Пояснительная записка
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в
соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовнонравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами начального
общего образования», базисным учебным планом, ООП НОО и учебным планом МОУ «СОШ р. п. Озинки», и авторской программой Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство» (УМК «Школа России»).
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и
Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов
пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных
видов декоративноприкладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли
художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими
искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как
неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой
цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственноэстетической отзывчивости на прекрасное и
безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Общая характеристика учебного предмета
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для
детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное
практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуальнопространственных искусств на виды: изобразительные
искусства, конструктивные искусства, декоративноприкладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при
создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую
не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа
художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с
искусством в процессе ежедневной жизни.
1 Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как БратьяМастера
Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни,
более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе
обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественноэмоциональной
культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их
решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественнотворческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и
произведений искусства.
Практическая художественнотворческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок
выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные
материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты
(кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности
стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства.
Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного
художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск
разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественнообразного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения
вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая
свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира
являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка
способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и
переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и
создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков
коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуальноколлективная работ, когда каждый выполняет свою часть для
общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с
2 уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в
своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какойто большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия,
когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по
памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ
товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного
материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной
выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются
учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения
человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями
архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративноприкладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох.
Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 14 классов начальной школы.
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего на курс 135 ч.
Предмет изучается: в 1 классе 33 ч в год, во 24 классах — по 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
Описание места учебного предмета в учебном плане
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественнотворческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом
отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством
учителя;
3
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной
темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
различных художественнотворческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе
освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура),
декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственновизуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественнотворческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуальнопространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественнотворческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку,
обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях
4
создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей
понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного
искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира
человека.
Тема
Основные виды деятельности учащихся
Содержание учебного предмета
1 класс (33 ч)
ч).
(1
Ты
украшаешь и
Введение
изображаешь,
строишь.
Ты изображаешь. Знакомство с
Мастером Изображения (10 ч)
Мастер Изображения помогает
увидеть, учит рассматривать
Изображать можно пятном
Изображать можно в объеме
Изображать можно линией
Наши краски
Учить видеть и изображать, рассматривать мир, учиться быть хорошим зрителем. Обучение детей первичному
опыту владения доступными их возрасту материалами.
Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Рассматриваются и изображаются фрагменты
природы, животные: чем они похожи и чем отличаются друг от друга.
Присмотреться к разным пятнам — мху на камне, осыпи на стене, узорам на мраморе в метро — и постараться
увидеть в них какиелибо изображения. Превратить пятно в изображение зверюшки. (Наклеенное или
нарисованное пятно подготовлено учителем.)
Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи
(например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке)
Линией можно рассказывать. «Расскажи нам о себе»— рисунок или последовательность рисунков.
Проба красок. Радость общения с красками. Овладение навыками организации рабочего места и пользования
красками. Названия цветов. Что в жизни напоминает каждый цвет? Игровое изображение красочного мно
гоцветного коврика.
Изображать можно и то, что Изобразить радость и грусть. Рисуем музыку — выражаем в изображении образ контрастных по настроению
5
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8 Ты украшаешь — знакомство с
Мастером Украшения (7 ч)
Мир природы полон украшений
11 Красоту надо уметь замечать
12 Как, когда, для чего украшает
себя человек
13 Мастер Украшения помогает
сделать праздник
Ты строишь — знакомство с
Мастером Постройки (10 ч)
Дом для себя
15 Какие можно придумать дома
16 Мастер Постройки помогает
придумать город
Все, что мы видим, имеет
конструкцию
9
10
14
17
18
19
невидимо (настроение)
Художники
и
(обобщение темы)
зрители
музыкальных пьес.
Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием «произведение
искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа.
Развитие наблюдательности, приобретение детьми опыта эстетических впечатлений. Украшение крыльев ба
бочки. Бабочка дается в виде вырезанной учителем заготовки или может быть нарисована (крупно на весь лист)
детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в природе.
Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Развитие декоративного чувства
совмещения материалов, их цвета и фактуры.
Неброская и «неожиданная» красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена
волны, капли на ветках и т. д. Развитие чувства фактуры. Накопление опыта зрительных поэтических впечат
лений. Изображение, например, спинки ящерицы или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с
техникой одноцветной монотипии.
Все украшения человека чтото рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Рассматриваем
персонажей сказок. Какие у них украшения, как они помогают нам узнавать героев? Изображения выбранных
сказочных героев и их украшений.
Украшение комнаты. Изготовление праздничных новогодних гирлянд и звезд. Украшение класса и своего дома к
новогодним праздникам. Коллективное панно «Новогодняя елка».
«Придумай себе дом» — изображение придуманного для себя дома. Разные дома у разных сказочных персо
нажей. Как можно догадаться, кто в доме живет. Разные дома для разных дел. Развитие воображения.
Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Постройка из пластилина удобных домиков для слона,
жирафа и крокодила — слон большой и почти квадратный, у жирафа длинная шея, а крокодил очень длинный.
Дети учатся понимать выразительность пропорций и конструкцию формы.
«Сказочный город» — создание на бумаге образа города для конкретной сказки. Конструирование игрового
города. Игра в архитекторов.
Сделать образы разных зверей — зоопаркконструкцию из коробочек. Сделать из коробочек веселых собак
разных пород. Материал можно заменить на аппликацию: разные образы собак делаются путем наклеивания на
лист одноцветных бумажных обрезков разных геометрических форм, заранее заготовленных
Все предметы можно построить Конструирование из бумаги упаковок, подставок, цветов и игрушек
Дом снаружи и внутри
Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. «Внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны. Изображение дома
в виде букв алфавита так, как будто у него прозрачные стены. Как бы могли жить в домахбуквах маленькие
алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна?
Задание на тему «Я рисую любимый город». Изображение по впечатлению после экскурсии.
20
Город, где мы живем
6 21 Обобщение темы
22 Изображение,
украшение,
постройка всегда помогают
друг другу (5 ч)
23 Мастера
Изображения,
Украшения, Постройки всегда
работают вместе
Задание: выставка работ, сделанных детьми. Дети учатся смотреть и обсуждать работы друг друга. Игра в ху
дожников и зрителей. Можно сделать обобщающее панно «Наш город» или «Москва».
Цель темы — показать детям, что на самом деле наши три Мастера неразлучны. Главное — это вспомнить с
ребятами, в чем именно состоит роль каждого Мастера и чему он помог научиться.
Обобщением здесь является первый урок.
24 Мастера помогут нам увидеть
мир сказки и нарисовать его
Создание коллективного панно и индивидуальных изображений к сказке.
25 Уроки любования.
видеть
Умение
Наблюдение живой природы . Создание коллективной композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от
природы.
2 КЛАСС (34 ч)
Основные виды деятельности учащихся
№
п/п
1
Тема
Ты и искусство
Чем и как работают
художники (8 ч)
Пять красок — все богатство
цвета и тона
2
3
4
5
Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств, здесь и основы понимания их связей с
окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроено в особой последовательности.
Задача всех этих тем — введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблю
дений, переживаний, раздумий.
Основная задача — знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие свое
образия, красоты и характера материала.
Три основные краски создают многоцветье мира.
Основные и составные цвета. "Умение смешивать краски. Изобразить цветы, заполняя крупными изображениями
весь лист бумаги (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению.
Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной. Изображение природных
стихий на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка: гроза, буря, извержение
вулкана; изображение дождя, тумана, солнечного дня.
Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели — учимся понимать красоту и выразительность
этих материалов. Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью и акварелью
Пастель и цветные мелки,
акварель:
выразительные
возможности
Выразительные возможности Представление о ритме пятен. Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями. Работа групповая
7 6
7
8
9
аппликации
Выразительные возможности
графических материалов
Выразительность материалов
для работы в объеме
Выразительные возможности
бумаги
Для художника любой материал
может стать выразительным
(обобщение темы)
10
Реальность и фантазии (7ч)
Изображение и реальность
11 Изображение и фантазия
12 Украшение и реальность
13 Украшение и фантазия
14 Постройка и реальность
15 Постройка и фантазия
16
БратьяМастера
Изображения, Украшения и
Постройки вместе создают
праздник (обобщение темы)
17 О чем говорит искусство (11
ч)
(1—3 панно) (по памяти и впечатлению).
Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Изображение зимнего леса на
листах бумаги (по впечатлению и по памяти).
Изображение животных родного края по впечатлению и по памяти.
Углубление освоения приемов сгибания, разрезания, склеивания бумаги. Перевод плоского листа в разнооб
разные объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, «лесенка», «гармошка»).
Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально, группами, коллективно). Работа по
воображению.
Понимание красоты художественных материалов и их различий: гуаши, акварели, мелков, пастели, графических
материалов, пластилина и бумаги, «неожиданных» материалов.
Изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов: серпантина, конфетти,
семян, ниток, травы и т. д. на фоне темной бумаги.
Развитие умения всматриваться, видеть, быть наблюдательным. Мастер Изображения учит видеть мир вокруг
нас. Изображение животных, увиденных в зоопарке, в деревне, дома.
Развитие умения фантазировать. Фантазия в жизни людей. Изображение сказочных, несуществующих животных и
птиц; соединение воедино элементов разных животных и даже растений. Сказочные персонажи: драконы,
кентавры.
Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе. Мастер Украшения учится у природы. Изобра
жение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других прообразов украшений при помощи линий
(индивидуально, по памяти).
Без фантазии невозможно создать ни одного украшения. Украшение заданной формы (воротничок, подзор,
кокошник, закладка для книги).
Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций — сот пчел, головки мака и
форм подводного мира (медуз, водорослей).
Мастер Постройки показывает возможности фанта: человека в создании предметов.
Создание макетов фантастических зданий, «Фантастический город». Индивидуальная групповая работа по
воображению.
Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Конструирование (моделирование) и украшение.
Это центральная и важнейшая тема года. Основной задачей является освоение того, что искусство выражает
человеческие чувства и мысли. Это должно перейти на уровень осознания и стать важнейшим открытием для
8 18
19
20
характера
Выражение
изображаемых животных
Выражение характера человека
в изображении (мужской образ)
Выражение характера человека
в изображении (женский образ)
21 Образ человека и его характер,
выраженные в объеме
22 Изображение природы в разных
состояниях
детей. Все задания должны иметь эмоциональную направленность, развивать способность воспринимать оттенки
чувств и выражать их в практической работе.
Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Умение почувствовать и выразить в изображении
характер животного.
По желанию учителя для всех дальнейших заданий можно использовать сюжет сказки. Например, «Сказка о царе
Салтане...» А. Пушкина дает богатые возможности образных решений для всех последующих тем. Изображение
доброго и злого воина.
Изображение противоположных по характеру сказочных образов (ЦаревнаЛебедь и баба Бабариха, Золушка и
Мачеха и др.). Класс делится на две части: одни изображают добрых персонажей, другие — злых.
Создание в объеме образов с ярко выраженным характером: ЦаревнаЛебедь, баба Бабариха, Бабаяга, богатырь,
Кощей Бессмертный и т. д.
Изображение контрастных состояний природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т. д.);
индивидуальная работа.
23
Выражение характера человека
через украшение
Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников
(индивидуально).
25
24
Выражение намерений через
украшение
Мастера
Совместно
Изображения, Украшения, По
стройки создают дома для
сказочных героев (обобщение
темы)
26 Как
говорит
искусство (8ч)
27 Цвет как средство выражения:
теплые и холодные цвета.
Борьба теплого и холодного
28 Цвет как средство выражения:
тихие (глухие) и звонкие цвета.
Смешение красок с черной,
серой,
красками
белой
Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пи
ратского). Работа коллективноиндивидуальная. Панно. Аппликация.
Созданные образы раскрываются через характер постройки, одежду, форму фигур, деревьев, на фоне которых
стоит дом.
ми.
Начиная с этой темы на выразительность средств нужно обращать особое внимание постоянно. Важнейшими
являются вопросы: «Ты хочешь это выразить? А как? Чем?»
Изображение угасающего костра — борьба тепла и холода.
Умение наблюдать борьбу цвета в жизни. Изображение весенней земли (работа по памяти и впечатлению).
9 (мрачные,
цвета)
нежные оттенки
29 Линия как средство выражения:
ритм линий
30 Линия как средство выражения:
характер линий
31
Ритм пятен как средство
выражения
32 Пропорции выражают характер
33
Ритм линий и пятен, цвет,
средства
пропорции —
выразительности
(обобщение
темы)
Изображение весенних ручьев.
Изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два человека; по впе
чатлению и по памяти) — нежные, могучие ветки и т. д. При этом надо акцентировать умения создавать разные
фактуры углем, сангиной.
Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже одинаковых пятен изменяется и
содержание композиции. Ритмическое расположение летящих птиц; аппликация. Работа индивидуальная или
коллективная.
Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций: большой хвост, маленькая головка, большой
клюв и т. д.
Создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц».
34 Обобщающий урок года
Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года.
Тема
Основные виды деятельности учащихся
3 класс
№
п/п
1
Искусство вокруг нас
2
Искусство в твоем доме (9 ч)
Осенний вернисаж. Прощаемся
с летом
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего
предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы являются
носителями духовной культуры. Надо помочь ребёнку увидеть красоту окружающих его вещей, объектов,
произведений искусства.
В итоге этого года обучения дети должны почувствовать, что они ежедневно связаны с деятельностью искусств.
Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей.
Рисование с натуры и по памяти осеннего пейзажа.
10 3
4
5
6
7
8
Твои игрушки
Мамин платок
Обои и шторы в твоем доме
Посуда у тебя дома.
Твои книги
Поздравительная
Декоративная закладка.
открытка.
Букет цветов.
9
10 Что сделал художник в нашем
доме (обобщение темы)
11 Искусство на улицах
твоего города (7 ч)
12 Памятники архитектуры —
наследие веков
13 Парки, скверы, бульвары
14 Ажурные ограды
15 Фонари на улицах и в парках
Учатся создавать игрушки из пластилина, глины и других материалов.
Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись, украшение посуды,
изображения в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой
грунтовке. При этом обязательно подчеркивается назначение посуды (для кого она, для какого случая).
Эскизы платков для девочки, для бабушки. Платки, разные по содержанию, ритмике рисунка; колорит как
средство выражения.
Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная и т. д. Работу молено
выполнить и в технике набойки.
Декоративное рисование цветочной росписи по схеме переноса узора.
Художник и книга. Образ книги: иллюстрации, форма, шрифт, буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или
конструирование книжкиигрушки.
Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике грат
тажа, гравюры наклейками или графической монотипии
Коллективная работа – выполнение аппликации.
В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши Мастера Изображения,
Украшения, Постройки. Понимание роли каждого изних. Форма предмета и его украшение.
На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке
работ детей. Ведут беседу три Мастера. Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома
в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание того,
что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного,
декоративноприкладного искусства, архитектуры, дизайна, должно стать итогом урока и одновременно
открытием.
Все начинается «с порога родного дома». Данная тема и посвящена этому «порогу». И Родины нет без него. Не
просто Москва или Тула, но именно родная улица, идущая «улица» твоего дома, исхоженная ногами.
Изучение и изображение архитектурного памятника родных мест.
Архитектура; постройка парков. Образ парка: парки для отдыха, паркимузеи, детские парки. Изображение
парка, сквера (возможен коллаж).
Чугунные ограды в СанктПетербурге и Москве, в родном городе. Резные украшения сельских и городских де
ревянных домов. Проект ажурной решетки или ворот; вырезание их из сложенной цветной бумаги и вклеивание в
композицию на тему «Парки, скверы, бульвары».
Какими бывают фонари. Форму фонарей тоже создает художник. Образы фонарей: праздничный, торжест
венный, лирический и т. д. Фонари на улицах городов как украшение города. Изображение или конструирование
11 16
17
Витрины магазинов
Транспорт в городе
18 Что сделал художник на улицах
моего города (села)
19 Художник и
зрелище (10 ч)
20
Театральные маски
21 Художник в театре
22
23
Театр кукол
Театральный занавес
24 Афиша, плакат
25 Художник и цирк
26 Как художники помогают
сделать праздники. Художник и
зрелище.
27 Художник и музей (8 ч)
формы фонаря из бумаги.
Роль художника в создании витрин, рекламы. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).
При наличии дополнительного времени можно сделать групповые объемные макеты.
В создании форм машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме
машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных,
воздушных).
На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно: это может быть панорама
улицы, района — из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды
и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно
играть в экскурсоводов и журналистов. Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников,
которые создают художественный облик города.
По усмотрению педагога можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к
которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце, на обобщающем
уроке, можно устроить театрализованное представление.
Маски разных времен и народов. Древние народные маски, театральные маски, маски на празднике.
Конструирование выразительных острохарактерных масок.
Вымысел и правда театра. Праздник в театре. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание
макета декораций спектакля.
Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные, тростевые куклы, куклымарионетки. Работа художника над
куклой, разнообразие персонажей. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.
Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Создание эскиза занавеса к спектаклю (коллективная работа 2
—4 человек).
Значение афиши. Образ спектакля и его выражение в афише. Шрифт, изображение в афише. Создание эскиза
плакатаафиши к спектаклю.
Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и
его персонажей.
Праздник в городе. Выполнение эскиза украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех
работ по теме.
Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, с разными прикладными формами искусства,
мы завершаем год темой об искусстве, произведения которого хранятся в музеях. Каждый город может
гордиться своими музеями. Музеи Москвы, СанктПетербурга, других городов России — хранители великих
произведений русского и мирового искусства. И к этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и на
учиться гордиться родной культурой, тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения.
12 Они хранятся именно в музеях. В Москве есть музей, святыня для русской культуры,— Третьяковская галерея,
и о ней в первую очередь нужно рассказать. Огромную роль сегодня играют Эрмитаж, Русский музей — центры
международных художественных связей. И есть много малых, но интересных музеев и выставочных залов.
Однако тема «Музеи» шире. Бывают не только музеи искусства, но и музеи других сторон человеческой куль
туры. Бывают и домашние музой в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, музеи просто
личных памятных вещей. Они тоже часть нашей культуры.
Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Треть
яковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи родного
города.
Что такое картина. Картинанатюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение
натюрморта по представлению, выражение настроения
Знакомство со знаменитыми пейзажами И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро.
Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж;
мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.
Дети должны вспомнить, какое настроение можно выразить холодными и теплыми, глухими и звонкими цветами,
что может получиться при их смешении.
Знакомство с жанром портрета. Изображение портрета по памяти или по представлению (портрет подруги,
друга).
Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Скульптурыпамятники. Парковая скульптура.
Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
Знакомство с произведениями исторического и бытового жанров. Изображение по представлению исторического
события (на тему русской былинной истории или истории Средневековья) или изображение своей повседневной
жизни (завтрак в семье, игра и т. д.).
«Экскурсия» по выставке лучших работ за год. Праздник искусств по своему собственному сценарию. Подве
дение итогов на тему «Какова роль художника в жизни каждого человека».
28 Музеи в жизни города
29 Произведения
искусства,
которые хранятся в этих музеях
30 Картинапейзаж
31 Картинапортрет
32
В музеях хранятся скульптуры
известных мастеров
33 Исторические картины и
картины бытового жанра
34 Музеи сохраняют историю
художественной
культуры,
творения великих художников
(обобщение темы)
№ Тема
Основные виды деятельности учащихся
13
4 КЛАСС (34 ч) п/п
1
Каждый народ — художник
(изображение,
украшение,
постройка в творчестве народов
всей земли)
2
3
4
5
6
искусства
Истоки
твоего народа (8ч)
Пейзаж родной земли
Образ традиционного русского
дома (избы)
Украшения
построек и их значение
деревянных
Деревня — деревянный мир
Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4 классе является формирование представления о
многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте
человека.
Многообразие культур не случайно — оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью
природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны, они живут и развиваются во
времени, связаны с влиянием одной культуры на другую — в этом основы своеобразия национальных культур и
их взаимосвязь. Разнообразие этих культур создает богатство культуры человечества.
Цельность каждой культуры также важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям.
Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства
массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядка в этом хаосе образов. Каждую культуру
поэтому нужно доносить как «целостную художественную личность».
Художественные представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту еще не готовы к
историческому мышлению, но им присуще стремление к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием,
выраженным в народных искусствах. Здесь должна господствовать правда художественного образа.
Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы,
труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы гуашью, пастелью, а также с
пластилином и бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овла
дения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебновоспитательном процессе. Значительную роль в
программе 4 класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное пред
ставление о культуре народа.
Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы творчества.
Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его
особой красоты.
Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивиду
альноколлективная работа.
Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба — образ лица
человека; окна, очи дома, украшались наличниками, фасад — лобной доской, причелинами. Украшение
«деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно —
изображение избы (гуашь, кисти).
Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодче
14 7
Образ красоты человека
8
9
10
11
Народные праздники
Древние города твоей
земли (7ч)
Древнерусский городкрепость
Древние соборы
12
Древний город и его жители
13
14
Древнерусские
защитники
Древние города Русской земли
воины
15 Узорочье теремов
ство. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа.
У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная
одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте —
«добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление
преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья
(«лебедушка»).
Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно
группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не
должны напоминать выставку одежды. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу
народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».
Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник —
это образ идеальной, счастливой жизни.
Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.
Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет особую судьбу.
Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло
от слов «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли
города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет.
Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.
Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги
или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания
Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым
центром города. Это были святыни города.
Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. «Постройка»
древнего собора из бумаги. Коллективная работа.
Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Возможный ва
риант: изображение древнерусского города.
Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов.
Знакомство со своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и др. Они
похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или
беседа.
Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка
15 16 Праздничный пир в теремных
палатах
17 Каждый народ —
художник (11 ч)
18 Образ
художественной
культуры Древней Греции
19 Образ
художественной
культуры Японии
11 Образ художественной
культуры
средневековой
падной Европы
За
фона для следующего задания.
Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.
Учитель может выбрать три культуры: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и
Японии как пример культуры Востока, Но учитель может взять для изучения, например, Египет, Китай, Индию
и т. д. Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик и через
искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им. Именно это нужно
формировать на таких уроках.
Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного
героя по разным странам (Садко, Синдбадмореход, Одиссей, аргонавты и т. д.).
Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, люди в этой
среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.
Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений
Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов
гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком — особен
ность Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников
шествия (фигуры в одеждах).
Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и
ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма.
Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделиро
вание из бумаги.
Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник
ВеликихПанафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы,
которым греки поклонялись).
Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с
бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.
Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения,
фигуры.
Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются
индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно.
Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия,
гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.
Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами из
учения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).
16 12 Многообразие художественных
культур в мире (обобщение
темы)
13 Искусство объединяет
народы (8 ч)
14
15
16
Все
материнство
народы
воспевают
Все народы воспевают мудрость
старости
Сопереживание — великая тема
искусства
17
Герои, борцы и защитники
18 Юность и надежды
19 Искусство
народов мира
(обобщение темы)
Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ — ху
дожник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно осознание того, что постройки, одежды, украшения у
различных народов очень разные.
Последняя тема завершает программу начальной школы, заканчивается первый этап обучения. Педагогу не
обходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком.
Темы в течение года раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни.
Здесь все — и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники и т. д. Дети должны были
осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато различными художественными культурами и что
они не случайно разные.
Теперь задачи принципиально меняются — от представлений о великом многообразии к представлениям о
единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни.
Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не
подчиненных внешним условиям природы и истории.
Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания
материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем
людям.
Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, отношение друг к другу.
Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт,
красота связи поколений.
Изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление выразить его внутренний мир.
С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши
чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим,
учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.
Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т.
д.).
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают
своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, лите
ратуры посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов. Эскиз памятника герою,
выбранному автором (ребенком).
Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путеше
ствиях, открытиях.
Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.
17 Планируемые результаты базового уровня приводятся в блоке «Выпускник научится», планируемые результаты повышенного уровня – в блоке
«Выпускник получит возможность научиться».
Планируемые предметные результаты
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно
прикладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ни
ми для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественнообразного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие
природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и
назначение.
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств,
различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства
в доме, на улице, в театре);
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных
эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём,
художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и
чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме
пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
фактуру; различные
18 наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать
простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и
стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведе
ний народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства,
художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные
эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека,
фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего
отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре,
выражая своё отношение к качествам данного объекта.
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира,
проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
19 Описание материальнотехнического обеспечения образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Учебники
1. Неменская Л.А. и др. Искусство и ты: Учебник: 1 класс.
2. Коротеева Е.И. Искусство и ты: Учебник: 2 класс.
3. Неменская Л.А. и др. Искусство вокруг нас: Учебник: 3 класс.
4. Неменская Л.А. и др. Каждый народ художник: Учебник: 4 класс.
Методические пособия
1 Шампарова Л.В. и др. «Изобразительное искусство» Поурочные разработки по учебнику Л.А. Неменской: 14 классы.
Технические средства обучения.
1. Классная магнитная доска.
2. Компьютер.
3. Принтер лазерный.
4. Мультимедийная установка, интерактивная доска.
5. Аудиоцентр.
Экраннозвуковые пособия.
Мультимедийные (образовательные) ресурсы, соответствующие содержанию обучения:
образовательных ресурсов (например, http://schoolcollection.edu.ru/)
Интернет и единая коллекция цифровых
20
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.