Календарно - тематическое планирование и рабочая программа по информатике 3 класс , Н.В. Матвеева
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
информатика
3 кл
20.01.2017
Пояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 3 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе:
• Закон «Об образовании»
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден приказом Министер¬ства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
• Авторской программы Н.В.Матвеевой «Информатика» для начальных классов
Согласно действующему в школе учебному плану, календарно-тематический план предусматривает в 3 классе обучение в объеме 1 часа в неделю, 34 часа в год по учебнику Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуровой. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. В данной программе будет использоваться УМК: Учебник «Информатика», 3 класс, рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 3 класс
Методическое пособие для учителя «Обучение информатике в третьем классе»
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2009 г.
Цели изучения предмета
• Формирование общих представлений школьников об ин¬формационной картине мира, об информации и информацион¬ных процессах как элементах реальной действительности.
• Знакомство с базовой системой понятий ин¬форматики.
• Приобретение опыта создания и преобразования текстов, рисунков, схем, графов и графиков различно¬го вида, информационных объектов, моделей и т.д. с помощью компьютера.
• Развитие умения строить простейшие информацион¬ные модели и использовать их при решении учебных и практи¬ческих задач, в том числе при изучении других школьных пред¬метов.
• Формирование умения создавать с помощью компьютера простейшие тексты и рисунки.
• Формирование и развитие умений использовать электрон¬ные пособия, конструкторы, тренажеры в учеб¬ном процессе.
• Формирование и развитие умений использовать компью¬тер при тестировании, организации развивающих игр и эста¬фет, поиске информации в электронных справочниках и энцик¬лопедиях и т. д.
• Обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования.
• Воспитание способностей школьника к адаптации в быстро меняющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
Задачами курса являются:
• Развитие коммуникативных умений и элементов информационной культуры, в основе которой лежат умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу в процессе выполнения учебных задач).
• Формирование основополагающих понятий информатики, таких как «действие с информацией», «объект», «свойства объекта», «действия объекта», «элементный состав объекта», «характеристика объекта», «отношение объектов», «информационный объект» и др.
• Формирование умения описывать объекты реальной действительности с использованием понятий и терминов информатики.
• Развитие умения представлять информацию об объектах в разных видах и формах: в виде чисел, текста, рисунков.
• Закрепление умения организовывать текстовые, графические и иные данные разными способами (в виде списков, таблиц, схем).
• Развитие навыков использования информации и знаний при решении различных информационных задач.
• Формирование навыков использования компьютерной техники и современных информационных и коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач.
Общая характеристика курса «Информатика» в третьем классе.
Непрерывность обучения информатики со второго класса – это необходимый шаг в развитии общего образования. Уже во втором классе начальной школы необходимо донести до детей понимание того, что в жизни современного человека как никогда раньше велика роль информации, закодированной текстом или иным способом, которая может хранится в закодированном виде в памяти компьютера или на других материальных носителях. Текст (текстовые данные), любое изображение (графические данные) могут обрабатываться компьютером. А это означает, что компьютер есть не что иное, как универсальный инструмент по обработке данных.
Содержание курса информатики в начальной школе определено стандартом базового курса информатики для основной школы.
Изучение информатики в третьем классе позволит детям:
1. Получить и уточнить предварительные представления о значении некоторых важных терминов информатики на основе активизации их личного опыта информационной деятельности, получить первичные представления об информационной картине мира;
2. Научиться видеть определенные объекты информатики (например, источники информации и данных, приемники информации и данных и др.) в разных жизненных ситуациях;
3. Приводить примеры использования информации в жизни человека, прежде всего из собственного опыта и собственной жизни;
4. Активно использовать термины информатики в устной и письменной речи, то есть научиться применять язык информатики на практике;
5. Научиться использовать компьютер на уровне начального пользователя, а именно: правильно сидеть за компьютером, включать и выключать его, понимать смысл и значение экранных объектов (меню, виртуальных кнопок, курсора и пр.), запускать нужные программы, пользоваться мышью для управления экранными объектами, набирать тексты с клавиатуры и т.д.
Каждый урок информатики в начальной школе должен состоять из нескольких видов деятельности ученика:
• теоретической работы с текстом учебника, иллюстрациями;
• ответов на вопросы;
• выполнение заданий в рабочей тетради традиционными способами;
• компьютерного практикума, то есть выполнения аналогичных заданий другими способами деятельности, то есть с помощью компьютера;
• обсуждения выполняемых действий, то есть рефлексии (что мы делали, зачем и как), что позволит сделать информационную деятельность осознанной.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, изучение предмета «Информатика» предполагается в 3 классе за счет школьного компонента. Предусматривается, что непрерывный курс информатики должен состоять из трех концентров: пропедевтического, базового и профильного. В нашей школе информатика преподается с 3 класса.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
• Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы со¬вести и вероисповедания, национально-культурного многооб¬разия России и мира.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и вос¬питания личности, залог преемственности культурно-ценност¬ных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Традиционные российские религии и межконфессиональ¬ный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо¬ровье физическое, психическое, духовно - и социально-нрав¬ственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отно¬шении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнеде¬ятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человечески стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий,
• Международное сотрудничество как основа мира на Земле
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосер¬дия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Планируемые результаты изучения информатики
Программа курса информатики для начальной школы разработана в соответствии с требованиями начального общего образования и нацелена на обеспечение реализации трёх групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
личностные результаты достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель-ученик»:
• готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию
• ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции
• социальные компетенции
• личностные качества
метапредметные результаты достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время:
освоение универсальных учебных действий:
• 2.1) познавательных
• 2.2) регулятивных
• 2.3) коммуникативных
• 2.4) овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)
предметные результаты достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время.
В результате изучения данного курса информатики в третьем классе школьники должны
понимать:
• какую роль играет информация в жизни человека и для чего он совершает различные действия с ин¬формацией;
• что объектом может быть любой предмет, живое существо, событие, явление, процесс;
• что информационные объекты служат для описа¬ния других объектов;
• что компьютер работает с информацией благодаря наличию программ;
• что файл содержит закодированные текстовые, числовые, графические и звуковые данные;
знать:
• основные действия с информацией: сбор, представле¬ние, кодирование, хранение, обработку и передачу;
• что каждый объект имеет имя и характеристику (совокупность свойств);
• что информационные объекты связаны смыслом с объектами, которые они описывают;
• что компьютер может работать с разными инфор¬мационными объектами;
• что компьютер может накапливать, хранить, пере¬давать и обрабатывать информацию;
• что данные – это закодированная информация, хранящаяся в памяти компьютера в виде файла;
• что файл – это информационный объект, который имеет имя и характеристики (дату и время созда¬ния, объем);
• что файл – это электронный документ;
уметь:
• представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунков, чисел;
• выполнять элементарные преобразования инфор¬мации в виде таблиц, списков и схем;
• работать с текстами и изображениями, используя текстовый и графический редактор, производить несложные вычисления с помощью программного калькулятора;
• осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных;
• использовать оглавления, указатели, каталоги, справочники, книги, записные книжки и компью¬терные источники, в том числе Интернет для поис¬ка информации;
• создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;
• находить нужную программу на Рабочем столе компьютера и запускать ее на исполнение;
• управлять экранными объектами с помощью мыши.
Методика обучения информатике в начальной школе подразумевает реализацию принципа «от активности учителя в процессе обучения – к активности учащегося». В соответствии с этим принципом разработано содержание компонентов УМК. Оно ориентировано на управление познавательной деятельностью учащихся, при этом дидактический акцент смещается от преподавания к учению. УМК в составе своих компонентов обеспечивает необходимое разнообразие, полноту и достаточность средств для саморегуляции учебной деятельности учащихся. Переход от репродуктивного усвоения знаний к сознательному, формирование опыта самоорганизации познавательной деятельности, культуры работы с информацией, постепенное формирование навыков самообразования. Принцип реализуется поэтапно по мере развития школьника от класса к классу.
Содержание курса информатики и информацион¬ных и коммуникационных технологий для 3 клас¬са
Содержание курса строится на основе трех основных идей:
1. элементарного изложения содержания школьной инфор¬матики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере;
2. разделения в представлении школьника реальной и вирту¬альной действительности, если под виртуальной действительно¬стью понимать, например, понятия, мышление и компьютер¬ные модели;
3. формирования и развития умения целенаправленно и осоз¬нанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т. д., т.е. описы¬вать объекты реальной и виртуальной действительности в раз¬личных видах и формах на различных носителях информации.
Человек и информация.
Человек и информация. Источник и приёмник информации. Искусственные и естественные источники информации. Носители информации. Что мы знаем о компьютере.
Действия с информацией
Немного истории о действиях с информацией. Сбор информации. Представление информации. Кодирование информации. Декодирование информации. Хранение информации. Обработка информации.
Объект и его характеристика
Объект. Имя объекта. Свойства объекта. Общие и отличительные свойства. Существенные свойства и принятие решения. Элементный состав объекта. Действия объекта. Отношения между объектами.
Информационный объект и компьютер
Информационный объект и смысл. Документ как информационный объект. Электронный документ и файл. Текст и текстовый редактор. Изображение и графический редактор. Схема и карта. Число и программный калькулятор. Таблица и электронные таблицы.
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год). Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ – 4;
практических работ (работа с ЭОР) – на каждом уроке.
№ п/п Тема Кол-во часов Контроль
1. Повторение: информация, человек и компьютер. 8 Контрольная работа №1
2. Действия с информацией 9 Контрольная работа №2
3. Объект и его характеристика 9 Контрольная работа №3
4. Информационный объект и компьютер 7 Контрольная работа №4
ВСЕГО 33 + резерв 1 час = 34ч.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса в начальной школе
Материально-техническое обеспечение информационной образовательной среды для реализации обучения информатики и активного использования полученных знаний и приобретенных навыков при изучении других дисциплин – это:
• компьютерный класс с необходимым количеством ПК;
• презентационное оборудование;
• интерактивная доска;
• выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети интернет – только для учителя, для учащихся – все приготовлено учителем;
• ресурс к УМК на сайте Единой коллекции ЦОР www.school-collection.edu.ru;
• сетевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учащихся при обучении информатике на компакт-дисках;
• цифровые зоны: компьютерной графики (цифровой фотоаппарат на класс), коммуникационная (веб-камера, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР www.school-collection.edu.ru), клавиатурного письма.
В состав УМК по информатике входят:
1. Информатика: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч.1/ Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова и др.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2. Информатика: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч.2/ Н.В.Матвеева, Е.Н Челак, Н.К.Конопатова и др.–М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
3. Информатика: рабочая тетрадь для 3 класса: в 2 ч. Ч.1/Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова -М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
4. Информатика: рабочая тетрадь для 3 класса: в 2 ч. Ч.2/Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова .–М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
5. Информатика: контрольные работы для 3 класса / Н.В. Матвеева, Е.Н Челак, Н. К. Конопатова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
6. Информатика: Программы для начальной школы: 2 – 4 классы / Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Календарно-тематическое планирование «ИНФОРМАТИКА» 3 класс
Н.В. Матвеева (1*34 = 34ч.)
№ п/п Дата по плану Дата факт Тема урока Основные понятия Компьютерный практикум Материальное обеспечение урока Планируемые результаты Направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся Кол-во часов
Универсальные учебные действия
I. Повторение: информация, человек и компьютер. (8 часов)
1. Человек и информация. Техника безопасности при работе на компьютере С помощью чего человек получает информацию, какая бывает информация Электронное приложение (ЭП) УМЕТЬ учебник, РТ №1, ПК, элек. метод. пособие (ЭМП), письменные принадлежности Л: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
П: Смысловое чтение;
Р: Установление причинно-следственных связей. Творческий рисунок 1
2. Источники и приемники информации Что такое источники и приемники информации Стр.26 №3, Электронное приложение учебник, РТ №1, ПК, ЭМП П: Смыслообразование;
Установление причинно-следственных связей;
Л: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
Р: Умение составлять тексты. Творческий рисунок по теме 1
3. Искусственные и естественные источники и приемники информации Какие бывают источники и приемники информации (ЭП) УМЕТЬ учебник, РТ №1, ПК, ЭМП Разработка и создание текстового (графического) документа 1
4.
Носители информации
носитель информации, носитель письменной информации учебник, РТ №1, ПК. ЭМП, презентация к уроку Л: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
П: Смысловое чтение;
Р: Анализ описательных примеров;
П: Установление причинно-следственных связей. Разработка и создание текстового (графического) документа 1
5.
Компьютер. Устройства. компьютер, устройства для работы с данными.. учебник, РТ №1, ПК, презентация к уроку Л: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
П: Смысловое чтение;
Р: Анализ описательных примеров;
П: Установление причинно-следственных связей. Разработка и создание текстового (графического) документа 1
6. Компьютер. Программы. компьютер, для чего нужны программы ЭМП,
раздел УМЕТЬ учебник, РТ №1, ПК, Л: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
П: Смысловое чтение;
Анализ описательных примеров;
Р: Установление причинно-следственных связей. Разработка и создание текстового (графического) документа 1
7. Повторение по теме «информация, человек и компьютер » учебник, РТ №1, ПК, презентация к уроку, программа «Клавиатурный тренажер», Л: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
П: Смысловое чтение;
Р: Установление причинно-следственных связей. Разработка и создание текстового (графического) документа 1
8. Контрольная работа по теме «информация, человек и компьютер» ПК, ЭМП (контрольная работа) Р: Сжатая информация раздела
Л: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
П: Смысловое чтение;
Анализ описательных примеров; 1
2. Действия с информацией (9 часов)1
9. История действий над информацией Для чего нужна информация ПК, «Клавиатурный тренажер» Поиск и1 выделение необходимой информации;
Структурирование знаний;
Смысловое чтение. Мини-проект «Мир вокруг меня» 1
10.
Получение информации Инструменты для получения информации Стр. 65 №3 Мини-проект «Мир вокруг меня» 1
11.
Представление информации Способы представления информации ЭМП,
раздел УМЕТЬ учебник, РТ №1, ПК, презентация к уроку, Л: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
П: Смысловое чтение;
Анализ писательных примеров;
Р: Установление причинно-следственных связей 1
12.
Кодирование информации кодирование информации, письменное, звуковое и рисуночное кодирование, иероглиф учебник, РТ №1, П: Смыслообразование;
Л: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Обобщение информации.
Мини-проект «Кодировка»
Мини-проект «Кодировка» 1
13. Кодирование и шифрование данных. кодирование, шифрование учебник, РТ №1, П: Смыслообразование;
Л: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. 1
14.
Хранение информации Память компьютера Стр. 107 №5 учебник, РТ №1, ПК, презентация к уроку П: Смыслообразование;
Р: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме Разработка и создание текстового документа 1
15. Обработка информации и данных Компьютерная обработка ЭМП,
раздел УМЕТЬ учебник, РТ №1, ПК, Р: Структурирование, обобщение информации;
Л: Извлечение необходимой информации. 1
16. Повторение по теме «Действия с информацией» учебник, РТ №1, П: Смысловое чтение;
Р: Установление причинно-следственных связей. 1
17. Контрольная работа по теме «Действия с информацией» бланки для контрольных работ П: Смыслообразование;
Р: Структурирование знаний;
Л: Контроль. 1
3. Мир объектов (9 часов)
18. Объект.
Имя объекта Объект. Роль имени объекта.
Работа в текстовом редакторе учебник, РТ №2, ПК, презентация к уроку П: Смыслообразование;
Л: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Р: Структурирование знаний;
Контроль. Разработка и создание текстового (графического) документа 1
19. Свойства объекта
Качественные, количествен. свойства Работа в графическом редакторе учебник, РТ №2, ПК, Л: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Р: Поиск и выделение необходимой информации; Знаково-символ. действия; П: Смысловое чтение; 1
20.
Общие и отличительные свойства Общие, отличительные существенные свойства Работа в графическом редакторе учебник, РТ №2, ПК, Л: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
П: Смысловое чтение;
Р: Установление причинно-следственных связей. 1
21. Функции объекта
Функции объекта
Элементарный состав объекта
Работа в графическом редакторе учебник, РТ №2, ПК, Р: Установление причинно- следственных связей;
Структурирование знаний;
К: Рефлексия действий;
Классификация понятий;
П: Умение работать с текстом;
П: Построение логических цепочек, рассуждений. Мини-проект «Объект и его возможности» 1
22. Отношения между объектами Имена отношений диаграммы учебник, РТ №2, ПК, презентация к уроку Р: Установление причинно-следственных связей;
К: Самоконтроль Разработка и создание
документа 1
23. Характеристика объекта Совокупность свойств объекта Работа в текстовом редакторе учебник, РТ №2, ПК, Р: Установление причинно-следственных связей;
К: Самоконтроль. 1
24. Документ и данные об объекте Что такое документ, свойства документа Работа в текстовом редакторе учебник, РТ №2, ПК, 1
25. Повторение по теме «Мир объектов» ЭМП,
раздел УМЕТЬ учебник, РТ №2, Р: Установление причинно-следственных связей;
1
26. Контрольная работа по теме «Объект и его характеристика» бланки контрольной работы П: Смысловое чтение;
К: Контроль
1
4. Компьютер, системы и сети (7 часов)
27. Компьютер – это система Схема компьютера Работа с рисунками SmartArt в текстовом редакторе учебник, РТ №2, ПК, Л: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
П: Смысловое чтение;
Р: Применение методов информационного поиска;
К: Способность к волевому усилию
1
28. Системные программы и операционная система Системные программы, виды, операционная система Работа с рисунками SmartArt в текстовом редакторе учебник, РТ №2, ПК, Р: Установление причинно-следственных связей;
Л: Самоконтроль. Разработка и создание текстового документа 1
29. Файловая система Файл, файловая система ЭМП,
раздел УМЕТЬ учебник, РТ №2, ПК, презентация к уроку П: Установление причинно-следственных связей;
Л: Самоконтроль.
Разработка и создание текстового документа 1
30. Компьютерные сети Компьютерные сети, локальные сети, Интернет ЭМП,
раздел УМЕТЬ учебник, РТ №2, ПК, презентация к уроку, Разработка и создание текстового документа 1
31. Информационные системы Сайт, гиперссылка ЭМП,
раздел УМЕТЬ учебник, РТ №2, ПК, презентация к уроку, Л: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
П: Поиск и выделение необходимой информации; Знаково-символ. действия; П: Смысловое чтение;
Р: Установление причинно-следственных связей Страничка сайта 1
32. Повторение по теме «Компьютер, системы и сети». 1
33. Контрольная работа по теме « Компьютер, системы и сети». бланки контрольной работы П: Смыслообразование;
Р: Структурирование знаний;
Л: Контроль. 1
34. Итоговое повторение за год. П: Установление причинно-следственных связей;
Л: Самоконтроль. Презентация «Чему научились» 1
информатика.docx
Пояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 3 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе:
Закон «Об образовании»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
Авторской программы Н.В.Матвеевой «Информатика» для начальных классов
Согласно действующему в школе учебному плану, календарнотематический план предусматривает в 3 классе обучение в объеме 1 часа в неделю, 34 часа в
год по учебнику Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуровой. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. В
данной программе будет использоваться УМК: Учебник «Информатика», 3 класс, рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 3 класс
Методическое пособие для учителя «Обучение информатике в третьем классе»
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2009 г.
Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах
Цели изучения предмета
реальной действительности.
Знакомство с базовой системой понятий информатики.
Приобретение опыта создания и преобразования текстов, рисунков, схем, графов и графиков различного вида, информационных объектов, моделей и
т.д. с помощью компьютера.
Развитие умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при
изучении других школьных предметов.
Формирование умения создавать с помощью компьютера простейшие тексты и рисунки.
Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры в учебном процессе.
Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в
электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.
Обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования.
Воспитание способностей школьника к адаптации в быстро меняющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной
культуры человека, наряду с формированием общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
Развитие коммуникативных умений и элементов информационной культуры, в основе которой лежат умения работать с информацией (осуществлять ее
Задачами курса являются:
сбор, хранение, обработку и передачу в процессе выполнения учебных задач).
Формирование основополагающих понятий информатики, таких как «действие с информацией», «объект», «свойства объекта», «действия объекта»,
«элементный состав объекта», «характеристика объекта», «отношение объектов», «информационный объект» и др.
Формирование умения описывать объекты реальной действительности с использованием понятий и терминов информатики.
Развитие умения представлять информацию об объектах в разных видах и формах: в виде чисел, текста, рисунков.
Развитие навыков использования информации и знаний при решении различных информационных задач.
Формирование навыков использования компьютерной техники и современных информационных и коммуникационных технологий для решения
Закрепление умения организовывать текстовые, графические и иные данные разными способами (в виде списков, таблиц, схем). учебных и практических задач.
Общая характеристика курса «Информатика» в третьем классе.
Непрерывность обучения информатики со второго класса – это необходимый шаг в развитии общего образования. Уже во втором классе начальной
школы необходимо донести до детей понимание того, что в жизни современного человека как никогда раньше велика роль информации, закодированной
текстом или иным способом, которая может хранится в закодированном виде в памяти компьютера или на других материальных носителях. Текст
(текстовые данные), любое изображение (графические данные) могут обрабатываться компьютером. А это означает, что компьютер есть не что иное, как
универсальный инструмент по обработке данных.
Содержание курса информатики в начальной школе определено стандартом базового курса информатики для основной школы.
Изучение информатики в третьем классе позволит детям:
1. Получить и уточнить предварительные представления о значении некоторых важных терминов информатики на основе активизации их личного опыта
информационной деятельности, получить первичные представления об информационной картине мира;
2. Научиться видеть определенные объекты информатики (например, источники информации и данных, приемники информации и данных и др.) в разных
жизненных ситуациях;
3. Приводить примеры использования информации в жизни человека, прежде всего из собственного опыта и собственной жизни;
4. Активно использовать термины информатики в устной и письменной речи, то есть научиться применять язык информатики на практике;
5. Научиться использовать компьютер на уровне начального пользователя, а именно: правильно сидеть за компьютером, включать и выключать его, понимать
смысл и значение экранных объектов (меню, виртуальных кнопок, курсора и пр.), запускать нужные программы, пользоваться мышью для управления
экранными объектами, набирать тексты с клавиатуры и т.д.
Каждый урок информатики в начальной школе должен состоять из нескольких видов деятельности ученика:
теоретической работы с текстом учебника, иллюстрациями;
ответов на вопросы;
выполнение заданий в рабочей тетради традиционными способами;
компьютерного практикума, то есть выполнения аналогичных заданий другими способами деятельности, то есть с помощью компьютера;
обсуждения выполняемых действий, то есть рефлексии (что мы делали, зачем и как), что позволит сделать информационную деятельность
осознанной.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, изучение предмета «Информатика»
предполагается в 3 классе за счет школьного компонента. Предусматривается, что непрерывный курс информатики должен состоять из трех концентров:
пропедевтического, базового и профильного. В нашей школе информатика преподается с 3 класса.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания,
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
национальнокультурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовнонравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурноценностных традиций народов Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социальнонравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историкокультурному наследию, к самому себе и окружающим
России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовнонравственной консолидации российского общества.
людям.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человечески стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и
социума.
познания человеком самого себя, природы и общества.
желании служить Отечеству.
достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Человечество как многообразие народов, культур, религий,
Международное сотрудничество как основа мира на Земле
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном
Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести,
Программа курса информатики для начальной школы разработана в соответствии с требованиями начального общего образования и нацелена на
Планируемые результаты изучения информатики
обеспечение реализации трёх групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
личностные результаты достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учительученик»:
готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию
ценностносмысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуальноличностные позиции
социальные компетенции
личностные качества
метапредметные результаты достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на
компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время:
освоение универсальных учебных действий:
2.1) познавательных
2.2) регулятивных
2.3) коммуникативных
2.4) овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)
предметные результаты достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на
компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время.
В результате изучения данного курса информатики в третьем классе школьники должны понимать:
какую роль играет информация в жизни человека и для чего он совершает различные действия с информацией;
что объектом может быть любой предмет, живое существо, событие, явление, процесс;
что информационные объекты служат для описания других объектов;
что компьютер работает с информацией благодаря наличию программ;
что файл содержит закодированные текстовые, числовые, графические и звуковые данные;
знать:
основные действия с информацией: сбор, представление, кодирование, хранение, обработку и передачу;
что каждый объект имеет имя и характеристику (совокупность свойств);
что информационные объекты связаны смыслом с объектами, которые они описывают;
что компьютер может работать с разными информационными объектами;
что компьютер может накапливать, хранить, передавать и обрабатывать информацию;
что данные – это закодированная информация, хранящаяся в памяти компьютера в виде файла;
что файл – это информационный объект, который имеет имя и характеристики (дату и время создания, объем);
что файл – это электронный документ;
уметь:
представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунков, чисел;
выполнять элементарные преобразования информации в виде таблиц, списков и схем;
работать с текстами и изображениями, используя текстовый и графический редактор, производить несложные вычисления с помощью
программного калькулятора;
осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных;
использовать оглавления, указатели, каталоги, справочники, книги, записные книжки и компьютерные источники, в том числе Интернет для
поиска информации;
создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;
находить нужную программу на Рабочем столе компьютера и запускать ее на исполнение;
управлять экранными объектами с помощью мыши.
Методика обучения информатике в начальной школе подразумевает реализацию принципа «от активности учителя в процессе обучения – к
активности учащегося». В соответствии с этим принципом разработано содержание компонентов УМК. Оно ориентировано на управление познавательной
деятельностью учащихся, при этом дидактический акцент смещается от преподавания к учению. УМК в составе своих компонентов обеспечивает
необходимое разнообразие, полноту и достаточность средств для саморегуляции учебной деятельности учащихся. Переход от репродуктивного усвоения
знаний к сознательному, формирование опыта самоорганизации познавательной деятельности, культуры работы с информацией, постепенное формирование
навыков самообразования. Принцип реализуется поэтапно по мере развития школьника от класса к классу.
Содержание курса информатики и информационных и коммуникационных технологий для 3 класса
Содержание курса строится на основе трех основных идей:
1. элементарного изложения содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере; 2. разделения в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например,
понятия, мышление и компьютерные модели;
3. формирования и развития умения целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы,
двоичного кода и т. д., т.е. описывать объекты реальной и виртуальной действительности в различных видах и формах на различных носителях
информации.
Человек и информация.
Человек и информация. Источник и приёмник информации. Искусственные и естественные источники информации. Носители информации. Что мы знаем о
компьютере.
Действия с информацией
Немного истории о действиях с информацией. Сбор информации. Представление информации. Кодирование информации. Декодирование информации. Хранение
информации. Обработка информации.
Объект и его характеристика
Объект. Имя объекта. Свойства объекта. Общие и отличительные свойства. Существенные свойства и принятие решения. Элементный состав объекта. Действия объекта.
Отношения между объектами.
Информационный объект и компьютер
Информационный объект и смысл. Документ как информационный объект. Электронный документ и файл. Текст и текстовый редактор. Изображение и графический
редактор. Схема и карта. Число и программный калькулятор. Таблица и электронные таблицы.
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год). Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ – 4;
практических работ (работа с ЭОР) – на каждом уроке.
№ п/п
1.
2.
3.
4.
ВСЕГО
Тема
Повторение: информация, человек и компьютер.
Действия с информацией
Объект и его характеристика
Информационный объект и компьютер
Колво часов
8
9
9
7
Контроль
Контрольная работа №1
Контрольная работа №2
Контрольная работа №3
Контрольная работа №4
33 + резерв 1 час = 34ч.
Материальнотехническое обеспечение учебного процесса в начальной школе
Материальнотехническое обеспечение информационной образовательной среды для реализации обучения информатики и активного использования полученных знаний и
приобретенных навыков при изучении других дисциплин – это:
компьютерный класс с необходимым количеством ПК;
презентационное оборудование;
интерактивная доска;
выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети интернет – только для учителя, для учащихся – все приготовлено учителем;
ресурс к УМК на сайте Единой коллекции ЦОР www
цифровые зоны: компьютерной графики (цифровой фотоаппарат на класс), коммуникационная (вебкамера, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических
задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР www
сетевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учащихся при обучении информатике на компактдисках;
. ru), клавиатурного письма.
collection
. school
. school
collection
. edu
. ru;
В состав УМК по информатике входят:
. edu 1. Информатика: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч.1/ Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова и др.М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2. Информатика: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч.2/ Н.В.Матвеева, Е.Н Челак, Н.К.Конопатова и др.–М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
3. Информатика: рабочая тетрадь для 3 класса: в 2 ч. Ч.1/Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
4. Информатика: рабочая тетрадь для 3 класса: в 2 ч. Ч.2/Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова .–М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
5. Информатика: контрольные работы для 3 класса / Н.В. Матвеева, Е.Н Челак, Н. К. Конопатова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
6. Информатика: Программы для начальной школы: 2 – 4 классы / Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Н.В. Матвеева (1*34 = 34ч.)
Календарнотематическое планирование «ИНФОРМАТИКА» 3 класс №
п/п
Дата
по
плану
Дата
факт
Тема урока
Основные
понятия
Компьютер
ный
практикум
Материальное
обеспечение урока
Планируемые результаты
Универсальные учебные действия
Направления
творческой,
исследовательск
ой, проектной
деятельности
учащихся
Колво
часов
I. Повторение: информация, человек и компьютер. (8 часов)
1.
2.
3.
4.
5.
Электронное
приложение
(ЭП)
УМЕТЬ
Стр.26 №3,
Электронное
приложение
(ЭП)
УМЕТЬ
Человек и
информация.
Техника
безопасности при
работе на
компьютере
Источники и
приемники
информации
Искусственные и
естественные
источники и
приемники
информации
Носители
информации
Компьютер.
Устройства.
С помощью
чего человек
получает
информацию,
какая бывает
информация
Что такое
источники и
приемники
информации
Какие бывают
источники и
приемники
информации
носитель
информации,
носитель
письменной
информации
компьютер,
устройства для
работы с
данными..
учебник, РТ №1,
ПК, элек. метод.
пособие (ЭМП),
письменные
принадлежности
Л: Умение осознанно и произвольно
строить речевое высказывание;
П: Смысловое чтение;
Р: Установление причинно
следственных связей.
Творческий
рисунок
учебник, РТ №1,
ПК, ЭМП
учебник, РТ №1,
ПК, ЭМП
учебник, РТ №1,
ПК. ЭМП,
презентация к
уроку
учебник, РТ №1,
ПК, презентация к
уроку
П: Смыслообразование;
Установление причинно
следственных связей;
Л: Умение осознанно и произвольно
строить речевое высказывание;
Р: Умение составлять тексты.
Л: Умение осознанно и произвольно
строить речевое высказывание;
П: Смысловое чтение;
Р: Анализ описательных примеров;
П: Установление причинно
следственных связей.
Л: Умение осознанно и произвольно
строить речевое высказывание;
П: Смысловое чтение;
Р: Анализ описательных примеров;
П: Установление причинно
следственных связей.
Л: Умение осознанно и произвольно
строить речевое высказывание;
Творческий
рисунок по теме
Разработка и
создание
текстового
(графического)
документа
Разработка и
создание
текстового
(графического)
документа
Разработка и
создание
текстового
(графического)
документа
Разработка и
1
1
1
1
1
Календарно - тематическое планирование и рабочая программа по информатике 3 класс , Н.В. Матвеева
Календарно - тематическое планирование и рабочая программа по информатике 3 класс , Н.В. Матвеева
Календарно - тематическое планирование и рабочая программа по информатике 3 класс , Н.В. Матвеева
Календарно - тематическое планирование и рабочая программа по информатике 3 класс , Н.В. Матвеева
Календарно - тематическое планирование и рабочая программа по информатике 3 класс , Н.В. Матвеева
Календарно - тематическое планирование и рабочая программа по информатике 3 класс , Н.В. Матвеева
Календарно - тематическое планирование и рабочая программа по информатике 3 класс , Н.В. Матвеева
Календарно - тематическое планирование и рабочая программа по информатике 3 класс , Н.В. Матвеева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.