Календарно-тематическое планирование курса по выбору: «Истоки народной сказки».
Оценка 5
Исследовательские работы +2
doc
русская литература
6 кл
01.04.2017
Пояснительная записка
Литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.
Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных дисциплин.
Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.
У каждого, кто читал русские народные сказки, возникает стандартный ряд вопросов, на которые необходимо ответить в данном курсе. Во-первых, более внимательно рассматривается понятие русской сказки, чтобы в дальнейшем не возникало недопонимания.
Русская сказка – это уникальное явление, в нем сплелись и былины и предания древних времен. И это фантазия и вымысел и даже библейские мотивы можно угадать в некоторых сюжетах. Посмотреть на сказочных героев с необычной стороны. Чаще всего, персонажи изначально угнетаемы, несчастны, поэтому ищут для себя другой, счастливой жизни, встречая на своем пути новых друзей и врагов.
Сказка – это не только развлечение, но и целая философия жизни. В настоящее время многое сделано в области изучения жанра волшебной сказки. Из всех фольклорных жанров сказка более других жанров подчиняется определенным законам. В этом курсе не рассматривается все многообразие русских волшебных сказок, потому что акцент сделан на попытку представить классификацию сказочных мотивов, и проанализировать мотив дороги, переправы в русской волшебной сказке. Особое внимание уделено исследованию исторических корней произведений УНТ, происхождению народных сказок.
Современный образовательный процесс предполагает не только приобщение к общечеловеческим ценностям, но и усвоение ценностей национальных. Наиболее ярким показателем культуры народа является язык, отражающий его судьбы, нравы, традиции.
Обращение школьников к устному народному творчеству необходимо. Именно здесь можно увидеть красоту русского языка, духовное богатство нашего народа, оценить великое культурное наследие.
Цель работы:
Изучить историческую основу русской народной сказки, раскрыть смысл, идею народных сказок, понять ее влияние на формирование характера человека. Рассмотреть классификацию сказочных мотивов и проанализировать их.
Проанализировать народные сказки с точки зрения идейного смысла и исследовательские материалы по теме работы.
Актуальность выбранной темы заключается в подходе к анализу сказочного мотива, как к элементу сказки, который позволяет проследить особенности национального характера. На занятиях по данному курсу предполагается показать то, что сказка – это элемент народного национального сознания.
Что учащиеся должны знать:
- Генезис сказки. Подходы и трактовки происхождения сказки.
- Виды сказок.
- Время и пространство в сказках.
- Сказки народов мира.
Что учащиеся должны уметь:
- Видеть сказочные элементы в житийной литературе.
- Выделять категории волшебных помощников в сказках.
- Уметь работать с источниками.
- Иметь навыки определения языковых средств в тексте.
Количество часов за год – 34 часа
В неделю – 1 часКАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН1.doc
Примерное
календарнотематическое
планирование курса
по выбору:
«Истоки народной сказки»
( 6 класс)
Авторсоставитель: учитель русского языка и литературы
средней школылицея № 201
Атаулиева Раушан Бекназаровна Жалагаш,2015 год
Программа курса по выбору «Истоки народной сказки»
Пояснительная записка
Литературное образование в школе является составной частью
раскрытия творческого потенциала учеников.
Цели литературного образования в школе значительны и
разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как
школьного предмета в ряду других гуманитарных дисциплин.
Исходным материалом литературы как вида искусства является
слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует
формированию навыков устной и письменной речи школьников,
освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических
возможностей.
У каждого, кто читал русские народные сказки, возникает
стандартный ряд вопросов, на которые необходимо ответить в
данном курсе. Вопервых, более внимательно рассматривается
понятие русской сказки, чтобы в дальнейшем не возникало
недопонимания.
Русская сказка – это уникальное явление, в нем сплелись и
былины и предания древних времен. И это фантазия и вымысел и
даже библейские мотивы можно угадать в некоторых сюжетах.
Посмотреть на сказочных героев с необычной стороны. Чаще всего,
персонажи изначально угнетаемы, несчастны, поэтому ищут для
себя другой, счастливой жизни, встречая на своем пути новых
друзей и врагов.
Сказка – это не только развлечение, но и целая философия
жизни. В настоящее время многое сделано в области изучения жанра
волшебной сказки. Из всех фольклорных жанров сказка более
других жанров подчиняется определенным законам. В этом курсе не
рассматривается все многообразие русских волшебных сказок,
потому что акцент сделан на попытку представить классификацию сказочных мотивов, и проанализировать мотив дороги, переправы в
русской волшебной сказке. Особое внимание уделено исследованию
исторических корней произведений УНТ, происхождению народных
сказок.
Современный образовательный процесс предполагает не только
приобщение к общечеловеческим ценностям, но и усвоение
ценностей национальных. Наиболее ярким показателем культуры
народа является язык, отражающий его судьбы, нравы, традиции.
Обращение школьников к устному народному творчеству
необходимо. Именно здесь можно увидеть красоту русского языка,
духовное богатство нашего народа, оценить великое культурное
наследие.
Цель работы:
Изучить историческую основу русской народной сказки, раскрыть
смысл, идею народных сказок, понять ее влияние на формирование
характера человека. Рассмотреть классификацию сказочных
мотивов и проанализировать их.
Проанализировать народные сказки с точки зрения идейного смысла
и исследовательские материалы по теме работы.
Актуальность выбранной темы заключается в подходе к анализу
сказочного мотива, как к элементу сказки, который позволяет
проследить особенности национального характера. На занятиях по
данному курсу предполагается показать то, что сказка – это
элемент народного национального сознания.
Что учащиеся должны знать:
Генезис сказки. Подходы и трактовки происхождения сказки.
Виды сказок.
Время и пространство в сказках.
Сказки народов мира.
Что учащиеся должны уметь:
Видеть сказочные элементы в житийной литературе.
Выделять категории волшебных помощников в сказках. Уметь работать с источниками.
Иметь навыки определения языковых средств в тексте.
Количество часов за год – 34 часа
В неделю – 1 час
Для достижения эффективных результатов в процессе обучения
учащихся планируется использование разнообразных форм и
методов работы:
Форма работы:
фронтальная
групповая
индивидуальная
тесты, контрольные работы
ролевая игра.
Формы контроля:
тестовые задания
опрос диалогов
собеседование
дискуссия
письменные задания
ролевые игры по темам
На занятиях элективного курса предлагается использовать
элементы следующих педагогических технологий: 1.Технология развивающего обучения;
2.Технология личностноориентированного обучения;
3.Технология коммуникативного обучения;
4.Информационнокоммуникационные технологии (ИКТ).
Учебнотематический план курса (34 часов)
№ Тема занятия
Количество
часов
Дата
проведения
1.
2.
3.
Вводное занятие.
Что такое сказка?
Генезис сказки.
1
1
Виды сказок.
Отличие литературной сказки от
народной.
2 4.
Русские народные сказки:
8
Снегурочка.
Морозко.
Гусилебеди.
Царевналягушка.
Лиса и журавль.
Колобок.
Репка.
Маша и Медведь.
5. Казахские народные сказки:
4
Три друга.
Лиса и муравей.
Хвостик.
Грубая благодарность.
6. Бытовые сказки:
Каша из топора.
Самое дорогое.
7. Волшебные сказки.
2
1
8. Урокигра «Что за чудо, эти
1
сказки!».
9.
Герои волшебных сказок.
Волшебные помощники.
2 10. Сказочные животные.
1
11. Сказки народов мира:
3
Французская сказка «Красная
шапочка».
Английская сказка «Сказка про
трех поросят».
Узбекская сказка «Черепаха и
скорпион».
12. Время и пространство в сказках.
1
13. Конкурс «Лучший сочинитель
1
сказок»
14. Анализ текста из сказок (по
2
выбору учащихся).
15. Символ БабыЯги в русской
1
сказке.
16. Современные сказки о
животных.
1
17. Представление творческих работ
1
«Истоки волшебной сказки».
18. Обобщение темы.Викторина
1 «Путешествие по
сказкам».
Использованная литература:
1. Зуева Т.В. «Волшебная сказка». М., 1993.
2. «Народные русские сказки» под ред. Аникина В.П. – М.: Худ.
лит., 1997. 3.Пропп В.Я. «Морфология волшебной сказки». М: Лабиринт ММV,
2006.
4. «Русские народные сказки» Акулова.А.,Лабиринт,2013.
Казахские народные сказки
5. «Казахские народные сказки» , Жазушы.,АлмаАта,1980.
6. «Сказки народов мира» . Амурское книжное издательство,2000.
7.Интернетресурсы: google, Википедия. и т.д.
Календарно-тематическое планирование курса по выбору: «Истоки народной сказки».
Календарно-тематическое планирование курса по выбору: «Истоки народной сказки».
Календарно-тематическое планирование курса по выбору: «Истоки народной сказки».
Календарно-тематическое планирование курса по выбору: «Истоки народной сказки».
Календарно-тематическое планирование курса по выбору: «Истоки народной сказки».
Календарно-тематическое планирование курса по выбору: «Истоки народной сказки».
Календарно-тематическое планирование курса по выбору: «Истоки народной сказки».
Календарно-тематическое планирование курса по выбору: «Истоки народной сказки».
Календарно-тематическое планирование курса по выбору: «Истоки народной сказки».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.