Рассмотрено: Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов от____________№________, ________________________ Т.В. Цапко |
СОГЛАСОВАНО Ответственный за начальную школу _______________________________ Донскова С.В. ______________________________ Дата.
|
Настоящая рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября
2009 г. N 373)
С изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов начального общего образования, 2009г.
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 8 апреля 2015 г.№ 1/15;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия № 1 г.Новопавловска»;
-Программы по литературному чтению на родном (русском) языке для 1-4 классов УМК «Школа России», под ред. О. М. Александровой. – М.: Просвещение, 2021;
-Учебного плана МБОУ «Гимназия № 1 г.Новопавловска» на 2021-2022 учебный год.
Предметные результаты
- понимание родной литературы как одной из основных национально - культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающийся научится:
– осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
– прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
– различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
– использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное, ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
– для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
– для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
– использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
– для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
– для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
– использовать различные формы интерпретации содержания текстов: для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста; – для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
– различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно - популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
– передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
– участвовать в обсуждении прослушанного прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Содержание учебного предмета, курса. «Литературное чтение на родном (русском) языке» - 3 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи. Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
Литературное чтение на родном (русском ) языке» 3 класс (17 часов)
№- |
Раздел |
Кол.-во часов |
1. |
Мир детства |
9 |
2. |
Россия- родина моя |
8 |
|
Всего часов |
17 |
Тематическое планирование уроков по родной литературе (русской), 3 класс.
№ п/п |
Тема урока |
Планируемые результаты |
Виды деятельности |
Кол-во часов |
№ страницы ,дом задание |
Дата |
|
Предметные |
Метапредметные и личностные |
||||||
Раздел 1 Мир детства(9 ч) |
|||||||
1. |
Пишут не пером, а умом. В. И. Воробьёв. « Я ничего не придумал» ( глава «Мой дневник») |
Знать: содержание изучаемого произведения; пословицы и поговорки по теме раздела.
Уметь: - уметь опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; - участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, - доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст - пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации |
Личностные результаты: Личностные УУД: - проявление познавательного интереса к литературному чтению на родном русском языке при знакомстве с новыми произведениями; - пословицами и поговорками - работе с текстом , с пословицами и поговорками по теме раздела - вступлении в диалог ; - в умении отвечать на вопросы; -в обсуждении прочитанного/прослушанного; - организации рабочего места; -применение правил речевого этикета при общении с одноклассниками и учителем в учебной деятельности,
Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: -принятие и сохранение цели учебной деятельности при ознакомлении с новыми произведениями, - работе с тексом; - пословицами и поговорками по теме раздела; - умение работать по предложенному алгоритму при назывании произведений, авторов, , осознанного чтения текста,; определении темы, идеи произведения; - чтении и комментировании прочитанного; - нахождение логически законченных частей, . Познавательные УУД Общеучебные: - знаково-символическое моделирование при -назывании произведений, авторов; осознанного чтения текста; определении темы, идеи произведения; --умение структурировать знания при определении темы, идеи произведения, пересказе, составлении устного рассказа,
Коммуникативные УУД: - принятие и выполнение правил сотрудничества с учителем и одноклассниками (учёт разных мнений, умение формулировать собственное мнение, договариваться, задавать вопросы, контролировать свои действия в паре или в группе при определении понятий |
Ориентироваться в учебнике. Находить нужную главу в содержании учебника. Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий. Предполагать на основе названия содержание главы. Находить в словаре непонятные слова Прогнозировать содержание раздела. Подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела, рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное. Выбирать нужную книгу по заданным параметрам. Анализировать представленный в учебнике картинный план. Соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную оценку. Пересказывать произведение подробно на основе картинного плана и по памяти. Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание. Проверять чтение друг друга, работая в парах, и самостоятельно оценивать свои достижения. Характеризовать героя художественного текста на основе поступков. Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации. |
1 |
|
|
2. |
В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения»). |
1 |
|
|
|||
3. |
Пословицы о доброте. Ю. А. Буковский. « О доброте- злой и доброй» |
1 |
|
|
|||
4. |
Л. Л. Яхнин. « Последняя рубашка» |
1 |
|
|
|||
5. |
Пословицы о совести. П. В. Засодимский. « Гришина милостыня» |
1 |
|
|
|||
6. |
Н. Г. Волкова. « Дреби- Дон». |
1 |
|
|
|||
7. |
В дружной семье и в холод тепло. О. Ф. Кургузов « Душа нараспашку» |
1 |
|
|
|||
8. |
А. Л. Решетова « Зёрнышки спелых ягод» |
1 |
|
|
|||
9. |
Детские фантазии. В.П. Крапивин « Брат, которому семь» ( Фрагмент главы « Зелёная грива».) |
1 |
|
|
|||
Раздел 2 « Россия – Родина моя»(8 ч). |
|||||||
10. |
Люди земли русской. О. М. Гурьян « Мальчик из Холмогор» |
Знать: содержание изучаемого произведения; - наизусть небольшие стихотворные произведения;
Уметь: читать осознанно текст художественного произведения; - определять тему и главную мысль произведения; - читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); -- различать жанры художественных произведений, -читать и комментировать прочитанное, -отвечать на вопросы по прочитанному тексту, - находить в тексте логически законченные части, -работать со стихотворным текстом, |
Личностные результаты: Личностные УУД: - проявление познавательного интереса к литературному чтению на родном русском языке при знакомстве с новыми произведениями, стихотворениями по разделу; -ориентации в учебнике, назывании произведений, авторов, - умение оценивать успех (неуспех) своей учебной деятельности при определении темы и главной мысли произведения, - в чтении и комментировании прочитанного, -чтении стихотворений наизусть, работе со стихотворным тексом, - применение правил речевого этикета при общении с одноклассниками и учителем в учебной деятельности.
Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: -принятие и сохранение цели учебной деятельности при ознакомлении с новыми произведениями, - умение работать по предложенному алгоритму при назывании произведений, авторов, при различии элементов учебника, осознанного чтения текста, определении темы, идеи произведения. - чтении и комментировании прочитанного, - нахождение логически законченных частей,
Познавательные УУД Общеучебные: - знаково-символическое моделирование при определении понятий, -назывании произведений, авторов, при различии элементов учебника, осознанного чтения текста, определении темы, идеи произведения. - поиск и выделение необходимой информации в определении темы, идеи произведения. -умение структурировать знания при определении темы, идеи произведения, пересказе, составлении устного рассказа,
Логические: -анализ, синтез, сравнение, классификация при определении понятий, -назывании произведений, авторов, при различии элементов учебника, осознанного чтения текста, определении темы, идеи произведения.
Коммуникативные УУД: - принятие и выполнение правил сотрудничества с учителем и одноклассниками (учёт разных мнений, умение формулировать собственное мнение, договариваться, задавать вопросы, контролировать свои действия ) в паре или в группе при определении понятий |
выполняет упражнения, направленные на определение понятий стихотворение, рифма, ритм и настроение в стихотворении, иллюстрация, ориентацию в учебнике, назывании произведений, авторов, на различие элементов учебника, осознанного чтения текста, определение темы, идеи произведения. -строит произвольные речевые высказывания с использованием научных терминов стихотворение, рифма, ритм и настроение в стихотворении, иллюстрация, -участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при определении темы, идеи произведения, пересказе, -участвует в дидактических играх -осуществляет знаково-символическое моделирование при определении темы, идеи произведения, пересказе, -анализирует, классифицирует, сравнивает -выполняет упражнения, направленные на определение понятий стихотворение, рифма, ритм и настроение в стихотворении, иллюстрация, ориентацию в учебнике, назывании произведений, авторов, на различие элементов учебника, осознанного чтения текста, определение темы, идеи произведения. -строит произвольные речевые высказывания с использованием научных терминов стихотворение, рифма, ритм и настроение в стихотворении, иллюстрация, -участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при определении темы, идеи произведения, -участвует в дидактических играх -ориентируется в содержании учебника и его навигационной системе при изучении тем -участвует в постановке и решении проблемной ситуации при определении темы, идеи произведения, пересказе, -выполняет творческие задания. |
1 |
|
|
11. |
Н. М. Коняев « Правнуки богатырей» |
1 |
|
|
|||
12. |
О. П. Орлов « Возвращайся к нам , Маклай». глава « Как Маклай ходил в дальнюю деревню |
1 |
|
|
|||
13. |
А. И. Куприн « Пасхальные колокола»(фрагмент) |
1 |
|
|
|||
14. |
С. Чёрный « Пасхальный визит» ( фрагмент.) |
1 |
|
|
|||
15. |
В.Д. Берестов « У реки» И. С. Никитин « Лес |
1 |
|
|
|||
16. |
М. М. Пришвин « Как распускаются разные деревья К. Г. Паустовский « Клад» |
1 |
|
|
|||
17. |
И. П. Токмакова « Туман» |
1 |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
1 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.