Календарно - тематическое планирование
Окружающий мир4 класс
по УМК «Планета Знаний»
№ урока |
Дата |
Тема урока |
Характеристика учебной деятельности учащихся |
|
|
Наш край (22 часа) |
|
1 |
|
День Знаний |
|
2 |
|
Что такое погода. С.6-9 Р.т.с.3-5 №6 |
Представление о погоде и ее явлениях (изменение температуры воздуха, облачность, осадки). Наблюдения, фиксация результатов наблюдений. |
Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы. С.9-13 Р.т.с.6-11 №11,12 |
Актуализация знаний об образовании ветра, полученных в 3 классе; наблюдение за зависимостью погоды от ветра. Осознание влияния таких явлений природы, как гроза, смерч, гололед, на жизнь людей. |
||
3 |
|
Предсказание погоды. С.14-17 Самостоятельная работа Р.с.11№13 |
Знакомство со способами и значением прогнозирования погоды, проверка уровня освоения изученной темы. |
Экскурсия на луг или в поле. |
Наблюдение за особенностями жизни и взаимодействия обитателей луга, разнообразием животных и растений, влиянием человека на жизнь луга. |
||
4 |
|
Наша местность на плане и карте. С.18-20 Р.т. с.12 №15 |
Знакомство со значением планов и карт в жизни человека. Актуализация знаний и умений по ориентированию в пространстве, полученных на уроках в 3 классе. Развитие пространственных представлений и воображения. |
5 |
|
План местности. Практическая работа.с.21-24 Р.т.с.13-15 №21,22 |
Закрепление знаний о масштабе, знакомство с планом местности, «чтение» плана местности. |
6 |
|
Географическая карта. с.25-29 |
Представление о карте, формирование умения читать и понимать карты. |
7 |
|
Равнины. С.29-32 Р.т. №16 №25,26 |
Закрепление представлений о горизонте, формах земной поверхности, представление о видах равнин, устройстве холмов, строении и образовании оврагов, причинах их образования. |
8 |
|
Горы. С.33-36 Р.т.с.17 №28 |
Сравнение холмов и гор, выделение существенных признаков гористой местности, наблюдение за строением земной поверхности в окрестностях дома и школы. |
9 |
|
Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши. С.36-41 |
Проведение опытов и наблюдений, позволяющих сделать выводы о влиянии температур, движения воздуха и воды на поверхность суши. |
10 |
|
Как деятельность человека изменяет поверхность суши. Самостоятельная работа с41-44 |
Расширение представлений о воздействии человека на поверхность суши, усиление влияния с течением времени и развитием науки и техники. |
11 |
|
Богатства недр. с.45-49 Р.т.с.18-20 №38,39 |
Актуализация и расширение знаний о полезных ископаемых, их использовании в хозяйстве. |
12 |
|
Разнообразие почв. с.50-52 Р.т.с.21 №43
|
Актуализация и расширение представлений о составе, свойствах и разнообразии почв, повышении плодородия, определение взаимосвязей в природе. |
13 |
|
Что такое природное сообщество. с.53-56 Р.т.с.22 №46,47 Проверочная работа № 1 по теме: Наш край КДР№1 с.4-11 |
Знакомство с терминами «природное сообщество», «цепь питания», «экологическая пирамида», отслеживание элементарных взаимосвязей в природных сообществах. |
14 |
|
Какие растения растут на лугу. Животные — обитатели луга. Луг в жизни человека. С.57-64 Р.т.с.23-26 №50,51 |
Знакомство с обитателями луга как природного сообщества, приспособленностью организмов к жизни на лугу, уточнение информации, полученной на экскурсии. |
15 |
|
Какие растения растут в лесу. С. 64-68 Р.т.с.27-28 №59 |
Уточнение и расширение представлений об условиях жизни в лесу, особенностях растений леса, приспособленностью их к совместной жизни |
16 |
|
Животные — обитатели леса. Лес в жизни человека. с.68-73 Р.т.с. 28 №61,62 |
Уточнение и расширение знаний о животных смешанного леса, приспособленности животных смешанного леса к условиям жизни, выявление связи между обитателями смешанного леса. |
Экскурсия в смешанный лес. |
Наблюдение за особенностями жизни и взаимодействия обитателей смешанного леса, разнообразием животных и растений, влиянием человека на жизнь леса. |
||
1(17) |
|
Водоём. Водные объекты и человек. с.74-80 Р.т.с.29-31 № 68,69 |
Уточнение и расширение представлений о жизни и приспособленности обитателей пресного водоема, влиянии человека на жизнь водоема, роли пресных водоемов в хозяйстве. |
Экскурсия к водоёму. |
Наблюдение за особенностями жизни и взаимодействия обитателей водоема, разнообразием животных и растений, влиянием человека на жизнь луга. |
||
2(18) |
|
Искусственные сообщества. Поле. Животные – обитатели полей. с.81-87 Р.т.с.31-35 №81,82 |
Знакомство с искусственными сообществами, расширение знаний о культурных растениях, связях между растениями и животными полей. |
3(19) |
|
Сад. с. 88-93 Проверочная работа № 2 по теме: Наш край КДР №2 с.12-19 |
Расширение знаний о культурных растениях сада, узнавание наиболее распространенных в данной местности плодовых деревьев и кустарников, знакомство с животными, обитающими в садах, выявление связей животных сада с растениями и друг с другом. |
|
|
Наша Родина на планете Земля (12 ч) |
|
4(20) |
|
Какую форму имеет Земля. с.98-100
|
Углубление знаний учащихся о форме Земли, представлений о научных методах познания окружающего мира. |
5(21) |
|
Карта полушарий. с.100-105 Р.т.с.40-42 №93,94 |
Повторение о глобусе как модели Земли, знакомство с картой полушарий, ориентация в географических картах. |
6(22) |
|
Движение Земли. Самостоятельная работа. с.106-109 Р.т.с.43-44 №100 |
Знакомство с суточным и годовым вращением Земли, влиянием вращения планеты на климатические особенности районов. |
7(23) |
|
В пустынях Африки. с.110-113 Р.т.с.44-45 №103 |
Знакомство с природными условиями Сахары, ее растительным и животным миром, занятиями населения Сахары; наблюдение за приспособленностью организмов к условиям жизни в пустынях и их взаимосвязями. |
8(24) |
|
Экваториальные леса Южной Америки. с.114-116 Р.т.с.46-47 №107,108 |
Знакомство с природными условиями экваториальных лесов Америки, растительным и животным миром, занятиями населения, значением экваториальных лесов в жизни планеты и необходимостью их охраны. |
9(25) |
|
Антарктида. Австралия. Евразия. Самостоятельная работа. с.117-123 |
Знакомство с природными условиями Антарктиды, Австралии, Евразии, особенностями жизни обитателей регионов. |
10(26) |
|
Карта России. с.123-128 Р.т.с.48-50 №109 |
Повторение и обобщение знаний о планах и картах, закрепление умения работать с географическими картами, знакомство с некоторыми географическими объектами на территории России. |
11(27) |
|
Зона арктических пустынь с.129-138 Р.т.с.с.51-54 №120,121,122 |
Знакомство с особенностями климата, растительным и животным миром тундры, особенностями жизни и хозяйственной деятельности людей в тундре. |
12(28) |
|
Тундра. Практическая работа с.134-138 |
Знакомство с особенностями климата, растительным и животным миром тундры, особенностями жизни и хозяйственной деятельности людей в тундре. |
13(29) |
|
Зона лесов Практическая работа. с.139- 145 Р.т.с.54-57 №132,133 |
Знакомство с особенностями климата, растительным и животным миром зоны лесов на основе сравнения с зоной тундры, особенностями жизни и хозяйственной деятельности людей в зоне лесов. |
14(30) |
|
Степи с.145-150 Проверочная работа № 3 по теме: Наша Родина на планете Земля КДР №3 с.20-25 Учеб. |
Знакомство с особенностями климата, растительным и животным миром зоны степей на основе сравнения с зоной лесов; особенностями жизни и хозяйственной деятельности людей в зоне степей. |
15(31) |
|
Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы. с.151-154 |
Расширение и углубление знаний об экологических проблемах России, выявление некоторых путей решения экологических проблем, знакомство с международным сотрудничеством по охране природы, осознание ответственности людей за будущее планеты Земля. |
|
|
История нашей Родины (34 ч) |
|
1(32) |
|
История на карте. Исторические источники. с.6-11 Р.т.с.3-5 №4,5 |
Знакомство с понятием «историческая карта», ее отличиями от географической, с условными обозначениями, которые встречаются на исторической карте, с историческими источниками (вещественными, письменными, устными). |
2(33) |
|
Первые русские князья. с.14-16 Р.т.с.6-10 №13 |
Знакомство с деятельностью первых русских князей. |
3(34) |
|
Князь Владимир. Крещение Руси. с.17-21
|
Знакомство с деятельностью князя Владимира и основными положениями христианства — религии, которую приняла Русь. |
4(35) |
|
Культура Древней Руси. с.21-24 Р.т.с.11-12 №17,18 |
Знакомство с особенностями культуры Древней Руси. |
5(36) |
|
Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский. с.25-29 Р.т.с.13-16 №24.25 |
Расширение и углубление представлений о борьбе русских княжеств с иноземными захватчиками. |
6(37) |
|
Куликовская битва. Дмитрий Донской. с.30-33 Проверочная работа № 4 по теме: История нашей Родины КДР №4 с.26-31 |
Знакомство с деятельностью князя Дмитрия Донского. |
7(38) |
|
Первый русский царь. Преобразования в государстве. с.36-40 Рт.с.16-17 №30 |
Знакомство с особенностями развития государства в XVI веке. |
8(39) |
|
Как жили люди на Руси в XIV—XVI веках. с.40-44 Р.т.с.18-24 №36,37 |
Знакомство с бытовой жизнью русских людей XIV—XVI веков. |
9(40) |
|
Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский. с.44-47 Р.т.с.24-26 № 46,47 |
Знакомство с основными событиями смутного времени. |
10(41) |
|
Русское государство при первых Романовых. с.47-50 |
Знакомство с основными событиями России XVII века; рассказать о преобразованиях в государстве при первых Романовых. |
11(42) |
|
Расширение границ России в XVII веке. с.51-53 Мозаика заданий Р.т.с.27 |
Знакомство с процессами освоения земель Сибири и Дальнего Востока, с историей первых землепроходцев. |
Проверочная работа № 5 по теме: История нашей Родины КДР №5 с.35-41 |
Повторение и обобщение пройденного материала. Демонстрация уровня знаний по теме.
|
||
12(43) |
|
Пётр I. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре, науке, быту. с.60-65 Р.т.с.30-33 №52,53 |
Познакомить учащихся с деятельностью царя-реформатора Петра I. |
13(44) |
|
Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II. с.66-69 Р.т.с.34-37 №62,63 |
Знакомство с изменениями в государстве при Екатерине II, с биографией великих военачальников А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова. |
14(45) |
|
Образование и наука в XVIII веке. с.69-73 |
Знакомство с особенностями развития образования и науки в XVIII веке, с жизнью и деятельностью известного ученого М.В. Ломоносова и изобретателя И.П. Кулибина. |
15(46) |
|
Война 1812 года. с.73-76 |
Знакомство с Отечественной войной 1812 года. |
16(47) |
|
Отмена крепостного права. с.77-79 |
Продолжение знакомства с основными событиями XIX века. |
17(48) |
|
Наука и техника в XIX веке. с80-82 Р.Т.с.38-43 №75,76 |
Знакомство с основными достижениями науки и техники в XIX веке, с жизнью и открытиями ученых П.Н. Яблочкова, Н.И. Пирогова, К.А. Тимирязева. |
18(49) |
|
Город и горожане. Мода XIX века. с.83-88 Р.Т.с.38-43 №75,76 |
Знакомство с основными изменениями, произошедшими в облике русских городов в XIX веке, а также с изменениями в одежде, моде и кулинарном искусстве. |
19(50) |
|
Культура XIX века. с.88-93 Р.т.с44 Проверочная работа № 6 по теме: История нашей Родины КДР №6 с38-45 |
Знакомство с основными культурными достижениями XIX века, с именами выдающихся деятелей культуры. Демонстрация уровня знаний по теме. |
1(51) |
|
Революция в России. с100-103 Р.т.с.47 |
Знакомство с основными событиями начала XX века. |
2(52) |
|
Россия в годы Советской власти. с103-107 |
Знакомство с основными событиями развития России в 20—30 годы XX века. |
3(53) |
|
Великая Отечественная война. с107-113 |
Знакомство с основными событиями Великой Отечественной войны: битвой под Москвой, Сталинградским сражением, Курской битвой, блокадой Ленинграда; расширение представлений о героическом подвиге советского народа. |
4(54) |
|
Тыл в годы войны. Победа над фашизмом. с113-118 Р.т.с.48-52 №88,89 |
Знакомство с работой тыла в годы войны; представление о самоотверженном труде всех людей. |
5(55) |
|
Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века.с118-123 Проверочная работа № 7 по теме: История нашей Родины КДР №7 с.46-51 |
Знакомство с процессом последовательного восстановления народного хозяйства, с главными научными достижениями XX века. Демонстрация уровня знаний по теме. |
6(56) |
|
По северным городам России. с124-126 |
Знакомство с северными городами России, их своеобразием и особенностями. |
7(57) |
|
По городам Центральной России. с126-130 |
Знакомство с городами Центральной России, их своеобразием и особенностями. |
8(58) |
|
ВПР (Всероссийская проверочная работа) (комплексного характера) на основе единого текста |
Проверка уровня сформированности предметных и метапредметных умений по разным учебным дисциплинам Индивидуальный контроль усвоения необходимого минимума для выпускника 4 класса |
9(59) |
|
Города Урала и Сибири. с130-136 |
Знакомство с городами Урала и Сибири, их своеобразием и особенностями. |
10(60) |
|
Дальний Восток. Южные города России. с136-141 Р.т.с.53-58 №100,101 |
Знакомство с городами Дальнего Востока, с южными городами России. |
11(61) |
|
Повторительно-обобщающий урок. Проверочная работа.Р.т.с.59 |
Закрепление знаний, обобщение пройденного материала по заданиям рабочей тетради (с. 53-58). Демонстрация уровня знаний |
12(62) |
|
Россия в мировом сообществе. с141-144 Проверочная работа № 8 по теме: История нашей Родины КДР №8 с.52-61 |
Знакомство с положением России в мировом сообществе, международными организациями, традициями и праздниками разных народов. Демонстрация уровня знаний по теме. |
13(63) |
|
Жизнь современного человека. с145-146 |
Расширение представлений о некоторых особенностях жизни современного человека. |
14(64) |
|
Мозаика заданий с147-150 |
Обобщение полученных знаний по всему курсу «Окружающий мир». Защита проектов. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.