетания», «размещения» по
формулам, развивать практические навыки и умения, аналитические способности,
логическое мышление, формировать активность личности, умение работать в
группе |
|
47 |
18.04.18 |
|
Похожие задачи |
Поиск и решение задач одного типа |
Уметь определять задачи одного типа, анализировать их условия, выбирать подходящие формулы для вычисления их количества. Развитие познавательных интересов учащихся, логического мышления, навыков самостоятельной работы. |
Умение определять задачи одного типа. |
48 |
20.04.18 |
|
Треугольник Паскаля |
Показать правило построения. Решение задач. |
Знать правило построения треугольника Паскаля, уметь решать задачи с применением треугольника Паскаля, развитие логики, мышления, установление причинно-следственных связей, построение логических цепочек рассуждений . |
Знания о треугольнике Паскаля, умение его построить по определённым правилам |
49-50 |
25.04.18 27.04.18
|
|
Футболки и сочетания |
Познакомить школьников с различными свойствами чисел сочетаний и показать их связь с элементами треугольника Паскаля. |
Знать свойства строк в треугольнике Паскаля, класификацию последовательностей чисел в треугольнике, решать задачи с применением треугольника Паскаля, рассмотреть другие арифметические треугольники. Воспитание заинтересованности, активности на всех этапах занятия, умения слушать других, умения сотрудничать в группе. |
|
51-52 |
04.05.18 11.05.18
|
|
Фрмулы сокращённого умножения |
Познакомить школьников с некоторыми новыми способами их использования. Повторить и закрепить сами формулы. |
Знать формулы сокращённого умножения, разложение на множители, умение использовать их для арифметических вычислений, в уравнениях, уметь самостоятельно вывести формулу для квадрата суммы трёх чисел. Развивать умения применять знания на практике, умения обобщать, видеть закономерности. |
Умение использовать формулы сокращённого умножения для сложных арифметических вычислений. |
53-54 |
16.05.18 18.05.18 |
|
Неравенство о среднем |
Понятия среднего арифметического и среднего геометрического. Ознакомить с формулировкой и доказательством теоремы «неравенство о среднем». Решение примеров |
Знать историю появления средних величин, определение средних величин, уметь доказать алгебраически и геометрически соотношение между средними величинами, рассмотреть применение неравенства Коши при исследовании свойств функций, систематизировать различные методы решения нестандартных задач. |
Умение решать «олимпиадные» примеры. |
55 |
23.05.18 |
|
Итоговое занятие |
Подведение итогов. Выпуск математической газеты Поощрение успешно занимавшихся учащихся. Математический КВН |
Уметь самостоятельно выбирать способ решения задачи, работать со схемами –инструкциями. Получать возможность развивать умения, использовать изученную терминологию, определять последовательность осуществления логических операций, выполнять инструкции при решении учебных задач, работать в группе. |
Математическая газета, положительное настроение. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11 г. Азова
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО»
на заседании ШМО
________________________________ заместитель директора по УВР
_____________________ ______________________
(подпись) (подпись)
______________________ Н.Ю. Дубовская
(расшифровка)
Протокол №___
от «____» __________20 __ г. «____»__________20 __ г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса дополнительного образования
«Занимательная математика»
8 класс
Учитель Уварова Наталья Валериевна
Количество часов: всего __55____ часов; в неделю ___2____ часа
Планирование составлено на основе рабочей программы, утверждённой решением педсовета, протокол № ____ от «____» __________20 __ г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.