ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности по учебному предмету «Изоюразительное искусство» разработано для 4 «А» класса и составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы по предмету «Изобразительное искусство» А.Л.Чекина, Р.Г.Чураковой И.Э. Кашековой. Программы по учебным предметам. Примерный учебный план: 1- 4 кл.: в 3 ч. –М.: Академкнига/Учебник, 2014. – Ч 3.- 160 с. (проект «Перспективная начальная школа»), с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Цель изучения предмета «Изобразительное искусство» является развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.
В соответствии с этой целью решаются задачи:
- воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного человека, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Количество часов в год – 34.
Количество часов в неделю – 1.
Количество часов в 1 четверти – 8.
Количество часов во 2 четверти – 8.
Количество часов в 3 четверти – 11.
Количество часов в 4 четверти – 7.
Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»
Учебные пособия для ученика:
ü Кашекова И.Э., Кашеков А.Л. Изобразительное искусство: 4 кл. : Учебник : / И.Э. Кашекова, А.Л. Кашеков. – М. : Академкнига/Учебник, 2014. – 112 с.
Учебно-методические пособия для учителя:
ü Программы по учебным предметам. Примерный учебный план: 1- 4 кл.: в 3 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2014. – Ч 3. – 160 с.
ü Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе [Текст] : / Р.Г. Чуракова. – Изд. 3-е, испр. – М. : Академкнига/Учебник, 2011. – 112 с.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (34 ч)
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Часы учебного времени |
Плановые сроки проведения |
Примечание |
1 |
Художественный мир, сотворённый по законам сказки |
2 |
2 ч – 1 четверть |
|
2 |
Образы стихий |
7 |
6 ч – 1 четверть, 1 ч – 2 четверть |
|
3 |
Художественные образы мирового искусства. Героические образы Древней Греции |
3 |
3 ч – 2 четверть |
|
4 |
Одухотворённые образы Средневековья |
10 |
4 ч – 2 четверть, 6 ч – 3 четверть |
|
5 |
Сказочные образы Востока |
11 |
5 ч – 3 четверть, 6 ч – 4 четверть |
|
6 |
Музеи и выставки |
1 |
1 ч – 4 четверть |
|
Итого |
34 |
|
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ урока в четверти |
Название раздела |
№ урока в разделе |
Тема урока
|
Материал учебника |
Сроки прохождения |
Характеристика основной деятельности ученика |
Примечание |
|
1 четверть (8 ч) |
||||||||
1 |
Художественный мир, сотворённый по законам сказки 2 ч. |
1 |
Сюжеты жизни и сюжеты сказки. |
С.6-11
|
06.09 |
|
Понимать, что построение любого произведения искусства основано на конфликте противоположностей. Овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиск оптимальных средств её достижения. Эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства. |
|
2 |
2 |
Раскрытие образа героя с помощью окружающей среды. |
С. 12-13
|
13.09 |
|
|
||
3 |
Образы стихий 7 ч. |
1 |
Ожившие стихии. |
С. 14-17 |
20.09 |
|
Сравнивать и противопоставлять элементы картины, чтобы понять её содержание. Создавать графическими средствами выразительные образы предметов в декоративной манере, украшать их древними символами земли. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Узнавать сказки Бажова и иллюстрации к ним Понимать символику воздушной стихии – воздуха, ветра, неба. Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы. Понимать роль огня в жизни людей. Передавать при изображении водной стихии эмоционально выразительное состояние природы. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства. |
|
4 |
2 |
Образ земли в искусстве. |
С. 18-21 |
27.09 |
|
|
||
5 |
3 |
Ключ земли – сказки Бажова. |
С. 22-23 |
04.10 |
|
|
||
6 |
4 |
Ключ земли – сказки Бажова. |
С. 22-23 |
11.10 |
|
|
||
7 |
5 |
Образ воздуха в искусстве. |
С. 24-27 |
18.10 |
|
|
||
8 |
6 |
Образ огня в искусстве.
|
С. 28-31 |
25.10 |
|
|
||
2 четверть (8 ч) |
|
|||||||
9 (1) |
|
7 |
Образ воды в искусстве. |
С. 32-33 |
08.11 |
|
|
|
10 (2) |
Художественные образы мирового искусства. Героические образы Древней Греции 3 ч. |
1 |
Героические образы Древней Греции. Образ природы и построек Древней Греции. |
С. 36-39 |
15.11 |
|
Находить в справочниках, энциклопедиях, Интернете, книгах по мифологии и альбомах по искусству рассказы о богах Древней Греции и их изображениях. Определять трагическое и комическое в искусстве и жизни. Развитие способности ориентироваться в мире народной художественной культуры. |
|
11 (3) |
2 |
Театр в Древней Греции. |
С. 40-43 |
22.11 |
|
|
||
12 (4) |
3 |
Образ человека Древней Греции. |
С. 44-47 |
29.11 |
|
|
||
13 (5) |
Одухотворённые образы Средневековья 10ч. |
1 |
Величественные соборы и неприступные замки. |
С. 48-51 |
06.12 |
|
Моделировать маску сказочного персонажа из бумаги, придумывать её декоративное оформление. Различать образ средневековой Европы. Моделировать комплекс замка. Вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок. Овладение элементарными средствами художественного изображения – для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию. Способность к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки. Умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. овладение элементарными средствами художественного изображения. Определять по изображению на гербе, что собой представлял его владелец и к чему он стремился Понимать, что многие сказки имеют вполне реальные жизненные истоки. Объяснять значение пословиц и поговорок о времени. Различать знаки и символы хода времени в произведениях изобразительного искусства. |
|
14 (6) |
2 |
Величественные соборы и неприступные замки. |
С. 48-51 |
13.12 |
|
|
||
15 (7) |
3 |
Образы мифологических персонажей в искусстве. |
С. 52-53 |
20.12 |
|
|
||
16 (8) |
4 |
Образ человека в искусстве эпохи. |
С. 54-57 |
27.12 |
|
|
||
3 четверть (11 ч) |
||||||||
17 (1) |
|
5 |
Знаки и символы времени. |
С. 58-59 |
10.01 |
|
Моделировать маску сказочного персонажа из бумаги, придумывать её декоративное оформление. Различать образ средневековой Европы. Моделировать комплекс замка. Вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок. Овладение элементарными средствами художественного изображения – для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию. Способность к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки. Умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. овладение элементарными средствами художественного изображения. Определять по изображению на гербе, что собой представлял его владелец и к чему он стремился Понимать, что многие сказки имеют вполне реальные жизненные истоки. Объяснять значение пословиц и поговорок о времени. Различать знаки и символы хода времени в произведениях изобразительного искусства. |
|
18 (2) |
|
6 |
Родовой герб над входом в замок. |
С. 60-65 |
17.01 |
|
|
|
19 (3) |
|
7 |
Родовой герб над входом в замок. |
С. 60-65 |
24.01 |
|
|
|
20 (4) |
|
8 |
Образы средневековых сказок. Спящая красавица и таинственный замок. |
С. 66-67 С. 68-69 |
31.01 |
|
|
|
21 (5) |
|
9 |
Образ времени в сказках. |
С. 70-75 |
07.02 |
|
|
|
22 (6) |
|
10 |
Образ времени в сказках. |
С. 70-75 |
14.02 |
|
|
|
23 (7) |
Сказочные образы Востока 12 ч. |
1 |
Роскошные образы арабского мира. Образ природы. |
С. 76-81 |
21.02 |
|
Осмыслять образы героев арабских сказок. Воспринимать богатство декора архитектурных сооружений Востока. Разрабатывать эскиз предмета с учётом характера и особенностей его будущего хозяина. Представлять образ идеального человека на Востоке. развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека. Формирование способности к целостному художественному восприятию мира. Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия аргументированной оценки произведения искусства, как основы формирования навыков коммуникации; обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности. Способность к художественному познанию мира; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и украшений; способность к художественному познанию мира. |
|
24 (8) |
2 |
Архитектура. |
С. 82-85 |
28.02 |
|
|
||
25 (9) |
3 |
Художественное оформление волшебных предметов. |
С. 86-87 |
06.03 |
|
|
||
26 (10) |
4 |
Образ человека в искусстве Арабского Востока. |
С. 88-91 |
13.03 |
|
|
||
27 (11) |
5 |
Яркие образы Индии. Образы архитектуры Индии. |
С. 92-93 |
20.03 |
|
|
||
4 четверть (7 ч) |
||||||||
28 (1) |
|
6 |
Ступа – символ природы и ума. |
С. 94-97 |
03.04 |
|
Осмыслять образы героев арабских сказок. Воспринимать богатство декора архитектурных сооружений Востока. Разрабатывать эскиз предмета с учётом характера и особенностей его будущего хозяина. Представлять образ идеального человека на Востоке. развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека. Формирование способности к целостному художественному восприятию мира. Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия аргументированной оценки произведения искусства, как основы формирования навыков коммуникации; обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности. Способность к художественному познанию мира; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и украшений; способность к художественному познанию мира. |
|
29 (2) |
|
7 |
Слон – символ мудрости, величия и непобедимой мощи. |
С. 98-99 |
10.04 |
|
|
|
30 (3) |
|
8 |
Образ человека в искусстве Индии. |
С. 100-103 |
17.04 |
|
|
|
31 (4) |
|
9 |
Добрые образы Китая. Образы архитектуры Китая. |
С. 104-105 |
24.04 |
|
|
|
32 (5) |
|
10 |
Искусство выбирать главное. |
С. 106-107 |
08.05 |
|
|
|
33 (6) |
|
11 |
Дракон – символ добра и защиты. Образ человека в искусстве Китая. |
С. 108-109 С. 110-111 |
15.05 |
|
|
|
35 (7) |
Музеи и выставки 1 ч. |
1 |
Главные музеи России |
С. 112 |
22.05 |
|
Понимать и объяснять разницу отношения к женскому и мужскому образам в искусстве Китая. Знать ведущие художественные музеи России. |
|
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Контроль обучающихся проводится в рамках урочной и внеурочной деятельности при выполнении художественно-практических заданий. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала, проводится в начале учебного года.
С помощью текущего контроля планируется диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, накануне перевода в следующий класс.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек)
№ п/п |
№ п/п в разделе |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Число |
Примечание |
|
1 |
Концептуальные и теоретические основы УМК «Перспективная начальная школа» |
||||
1 |
Программы по учебным предметам. Примерный учебный план: 1-4 кл.: в 3 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2014. – Ч 3. – 160 с. |
1 |
|
||
2 |
Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе [Текст] : / Р.Г. Чуракова. – Изд. 3-е, испр. – М. : Академкнига/Учебник, 2011. – 112 с. |
1 |
|
||
2 |
Перечень учебно-методических средств обучения (книгопечатная продукция) для учителя |
||||
1 |
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1, 2, 3 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванова, О.А. Карабанова и др.] ; под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 20011. – 215 с. – (Стандарты второго поколения). |
1 |
|
||
2 |
Примерная основная образовательная программа общеобразовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 204 с. |
1 |
|
||
3 |
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования / М-во образования и науки РФ. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 31 с. |
1 |
|
||
4 |
Кашекова И.Э., Кашеков А.Л. Изобразительное искусство : 2 кл. : Учебник : / И.Э. Кашекова, А.Л. Кашеков. – М. : Академкнига/Учебник, 2016. – 112 с. |
1 |
|
||
3 |
Перечень учебно-методических средств обучения (книгопечатная продукция) для ученика |
||||
1 |
Кашекова И.Э., Кашеков А.Л. Изобразительное искусство : 4 кл. : Учебник : / И.Э. Кашекова, А.Л. Кашеков. – М. : Академкнига/Учебник, 2017. – 112 с. |
К |
|
||
4 |
Дидактический материал |
||||
1 |
Кубики игральные |
Ф, К |
|
||
2 |
Условные обозначения |
Д |
|
||
3 |
Ученические указки |
К |
|
||
4 |
Фишки (круглые): жёлтые, красные, синие, зелёные по 3 шт. |
Ф, К |
|
||
5 |
Набор муляжей для рисования: грибы |
Д |
|
||
6 |
Набор муляжей для рисования: овощи |
Д |
|
||
7 |
Набор муляжей для рисования: фрукты |
Д |
|
||
5 |
Оборудование класса |
||||
1 |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. |
2 |
|
||
2 |
Компьютер |
1 |
|
||
3 |
Мультимедийный проектор |
1 |
|
||
4 |
Стол учительский с тумбой |
1 |
|
||
5 |
Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев |
14 |
|
||
6 |
Шкаф (стеллаж) для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. |
2 |
|
||
7 |
Экран |
1 |
|
||
8 |
Полки для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. |
2 |
|
||
6 |
Цифровые образовательные ресурсы, перечень основных поисковых системы сети Интернет, образовательные Интернет-порталы http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2013/08/14/ko |
||||
6.1. |
Коллекции цифровых и электронных образовательных ресурсов |
|
|
||
1 |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
http://school-collection.edu.ru/ |
|
||
2 |
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Крупнейший каталог ЦОР в различных форматах |
http://fcior.edu.ru/ |
|
||
3 |
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Каталог ЭОР для учителей-предметиков |
http://window.edu.ru/ |
|
||
4 |
Электронные образовательные ресурсы. Репозиторий планов-конспектов уроков, коллекция ЭОР |
http://eorhelp.ru/ |
|
||
5 |
Всероссийский конкурс педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе. Материалы участников конкурса могут быть полезны учителю |
http://konkurs-eor.ru/ |
|
||
6 |
Российский образовательный портал. Коллекция ЦОР |
http://www.school.edu.ru |
|
||
7 |
ПЕДСОВЕТ.ORG. Медиатека, включающая ЦОР и методические разработки |
http://pedsovet.org/m |
|
||
8 |
Начальная школа - детям, родителям, учителям. Библиотека ресурсов для учителя начальной школы |
http://www.nachalka.com |
|
||
9 |
Сеть творческих учителей. Библиотека методик проведения уроков и готовых учебных проектов |
http://www.it-n.ru |
|
||
10 |
Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.. Коллекция ЦОР |
http://www.openclass.ru |
|
||
6.2. |
Ресурсы в помощь учителю |
|
|
||
1 |
Федеральный институт педагогических измерений |
http://www.fipi.ru/view |
|
||
2 |
Федеральный портал Российского образования |
http://www.edu.ru/ |
|
||
3 |
Информационно-коммуникационные технологии в образовании |
http://www.ict.edu.ru/ |
|
||
4 |
Сеть творческих учителей |
http://it-n.ru/default.aspx |
|
||
5 |
Интернет – государство учителей |
http://intergu.ru/ |
|
||
6 |
Уроки.Net |
http://www.uroki.net/docinf.htm |
|
||
7 |
Клякса.Net |
http://www.klyaksa.net/ |
|
||
8 |
Учебный курс flash-анимация |
http://flash.lutskiy.ru/ |
|
||
9 |
Виртуальный компьютерный музей |
http://www.computer-museum.ru/index.php |
|
||
10 |
Примерные программы основного общего образования |
http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3837/ |
|
||
6.3. |
Ресурсы в помощь для осуществления проектной и исследовательской деятельности |
|
|
||
1 |
Портал, посвященный исследовательской деятельности |
http://www.researcher.ru/ |
|
||
2 |
Интернет-портал о научно-техническом творчестве, включая следующие разделы: учреждения НТТМ Москвы, экспертиза проектов, как обустроить свое сообщество и т.д. |
http://4nttm.ru/ |
|
||
3 |
Научно-образовательный журнал «Компьютерра» |
http://www.computerra.ru/ |
|
||
4 |
Интернет-портал журнала «Техника молодежи» |
http://www.technicamolodezhi.ru/ |
|
||
5 |
Электронный образовательный журнал для старшеклассников и учителей «Потенциал» |
http://potential.org.ru/ |
|
||
6 |
Сайт всероссийского открытого конкурса исследовательских работ им. В.И.Вернадского |
http://vernadsky.info/ |
|
||
7 |
Сайт городской конференции «ПОИСК-НИТ» |
http://poisk-nit.ru/ |
|
||
8 |
Сайт конкурса мультимедийных, проектных исследовательских работ «Грант Префекта ЦАО для школьников» |
http://www.grant-prefekta.ru |
|
||
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.