Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на
этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков
грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека
Календарно – тематическое планирование по русскому языку 1 класс
Проверочные работы 21
Проекты –2
Проверочные диктанты 3
Развитие речи 10
№ п/п
Содержание урока
Колво
часов
Дата
Примечание
проведения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Наша речь. 2 часа
Знакомство с учебником. Русский язык – родной язык русского народа.
Знакомство с учебником. Русский язык – родной язык русского народа. Язык и речь, их
значение в жизни человека. Виды речи. Речь устная и речь письменная. Проверочная работа
«Наша речь».
Текст, предложение, диалог. 3 часа
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста.
Составление текста из деформированных предложений.
Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из
речи. Установление связи слов в предложении. Проверочная работа «Текст и предложение».
Диалог. Постановка тире() в диалогической речи. Знаки препинания в конце предложения
(точка, вопросительный, восклицательный знаки).Рубрика «Проверь себя». Проверочная
работа «Диалог».
Слова, слова, слова… 4 часа
Слово как единица языка и речи. Роль слов в речи. Развитие речи. Составление текста,
используя опорные слова и выражения.
Слованазвания предметов и явлений, слованазвания признаков предметов, слованазвания
действий предметов. Тематические группы слов. Слова –названия предметов, отвечающие
на вопросы кто? что? Вежливые слова.
Слова однозначные и многозначные (общее представление). Поиск информации о слове в
словарях учебника. Развитие речи. Составление текста по рисунку.
1
1
1
1
1
1
1
19.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника. Толковый словарь.
Словарь близких и противоположных по значению слов. Проверочная работа «Слова, слова,
слова…»
Слово и слог. Ударение. 6 часов
Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).
Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги.
Слово и слог. Деление слов на слоги. Классификация слов по количеству в них слогов.
Рубрика «Проверь себя».
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. (первое представление).
Работа с орфоэпическим словарём.
Перенос слов. Правила переноса слов. Развитие речи. Наблюдение над словом как
средством создания словеснохудожественного образа. Проверочная работа «Слово и слог.
Перенос слов».
Ударение (общее представление). Способы выделения ударения. Ударные и безударные
слоги. Работа с орфоэпическим словарём.
Словообразующая роль ударения. Зависимость значения слова от ударения. Графическое
обозначение ударения. Слогоударные модели слов. Рубрика «Проверь себя». Проверочная
работа «Ударение».
Звуки и буквы. 34 часа
Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные обозначения
звуков. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.
Звуки и буквы. Условные звуковые обозначения слов..Рубрика «Проверь себя».
Проверочная работа «Звуки и буквы».
Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита: правильное называние букв, их
последовательность. Рубрика «Странички для любознательных.
Русский алфавит, или Азбука. Алфавитный порядок слов. Использование алфавита при
работе со словарями. Рубрика «Проверь себя».Проверочная работа «Русский алфавит, или
Азбука».
Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных
звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сонсын).Проверочная работа «Гласные звуки и
буквы для их обозначения»
Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
Проверочная работа «Буквы е, ё, ю, я».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
122.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Слова с буквой э. Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос. Рубрика
«Проверь себя»
Ударные и безударные гласные звуки. Особенности проверяемых и проверочных слов.
Правила обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах.
Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающей
безударный гласный звук.
Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающей
безударный гласный звук(изменение формы слова) . Развитие речи. Составление устного
рассказа по рисунку и опорным словам.
Ударные и безударные гласные звуки. Написание слов с непроверяемой буквой безударного
гласного звука. Работа с орфографическим словарём. Рубрика «Проверь себя».Проверочная
работа «Слова с безударным гласным звуком».
Проверочный диктант по теме: «Ударные и безударные гласные звуки».
Анализ результатов проверочного диктанта. Согласные звуки. Буквы, обозначающие
согласные звуки. Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих
согласные звуки(точкабочка)
Слова с удвоенными согласными. Способы переноса слов с удвоенными согласными.
Буквы Й и И. Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое».Способы переноса слов с буквой
«и краткое». Рубрика «Проверь себя».Проверочная работа «Согласные звуки и буквы для
их обозначения».
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Согласные парные и непарные по твёрдостимягкости.
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных
звуков.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь. Рубрика
«Проверь себя». Проверочная работа «Твёрдые и мягкие согласные звуки».
34. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.
35.
Использование на письме мягкого знака в конце слова и в середине слова перед согласным.
Перенос слов с буквой «мягкий знак» (ь). Рубрика «Проверь себя». Проверочная работа
«Мягкий знак(ь)»
Правописание слов с мягким знаком (ь). Развитие речи. Восстановление текста с
нарушенным порядком предложений.
Согласные звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.
Особенности глухих и звонких согласных звуков. Рубрика «Страничка для
36.
37.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1любознательных».Проверочная работа «Глухие и звонкие согласные звуки и буквы для их
обозначения».
Согласные звонкие и глухие. Произношение парного по глухостизвонкости согласного
звука на конце слова и его обозначение буквой на письме.
Согласные звонкие и глухие. Обозначение буквой парного по глухостизвонкости
согласного звука на конце слова. Особенности проверяемых и проверочных слов. Развитие
речи. Работа с текстом(определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор
предложений, которыми можно подписать рисунки)
Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухостизвонкости
согласный звук(изменение формы слова). Рубрика «Проверь себя».Проверочная работа
«Слова с парным по глухостизвонкости согласным звуком на конце слова».
Проверочный диктант по теме: «Согласные звонкие и глухие».
Анализ результатов проверочного диктанта. Шипящие согласные звуки. Буквы шипящих
согласных звуков: непарных твёрдых ж, ш; непарных мягких ч, щ. Рубрика «Страничка для
любознательных», «Проверь себя». Проверочная работа «Шипящие согласные звуки».
Рубрика «Наши проекты» №1. Проект «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые
скороговорки».
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Работа с орфоэпическим словарём. Развитие речи.
Наблюдение над изобразительными возможностями языка. Рубрика «Проверь себя».
Проверочная работа «Буквосочетания ЧК, чн, чт».
Буквосочетания ЖИШИ, ЧА ЩА, ЧУЩУ. Правило правописания сочетаний. Рубрика
«Страничка для любознательных». Проверочная работа «Буквосочетания жиши, чаща, чу
щу».
Проверочный диктант по теме: «Шипящие согласные звуки».
Анализ результатов проверочного диктанта. Заглавная буква в словах (общее
представление). Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в географических
названиях.
Заглавная буква в словах. Заглавная буква в кличках животных. Правила вежливого
обращения. Развитие речи. Составление ответов на вопросы.
Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок изученные правила письма).
Проверочная работа «Заглавная буква в словах».
Итоговое повторение. Рубрика «Проверь себя». Проверочная работа «Повторение».
Повторение. 1 час
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.