«Пояснительная записка»
Рабочая программа по русскому языку (7 класс) для индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому, занимающихся по специальным (коррекционным) программам VII вида, разработана на основе нормативных документов.
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Положение о рабочей программе учебных предметов в МБОУ СОШ №35 г.Грозного
3.Примерная основная образовательная программа основного общего образования
4.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами»
5. Рабочая программа «Русский язык» к УМК Т. А. Ладыженской и др. 7 класс. Москва, «ВАКО», 2013 г.
Программа направлена на сохранение коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы. Построение процесса обучения с данной категорией обучающихся осуществляется на основе следующих (основных) показателей:
состояние здоровья;
учебные возможности (познавательные процессы, общеучебные умения и навыки, интеллектуальные способности, умственная работоспособность, учебная мотивация);
социально-психическая адаптация
Направления организации учебного процесса.
1.Коррекционное (преодоление отставания, неуспеваемости, отклонений.)
2.Реабилитационное («восстановление» уверенности в своих возможностях – ситуация успеха)
3.Стимулирующее (положительная внутренняя мотивация)
Образовательный процесс по коррекционной программе VII вида осуществляется в соответствии с образовательной программой по русскому языку. При изучении русского языка дети с задержкой психического развития испытывают определённые трудности: замедленное усвоение лексического материала, трудности в его использовании в устной речи, затруднения в восприятии грамматических явлений и в их применении на практике. При изучении тем, не предусмотренных программой, учащимся предлагаются задания для закрепления материала, а данные темы не оцениваются. Задания на уроке строятся по принципу от простого к сложному. По необходимости, оказывается устная помощь - стимулирующая и обучающая, и письменная помощь - таблицы, схемы, памятки, карточки. Учебная деятельность оценивается по итогам работы на уроке, а не конкретно за какой-то отдельный ответ, что позволяет стимулировать активность и сохранять интерес.
С целью выработки положительного отношения к предмету является необходимым: сокращение объёма материала по темам уроков, максимально сократить объём текстов, разделив подобранные тексты на смысловые части, монологическая речь значительно сокращена.
Цель преподавания русского языка – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся.
Главными задачами реализации программы являются:
формирование у обучающихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;
усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;
овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;
овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.
Отбор учебного материала для
содержания программы по русскому языку в 7 классе для обучающихся с ОВЗ
осуществлён с учётом целей и задач предмета, возрастных потребностей и
индивидуальных возможностей обучающихся данной категории детей. Цели процесса
обучения достигаются при помощи различных моделей построения учебного процесса.
В процессе обучения используются различные приёмы и формы работы на уроке:
задания с опорой на несколько анализаторов, дозировка учебного материала,
поэтапная помощь учителя, работа со сменой видов деятельности, игра,
использование информационно - коммуникативных технологий. Разнообразие
организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития
каждого обучающегося с ОВЗ способствует обеспечить рост творческого потенциала,
познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми
в познавательной деятельности.
Важнейшая составляющая организации индивидуального обучения на дому –
самостоятельная работа обучающихся. В индивидуальном учебном плане по
русскому языку в 7 классе на часы самостоятельной работы отведены 2 часа,
которые входят в максимальную нагрузку обучающегося. Всего за год-70 часов.
Содержание самостоятельной работы по предмету «Русский язык» направлено на
расширение и углубление практических знаний и умений обучаемого. Ряд тем
изучается самостоятельно с использованием практических материалов,
демонстрационных пособий, в том числе и презентаций.
Итого : 70 часов.
«Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Причастие
I.Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II.Умение правильно ставить
ударение в полных и кратких страда
тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при
несены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать
причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным
оборотом.
III.Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
II.Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III.Рассказ по картине.
Наречие
I.Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на -о и -е.
Буквы о я е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий.
II.Умение правильно ставить
ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III.Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния
I.Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
II.Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Предлог
I.Предлог как служебная часть
речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные
предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль
предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II.Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III.Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз
I.Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II.Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III.Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица
I.Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II.Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III.Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова
I.Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 класса
авторы (УМК Т. А. Ладыженской )
N п/п |
Раздел. Тема урока |
Кол-во часов |
Виды контроля |
Элементы дополнительного содержания |
Дата проведения |
|
|
По плану |
Фактически |
||||
1 |
Русский язык как развивающееся явление. |
1 |
Индивидуальная работа; |
Показать развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа |
2.09.19 |
|
2 |
Повторение изученного в 5-6 классах. |
1 |
Индивидуальная работа; |
|
4.09 |
|
3 |
Синтаксис. Словосочетание и предложение. |
1 |
|
Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание, предложение, виды предложений, синтаксический разбор предложений |
9.09 |
|
4 |
Лексика и фразеология.. |
1 |
Совершенствовать работу со словарями |
11.09 |
|
|
5 |
Фонетика и орфография. |
1 |
Повторить правописание разделительных ъ и ь |
16.09 |
|
|
6 |
Словообразование и орфография. |
1 |
Правописание орфограмм в приставках |
18.09 |
|
|
7 |
Морфология и орфография. |
1 |
Правописание о-ё после шипящих, ь после шипящих, и-е в окончаниях существитель-ных, правописание глаголов |
23.09 |
|
|
8 |
Контрольное списывание по теме « Повторение изученного». |
1 |
списывание |
|
25.09 |
|
9 |
Причастие. |
1 |
Связь причастия с прилагательным и глаголом |
30.09 |
|
|
10 |
Повторение пройденного о глаголе в 5-6 кл. |
1 |
|
2.10 |
|
|
11 |
Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастий. |
1 |
|
7.10 |
|
|
12 |
Синтаксическая роль причастий в предложении. |
1 |
|
9.10 |
|
|
13 |
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. |
1 |
Сходство склонений причастий и прилагательных |
14.10 |
|
|
15 |
Понятие о причастном обороте. |
1 |
Уметь находить границы причастного оборота, синтаксическая роль причастного оборота |
16.10 |
|
|
16 |
Действительные и страдательные причастия. |
1 |
Связь суффикса инфинитива и суффикса причастия, соответствие личного окончания глагола и суффикса причастия |
21.10 |
|
|
17 |
Полные и краткие страдательные причастия. |
1 |
Уметь различать полные и краткие страдательные причастия; Работа над орфоэпическими нормами |
23.10 |
|
|
18 |
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий времени. |
1 |
Предупреждать ошибки в употреблении причастий в речи, орфоэпических ошибок |
6.11 |
|
|
19 |
Действительные причастия прошедшего времени. |
1 |
Отработать навыки написания гласных перед суффиксами причастий |
11.11 |
|
|
20 |
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах причастий настоящего времени. |
1 |
Предупреждать ошибки в употреблении причастий в речи, орфоэпических ошибок |
13.11 |
|
|
21 |
Страдательные причастия прошедшего времени. |
1 |
Отработать навыки написания гласных перед суффиксами причастий |
18.11 |
|
|
22 |
Гласные перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях. |
1 |
Формирование навыка написания гласной в суффиксах |
20.11 |
|
|
23 |
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных, образованных от глаголов. |
1 |
Отработка умения различать причастия и отглагольные прилагательные |
25.11 |
|
|
24 |
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. |
1 |
Формировать умения в написании нн и н в суффиксах |
27.11 |
|
|
25 |
Развитие речи. Выборочное изложение. |
1 |
Формировать навыки письменной речи |
2.12 |
|
|
26 |
Морфологический разбор причастия. |
1 |
Выборочное изложение по ключевым словам |
Отработать умения разбирать причастия морфологически |
4.12 |
|
27 |
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. |
1 |
Формировать навыки написания частицы не и приставки не |
9.12 |
|
|
28 |
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. |
1 |
Формировать навыки написания частицы не и приставки не |
11.12 |
|
|
30 |
Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. |
1 |
Формировать навык написания |
16.12 |
|
|
31 |
Обобщение по теме «Причастие». |
1 |
|
18.12 |
|
|
32 |
Контрольное списывание по теме. |
1 |
Контрольный диктант |
Уметь применять полученные знания |
23.12 |
|
33 |
Деепричастие. |
1 |
Отрабатывать навык нахождения деепричастия и деепричастного оборота в предложении; уметь редактировать тексты, предотвращая речевые ошибки |
25.12 |
|
|
34 |
Деепричастие как часть речи. |
1 |
Отрабатывать навык нахождения деепричастия и деепричастного оборота в предложении; уметь редактировать тексты, предотвращая речевые ошибки |
13.01 |
|
|
35 |
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. |
1 |
|
15.01 |
|
|
36 |
Раздельное написание НЕ с деепричастиями. |
1 |
Знать правило правописания не с деепричастиями, уметь распознавать и графически обозначать условия слитного и 2раздельного написания |
20.01 |
|
|
37 |
Деепричастия несовершенного вида. |
1 |
|
22.01 |
|
|
38 |
Деепричастия совершенного вида. |
1 |
|
27.01 |
|
|
39 |
Морфологический разбор деепричастия. |
1 |
|
29.01 |
|
|
40 |
Итоговый урок по теме «Деепричастие». |
1 |
|
3.02 |
|
|
41 |
Контрольное списывание по теме «Деепричастие». |
1 |
Контрольное списывание |
|
5.02 |
|
42 |
Наречие. |
1 |
Формировать умения отличать наречия от других самостоятельных частей речи |
10.02 |
|
|
43 |
Наречие как часть речи. |
1 |
Показать значения, выраженные наречиями; формировать умения определять значения наречий |
12.02 |
|
|
44 |
Степени сравнения наречий. |
1 |
Формировать навыки в определении и отличии степеней сравнения наречий и прилагательных |
17.02 |
|
|
45 |
Морфологический разбор наречия. |
1 |
Обобщить изученное о наречии |
19.02 |
|
|
46 |
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е. |
1 |
Сопоставление данного правила с правила написания не с другими частями речи |
24.02 |
|
|
47 |
Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. |
1 |
Различение отрицательных наречий и других частей речи с этими приставками |
26.02 |
|
|
48 |
Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е. |
1 |
Повторить написание н,нн в прилагательных и причастиях |
2.03 |
|
|
49 |
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. |
1 |
Развивать навыки самоанализа, самоконтроля |
4.03 |
|
|
50 |
Дефис между частями слова в наречиях . |
1 |
Повторить орфограмму о – ё после шипящих |
9.03 |
|
|
51 |
Ь после шипящих на конце наречий. |
1 |
Словообразовательный разбор наречий |
11.03 |
|
|
52 |
Обобщение по теме «Наречие». |
1 |
Тест |
|
16.03 |
|
53 |
Категория состояния. |
1 |
Определять синтаксическую роль категории состояния в предложении |
18.03 |
|
|
54 |
Категория состояния как часть речи. |
1 |
Определять синтаксическую роль категории состояния в предложении |
01.04 |
|
|
55 |
Служебные части речи. Предлог. |
1 |
Формировать умения различать самостоятельные части речи от служебных; классифицировать части речи |
6.04 |
|
|
56 |
Самостоятельные и служебные части речи. |
1 |
Знать роль предлога в словосочетании и предложении |
8.04 |
|
|
57 |
Предлог как часть речи. |
1 |
Формировать умения различать самостоятельные части речи от служебных; классифицировать части речи |
13.04 |
|
|
58 |
Непроизводные и производные предлоги. |
1 |
Знать роль предлога в словосочетании и предложении |
15.04 |
|
|
59 |
Простые и составные предлоги. |
1 |
|
20.04 |
|
|
60 |
Слитные и раздельные написания производных предлогов. |
1 |
|
22.04 |
|
|
61 |
Союз. |
1 |
Формировать умения определять роль союзов, знаки препинания при них |
27.04 |
|
|
62 |
Союз как часть речи. |
1 |
Формировать умения определять роль союзов. |
29.04 |
|
|
63 |
Простые и составные |
1 |
Формировать умения постановки запятой в сложном предложении |
4.05 |
|
|
64 |
Союзы сочинительные и подчинительные. |
1 |
Формировать навык различения союзов. |
6.05 |
|
|
65 |
Сочинительные союзы. |
1 |
Учить составлять схемы простых и сложных предложений |
11.05 |
|
|
66 |
Подчинительные |
1 |
Учить составлять схемы простых и сложных предложений |
13.05 |
|
|
67 |
Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ. |
1 |
Формирование навыка написания союзов |
18.05 |
|
|
68 |
Обобщение по теме «Союз». |
1 |
Развивать навыки самоанализа, самоконтроля |
20.05 |
|
|
69 |
Итоговый контрольный диктант |
1 |
Контрольный диктант |
Развивать навыки самоанализа, самоконтроля |
25.05 |
|
70 |
Урок-обобщения |
1 |
|
|
27.05 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.