Календарно - тематическое планирование по дисциплине ОП.05 Физиология с основами биохимии

  • doc
  • 29.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Календарно тематическое планирование по дисциплине ОП.05 Физиология с основами биохимии.doc

 

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Таблица 1

Курс, семестр

Учебная нагрузка обучающихся (час.)

Максимальная

учебная нагрузка

Самостоятельная работа обучающегося

Обязательная аудиторная нагрузка

Всего часов

в т.ч.

теоретические занятия

лабораторные работы

практические занятия

консультация

 

1

2

3

4

5

6

7

8

3 курс  5 семестр

 

70

20

42

28

 

14

8

3 курс   6 семестр

55

 

17

34

26

 

8

4

4 курс   7 семестр

20

 

6

20

12

 

8

4

                      Всего:

 

155

43

96

66

 

30

16

 

 

 

 

                          


занятия

Содержание обучения по учебной дисциплине

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                         Таблица 2

 

 

 

Наименование разделов, тем, занятий

Обязательная учебная нагрузка

Материальное и информационное обеспечение занятий (№ позиций из таблицы 2а, 2б, 2в)

Внеаудиторная самостоятельная работа

обучающихся

Формы

 и

методы контроля

Примечание

 

 

Кол-во часов

Вид

занятия

 

Вид

задания

Информационное обеспечение (№ позиций из таблиц 2б, 2в)

Кол-во

 часов

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5 семестр

 

42

 

 

 

 

20

 

 

Раздел 1. Физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека.

64

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1.1. Общие закономерности и особенности обмена веществ и энергии при занятиях физической культурой.

8

 

 

 

 

 

 

 

1-2

Предмет и задачи физиологии. Классификация физиологических дисциплин. Связь физиологии с другими науками. Методы физиологических исследований. Исторические этапы развития физиологии. Основные направления современной физиологии.

2

урок

ОИ1-с.3

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

3-4

Понятие о метаболизме. Понятие гомеостаза. Обмен белков. Общая схема  обмена белков. Обмен углеводов. Общая схема обмена углеводов. Содержание сахара в крови и механизмы его регуляции. Обмен жиров. Общая схема обмена жиров. Водно-солевой обмен и его регуляция. Питьевой режим. Витамины, их значение и общая характеристика.

2

урок

ОИ1-с.8-15

ДИ3-с.131

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

5

Практическая работа №1. «Оценка массы тела и характеристика распределения жировой ткани в организме».

1

ПЗ

 

 

 

 

Проверка и оценка ПР

 

6

Обмен энергии, превращение энергии в организме. Энергетический баланс организма. Основной обмен. Энерготраты в покое и при различных видах мышечной деятельности.

 

1

урок

ДИ-с.141

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

СРС № 1.  Особенности обмена веществ и энергии у детей и подростков (составить конспект).

 

 

 

Работа с учебной литературой, интернет ресурсами

 

И-Р1, И-Р2,

 И-Р3

2

Проверка и оценка СРС

 

7

Практическая работа № 2 «Расчет должной  величины энергорасхода в условиях основного обмена по таблицам»

1

ПЗ

 

 

 

 

Проверка и оценка ПР

 

8

Температура тела человека, понятие о теплорегуляции. Физиологические механизмы теплообразования и теплоотдачи. Особенности теплообмена при мышечной деятельности. Особенности обмена веществ и энергии у детей и подростков.

1

урок

 

ДИ3-с.146

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный),

 

Тема 1.2. Физиологическая адаптация человека.

18

 

 

 

 

 

 

 

9-10

Регулирующие функции нервной и физиологической адаптации человека. Способность тканей и систем органов к раздражимости и возбудимости. Закон раздражения. Адаптация организма к различным по силе раздражителям.

2

урок

 ДИ3-с.42

 

 

 

тестирование

 

11-12

Сенсорные системы,  специфичность сенсорных систем (способность сенсорных систем адаптироваться к различным раздражителям).

2

урок

 

ДИ3-с.54

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный),

 

13-14

Практическая работа № 3 «Определение остроты слуха. Обнаружение тепловых, холодовых и болевых точек  кожи»

2

ПЗ

ДИ3-с.67

 

 

 

Проверка и оценка ПЗ

 

15-16

Практическая работа № 4 «Определение чувствительности отдельных участков языка к различным вкусовым раздражителям».

2

ПЗ

 

 

 

 

Проверка и оценка ПЗ

 

17-18

Стресс, понятие о психоэмоциональном стрессе. Физиологическая адаптация человека к стрессовым ситуациям.

2

урок

 

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный),

тестирование

 

СРС № 2.  Способы преодоления стрессовых состояний у детей и подростков (подготовить сообщение, реферат).

 

 

 

Работа с учебной литературой, интернет ресурсами

 

И-Р1, И-Р2,

 И-Р3

8

Проверка и оценка СРС

 

19-20

Состав, объём и функции крови. Регуляция систем крови. Изменения крови при двигательной активности.

2

урок

 

ДИ3-с.89

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный), тест

 

21-22

Сердце и его физиологические свойства. Движение крови по сосудам. Регуляция сердечнососудистой системы. Взаимосвязь физических нагрузок и функциональных возможностей организма.

2

урок

ОИ1-с.

ДИ3-с.97

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный),

 

23

Практическая работа № 5 «Оценка закаливания или устойчивости к холоду».

1

ПЗ

 

 

 

 

Проверка и оценка ПЗ

 

24

Практическая работа № 6 «Измерение артериального давления,  пульса».

1

ПЗ

 

 

 

 

Проверка и оценка ПЗ

 

25-26

Объём газов в лёгких и перенос их  кровью. Регуляция дыхания. Дыхание при физической работе.

2

урок

ОИ1-с.

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный),

 

Тема 1.3.  Регулирующие функции нервной и эндокринной системы.

16

 

 

 

 

 

 

 

27-28

Значение и основные функции нервной системы. Нейрон, строение, их функции и классификация. Глия. Понятия о синапсах, механизм передачи возбуждения в них. Понятие о медиаторах. Структура и функции нервных волокон, их  классификация.

2

урок

ОИ1-с.

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный), тест

 

29-30

Рефлекторный характер деятельности ЦНС. Понятие о нервных центрах, утомление нервных центров.  Процессы торможения в ЦНС. Регулирующая роль ЦНС. Роль центральной нервной системы в регуляции движений.

2

урок

 

ОИ1-с.

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

31-32

Практическая работа № 7. «Выработка условных рефлексов у человека».

2

ПЗ

 

 

 

 

Проверка и оценка ПЗ

 

33-34

Спинной мозг. Головной мозг. Функциональное значение отдельных частей головного мозга. Регулирующие функции головного мозга в системе управления физиологическими реакциями человека.

2

урок

 

ОИ1-с.

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

СРС № 3.  Влияние алкоголя и никотина на ЦНС. (подготовить презентацию).

 

 

 

Работа с учебной литературой, интернет ресурсами

 

И-Р1, И-Р2,

 И-Р3

6

Проверка и оценка СРС

 

35-36

Практическая работа № 8 «Определение типа ВНД у человека методом психологического тестирования».

2

ПЗ

 

 

 

 

Проверка и оценка ПР

 

37-38

Физиология памяти. Вегетативная нервная система. Отделы вегетативной нервной системы. Влияние симпатических и парасимпатических нервов на функции ССС, пищеварительной, выделительной и др. систем организма.

2

урок

 

ОИ1-с.

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный),

 

СРС № 4.  ВНД человека (подготовить сообщение).

 

 

 

Работа с учебной литературой, интернет ресурсами

 

И-Р1, И-Р2,

 И-Р3

2

Проверка и оценка СРС

 

39-40

Практическая работа № 9 « Определение краткосрочной и долгосрочной зрительной памяти. Определение объёма памяти при случайном и смысловом запоминании».

2

урок

 

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный),

 

41-42

Понятие об эндокринной системе её роль в жизнедеятельности организма. Гормоны, как биологически активные вещества, их значение, характеристика и механизмы действия. Регуляция деятельности желез внутренней секреции. Функции отдельных  желез внутренней секреции. Роль гормонов при мышечной работе.

2

урок

 

ОИ1-с.

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

СРС № 5.  Патологические состояния, возникающие при гипофункции и гиперфункции отдельных желез внутренней секреции (подготовить сообщение).

 

 

 

Работа с учебной литературой, интернет ресурсами

 

И-Р1, И-Р2,

 И-Р3

2

Проверка и оценка СРС

 

6 семестр

34

 

 

 

 

17

 

 

Тема 1.4. Особенности физиологии детей,  подростков и молодёжи.

4

 

 

 

 

 

 

 

43-44

Особенности протекания физических и патологических процессов у детей, подростков и молодёжи.

2

урок

 

ОИ1-с.

ДИ3-с.

 

 

 

 

 

 

45-46

Влияние спортивных напряжений на состояние организма у детей, подростков и молодёжи.

 

2

урок

ОИ1-с.

ДИ3-с.

 

 

 

 

 

 

Тема 1.5. Взаимосвязи физических нагрузок и функциональных возможностей организма.

10

 

 

 

 

 

 

 

47-48

Классификация и характеристика видов мышечной работы. Принципы классификации (по особенностям управления движениями, по доступности упражнений в связи с возрастом,  по характеру усилий и мощности выполняемой работы, по характеру условий выполнения движений – стабильные и переменчивые, по степени сложности).

2

урок

 

ОИ1-с.

ДИ3-с.

 

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

49-50

Стереотипные (стандартные) и ситуационные (нестандартные) движения. Классификация стереотипных движений. Ситуационные движения: единобордства и спортивные игры.

2

урок

 

ОИ3-с.

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

51-52

Физиологическая характеристика статистических усилий. «Феномен статистических усилий» у людей тренированных и нетренированных. Характер и величина изменений в протекании физиологических процессов в организме при циклической работе разной мощности.

2

урок

 

ОИ3-с.

 

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

53-54

Практическая работа № 10 «Физиологические сдвиги в организме при статических усилиях.

2

ПЗ

 

 

 

 

Проверка и оценка ПР

 

55-56

Практическая работа № 11 «Определение физической работоспособности с помощью теста PWS 170 и гарвардского степ-теста»

2

ПЗ

 

 

 

 

Проверка и оценка ПР

 

Тема 1.6. Физиологические закономерности двигательной активности и процессов восстановления

20

 

 

 

 

 

 

 

57-58

Строение двигательного аппарата человека. Виды и свойства мышечной ткани. Механизм нервно-мышечной передачи. Режим мышечного сокращения. Режимы мышечной деятельности.

 

2

 

урок

 

ОИ1-с.

 

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

59-60

Способы регуляции мышечного напряжения. Механизмы энергетического обеспечения различных видов мышечной деятельности.

2

 

урок

 

ОИ1-с.

 

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

СРС № 6.  Способы регуляции мышечного напряжения (подготовить конспект).

 

 

 

Работа с учебной литературой, интернет ресурсами

 

И-Р1, И-Р2,

 И-Р3

5

Проверка и оценка СРС

 

61-62

Сила мышц, факторы, определяющие силу мышц. Утомление мышц. Теория утомления. Организация двигательных актов.

2

урок

 

ОИ1-с.

 

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

63-64

Практическая работа № 12 «Измерение силы мышц и силовой выносливости».

2

ПЗ

 

 

 

 

Проверка и оценка ПР

 

65-66

Рефлекторный характер движений. Двигательные рефлексы. Возрастные особенности двигательного аппарата, совершенствование координации движений с  возрастом.

2

 

урок

 

ОИ1-с.

 

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

67-68

Предстартовое и стартовое состояния и их разновидности. Физиологическое значение разминки. Изменение физиологических функций в процессе врабатывания.

2

 

урок

 

ОИ1-с.

 

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

69-70

Физиологическая характеристика «мёртвой точки» и «второго дыхания».

2

 

урок

 

ОИ1-с.

 

ДИ3-с.

 

 

 

 

 

 

71-72

Утомление, причины его возникновения. Переход утомления  в переутомление. Восстановительные процессы после мышечной деятельности.

2

 

урок

 

ОИ1-с.

 

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

СРС № 7.  Влияние активного отдыха на снятие утомления (разработать мероприятия).

 

 

 

Работа с учебной литературой, интернет ресурсами

 

И-Р1, И-Р2,

 И-Р3

6

Проверка и оценка СРС

 

 73-74

Практическая работа № 13 «Наблюдение явлений утомления мышц. Диагностика утомления».

2

ПЗ

 

 

 

 

Проверка и оценка ПЗ

 

СРС № 8.  Средства ускорения восстановительных веществ (подготовить презентацию).

 

 

 

Работа с учебной литературой, интернет ресурсами

 

И-Р1, И-Р2,

 И-Р3

6

Проверка и оценка СРС

 

 75-76

Восстановительные процессы после мышечной деятельности.

2

 

урок

 

ОИ1-с.

 

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

7 семестр

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел  2. Биохимические основы развития физических качеств.

20

 

 

 

 

6

 

 

Тема 2.1. Общие закономерности и особенности обмена веществ, при занятиях физической культурой.

6

 

 

 

 

 

 

 

     77-78

Образование углекислого газа при физической работе. Накопление углекислоты, повышение её концентрации в плазме крови. Возбуждение дыхательного центра, сокращение дыхательных мышц. Значение регуляции дыхания во время занятий физкультурой и спортом.

2

 

урок

 

ОИ1-с.

 

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

79-80

Значение вестибулярного аппарата и мозжечка в координации движений спортсмена.  Понятие «кальциевого насоса», его значение при двигательной мышечной работе. «Второе дыхание» у спортсменов, его биохимический смысл

Понятие сократимости и возбудимости мышечной ткани, биохимические процессы,  проходящие при этом. Превращение химической энергии в механическую при работе мышц. Энергия ферментативного расщепления АТФ.

2

 

 

урок

 

ОИ1-с.

 

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

81-82

Практическая работа № 14 «Измерение показателей дыхания. ЧСС, АД и координации движений у взрослого человека в состоянии покоя и после выполнения физической работы.

2

ПЗ

 

 

 

 

Проверка и оценка ПЗ

 

СРС №  9.  Энергетические и биохимические затраты при работе мышц (подготовить конспект).

 

 

 

Работа с учебной литературой, интернет ресурсами

 

И-Р1, И-Р2,

 И-Р3

5

Проверка и оценка СРС

 

Тема 2.2. Биохимические основы питания.

8

 

 

 

 

 

 

 

83-84

Значение пищи для энергетических и пластических процессов. Энерготраты и методы их определения.  Механизм и схема всасывания питательных веществ в ЖКТ человека, диффузия. Основные компоненты пищи (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, микроэлементы вода). Функции углеводов в организме человека, метаболизм углеводов и его регуляция.

2

 

урок

 

ОИ1-с.

 

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

85-86

Липидный обмен, влияние мышечной деятельности на липидный обмен. Белковый обмен. Влияние мышечной деятельности на структуру и свойства белков. Роль воды как полярного растворителя.  Витамины и их виды. Авитаминозы и гиповитаминозы.

2

 

урок

 

ОИ1-с.

 

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

87-88-89-90

Практическая работа № 15  «Определение суточного расхода энергии хронометражно-табличным методом».

4

ПЗ

 

 

 

 

Проверка и оценка ПР

 

СРС № 10.  Энергетическая роль белков, жиров, углеводов для организма человека (составить таблицу).

 

 

 

Работа с учебной литературой, интернет ресурсами

 

И-Р1, И-Р2,

 И-Р3

 

Проверка и оценка СРС

 

Тема 2.3. Возрастные особенности биохимического состояния организма.

6

 

 

 

 

 

 

 

91-92

Возрастная периодизация. Возрастные изменения деятельности различных систем организма. Биохимическая характеристика отдельных систем организма детей дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста. Развитие двигательных качеств: быстроты, силы и выносливости.

2

 

урок

 

ОИ1-с.

 

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

93-94

Практическая работа № 16 «Биохимические особенности детского организма».

2

ПЗ

 

 

 

 

Проверка и оценка ПР

 

95-96

Особенности координации движений у детей и подростков. Развитие двигательных качеств: быстроты, силы и выносливости. Биохимические особенности тренировки юных спортсменов.

2

 

урок

 

ОИ1-с.

 

ДИ3-с.

 

 

 

 

Устный опрос (фронталь-ный)

 

 

Итого

96

 

 

 

 

43

 

 

 

 


 

Информационное обеспечение обучения

 

Основные источники (ОИ):

 

1.     Михайлов С.С. Спортивная биохимия: учебник для вузов и колледжей физической культуры.- М.; Советский спорт, 2012.- 328с.

2.     Смирнов В.М,  Фудин Н.А. Физиология физического воспитания и спорта: Учебник.- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2012. - 468с.

3.     Караулова Л.К. Физиология физического воспитания и спорта: учебник для студ. учреждений высш. образования/ Л.К. Караулова, Н.А Красноперова, М.М. Расулов.-4-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2016.-304с.

 

Дополнительные источники:

1. Васильева В.В. Физиология человека: учебник для техн. физ. культ. М.: Физкультура и спорт, 1984.-356с.

2. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учеб.пособие для студ. сред. учеб. заведений.- М.: Издательский центр  «Академия», 1997.- 264с.

3. Серопегин И.М. Физиология человека : Учебник для тех. физ. культ. – М.: Физкультура и спорт, 1979.- 344с.

 

Интернет ресурсы:

1.     Возрастная анатомия и физиология [Электронный ресурс]: - URL: http://window.edu.ru/resource/659/62659/files/vozr_anatom_lection.pdf 

2.     Преодаление стресса [Электронный ресурс]: - URL: http:// www.u-lekar.ru/content/view/828/12/

3.     Утомление и функциональные резервы организма [Электронный ресурс]: - URL: http://  works.tarefer.ru/51/101764/index.html

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru