Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа России» 1 класс,
Оценка 4.8

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа России» 1 класс,

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
1 кл
31.03.2017
Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа  России» 1 класс,
Пояснительная записка изо.docx
Пояснительная записка Программа   разработана   на   основе   требований   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего   образования,   в соответствии с «Примерными программами»,  Концепцией духовно­нравственного развития и воспитания,  «Планируемыми результатами начального общего образования», базисным учебным планом, ООП НОО и учебным планом МОУ «СОШ р. п. Озинки», и авторской программой Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» (УМК  «Школа России»). В   основу   программы   положены   идеи   и   положения   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего   образования   и Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Курс разработан как  целостная система введения в художественную культуру  и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно­прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника       в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.  Цель  учебного   предмета   «Изобразительное   искусство»   в   общеобразовательной   школе   —   формирование   художественной   культуры   учащихся   как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно­эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. Общая характеристика учебного предмета Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:  —  изобразительная художественная деятельность; —  декоративная художественная деятельность; —  конструктивная художественная деятельность. Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Эти   три  вида  художественной   деятельности   и  являются  основанием  для   деления   визуально­пространственных  искусств   на  виды:   изобразительные искусства,   конструктивные   искусства,   декоративно­прикладные   искусства.   Одновременно   каждый   из   трех   видов   деятельности   присутствует   при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не   по   принципу   перечисления   видов   искусства,   а   по   принципу   выделения   того   и   иного   вида   художественной   деятельности.   Выделение   принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. 1 Необходимо   иметь   в   виду,   что   в   начальной   школе   три   вида   художественной   деятельности   представлены   в   игровой   форме   как   Братья­Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство. Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно­эмоциональной культуры. Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Основные виды учебной деятельности — практическая художественно­творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая художественно­творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.). Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусства  предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только   в   единстве   восприятия   произведений   искусства   и   собственной   творческой   практической   работы   происходит   формирование   образного художественного мышления детей.  Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете. Развитие   художественно­образного   мышления  учащихся   строится   на   единстве   двух   его   основ:  развитие   наблюдательности,   т.е.   умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются  важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная  цель  —  духовное развитие личности,  т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры. Восприятие   произведений  искусства  и   практические  творческие   задания,  подчиненные  общей  задаче,  создают  условия  для  глубокого  осознания  и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ. Программа  «Изобразительное  искусство»  предусматривает  чередование  уроков  индивидуального  практического творчества  учащихся  и  уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально­коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с 2 уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность  в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой­то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Художественные   знания,   умения   и   навыки   являются   основным   средством   приобщения   к   художественной   культуре.   Средства   художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.  Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека   к   природе,   обществу,   поиску   истины.   На   протяжении   всего   курса   обучения   школьники   знакомятся   с   выдающимися   произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно­прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа. Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1­4 классов начальной школы. На изучение предмета отводится 1 час в  неделю, всего на курс ­ 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе ­ 33 ч в год, во 2­4 классах — по 34 ч в год (при 1 ч в неделю).   Описание места учебного предмета  в учебном плане Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.  Личностные результаты  отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:      чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно­творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность   эстетических   потребностей   —   потребностей   в   общении   с   искусством,   природой,   потребностей   в   творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;  овладение   навыками   коллективной   деятельности  в   процессе   совместной   творческой   работы  в   команде   одноклассников   под   руководством учителя; 3   умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную   художественную деятельность   и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.  Метапредметные результаты характеризуют уровень  сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:       овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использование средств информационных технологий для решения различных учебно­творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно­творческих задач; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно­творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:                  знание   видов   художественной   деятельности:   изобразительной   (живопись,   графика,   скульптура),   конструктивной   (дизайн   и   архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); знание основных видов и жанров пространственно­визуальных искусств; понимание образной природы искусства;  эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно­творческих работ; способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;  умение видеть проявления визуально­пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; способность использовать в художественно­творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;   способность передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты; овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;  умение   рассуждать   о   многообразии   представлений   о   красоте   у   народов   мира,   способности   человека   в   самых   разных   природных   условиях 4       создавать свою самобытную художественную культуру;  изображение  в  творческих  работах   особенностей  художественной  культуры  разных  (знакомых  по урокам)  народов,  передача  особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры; способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории; умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества; выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;  умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего   мира человека. Тема Основные виды деятельности учащихся Содержание учебного предмета 1 класс (33 ч) ч). (1     Ты   украшаешь   и Введение   изображаешь, строишь. Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (10 ч) Мастер   Изображения   помогает увидеть, учит рассматривать Изображать можно пятном Изображать можно в объеме Изображать можно линией Наши краски Учить видеть и изображать, рассматривать мир, учиться быть хорошим зрителем.  Обучение детей первичному опыту владения доступными их возрасту материалами.   Развитие наблюдательности и аналитических возможностей  глаза. Рассматриваются и изображаются фрагменты природы, животные: чем они похожи и  чем отличаются друг от друга. Присмотреться к разным пятнам — мху на камне, осыпи на стене, узорам на мраморе в метро — и постараться увидеть   в   них   какие­либо   изображения.   Превратить   пятно   в   изображение   зверюшки.     (Наклеенное   или нарисованное пятно подготовлено учителем.) Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи (например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке) Линией можно рассказывать. «Расскажи нам о себе»— рисунок или последовательность рисунков. Проба красок. Радость общения с красками. Овладение навыками организации рабочего места и пользования красками.   Названия   цветов.   Что   в   жизни   напоминает   каждый   цвет?   Игровое   изображение   красочного   мно­ гоцветного коврика. Изображать   можно   и   то,   что Изобразить радость и грусть. Рисуем музыку — выражаем в изображении образ контрастных по настроению 5 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Ты украшаешь — знакомство с Мастером Украшения (7 ч) Мир природы полон украшений 11 Красоту надо уметь замечать 12 Как,  когда,  для  чего  украшает себя человек 13 Мастер   Украшения   помогает сделать праздник Ты   строишь   —   знакомство   с Мастером Постройки (10 ч) Дом для себя 15 Какие можно придумать дома 16 Мастер   Постройки   помогает придумать город Все,   что   мы   видим,   имеет конструкцию 9 10 14 17 18 19 невидимо (настроение) Художники   и (обобщение темы)   зрители музыкальных пьес. Быть   зрителем   интересно   и   непросто.   Этому   надо учиться.   Знакомство с понятием   «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа. Развитие   наблюдательности,   приобретение   детьми   опыта   эстетических   впечатлений.   Украшение   крыльев   ба­ бочки. Бабочка дается в виде вырезанной учителем заготовки или может быть нарисована (крупно на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в природе. Изображение   нарядной   птицы   в   технике   объемной   аппликации,   коллажа.   Развитие   декоративного   чувства совмещения материалов, их цвета и фактуры. Неброская и «неожиданная» красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т. д. Развитие чувства фактуры. Накопление опыта зрительных поэтических впечат­ лений. Изображение, например, спинки ящерицы или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии. Все украшения человека что­то рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Рассматриваем персонажей сказок. Какие у них украшения, как  они  помогают нам узнавать героев? Изображения выбранных сказочных героев и их украшений. Украшение комнаты. Изготовление праздничных новогодних гирлянд и звезд. Украшение класса и своего дома к новогодним праздникам. Коллективное панно «Новогодняя елка». «Придумай себе дом» — изображение придуманного для себя дома. Разные дома у разных сказочных персо­ нажей. Как можно догадаться, кто в доме живет. Разные дома для разных дел. Развитие воображения. Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила — слон большой и почти квадратный, у жирафа длинная шея, а крокодил очень длинный. Дети учатся понимать выразительность пропорций и конструкцию формы. «Сказочный город» — создание на бумаге образа города для конкретной сказки. Конструирование игрового города. Игра в архитекторов. Сделать   образы  разных   зверей   —  зоопарк­конструкцию  из  коробочек.  Сделать  из  коробочек  веселых   собак разных пород. Материал можно заменить на аппликацию: разные образы собак делаются путем наклеивания на лист одноцветных бумажных обрезков разных геометрических форм, заранее заготовленных Все предметы можно построить Конструирование из бумаги упаковок, подставок, цветов и игрушек Дом снаружи и внутри Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. «Внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны. Изображение дома в виде букв алфавита так, как будто у него прозрачные стены. Как бы могли жить в домах­буквах маленькие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна? Задание на тему «Я рисую любимый город». Изображение по впечатлению после экскурсии. 20 Город, где мы живем 6 21 Обобщение темы 22 Изображение, украшение, постройка   всегда   помогают друг другу (5 ч)   23 Мастера   Изображения, Украшения,   Постройки  всегда работают вместе Задание: выставка работ, сделанных детьми. Дети учатся смотреть и обсуждать работы друг друга. Игра в ху­ дожников и зрителей. Можно сделать обобщающее панно «Наш город» или «Москва». Цель темы — показать детям, что на самом деле наши три Мастера неразлучны. Главное — это вспомнить с ребятами, в чем именно состоит роль каждого Мастера и чему он помог научиться. Обобщением здесь является первый урок.  24 Мастера   помогут   нам   увидеть мир сказки и нарисовать его Создание коллективного панно и индивидуальных изображений к сказке. 25 Уроки   любования. видеть   Умение Наблюдение   живой   природы   .   Создание   коллективной   композиции   «Здравствуй,   лето!»   по   впечатлениям   от природы. 2 КЛАСС (34 ч) Основные виды деятельности учащихся № п/п 1 Тема Ты и искусство Чем   и   как   работают художники (8  ч) Пять   красок  —  все   богатство цвета и тона 2 3 4 5 Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств, здесь и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроено в особой последовательности. Задача всех этих тем — введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблю­ дений, переживаний, раздумий. Основная задача — знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие свое­ образия, красоты и характера материала. Три основные краски создают многоцветье мира. Основные и составные цвета. "Умение смешивать краски. Изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению. Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной. Изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка: гроза, буря, извержение вулкана; изображение дождя, тумана, солнечного дня. Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели — учимся понимать красоту и выразительность этих материалов. Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью и акварелью Пастель   и   цветные   мелки, акварель: выразительные возможности Выразительные   возможности Представление о ритме пятен. Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями. Работа групповая   7 6 7 8 9 аппликации Выразительные   возможности графических материалов Выразительность   материалов для работы в объеме Выразительные   возможности бумаги Для художника любой материал может   стать   выразительным (обобщение темы) 10 Реальность  и фантазии (7ч) Изображение и реальность 11 Изображение и фантазия 12 Украшение и реальность 13 Украшение и фантазия 14 Постройка и реальность 15 Постройка и фантазия 16 Братья­Мастера Изображения,   Украшения   и Постройки   вместе   создают праздник (обобщение темы) 17 О   чем   говорит   искусство   (11 ч) (1—3 панно)  (по памяти и впечатлению). Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Изображение зимнего леса на листах бумаги (по впечатлению и по памяти). Изображение животных родного края по впечатлению и по памяти. Углубление освоения приемов сгибания, разрезания, склеивания бумаги. Перевод плоского листа в разнооб­ разные   объемные   формы.   Склеивание   простых   объемных   форм   (конус,   цилиндр,   «лесенка»,   «гармошка»). Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально, группами, коллективно). Работа по воображению.  Понимание красоты художественных материалов и их различий: гуаши, акварели, мелков, пастели, графических материалов, пластилина и бумаги, «неожиданных» материалов. Изображение   ночного   праздничного   города   с   помощью   «неожиданных»   материалов:   серпантина,   конфетти, семян, ниток, травы и т. д. на фоне темной бумаги. Развитие умения всматриваться, видеть, быть наблюдательным. Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Изображение животных, увиденных в зоопарке, в деревне, дома. Развитие умения фантазировать. Фантазия в жизни людей. Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц;   соединение   воедино   элементов   разных   животных   и   даже   растений.   Сказочные   персонажи:   драконы, кентавры.  Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе. Мастер Украшения учится у природы. Изобра­ жение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти). Без   фантазии   невозможно   создать   ни   одного   украшения.   Украшение   заданной   формы   (воротничок,   подзор, кокошник, закладка для книги). Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций — сот пчел, головки мака и форм подводного  мира (медуз,   водорослей).    Мастер Постройки показывает возможности фанта: человека в создании предметов. Создание   макетов   фантастических   зданий,   «Фантастический   город».   Индивидуальная   групповая   работа   по воображению. Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Конструирование (моделирование) и украшение. Это центральная и важнейшая тема года. Основной задачей является освоение того, что   искусство выражает человеческие чувства и мысли. Это должно перейти на уровень осознания и стать важнейшим открытием для 8 18 19 20   характера Выражение изображаемых животных Выражение   характера   человека в изображении (мужской образ) Выражение   характера   человека в изображении (женский образ) 21 Образ человека и его характер, выраженные в объеме 22 Изображение природы в разных состояниях детей. Все задания должны иметь эмоциональную направленность, развивать способность воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе. Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного. По желанию учителя для всех дальнейших заданий можно использовать сюжет сказки. Например, «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина дает богатые возможности образных решений для всех последующих тем. Изображение доброго и злого воина. Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна­Лебедь и баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.). Класс делится на две части: одни изображают добрых персонажей, другие — злых. Создание в объеме образов с ярко выраженным характером: Царевна­Лебедь, баба Бабариха, Баба­яга, богатырь, Кощей Бессмертный и т. д. Изображение контрастных состояний природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т. д.); индивидуальная работа. 23 Выражение   характера   человека через украшение Украшение   вырезанных   из   бумаги   богатырских   доспехов,   кокошников   заданной   формы,   воротников (индивидуально).   25 24 Выражение   намерений   через украшение Мастера Совместно Изображения,   Украшения,   По­ стройки   создают   дома   для сказочных  героев   (обобщение темы) 26 Как   говорит искусство (8ч) 27 Цвет   как   средство   выражения: теплые   и   холодные   цвета. Борьба теплого и холодного 28 Цвет   как   средство   выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Смешение   красок   с   черной, серой, красками белой     Украшение   двух   противоположных   по   намерениям   сказочных   флотов   (доброго,   праздничного   и   злого,   пи­ ратского). Работа коллективно­индивидуальная. Панно. Аппликация. Созданные образы раскрываются через характер постройки, одежду, форму фигур, деревьев, на фоне которых стоит дом. ми. Начиная с этой темы на выразительность средств нужно обращать особое внимание постоянно. Важнейшими являются вопросы: «Ты хочешь это выразить? А как? Чем?» Изображение угасающего костра — борьба тепла и холода.  Умение наблюдать борьбу цвета в жизни. Изображение весенней земли (работа по памяти и впечатлению). 9 (мрачные, цвета)   нежные   оттенки 29 Линия как средство выражения: ритм линий 30 Линия как средство выражения: характер линий 31 Ритм   пятен   как   средство выражения 32 Пропорции выражают характер 33 Ритм   линий   и   пятен,   цвет, средства пропорции   —   выразительности  (обобщение темы) Изображение весенних ручьев. Изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два человека; по впе­ чатлению и по памяти) — нежные, могучие ветки и т. д. При этом надо акцентировать умения создавать разные фактуры углем, сангиной. Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже одинаковых пятен изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение летящих птиц; аппликация. Работа индивидуальная или коллективная. Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций: большой хвост, маленькая головка, большой клюв и т. д. Создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц». 34 Обобщающий урок года Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года. Тема Основные виды деятельности учащихся 3 класс № п/п 1 Искусство  вокруг  нас 2 Искусство в твоем доме (9 ч) Осенний   вернисаж.   Прощаемся с летом Обучение   в   этом   классе   строится   на   приобщении   детей   к   миру   искусства   через   познание   окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы являются носителями   духовной   культуры.   Надо   помочь   ребёнку   увидеть   красоту   окружающих   его   вещей,   объектов, произведений искусства. В итоге этого года обучения дети должны почувствовать, что они ежедневно связаны с деятельностью искусств. Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей. Рисование с натуры и по памяти осеннего пейзажа. 10 3 4 5 6 7 8 Твои игрушки Мамин платок Обои и шторы в твоем доме Посуда у тебя дома. Твои книги Поздравительная Декоративная закладка.   открытка. Букет цветов. 9 10 Что   сделал   художник   в   нашем доме (обобщение темы) 11 Искусство   на   улицах твоего города (7 ч) 12 Памятники   архитектуры  — наследие веков 13 Парки, скверы, бульвары 14 Ажурные ограды 15 Фонари на улицах и в парках Учатся создавать игрушки из пластилина, глины и других материалов.  Повседневная   и   праздничная   посуда.   Конструкция,   форма   предметов   и   роспись,   украшение   посуды, изображения в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке. При этом обязательно подчеркивается назначение посуды (для кого она, для какого случая). Эскизы платков для девочки, для бабушки. Платки, разные по содержанию, ритмике рисунка; колорит как средство выражения. Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная и т. д. Работу молено выполнить и в технике набойки. Декоративное рисование цветочной росписи по схеме переноса узора. Художник и книга. Образ книги: иллюстрации, форма, шрифт, буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки­игрушки. Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике грат­ тажа, гравюры наклейками или графической монотипии Коллективная работа – выполнение аппликации. В   создании   всех   предметов   в   доме   принял   участие   художник.   Ему   помогали   наши   Мастера   Изображения, Украшения, Постройки. Понимание роли каждого изних. Форма предмета и его украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ детей. Ведут беседу три Мастера. Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание того, что   все,   что   связано   с   нашей   жизнью,   не   существовало   бы   без   труда   художников,   без   изобразительного, декоративно­прикладного   искусства,   архитектуры,   дизайна,   должно   стать   итогом   урока  и  одновременно открытием. Все начинается «с порога родного дома». Данная тема и посвящена этому «порогу». И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула, но именно родная улица, идущая «улица» твоего дома, исхоженная ногами. Изучение и изображение архитектурного памятника родных мест. Архитектура; постройка парков. Образ парка: парки для отдыха, парки­музеи, детские парки. Изображение парка, сквера (возможен коллаж). Чугунные ограды в Санкт­Петербурге и Москве, в родном городе. Резные украшения сельских и городских де­ ревянных домов. Проект ажурной решетки или ворот; вырезание их из сложенной цветной бумаги и вклеивание в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары». Какими   бывают   фонари.   Форму   фонарей   тоже   создает   художник.   Образы   фонарей:   праздничный,   торжест­ венный, лирический и т. д. Фонари на улицах городов как украшение города. Изображение или конструирование 11 16 17 Витрины магазинов Транспорт в городе 18 Что сделал художник на улицах моего города (села) 19 Художник   и зрелище (10 ч) 20 Театральные маски 21 Художник в театре 22 23 Театр кукол Театральный занавес 24 Афиша, плакат 25 Художник и цирк 26 Как   художники   помогают сделать праздники. Художник и зрелище. 27 Художник и музей (8 ч) формы фонаря из бумаги. Роль художника в создании витрин, рекламы. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей). При наличии дополнительного времени можно сделать групповые объемные макеты. В создании форм машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин.  Придумать,  нарисовать  или  построить  из  бумаги  образы  фантастических  машин   (наземных,  водных, воздушных). На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно: это может быть панорама улицы,  района — из  нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть   в   экскурсоводов   и   журналистов.   Экскурсоводы   рассказывают   о   своем   городе,   о   роли   художников, которые создают художественный облик города. По усмотрению педагога можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце, на обобщающем уроке, можно устроить театрализованное представление. Маски разных времен и народов. Древние народные маски, театральные маски, маски на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок. Вымысел и правда театра. Праздник в театре. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля. Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные, тростевые куклы, куклы­марионетки. Работа художника над куклой, разнообразие персонажей. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке. Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Создание эскиза занавеса к спектаклю (коллективная работа 2 —4 человек). Значение афиши. Образ спектакля и его выражение в афише. Шрифт, изображение в афише. Создание эскиза плаката­афиши к спектаклю. Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей. Праздник в городе. Выполнение эскиза украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме.  Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, с разными прикладными формами искусства, мы   завершаем   год   темой   об   искусстве,   произведения   которого   хранятся   в   музеях.   Каждый   город   может гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт­Петербурга, других городов России — хранители великих произведений русского и мирового искусства. И к этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и на­ учиться гордиться родной культурой, тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения. 12 Они хранятся именно в музеях. В Москве есть музей, святыня для русской культуры,— Третьяковская галерея, и о ней в первую очередь нужно рассказать. Огромную роль сегодня играют Эрмитаж, Русский музей — центры международных художественных связей. И есть много малых, но интересных музеев и выставочных залов. Однако тема «Музеи» шире. Бывают не только музеи искусства, но и музеи других сторон человеческой куль­ туры. Бывают и домашние музой в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, музеи просто личных памятных вещей. Они тоже часть нашей культуры.  Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Треть­ яковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи родного города. Что такое картина. Картина­натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения Знакомство со знаменитыми пейзажами И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж. Дети должны вспомнить, какое настроение можно выразить холодными и теплыми, глухими и звонкими цветами, что может получиться при их смешении. Знакомство с жанром портрета. Изображение портрета по памяти или по представлению (портрет подруги, друга). Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Скульптуры­памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры. Знакомство с произведениями исторического и бытового жанров. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории Средневековья) или изображение своей повседневной жизни (завтрак в семье, игра и т. д.). «Экскурсия» по выставке лучших работ за год. Праздник искусств по своему собственному сценарию. Подве­ дение итогов на тему «Какова роль художника в жизни каждого человека». 28 Музеи в жизни города 29 Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях   30 Картина­пейзаж 31 Картина­портрет 32 В  музеях  хранятся   скульптуры известных мастеров 33 Исторические   картины   и картины бытового жанра 34 Музеи   сохраняют   историю художественной культуры, творения   великих   художников (обобщение темы)   № Тема Основные виды деятельности учащихся 13 4 КЛАСС (34 ч) п/п 1 Каждый   народ   —   художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)    2 3 4 5 6   искусства Истоки твоего народа (8ч) Пейзаж родной земли Образ   традиционного   русского дома (избы) Украшения построек и их значение деревянных   Деревня — деревянный мир Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4 классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека. Многообразие культур не случайно — оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны, они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую — в этом основы своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур создает богатство культуры человечества. Цельность   каждой   культуры   также   важнейший   элемент   содержания,   который   необходимо   ощутить   детям. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядка в этом хаосе образов. Каждую культуру поэтому нужно доносить как «целостную художественную личность». Художественные представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту еще не готовы к историческому мышлению, но им присуще стремление к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь должна господствовать правда художественного образа. Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов. Учебные  задания  года  предусматривают   дальнейшее  развитие  навыков  работы  гуашью,  пастелью,  а  также  с пластилином и бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овла­ дения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества. В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно­воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4 класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное пред­ ставление о культуре народа. Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы творчества. Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты. Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивиду­ ально­коллективная работа. Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека;   окна,   очи   дома,   украшались   наличниками,   фасад   —   лобной   доской,   причелинами.   Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь, кисти). Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодче­ 14 7 Образ красоты человека 8 9 10 11 Народные праздники Древние города твоей земли (7ч) Древнерусский город­крепость Древние соборы 12 Древний город и его жители 13 14 Древнерусские защитники Древние города Русской земли воины­   15 Узорочье теремов ство. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа. У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «добрый   молодец».   В   образе   женской   красоты   всегда   выражается   способность   людей   мечтать,   стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»). Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежды. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни». Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни. Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы. Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от слов «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации. Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания Соборы   воплощали   красоту,   могущество   и   силу   государства.   Они   являлись   архитектурным   и   смысловым центром города. Это были святыни города. Знакомство  с  архитектурой  древнерусского  каменного  храма.  Конструкция,  символика   храма.  «Постройка» древнего собора из бумаги. Коллективная работа. Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Возможный ва­ риант: изображение древнерусского города. Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов. Знакомство со своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и др. Они похожи и непохожи  между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа. Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка 15 16 Праздничный   пир   в   теремных палатах 17 Каждый   народ   — художник (11 ч) 18 Образ   художественной культуры Древней Греции 19 Образ  художественной культуры Японии 11 Образ художественной культуры средневековой падной Европы  За­ фона для следующего задания. Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира. Учитель может выбрать три культуры: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии  как пример культуры Востока, Но учитель может взять для изучения, например, Египет, Китай, Индию и т. д. Важно осознание детьми  того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик и через искусство мы приобщаемся  к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках. Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по разным странам (Садко, Синдбад­мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.). Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни. Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком — особен­ ность   Древней   Греции.   Изображение   фигур   олимпийских   спортсменов   (фигуры   в   движении)   и   участников шествия (фигуры в одеждах). Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической   («женственной»)   ордерных   системах   как   характере   пропорций   в   построении   греческого   храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделиро­ вание из бумаги. Создание   панно   «Древнегреческие   праздники».   Это   могут   быть   Олимпийские   игры   или   праздник ВеликихПанафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись). Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни. Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры. Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно. Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью. Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами из­ учения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир). 16 12 Многообразие  художественных культур   в   мире   (обобщение темы) 13 Искусство объединяет народы (8 ч) 14 15 16   Все материнство народы   воспевают Все народы воспевают мудрость старости Сопереживание — великая тема искусства 17 Герои, борцы и защитники 18 Юность и надежды 19 Искусство  народов   мира (обобщение темы) Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ — ху­ дожник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно осознание  того, что постройки, одежды, украшения у различных народов очень разные. Последняя тема завершает программу начальной школы, заканчивается первый этап обучения. Педагогу не­ обходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком. Темы в течение года раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники и т. д. Дети должны были осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато различными художественными культурами и что они не случайно разные. Теперь   задачи   принципиально   меняются   —   от   представлений   о   великом   многообразии   к  представлениям   о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни.  Общими   для   всех   народов   являются   представления   не   о   внешних   проявлениях,   а   о   самых   глубинных,  не подчиненных внешним условиям природы и истории. Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям. Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, отношение друг к другу. Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений. Изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление выразить его внутренний мир. С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).   В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, лите­ ратуры   посвящены   этой   теме.   Героическая   тема   в   искусстве   разных   народов.   Эскиз   памятника   герою, выбранному автором (ребенком). Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путеше­ ствиях, открытиях. Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся. 17 Планируемые   результаты   базового   уровня   приводятся   в   блоке   «Выпускник   научится»,   планируемые   результаты   повышенного   уровня   –   в   блоке «Выпускник получит возможность научиться». Планируемые предметные  результаты Восприятие искусства и виды художественной деятельности Выпускник научится:  различать  основные  виды  художественной  деятельности  (рисунок,  живопись,  скульптура,  художественное конструирование  и  дизайн,  декоративно ­прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ни­ ми для передачи собственного замысла; различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику; эмоционально­ценностно   относиться   к   природе,   человеку,  обществу;  различать  и   передавать  в  художественно­творческой   деятельности   характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественно­образного языка; узнавать,  воспринимать,  описывать  и  эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений; приводить   примеры   ведущих   художественных   музеев  России   и   художественных   музеев   своего   региона,   показывать  на   примерах   их   роль   и назначение. Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:  воспринимать   произведения     изобразительного   искусства,   участвовать   в   обсуждении   их   содержания   и   выразительных   средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;  видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства,  архитектура,  скульптура,  дизайн,  декоративные искусства в доме, на улице, в театре);  высказывать   аргументированное   суждение   о   художественных   произведениях,   изображающих   природу   и   человека   в   различных эмоциональных состояниях.       Азбука искусства. Как говорит искусство? Выпускник научится:   создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; использовать   выразительные   средства   изобразительного  искусства:   композицию,   форму,   ритм,   линию,   цвет,   объём, художественные материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла; различать основные и составные, тёплые и холодные  цвета;   изменять их эмоциональную  напряжённость  с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой деятельности; создавать средствами живописи, графики, скульптуры,  декоративно­прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;  фактуру;   различные 18 наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать  пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике; использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой деятельности специфику стилистики произведе­ ний народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:  пользоваться     средствами       выразительности   языка  живописи,   графики,     скульптуры,     декоративно­прикладного         искусства, художественного         конструирования         в  собственной   художественно­творческой   деятельности;   передавать   разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;  моделировать  новые формы, различные  ситуации путём трансформации  известного,   создавать  новые образы  природы,   человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;  выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?    Выпускник научится:   осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности; выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия; передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта. Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:  видеть,  чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;  понимать     и   передавать     в   художественной   работе   разницу   представлений   о   красоте   человека   в   разных   культурах   мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;  изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;  изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы. 19 Описание материально­технического обеспечения образовательного процесса Книгопечатная продукция Учебники 1. Неменская Л.А. и др. Искусство и ты:  Учебник: 1 класс. 2. Коротеева Е.И.  Искусство и ты:  Учебник: 2 класс. 3. Неменская Л.А. и др. Искусство вокруг нас:  Учебник: 3 класс. 4. Неменская Л.А. и др. Каждый народ ­ художник:  Учебник: 4 класс. Методические пособия  1 Шампарова  Л.В. и др. «Изобразительное искусство» Поурочные разработки по учебнику Л.А. Неменской: 1­4 классы. Технические средства обучения. 1. Классная магнитная доска. 2. Компьютер. 3. Принтер лазерный. 4. Мультимедийная установка, интерактивная доска. 5. Аудиоцентр. Экранно­звуковые пособия. Мультимедийные   (образовательные)   ресурсы,   соответствующие   содержанию   обучения: образовательных ресурсов (например, http://school­collection.edu.ru/)   Интернет   и   единая   коллекция   цифровых 20

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа  России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа  России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа  России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа  России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа  России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа  России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа  России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа  России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа  России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа  России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа  России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа  России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа  России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа  России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа  России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа  России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа  России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа  России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа  России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа России» 1 класс,

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа  России» 1 класс,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017