ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АМВРОСИЕВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №4»
РЕКОМЕНДОВАНО На заседании педагогического совета _________________________
Протокол от «28» августа 2019 № 9 |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР
________________ Л.Н.Белик
«29» августа 2019 г. |
УТВЕРЖДЕНО Директор школы-интерната __________ О.В.Плотницкая
Приказ от «30» августа 2019 г. № 207
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по урокам гражданственности и духовности Донбасса
Базовый уровень
1 класс
на 2019-2020 учебный год
Составитель рабочей программы:
учитель начальных классов
Назарова Лариса Васильевна
Амвросиевка
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учителя по предмету «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» для 1 класса составлена на основе: «Государственного образовательного стандарта начального общего образования» (утверждён приказом Министерства образования Донецкой Народной Республики от 25 июля 2018 года №665), Примерной основной образовательной программы по учебному предмету «Уроки гражданственности и духовности Донбасса. 1-4 кл.» / авт.-сост. Чернышев Д.А., Морозов П.Л., Громак Н.И. и др. – 3-е изд. перераб, дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 88 с..
Современный мир выдвигает ряд требований к подрастающему поколению. Среди них – необходимость жить и работать в постоянно изменяющемся мире, умение учиться в течение всей жизни, знакомство с различными культурами и традициями. Поэтому очень важным представляется развитие коммуникативных, познавательных компетентностей.
Современная цивилизация часто называется «цивилизацией потребления». Наряду с ценностями «цивилизации потребления» человечество сохраняет «традиционные» ценности – те, которые складывались в течение многих столетий. Отчизна, жизнь, добро, любовь, мир – ценности, которые человечеству необходимо сохранять, чтобы прогрессировать.
Донецкая Народная Республика – молодое государство. Особое значение в строительстве государства придается воспитанию подрастающего поколения. Важно, создавать условия, которые будут способствовать развитию гражданской компетентности. Воспитанию гражданина и патриота, то есть личности, обладающей чувством сопричастности к настоящему и будущему своего Отечества и высокой духовности. Второй, не менее ценной составляющей учебно-воспитательного процесса в современной образовательной организации является развитие и совершенствование духовно-нравственных основ личности. Развитие и совершенствование духовно-нравственной основы личности необходимо для воспитания здорового поколения, способного обеспечить прогресс своего Отечества.
Цель курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» заключается в содействии духовному развитию личности обучающегося, идентификации себя как гражданина Донецкой Народной Республики, воспитании патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Донецкой Народной Республики.
Основные задачи курса:
- повышение уровня духовно-нравственной, политической и правовой культуры обучающихся;
- углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- развитие способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
- повышение мотивации к активному участию в учебной, трудовой деятельности;
- создание для обучающихся условий по овладению умением получать информацию из разнообразных источников и критически осмысливать ее, систематизировать, анализировать полученные данные;
- создание для обучающихся условий по освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- воспитание у молодых граждан чувства гордости и глубокого уважения к символам Донецкой Народной Республики – Гербу, Флагу, Гимну, историческим святыням Отечества;
- развитие потребности в духовно-нравственном, здоровом образе жизни;
- воспитание уважения к культурным достижениям и историческому прошлому, традициям;
- создание условий для реализации принципа постоянного самосовершенствования;
- накопление практического опыта с целью применения полученных знаний и умений для идентификации собственной позиции в общественной жизни, осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений; соотнесения собственного поведения и поступков окружающих с общепринятыми духовно-нравственными ценностями.
Таким образом, основным заданием курса является не только предоставление определенной суммы знаний, а, прежде всего, содействие формированию личностных качеств и ценностных ориентаций будущего гражданина Донецкой Народной Республики.
Обеспечение гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития гражданина Донецкой Народной Республики является ключевой задачей современной государственной политики. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия личностью национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Таким образом, актуальность разработки учебно-воспитательного курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» обусловлена:
- необходимостью организации патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в целях формирования социальной ответственности, высокой мотивации к защите Отечества;
- поиском идеи, способной преодолеть упадок общественной морали и консолидировать общество;
- необходимостью подготовки нового поколения к созиданию своей Республики, жизни в новых послевоенных условиях;
- потребностью в реализации активной гражданской и жизненной позиции.
Всё это свидетельствует о необходимости работы, направленной на решение целого комплекса проблем воспитания и развития гражданина Донецкой Народной Республики как человека достойного жить в своей стране, решать её современные проблемы и строить будущее.
Курс объединяет 6 содержательных линий: историко-краеведческую, природоведческую, культурологическую, обществоведческую, этическую, духовно-нравственную, – реализованные через микросферы «Я – житель Донбасса», «Природа Донбасса», «Культура Донбасса», «Духовный свет моей Отчизны», «Учимся жить среди людей», «Законы мудрости народной», «Человек и закон», «Гражданская позиция», «Трудом славен человек», «Дыхание времен», «След в истории», «Донбасс – часть Русского мира», которые объединяются в четыре макросферы: «Донбасс – мой родной край», «Духовно-нравственные основы народа Донбасса», «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики», «Донбасс и Русский мир».
Обществоведческая составляющая (человек как личность; человек и общество; человек среди людей; человек и культура) охватывает знания о человеке как личности, знания об обществе, окружающей среде, в которой живет обучающийся, способствует поэтапному осознанию единства компонентов «Я – семья – школа – родной город (село) – Донецкая Народная Республика», раскрывает взаимодействие людей в семье, коллективе, обществе; предполагает активное общение детей с природным и социальным окружением, накопление опыта личностного отношения к системе общественных ценностей, в частности этнических, общенациональных, общечеловеческих.
Природоведческая составляющая знакомит обучающихся с разнообразием природы, хозяйственной деятельностью населения Донецкой Народной Республики, охраной и сохранением природы родного края, с системой ценностей в отношении к природе, к людям, к самому себе; направляет практическую деятельность подрастающего поколения, связанную с охраной и сохранением природных богатств.
Историко-краеведческая составляющая (города и села родного края; исторические памятники) предусматривает воспитание уважительного отношения к родному краю, его истории и культуре, знакомит с основными страницами истории края.
Культурологическая составляющая направлена на ознакомление с культурным наследием, традициями, верованиями народа Донбасса, воспитание к ним уважительного отношения.
Этическая составляющая способствует развитию знаний и представлений обучающихся о правильном взаимодействии с другими людьми.
Духовно-нравственная составляющая направлена на совершенствование нравственных основ личности детей и подростков, создания условий для возможности духовного роста будущих граждан Республики.
Курс носит универсальный межпредметный характер, обеспечивая реализацию учебных задач через интеграцию базовых дисциплин. Одновременно он является ядром воспитательного воздействия на личность и органически связан с системой знаний, которые предусмотрены программой внеклассной деятельности, что обеспечивает разносторонность и перспективность обучения, воспитания и развития обучающихся.
Развивающий аспект курса заключается в формировании универсальных учебных действий, опыта творческой деятельности обучающихся, овладении обобщенными способами действий; моделировании культурных и ролевых стандартов поведения в различных ситуациях; развитии активного познавательного отношения к природе и социальному окружению; познании школьниками своих возможностей.
Важнейшим воспитательным направлением содержания является формирование у обучающихся наиболее значимых для нашего народа ценностей: патриотизма, социальной справедливости, уважительного отношения к человеку и его труду; формирование у каждого обучающегося своего собственного «Я», веры в свои силы, талант, способности; воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, способной бережно относиться к природе, миру вещей, самому себе, другим людям, понимать значение жизни как наивысшей ценности.
Преподавание курса базируется на теоретических и методологических принципах педагогики сотрудничества, которое предусматривает создание демократической атмосферы на уроках, субъект-субъектные отношения между обучающимися и учителем, личностно-ориентированный подход.
Программа предусматривает изучение курса в 1-4 классах школы в объеме 32 часов в 1 классе.
Календарно-тематическое планирование
УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
И ДУХОВНОСТИ ДОНБАССА (1 класс)
№ п/п |
№ урока в теме |
Содержание учебного материала |
Дата |
Примеча-ния |
|
план |
факт |
||||
Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край» (10 ч) |
|||||
1 |
1 |
С чего начинается Родина? Мой родной город Амвросиевка – моя Донетчина. |
|
|
|
2 |
2 |
Моя семья и мой родной Донбасс. |
|
|
|
3 |
3 |
Создание родословного древа. |
|
|
|
4 |
4 |
Наши знаменитые земляки – участники Стахановского движения. |
|
|
|
5 |
5 |
Наши знаменитые земляки – работники искусства. |
|
|
|
6 |
6 |
Наши знаменитые земляки – ученые и исследователи. |
|
|
|
7 |
7 |
Виртуальная экскурсия «Природа вокруг меня». |
|
|
|
8 |
8 |
Создание стенгазеты «Природа вокруг меня». |
|
|
|
9 |
9 |
Экскурсия в школьный музей народного быта. |
|
|
|
10 |
10 |
Экскурсия в музей Боевой славы (ОШ №6) |
|
|
|
Макросфера 2. «Духовно-нравственные основы народа Донбасса» (9 ч) |
|||||
11 |
1 |
Краса и богатство пасхальных традиций |
|
|
|
12 |
2 |
Экскурсия по духовным святыням Донбасса |
|
|
|
13 |
3 |
Хорошие дела как путь к добру |
|
|
|
14 |
4 |
Поступки в нашей жизни. |
|
|
|
15 |
5 |
Хорошие и плохие привычки |
|
|
|
16 |
6 |
Веселые загадки играют с нами в прятки – «Не зря слово молвится» |
|
|
|
17 |
7 |
Веселые загадки играют с нами в прятки – «Не зря слово молвится» |
|
|
|
18 |
8 |
Народная сказка мудростью богата |
|
|
|
19 |
9 |
Народная сказка мудростью богата |
|
|
|
Макросфера 3. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» (7ч.) |
|||||
20 |
1 |
Что такое символы государства? |
|
|
|
21 |
2 |
Символы моей Республики |
|
|
|
22 |
3 |
Я – могу и я – должен |
|
|
|
23 |
4 |
Я – могу и я – должен |
|
|
|
24 |
5 |
Что значит быть гражданином? |
|
|
|
25 |
6 |
Что значит быть гражданином? |
|
|
|
26 |
7 |
Все профессии важны, все профессии нужны |
|
|
|
|
|
Макросфера 4. «Донбасс и Русский мир» (3 ч.) |
|
|
|
27 |
1 |
Кем были наши предки? |
|
|
|
28 |
2 |
Богатыри Земли нашей |
|
|
|
29 |
3 |
Праздник русской матрешки |
|
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Уроки гражданственности и духовности Донбасса. 1-4 кл.» / авт.-сост. Чернышев Д.А., Морозов П.Л., Громак Н.И. и др. – 3-е изд. перераб, дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 88 с.
2. Агапова И. А. Патриотическое воспитание в школе: сборник мероприятий к празднованию Дня Победы / Авт.–сост. М. В. Видякин. – Волгоград, 2007.
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, Володарская И.А. и др.// под. ред. А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2008
4. Быков А. К. Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании учащихся / А.К.Быков, Г.М.Мусс // Воспитание школьников. – 2011. – № 4. – С.15-19.
5. Воспитание патриотизма через личное отношение к истории. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.
6. Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика. – 2009. – № 10. – С.36-46. http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=578.
7. Кузнецова Л.П. Программа по патриотическому воспитанию «Стань гражданином» / Л.П.Кузнецова, С.Н. Цыкина // Классный руководитель. – 2012. – № 7. – С.7-15.
8. Владимиров Артемий. Уроки жизни: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.golden-ship.ru/load/knigi_dlja_detej/uroki_zhizni_vladimirov_artemij/13-1-0-1098
9. Макарчук Я. В. Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики [Электронный ресурс]// Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С.24-28. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1647/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.