Календарно -тематическое планирование 4 класс
Оценка 4.6

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
естествознание
4 кл
27.11.2018
Календарно -тематическое планирование 4 класс
Календарно-тематическое планирование предначначено для учителей начальной школы работающих по УМК " Школа России" В календарно-тематическом планировании подробно описана деятельность обучающихся. Плешаков А.А. Окружающий мир (1-4кл) - Москва « Просвещение»,2017г.Планируемые результаты: личностные,метапредметные,предметные соответствуют примерной программе по окружающему миру. Указаны темы и разделы программы.
Тематическое планирование по Окружающему миру 4 класс.docx
Календарно­тематическое планирование  №  Название раздела,темы Планируемые результаты Деятельностьучащихся Дата Личностные Предметные  Метапредметные Земля и человечество Мир глазами  астронома. Планеты  Солнечной  системы. 1 2 формирование основ  российской гражданской  идентичности, чувства  гордости за свою Родину,  российский народ и историю России, осознание своей  этнической и национальной  принадлежности;  формирование ценностей  многонационального  российского общества;  становление  гуманистических и  демократических  ценностных ориентации; Воспитание бережного  отношения к природе, к  малой Родине, уважения к  человеку, умения оценивать  богатство внутреннего мира  человека Регулятивные УУД: Совместно с учителем  обнаруживать и  формулировать учебную  проблему. Составлять план решения  проблемы (задачи)  совместно с учителем. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и г руппировать факты и  явления; определять  причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать  выводы на основе  обобщения знаний. Коммуникативные УУД: Слушать других, пытаться  принимать другую точку  зрения, быть готовым  изменить свою точку зрения. Будут знакомиться с наукой,  изучающей Вселенную,  ­астрономией; будут учиться  рассказывать о мире с точки  зрения астронома,  изготавливать модель  Солнечной системы Будут знакомиться с  планетами Солнечной  системы, будут учиться  объяснять причины смены дня и ночи, времён года Знакомиться с учебником и учебными  пособиями по «Окружающему миру» для 4  класса; Понимать учебные задачи урока и стремиться  их выполнить; Рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога; Работать в паре: изучать по схеме строение  Солнечной системы, перечислять планеты в  правильной последовательности, моделировать  строение Солнечной системы; Извлекать из текста цифровые данные,  выписывать их в рабочую тетрадь; Работать со взрослыми: находить в  дополнительной литературе, Интернете научные  сведения; Формулировать выводы из изученного  материала, отвечать на вопросы и оценивать  достижения на уроке. ­  характеризовать ­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;   ­  анализировать  готовые   схемы   вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;    особенности   самой маленькой и самой большой планет Солнечной системы;  ­ отличать планеты и их спутники;  ­ моделировать движение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси;  ­ устанавливать связи между движением Земли вокруг   своей   оси   и   сменой   дня   и   ночи   и движением вокруг Солнца и сменой времен года; ­  наблюдать  Луну невооруженным глазом и с помощью бинокля (телескопа); 3 Звездное небо –  Великая книга  Природы. Практическая  работа Будут знакомиться с новыми  созвездиями и звёздами.  Будут учиться наблюдать  звёздное небо Будут знакомиться с новой с  4 Мир глазами  географа Будут знакомиться с новой с  наукой­ географией Будут  учиться рассказывать о мире с точки зрения географа 5 Мир глазами  историка. Будут знакомится с наукой  история. Будут учиться  рассказывать о мире с точки  зрения историка, приводить    понимать  учебную   задачу   урока   и   определять  направление   на   север   по  находить  условные   значки   на   карте  задания   электронного   пользуясь ­  извлекать  из   дополнительной   литературы   и Интернета   информацию   об   исследованиях астрономов и готовить сообщения; ­  формулировать   выводы  по   изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке. ­  стремиться ее выполнить; ­  находить  в небе и на карте звездного неба атласа­определителя изучаемые объекты; ­ моделировать изучаемые созвездия; ­  Полярной звезде; ­  выполнять приложения   к   учебнику, персональным компьютером; ­ работать с терминологическим словариком; ­  формулировать  выводы   по   изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке. ­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее  выполнить; ­ сравнивать глобус и карту полушарий; ­ полушарий; ­  обсуждать  значение глобуса и карт в жизни человечества;  составлять   рассказ  о   географических ­ объектах   с   помощью   глобуса   и   карты полушарий; ­  извлекать   информацию  о   географических объектах   из   дополнительных   источников   и Интернета и готовить сообщения о них; ­ работать с терминологическим словариком; ­ материалу; ­ оценивать свои достижения и достижения  товарищей на уроке.  ­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­  составлять рассказы о мире с точки зрения историка;  формулировать  выводы   по   изученному 6 7 Когда и где? Практическая  работа Мир глазами  эколога. примеры исторических  источников Будут знакомиться с  исторической картой, и  узнают как ведётся счёт лет в  истории. Будут учиться  соотносить дату  исторического события с  веком, находить место  события на «ленте времени»,  читать историческую карту Будут знакомиться с  действиями человечества по  защите своей планеты. Будут  учиться рассказывать о мире с точки зрения эколога,  анализировать экологические  проблемы и предлагать  способы их решения Будут знакомиться со  Всемирным наследием и  международной Красной  книгой. Будут учиться  приводить примеры объектов  Всемирного наследия и  животных из международной  Красной книги роль   ­характеризовать  исторических источников для понимания событий прошлого; ­  обсуждать  роль   бытовых   предметов   для понимания событий прошлого; ­  посещать  краеведческий   музей   и  готовить рассказ  на   основании   его   экспонатов   о прошлом своего региона, города (села); ­ работать с терминологическим словариком; ­  формулировать  выводы   по   изученному материалу;  ­ оценивать свои достижения и достижения  товарищей на уроке. ­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­  определять  по   «ленте   времени»   век,   в котором   происходили   упоминавшиеся   ранее исторические события; ­  обсуждать  сроки   начала   года   в   разных летосчислениях; ­  формулировать  выводы   по   изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  ­ понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; ­ характеризовать современные экологические проблемы; ­ экологических проблем; ­ извлекать из Интернета сведения о способах решения   экологических   проблем   и экологических   организациях   в   России, готовить сообщения; ­ рассказывать о мире с точки зрения эколога; ­  формулировать   выводы  по   изученному материалу; ­ оценивать свои достижения и достижения  товарищей на уроке. свои   меры   по   решению  предлагать 8 Сокровища Земли  под охраной  человечества. 9 10 Сокровища Земли  под охраной  человечества.  Проверим себя и  оценим свои  достижения по  разделу «Земля и  человечество»  Природа  России   Равнины и горы  России Проверят знания по разделу  «Земля и человечество Будут повторять и закреплять пройденный материал Формирование целостного,  социально ориентированного взгляда на мир в его  органичном единстве и  разнообразии природы;  развитие самостоятельности  и личной ответственности за  свои поступки; воспитывать  бережное отношение к  природе  . Будут знакомиться с  основными формами земной  поверхности. Будут учиться  находить и показывать на  карте главнейшие равнины и  горы нашей страны Регулятивные УУД: Совместно с учителем  обнаруживать и  формулировать учебную  проблему. Составлять план решения  проблемы (задачи)  совместно с учителем. Познавательные УУД: Преобразовывать    различать  объекты   природного   и ­ понимать учебную задачу урока и стараться ее  выполнить; ­ рассказывать  о причинах появления списка Всемирного наследия; ­ культурного Всемирного наследия; ­   определять  по   карте   мира   расположение наиболее   значимых   объектов   Всемирного наследия; ­   определять  объекты   природного   и культурного   Всемирного   наследия   по фотографиям;   ­ извлекать  из дополнительной литературы и Интернета   информацию   об   объектах Всемирного   наследия   и   животных   из Международной   Красной   Книги   и   готовить сообщения о них; ­ работать с терминологическим словариком; ­  формулировать   выводы  по   изученному материалу; ­ оценивать свои достижения и достижения  товарищей на уроке. выполнять работы с выбором ответа оценивать  предложенных ответов адекватно оценивать свои знания в  соответствии с набранными баллами правильность/неправильность  находить  на   физической   карте   России ­  понимать  учебные задачи раздела и данного урока и стараться их выполнить; ­ изучаемые географические объекты; ­  различать  холмистые,   плоские   равнины   и плоскогорья; ­ характеризовать формы рельефа России; ­  извлекать  из   дополнительной   литературы   и   изучаемых Интернета  готовить географических об объектах, сведения сформированность  уважительного отношения к  России, родному краю, своей семье, истории, культуре,  природе нашей страны, её  современной жизни; . сообщения; ­  выполнять  на   персональном   компьютере задания   из   электронного   приложения   к учебнику; ­ работать с терминологическим словариком; ­ материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке и  достижения товарищей.  формулировать  выводы   по   изученному информацию из одной  формы в  другую: составлять простой   план учебно­научного  текста. Преобразовывать  информацию из одной  формы в  другую: представлять  информацию в виде текста,  таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до  других: высказывать свою  точку зрения и пытаться её  обосновать, приводя  аргументы 11 Моря, озера и реки  России Будут знакомиться с морями, которые омывают берега России, какие озёра и реки нашей страны самые крупные. Будут учиться находить и показывать их на карте 12 Природные зоны  России Будут знакомиться с природными зонами России, картой природных зон. Будут учиться объяснять, почему происходит смена природных зон  характеризовать  особенности   изучаемых ­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; работать   в   паре:   находить   и   показывать   на физической   карте   России   изучаемые   моря, озера, реки, рассказывать о них по карте;; ­ различать моря и озера; ­ водных объектов;  извлекать  из   Интернета   сведения   о ­ загрязнении воды в морях, реках и озерах и о мерах борьбы с загрязнениями; ­ готовить сочинения на тему урока; ­ материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  ­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ различать физическую карту России и карту природных зон; ­  находить на карте природные зоны России и характеризовать их; ­ между освещенностью Солнцем поверхности Земли и широтным расположением природных зон; ­    работать  со   схемой   освещенности   Земли  формулировать  выводы   по   изученному  устанавливать   взаимосвязь 13 Зона арктических  пустынь. Будут знакомиться с природой Арктической пустыни. Будут учиться давать характеристику этой зоны по плану  понимать  учебную   задачу   урока   и  формулировать  выводы   по   изученному солнечными лучами; ­ различать широтную и высотную поясность; ­  находить  на   карте   природных   зон   зоны высотной поясности; ­ материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  ­ стремиться ее выполнить; ­  находить  на   карте   природных   зон   зону арктических пустынь;  устанавливать   взаимосвязь  природных ­ особенностей зоны арктических пустынь и ее освещенностью солнечными лучами; ­    характеризовать  природные   особенности Арктики и приспособление флоры и фауны к этим условиям; ­ арктических пустынь; ­  извлекать  из дополнительной литературы и Интернета   сведения   о   животном   мире Арктики, готовить сообщения; ­ прослеживать цепи питания в Арктике; ­ о   влиянии   освоения природных   богатств   в   зоне   тундры   и возникших   вследствие   этого   экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; ­  формулировать  выводы   по   изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.   выявлять  экологические   связи   в   зоне  рассказывать 14 Тундра. Будут знакомиться с  природой и экологическими  проблемами зоны тундры. Будут учиться давать характеристику этой зоны по плану  работать  со   схемой   освещенности  выявлять   взаимосвязь   рассказывать   понимать  учебную   задачу   урока   и  выявлять  экологические   связи   в   зоне ­ стремиться ее  выполнить; ­  находить  на   карте   природных   зон   зону тундры; ­ поверхности Земли солнечными лучами; ­ природных особенностей зоны тундры с освещенностью ее поверхности солнечными лучами; ­    характеризовать  природные   особенности зоны   тундры,   её   флору   и   фауну,   занятия местного населения; ­ тундры; ­  извлекать  из   дополнительной   литературы (книги «Зелёные страницы», энциклопедий) и Интернета   информацию   о   растениях   и животных тундры, готовить сообщения; ­ характеризовать зону тундры по плану; ­ тундры; ­ о   влиянии   освоения природных   богатств   в   зоне   тундры   и возникших   вследствие   этого   экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; ­  формулировать  выводы   по   изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.   моделировать  природные   особенности 15 Леса России. 16 Лес и человек. Будут знакомиться с ролью леса в  природе и жизни людей, с экологическими проблемами и охраной природы в лесной зоне. Будут учиться правильно вести себя в лесу  понимать  учебную   задачу   урока   и ­ стремиться ее выполнить; ­ находить на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов; ­  устанавливать   взаимосвязь  особенностей лесных   зон   с   освещенностью,   количеством осадков и строением почвы; ­  опознавать  с  помощью  гербария   и атласа­ определителя   «От   земли   до   неба»   растения зоны лесов; ­   по   тексту   учебника   и   иллюстрации характеризовать  животный   мир   зоны   лесов, выявлять экологические связи; ­ моделировать цепи питания в зоне тайги; ­ сопоставлять природу тундры и лесных зон; ­  извлекать  из   Интернета   информацию   о растениях и животных лесной зоны,  готовить сообщения; ­  формулировать  выводы   по   изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  ­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее  выполнить; ­   с   помощью   схемы   и   текста   учебника раскрывать  роль   леса   в   природе   и   жизни людей; ­  обсуждать  экологические   проблемы   леса, предлагать меры по его охране; ­  обсуждать  правила   поведения   в   лесу   по материалам книги «Великан на поляне»; ­  извлекать  из дополнительной литературы и Интернета сообщения о животных из Красной книги России, готовить сообщения; ­ виртуальную   экскурсию   с помощью   Интернета   в   национальный   парк «Лосиный остров»,  обсуждать  экологические проекты этого парка; ­ характеризовать лесные природные зоны  по плану; ­  формулировать  выводы   по   изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.   совершать Зона степей. 17 Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами зоны степей. Будут учиться давать характеристику зоны по плану.  опознавать  ­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­  находить  на   карте   природных   зон   зону степей; ­  устанавливать   взаимосвязь  особенностей степной   зоны   с   освещенностью,   количеством осадков и характером почвы; ­ с   помощью   гербария, иллюстраций  учебника   и  атласа­определителя «От земли до неба» растения зоны степей; ­ характеризовать животный мир зоны степей, выявлять экологические связи; ­ сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры; ­  извлекать  из дополнительной литературы и Интернета   информацию   о   растениях   и животных степей, готовить сообщения; ­ виртуальные   экскурсии   с помощью   Интернета   в   степные   заповедники, обсуждать  экологические   проекты   ученых   в этих заповедниках; ­ характеризовать зону степей по плану; ­  формулировать  выводы   по   изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке и  достижения товарищей.   совершать 18 Пустыни. Будут знакомиться с  природой  и экологическими  проблемами зоны пустынь.  Будут учиться давать  характеристику зоны по  плану. 19 У Черного моря. Будут знакомиться с  природой и экологическими  проблемами Черноморского  побережья Кавказа. Будут  учиться правильно вести  себя у моря  опознавать  ­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее  выполнить; ­  находить  на   карте   природных   зон   зону полупустынь; ­  устанавливать   взаимосвязь  освещенности, количества   осадков   и   состава   почв   с образованием полупустынь и пустынь;   с   помощью   гербария, ­ иллюстраций   учебника   и   атласа­определителя «От земли до неба» растения зоны степей; ­ характеризовать животный мир зоны степей, выявлять экологические связи; ­ сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры; ­  извлекать  из  дополнительной  литературы  и Интернета   информацию   о   растениях   и животных степей, готовить сообщения; ­ совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники,  обсуждать экологические   проекты   ученых   в   этих заповедниках; ­ характеризовать зону степей по плану; ­ материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке и  достижения товарищей.  ­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­  находить  на   карте   природных   зон   зону субтропиков; ­  устанавливать взаимосвязь  субтропической флоры и фауны с освещенностью, количеством осадков и плодородием почвы; ­   по   гербарию,   иллюстрациям   учебника   и атласу­определителю   «От   земли   до   неба» опознавать растения субтропиков;  знакомиться  с   животным   миром   зоны ­ Черноморского побережья Кавказа и морскими  устанавливать  экологические животными,   связи; ­ моделировать цепи питания; ­ анализировать экологические проблемы зоны;  формулировать  выводы   по   изученному 20 21 22 23 Проверим себя и  оценим свои  достижения по  разделу «Природа  России».  Проверочная  работа Родной край – часть большой страны Наш край.  Практическая  работа Поверхность  нашего края. Поверхность  нашего края.  (Экскурсия) Проверят знания по разделу принятие и освоение  социальной роли  обучающегося, развитие  мотивов учебной  деятельности и  формирование личностного  смысла учения;  развитие самостоятельности и личной ответственности за  свои поступки, в том числе в информационной  деятельности, на основе  представлений о  нравственных нормах,  социальной справедливости  и свободе; Будут знакомиться с  политико­административной  картой России. Будут учиться  находить и показывать свой  край на карте, давать краткую характеристику своего края  по плану Будут знакомиться с формами земной поверхности родного края, с влиянием деятельности людей на земную поверхность. Будут учиться ответственному отношению к природе Регулятивные  УУД: Работая по плану, сверять  свои действия с целью и, при необходимости, исправлять  ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и г руппировать факты и  явления; определять  причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать  выводы на основе  обобщения знаний. Коммуникативные УУД: ­ совершать виртуальные экскурсии на курорты Черноморского побережья Кавказа, в сочинский Дендрарий и Национальный парк «Сочинский» с помощью Интернета; ­  обсуждать  рассказ   «В   пещере»   из   книги «Великан на поляне»; ­ работать с терминологическим словариком; ­ характеризовать зону субтропиков по плану;  формулировать  выводы   по   изученному ­ материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  ­выполнять работы с выбором ответа оценивать  предложенных ответов адекватно оценивать свои знания в  соответствии с набранными баллами правильность/неправильность Понимать учебные задачи урока и стремиться  их выполнить; Работать в паре: знакомиться с политико­  административной картой России, находить на  политико–административной карте России свой  регион, знакомиться с картой своего региона,  рассказывать о ней о родном крае; Характеризовать родной край по  предложенному в учебнике плану; Оценивать свои достижения на уроке. Понимать учебные  задачи урока и  стремиться их  выполнить; Описывать по своим  наблюдениям формы  земной поверхности  родного края,  находить на карте  региона основные  формы земной  поверхности, крупные Доносить свою позицию до  других: оформлять свои  мысли в устной и  письменной речи с учётом  своих учебных и жизненных  речевых ситуаций. овраги и балки,   извлекать из  краеведческой  литературы  необходимую  информацию  о  поверхности родного  края обсуждать меры по  охране поверхности  своего края изготавливать макет  знакомого участка  поверхности родного  края работать со  взрослыми:  (интервьюировать)  взрослых о формах  поверхности рядом с  городом (селом), о  наличии оврагов и  истории их  возникновения; формулировать  выводы из изученного  материала, отвечать на итоговые вопросы и  оценивать свои  достижения на уроке ­  понимать  учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­  рассказывать  о   значении   водных   богатств   в жизни людей; ­ составлять список водных объектов (рек, озер, морей, прудов) своего региона; ­ описывать одну из рек по данному в учебнике плану; ­ составлять план описания озера (пруда); ­  моделировать  наиболее   знакомый   водный объект; ­  выявлять  источники загрязнения близлежащих водоемов; ­ обсуждать материалы рассказа  24 Водные богатства  нашего края Практическая  работа Будут знакомиться с водными богатствами родного края, с  их значением в жизни  человека, их охраной, Будут  учиться описывать водные  объекты своего  края по плану 25 Наши подземные  богатства.  Практическая  работа Будут знакомиться с  важнейшими полезными  ископаемыми своего края, с  их охраной, будут учиться  различать и описывать  полезные ископаемые своего  края  формулировать  выводы   по   изученному «Бутылочная   почта»   из   книги   «Великан   на поляне»; ­  интервьюировать  взрослых   о   водоохранных мероприятиях в городе (селе); ­ материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке ­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­  находить  на   карте   природных   значки   тех полезных ископаемых, которыми он обладает; ­   работая   в   группах  определять  название полезного   ископаемого,   образец  которого   выдан учителем;  извлекать  из   учебника ­   работая   в   группах, сведения   о   выданном   образце   полезного ископаемого, его   описание   по данному в учебнике плану, готовить сообщения и представлять их классу; ­ полезные ископаемые имеются в регионе;  извлекать  из   краеведческой   литературы ­ сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых; ­  обсуждать  материалы   рассказа   «И   камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне»; ­ интервьюировать взрослых членов семьи о том, используются   ли   в   домашнем   хозяйстве   какие­ либо   полезные   ископаемые   или   продукты   их переработки; ­ материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке и  достижения товарищей  выяснять  в   краеведческом   музее,   какие  составлять   формулировать  выводы   по   изученному 26 Земля­кормилица. Будут знакомиться с  разнообразием почв,  почвами родного края, охраной почв. Будут учиться ответственному отношению к природе 27 28 Экскурсия в лес и  на луг Жизнь леса.  Будут знакомиться с понятием лес и организмами , составляющими природное сообщество леса, будут учиться давать характеристику лесного сообщества по плану  выполнять   формулировать  выводы   по   изученному задания   из   электронного  извлекать  из   краеведческой   литературы  понимать  учебную   и ее ­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее  выполнить; ­ различать виды почв на иллюстрациях учебника и образцах; ­ информацию о типах почв своего региона; ­ моделировать тип почв своего региона; ­ готовить доклад о значении почвы для жизни на земле; ­ приложения к учебнику;  обсуждать  материалы   рассказа   «Дороже ­ жемчуга и злата – под ногами» из книги «Великан на поляне»;  извлекать  из   краеведческой   литературы ­ информацию   о   почвоохранных   мероприятиях   в регионе; ­ материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке. ­ задачу   урока стремиться   выполнить; с ­ помощью атласа­ определителя   растения смешанного   леса   в гербарии; ­  рассказывать,  какие растения,   животные, грибы   встречаются   в лесах региона; ­  моделировать  цепи питания,   характерные для лесного сообщества региона;  характеризовать ­ лесное сообщество региона   по   данному   в учебнике плану; ­ иллюстрациям учебнике  определять   опознавать  по в с   к  работать  представителей лесного сообщества; ­ обсуждать материалы рассказов   о   лесе   из книги   «Великан   на поляне»; ­ выполнять задания из электронного приложения учебнику; ­  выявлять  нарушения экологического равновесия   в   лесном сообществе   по   вине  предлагать человека, пути решения экологических проблем; ­ терминологическим словариком;  формулировать ­ выводы   по   изученному материалу; ­ оценивать свои  достижения на уроке. ­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­  определять  с   помощью   атласа­определителя «От земли до неба» растения луга из гербария; ­  определять  животных   луга   на   иллюстрации учебника; ­ выявлять экологические связи на лугу;  рассказывать  по   своим   наблюдениям   о ­ растениях,   животных   и   грибах   на   лугах   своего региона; ­ моделировать цепи питания на лугу; ­ сравнивать природные особенности леса и луга;  характеризовать  луговое   сообщество   по ­ данному в учебнике плану; ­ правильного   и неправильного   поведения   человека   на   лугу, выявлять  нарушения экологического равновесия  предлагать  пути   решения по   вине   человека,  приводить   примеры  29 Жизнь луга. Будут знакомиться с  природным сообществом луга, сравнить луг и лес, будут  учиться правильно вести себя  на лугу Формирование чувства  гордости за свою Родину, за  свой край . осознание    целостности окружающего  мира, освоение основ  экологической грамотности,  элементарных правил  нравственного поведения в  мире природы и людей, норм здоровьесберегающего  поведения в природной и  социальной среде; Регулятивные УУД: Формулировать и  удерживать учебную задачу;  составлять план и  последовательность  действий, вносить  необходимые дополнения и  изменения в план и способ  действия Самостоятельно выделять и  формулировать  познавательную цель,  осознанно и произвольно  строить сообщения в устной  и письменной форме, в том  числе творческого и  исследовательского 30 31  Жизнь в пресных  водах Экскурсия к  водоему Будут знакомиться с природным сообществом пресных вод, будут учиться бережно относиться к водным растениям характера Познавательные  УУД: Отбирать необходимые для  решения учебной задачи  источники информации  среди предложенных  учителем словарей,  энциклопедий,  справочников. Коммуникативные УУД: Проявлять активность во  взаимодействии для  решения коммуникативных  и познавательных задач,  определять общую цель и  пути её достижения  опознавать     опознавать  по  формулировать   понимать  учебную   и ее экологических проблем; ­ обсуждать материалы рассказа «Горит трава» из книги «Великан на поляне»; ­ составлять памятку «Как вести себя на лугу»;  ­ выводы   по   изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке. ­ задачу   урока стремиться   выполнить; с ­ атласа­   помощью определителя «От   земли   до   неба» растения пресного водоема; ­ иллюстрациям учебника живые   организмы   пресных вод;  выявлять ­ экологические   связи   в пресном водоеме;  рассказывать  ­ об обитателях   пресных вод своего региона; ­  моделировать  цепи питания в пресноводном сообществе региона; ­ пресноводное сообщество своего региона   по   данному   в учебнике плану; ­  обсуждать  способы приспособления растений и животных к жизни в воде; ­  извлекать  из   книг «Зелёные   страницы»,  характеризовать       своего 32 Растениеводство в  нашем крае. Проверочная  работа за 1  полугодие Будут знакомиться с работой  растениеводов нашего края,  будут учиться различать отрасли  растениеводства, соотносить с  ними сорта культурных растений   «Великан   на   поляне» информацию об обитателях пресноводных водоемов и  обсуждать её;  формулировать ­ выводы   по   изученному материалу; ­ достижения на уроке.   оценивать  свои   ­фиксировать ­наблюдать  объекты и явления природы;  ­определять природные   объекты   с помощью атласа­ определителя;    результаты наблюдений;  ­сравнивать  результаты  наблюдений, сделанных в различных природных сообществах. ­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее  выполнить; ­  определять  с помощью иллюстраций учебника полевые культуры из гербария; ­ различать зерна зерновых культур; ­ выявлять взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями; ­ собирать информацию в ходе экскурсий в поле, в   теплицы,  готовить   доклады  о   развитии   этих отраслей в регионе и презентовать их в классе; ­  извлекать  информацию   о   растениеводстве   в своем регионе из краеведческой литературы; ­ растениеводства в своем регионе; ­ выполнять задания из электронного приложения к учебнику; ­ работать с терминологическим словариком; ­ выводы   по   изученному  характеризовать   формулировать  развитие   отраслей 33 34 Животноводство в  нашем крае. растениеводов нашего края,  будут учиться различать отрасли  растениеводства, соотносить с  ними сорта культурных растений Проверим себя и  оценим свои  достижения по  разделу  «Родной  край – часть большой  страны». Наши  проекты. Вспомнят, как работать над проектом, будут учиться выбирать тему проект Проверят знания по разделу материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.   выявлять  взаимосвязь   развития   отраслей ­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее  выполнить; ­ животноводства в регионе с природными условиями; ­  извлекать  из   краеведческой   литературы,   СМИ   и Интернета   информацию   о   развитии   животноводства   в своем регионе,  готовить доклады  и презентовать их в классе; ­ характеризовать развитие отраслей животноводства в своем регионе; ­  рассказывать  о   работе  животноводов  на   материале экскурсий; ­  выполнять  задания   из   электронного   приложения   к учебнику; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  ­ выбирать тему проекта; ­ намечать план работы; ­ отбирать информацию в избранных   для   проекта книгах; ­  готовить  оформление доклада (слайды); ­ готовить доклад; ­  презентовать  доклад   в классе; ­ оценивать свои  достижения и достижения своих товарищей. ­выполнять  выбором ответа оценивать правильность/неправильно сть предложенных ответов адекватно оценивать  свои знания в  соответствии с  набранными баллами работы   с Страницы всемирной истории 35 Начало истории  формирование эстетических  потребностей, ценностей и  Будут знакомиться с эпохами  истории человечества, выяснять,  Регулятивные УУД: Понимать учебные задачи урока и стремиться их чувств;  развитие этических чувств,  доброжелательности и эмо­ ционально­нравственной  отзывчивости, понимания и  сопереживания чувствам  других людей; Формирование уважительного  отношения к иному мнению,  истории и культуре других  народов. человечества 36 37 Мир древности:  далекий и близкий Средние века:  время рыцарей и  замков какие свидетельства о  первобытных людях сохранились, проследят как менялась жизнь  первобытных людей Будут знакомиться с некоторыми  древними государствами,  городами, сооружениями,  осознают значение письменности,  сравнят источники по истории  первобытности и по истории  Древнего мира Будут знакомиться с миром  Средневековья: государствах,  городах, рыцарях, замках,  изобретениях. Осознают важность начала книгопечатания. Будут  сравнивать источники по истории  Древнего мира и по истории  Средневековья Составлять план решения  проблемы (задачи) совместно с  учителем. Работая по плану, сверять свои  действия с целью и, при  необходимости, исправлять  ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: Добывать новые  знания: извлекать информацию,  представленную в разных  формах (текст, таблица, схема,  иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную  информацию: сравнивать и груп пировать факты и явления;  определять причины явлений,  событий. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до  других: высказывать свою точку зрения и пытаться её  обосновать, приводя аргументы. 38 Новое время:  встреча Европы и  Америки Будут знакомиться с географическими открытиями, изобретениями, городами нового времени. Будут учиться сравнивать источники по истории Древнего мира, Средневековья, Нового времени. Покажут на глобусе части света и материки, открытые знаменитыми путешественниками выполнить; Анализировать карту расселения племён древних  славян; Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их  занятий  с природными условиями того времени; Моделировать древнеславянское жилище Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в  греки» и расширение территории государства в IX­ XIвеках Древней Руси; нашествие Батыя на Русь; Работать с терминологическим словариком;  описывать  по   фотографиям   средневековые  сопоставлять  мировые   религии,  развивать   воображение,  реконструируя   быт   и ­  понимать  учебную   задачу   урока   и   стремиться   ее выполнить; ­  сопоставлять  длительность   исторических   периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность средневековья; ­ находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; ­ достопримечательности современных городов; ­  сопоставлять  исторические   источники   по   изучению Древнего мира и Средневековья; ­ рыцарские турниры Средневековья;  выявлять  их ­ общность и различия: место и время их возникновения, особенности храмов; ­  понимать  важность изобретения книгопечатания для человечества; ­  выполнять  задания   из   электронного   приложения   к учебнику; ­  работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  ­  понимать  учебную   задачу   урока   и   стремиться   ее выполнить; ­ определять по «ленте времени» длительность периода  сопоставлять  её   с   длительностью Нового   времени, Древнего мира и Средневековья; ­ Средневековье и в Новое время; ­ географических открытий; ­ обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени; ­  выявлять  по   фотографиям   различия   в   архитектуре  сопоставлять  жизненную   философию   людей   в  прослеживать  по   карте   маршруты   Великих 39 Новейшее время:  история  продолжается  сегодня Будут знакомиться с  путешественниками., городами, открытиями, с некоторыми событиями Новейшего времени  развивать  воображение,   реконструируя   историю городов   Древнего   мира,   Средневековья   и   Нового времени; ­  обсуждать  роль великих географических открытий в истории человечества; ­  характеризовать  научные   открытия   и   технические изобретения Нового времени; ­ технических изобретений в Новое время; ­  выполнять   задания  электронного   приложения   к учебнику; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  ­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее  выполнить; ­  находить  на   «ленте   времени»   начало   Новейшего времени; ­  характеризовать  значение   исследования   Арктики   и Антарктики для развития науки;  характеризовать  ­ устройстве стран мира; ­  рассказывать  о   научных   открытиях   и   технических изобретениях XX­XXI веков; ­  выполнять  задания   из   электронного   приложения   к учебнику; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  изменения   в   политическом Страницы истории 40 Отечества Проверим себя и  оценим свои  достижения по  разделу  «Страницы  всемирной  истории». Жизнь  древних славян 41 Во времена  Древней Руси Формирование основ российской  гражданской идентичности,  чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю  России, осознание своей  этнической и национальной  принадлежности; формирование  ценностей многонационального  российского общества;  становление гуманистических и  демократических ценностных  ориентаций развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в  разных социальных ситуациях,  умения не создавать конфликтов  Проверят знания по разделу  «Страницы Всемирной истории» Будут знакомиться знакомить с  занятиями, верованиями  восточных славян, будут учиться  описывать по иллюстрации  внутренний вид дома, предметы  быта славян Будут сформированы  представления о Древней Руси,  будут учиться находить на карте  её территорию, границы, города,  столицу, осознают важность  принятия Русью христианства Регулятивные УУД: Самостоятельно  формулировать цели урока  после предварительного  обсуждения. Совместно с учителем  обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей  системе знаний:  самостоятельно предполагать,  какая информация нужна для  решения учебной задачи в один  шаг. Отбирать необходимые для  решения учебной задачи  источники информации среди  ­  понимать  учебную задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; ­  анализировать  карту   расселения   племен   древних славян; ­  выявлять  взаимосвязь   жизни   древних   славян   и   их занятий с природными условиями того времени; ­ характеризовать верования древних славян; ­ моделировать древнеславянское жилище; ­ составлять план рассказа на материале учебника; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке. ­  понимать  учебную   задачу   урока   и   стремиться   ее выполнить; ­ прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки»   и   расширение   территории   государства   в  IX­XI веках; ­  характеризовать  систему государственной власти   в и находить выходы из спорных  ситуаций; формирование установки на  безопасный, здоровый образ  жизни, наличие мотивации к  творческому труду, работе на  результат, бережному  IX­XI веках в Древней Руси; ­ отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси; ­  обсуждать  причину введения на Руси христианства и значение Крещения; ­ отражение борьбы Древней Руси с кочевниками; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.   анализировать  былину   об   Илье   Муромце   как предложенных учителем  словарей, энциклопедий,  справочников. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до  других: оформлять свои мысли  в устной и письменной речи с  учётом своих учебных и  жизненных речевых ситуаций. Формулировать и удерживать  учебную задачу; составлять  план и последовательность  действий; использовать речь  для регуляции своего действия Самостоятельно создавать  алгоритмы деятельности при  решении проблем различного  характера; передача  информации (устным,  письменным способами); классификация по заданным  критериям Проявлять активность во  взаимодействии для решения  коммуникативных и  познавательных задач;  договариваться о  распределении функций и ролей в совместной деятельности 42 Страна городов отношению к материальным и  духовным ценностям. Будут сформированы  представление о городах Древней Руси Х­Х1в. Киеве и Новгороде,  будут учиться находить их на  карте, по иллюстрациям и схемам описывать облик этих городов,  осознают  важность находок  берестяных грамот  характеризовать  ­  понимать  учебную   задачу   урока   и   стремиться   ее выполнить; ­   в   ходе   самостоятельной   работы   (в   группах) анализировать  карты   Древнего   Киева   и   Древнего Новгорода, их   местоположение, оборонительные   сооружения,   занятия   горожан,   систему правления,   находки   берестяных   грамот   в   Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке; ­  сопоставлять  на   основе   сделанных   сообщений   жизнь двух главных городов Древней Руси; ­  обсуждать  важность находок археологами берестяных грамот; ­ развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев; 43 Из книжкиной  сокровищницы  Древней Руси 44 Трудные времена  на Русской земле Будут сформированы  представления о возникновении  славянской азбуки, появлении  письменности на Руси, осознают,  что Древняя Русь была страной  высокой культуры и поймут,   какое значение имеют  древнерусские летописи для  учёных Будет сформировано  представление о военном деле на Руси, будут учиться  сравнивать по карте и  иллюстрации вооружение  воинов, осознают, какую роль  сыграли эти события в  истории России   древнерусских   книг   с ­  обсуждать,  почему   былина   о   Садко   могла   появиться только в Новгороде; ­  характеризовать  значение   летописи   об   основании Москвы как исторического источника; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  ­  понимать  учебную   задачу   урока   и   стремиться   ее выполнить; ­ обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; ­ характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; ­ выявлять роль летописей для изучения истории России; ­  характеризовать  оформление   рукописных   книг   как памятников древнерусского искусства; ­  сопоставлять  оформление   современными; ­  обсуждать  роль рукописной книги в развитии русской культуры; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  ­  понимать  учебную   задачу   урока   и   стремиться   ее выполнить; ­ прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь; ­  обсуждать  причины  поражения  Древней  Руси   в  ходе монгольского нашествия; ­  описывать  по   иллюстрациям   учебника   вооружение древнерусских и монгольских воинов; ­  рассказывать  о   монгольском   нашествии   по   плану учебника; ­ Невского со шведскими и немецкими захватчиками; ­ по иллюстрациям в учебнике  сравнивать  вооружение русских воинов и немецких рыцарей; ­  высказывать  своё отношение к личности Александра Невского; ­ работать с терминологическим словариком; ­  заполнять  «Героическую летопись России» (вкладка в рабочей тетради); ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.   находить  на   карте   места   сражений   Александра 45 Русь расправляет  крылья 46 Куликовская  битва 47 Иван III Будут сформированы  представления  о возрождении Руси, начале объединения  русских земель вокруг  Москвы,  будут учиться  описывать древнюю Москву  по иллюстрации Будут сформированы  представления о том, как Русь боролась за независимость,  будут учиться определять по  карте место Куликовской  битвы, осознают какую роль  сыграла Куликовская битва в  истории России Будут сформированы  представления о создании  независимого единого  Российского государства,  будут учиться находить на  карте его территорию и  границы, описывать изменения в облике с помощью  иллюстрации  рассказывать  о   Куликовской   битве   по  приводить  факты   возрождения   северо­восточных ­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее  выполнить; ­ земель Руси; ­  рассказывать  по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты; ­  прослеживать  по   карте   объединение   русских   земель вокруг Москвы; ­  обсуждать,  какие   личные   качества   Ивана   Калиты сыграли роль в успехе его правления; ­  выполнять  задания   из   электронного   приложения   к учебнику; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  ­  понимать  учебную задачу  урока и стремиться  ее выполнить; ­  прослеживать  по   карте  передвижения  русских  и ордынских войск; ­ составлять план рассказа о Куликовской битве; ­ составленному плану; ­ моделировать ход Куликовской битвы; ­  отмечать  на   «ленте   времени»   дату   Куликовской битвы; ­  обсуждать,  почему  была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского; ­ рассказывать о поединках богатырей; ­ «Героическая летопись России»; ­  осознавать  роль   Куликовской   битвы   в   истории России; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  ­  понимать  учебную задачу  урока и стремиться  ее выполнить; ­ рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды; ­ описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы; ­ обсуждать значение освобождения от монгольского ига; ­ выполнять задания из электронного приложения к учебнику; ­ «Героическая летопись России»; ­  отмечать  на «ленте времени» даты освобождения от   монгольского   ига,   венчания   Ивана   Грозного   на вкладыш   к   рабочей   тетради  заполнять  вкладыш   к   рабочей   тетради  заполнять 48 Мастера  печатных  дел 49 Патриоты России 50 Петр Великий Будут сформированы  представления о начале книгопечатания в России, о русских учебниках 17 в., будут учиться сравнивать современные и старопечатные книги, осознают, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание Будут сформированы  представления о борьбе народа за независимость в начале 17 в.,  патриотическом движении,  освобождении Москвы от  захватчиков, осознают роль этого  события в истории России Будут сформированы  представление о  преобразованиях Петра 1,  будут учиться находить на  карте и описывать облик  новой столицы России –  Санкт­Петербурга, будут  учиться составлять рассказ о  выдающемся человеке (по   группам)  рассказывать   развивать   воображение,  «обучая   грамоте»  обсуждать   сопоставлять  современные   и   первопечатные царство; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  ­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее  выполнить; ­ обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; ­   на   основе   самостоятельного   изучения   материала учебника   о первопечатнике   Иване   Федорове   и   издании   первых русских учебников; ­ учебники по иллюстрациям; ­ работать с терминологическим словариком; ­ учеников XVII века; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  ­  понимать  учебную задачу  урока и стремиться  ее выполнить; ­ значение   организации   народного ополчения   и   освобождения   Москвы   от   польской интервенции; ­  отмечать  на   «ленте   времени»   год   освобождение Москвы; ­ «Героическая летопись России»; ­ выполнять задания из электронного приложения к учебнику; ­ работать с терминологическим словариком; ­ рассказывать об этом событии от имени участника ополчения; ­  осознавать роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  ­  понимать  учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­  рассказывать  о   реформах   Петра  I  на   основе материала учебника;  извлекать  из   дополнительной   литературы   и ­ Интернета   информацию   о   Петре  I,   которой   нет   в учебнике; ­ Петербурга; ­ прозвание «Великий»;  обсуждать,  заслуженно   ли   Петр  I  получил  заполнять  приложение   к   рабочей   тетради  описывать  достопримечательности   Санкт­ 51 Михаил  Васильевич  Ломоносов Проверочная  работа за 3  четверть 52 Екатерина  Великая Будут сформированы  представления о великом русском учёном М.В.Ломоносове, познакомятся с кабинетом учёного по фотографии Будут сформированы  представления об  императрице Екатерине  Второй, познакомятся с  выдающимися людьми России  – А.В.Суворовым и  Ф.Ф.Ушаковым Отечественная  война 1812 года 53 54 Будут сформированы представления о борьбе с иностранными захватчиками в 1812 году, осознают почему план   сценария   о   жизни ­ отмечать на «ленте времени» год основания Санкт­ Петербурга, год, когда Россия стала империей; ­ прослеживать по карте приобретения Петра I; ­  высказывать  свое   отношение   к   личности   Петра Великого; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  ­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее  выполнить; ­ составлять план рассказа о М.В.Ломоносове;  составлять  ­ М.В.Ломоносова; ­  прослеживать  по  карте путь М.В.Ломоносова  из Холмогор в Москву; ­ обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры; ­  отмечать  на   «ленте   времени»   дату   основания Московского университета; ­  извлекать  из Интернета сведения о современном МГУ им. М.В.Ломоносова; ­  высказывать  свое   отношение   к   личности   М.В. Ломоносова; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­  обсуждать,   заслуженно   ли   Екатерина   Вторая получила прозвание «Великой»; ­ описывать достопримечательности Петербурга; ­  сравнивать  положение  разных  слоев российского общества; ­  рассказывать  по учебнику о крестьянской войне Е.И. Пугачева; ­ государства; ­ рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове; ­  извлекать  из   Интернета   сведения   о   Петербурге, Москве, других городах России в XVIII веке; ­  понимать  учебную задачу  урока и стремиться  ее выполнить; ­ выполнять задания из электронного приложения к учебнику; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  ­  понимать  учебную   задачу   урока   и   стремиться   ее выполнить; ­   на   основе   самостоятельной   работы   по   учебнику рассказывать о Бородинском сражении;  прослеживать  по   карте   рост   территории война 1812 года называется Отечественной и её значение в истории России Будут сформированы представления об освобождении крестьян, познакомятся с обликом Москвы и Санкт­Петербурга второй половины 19 века, Будут учиться находить территорию страны, границу, столицу, сведения о развитии экономики. Будут сформированы представления о последнем российском императоре, участии России в Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях 1917 г., гражданской войне Страницы  истории XIX века 55 Россия вступает в XX век 56 Страницы  истории 20–30­х  Будут сформированы представления о жизни нашей  заполнять  приложение   к   рабочей   тетради ­ отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года; ­ «Героическая летопись России»; ­  обсуждать,  почему   война   1812   года   называется Отечественной; ­  обсуждать,  почему   после   Отечественной   войны 1812   года   был   воздвигнут   на   Красной   площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому; ­  извлекать  из   Интернета   сведения   о   биографиях героев   Отечественной   войны   1812   года,    готовить доклады, презентовать их в классе; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  ­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее  выполнить; ­   в   ходе   самостоятельной   работы   (по   группам)   над темами   «Декабристы»,   «Освобождение   крестьян», «Петербург   и   Москва»  изучать  текст   учебника, выполнять  задания   из   рабочей   тетради   и  готовить электронного   приложения   к   учебнику, сообщения и презентовать их на уроке; ­ работать с историческими картами; ­ находить на карте Трассибирскую магистраль; ­ сопоставлять исторические источники;  извлекать  из   дополнительной   краеведческой ­ литературы   сведения   о   технических   новшествах, появившихся в XIX веке в регионе; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  ­  понимать  учебную   задачу   урока   и   стремиться   ее выполнить; ­  отмечать  на   «ленте   времени»   начало   Первой мировой   войны,   февральской   и   октябрьской революции; ­  составлять  план   рассказа   о   событиях   начала   ХХ века и рассказывать о них по плану; ­  интервьюировать  взрослых   членов   семьи   о   том, какую роль сыграли революция и Гражданская война в судьбе семьи; ­ развивать воображение, составляя интервью от лица журналиста начала ХХ века у ученого, каким он видит ХХ век; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  ­  понимать  учебную   задачу   урока   и   стремиться   ее выполнить; годов страны в 1920­1930 гг., будут учиться находить на карте территорию, столицу СССР, а также союзных республик 57 Великая война и  Великая Победа Будут сформированы  представление о ВОВ и  Великой Победе, будут  учиться собирать  исторические свидетельства­  рассказы ветеранов 58 Страна,  открывшая путь в космос Будут сформированы  представления о послевоенной истории страны, успехах  науки и техники, освоении  космоса  встречаться   составлять  план   рассказа   о   ходе   Великой  сравнивать  тексты   гимнов   дореволюционной ­  знакомиться  по   карте   СССР   с   административно­ территориальным строением страны; ­ сравнивать герб России и СССР по иллюстрациям в рабочей   тетради   и   в   электронном   пособии, знакомиться с символикой герба СССР; ­ России, СССР и Российской Федерации; ­   в   ходе   экскурсии   по   городу  выяснять,  какие названия   возникли   при   Советской   власти   и   какие реалии они отражают; ­  знакомиться  по   фотографиям   в   Интернете   с обликом довоенных станций метро (для москвичей – в ходе экскурсии); ­  прослушивать  в   записях   (Интернет)   песни   30­х годов; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  ­  понимать  учебную   задачу   урока   и   стремиться   ее выполнить; ­ Отечественной войны, рассказывать о ней по плану; ­  обсуждать,  в   чем   значение   Победы   в   Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира; ­ интервьюировать их; ­  прослушивать  в   записи   песню   «Вставай,   страна огромная» и другие песни времен войны; ­  делиться  впечатлениями   от   фотографий   военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы; ­ выяснять в краеведческом музее, какой вклад внес город (село) в Победу; ­  собирать материал  о мероприятиях празднования 65­летия Победы в родном городе (селе), в регионе; ­ интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году; ­ готовить праздник ко Дню Победы; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  ­  понимать  учебную задачу  урока и  стремиться  ее выполнить; ­ из   дополнительной   литературы, Интернета   информацию   об   освоении   космоса   (для учащихся   Москвы   –   из   экскурсии   в   музей космонавтики); ­ интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года;  извлекать  с   ветеранами   войны, ­ прослушивать в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина; ­  знакомиться  с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему; ­  интервьюировать  старших  членов  своей   семьи   о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны,   о   проблемах   страны   и   семьи,  отбирать  в семейном   архиве   необходимые   фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе; ­ работать с электронным пособием; ­ работать с терминологическим словариком; ­ формулировать выводы по изученному материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке. ­выполнять работы с выбором ответа оценивать  предложенных ответов адекватно оценивать свои знания в соответствии с  набранными баллами правильность/неправильность Проверят знания по разделу Граждансткая идентичность в  форме сознания «Я» как  гражданин России,чувства  сопричастности и гордости за  свою Родину, народ и  историю; гуманистическое  сознание формирование  целостного, социально  ориентированного взгляда на  мир в его органичном  единстве и разнообразии при­ роды, народов, культур и  религий;  формирование уважительного отношения к иному мнению,  истории и культуре других  народов; Будут сформированы  представления о Конституции  РФ, правах человека и правах  ребёнка, продолжат работу с  картой России Будут сформированы  представления о правах и  обязанностях гражданина, о  главе нашего государства, о  Федеральном собрании и  правительстве России представления об истории  государственных символов  России, осознают важность  уважительного отношения к  символам государстваБудут  Регулятивные УУД: Совместно с учителем  обнаруживать и  формулировать учебную  проблему. Составлять план решения  проблемы (задачи)  совместно с учителем. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и г руппировать факты и  явления; определять  причины явлений, событий.  Использовать знаково­ символические средства при работе с картой; поиск и  выделение необходимой  Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; Находить на политико­административной карте  РФ края, области, республики, автономные  области, города федерального значения; Анализировать закреплённые в Конвенции права  ребёнка; Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; Различать права и обязанности гражданина,  устанавливать их взаимосвязь; Президента, Федерального Собрания и  Правительства; Работать с терминологическим словариком; Следить за государственными делами по  программам новостей ТВ и печатным средствам  массовой информации;  Формулировать выводы из изученного  59 Проверим себя и  оценим свои  Проверят знания  по разделу  достижения по  разделу Страницы истории  Отечества» Проверочная  работа по теме Современная Россия Основной закон  России и права  человека 60 61 Мы­ граждане  России 62 Славные символы России сформированы  информации из различных  источников; Перерабатывать полученную информацию: делать  выводы на основе  обобщения знаний. Коммуникативные УУД: Слушать других, пытаться  принимать другую точку  зрения, быть готовым  изменить свою точку зрения. 63 Такие разные  праздники Будут сформированы  представления о главных  праздниках России, их  истории, об отличии друг от  друга  различать  материала, отвечать на вопросы и оценивать  достижения на уроке.  знакомиться   формулировать  выводы   по   изученному ­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; с   особенностями   герба ­ Российской   Федерации,   его   историей, символикой, отличать герб РФ от гербов других государств; ­  знакомиться  с   флагом   Победы,  знать  его историю; ­  выучить  текст   гимна   РФ,  знать,  в   каких случаях   он   исполняется   и   правила   его исполнения,  знакомиться  с   историей   гимнов России,  отличать    гимн РФ от гимнов других государств; ­ обсуждать, зачем государству нужны символы; ­ моделировать символы своего класса, семьи; ­ материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.  ­  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; ­ праздники   государственные, профессиональные,   церковные,   национальные, территориальные, семейные;  составлять  календарь   профессиональных ­ праздников   в   соответствии   с   профессиями родителей; ­  прослушивать  в   записи   песни,   посвященные полету Юрия Гагарина; ­ космонавта А.Леонова на космическую тему; ­ интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать  в   семейном   архиве   необходимые фотографии, и презентовать его в классе; ­ работать с терминологическим словариком; ­ материалу; ­ оценивать свои достижения на уроке.   формулировать  выводы   по   изученному  готовить   сообщение   знакомиться  с   репродукциями   картин 64 65 66 Путешествие по  России Путешествие по  России Путешествие по  России Будет сформировано  представление о том,  насколько велика наша стран,  познакомятся с народами,  населяющими Россию и их  обычаями 67 Наши проекты Вспомнят, как работать над проектом, будут учиться выбирать тему проекта   источников    подбирать  ­ составлять группу по интересам, распределять обязанности; материал   из ­ различных в соответствии   с   инструкцией   в учебнике; ­ составлять план и текст доклада;  подбирать  и  изготавливать ­ иллюстративный материал (слайды); ­ презентовать проект; ­  оценивать  свои   достижения   и достижения товарищей.     составлять  группу   по   интересам, ­ распределять обязанности; ­ подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; ­ составлять план и текст доклада; ­  подбирать  и  изготавливать  иллюстративный материал (слайды); ­ презентовать проект; ­  оценивать  свои   достижения   и   достижения товарищей.  68  Проверим себя и  оценим свои  достижения по  разделу  «Современная  Россия» Проверочная  работа Проверят знания по разделу ­выполнять работы с выбором ответа оценивать  предложенных ответов адекватно оценивать свои знания в  соответствии с набранными баллами правильность/неправильность

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс

Календарно -тематическое планирование 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2018