Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс
Оценка 4.9

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русская литература
5 кл
01.03.2018
Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс
Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М.: Просвещение,2014 год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
литература 5 класс.docx
Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе программы общеобразовательных   учреждений   «Литература»   под   редакцией   В.Я.   Коровиной,   М.: Просвещение,2014   год.   Программа   детализирует   и   раскрывает   содержание   стандарта, определяет   общую   стратегию   обучения,   воспитания   и   развития   учащихся   средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.  Цели и задачи рабочей программы: Цель   изучения   литературы   в   школе   –   приобщение   учащихся   к   искусству   слова, богатству   русской   классической   и   зарубежной   литературы.   Основа   литературного образования   –   чтение   и   изучение   художественных   произведений,   знакомство   с биографическими   сведениями   о   мастерах   слова   и   историко­культурными   фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.  воспитание  духовно­развитой личности,  осознающей  свою принадлежность к родной культуре,   обладающей   гуманистическим   мировоззрением,   общероссийским гражданским   сознанием,   чувством   патриотизма;   воспитание   любви   к   русской литературе   и   культуре,   уважения   к   литературам   и   культурам   других   народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; развитие  познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих   способностей, устной   и   письменной   речи   учащихся;   формирование   читательской   культуры, представления   о   специфике   литературы   в   ряду   других   искусств,   потребности   в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;  освоение   знаний  о   русской   литературе,   ее   духовно­нравственном   и   эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики; овладение умениями  творческого чтения  и анализа художественных произведений с привлечением   необходимых   сведений   по   теории   и   истории   литературы;   умением выявлять в них конкретно­историческое и общечеловеческое содержание, правильно    пользоваться русским языком. Общая характеристика учебного предмета 1 Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная   модель   мира,   обладающая   такими   важными   отличиями   от   собственно научной   картины   бытия,   как   высокая   степень   эмоционального   воздействия, метафоричность,   многозначность,   ассоциативность,   незавершённость,   предполагающие активное сотворчество воспринимающего . Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе   содействует   формированию   разносторонне   развитой,   гармоничной   личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие   творческих   способностей   —   необходимое   условие   становления   человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение   школьника   с   произведениями   искусства   слова   на   уроках   литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но   и   как   необходимый   опыт   коммуникации,   диалог   с   писателями   (русскими   и зарубежными,   нашими   современниками,   представителями   совсем   другой   эпохи).   Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа,   нашедшему   отражение   в   фольклоре   и   русской   классической   литературе   как художественном   явлении,   вписанном   в   историю   мировой   литературы   и   обладающем несомненной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей   страны   расширяет   представление   учащихся   о   богатстве   и   многообразии художественной   культуры,   духовного   и   нравственного   потенциала   многонациональной России. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально),   но   и   в   интеллектуальном   понимании   (рационально).   Литературу   не   называют случайно   сопоставляют   с   философией,   психологией,   историей, «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни». Нормативные и правовые документы, на основе которых составлена программа: Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена на основе  следующих документов: Федеральный государственный общеобразовательный стандарт  основного общего образования РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897; Программы  общеобразовательных учреждений «Литература», рекомендованные Министерством  2 образования РФ , М.: «Просвещение», 2014 г. и авторской программы под редакцией  В.Я.  Коровиной, 2014 г.   Планируемые результаты освоения учебного предмета. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:      1) совершенствование духовно­нравственных качеств личности, воспитание чувства  любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе,  к культурам других народов;        2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.   Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного  общего образования: 1)   воспитание   российской   гражданской   идентичности:   патриотизма,   уважения   к Отечеству,   прошлое   и   настоящее   многонационального   народа   России;   осознание   своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование   ответственного   отношения   к   учению,   готовности   и   способности обучающихся   к   саморазвитию   и   самообразованию   на   основе   мотивации   к   обучению   и познанию,   осознанному   выбору   и   построению   дальнейшей   индивидуальной   траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом   устойчивых   познавательных   интересов,   а   также   на   основе   формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;  3) формирование   целостного   мировоззрения,   соответствующего   современному   уровню развития   науки   и   общественной   практики,   учитывающего   социальное,   культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,   его   мнению,   мировоззрению,   культуре,   языку,   вере,   гражданской   позиции,   к истории,   культуре,   религии,   традициям,   языкам,   ценностям   народов   России   и   народов мира;   готовности   и   способности   вести   диалог   с   другими   людьми   и   достигать   в   нём взаимопонимания;  5) освоение   социальных   норм,   правил   поведения,   ролей   и   форм   социальной   жизни   в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном 3 самоуправлении   и   общественной   жизни   в   пределах   возрастных   компетенций   с   учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;  6) развитие   морального   сознания   и   компетентности   в   решении   моральных   проблем   на основе   личностного   выбора,   формирование   нравственных   чувств   и   нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;  7) формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и   сотрудничестве   со сверстниками,   детьми   старшего   и   младшего   возраста,   взрослыми   в   процессе образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование   ценности   здорового   и   безопасного   образа   жизни;   усвоение   правил индивидуального   и   коллективного   безопасного   поведения   в   чрезвычайных   ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно­ оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные   результаты   освоения   основной   образовательной   программы основного общего образования: 1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;  2) умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей,   в   том   числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы   действий в рамках   предложенных   условий   и   требований,   корректировать   свои   действия   в соответствии с изменяющейся ситуацией;  4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения; 4 5) владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и   осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;  6) умение   определять   понятия,   создавать   обобщения,   устанавливать   аналогии, классифицировать,    самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать   причинно­следственные   связи, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;   строить   логическое   рассуждение, 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение;  9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты   на   основе   согласования   позиций   и   учёта   интересов;   формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;  10) умение   осознанно   использовать   речевые   средства   в   соответствии   с   задачей коммуникации   для   выражения   своих   чувств,   мыслей   и   потребностей;   планирования   и регуляции   своей   деятельности;   владение   устной   и   письменной   речью,   монологической контекстной речью;  11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно­ коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); 12)   формирование   и   развитие   экологического   мышления,   умение   применять   его   в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные   результаты   освоения   основной   образовательной   программы основного   общего   образования  с   учётом   общих   требований   Стандарта   и   специфики изучаемых   предметов,   входящих   в   состав   предметных   областей,   должны   обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. Литература: 1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;  2) понимание   литературы   как   одной   из   основных   национально­культурных   ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно­эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;  5 4) воспитание  квалифицированного   читателя  со  сформированным  эстетическим  вкусом, способного   аргументировать   своё   мнение   и   оформлять   его   словесно   в   устных   и письменных   высказываниях   разных   жанров,   создавать   развёрнутые   высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в  обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение; 5) развитие   способности   понимать   литературные   художественные   произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;  6) овладение   процедурами   смыслового   и   эстетического   анализа   текста   на   основе понимания принципиальных отличий  литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически   оценивать   и   интерпретировать   прочитанное,   осознавать   художественную картину   жизни,   отражённую   в   литературном   произведении,   на   уровне   не   только эмоционального восприятия, но  и интеллектуального осмысления. Сведения о количестве учебных часов Данная программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), в соответствии с годовым  учебным планом, годовым календарным учебным графиком. Формы организации образовательного процесса: - осознанное,   творческое  чтение  художественных   произведений   разных жанров; - выразительное чтение художественного текста; - различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); - ответы   на   вопросы,   раскрывающие   знание   и   понимание   текста произведения; - заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; - анализ и интерпретация произведения; - составление планов и написание отзывов о произведениях; - написание   сочинений  по   литературным   произведениям   и   на   основе жизненных впечатлений; - целенаправленный  поиск информации  на  основе   знания   ее   источников   и умения работать с ними. Содержание учебного предмета. 6 Введение.  Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому.   Структурные   элементы   книги   (обложка.,   титул,   форзац,   сноски,   оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним. Устное народное творчество. Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе   народных   идеалов.   Вариативная   природа   фольклора.   Исполнители   фольклорных произведений.   Коллективное   индивидуальное   в   фольклоре.   Малые   жанры   фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки) Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество. Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые.  Нравоучительный и философский характер сказок. «Царевна­лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты­ волшебницы.. Иван­царевич – победитель житейских невзгод. Животные­помощники.  Особая роль чудесных противников – Бабы­яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной  сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. «Иван ­ крестьянский сын и чудо­юдо». Волшебная богатырская сказка героического  содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как  выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные  формулы. Сравнение. Из древнерусской литературы. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы.  Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на  Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока­киевлянина и  хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных  «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория литературы. Летопись. Из литературы XVIII века. 7 Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…» ­ научные истины в поэтической форме.  Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы. Из литературы XIX века. Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица»,  «Свинья  под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости.  «Волк на псарне» ­ отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция  автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование). Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке. Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.  Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» ­ поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти,  скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» ­ собирательная  картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского  произведения. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» ­ её истоки (сопоставление с русским  народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм;  «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна,  мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и  различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль,  нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность  положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. 8 Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы  рифмовки. Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе. «Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в  сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.  Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.  «Бородино» ­ отклик на 25­летнюю годовщину Бородинского сражения (1837).  Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами  рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен.  Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация. Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.  «Заколдованное место» ­ повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и  лирического, реального и фантастического. Теория литературы. Фантастика. Юмор. Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.  «Мороз, Красный нос»(отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях…».  Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их  забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина.  Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Эпитет. Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Муму» ­ повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные  качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие,  трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой. Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Чудная  картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»» ­ радостная, яркая,  полная движения картина весенней природы. Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. 9 «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и  Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость  людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение. Сюжет. Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» ­ осмеяние глупости и  невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их  характеристики. Теория литературы. Юмор. Поэты XIX века о Родине и родной природе. Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С.  Никитин «Утро»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»;А.Н. Майков  «Ласточки»;  И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З.Суриков  «Зима»(отрывок). Выразительное чтение стихотворений. Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального  состояния, настроения. Из литературы XX века. Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок.  Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение.  Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие  окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения. Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый  дом..», «Низкий дом с голубыми ставнями…» ­ поэтическое изображение родной  природы, Родины. Своеобразие языка есенинской лирики. Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность,  трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны  мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. 10 Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное). Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в  сказках Паустовского. Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев» ­ пьеса­сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа  добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы­ сказки. Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса­сказка. Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой,  одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости  и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание,  находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты  характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя  через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения. Поэты о Великой Отечественной войне (1941 ­ 1945гг.) Патриотические подвиги в годы  Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.  Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема  произведений о Великой Отечественной войне.  Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе. И.Бунин «Помню ­ долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин  «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон­Аминадо «Города и годы». Конкретные  пейзажные зарисовки о обобщенный образ России. Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь­Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор. Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе. «Рыба – кит». Стихотворение­шутка. 11 Теория литературы. Стихотворения­песни. Песни­шутки. Песни­фантазии. Из зарубежной литературы. Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада. Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо»(отрывок). Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо,  характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных  деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.  Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера» (отрывок). Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы,  находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» ­ сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу,  заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество,  изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных  жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни  северного народа.   Произведения для заучивания наизусть. Пословицы и поговорки. В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок). И.А. Крылов. Басни. А.С. Пушкин. «У лукоморья…».Няне. Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения  «Крестьянские дети» («Однажды в студёную, зимнюю пору…»)  А.А. Фет. Весенний дождь. М.Ю. Лермонтов. Бородино. С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» (на  выбор). 12 По теме «Великая Отечественная война» 1­2 стихотворения  (по выбору учащихся). По теме «О Родине и родной природе» 1­2 стихотворения (по выбору учащихся). Список литературы для самостоятельного чтения. Античные мифы. Вначале был хаос. Зевс на Олимпе. Из древнерусской литературы А. Никитин. Из «Хождений за три моря». Из русской литературы 18 века А.Д.Кантемир. Верблюд и лисица.                                          М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…»                                                           Басни В. Тридиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, И. Хемницера (на выбор) Из русской литературы 19 века И.А. Крылов (3 ­ 4 басни на выбор)                                                                                               К.Ф. Рылеев. Иван Сусанин.                                                                                                           А.А. Дельвиг. Русская песня. Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...». А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ. М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик­Кериб (сказка). А. В. Кольцов. Осень. Урожай. Н. В. Гоголь. Страшная месть. Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника. Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы. В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе. А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др. И. С. Никитин. Утро. Пахарь. Я. П. Полонский. Утро. А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат....... Ф. И. Тютчев. Утро в горах. Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний. Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор). А. Н. Островский. Снегурочка. 13 А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор. Из русской литературы XX века М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии». А. И. Куприн. Чудесный доктор. И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...». А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...». С. А. Есенин. Песнь о собаке. Дон Аминадо. Колыбельная. И. С. Соколов­Микитов. Зима. П. П. Бажов. Каменный цветок. М. М. Пришвин. Моя родина. С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев. А. Т. Твардовский. Лес осенью. Е. И. Носов. Варька. В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка. Из зарубежной литературы     Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга   (на выбор).                                                                       Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо. М. Твен. Приключения Тома Сойера. Календарно­тематическое планирование  14 по литературе 5 класс (базовый уровень – 102 часа) Плановые  сроки  прохожден ия 01.09­03.09 Скорректи рованные  сроки  прохожден ия № Наименования разделов и тем 1. Книга и ее роль в  духовной жизни человека  и общества Характеристика  основных видов учебной  деятельности (на уровне  учебных действий) по  теме Выделять специфику  художественной  литературы и содержание.  Работать с учебником. Знать и понимать цели и  задачи предмета,  структуру учебника­ хрестоматии Устное народное творчество ­ 10 ч. Русский фольклор.  Малые жанры фольклора. 2. Детский фольклор 3. Сказка как особый жанр  фольклора 4. 01.09­03.09 05.09­10.09 05.09­10.09  Находить отличительные  черты пословиц и  поговорок, выделять  тематику пословиц и  поговорок, понятие  афористичности Знать малые фольклорные  жанры, их отличительные  особенности; причины  возникновения и цель  создания малых жанров  фольклора  Понимание принципов  построения или создания  произведений каждого  жанра; создание считалки,  небылицы, загадки. Понимание жанровых  особенностей, видов  сказок; традиционных  персонажей волшебных  сказок, присказки   ­небылицы, характерные  для сказок обороты речи  (постоянные эпитеты,  сказочные зачины и  концовки);    Определение  характерных для сказок  обороты речи в  самостоятельно  прочитанных сказках,  использование при  сказывании сказок,  сопоставление эпизоды  15 5. «Царевна­лягушка» ­  встреча с волшебной  сказкой 6. Народная мораль в  характерах и поступках  героев.  7. Иван­царевич –  победитель житейских  невзгод. Животные­ помощники.  8. Изобразительный  характер формул  волшебной сказки.  «Иван – крестьянский  сказок, сказочных героев с их изображением в  живописи и графике. Понимание общего  движения сюжета, идеи  сказки и характеров  ее  героев; что такое  художественный пересказ,  нахождение  отличий  в  вариантах сказки; умение  определять особенности  фольклорной волшебной  сказки, истолковывать  смысл «необычайных  ситуаций», читать  волшебную сказку,  пересказывать ее,  сохраняя напевность  сказки Умение формулировать  мораль сказки, находить  отраженные в ней  народные идеалы,  развивать воображение,  мотивировать ответ. Знание жанровых  особенностей сказки;  умение охарактеризовать  героев сказки,  знать схему построения  волшебной сказки; умение  отличать виды сказок. Понимание тайны  сказочной поэтики,  народной мудрости,  переданной в сказке, как  совокупность  художественных приемов  и изобразительно­ выразительных средств  помогают раскрыть и  воплотить замысел сказки; характеры героев  Умение работать со  статьёй учебника, знание  основных этапов жизни и  творчество художников. Умение находить отличия  в вариантах сказки.   Понимание общего  05.09­10.09 12.09­17.09 12.09­17.09 12.09­17.09 19.09­24.09 16 9. 10. 11. 12. 13. сын и чудо­юдо».  Волшебная богатырская  сказка героического  содержания Особенности сюжета  сказки. Нравственное  превосходство главного  героя.  Сказка о животных  «Журавль и цапля».  Бытовая сказка  «Солдатская шинель» движения сюжета, идеи  сказки и характеров  ее  героев; что такое  художественный пересказ; умение определять  особенности фольклорной  волшебной сказки,  истолковывать смысл  «необычайных ситуаций»,  читать волшебную сказку,  пересказывать ее,  сохраняя напевность  сказки  Умение  видеть  нравственное  превосходство главного  героя; составлять план;  устно описывать  иллюстрацию  Овладение умением  пересказа текста, умение  составлять план по  предложенному тексту. Закрепить понятие о  литературной сказке,  развивать навыки  пересказа текста,  выразительного чтения,  знать содержание сказки,  владеть начальными  навыками  литературоведческого  анализа Понимать жанровые   особенности сказки о  животных,  иносказательный смысл  бытовых сказок (сюжеты,  реальная основа)                 Древнерусская литература 2 ч. 19.09­24.09 19.09­24.09 Возникновение древнерусской литературы.   «Повесть временных  лет». «Подвиг отрока­ киевлянина и хитрость  воеводы Претича» «Подвиг отрока­ киевлянина и хитрость  воеводы Претича».  Знать определение  понятия «летопись»;  понимать, когда возникла  древнерусская  литература; основную  мысль «Повести  временных лет», одной из  ее частей «Подвиг  отрока…».  Умение объяснять  26.09­01.10 26.09­01.10 17 жанровые особенности  летописи (краткость,  напевность, отношение  автора к героям), умение  определять черты  фольклора в летописи.   Русская литература 18 века. 1 ч. 14. М.В.Ломоносов  «Случились вместе два  Астронома в пиру…» Понимание значимости  личности  М.В.Ломоносова, смыслом жизни которого было  «утверждение наук в  отечестве».  Знать определение  теоретико­литературных  понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма),  литературные жанры;  умение оперировать ими в  речи, объяснять смысл  прочитанного  стихотворения (чему  противопоставлен  житейский, практический  опыт простого человека  Литература 19 века 39  ч. Русские басни. Басня как  литературный жанр 15. 16. И.А.Крылов. Слово о  баснописце. Басня «Волк  на псарне» И.А.Крылов. Басни  «Ворона и Лисица»,  17.  Знать определение  понятий «басня»,  «мораль», «аллегория»,  «олицетворение», истоки  басенного жанра (имена  родоначальников  басенного жанра, имена  отечественных  баснописцев) Знать творческую историю басни, понимать ее  драматический конфликт,  исторический контекст и  мораль басни  Умение  выразительно  читать, при помощи  интонации выражать  чувства героев (лицемерие Волка, мудрость Ловчего), установление  ассоциативных связей с  произведениями живописи Понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их  26.09­01.10 03.10­08.10 03.10­08.10 03.10­08.10 18 «Свинья под дубом» 18. Р/р Жанр басни.  Повествование и мораль в басне  В/ч Басенный мир Ивана  Андреевича Крылова 19. 20. В.А.Жуковский –  сказочник. Сказка  «Спящая царевна» общую интонацию, их  смысл, находить  аллегорию, мораль,  объяснять их,  использовать поговорки,  пословицы, афоризмы из  басен Крылова в речи, уметь устанавливать  ассоциативные связи с  произведениями  живописи, сопоставлять  басни Крылова с баснями  других авторов На основе морали басни  доказать ее сатирические  истоки, приводя цитаты из текс та, включать  авторское отношение к  героям, высказывая свою  точку зрения.  Использовать в речи  понятия морали,  аллегории, олицетворения. Понимание близости басни к УНТ, ее  иносказательный и  обобщенный смысл,  анализировать басни с  одинаковым сюжетом,  отмечая в них общее и  различное; умение   оценивать отношение  автора к героям,  увлекательность и  сценичность басенного  сюжета, разговорную  интонацию стихотворного  повествования, мастерство антитезы и  афористичность речи;  сравнивать басни  прозаические и  поэтические, использовать пословицы, афоризмы из  басен Крылова в  собственной речи Знать сведения о поэте,  историю создания сказки  Знать сюжет и героев;  умение сопоставлять  10.10­15.10 10.10­15.10 10.10­15.10 19 21. «Спящая царевна».  Сходные и различные  черты сказки Жуковского и народной сказки. 22. Баллада В.А.Жуковского  «Кубок» 23. Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый  мед» 24. А.С.Пушкин. Слово о  поэте. Стихотворение  «Няне». «У  лукоморья…» 25. А.С.Пушкин. «Сказка о  мертвой царевне и о семи  богатырях». Борьба  добрых и злых сил 26. Р/р Стихотворная и  прозаическая речь. Ритм,  рифма, строфа. литературную и  фольклорную сказки.  Понимание роли и  значения сказок в жизни  человека Знание сюжета  и героев  литературной сказки;  выявление отличий сказки  литературной от  народной; умение  сопоставлять  литературную и  фольклорную сказки  Знать историю создания  баллады, определение  понятия «баллада»,     жанровые особенности;  понимать поступки героев, определять реальные  события и  фантастические,  отношение автора к  героям   Понимать, какие черты  характера прославляет  автор; уметь находить  признаки жанра баллады в  «Вересковом меде»  Р.Л.Стивенсона  Оценивать отношение  поэта к няне, определять  роль эпитетов и метафор в создании словесной  картины, доказывать  принадлежность  стихотворения к лирике  как роду литературы Знать особенности  стихотворной сказки;  понимать систему образов, основные мотивы (добро и зло, противостояние  красоты внешней и  красоты душевной); уметь  отбирать материал для  характеристики героев Знать определение  понятий ритм, рифма  (перекрестная, парная,  опоясывающая), строфа,  17.10­22.10 17.10­22.10 17.10­22.10 24.10­29.10 24.10­29.10 24.10­29.10 20 понимать отличие речи  прозаической и  стихотворной,  аргументировать свой  ответ конкретными  примерами из изученных  произведений, объяснить  ритмическую и смысловую роль рифмы в  стихотворном  произведении; уметь,  используя текст  прозаической сказки и  сказки А.С.Пушкина,  показать разницу между  прозаической и  стихотворной речью Отработать умение делать  сравнительную  характеристику  персонажей, определять  сходство и отличия  русской народной и  литературной сказок,  сопоставлять  литературные сказки со  сходным сюжетом,    объяснять отношение  автора к изображаемому Выработать умение  работать с лексикой и  ритмом сказки, проводить  работу по стилистике  сказки, определять  музыкальность  пушкинской сказки Выработать умение   восстанавливать  деформированный текст,  чувствовать логику текста  Выработать умение   разбивать большие абзацы  на более маленькие  отрывки, правильно  интонировать, верно  понимать смысловые  отрывки  Умение находить  фантастическое и  достоверно­реальное в  31.10­03.11 31.10­03.11 14.11­19.11 14.11­19.11 14.11­19.11 27. Помощники царевны.  Народная мораль,  нравственность Р/р Королевич  Елисей.  Победа добра над злом.  28. 29. 30. В/ч Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и  Людмила» Антоний Погорельский.  Страницы биографии.  Сказка «Черная курица,  или Подземные жители» 31. Фантастическое и  достоверно­реальное в  сказке Нравоучительное  21 содержание 32. 33. М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение  «Бородино» Образ простого солдата – защитника Родины в  стихотворении  «Бородино» 34. 35. Н.В.Гоголь. Слово о  поэте. Сюжет повести  «Заколдованное место» Реальное и  фантастическое в сюжете повести. Н.В.Гоголь «Вечера на  хуторе близ Диканьки». 36. 21.11­26.11 21.11­26.11 21.11­26.11 28.11­03.12 28.11­03.12 сказке, находить абзацы,  имеющие  нравоучительный характер Умение передать сюжет  стихотворения, объяснить, почему Лермонтов  построил стихотворение  как диалог. Умение  объяснять, какие  чувства объединяют  героев, автора и  читателей, какие  изобразительно­ выразительные средства   использует автор,  описывая батальные  сцены, через чтение  передать патриотический  пафос стихотворения,  почувствовать слияние  эпического и личностного  («мы» и «я») в речевом и  образном строе  стихотворения   Иметь представление о  жанре повести;  анализировать своеобразие языка произведения Уметь определять роль  понятий в повести,  выделять смысловые части художественного текста,  составлять план,  пересказывать по плану,  характеризовать речь  рассказчика, объяснять,  как Гоголь сочетает в  повести обыденное и  фантастическое, страшное и смешное Знать, какие еще повести  входят в сборник «Вечера  на хуторе близ Диканьки» Иметь общее  представление об их  содержании,  художественном  своеобразии; уметь  строить монологическое  высказывание,  22 37. 38. 39.  Контрольная работа   № 1по произведениям 1­ ой половины 19 века. «Есть женщины в русских селеньях…» ­ отрывок из  поэмы «Мороз, Красный  нос». Мир детства в  стихотворении  «Крестьянские дети». 40. 41. И.С.Тургенев. Слово о  писателе. История  создания рассказа  «Муму».  История отношений  Герасима и Татьяны.  Герасим и его окружение. Герасим и Муму.  Счастливый год. 42. пересказывать эпизоды Знать содержание  изученных произведений,  определения теоретико­ литературных понятий Уметь находить в тексте  примеры используемых  видов рифм Уметь определять  авторскую позицию, роль  эпитетов и сравнений в  поэтическом описании  крестьянских детей,  выделять события,  которые происходят в  настоящем времени и в  прошлом, объяснять,  почему рассказ поэта об  эпических событиях  прерывается его  лирическими  воспоминаниями  Соотносить описания  быта и нравов  крепостнической России в  рассказе со знаниями об  этом периоде из истории Значение понятий  крепостного права,  крепостничества, сюжета  рассказа. Влияние на  человека барства и  рабства. знать сюжет рассказа,  понимать духовные и  нравственные качества  Герасима; уметь  сопоставлять главного  героя с его окружением,  давать характеристику  героя по его поступкам,  поведению, использовать  цитаты из текста в связном ответе, составлять план  характеристики героя  Сопоставлять главного  героя с окружающими,  составлять его  характеристику,  28.11­03.12 05.12­10.12 05.12­10.12 05.12­10.12 12.12­17.12 12.12­17.12 23 использовать цитаты из  текста в связном ответе. Знать, уметь  охарактеризовать героев  повести, давать оценку их  поступкам, определять и  формулировать роль  пейзажа, сравнений; знать  композицию. Знать, уметь  охарактеризовать героев  повести, давать оценку их  поступкам, определять и  формулировать роль  пейзажа, сравнений; знать  композицию. Уметь сопоставлять  главного героя с его  окружением, давать  характеристику героя по  его поступкам, поведению, использовать цитаты из  текста в связном ответе,  составлять план  характеристики героя Умение выполнять работу над ошибками, выделять в  отдельные случаи группы  фактических,  стилистических, речевых и грамматических ошибок Уметь определять, какие  художественные приемы  использует автор для  описания природы,  анализировать лирическое  произведение,  выразительно читать,  передавать при помощи  интонации впечатления от  быстро меняющихся  картин и состояний  природы; понимать  авторское отношение к  природе. Уметь  оперировать  понятиями при анализе  произведения, определять  главных сюжетных героев,  Осада каморки Герасима. Прощание с Муму.  43. 44. Р/р Духовные и  нравственные качества  Герасима – сила,  достоинство,  сострадание,  великодушие,  трудолюбие.  Р/р Анализ сочинений.  Работа над ошибками. 45.  46. А.А.Фет. Слово о поэте.  Стихотворение  «Весенний дождь». 47. Л.Н.Толстой. Рассказ­ быль «Кавказский  пленник». Сюжет  рассказа. 12.12­17.12 19.12­24.12 19.12­24.12 19.12­24.12 26.12­29.12 24 48. Жилин и Костылин – два  разных характера, две  разные судьбы. Странная дружба Жилина и Дины.  49. Р/р Краткость и  выразительность языка  рассказа.  Р/р Как работать над  сочинением «Жилин и  Костылин: разные  судьбы» А.П.Чехов. Слово о  писателе. «Хирургия» 50. 51. 52. В/ч Юмор и сатира в  творчестве А.П.Чехова 53. 26.12­29.12 11.01­14.01 11.01­14.01 11.01­14.01 16.01­21.01 16.01­21.01 их роль в произведении,  специфику жанра;  понимать различие между  былью Н.В.Гоголя и былью Л.Н.Толстого Знать понятия «герой»,  «сопоставление»,  «противопоставление»,  средства раскрытия  характеров действующих  лиц (поступки, портрет,  пейзаж, авторская оценка) Способность передавать  содержание прочитанного  текста; владение  монологической и  диалогической речью. Совершенствовать навыки  устного и письменного  высказывания Умение  работать над  типом речи рассуждением, над композицией  сочинения Передавать содержание  рассказа, акцентируя  внимание на речь героя, на его действиях; понимать,  на чем основан юмор  рассказа, определять,  какими средствами  писатель создает  юмористические ситуации Умение определять такие  приемы юмористической и сатирической оценки  героев в рассказах Чехова, как говорящие фамилии,  грустный взгляд сквозь  веселый смех, отсутствие  пейзажа как средства  характеристики героя,  выразительность, яркость  художественной детали,  контрастность образов,  сценичность диалога,  динамичность  повествования,  индивидуальность речи характеризовать  25 особенности сюжета,  композиции,  изобразительно­ выразительных средств;  выявлять авторскую  позицию. Русские поэты 19 века о Родине ­ 2 ч. 54. Образы природы в  русской поэзии. Образ  весны. Ф.И.Тютчев,  А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин,  Ф.И.Тютчев  Владеть навыками анализа поэтического  произведения (уметь  определять тему, идею,  значение заголовка,  находить средства  художественной  выразительности,  понимать их роль в  стихотворении,  особенность звукового  оформления, рифму,  определять  настроение,  которым проникнуто  стихотворение). Знать план анализа  лирического произведения Уметь сравнить  произведение Бунина со  стихотворениями русских  поэтов о родной природе и родине; объяснить, что их  сближает, сопоставить  произведение  художественное с  живописным полотном,  проникнуться особым  сочувствием к косцам,  понимать их удаль и  свободу, их чувство любви к родной стороне Наблюдать за  художественными  средствами, создающими  образ одинокого ребенка;  уметь объяснять роль  пейзажа, портрета,  сравнения в описании  Васи, причины отчуждения между Васей и его отцом,  16.01­21.01 23.01­28.01 23.01­28.01 23.01­28.01 26 55. 56. Р/р Образы русской  природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ  стихотворения. И.А.Бунин: страницы  биографии. Рассказ  «Косцы».  Русская литература 20 века 23 ч. 57. В.Г.Короленко.Слово о  писателе. «В дурном  обществе». 58. Повесть. Сюжет и  композиция повести          «В дурном обществе». Путь Васи к правде и  добру. 59. 60. 61. Глава «Кукла» ­  кульминация повести.  Простота и  выразительность языка  повести. Р/р Путь Васи к правде и  добру. Обучение работе  над сочинением. 30.01­04.02 30.01­04.02 30.01­04.02 06.02­11.02 характер Васи, его чуткую душу, попытки разорвать  круг одиночества Знать определение  понятий «композиция»;  «сюжет»; «повесть»; виды  эпических произведений;   Уметь выделять границы  эпизодов повести,  различать виды эпических  произведений, определять  особенности композиции  произведения Знать определение  понятия «композиция»;  Уметь объяснять роль  противопоставления  образов в повести,  причины различных  отношений между  родителями и детьми,  характеризовать  литературного героя на  основании его поступков,  определять роль портрета  и пейзажа в понимании  характеров героев,  позицию автора и его  отношение к  изображаемому, к героям,  в первую очередь к Васе,  определять особенности  композиции произведения Владеть монологической и диалогической речью;  выбирать и использовать  выразительные средства  языка.  Работать над сочинением  по конкретной теме,  выбранной  самостоятельно,  формулировать идею,   подбирать цитатный  материал,  аргументировать  собственную точку зрения, редактировать написанное  сочинение. Свободно  работать с текстом  27 62. С.А.Есенин. Слово о  поэте. Образ родного  дома в стихах Есенина. 63. Р/р Стихотворение            «С добрым утром!».  Самостоятельная работа  «Картинки из моего  детства». 64. 65. 66. 67. 68. 69. П.П.Бажов. Рассказ о  жизни и творчестве  писателя. «Медной горы  Хозяйка».  Язык сказа. Реальность и  фантастика в сказе.  В/ч «Малахитовая  шкатулка». Сказы  П.П.Бажова. К.Г.Паустовский:  страницы биографии.  Сказка «Теплый хлеб».  Герои сказки. Нравственные уроки  сказки «Теплый хлеб».  К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». изученного произведения. Уметь объяснять, почему  в одном стихотворении  ритм быстрый,  динамичный, в другом –  размеренный,  неторопливый; понимать,  каким настроением  окрашены стихотворения,  уметь передавать это  настроение в процессе  выразительного чтения Личностные понимание  роли поэзии в жизни  человека, умение владеть  навыками анализа  поэтического  произведения (уметь  определять тему, идею,  значение заголовка,  находить средства  художественной  выразительности,  понимать их роль в  стихотворении,  особенность звукового  оформления, рифму,  определять  настроение,  которым проникнуто  стихотворение). Умение отличать сказ от  сказки; пересказывать  сказ, аналитически читать Уметь находить в сказе  реальное и  фантастическое, давать  характеристику Степану Умение работать в группе; развивать творческие  способности учащихся Умение объяснять смысл  названия сказки Умение отличать  народную сказку от  литературной Знать сюжет рассказа,  понимать  06.02­11.02 06.02­11.02 13.02­18.02 13.02­18.02 13.02­18.02 20.02­25.02 20.02­25.02 20.02­25.02 28 70. Р/р Умение видеть  необычное в обычном.  Лиризм описаний.  К.Г.Паустовского  «Теплый хлеб» 71. 72. С.Я.Маршак. Слово о  писателе. Пьеса­сказка  С.Я.Маршака  «Двенадцать месяцев» Положительные и  отрицательные герои.  Художественные  особенности пьесы­ сказки 73. Роды и жанры  литературы. Герои пьесы­ сказки.  взаимоотношения героев;  уметь объяснять смысл  названия рассказа, роль  зайца в судьбе внука деда  Лариона, роль описания  природы в пони ­мании  событий, изображенных в  рассказе Строить устные и  письменные высказывания  в связи с изученным  произведением Умение видеть необычное  в обычном,  выразительность и  красочность языка, лиризм описаний, находить  эпитеты и сравнения в  сказке, анализировать  текст Умение отличать пьесу от  других произведений,  читать драматическое  произведение Уметь характеризовать  героев, их характеры,  изменение их поведения в  зависимости от ситуации;  понимать  гуманистическую идею  сказки, ее связь с русским  фольклором, уметь  объяснять, что достигает  автор сочетанием  фантастического и  реального в пьесе,  сопоставлять сказку  Маршака с народными  сказками, со «Снежной  королевой» Г.Х.  Андерсена Знать роды и жанры  литературы;   Знать понятия  сопоставление,  противопоставление»;  средства раскрытия  характеров действующих  лиц (поступки, портрет,  пейзаж, авторская оценка) 27.02­04.03 27.02­04.03 27.02­04.03 06.03­11.03 29 74. А.П.Платонов. Слово о  писателе. Маленький  мечтатель Андрея  Платонова в рассказе  «Никита» 75. Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого  труда в рассказе  «Никита».  76. В.П.Астафьев: детство  писателя. «Васюткино  озеро» Сюжет рассказа,  его герои Человек и природа             в рассказе 77. 78. Р/р Сочинение « Тайга,  наша кормилица, хлипких не любит».  06.03­11.03 06.03­11.03 13.03­18.03 13.03­18.03 13.03­18.03 Понимать поведение  главного героя, общение  его с окружающим миром  природы, простоту и  человечность рассказа, его диалогичность,  трогательный образ  фантазера Никиты,  фантастический мир  детской души Отличать язык Платонова  от языка других писателей Уметь выделять в  содержании главное и  делать выводы, находить  ключевые фразы,  проводить сравнительный  анализ произведений Уметь охарактеризовать  чувства и поведение  мальчика, его состояние,  используя авторскую  лексику; понимать смысл  заглавия, значение картин  природы Понимать роль природы в  жизни человека, понимать  отношение Васютки к  окружающему миру;  умение объяснять:  поведение героя в лесу,  какие качества характера  помогают ему бороться со  страхом, как меняется  отношение мальчика к  природе на протяжении  всего повествования,  каково авторское  отношение к  изображаемому (роль  пейзажа, метафор,  сравнений в понимании  характера Васютки)­  Работать над сочинением  по конкретной теме,  выбранной  самостоятельно,  формулировать идею,   подбирать цитатный  материал,  30 79.  80 81. Поэтическая летопись  Великой Отечественной  войны. А.Т.Твардовский.  «Рассказ танкиста» Подвиг бойцов крепости­ героя Бреста.  К.М.Симонов. «Майор  привез мальчишку на  лафете…».  Р/р Великая  Отечественная война в  жизни моей семьи аргументировать  собственную точку зрения, редактировать написанное  сочинение. Свободно  работать с текстом  изученного произведения. Поэты о ВОВ (1941 ­ 1945) 3 ч. Умение владеть навыками  анализа поэтического  произведения (уметь  определять тему, идею,  значение заголовка,  находить средства  художественной  выразительности,  понимать их роль в  стихотворении,  особенность звукового  оформления, рифму,  определять  настроение,  которым проникнуто  стихотворение) Умение владеть навыками  анализа поэтического  произведения (уметь  определять тему, идею,  значение заголовка,  находить средства  художественной  выразительности,  понимать их роль в  стихотворении,  особенность звукового  оформления, рифму,  определять  настроение,  которым проникнуто  стихотворение) Понимание роли поэзии в  жизни человека Умение владеть навыками  анализа поэтического  произведения (уметь  определять тему, идею,  значение заголовка,  находить средства  художественной  выразительности,  понимать их роль в  стихотворении,  особенность звукового  20.03­24.03 20.03­24.03 20.03­24.03 31 оформления, рифму,  определять  настроение,  которым проникнуто  стихотворение). Писатели и поэты 20 века  о Родине ­ 3 ч. 82. Стихотворения  И.А.Бунина. «Помню –  долгий зимний вечер…»  83. Картина В.М.Васнецова  «Аленушка».  А.А.Прокофьев  «Аленушка» («Пруд  заглохший весь в зеленой  ряске…»). Д.Б.Кедрин  «Аленушка» («Стойбище  осеннего тумана..») 84. Н.М.Рубцов. «Родная  деревня».  Дон­Аминадо. «Города и  годы» 03.04­08.04 03.04­08.04 03.04­08.04 Уметь выразительно  читать стихотворения,  зрительно представлять  картины, которые  воссоздают поэты,  находить художественные  средства, помогающие  авторам передать свое  настроение, уметь  определить их роль  Понимание роли поэзии в  жизни человека Умение владеть навыками  анализа поэтического  произведения (уметь  определять тему, идею,  значение заголовка,  находить средства  художественной  выразительности,  понимать их роль в  стихотворении,  особенность звукового  оформления, рифму,  определять  настроение,  которым проникнуто  стихотворение).  Умение владеть навыками анализа поэтического  произведения (уметь  определять тему, идею,  значение заголовка,  находить средства  художественной  выразительности,  понимать их роль в  стихотворении,  особенность звукового  оформления, рифму,  определять  настроение,  которым проникнуто  стихотворение). Саша Черный. Рассказы  «Кавказский пленник»,  Уметь сжато  пересказывать,   85. 10.04­15.04 Писатели улыбаются 2 ч. 32 86. «Игорь­Робинзон». Юмор В/ч Стихотворения­ шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба­ кит». 10.04­15.04 инсценировать   Умение владеть  навыками анализа  поэтического  произведения (уметь  определять тему, идею,  значение заголовка,  находить средства  художественной  выразительности,  понимать их роль в  стихотворении,  особенность звукового  оформления, рифму,  определять  настроение,  которым проникнуто  стихотворение). Зарубежная литература 8 ч. 87, 88 Даниэль Дефо. Слово о  писателе. «Робинзон  Крузо» 89. Х.К.Андерсен и его  сказочный мир. Сказка  «Снежная королева» Два мира сказки  «Снежная королева»  90. 10.04­15.04 17.04­22.04 17.04­22.04 Уметь воспроизводить все приключения и события в  жизни Робинзона;  понимать авторское  отношение к  изображаемому, глубокое  уважение к человеческому труду, изображение труда  как основы жизни Знать, в чем заключается  своеобразие  художественного мира  Андерсена­сказочника,  определяемого эпохой,  национальными  особенностями и личной  судьбой писателя;  события его жизни,  повлиявшие на выбор  замысла сказок Доказывать, используя  примеры из текста, каким  Андерсен представляет  мир, который любит,  какой мир ему  противопоставляет; давать характеристику героям с  опорой на текст,  объяснять, какие черты  народной сказки  использует сказочник;  33 91.   92. В/ч Писатели­сказочники и их герои Марк Твен. Слово о  писателе. «Приключения  Тома Сойера». Жизнь и  заботы Тома Сойера Том Сойер и его друзья   93. 94 Джек Лондон. Трудная,  но интересная жизнь  (слово о писателе).  «Сказание о Кише» 95. Обобщение изученного  материале за курс 5 класс 96. Контрольная работа           № 2 по курсу литературы  20  века 97 ­ 101 Уроки внеклассного  чтения выявлять общее и  отличительное при  сопоставлении сказки  Андерсе на со сказкой  Пушкина Знать сюжеты сказок,  выбранных для  самостоятельного чтения,  их авторов Уметь пересказывать  текст, составлять рассказ  о Томе (кто он такой, где  живет, кто его семья,  каковы его заботы,  переживания), оценивать  его поступки,  сопоставлять текст с  иллюстрацией художника Уметь отобрать эпизоды,  помогающие ярче увидеть  характер Тома, его  взаимоотношения с  друзьями; проследить, как мальчишеское озорство и  неуемная фантазия Тома  сменяются мужеством и  находчивостью перед  лицом смертельной  опасности Умение охарактеризовать  героев, давать оценку их  поступкам, определять и  формулировать роль  пейзажа, сравнений; знать  композицию повести.  Знать  изученные  литературоведческие  понятия, уметь  применять их на практике; знать  биографию поэтов и  писателей Знать содержание  изученных произведений,  определения теоретико­ литературных понятий Умение охарактеризовать  героев, давать оценку их  поступкам, определять и  формулировать роль  пейзажа, сравнений; знать  17.04­22.04 24.04­29.04 24.04­29.04 24.04­29.04 01.05­06.05 01.05­06.05 08.05­13.05 15.05­20.05 34 102. Подведение итогов года.  Рекомендации на лето. Резервные уроки 103 ­ 105. 22.05 композицию повести. Умение высказывать  мнение о самостоятельно  прочитанных  произведениях,  аргументируя свой ответ  (определять жанр  произведения, его тему,  идею, замысел автора,  взаимоотношения героев),  защищать иллюстрации к  любимым произведениям,  уметь выбрать эпизод для  инсценирования и  объяснить его роль в  композиции  художественного  произведения 24.09­30.05 Перечень учебно­методического обеспечения. Для учащихся: 1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. ­ М.: Дрофа, 2007. 2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник­хрестоматия для 5 класса: В 2ч. ­ М.:  Просвещение, 2009. 3. Рабочая тетрадь к УМК под редакцией Ахмадуллиной 4. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD­PОМ /  Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. ­ М.: Просвещение, 2014. 5. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5­9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995. Для учителя: Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5­11 классы (Базовый  уровень)М: «Просвещение» 2012 1. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по  литературе. 5 класс. ­ М.: ВАКО, 2014. 35 2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного под¬хода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. ­ М.: Вербум ­ М.,  2014. 3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5­9 классы. ­  М.: Дрофа, 2014. 4. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к  учебни¬ку­хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Еременко. ­ М.:  Изд­во «Экза¬мен», 2010. 5. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5  класс. ­ Изд. 3­е, исправл. и дополн. ­ М: ВАКО, 2010. 6. Калганова Т.А. Литература: Сборник упражнений: 5 класс. ­ М.: Просвещение, 2010. 7. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. ­ М.: Просвещение, 2005. 8. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. ­ М.:  Просвещение, 2014.  9. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др.  «Литература. 5 класс». ­ М.: Издательство «Экзамен», 2013.  10. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5­7 классы. — М.: Дрофа, 2010. 36

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2018