Календарно-тематическое планирование составлено и адаптировано на основании образовательной программы школы, авторской программ А. В. Погорелова для 8 класса общеобразовательной школы – М., «Просвещение» 2017 г. и с учетом годового календарного учебного графика на 2019-2020 учебный год. 2 часа в неделю.
Рабочая программа составлена и адаптирована на основании образовательной
программы школы, авторской программ А. В. Погорелова для 8 класса
общеобразовательной школы – М., «Просвещение» 2017 г. и с учетом годового
календарного учебного графика на 20192020 учебный год.
Цели и задачи изучения предмета.
Цели:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической
деятельности, продолжения образования;
приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;
научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.
развивать пространственное мышление и математическую культуру;
учить ясно и точно излагать свои мысли;
формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни.
Задачи:
научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;
начать изучение четырехугольников и их свойств;
ввести теорему Пифагора и научить применять её при решении прямоугольных
треугольников;
ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном
треугольнике научить применять эти понятия при решении прямоугольных
треугольников;
обобщить и систематизировать представления учащихся о декартовых координатах;
научить находить координаты середины отрезка, расстояние между двумя точками;
научить писать уравнения окружности и прямой в общем виде;
ввести понятие вектора, суммы векторов, разности и произведения вектора на число;
познакомить учащихся с понятиями: движения и симметрии.
Место предмета в учебном плане.
На изучение предмета в учебном плане школы отводится 2 часа в неделю,
учебных недель в году 35 недель, поэтому рабочая программа рассчитана на 70 часов в
год.
Предусмотрено 6 контрольных работ: 6 тематических контрольных работ.
Помимо контрольных работ система оценивания включает следующие виды
контроля:
• фронтальный опрос;
• индивидуальная работа по карточкам;
• проверка домашней работы;
• самостоятельная работа;
• тестовая работа;
• математический диктант;
• практическая работа.Требования к уровню подготовки.
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае
необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из
предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально, в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
Познавательные:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания
и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём
дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление
причинноследственных связей;
создавать математические модели;
составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию из
одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму);
вычитывать все уровни текстовой информации.
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить
поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку
зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для
этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее,
просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как
инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче
инструментальные программноаппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
2 отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.
Планируемые результаты освоения программы.
понимать, что геометрические формы являются идеализированными образами
реальных объектов;
научиться использовать геометрический язык для описания предметов
окружающего мира;
получить представление о некоторых областях применения геометрии в быту,
науке, технике, искусстве;
распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки; углы;
треугольники и их частные виды; четырехугольники и их частные виды;
многоугольники; окружность; круг);
изображать указанные геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию
задачи;
владеть практическими навыками использования геометрических инструментов
для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
решать задачи на вычисление геометрических величин, (длин, углов, площадей),
применяя изученные свойства фигур и формулы и проводя аргументацию в ходе
решения задач;
решать задачи на доказательство;
владеть алгоритмами решения основных задач на построение.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения простейших практических задач, связанных с нахождением
геометрических величин (использую при необходимости справочники и
технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль,
транспортир).
В результате изучения курса ученик должен:
энать/понимать:
существо понятия математического доказательства; приводить примеры
доказательств;
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритма;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры
геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
3 смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности
математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Четырехугольники.
Уметь:
объяснить, какая фигура называется многоугольником;
вывести формулу суммы углов выпуклого многоугольника;
делить отрезок на n равных частей с помощью циркуля и линейки;
доказывать свойства и признаки изученных фигур и применять их при решении задач.
Теорема Пифагора.
Уметь:
находить стороны треугольника, используя теорему Пифагора;
определять вид треугольника, используя теорему, обратную теореме Пифагора;
выполнять чертеж по условию задачи;
применять изменение синуса, косинуса, тангенса и котангенса при возрастание угла
при решение задач.
Декартовы координаты на плоскости.
Уметь:
применения формулы для нахождения координат середины отрезка,
расстояния между двумя точками;
составлять уравнения окружности и прямой в конкретных геометрических
задачах;
определять расположение прямой относительно системы координат;
находить угловой коэффициент в уравнение прямой.
выполнять графики линейной функции при пересечение прямой с
окружностью.
находить значения синуса, косинуса и тангенса для углов от 00 до 1800.
Уметь:
строить образы точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и
центральной симметриях, параллельном переносе, повороте.
Движение.
Уметь:
выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам
треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух
Векторы.
4данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на
данное число);
применяться метод векторов к решению геометрических задач;
применять скалярное произведение векторов;
применять разложение вектора по координатным осям.
Основное содержание программы.
Четырехугольники.
Определение четырехугольника. Параллелограмм и его свойства. Признаки
параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Теорема Фалеса.
Средняя линия треугольника. Трапеция. Средняя линия трапеции. Пропорциональные
отрезки.
Теорема Пифагора.
Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Теорема
Пифагора. Неравенство треугольника. Перпендикуляр и наклонная. Соотношение
между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. Значения синуса, косинуса
и тангенса некоторых углов.
Декартовы координаты на плоскости.
Прямоугольная система координат на плоскости. Координаты середины отрезка.
Расстояние между точками. Уравнения прямой и окружности. Координаты точки
пересечения прямых. График линейной функции. Пересечение прямой с окружностью.
Синус, косинус и тангенс углов от 0° до 180°.
Движение.
Движение и его свойства. Симметрия относительно точки и прямой. Поворот.
Параллельный перенос и его свойства. Понятие о равенстве фигур.
Векторы.
Вектор. Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. Координаты
вектора. Сложение векторов и его свойства. Умножение вектора на число.
[Коллинеарные векторы.] Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.
[Проекция на ось. Разложение вектора по координатным осям.]
5Повторение.
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Раздел в поурочном планировании.
Повторение курса геометрии 7 класс
Четырехугольники.
Теорема Пифагора.
Декартовы координаты на плоскости.
Движение.
Векторы.
Итоговое повторение
Количество часов.
1
19
16
14
9
7
4
Контроль знаний.
Формы
контроля
Контрольные
работы
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Год
2
1
2
1
6
6Календарнотематическое планирование
№ урока
Тема урока
Коли
честв
о
Планируе
Корректиро
мые
сроки
вка
часов
проведен
ия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Повторение материала 7 класса.
Определение четырехугольника.
Параллелограмм.
Свойство диагоналей параллелограмма.
Свойство противолежащих сторон и
углов параллелограмма.
Прямоугольник.
Ромб.
Квадрат.
Решение задач по теме: «Параллелограмм
и его частные виды ».
Решение задач по теме: «Параллелограмм
и его частные виды ».
Контрольная работа№1.
«Параллелограмм и его частные виды ».
Теорема Фалеса.
Средняя линия треугольника.
Средняя линия треугольника.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
715
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Трапеция.
Трапеция.
Пропорциональные отрезки.
Построение четвертого
пропорционального отрезка.
Замечательные точки в треугольнике.
Решение задач по теме:
«Четырехугольники».
Контрольная работа№2.
«Четырехугольники».
Косинус угла.
Теорема Пифагора.
Теорема Пифагора.
Египетский треугольник.
Перпендикуляр и наклонная.
Неравенство треугольника.
Решение задач по теме: «Теорема
Пифагора».
Контрольная работа№3.
Пифагора».
Соотношения между сторонами и углами
в прямоугольном треугольнике.
Соотношения между сторонами и углами
в прямоугольном треугольнике.
Основные тригонометрические
тождества.
Основные тригонометрические
тождества.
Значение синуса, косинуса, тангенса и
котангенса некоторых углов.
Значение синуса, косинуса, тангенса и
котангенса некоторых углов.
Изменение синуса, косинуса, тангенса и
котангенса при возрастании угла.
Контрольная работа№4. «Соотношения
между сторонами и углами в
прямоугольном треугольнике».
«Теорема
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
837
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
Определение декартовых координат.
Координаты середины отрезка.
Расстояние между точками.
Расстояние между точками.
Уравнение окружности.
Уравнение прямой.
Уравнение окружности. Уравнение
прямой .
Координаты точки пересечение прямых.
Расположение прямой относительно
системы координат.
Угловой коэффициент в уравнении
прямой. График линейной функции.
Пересечение прямой с окружностью.
Контрольная работа№5. «Декартовы
координаты на плоскости».
Определение синуса, косинуса, тангенса
и котангенса для любого угла от 0 до 180.
Определить синус, косинус, тангенс и
котангенс для любого угла от 0° до 180°.
Преобразование фигур.
Свойства движения.
Симметрия относительно точки.
Симметрия относительно прямой .
Поворот.
Параллельный перенос и его свойства.
Существование и единственность
параллельного переноса.
Сонаправленность полупрямых.
Геометрические преобразования на
практике. Равенство фигур.
Абсолютная величина и направление
вектора. Равенство векторов.
Координаты вектора.
Сложение векторов. Сложение сил.
Умножение вектора на число.
Разложение вектора по двум
неколлинеарным векторам. Скалярное
произведение векторов.
Разложение вектора по координатным
осям.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
966
67
68
69
Контрольная работа№6. «Векторы».
Итоговое повторение курса геометрии 8
класс. Четырехугольники.
Итоговое повторение курса геометрии 8
класс. Теорема Пифагора.
Итоговое повторение курса геометрии 8
класс. Декартовы координаты на
плоскости.
70 Итоговое повторение курса геометрии 8
класс. Векторы.
1
1
1
1
1
Учебнометодическое обеспечение.
1. Погорелов А.В. Геометрия. Учебник для 79 кл. общеобразовательных
учреждений. – М.: Просвещение, 2017.
2. Гусев В.А., Медяник А.И. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса
общеобразовательных учреждений. – 5е изд. –М.: Просвещение, 2012. – 80сю: ил.
– ISBN 5090112231
3. Н.Б.Мельникова. Поурочное планирование по геометрии в 8 классе.
Издательство «Экзамен», Москва, 2015.
10Согласовано зам. дир.
по УВР__________Л. В. Кукушкина
Рассмотрено и согласовано
на заседании ШМО
протокол № ___от _________
руководитель___________
11