Календарно-тематическое планирование предначначено для учителей начальной школы работающих по УМК " Школа России" В календарно-тематическом планировании подробно описана деятельность обучающихся. Плешаков А.А. Окружающий мир (1-4кл) - Москва « Просвещение»,2017г.Планируемые результаты: личностные,метапредметные,предметные соответствуют примерной программе по окружающему миру. Указаны темы и разделы программы.
Тематическое планирование по Окружающему миру 4 класс.docx
Календарнотематическое планирование
№
Название
раздела,темы
Планируемые результаты
Деятельностьучащихся
Дата
Личностные
Предметные
Метапредметные
Земля и
человечество
Мир глазами
астронома.
Планеты
Солнечной
системы.
1
2
формирование основ
российской гражданской
идентичности, чувства
гордости за свою Родину,
российский народ и историю
России, осознание своей
этнической и национальной
принадлежности;
формирование ценностей
многонационального
российского общества;
становление
гуманистических и
демократических
ценностных ориентации;
Воспитание бережного
отношения к природе, к
малой Родине, уважения к
человеку, умения оценивать
богатство внутреннего мира
человека
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем
обнаруживать и
формулировать учебную
проблему.
Составлять план решения
проблемы (задачи)
совместно с учителем.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную
информацию: сравнивать и г
руппировать факты и
явления; определять
причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную
информацию: делать
выводы на основе
обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
Слушать других, пытаться
принимать другую точку
зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения.
Будут знакомиться с наукой,
изучающей Вселенную,
астрономией; будут учиться
рассказывать о мире с точки
зрения астронома,
изготавливать модель
Солнечной системы
Будут знакомиться с
планетами Солнечной
системы, будут учиться
объяснять причины смены дня
и ночи, времён года
Знакомиться с учебником и учебными
пособиями по «Окружающему миру» для 4
класса;
Понимать учебные задачи урока и стремиться
их выполнить;
Рассказывать о мире с точки зрения астронома,
географа, историка, эколога;
Работать в паре: изучать по схеме строение
Солнечной системы, перечислять планеты в
правильной последовательности, моделировать
строение Солнечной системы;
Извлекать из текста цифровые данные,
выписывать их в рабочую тетрадь;
Работать со взрослыми: находить в
дополнительной литературе, Интернете научные
сведения;
Формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на вопросы и оценивать
достижения на уроке.
характеризовать
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
анализировать готовые схемы вращения
Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;
особенности самой
маленькой и самой большой планет Солнечной
системы;
отличать планеты и их спутники;
моделировать движение Земли вокруг Солнца
и вокруг своей оси;
устанавливать связи между движением Земли
вокруг своей оси и сменой дня и ночи и
движением вокруг Солнца и сменой времен года;
наблюдать Луну невооруженным глазом и с
помощью бинокля (телескопа); 3
Звездное небо –
Великая книга
Природы.
Практическая
работа
Будут знакомиться с новыми
созвездиями и звёздами.
Будут учиться наблюдать
звёздное небо
Будут знакомиться с новой с
4
Мир глазами
географа
Будут знакомиться с новой с
наукой географией Будут
учиться рассказывать о мире с
точки зрения географа
5
Мир глазами
историка.
Будут знакомится с наукой
история. Будут учиться
рассказывать о мире с точки
зрения историка, приводить
понимать учебную задачу урока и
определять направление на север по
находить условные значки на карте
задания электронного
пользуясь
извлекать из дополнительной литературы и
Интернета информацию об исследованиях
астрономов и готовить сообщения;
формулировать выводы по изученному
материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
стремиться ее выполнить;
находить в небе и на карте звездного неба
атласаопределителя изучаемые объекты;
моделировать изучаемые созвездия;
Полярной звезде;
выполнять
приложения к учебнику,
персональным компьютером;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы по изученному
материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее
выполнить;
сравнивать глобус и карту полушарий;
полушарий;
обсуждать значение глобуса и карт в жизни
человечества;
составлять рассказ о географических
объектах с помощью глобуса и карты
полушарий;
извлекать информацию о географических
объектах из дополнительных источников и
Интернета и готовить сообщения о них;
работать с терминологическим словариком;
материалу;
оценивать свои достижения и достижения
товарищей на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
составлять рассказы о мире с точки зрения
историка;
формулировать выводы по изученному 6
7
Когда и где?
Практическая
работа
Мир глазами
эколога.
примеры исторических
источников
Будут знакомиться с
исторической картой, и
узнают как ведётся счёт лет в
истории. Будут учиться
соотносить дату
исторического события с
веком, находить место
события на «ленте времени»,
читать историческую карту
Будут знакомиться с
действиями человечества по
защите своей планеты. Будут
учиться рассказывать о мире с
точки зрения эколога,
анализировать экологические
проблемы и предлагать
способы их решения
Будут знакомиться со
Всемирным наследием и
международной Красной
книгой. Будут учиться
приводить примеры объектов
Всемирного наследия и
животных из международной
Красной книги
роль
характеризовать
исторических
источников для понимания событий прошлого;
обсуждать роль бытовых предметов для
понимания событий прошлого;
посещать краеведческий музей и готовить
рассказ на основании его экспонатов о
прошлом своего региона, города (села);
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы по изученному
материалу;
оценивать свои достижения и достижения
товарищей на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
определять по «ленте времени» век, в
котором происходили упоминавшиеся ранее
исторические события;
обсуждать сроки начала года в разных
летосчислениях;
формулировать выводы по изученному
материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться
её выполнить;
характеризовать современные экологические
проблемы;
экологических проблем;
извлекать из Интернета сведения о способах
решения
экологических проблем и
экологических организациях в России,
готовить сообщения;
рассказывать о мире с точки зрения эколога;
формулировать выводы по изученному
материалу;
оценивать свои достижения и достижения
товарищей на уроке.
свои меры по решению
предлагать 8
Сокровища Земли
под охраной
человечества.
9
10
Сокровища Земли
под охраной
человечества.
Проверим себя и
оценим свои
достижения по
разделу «Земля и
человечество»
Природа
России
Равнины и горы
России
Проверят знания по разделу
«Земля и человечество
Будут повторять и закреплять
пройденный материал
Формирование целостного,
социально ориентированного
взгляда на мир в его
органичном единстве и
разнообразии природы;
развитие самостоятельности
и личной ответственности за
свои поступки; воспитывать
бережное отношение к
природе
.
Будут знакомиться с
основными формами земной
поверхности. Будут учиться
находить и показывать на
карте главнейшие равнины и
горы нашей страны
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем
обнаруживать и
формулировать учебную
проблему.
Составлять план решения
проблемы (задачи)
совместно с учителем.
Познавательные УУД:
Преобразовывать
различать
объекты природного и
понимать учебную задачу урока и стараться
ее
выполнить;
рассказывать о причинах появления списка
Всемирного наследия;
культурного Всемирного наследия;
определять по карте мира расположение
наиболее значимых объектов Всемирного
наследия;
определять
объекты природного и
культурного Всемирного наследия по
фотографиям;
извлекать из дополнительной литературы и
Интернета информацию об объектах
Всемирного наследия и животных из
Международной Красной Книги и готовить
сообщения о них;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы по изученному
материалу;
оценивать свои достижения и достижения
товарищей на уроке.
выполнять работы с выбором ответа
оценивать
предложенных ответов
адекватно оценивать свои знания в
соответствии с набранными баллами
правильность/неправильность
находить на физической карте России
понимать учебные задачи раздела и данного
урока и стараться их выполнить;
изучаемые географические объекты;
различать холмистые, плоские равнины и
плоскогорья;
характеризовать формы рельефа России;
извлекать из дополнительной литературы и
изучаемых
Интернета
готовить
географических
об
объектах,
сведения сформированность
уважительного отношения к
России, родному краю, своей
семье, истории, культуре,
природе нашей страны, её
современной жизни;
.
сообщения;
выполнять на персональном компьютере
задания из электронного приложения к
учебнику;
работать с терминологическим словариком;
материалу;
оценивать свои достижения на уроке и
достижения товарищей.
формулировать выводы по изученному
информацию из одной
формы в
другую: составлять простой
план учебнонаучного
текста.
Преобразовывать
информацию из одной
формы в
другую: представлять
информацию в виде текста,
таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до
других: высказывать свою
точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя
аргументы
11
Моря, озера и реки
России
Будут знакомиться с морями,
которые омывают берега
России, какие озёра и реки
нашей страны самые крупные.
Будут учиться находить и
показывать их на карте
12
Природные зоны
России
Будут знакомиться с
природными зонами России,
картой природных зон. Будут
учиться объяснять, почему
происходит смена природных
зон
характеризовать особенности изучаемых
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
работать в паре: находить и показывать на
физической карте России изучаемые моря,
озера, реки, рассказывать о них по карте;;
различать моря и озера;
водных объектов;
извлекать из Интернета сведения о
загрязнении воды в морях, реках и озерах и о
мерах борьбы с загрязнениями;
готовить сочинения на тему урока;
материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
различать физическую карту России и карту
природных зон;
находить на карте природные зоны России и
характеризовать их;
между
освещенностью Солнцем поверхности Земли и
широтным расположением природных зон;
работать со схемой освещенности Земли
формулировать выводы по изученному
устанавливать взаимосвязь 13
Зона арктических
пустынь.
Будут знакомиться с
природой Арктической
пустыни. Будут учиться
давать характеристику этой
зоны по плану
понимать учебную задачу урока и
формулировать выводы по изученному
солнечными лучами;
различать широтную и высотную поясность;
находить на карте природных зон зоны
высотной поясности;
материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
стремиться ее выполнить;
находить на карте природных зон зону
арктических пустынь;
устанавливать взаимосвязь природных
особенностей зоны арктических пустынь и ее
освещенностью солнечными лучами;
характеризовать природные особенности
Арктики и приспособление флоры и фауны к
этим условиям;
арктических пустынь;
извлекать из дополнительной литературы и
Интернета сведения о животном мире
Арктики, готовить сообщения;
прослеживать цепи питания в Арктике;
о влиянии освоения
природных богатств в зоне тундры и
возникших вследствие этого экологических
проблемах, о природоохранных мероприятиях
и заповедниках;
формулировать выводы по изученному
материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
выявлять экологические связи в зоне
рассказывать 14
Тундра.
Будут знакомиться с
природой и экологическими
проблемами зоны тундры.
Будут учиться давать
характеристику этой зоны по
плану
работать
со схемой освещенности
выявлять взаимосвязь
рассказывать
понимать учебную задачу урока и
выявлять экологические связи в зоне
стремиться ее
выполнить;
находить на карте природных зон зону
тундры;
поверхности Земли солнечными лучами;
природных
особенностей зоны тундры с освещенностью ее
поверхности солнечными лучами;
характеризовать природные особенности
зоны тундры, её флору и фауну, занятия
местного населения;
тундры;
извлекать из дополнительной литературы
(книги «Зелёные страницы», энциклопедий) и
Интернета информацию о растениях и
животных тундры, готовить сообщения;
характеризовать зону тундры по плану;
тундры;
о влиянии освоения
природных богатств в зоне тундры и
возникших вследствие этого экологических
проблемах, о природоохранных мероприятиях
и заповедниках;
формулировать выводы по изученному
материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
моделировать природные особенности 15
Леса России.
16
Лес и человек.
Будут знакомиться с ролью
леса в
природе и жизни людей, с
экологическими проблемами и
охраной природы в лесной
зоне. Будут учиться
правильно вести себя в лесу
понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить;
находить на карте природных зон зону тайги,
смешанных и широколиственных лесов;
устанавливать взаимосвязь особенностей
лесных зон с освещенностью, количеством
осадков и строением почвы;
опознавать с помощью гербария и атласа
определителя «От земли до неба» растения
зоны лесов;
по тексту учебника и иллюстрации
характеризовать животный мир зоны лесов,
выявлять экологические связи;
моделировать цепи питания в зоне тайги;
сопоставлять природу тундры и лесных зон;
извлекать из Интернета информацию о
растениях и животных лесной зоны, готовить
сообщения;
формулировать выводы по изученному
материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее
выполнить;
с помощью схемы и текста учебника
раскрывать роль леса в природе и жизни
людей;
обсуждать экологические проблемы леса,
предлагать меры по его охране;
обсуждать правила поведения в лесу по
материалам книги «Великан на поляне»;
извлекать из дополнительной литературы и
Интернета сообщения о животных из Красной
книги России, готовить сообщения;
виртуальную экскурсию с
помощью Интернета в национальный парк
«Лосиный остров», обсуждать экологические
проекты этого парка;
характеризовать лесные природные зоны по
плану;
формулировать выводы по изученному
материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
совершать Зона степей.
17
Будут знакомиться с
природой и экологическими
проблемами зоны степей.
Будут учиться давать
характеристику зоны по
плану.
опознавать
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
находить на карте природных зон зону
степей;
устанавливать взаимосвязь особенностей
степной зоны с освещенностью, количеством
осадков и характером почвы;
с помощью гербария,
иллюстраций учебника и атласаопределителя
«От земли до неба» растения зоны степей;
характеризовать животный мир зоны степей,
выявлять экологические связи;
сравнивать природу зоны степей с природой
лесов и тундры;
извлекать из дополнительной литературы и
Интернета информацию о растениях и
животных степей, готовить сообщения;
виртуальные экскурсии с
помощью Интернета в степные заповедники,
обсуждать экологические проекты ученых в
этих заповедниках;
характеризовать зону степей по плану;
формулировать выводы по изученному
материалу;
оценивать свои достижения на уроке и
достижения товарищей.
совершать 18
Пустыни.
Будут знакомиться с
природой
и экологическими
проблемами зоны пустынь.
Будут учиться давать
характеристику зоны по
плану.
19
У Черного моря.
Будут знакомиться с
природой и экологическими
проблемами Черноморского
побережья Кавказа. Будут
учиться правильно вести
себя у моря
опознавать
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее
выполнить;
находить на карте природных зон зону
полупустынь;
устанавливать взаимосвязь освещенности,
количества осадков и состава почв с
образованием полупустынь и пустынь;
с помощью гербария,
иллюстраций учебника и атласаопределителя
«От земли до неба» растения зоны степей;
характеризовать животный мир зоны степей,
выявлять экологические связи;
сравнивать природу зоны степей с природой
лесов и тундры;
извлекать из дополнительной литературы и
Интернета информацию о растениях и
животных степей, готовить сообщения;
совершать виртуальные экскурсии с помощью
Интернета в степные заповедники, обсуждать
экологические проекты ученых в этих
заповедниках;
характеризовать зону степей по плану;
материалу;
оценивать свои достижения на уроке и
достижения товарищей.
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
находить на карте природных зон зону
субтропиков;
устанавливать взаимосвязь субтропической
флоры и фауны с освещенностью, количеством
осадков и плодородием почвы;
по гербарию, иллюстрациям учебника и
атласуопределителю «От земли до неба»
опознавать растения субтропиков;
знакомиться с животным миром зоны
Черноморского побережья Кавказа и морскими
устанавливать экологические
животными,
связи;
моделировать цепи питания;
анализировать экологические проблемы зоны;
формулировать выводы по изученному 20
21
22
23
Проверим себя и
оценим свои
достижения по
разделу «Природа
России».
Проверочная
работа
Родной край –
часть большой
страны
Наш край.
Практическая
работа
Поверхность
нашего края.
Поверхность
нашего края.
(Экскурсия)
Проверят знания по разделу
принятие и освоение
социальной роли
обучающегося, развитие
мотивов учебной
деятельности и
формирование личностного
смысла учения;
развитие самостоятельности
и личной ответственности за
свои поступки, в том числе в
информационной
деятельности, на основе
представлений о
нравственных нормах,
социальной справедливости
и свободе;
Будут знакомиться с
политикоадминистративной
картой России. Будут учиться
находить и показывать свой
край на карте, давать краткую
характеристику своего края
по плану
Будут знакомиться с формами
земной поверхности родного
края, с влиянием
деятельности людей на
земную поверхность. Будут
учиться ответственному
отношению к природе
Регулятивные
УУД:
Работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при
необходимости, исправлять
ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную
информацию: сравнивать и г
руппировать факты и
явления; определять
причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную
информацию: делать
выводы на основе
обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
совершать виртуальные экскурсии на курорты
Черноморского побережья Кавказа, в сочинский
Дендрарий и Национальный парк «Сочинский» с
помощью Интернета;
обсуждать рассказ «В пещере» из книги
«Великан на поляне»;
работать с терминологическим словариком;
характеризовать зону субтропиков по плану;
формулировать выводы по изученному
материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
выполнять работы с выбором ответа
оценивать
предложенных ответов
адекватно оценивать свои знания в
соответствии с набранными баллами
правильность/неправильность
Понимать учебные задачи урока и стремиться
их выполнить;
Работать в паре: знакомиться с политико
административной картой России, находить на
политико–административной карте России свой
регион, знакомиться с картой своего региона,
рассказывать о ней о родном крае;
Характеризовать родной край по
предложенному в учебнике плану;
Оценивать свои достижения на уроке.
Понимать учебные
задачи урока и
стремиться их
выполнить;
Описывать по своим
наблюдениям формы
земной поверхности
родного края,
находить на карте
региона основные
формы земной
поверхности, крупные Доносить свою позицию до
других: оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи с учётом
своих учебных и жизненных
речевых ситуаций.
овраги и балки,
извлекать из
краеведческой
литературы
необходимую
информацию о
поверхности родного
края
обсуждать меры по
охране поверхности
своего края
изготавливать макет
знакомого участка
поверхности родного
края
работать со
взрослыми:
(интервьюировать)
взрослых о формах
поверхности рядом с
городом (селом), о
наличии оврагов и
истории их
возникновения;
формулировать
выводы из изученного
материала, отвечать на
итоговые вопросы и
оценивать свои
достижения на уроке
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
рассказывать о значении водных богатств в
жизни людей;
составлять список водных объектов (рек, озер,
морей, прудов) своего региона;
описывать одну из рек по данному в учебнике
плану;
составлять план описания озера (пруда);
моделировать наиболее знакомый водный
объект;
выявлять источники загрязнения близлежащих
водоемов;
обсуждать материалы рассказа
24
Водные богатства
нашего края
Практическая
работа
Будут знакомиться с водными
богатствами родного края, с
их значением в жизни
человека, их охраной, Будут
учиться описывать водные
объекты своего края по плану 25
Наши подземные
богатства.
Практическая
работа
Будут знакомиться с
важнейшими полезными
ископаемыми своего края, с
их охраной, будут учиться
различать и описывать
полезные ископаемые своего
края
формулировать выводы по изученному
«Бутылочная почта» из книги «Великан на
поляне»;
интервьюировать взрослых о водоохранных
мероприятиях в городе (селе);
материалу;
оценивать свои достижения на уроке
понимать учебную задачу урока и стремиться ее
выполнить;
находить на карте природных значки тех
полезных ископаемых, которыми он обладает;
работая в группах определять название
полезного ископаемого, образец которого выдан
учителем;
извлекать из учебника
работая в группах,
сведения о выданном образце полезного
ископаемого,
его описание по
данному в учебнике плану, готовить сообщения и
представлять их классу;
полезные ископаемые имеются в регионе;
извлекать из краеведческой литературы
сведения о предприятиях региона по переработке
полезных ископаемых;
обсуждать материалы рассказа «И камень
достоин уважения» из книги «Великан на поляне»;
интервьюировать взрослых членов семьи о том,
используются ли в домашнем хозяйстве какие
либо полезные ископаемые или продукты их
переработки;
материалу;
оценивать свои достижения на уроке и
достижения товарищей
выяснять в краеведческом музее, какие
составлять
формулировать
выводы по изученному 26
Землякормилица.
Будут знакомиться с
разнообразием почв,
почвами родного края,
охраной почв. Будут учиться
ответственному отношению к
природе
27
28
Экскурсия в лес и
на луг
Жизнь леса.
Будут знакомиться с
понятием лес и организмами ,
составляющими природное
сообщество леса, будут
учиться давать
характеристику лесного
сообщества по плану
выполнять
формулировать
выводы по изученному
задания из электронного
извлекать из краеведческой литературы
понимать учебную
и
ее
понимать учебную задачу урока и стремиться ее
выполнить;
различать виды почв на иллюстрациях учебника
и образцах;
информацию о типах почв своего региона;
моделировать тип почв своего региона;
готовить доклад о значении почвы для жизни на
земле;
приложения к учебнику;
обсуждать материалы рассказа «Дороже
жемчуга и злата – под ногами» из книги «Великан
на поляне»;
извлекать из краеведческой литературы
информацию о почвоохранных мероприятиях в
регионе;
материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
задачу урока
стремиться
выполнить;
с
помощью
атласа
определителя растения
смешанного леса в
гербарии;
рассказывать, какие
растения,
животные,
грибы встречаются в
лесах региона;
моделировать цепи
питания, характерные
для
лесного
сообщества региона;
характеризовать
лесное
сообщество
региона по данному в
учебнике плану;
иллюстрациям
учебнике
определять
опознавать
по
в с
к
работать
представителей
лесного сообщества;
обсуждать материалы
рассказов о лесе из
книги «Великан на
поляне»;
выполнять задания из
электронного
приложения
учебнику;
выявлять нарушения
экологического
равновесия в лесном
сообществе по вине
предлагать
человека,
пути
решения
экологических
проблем;
терминологическим
словариком;
формулировать
выводы по изученному
материалу;
оценивать свои
достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее
выполнить;
определять с помощью атласаопределителя
«От земли до неба» растения луга из гербария;
определять животных луга на иллюстрации
учебника;
выявлять экологические связи на лугу;
рассказывать по своим наблюдениям о
растениях, животных и грибах на лугах своего
региона;
моделировать цепи питания на лугу;
сравнивать природные особенности леса и луга;
характеризовать луговое сообщество по
данному в учебнике плану;
правильного и
неправильного поведения человека на лугу,
выявлять нарушения экологического равновесия
предлагать пути решения
по вине человека,
приводить примеры
29
Жизнь луга.
Будут знакомиться с
природным сообществом луга,
сравнить луг и лес, будут
учиться правильно вести себя
на лугу
Формирование чувства
гордости за свою Родину, за
свой край . осознание
целостности окружающего
мира, освоение основ
экологической грамотности,
элементарных правил
нравственного поведения в
мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего
поведения в природной и
социальной среде;
Регулятивные УУД:
Формулировать и
удерживать учебную задачу;
составлять план и
последовательность
действий, вносить
необходимые дополнения и
изменения в план и способ
действия
Самостоятельно выделять и
формулировать
познавательную цель,
осознанно и произвольно
строить сообщения в устной
и письменной форме, в том
числе творческого и
исследовательского 30
31
Жизнь в пресных
водах
Экскурсия к
водоему
Будут знакомиться с
природным сообществом
пресных вод, будут учиться
бережно относиться к водным
растениям
характера Познавательные
УУД:
Отбирать необходимые для
решения учебной задачи
источники информации
среди предложенных
учителем словарей,
энциклопедий,
справочников.
Коммуникативные УУД:
Проявлять активность во
взаимодействии для
решения коммуникативных
и познавательных задач,
определять общую цель и
пути её достижения
опознавать
опознавать
по
формулировать
понимать учебную
и
ее
экологических проблем;
обсуждать материалы рассказа «Горит трава» из
книги «Великан на поляне»;
составлять памятку «Как вести себя на лугу»;
выводы по изученному
материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
задачу урока
стремиться
выполнить;
с
атласа
помощью
определителя
«От
земли до неба»
растения
пресного
водоема;
иллюстрациям
учебника
живые
организмы пресных
вод;
выявлять
экологические связи в
пресном водоеме;
рассказывать
об
обитателях пресных
вод своего региона;
моделировать цепи
питания
в
пресноводном
сообществе
региона;
пресноводное
сообщество
своего
региона по данному в
учебнике плану;
обсуждать способы
приспособления
растений и животных к
жизни в воде;
извлекать из книг
«Зелёные страницы»,
характеризовать
своего 32
Растениеводство в
нашем крае.
Проверочная
работа за 1
полугодие
Будут знакомиться с работой
растениеводов нашего края,
будут учиться различать отрасли
растениеводства, соотносить с
ними сорта культурных растений
«Великан на поляне»
информацию
об
обитателях
пресноводных
водоемов и обсуждать
её;
формулировать
выводы по изученному
материалу;
достижения на уроке.
оценивать
свои
фиксировать
наблюдать объекты и
явления природы;
определять
природные объекты с
помощью
атласа
определителя;
результаты
наблюдений;
сравнивать
результаты
наблюдений, сделанных
в различных природных
сообществах.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее
выполнить;
определять с помощью иллюстраций учебника
полевые культуры из гербария;
различать зерна зерновых культур;
выявлять взаимосвязь развития растениеводства
в регионе с природными условиями;
собирать информацию в ходе экскурсий в поле,
в теплицы, готовить доклады о развитии этих
отраслей в регионе и презентовать их в классе;
извлекать информацию о растениеводстве в
своем регионе из краеведческой литературы;
растениеводства в своем регионе;
выполнять задания из электронного приложения
к учебнику;
работать с терминологическим словариком;
выводы по изученному
характеризовать
формулировать
развитие
отраслей 33
34
Животноводство в
нашем крае.
растениеводов нашего края,
будут учиться различать отрасли
растениеводства, соотносить с
ними сорта культурных растений
Проверим себя и
оценим свои
достижения по
разделу «Родной
край – часть большой
страны». Наши
проекты.
Вспомнят, как работать над
проектом, будут учиться
выбирать тему проект
Проверят знания по разделу
материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
выявлять
взаимосвязь развития отраслей
понимать учебную задачу урока и стремиться ее
выполнить;
животноводства в регионе с природными условиями;
извлекать из краеведческой литературы, СМИ и
Интернета информацию о развитии животноводства в
своем регионе, готовить доклады и презентовать их в
классе;
характеризовать развитие отраслей животноводства в
своем регионе;
рассказывать о работе животноводов на материале
экскурсий;
выполнять задания из электронного приложения к
учебнику;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы по изученному материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
выбирать тему проекта;
намечать план работы;
отбирать информацию в
избранных для проекта
книгах;
готовить оформление
доклада (слайды);
готовить доклад;
презентовать доклад в
классе;
оценивать свои
достижения и достижения
своих товарищей.
выполнять
выбором ответа
оценивать
правильность/неправильно
сть предложенных ответов
адекватно оценивать
свои знания в
соответствии с
набранными баллами
работы с
Страницы
всемирной истории
35
Начало истории
формирование эстетических
потребностей, ценностей и
Будут знакомиться с эпохами
истории человечества, выяснять,
Регулятивные УУД:
Понимать учебные задачи урока и стремиться их чувств;
развитие этических чувств,
доброжелательности и эмо
циональнонравственной
отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам
других людей;
Формирование уважительного
отношения к иному мнению,
истории и культуре других
народов.
человечества
36
37
Мир древности:
далекий и близкий
Средние века:
время рыцарей и
замков
какие свидетельства о
первобытных людях сохранились,
проследят как менялась жизнь
первобытных людей
Будут знакомиться с некоторыми
древними государствами,
городами, сооружениями,
осознают значение письменности,
сравнят источники по истории
первобытности и по истории
Древнего мира
Будут знакомиться с миром
Средневековья: государствах,
городах, рыцарях, замках,
изобретениях. Осознают важность
начала книгопечатания. Будут
сравнивать источники по истории
Древнего мира и по истории
Средневековья
Составлять план решения
проблемы (задачи) совместно с
учителем.
Работая по плану, сверять свои
действия с целью и, при
необходимости, исправлять
ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Добывать новые
знания: извлекать информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную
информацию: сравнивать и груп
пировать факты и явления;
определять причины явлений,
событий.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до
других: высказывать свою точку
зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы.
38
Новое время:
встреча Европы и
Америки
Будут знакомиться с
географическими открытиями,
изобретениями, городами нового
времени. Будут учиться
сравнивать источники по истории
Древнего мира, Средневековья,
Нового времени. Покажут на
глобусе части света и материки,
открытые знаменитыми
путешественниками
выполнить;
Анализировать карту расселения племён древних
славян;
Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их
занятий с природными условиями того времени;
Моделировать древнеславянское жилище
Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в
греки» и расширение территории государства в IX
XIвеках Древней Руси; нашествие Батыя на Русь;
Работать с терминологическим словариком;
описывать
по фотографиям средневековые
сопоставлять мировые религии,
развивать воображение, реконструируя быт и
понимать учебную задачу урока и стремиться ее
выполнить;
сопоставлять длительность исторических периодов
Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте
времени» длительность средневековья;
находить на карте местоположение крупных городов,
возникших в Средневековье;
достопримечательности современных городов;
сопоставлять исторические источники по изучению
Древнего мира и Средневековья;
рыцарские турниры Средневековья;
выявлять их
общность и различия: место и время их возникновения,
особенности храмов;
понимать важность изобретения книгопечатания для
человечества;
выполнять задания из электронного приложения к
учебнику;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы по изученному материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее
выполнить;
определять по «ленте времени» длительность периода
сопоставлять её с длительностью
Нового времени,
Древнего мира и Средневековья;
Средневековье и в Новое время;
географических открытий;
обсуждать методы изучения истории Древнего мира и
Нового времени;
выявлять по фотографиям различия в архитектуре
сопоставлять жизненную философию людей в
прослеживать
по карте маршруты Великих 39
Новейшее время:
история
продолжается
сегодня
Будут знакомиться с
путешественниками., городами,
открытиями, с некоторыми
событиями Новейшего времени
развивать воображение, реконструируя историю
городов Древнего мира, Средневековья и Нового
времени;
обсуждать роль великих географических открытий в
истории человечества;
характеризовать научные открытия и технические
изобретения Нового времени;
технических изобретений в Новое время;
выполнять задания электронного приложения к
учебнику;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы по изученному материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее
выполнить;
находить на «ленте времени» начало Новейшего
времени;
характеризовать значение исследования Арктики и
Антарктики для развития науки;
характеризовать
устройстве стран мира;
рассказывать о научных открытиях и технических
изобретениях XXXXI веков;
выполнять задания из электронного приложения к
учебнику;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы по изученному материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
изменения в политическом
Страницы истории
40
Отечества
Проверим себя и
оценим свои
достижения по
разделу
«Страницы
всемирной
истории». Жизнь
древних славян
41
Во времена
Древней Руси
Формирование основ российской
гражданской идентичности,
чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю
России, осознание своей
этнической и национальной
принадлежности; формирование
ценностей многонационального
российского общества;
становление гуманистических и
демократических ценностных
ориентаций
развитие навыков сотрудничества
со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов
Проверят знания по разделу
«Страницы Всемирной истории»
Будут знакомиться знакомить с
занятиями, верованиями
восточных славян, будут учиться
описывать по иллюстрации
внутренний вид дома, предметы
быта славян
Будут сформированы
представления о Древней Руси,
будут учиться находить на карте
её территорию, границы, города,
столицу, осознают важность
принятия Русью христианства
Регулятивные УУД:
Самостоятельно
формулировать цели урока
после предварительного
обсуждения.
Совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей
системе знаний:
самостоятельно предполагать,
какая информация нужна для
решения учебной задачи в один
шаг.
Отбирать необходимые для
решения учебной задачи
источники информации среди
понимать учебную задачи раздела и данного урока и
стремиться их выполнить;
анализировать карту расселения племен древних
славян;
выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их
занятий с природными условиями того времени;
характеризовать верования древних славян;
моделировать древнеславянское жилище;
составлять план рассказа на материале учебника;
формулировать выводы по изученному материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее
выполнить;
прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в
греки» и расширение территории государства в IXXI
веках;
характеризовать систему государственной власти в и находить выходы из спорных
ситуаций;
формирование установки на
безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на
результат, бережному
IXXI веках в Древней Руси;
отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси;
обсуждать причину введения на Руси христианства и
значение Крещения;
отражение борьбы Древней Руси с кочевниками;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы по изученному материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
анализировать былину об Илье Муромце как
предложенных учителем
словарей, энциклопедий,
справочников.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли
в устной и письменной речи с
учётом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций.
Формулировать и удерживать
учебную задачу; составлять
план и последовательность
действий; использовать речь
для регуляции своего действия
Самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности при
решении проблем различного
характера; передача
информации (устным,
письменным способами);
классификация по заданным
критериям
Проявлять активность во
взаимодействии для решения
коммуникативных и
познавательных задач;
договариваться о
распределении функций и ролей
в совместной деятельности
42
Страна городов
отношению к материальным и
духовным ценностям.
Будут сформированы
представление о городах Древней
Руси ХХ1в. Киеве и Новгороде,
будут учиться находить их на
карте, по иллюстрациям и схемам
описывать облик этих городов,
осознают важность находок
берестяных грамот
характеризовать
понимать учебную задачу урока и стремиться ее
выполнить;
в ходе самостоятельной работы (в группах)
анализировать карты Древнего Киева и Древнего
Новгорода,
их местоположение,
оборонительные сооружения, занятия горожан, систему
правления, находки берестяных грамот в Новгороде,
готовить сообщения, презентовать их на уроке;
сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь
двух главных городов Древней Руси;
обсуждать важность находок археологами берестяных
грамот;
развивать воображение, реконструируя жизнь древних
новгородцев; 43
Из книжкиной
сокровищницы
Древней Руси
44
Трудные времена
на Русской земле
Будут сформированы
представления о возникновении
славянской азбуки, появлении
письменности на Руси, осознают,
что Древняя Русь была страной
высокой культуры и поймут,
какое значение имеют
древнерусские летописи для
учёных
Будет сформировано
представление о военном деле
на Руси, будут учиться
сравнивать по карте и
иллюстрации вооружение
воинов, осознают, какую роль
сыграли эти события в
истории России
древнерусских книг с
обсуждать, почему былина о Садко могла появиться
только в Новгороде;
характеризовать значение летописи об основании
Москвы как исторического источника;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы по изученному материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее
выполнить;
обсуждать роль создания славянской письменности для
распространения культуры в Древней Руси;
характеризовать состояние грамотности на Руси после
создания славянской азбуки;
выявлять роль летописей для изучения истории России;
характеризовать оформление рукописных книг как
памятников древнерусского искусства;
сопоставлять оформление
современными;
обсуждать роль рукописной книги в развитии русской
культуры;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы по изученному материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее
выполнить;
прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь;
обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе
монгольского нашествия;
описывать по иллюстрациям учебника вооружение
древнерусских и монгольских воинов;
рассказывать о монгольском нашествии по плану
учебника;
Невского со шведскими и немецкими захватчиками;
по иллюстрациям в учебнике сравнивать вооружение
русских воинов и немецких рыцарей;
высказывать своё отношение к личности Александра
Невского;
работать с терминологическим словариком;
заполнять «Героическую летопись России» (вкладка в
рабочей тетради);
формулировать выводы по изученному материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
находить на карте места сражений Александра 45
Русь расправляет
крылья
46
Куликовская
битва
47
Иван III
Будут сформированы
представления о возрождении
Руси, начале объединения
русских земель вокруг
Москвы, будут учиться
описывать древнюю Москву
по иллюстрации
Будут сформированы
представления о том, как Русь
боролась за независимость,
будут учиться определять по
карте место Куликовской
битвы, осознают какую роль
сыграла Куликовская битва в
истории России
Будут сформированы
представления о создании
независимого единого
Российского государства,
будут учиться находить на
карте его территорию и
границы, описывать изменения
в облике с помощью
иллюстрации
рассказывать
о Куликовской битве по
приводить факты возрождения северовосточных
понимать учебную задачу урока и стремиться ее
выполнить;
земель Руси;
рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве
Ивана Калиты;
прослеживать по карте объединение русских земель
вокруг Москвы;
обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты
сыграли роль в успехе его правления;
выполнять задания из электронного приложения к
учебнику;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы по изученному материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее
выполнить;
прослеживать по карте передвижения русских и
ордынских войск;
составлять план рассказа о Куликовской битве;
составленному плану;
моделировать ход Куликовской битвы;
отмечать на «ленте времени» дату Куликовской
битвы;
обсуждать, почему была так важна для Дмитрия
Донского поддержка Сергия Радонежского;
рассказывать о поединках богатырей;
«Героическая летопись России»;
осознавать роль Куликовской битвы в истории
России;
формулировать выводы по изученному материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее
выполнить;
рассказывать об изменении политики в отношении
Золотой Орды;
описывать по иллюстрациям в учебнике изменения
в облике Москвы;
обсуждать значение освобождения от монгольского
ига;
выполнять задания из электронного приложения к
учебнику;
«Героическая летопись России»;
отмечать на «ленте времени» даты освобождения
от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на
вкладыш к рабочей тетради
заполнять
вкладыш к рабочей тетради
заполнять 48
Мастера
печатных
дел
49
Патриоты России
50
Петр Великий
Будут сформированы
представления о начале
книгопечатания в России, о
русских учебниках 17 в.,
будут учиться сравнивать
современные и старопечатные
книги, осознают, какую роль в
развитии культуры России
сыграло книгопечатание
Будут сформированы
представления о борьбе народа за
независимость в начале 17 в.,
патриотическом движении,
освобождении Москвы от
захватчиков, осознают роль этого
события в истории России
Будут сформированы
представление о
преобразованиях Петра 1,
будут учиться находить на
карте и описывать облик
новой столицы России –
СанктПетербурга, будут
учиться составлять рассказ о
выдающемся человеке
(по группам)
рассказывать
развивать воображение, «обучая грамоте»
обсуждать
сопоставлять современные и первопечатные
царство;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы по изученному материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее
выполнить;
обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на
развитие просвещения и культуры в России;
на основе самостоятельного изучения материала
учебника
о
первопечатнике Иване Федорове и издании первых
русских учебников;
учебники по иллюстрациям;
работать с терминологическим словариком;
учеников XVII века;
формулировать выводы по изученному материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее
выполнить;
значение организации народного
ополчения и освобождения Москвы от польской
интервенции;
отмечать на «ленте времени» год освобождение
Москвы;
«Героическая летопись России»;
выполнять задания из электронного приложения к
учебнику;
работать с терминологическим словариком;
рассказывать об этом событии от имени участника
ополчения;
осознавать роль борьбы за независимость в начале
XVI века в истории России;
формулировать выводы по изученному материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее
выполнить;
рассказывать о реформах Петра I на основе
материала учебника;
извлекать из дополнительной литературы и
Интернета информацию о Петре I, которой нет в
учебнике;
Петербурга;
прозвание «Великий»;
обсуждать, заслуженно ли Петр I получил
заполнять приложение к рабочей тетради
описывать
достопримечательности Санкт 51
Михаил
Васильевич
Ломоносов
Проверочная
работа за 3
четверть
52
Екатерина
Великая
Будут сформированы
представления о великом
русском учёном
М.В.Ломоносове,
познакомятся с кабинетом
учёного по фотографии
Будут сформированы
представления об
императрице Екатерине
Второй, познакомятся с
выдающимися людьми России
– А.В.Суворовым и
Ф.Ф.Ушаковым
Отечественная
война 1812 года
53
54
Будут сформированы
представления о борьбе с
иностранными захватчиками в
1812 году, осознают почему
план сценария о жизни
отмечать на «ленте времени» год основания Санкт
Петербурга, год, когда Россия стала империей;
прослеживать по карте приобретения Петра I;
высказывать свое отношение к личности Петра
Великого;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы по изученному материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее
выполнить;
составлять план рассказа о М.В.Ломоносове;
составлять
М.В.Ломоносова;
прослеживать по карте путь М.В.Ломоносова из
Холмогор в Москву;
обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в
развитии науки и культуры;
отмечать на «ленте времени» дату основания
Московского университета;
извлекать из Интернета сведения о современном
МГУ им. М.В.Ломоносова;
высказывать свое отношение к личности М.В.
Ломоносова;
формулировать выводы по изученному материалу;
обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая
получила прозвание «Великой»;
описывать достопримечательности Петербурга;
сравнивать положение разных слоев российского
общества;
рассказывать по учебнику о крестьянской войне
Е.И. Пугачева;
государства;
рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В.
Суворове;
извлекать из Интернета сведения о Петербурге,
Москве, других городах России в XVIII веке;
понимать учебную задачу урока и стремиться ее
выполнить;
выполнять задания из электронного приложения к
учебнику;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы по изученному материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее
выполнить;
на основе самостоятельной работы по учебнику
рассказывать о Бородинском сражении;
прослеживать по карте рост территории война 1812 года называется
Отечественной и её значение в
истории России
Будут сформированы
представления об
освобождении крестьян,
познакомятся с обликом
Москвы и СанктПетербурга
второй половины 19 века,
Будут учиться находить
территорию страны, границу,
столицу, сведения о развитии
экономики.
Будут сформированы
представления о последнем
российском императоре,
участии России в Первой
мировой войне, Февральской и
Октябрьской революциях
1917 г., гражданской войне
Страницы
истории XIX века
55
Россия вступает в
XX век
56
Страницы
истории 20–30х
Будут сформированы
представления о жизни нашей
заполнять приложение к рабочей тетради
отмечать на «ленте времени» Отечественную войну
1812 года;
«Героическая летопись России»;
обсуждать, почему война 1812 года называется
Отечественной;
обсуждать, почему после Отечественной войны
1812 года был воздвигнут на Красной площади
памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому;
извлекать из Интернета сведения о биографиях
героев Отечественной войны 1812 года, готовить
доклады, презентовать их в классе;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы по изученному материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее
выполнить;
в ходе самостоятельной работы (по группам) над
темами «Декабристы», «Освобождение крестьян»,
«Петербург и Москва» изучать текст учебника,
выполнять
задания из рабочей тетради и
готовить
электронного приложения к учебнику,
сообщения и презентовать их на уроке;
работать с историческими картами;
находить на карте Трассибирскую магистраль;
сопоставлять исторические источники;
извлекать из дополнительной краеведческой
литературы сведения о технических новшествах,
появившихся в XIX веке в регионе;
формулировать выводы по изученному материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее
выполнить;
отмечать на «ленте времени» начало Первой
мировой войны,
февральской и октябрьской
революции;
составлять план рассказа о событиях начала ХХ
века и рассказывать о них по плану;
интервьюировать взрослых членов семьи о том,
какую роль сыграли революция и Гражданская война в
судьбе семьи;
развивать воображение, составляя интервью от лица
журналиста начала ХХ века у ученого, каким он видит
ХХ век;
формулировать выводы по изученному материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее
выполнить; годов
страны в 19201930 гг., будут
учиться находить на карте
территорию, столицу СССР, а
также союзных республик
57
Великая война и
Великая Победа
Будут сформированы
представление о ВОВ и
Великой Победе, будут
учиться собирать
исторические свидетельства
рассказы ветеранов
58
Страна,
открывшая путь в
космос
Будут сформированы
представления о послевоенной
истории страны, успехах
науки и техники, освоении
космоса
встречаться
составлять план рассказа о ходе Великой
сравнивать тексты гимнов дореволюционной
знакомиться по карте СССР с административно
территориальным строением страны;
сравнивать герб России и СССР по иллюстрациям в
рабочей тетради и в электронном пособии,
знакомиться с символикой герба СССР;
России, СССР и Российской Федерации;
в ходе экскурсии по городу выяснять, какие
названия возникли при Советской власти и какие
реалии они отражают;
знакомиться по фотографиям в Интернете с
обликом довоенных станций метро (для москвичей – в
ходе экскурсии);
прослушивать в записях (Интернет) песни 30х
годов;
формулировать выводы по изученному материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее
выполнить;
Отечественной войны, рассказывать о ней по плану;
обсуждать, в чем значение Победы в Великой
Отечественной войне для нашей страны и всего мира;
интервьюировать их;
прослушивать в записи песню «Вставай, страна
огромная» и другие песни времен войны;
делиться впечатлениями от фотографий военных
лет и от картин на тему войны и Парада Победы;
выяснять в краеведческом музее, какой вклад внес
город (село) в Победу;
собирать материал о мероприятиях празднования
65летия Победы в родном городе (селе), в регионе;
интервьюировать старших членов семьи об участии
их в войне, как они встретили День Победы в 1945
году;
готовить праздник ко Дню Победы;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы по изученному материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее
выполнить;
из дополнительной литературы,
Интернета информацию об освоении космоса (для
учащихся Москвы – из экскурсии в музей
космонавтики);
интервьюировать старших членов семьи о том, как
они запомнили день 12 апреля 1961 года;
извлекать
с
ветеранами
войны, прослушивать в записи песни, посвященные полету
Юрия Гагарина;
знакомиться с репродукциями картин космонавта
А.Леонова на космическую тему;
интервьюировать старших членов своей семьи о
послевоенной истории страны и их участии в развитии
страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в
семейном архиве необходимые фотографии,
готовить сообщение и презентовать его в классе;
работать с электронным пособием;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы по изученному материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
выполнять работы с выбором ответа
оценивать
предложенных ответов
адекватно оценивать свои знания в соответствии с
набранными баллами
правильность/неправильность
Проверят знания по разделу
Граждансткая идентичность в
форме сознания «Я» как
гражданин России,чувства
сопричастности и гордости за
свою Родину, народ и
историю; гуманистическое
сознание формирование
целостного, социально
ориентированного взгляда на
мир в его органичном
единстве и разнообразии при
роды, народов, культур и
религий;
формирование уважительного
отношения к иному мнению,
истории и культуре других
народов;
Будут сформированы
представления о Конституции
РФ, правах человека и правах
ребёнка, продолжат работу с
картой России
Будут сформированы
представления о правах и
обязанностях гражданина, о
главе нашего государства, о
Федеральном собрании и
правительстве России
представления об истории
государственных символов
России, осознают важность
уважительного отношения к
символам государстваБудут
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем
обнаруживать и
формулировать учебную
проблему.
Составлять план решения
проблемы (задачи)
совместно с учителем.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную
информацию: сравнивать и г
руппировать факты и
явления; определять
причины явлений, событий.
Использовать знаково
символические средства при
работе с картой; поиск и
выделение необходимой
Понимать учебные задачи урока и стремиться их
выполнить;
Находить на политикоадминистративной карте
РФ края, области, республики, автономные
области, города федерального значения;
Анализировать закреплённые в Конвенции права
ребёнка;
Понимать учебные задачи урока и стремиться их
выполнить;
Различать права и обязанности гражданина,
устанавливать их взаимосвязь;
Президента, Федерального Собрания и
Правительства;
Работать с терминологическим словариком;
Следить за государственными делами по
программам новостей ТВ и печатным средствам
массовой информации;
Формулировать выводы из изученного
59
Проверим себя и
оценим свои
Проверят знания
по разделу
достижения по
разделу Страницы
истории
Отечества»
Проверочная
работа по теме
Современная
Россия
Основной закон
России и права
человека
60
61
Мы граждане
России 62
Славные символы
России
сформированы
информации из различных
источников;
Перерабатывать полученную
информацию: делать
выводы на основе
обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
Слушать других, пытаться
принимать другую точку
зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения.
63
Такие разные
праздники
Будут сформированы
представления о главных
праздниках России, их
истории, об отличии друг от
друга
различать
материала, отвечать на вопросы и оценивать
достижения на уроке.
знакомиться
формулировать выводы по изученному
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
с особенностями герба
Российской Федерации,
его историей,
символикой, отличать герб РФ от гербов других
государств;
знакомиться с флагом Победы, знать его
историю;
выучить текст гимна РФ, знать, в каких
случаях он исполняется и правила его
исполнения, знакомиться с историей гимнов
России, отличать гимн РФ от гимнов других
государств;
обсуждать, зачем государству нужны символы;
моделировать символы своего класса, семьи;
материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
понимать учебную задачу урока и стремиться
ее выполнить;
праздники государственные,
профессиональные, церковные, национальные,
территориальные, семейные;
составлять календарь профессиональных
праздников в соответствии с профессиями
родителей;
прослушивать в записи песни, посвященные
полету Юрия Гагарина;
космонавта А.Леонова на космическую тему;
интервьюировать старших членов своей семьи
о послевоенной истории страны и их участии в
развитии страны, о проблемах страны и семьи,
отбирать в семейном архиве необходимые
фотографии,
и
презентовать его в классе;
работать с терминологическим словариком;
материалу;
оценивать свои достижения на уроке.
формулировать выводы по изученному
готовить
сообщение
знакомиться
с репродукциями картин 64
65
66
Путешествие по
России
Путешествие по
России
Путешествие по
России
Будет сформировано
представление о том,
насколько велика наша стран,
познакомятся с народами,
населяющими Россию и их
обычаями
67
Наши проекты
Вспомнят, как работать над
проектом, будут учиться
выбирать тему проекта
источников
подбирать
составлять группу по интересам,
распределять обязанности;
материал из
различных
в
соответствии с инструкцией в
учебнике;
составлять план и текст доклада;
подбирать и изготавливать
иллюстративный
материал
(слайды);
презентовать проект;
оценивать свои достижения и
достижения товарищей.
составлять
группу по интересам,
распределять обязанности;
подбирать материал из различных источников
в соответствии с инструкцией в учебнике;
составлять план и текст доклада;
подбирать и изготавливать иллюстративный
материал (слайды);
презентовать проект;
оценивать свои достижения и достижения
товарищей.
68
Проверим себя и
оценим свои
достижения по
разделу
«Современная
Россия»
Проверочная
работа
Проверят знания по разделу
выполнять работы с выбором ответа
оценивать
предложенных ответов
адекватно оценивать свои знания в
соответствии с набранными баллами
правильность/неправильность
Календарно -тематическое планирование 4 класс
Календарно -тематическое планирование 4 класс
Календарно -тематическое планирование 4 класс
Календарно -тематическое планирование 4 класс
Календарно -тематическое планирование 4 класс
Календарно -тематическое планирование 4 класс
Календарно -тематическое планирование 4 класс
Календарно -тематическое планирование 4 класс
Календарно -тематическое планирование 4 класс
Календарно -тематическое планирование 4 класс
Календарно -тематическое планирование 4 класс
Календарно -тематическое планирование 4 класс
Календарно -тематическое планирование 4 класс
Календарно -тематическое планирование 4 класс
Календарно -тематическое планирование 4 класс
Календарно -тематическое планирование 4 класс
Календарно -тематическое планирование 4 класс
Календарно -тематическое планирование 4 класс
Календарно -тематическое планирование 4 класс
Календарно -тематическое планирование 4 класс
Календарно -тематическое планирование 4 класс
Календарно -тематическое планирование 4 класс
Календарно -тематическое планирование 4 класс
Календарно -тематическое планирование 4 класс
Календарно -тематическое планирование 4 класс
Календарно -тематическое планирование 4 класс
Календарно -тематическое планирование 4 класс
Календарно -тематическое планирование 4 класс
Календарно -тематическое планирование 4 класс
Календарно -тематическое планирование 4 класс
Календарно -тематическое планирование 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.