Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Курс, семестр |
Учебная нагрузка обучающихся (час.) |
||||||
Максимальная учебная нагрузка |
Самостоятельная работа обучающегося |
Обязательная аудиторная нагрузка |
|||||
Всего часов |
в т.ч. |
||||||
теоретические занятия |
лабораторные работы |
практические занятия |
консультация
|
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
3 курс 5 семестр
|
70 |
20 |
42 |
28 |
|
14 |
8 |
3 курс 6 семестр |
55
|
17 |
34 |
26 |
|
8 |
4 |
4 курс 7 семестр |
20
|
6 |
20 |
12 |
|
8 |
4 |
Всего:
|
155 |
43 |
96 |
66 |
|
30 |
16 |
|
№ занятия |
Наименование разделов, тем, занятий |
Обязательная учебная нагрузка |
Материальное и информационное обеспечение занятий (№ позиций из таблицы 2а, 2б, 2в) |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся |
Формы и методы контроля |
Примечание |
||||||
|
|
Кол-во часов |
Вид занятия |
|
Вид задания |
Информационное обеспечение (№ позиций из таблиц 2б, 2в) |
Кол-во часов |
|
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|||
5 семестр
|
42 |
|
|
|
|
20 |
|
|
||||
Раздел 1. Физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека. |
64 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
Тема 1.1. Общие закономерности и особенности обмена веществ и энергии при занятиях физической культурой. |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
1-2 |
Предмет и задачи физиологии. Классификация физиологических дисциплин. Связь физиологии с другими науками. Методы физиологических исследований. Исторические этапы развития физиологии. Основные направления современной физиологии. |
2 |
урок |
ОИ1-с.3 |
|
|
|
Устный опрос (фронталь-ный) |
|
|||
3-4 |
Понятие о метаболизме. Понятие гомеостаза. Обмен белков. Общая схема обмена белков. Обмен углеводов. Общая схема обмена углеводов. Содержание сахара в крови и механизмы его регуляции. Обмен жиров. Общая схема обмена жиров. Водно-солевой обмен и его регуляция. Питьевой режим. Витамины, их значение и общая характеристика. |
2 |
урок |
ОИ1-с.8-15 ДИ3-с.131 |
|
|
|
Устный опрос (фронталь-ный) |
|
|||
5 |
Практическая работа №1. «Оценка массы тела и характеристика распределения жировой ткани в организме». |
1 |
ПЗ |
|
|
|
|
Проверка и оценка ПР |
|
|||
6 |
Обмен энергии, превращение энергии в организме. Энергетический баланс организма. Основной обмен. Энерготраты в покое и при различных видах мышечной деятельности.
|
1 |
урок |
ДИ-с.141 |
|
|
|
Устный опрос (фронталь-ный) |
|
|||
СРС № 1. Особенности обмена веществ и энергии у детей и подростков (составить конспект). |
|
|
|
Работа с учебной литературой, интернет ресурсами
|
И-Р1, И-Р2, И-Р3 |
2 |
Проверка и оценка СРС |
|
||||
7 |
Практическая работа № 2 «Расчет должной величины энергорасхода в условиях основного обмена по таблицам» |
1 |
ПЗ |
|
|
|
|
Проверка и оценка ПР |
|
|||
8 |
Температура тела человека, понятие о теплорегуляции. Физиологические механизмы теплообразования и теплоотдачи. Особенности теплообмена при мышечной деятельности. Особенности обмена веществ и энергии у детей и подростков. |
1 |
урок |
ДИ3-с.146 |
|
|
|
Устный опрос (фронталь-ный), |
|
|||
Тема 1.2. Физиологическая адаптация человека. |
18 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
9-10 |
Регулирующие функции нервной и физиологической адаптации человека. Способность тканей и систем органов к раздражимости и возбудимости. Закон раздражения. Адаптация организма к различным по силе раздражителям. |
2 |
урок |
ДИ3-с.42 |
|
|
|
тестирование |
|
|||
11-12 |
Сенсорные системы, специфичность сенсорных систем (способность сенсорных систем адаптироваться к различным раздражителям). |
2 |
урок |
ДИ3-с.54 |
|
|
|
Устный опрос (фронталь-ный), |
|
|||
13-14 |
Практическая работа № 3 «Определение остроты слуха. Обнаружение тепловых, холодовых и болевых точек кожи» |
2 |
ПЗ |
ДИ3-с.67 |
|
|
|
Проверка и оценка ПЗ |
|
|||
15-16 |
Практическая работа № 4 «Определение чувствительности отдельных участков языка к различным вкусовым раздражителям». |
2 |
ПЗ |
|
|
|
|
Проверка и оценка ПЗ |
|
|||
17-18 |
Стресс, понятие о психоэмоциональном стрессе. Физиологическая адаптация человека к стрессовым ситуациям. |
2 |
урок |
|
|
|
|
Устный опрос (фронталь-ный), тестирование |
|
|||
СРС № 2. Способы преодоления стрессовых состояний у детей и подростков (подготовить сообщение, реферат). |
|
|
|
Работа с учебной литературой, интернет ресурсами
|
И-Р1, И-Р2, И-Р3 |
8 |
Проверка и оценка СРС |
|
||||
19-20 |
Состав, объём и функции крови. Регуляция систем крови. Изменения крови при двигательной активности. |
2 |
урок |
ДИ3-с.89 |
|
|
|
Устный опрос (фронталь-ный), тест |
|
|||
21-22 |
Сердце и его физиологические свойства. Движение крови по сосудам. Регуляция сердечнососудистой системы. Взаимосвязь физических нагрузок и функциональных возможностей организма. |
2 |
урок |
ОИ1-с. ДИ3-с.97
|
|
|
|
Устный опрос (фронталь-ный), |
|
|||
23 |
Практическая работа № 5 «Оценка закаливания или устойчивости к холоду». |
1 |
ПЗ |
|
|
|
|
Проверка и оценка ПЗ |
|
|||
24 |
Практическая работа № 6 «Измерение артериального давления, пульса». |
1 |
ПЗ |
|
|
|
|
Проверка и оценка ПЗ |
|
|||
25-26 |
Объём газов в лёгких и перенос их кровью. Регуляция дыхания. Дыхание при физической работе. |
2 |
урок |
ОИ1-с. ДИ3-с.
|
|
|
|
Устный опрос (фронталь-ный), |
|
|||
Тема 1.3. Регулирующие функции нервной и эндокринной системы. |
16 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
27-28 |
Значение и основные функции нервной системы. Нейрон, строение, их функции и классификация. Глия. Понятия о синапсах, механизм передачи возбуждения в них. Понятие о медиаторах. Структура и функции нервных волокон, их классификация. |
2 |
урок |
ОИ1-с. ДИ3-с.
|
|
|
|
Устный опрос (фронталь-ный), тест |
|
|||
29-30 |
Рефлекторный характер деятельности ЦНС. Понятие о нервных центрах, утомление нервных центров. Процессы торможения в ЦНС. Регулирующая роль ЦНС. Роль центральной нервной системы в регуляции движений. |
2 |
урок |
ОИ1-с. ДИ3-с.
|
|
|
|
Устный опрос (фронталь-ный) |
|
|||
31-32 |
Практическая работа № 7. «Выработка условных рефлексов у человека». |
2 |
ПЗ |
|
|
|
|
Проверка и оценка ПЗ |
|
|||
33-34 |
Спинной мозг. Головной мозг. Функциональное значение отдельных частей головного мозга. Регулирующие функции головного мозга в системе управления физиологическими реакциями человека. |
2 |
урок |
ОИ1-с. ДИ3-с.
|
|
|
|
Устный опрос (фронталь-ный) |
|
|||
СРС № 3. Влияние алкоголя и никотина на ЦНС. (подготовить презентацию). |
|
|
|
Работа с учебной литературой, интернет ресурсами
|
И-Р1, И-Р2, И-Р3 |
6 |
Проверка и оценка СРС |
|
||||
35-36 |
Практическая работа № 8 «Определение типа ВНД у человека методом психологического тестирования». |
2 |
ПЗ |
|
|
|
|
Проверка и оценка ПР |
|
|||
37-38 |
Физиология памяти. Вегетативная нервная система. Отделы вегетативной нервной системы. Влияние симпатических и парасимпатических нервов на функции ССС, пищеварительной, выделительной и др. систем организма. |
2 |
урок |
ОИ1-с. ДИ3-с.
|
|
|
|
Устный опрос (фронталь-ный), |
|
|||
СРС № 4. ВНД человека (подготовить сообщение). |
|
|
|
Работа с учебной литературой, интернет ресурсами
|
И-Р1, И-Р2, И-Р3 |
2 |
Проверка и оценка СРС |
|
||||
39-40 |
Практическая работа № 9 « Определение краткосрочной и долгосрочной зрительной памяти. Определение объёма памяти при случайном и смысловом запоминании». |
2 |
урок |
|
|
|
|
Устный опрос (фронталь-ный), |
|
|||
41-42 |
Понятие об эндокринной системе её роль в жизнедеятельности организма. Гормоны, как биологически активные вещества, их значение, характеристика и механизмы действия. Регуляция деятельности желез внутренней секреции. Функции отдельных желез внутренней секреции. Роль гормонов при мышечной работе. |
2 |
урок |
ОИ1-с. ДИ3-с.
|
|
|
|
Устный опрос (фронталь-ный) |
|
|||
СРС № 5. Патологические состояния, возникающие при гипофункции и гиперфункции отдельных желез внутренней секреции (подготовить сообщение). |
|
|
|
Работа с учебной литературой, интернет ресурсами
|
И-Р1, И-Р2, И-Р3 |
2 |
Проверка и оценка СРС |
|
||||
6 семестр |
34 |
|
|
|
|
17 |
|
|
||||
Тема 1.4. Особенности физиологии детей, подростков и молодёжи. |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
43-44 |
Особенности протекания физических и патологических процессов у детей, подростков и молодёжи. |
2 |
урок |
ОИ1-с. ДИ3-с.
|
|
|
|
|
|
|||
45-46 |
Влияние спортивных напряжений на состояние организма у детей, подростков и молодёжи.
|
2 |
урок |
ОИ1-с. ДИ3-с.
|
|
|
|
|
|
|||
Тема 1.5. Взаимосвязи физических нагрузок и функциональных возможностей организма. |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
47-48 |
Классификация и характеристика видов мышечной работы. Принципы классификации (по особенностям управления движениями, по доступности упражнений в связи с возрастом, по характеру усилий и мощности выполняемой работы, по характеру условий выполнения движений – стабильные и переменчивые, по степени сложности). |
2 |
урок |
ОИ1-с. ДИ3-с.
|
|
|
|
Устный опрос (фронталь-ный) |
|
|||
49-50 |
Стереотипные (стандартные) и ситуационные (нестандартные) движения. Классификация стереотипных движений. Ситуационные движения: единобордства и спортивные игры. |
2 |
урок |
ОИ3-с. ДИ3-с.
|
|
|
|
Устный опрос (фронталь-ный) |
|
|||
51-52 |
Физиологическая характеристика статистических усилий. «Феномен статистических усилий» у людей тренированных и нетренированных. Характер и величина изменений в протекании физиологических процессов в организме при циклической работе разной мощности. |
2 |
урок |
ОИ3-с.
ДИ3-с.
|
|
|
|
Устный опрос (фронталь-ный) |
|
|||
53-54 |
Практическая работа № 10 «Физиологические сдвиги в организме при статических усилиях. |
2 |
ПЗ |
|
|
|
|
Проверка и оценка ПР |
|
|||
55-56 |
Практическая работа № 11 «Определение физической работоспособности с помощью теста PWS 170 и гарвардского степ-теста» |
2 |
ПЗ |
|
|
|
|
Проверка и оценка ПР |
|
|||
Тема 1.6. Физиологические закономерности двигательной активности и процессов восстановления |
20 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
57-58 |
Строение двигательного аппарата человека. Виды и свойства мышечной ткани. Механизм нервно-мышечной передачи. Режим мышечного сокращения. Режимы мышечной деятельности.
|
2 |
урок |
ОИ1-с.
ДИ3-с.
|
|
|
|
Устный опрос (фронталь-ный) |
|
|||
59-60 |
Способы регуляции мышечного напряжения. Механизмы энергетического обеспечения различных видов мышечной деятельности. |
2 |
урок |
ОИ1-с.
ДИ3-с.
|
|
|
|
Устный опрос (фронталь-ный) |
|
|||
СРС № 6. Способы регуляции мышечного напряжения (подготовить конспект). |
|
|
|
Работа с учебной литературой, интернет ресурсами
|
И-Р1, И-Р2, И-Р3 |
5 |
Проверка и оценка СРС |
|
||||
61-62 |
Сила мышц, факторы, определяющие силу мышц. Утомление мышц. Теория утомления. Организация двигательных актов. |
2 |
урок |
ОИ1-с.
ДИ3-с.
|
|
|
|
Устный опрос (фронталь-ный) |
|
|||
63-64 |
Практическая работа № 12 «Измерение силы мышц и силовой выносливости». |
2 |
ПЗ |
|
|
|
|
Проверка и оценка ПР |
|
|||
65-66 |
Рефлекторный характер движений. Двигательные рефлексы. Возрастные особенности двигательного аппарата, совершенствование координации движений с возрастом. |
2 |
урок |
ОИ1-с.
ДИ3-с.
|
|
|
|
Устный опрос (фронталь-ный) |
|
|||
67-68 |
Предстартовое и стартовое состояния и их разновидности. Физиологическое значение разминки. Изменение физиологических функций в процессе врабатывания. |
2 |
урок |
ОИ1-с.
ДИ3-с.
|
|
|
|
Устный опрос (фронталь-ный) |
|
|||
69-70 |
Физиологическая характеристика «мёртвой точки» и «второго дыхания». |
2 |
урок |
ОИ1-с.
ДИ3-с.
|
|
|
|
|
|
|||
71-72 |
Утомление, причины его возникновения. Переход утомления в переутомление. Восстановительные процессы после мышечной деятельности. |
2 |
урок |
ОИ1-с.
ДИ3-с.
|
|
|
|
Устный опрос (фронталь-ный) |
|
|||
СРС № 7. Влияние активного отдыха на снятие утомления (разработать мероприятия). |
|
|
|
Работа с учебной литературой, интернет ресурсами
|
И-Р1, И-Р2, И-Р3 |
6 |
Проверка и оценка СРС |
|
||||
73-74 |
Практическая работа № 13 «Наблюдение явлений утомления мышц. Диагностика утомления». |
2 |
ПЗ |
|
|
|
|
Проверка и оценка ПЗ |
|
|||
СРС № 8. Средства ускорения восстановительных веществ (подготовить презентацию). |
|
|
|
Работа с учебной литературой, интернет ресурсами
|
И-Р1, И-Р2, И-Р3 |
6 |
Проверка и оценка СРС |
|
||||
75-76 |
Восстановительные процессы после мышечной деятельности. |
2 |
урок |
ОИ1-с.
ДИ3-с.
|
|
|
|
Устный опрос (фронталь-ный) |
|
|||
7 семестр |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Раздел 2. Биохимические основы развития физических качеств. |
20 |
|
|
|
|
6 |
|
|
||||
Тема 2.1. Общие закономерности и особенности обмена веществ, при занятиях физической культурой. |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
77-78 |
Образование углекислого газа при физической работе. Накопление углекислоты, повышение её концентрации в плазме крови. Возбуждение дыхательного центра, сокращение дыхательных мышц. Значение регуляции дыхания во время занятий физкультурой и спортом. |
2 |
урок |
ОИ1-с.
ДИ3-с.
|
|
|
|
Устный опрос (фронталь-ный) |
|
|||
79-80 |
Значение вестибулярного аппарата и мозжечка в координации движений спортсмена. Понятие «кальциевого насоса», его значение при двигательной мышечной работе. «Второе дыхание» у спортсменов, его биохимический смысл Понятие сократимости и возбудимости мышечной ткани, биохимические процессы, проходящие при этом. Превращение химической энергии в механическую при работе мышц. Энергия ферментативного расщепления АТФ. |
2 |
урок |
ОИ1-с.
ДИ3-с.
|
|
|
|
Устный опрос (фронталь-ный) |
|
|||
81-82 |
Практическая работа № 14 «Измерение показателей дыхания. ЧСС, АД и координации движений у взрослого человека в состоянии покоя и после выполнения физической работы. |
2 |
ПЗ |
|
|
|
|
Проверка и оценка ПЗ |
|
|||
СРС № 9. Энергетические и биохимические затраты при работе мышц (подготовить конспект). |
|
|
|
Работа с учебной литературой, интернет ресурсами
|
И-Р1, И-Р2, И-Р3 |
5 |
Проверка и оценка СРС |
|
||||
Тема 2.2. Биохимические основы питания. |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
83-84 |
Значение пищи для энергетических и пластических процессов. Энерготраты и методы их определения. Механизм и схема всасывания питательных веществ в ЖКТ человека, диффузия. Основные компоненты пищи (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, микроэлементы вода). Функции углеводов в организме человека, метаболизм углеводов и его регуляция. |
2 |
урок |
ОИ1-с.
ДИ3-с.
|
|
|
|
Устный опрос (фронталь-ный) |
|
|||
85-86 |
Липидный обмен, влияние мышечной деятельности на липидный обмен. Белковый обмен. Влияние мышечной деятельности на структуру и свойства белков. Роль воды как полярного растворителя. Витамины и их виды. Авитаминозы и гиповитаминозы. |
2 |
урок |
ОИ1-с.
ДИ3-с.
|
|
|
|
Устный опрос (фронталь-ный) |
|
|||
87-88-89-90 |
Практическая работа № 15 «Определение суточного расхода энергии хронометражно-табличным методом». |
4 |
ПЗ |
|
|
|
|
Проверка и оценка ПР |
|
|||
СРС № 10. Энергетическая роль белков, жиров, углеводов для организма человека (составить таблицу). |
|
|
|
Работа с учебной литературой, интернет ресурсами
|
И-Р1, И-Р2, И-Р3 |
|
Проверка и оценка СРС |
|
||||
Тема 2.3. Возрастные особенности биохимического состояния организма. |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
91-92 |
Возрастная периодизация. Возрастные изменения деятельности различных систем организма. Биохимическая характеристика отдельных систем организма детей дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста. Развитие двигательных качеств: быстроты, силы и выносливости. |
2 |
урок |
ОИ1-с.
ДИ3-с.
|
|
|
|
Устный опрос (фронталь-ный) |
|
|||
93-94 |
Практическая работа № 16 «Биохимические особенности детского организма». |
2 |
ПЗ |
|
|
|
|
Проверка и оценка ПР |
|
|||
95-96 |
Особенности координации движений у детей и подростков. Развитие двигательных качеств: быстроты, силы и выносливости. Биохимические особенности тренировки юных спортсменов. |
2 |
урок |
ОИ1-с.
ДИ3-с.
|
|
|
|
Устный опрос (фронталь-ный) |
|
|||
|
Итого |
96 |
|
|
|
|
43 |
|
|
|||
Информационное обеспечение обучения
Основные источники (ОИ):
1. Михайлов С.С. Спортивная биохимия: учебник для вузов и колледжей физической культуры.- М.; Советский спорт, 2012.- 328с.
2. Смирнов В.М, Фудин Н.А. Физиология физического воспитания и спорта: Учебник.- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2012. - 468с.
3. Караулова Л.К. Физиология физического воспитания и спорта: учебник для студ. учреждений высш. образования/ Л.К. Караулова, Н.А Красноперова, М.М. Расулов.-4-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2016.-304с.
Дополнительные источники:
1. Васильева В.В. Физиология человека: учебник для техн. физ. культ. М.: Физкультура и спорт, 1984.-356с.
2. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учеб.пособие для студ. сред. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1997.- 264с.
3. Серопегин И.М. Физиология человека : Учебник для тех. физ. культ. – М.: Физкультура и спорт, 1979.- 344с.
Интернет ресурсы:
1. Возрастная анатомия и физиология [Электронный ресурс]: - URL: http://window.edu.ru/resource/659/62659/files/vozr_anatom_lection.pdf
2. Преодаление стресса [Электронный ресурс]: - URL: http:// www.u-lekar.ru/content/view/828/12/
3. Утомление и функциональные резервы организма [Электронный ресурс]: - URL: http:// works.tarefer.ru/51/101764/index.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.