Календарно - тематическое планирование по дисциплине ОП.05 Физиология с основами биохимии
Оценка 5

Календарно - тематическое планирование по дисциплине ОП.05 Физиология с основами биохимии

Оценка 5
doc
29.11.2020
Календарно - тематическое планирование по дисциплине ОП.05 Физиология с основами биохимии
Календарно тематическое планирование по дисциплине ОП.05 Физиология с основами биохимии.doc

 

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Таблица 1

Курс, семестр

Учебная нагрузка обучающихся (час.)

Максимальная

учебная нагрузка

Самостоятельная работа обучающегося

Обязательная аудиторная нагрузка

Всего часов

в т.ч.

теоретические занятия

лабораторные работы

практические занятия

консультация

 

1

2

3

4

5

6

7

8

3 курс  5 семестр

 

70

20

42

28

 

14

8

3 курс   6 семестр

55

 

17

34

26

 

8

4

4 курс   7 семестр

20

 

6

20

12

 

8

4

                      Всего:

 

155

43

96

66

 

30

16

 

 

 

 

                          


занятия

Содержание обучения по учебной дисциплине

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                         Таблица 2

 

 

 

Наименование разделов, тем, занятий

Обязательная учебная нагрузка

Материальное и информационное обеспечение занятий (№ позиций из таблицы 2а, 2б, 2в)

Внеаудиторная самостоятельная работа

обучающихся

Формы

 и

методы контроля

Примечание

 

 

Кол-во часов

Вид

занятия

 

Вид

задания

Информационное обеспечение (№ позиций из таблиц 2б, 2в)

Кол-во

 часов

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5 семестр

 

42

 

 

 

 

20

 

 

Раздел 1. Физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека.

64

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1.1. Общие закономерности и особенности обмена веществ и энергии при занятиях физической культурой.

8

 

 

 

 

 

 

 

1-2

Предмет и задачи физиологии. Классификация физиологических дисциплин. Связь физиологии с другими науками. Методы физиологических исследований. Исторические этапы развития физиологии. Основные направления современной физиологии.

2

урок

ОИ1-с.3

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

3-4

Понятие о метаболизме. Понятие гомеостаза. Обмен белков. Общая схема  обмена белков. Обмен углеводов. Общая схема обмена углеводов. Содержание сахара в крови и механизмы его регуляции. Обмен жиров. Общая схема обмена жиров. Водно-солевой обмен и его регуляция. Питьевой режим. Витамины, их значение и общая характеристика.

2

урок

ОИ1-с.8-15

ДИ3-с.131

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

5

Практическая работа №1. «Оценка массы тела и характеристика распределения жировой ткани в организме».

1

ПЗ

 

 

 

 

Проверка и оценка ПР

 

6

Обмен энергии, превращение энергии в организме. Энергетический баланс организма. Основной обмен. Энерготраты в покое и при различных видах мышечной деятельности.

 

1

урок

ДИ-с.141

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

СРС № 1.  Особенности обмена веществ и энергии у детей и подростков (составить конспект).

 

 

 

Работа с учебной литературой, интернет ресурсами

 

И-Р1, И-Р2,

 И-Р3

2

Проверка и оценка СРС

 

7

Практическая работа № 2 «Расчет должной  величины энергорасхода в условиях основного обмена по таблицам»

1

ПЗ

 

 

 

 

Проверка и оценка ПР

 

8

Температура тела человека, понятие о теплорегуляции. Физиологические механизмы теплообразования и теплоотдачи. Особенности теплообмена при мышечной деятельности. Особенности обмена веществ и энергии у детей и подростков.

1

урок

 

ДИ3-с.146

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный),

 

Тема 1.2. Физиологическая адаптация человека.

18

 

 

 

 

 

 

 

9-10

Регулирующие функции нервной и физиологической адаптации человека. Способность тканей и систем органов к раздражимости и возбудимости. Закон раздражения. Адаптация организма к различным по силе раздражителям.

2

урок

 ДИ3-с.42

 

 

 

тестирование

 

11-12

Сенсорные системы,  специфичность сенсорных систем (способность сенсорных систем адаптироваться к различным раздражителям).

2

урок

 

ДИ3-с.54

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный),

 

13-14

Практическая работа № 3 «Определение остроты слуха. Обнаружение тепловых, холодовых и болевых точек  кожи»

2

ПЗ

ДИ3-с.67

 

 

 

Проверка и оценка ПЗ

 

15-16

Практическая работа № 4 «Определение чувствительности отдельных участков языка к различным вкусовым раздражителям».

2

ПЗ

 

 

 

 

Проверка и оценка ПЗ

 

17-18

Стресс, понятие о психоэмоциональном стрессе. Физиологическая адаптация человека к стрессовым ситуациям.

2

урок

 

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный),

тестирование

 

СРС № 2.  Способы преодоления стрессовых состояний у детей и подростков (подготовить сообщение, реферат).

 

 

 

Работа с учебной литературой, интернет ресурсами

 

И-Р1, И-Р2,

 И-Р3

8

Проверка и оценка СРС

 

19-20

Состав, объём и функции крови. Регуляция систем крови. Изменения крови при двигательной активности.

2

урок

 

ДИ3-с.89

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный), тест

 

21-22

Сердце и его физиологические свойства. Движение крови по сосудам. Регуляция сердечнососудистой системы. Взаимосвязь физических нагрузок и функциональных возможностей организма.

2

урок

ОИ1-с.

ДИ3-с.97

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный),

 

23

Практическая работа № 5 «Оценка закаливания или устойчивости к холоду».

1

ПЗ

 

 

 

 

Проверка и оценка ПЗ

 

24

Практическая работа № 6 «Измерение артериального давления,  пульса».

1

ПЗ

 

 

 

 

Проверка и оценка ПЗ

 

25-26

Объём газов в лёгких и перенос их  кровью. Регуляция дыхания. Дыхание при физической работе.

2

урок

ОИ1-с.

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный),

 

Тема 1.3.  Регулирующие функции нервной и эндокринной системы.

16

 

 

 

 

 

 

 

27-28

Значение и основные функции нервной системы. Нейрон, строение, их функции и классификация. Глия. Понятия о синапсах, механизм передачи возбуждения в них. Понятие о медиаторах. Структура и функции нервных волокон, их  классификация.

2

урок

ОИ1-с.

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный), тест

 

29-30

Рефлекторный характер деятельности ЦНС. Понятие о нервных центрах, утомление нервных центров.  Процессы торможения в ЦНС. Регулирующая роль ЦНС. Роль центральной нервной системы в регуляции движений.

2

урок

 

ОИ1-с.

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

31-32

Практическая работа № 7. «Выработка условных рефлексов у человека».

2

ПЗ

 

 

 

 

Проверка и оценка ПЗ

 

33-34

Спинной мозг. Головной мозг. Функциональное значение отдельных частей головного мозга. Регулирующие функции головного мозга в системе управления физиологическими реакциями человека.

2

урок

 

ОИ1-с.

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

СРС № 3.  Влияние алкоголя и никотина на ЦНС. (подготовить презентацию).

 

 

 

Работа с учебной литературой, интернет ресурсами

 

И-Р1, И-Р2,

 И-Р3

6

Проверка и оценка СРС

 

35-36

Практическая работа № 8 «Определение типа ВНД у человека методом психологического тестирования».

2

ПЗ

 

 

 

 

Проверка и оценка ПР

 

37-38

Физиология памяти. Вегетативная нервная система. Отделы вегетативной нервной системы. Влияние симпатических и парасимпатических нервов на функции ССС, пищеварительной, выделительной и др. систем организма.

2

урок

 

ОИ1-с.

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный),

 

СРС № 4.  ВНД человека (подготовить сообщение).

 

 

 

Работа с учебной литературой, интернет ресурсами

 

И-Р1, И-Р2,

 И-Р3

2

Проверка и оценка СРС

 

39-40

Практическая работа № 9 « Определение краткосрочной и долгосрочной зрительной памяти. Определение объёма памяти при случайном и смысловом запоминании».

2

урок

 

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный),

 

41-42

Понятие об эндокринной системе её роль в жизнедеятельности организма. Гормоны, как биологически активные вещества, их значение, характеристика и механизмы действия. Регуляция деятельности желез внутренней секреции. Функции отдельных  желез внутренней секреции. Роль гормонов при мышечной работе.

2

урок

 

ОИ1-с.

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

СРС № 5.  Патологические состояния, возникающие при гипофункции и гиперфункции отдельных желез внутренней секреции (подготовить сообщение).

 

 

 

Работа с учебной литературой, интернет ресурсами

 

И-Р1, И-Р2,

 И-Р3

2

Проверка и оценка СРС

 

6 семестр

34

 

 

 

 

17

 

 

Тема 1.4. Особенности физиологии детей,  подростков и молодёжи.

4

 

 

 

 

 

 

 

43-44

Особенности протекания физических и патологических процессов у детей, подростков и молодёжи.

2

урок

 

ОИ1-с.

ДИ3-с.

 

 

 

 

 

 

45-46

Влияние спортивных напряжений на состояние организма у детей, подростков и молодёжи.

 

2

урок

ОИ1-с.

ДИ3-с.

 

 

 

 

 

 

Тема 1.5. Взаимосвязи физических нагрузок и функциональных возможностей организма.

10

 

 

 

 

 

 

 

47-48

Классификация и характеристика видов мышечной работы. Принципы классификации (по особенностям управления движениями, по доступности упражнений в связи с возрастом,  по характеру усилий и мощности выполняемой работы, по характеру условий выполнения движений – стабильные и переменчивые, по степени сложности).

2

урок

 

ОИ1-с.

ДИ3-с.

 

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

49-50

Стереотипные (стандартные) и ситуационные (нестандартные) движения. Классификация стереотипных движений. Ситуационные движения: единобордства и спортивные игры.

2

урок

 

ОИ3-с.

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

51-52

Физиологическая характеристика статистических усилий. «Феномен статистических усилий» у людей тренированных и нетренированных. Характер и величина изменений в протекании физиологических процессов в организме при циклической работе разной мощности.

2

урок

 

ОИ3-с.

 

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

53-54

Практическая работа № 10 «Физиологические сдвиги в организме при статических усилиях.

2

ПЗ

 

 

 

 

Проверка и оценка ПР

 

55-56

Практическая работа № 11 «Определение физической работоспособности с помощью теста PWS 170 и гарвардского степ-теста»

2

ПЗ

 

 

 

 

Проверка и оценка ПР

 

Тема 1.6. Физиологические закономерности двигательной активности и процессов восстановления

20

 

 

 

 

 

 

 

57-58

Строение двигательного аппарата человека. Виды и свойства мышечной ткани. Механизм нервно-мышечной передачи. Режим мышечного сокращения. Режимы мышечной деятельности.

 

2

 

урок

 

ОИ1-с.

 

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

59-60

Способы регуляции мышечного напряжения. Механизмы энергетического обеспечения различных видов мышечной деятельности.

2

 

урок

 

ОИ1-с.

 

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

СРС № 6.  Способы регуляции мышечного напряжения (подготовить конспект).

 

 

 

Работа с учебной литературой, интернет ресурсами

 

И-Р1, И-Р2,

 И-Р3

5

Проверка и оценка СРС

 

61-62

Сила мышц, факторы, определяющие силу мышц. Утомление мышц. Теория утомления. Организация двигательных актов.

2

урок

 

ОИ1-с.

 

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

63-64

Практическая работа № 12 «Измерение силы мышц и силовой выносливости».

2

ПЗ

 

 

 

 

Проверка и оценка ПР

 

65-66

Рефлекторный характер движений. Двигательные рефлексы. Возрастные особенности двигательного аппарата, совершенствование координации движений с  возрастом.

2

 

урок

 

ОИ1-с.

 

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

67-68

Предстартовое и стартовое состояния и их разновидности. Физиологическое значение разминки. Изменение физиологических функций в процессе врабатывания.

2

 

урок

 

ОИ1-с.

 

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

69-70

Физиологическая характеристика «мёртвой точки» и «второго дыхания».

2

 

урок

 

ОИ1-с.

 

ДИ3-с.

 

 

 

 

 

 

71-72

Утомление, причины его возникновения. Переход утомления  в переутомление. Восстановительные процессы после мышечной деятельности.

2

 

урок

 

ОИ1-с.

 

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

СРС № 7.  Влияние активного отдыха на снятие утомления (разработать мероприятия).

 

 

 

Работа с учебной литературой, интернет ресурсами

 

И-Р1, И-Р2,

 И-Р3

6

Проверка и оценка СРС

 

 73-74

Практическая работа № 13 «Наблюдение явлений утомления мышц. Диагностика утомления».

2

ПЗ

 

 

 

 

Проверка и оценка ПЗ

 

СРС № 8.  Средства ускорения восстановительных веществ (подготовить презентацию).

 

 

 

Работа с учебной литературой, интернет ресурсами

 

И-Р1, И-Р2,

 И-Р3

6

Проверка и оценка СРС

 

 75-76

Восстановительные процессы после мышечной деятельности.

2

 

урок

 

ОИ1-с.

 

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

7 семестр

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел  2. Биохимические основы развития физических качеств.

20

 

 

 

 

6

 

 

Тема 2.1. Общие закономерности и особенности обмена веществ, при занятиях физической культурой.

6

 

 

 

 

 

 

 

     77-78

Образование углекислого газа при физической работе. Накопление углекислоты, повышение её концентрации в плазме крови. Возбуждение дыхательного центра, сокращение дыхательных мышц. Значение регуляции дыхания во время занятий физкультурой и спортом.

2

 

урок

 

ОИ1-с.

 

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

79-80

Значение вестибулярного аппарата и мозжечка в координации движений спортсмена.  Понятие «кальциевого насоса», его значение при двигательной мышечной работе. «Второе дыхание» у спортсменов, его биохимический смысл

Понятие сократимости и возбудимости мышечной ткани, биохимические процессы,  проходящие при этом. Превращение химической энергии в механическую при работе мышц. Энергия ферментативного расщепления АТФ.

2

 

 

урок

 

ОИ1-с.

 

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

81-82

Практическая работа № 14 «Измерение показателей дыхания. ЧСС, АД и координации движений у взрослого человека в состоянии покоя и после выполнения физической работы.

2

ПЗ

 

 

 

 

Проверка и оценка ПЗ

 

СРС №  9.  Энергетические и биохимические затраты при работе мышц (подготовить конспект).

 

 

 

Работа с учебной литературой, интернет ресурсами

 

И-Р1, И-Р2,

 И-Р3

5

Проверка и оценка СРС

 

Тема 2.2. Биохимические основы питания.

8

 

 

 

 

 

 

 

83-84

Значение пищи для энергетических и пластических процессов. Энерготраты и методы их определения.  Механизм и схема всасывания питательных веществ в ЖКТ человека, диффузия. Основные компоненты пищи (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, микроэлементы вода). Функции углеводов в организме человека, метаболизм углеводов и его регуляция.

2

 

урок

 

ОИ1-с.

 

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

85-86

Липидный обмен, влияние мышечной деятельности на липидный обмен. Белковый обмен. Влияние мышечной деятельности на структуру и свойства белков. Роль воды как полярного растворителя.  Витамины и их виды. Авитаминозы и гиповитаминозы.

2

 

урок

 

ОИ1-с.

 

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

87-88-89-90

Практическая работа № 15  «Определение суточного расхода энергии хронометражно-табличным методом».

4

ПЗ

 

 

 

 

Проверка и оценка ПР

 

СРС № 10.  Энергетическая роль белков, жиров, углеводов для организма человека (составить таблицу).

 

 

 

Работа с учебной литературой, интернет ресурсами

 

И-Р1, И-Р2,

 И-Р3

 

Проверка и оценка СРС

 

Тема 2.3. Возрастные особенности биохимического состояния организма.

6

 

 

 

 

 

 

 

91-92

Возрастная периодизация. Возрастные изменения деятельности различных систем организма. Биохимическая характеристика отдельных систем организма детей дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста. Развитие двигательных качеств: быстроты, силы и выносливости.

2

 

урок

 

ОИ1-с.

 

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

93-94

Практическая работа № 16 «Биохимические особенности детского организма».

2

ПЗ

 

 

 

 

Проверка и оценка ПР

 

95-96

Особенности координации движений у детей и подростков. Развитие двигательных качеств: быстроты, силы и выносливости. Биохимические особенности тренировки юных спортсменов.

2

 

урок

 

ОИ1-с.

 

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

 

Итого

96

 

 

 

 

43

 

 

 

 


 

Информационное обеспечение обучения

 

Основные источники (ОИ):

 

1.     Михайлов С.С. Спортивная биохимия: учебник для вузов и колледжей физической культуры.- М.; Советский спорт, 2012.- 328с.

2.     Смирнов В.М,  Фудин Н.А. Физиология физического воспитания и спорта: Учебник.- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2012. - 468с.

3.     Караулова Л.К. Физиология физического воспитания и спорта: учебник для студ. учреждений высш. образования/ Л.К. Караулова, Н.А Красноперова, М.М. Расулов.-4-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2016.-304с.

 

Дополнительные источники:

1. Васильева В.В. Физиология человека: учебник для техн. физ. культ. М.: Физкультура и спорт, 1984.-356с.

2. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учеб.пособие для студ. сред. учеб. заведений.- М.: Издательский центр  «Академия», 1997.- 264с.

3. Серопегин И.М. Физиология человека : Учебник для тех. физ. культ. – М.: Физкультура и спорт, 1979.- 344с.

 

Интернет ресурсы:

1.     Возрастная анатомия и физиология [Электронный ресурс]: - URL: http://window.edu.ru/resource/659/62659/files/vozr_anatom_lection.pdf 

2.     Преодаление стресса [Электронный ресурс]: - URL: http:// www.u-lekar.ru/content/view/828/12/

3.     Утомление и функциональные резервы организма [Электронный ресурс]: - URL: http://  works.tarefer.ru/51/101764/index.html

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Содержание обучения по учебной дисциплине

Содержание обучения по учебной дисциплине

Водно-солевой обмен и его регуляция

Водно-солевой обмен и его регуляция

Регулирующие функции нервной и физиологической адаптации человека

Регулирующие функции нервной и физиологической адаптации человека

Сердце и его физиологические свойства

Сердце и его физиологические свойства

Практическая работа № 7. « Выработка условных рефлексов у человека»

Практическая работа № 7. « Выработка условных рефлексов у человека»

Понятие об эндокринной системе её роль в жизнедеятельности организма

Понятие об эндокринной системе её роль в жизнедеятельности организма

ОИ1-с. ДИ3-с. Устный опрос (фронталь-ный) 49-50

ОИ1-с. ДИ3-с. Устный опрос (фронталь-ный) 49-50

ОИ1-с. ДИ3-с.

ОИ1-с. ДИ3-с.

Утомление, причины его возникновения

Утомление, причины его возникновения

Возбуждение дыхательного центра, сокращение дыхательных мышц

Возбуждение дыхательного центра, сокращение дыхательных мышц

Механизм и схема всасывания питательных веществ в

Механизм и схема всасывания питательных веществ в

Возрастная периодизация. Возрастные изменения деятельности различных систем организма

Возрастная периодизация. Возрастные изменения деятельности различных систем организма

Информационное обеспечение обучения

Информационное обеспечение обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2020