КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКОЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО)
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русский язык
1 кл
20.07.2019
При составлении рабочей программы по учебному предмету «Обучение грамоте (письмо)» были использованы:
Русский язык: 1-4 кл.: примерная программа начального общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. 3-е изд.,- М. «Просвещение» 2011. (Стандарты второго поколения)
Сборник рабочих программ УМК «Школа России» (1-4 классы). Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М. «Просвещение», 2011 год.
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
социокультурная цель - изучение русского языка - включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
письм.docx
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1
ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При составлении рабочей программы по учебному предмету «Обучение грамоте (письмо)»
были использованы:
Русский язык: 14 кл.: примерная программа начального общего образования для
общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Грабовая Г.С., Седова
Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. – 3е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий
РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Начальная школа. 3е изд., М. «Просвещение» 2011. (Стандарты второго поколения)
Сборник рабочих программ УМК «Школа России» (14 классы). Пособие для учителей
общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение», 2011 год.
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует
познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями
науки о языке и формирование на этой основе знаковосимволического восприятия и
логического мышления учащихся;
социокультурная цель
изучение русского языка включает формирование
коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи,
монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма
как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе
необходимо решение следующих практических задач:
* развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с целями, задачами и условиями общения;
* освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского
языка;
* овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге,
составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты описания и
текстыповествования небольшого объёма; 2
* воспитание у учеников позитивного эмоциональноценностного отношения к русскому
языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой
основе знаковосимволического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной
речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного
письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач
образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение
основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и
структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфеме (состав слова),
морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и
читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания
и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к русскому языку, чувства
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного
интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на
формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие
речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического
слуха, осуществление грамматикоорфографической пропедевтики. Задачи обучения
грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение
письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и
письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх
его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного
(заключительного). 3
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования.
Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие
интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению
начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и
говорения. Стоят и другие задачи – приобщение к учебной деятельности, приучение к
требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с
осмысления его номинативной функции в различных коммуникативноречевых ситуациях, с
различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У
первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается
фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной
звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с
использованием схеммоделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог,
«читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву
ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные
представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять
гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к
положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а
затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их
буквенных обозначений, последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; происходит
знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не
обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в
непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают
два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как
говорю); работают со слоговыми таблицами и слогамислияниями; осваивают письмо всех
гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений,
небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) период – повторительнообобщающий этап. На данном
этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами,
формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы
сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений,
текстов. Обучающиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения
приветствия, благодарности, прощания и т. д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций
общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с
формированием коммуникативноречевых умений и навыков, с развитием творческих
способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой
происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного
чтения.
4
Обучение грамоте (письмо)
Цель курса — открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать чувство
сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова,
пробудить интерес (стремление) к его изучению.
Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о
русском языке как целостной системе. Учащиеся знакомятся с особенностями двух форм
речи — уст ной и письменной, звукобуквенным составом, лексикограмматическим,
синтаксическим строем родного языка, орфографией и орфоэпией.
Содержание начального общего образования по учебному предмету
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей
речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение
основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с цепями и условиями общения для
эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической
формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь
внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в
соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение
нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие,
прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических
норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого
материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование
простых выводов на основе информации, содержащейся в ткете. Интерпретация и обобщение
содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и
структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения
грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований
к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с
изученными правилами. 5
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения.
Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков,
гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение
места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным
способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдостимягкости
согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости
предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую
гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответ
ствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний,
предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со
знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале
небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под
диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики
пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа
в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных
(заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с
соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо
под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных
графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их
порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
* раздельное написание слов;
* обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
* прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
* перенос слов по слогам без стечения согласных;
* знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при 6
его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по
серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове
ударных и безударных гласных туков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков,
определение парных и непарных по твёрдостимягкости согласных туков. Различение
звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкостиглухости согласных
звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный согласный; гласный
ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный непарный; согласный
звонкий глухой, парный непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков
и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдостимягкости согласных
звуков. Использование на письме разделительных ь и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в
словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса,
абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование
алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение
которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения
С помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о
прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и
анонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием родственные (однокоренные) слова».
Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Морфология. Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя
существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные.
Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» Имя
прилагательное. Значение и употребление в речи. Глагол. Значение и употребление в речи.
Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее
употребительными предлогами.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и
различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные
и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение
главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи
смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. 7
Планируемые результаты изучения курса « Русский язык»
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
* внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
* положительного отношения к урокам русского языка;
* уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам,
на которых говорят другие народы;
* интереса к языковой и речевой деятельности;
* представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях
русского народа;
* представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания,
отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
* первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе
выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;
* мотивов к творческой проектной деятельности.
Метапредментые результаты
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
* принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения
(определённому этапу урока) с помощью учителя;
* понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале
учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
* высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
* проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу
осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
* оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить
соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
* целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
* ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в
оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
* осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных
пособиях;
* понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в
том числе в электронном приложении к учебнику);
* работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица,
схема) под руководством учителя;
* понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые
факты, сведения и другую информацию;
* преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную
форму под руководством учителя; 8
* понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
* составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
* анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков,
осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
* осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по
заданному признаку (под руководством учителя);
* делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
* подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово,
обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и
др.);
* проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под
руководством учителя).
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных
УУД:
* слушать собеседника и понимать речь других;
* оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
* принимать участие в диалоге;
* задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
* принимать участие в работе парами и группами;
* договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
* признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
* оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении
правила вежливости.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы:
* представление о русском языке
* представление о значимости языка и речи в жизни людей;
* представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики,
орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
* практические умения работать с языковыми единицами;
* представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии,
пополнении словарного запаса русского языка;
* представление о правилах речевого этикета;
* адаптация к языковой и речевой деятельности. 9
Календарнотематическое планирование по обучению грамоте (письмо)
№
(4 часа в неделю)
Тема
Добукварный период
1
2
Пропись — первая учебная тетрадь.
Элементы прописи. Знакомство с шариковой ручкой и правилами обращения с ней при
письме. Правила посадки при письме. Знакомство с разлиновкой прописи.
Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.
Письмо элементов букв (полуовал, прямая наклонная короткая линия, короткая
наклонная линия с закруглением влево, петля), узоров, бордюров
3 Письмо овалов и полуовалов.
4
Составление предложений к иллюстрациям прописи. Обозначение изображённых
предметов словом. Модели предложения.
Рисование бордюров.
Штриховка и обводка предметных рисунков. Воспроизведение сказки по серии
сюжетных картинок.
5 Письмо длинных прямых наклонных линий. Знак ударения в схемемодели
слова. Воспроизведение эпизода сказки по иллюстрации
6 Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево,
стр
Дат
а
4-5
6-7
8
9-10
11-
12 вправо).
7 Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево,
вправо).
8 Письмо овалов больших и маленьких, их чередование.
9 Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование.
Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и
вправо.
10 Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо.
Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и
закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху
и внизу.
11 Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо
полуовалов, их чередование. Письмо овалов.
Конструирование из отдельных элементов известных учащимся букв (е). Составление
рассказов по иллюстрациям прописи
Букварный период
12 Строчная и заглавная буквы А, а.
Заглавная буква в именах собственных
13 Строчная и заглавная буквы О, о.
Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв . Письмо
предложения. Обозначение границ предложения на письме. Заглавная буква в именах
собственных
14 Строчная буква и.
Подбор слов со звуком [и], запись некоторых из них. Комментированное письмо слов и
предложений.
15 Заглавная буква И.
Работа по развитию речи: составление устного рассказа по опорным словам,
содержащим изученные звуки. Запись с комментированием некоторых слов. Заглавная
буква в именах собственных.
16 Строчная буква ы.
Подбор слов со звуками [ы], [и], сравнение произношения и написания слов с этими
звуками/буквами. Комментированное письмо слов и предложений.
17 Строчная и заглавная буквы У, у.
10
13
14-15
16-
17
18,
19
20
21-23
25-28
29-30
31-32
33-36
37-40
Письмо предложений. Обозначение границ предложения на письме. Закрепление
изученных звуков и букв.
Строчная буква н.
Сравнение печатной и письменной буквЗаглавная буква в именах собственных. Письмо
предложений с комментированием.
Сравнение строчной и заглавной букв. Слогозвуковой анализ слов со звуками [н], [н’]. . 43-44
41-42
19 Заглавная буквы Н, н.
18 11
20
Письмо слогов и слов с буквами Н, н.
Строчная и заглавная буквы С, с.
Письмо слогов и слов с буквами С, с. Заглавная буква в именах собственных.
Деформированное предложение. Запятая в деформированном предложении.
Списывание с письменного шрифта. Письмо под диктовку. Работа по развитию речи:
составление устного рассказа по заданной учителем теме
21 Строчная буква к.
Письмо слогов и слов с буквой к. Списывание предложений. Повествовательная и
восклицательная интонация.
22 Заглавная буква К.
Заглавная буква в именах собственных. Оформление интонации на письме.
Интонирование различных предложений. Границы предложения. Дефис.
23 Строчная и заглавная буквы Т, т
Письмо слогов и слов с буквами Т, т. Списывание предложений с письменного шрифта.
Создание письменных текстов.
24 Строчная и заглавная буквы Л, л.
Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого
звуковой анализ слов со звуками [л], [л’]. Письмо слогов и слов с буквами Л, л.
25 Повторение и закрепление изученного. Двоеточие. Кавычки. Восстановление
деформированного предложения. Работа по развитию речи: составление и запись текста
из 2—3 предложений по теме, предложенной учителем. Самооценка
26 Строчная буква р. Заглавная буква Р. Сравнение строчной и заглавной букв.
Сравнение печатной и письменной букв. Письмо слогов и слов. Письменный ответ на
вопрос.
27 Строчная буква в.
Запись и интонирование предложений, различных по цели высказывания и интонации.
28 Строчная и заглавная буквы В, в. Письменный ответ на вопрос.
29 Строчная буква е. Сравнение печатной и письменной букв. Слогозвуковой анализ
слов со звуками [й’э], [’э].
30 Заглавная буквы Е, е.
Сравнение строчной и заглавной букв. Двойная роль буквы е. Обозначение буквой е
мягкости предыдущего согласного на письме. Письмо слогов и слов с буквами Е, е.
31 Строчная и заглавная буквы Е, е.
Бордюры. Списывание с письменного шрифта. Составление ответа на поставленный в
тексте вопрос.
32 Строчная буква п. Дополнение предложений словами по смыслу. Оформление
границ предложения. Списывание с печатного шрифта. Письменный ответ на вопрос.
33 Заглавная буква П. Закрепление изученного. Работа по развитию речи:
составление и запись текста из 2—3х предложений на тему, сформулированную
самими учащимися
34 Строчная и заглавная буквы М, м.
Письмо элементов буквы М в широкой строке безотрывно. Дополнение предложений
словами по смыслу. Запись и интонирование вопросительных предложений. Списывание
45-48
49-50
51-52
53-58
59-61
62-64
65-68
69,70
71-72
73-74
75-76
77-78
79-80
81-83
85-89 12
с печатного шрифта. Письменные ответы на вопросы. Разгадывание ребусов.
35 Строчная буквы з.
Письмо слогов и слов с буквой з. Упражнения в правильном соединении букв. Письмо
слогов и слов с изученными буквами. Работа по развитию речи: составление
письменного текста.
36 Заглавная буква З .
Письмо элементов буквы З в широкой строке безотрывно. Письмо строчной и заглавной
букв З, з. Дополнение содержания письменного текста. Письмо под диктовку.
Словарная работа
37 Строчная буква б. Сравнение печатной и письменной букв. Слогозвуковой
анализ слов со звуками [б], [б’].
38 Заглавная буква Б. Сравнение строчной и заглавной букв. Письмо слогов и слов с
буквами Б, б.
39 Строчная и заглавная буквы Б, б. Рисование бордюров в широкой строке
безотрывно. Наблюдение за изменением формы числа существительного.
40 Строчная буква д. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и
письменной букв. Слогозвуковой анализ слов со звуками [д], [д’]. Письмо слогов и
слов с буквами Д, д.
41 Заглавная буква Д. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Рисование
бордюров в широкой строке безотрывно. Списывание с печатного текста.
42 Строчная и заглавная буквы Д, д. Письмо слогов и слов с изученными буквами
Работа по развитию речи: составление рассказа с использованием поговорки.
43 Строчная буква я. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и
письменной букв. Слогозвуковой анализ слов со звуками [й’а], [’а]. Двойная роль
буквы я. Обозначение буквой я мягкости предыдущего согласного на письме.
44 Заглавная буква Я. Слогозвуковой анализ слов со звуками [й’а], [а]. Двойная роль
буквы я. Обозначение буквами а, я твёрдости и мягкости предыдущего согласного на
письме. Письмо слогов и слов с буквами Я, я.
45 Строчная и заглавная буквы Г, г. Сравнение строчной и заглавной букв. Слого
звуковой анализ слов со звуками [г], [г’]. Письмо слогов и слов с буквами Г, г.
46 Проверим себя и оценим свои достижения
47 Строчная буква ч. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в
широкой строке безотрывно. Слогозвуковой анализ слов со звуком [ч’]. Правописание
ча, чу. Письмо слогов и слов с буквой ч
48 Заглавная буква Ч. Работа по развитию речи: составление предложений о героях
рассказа А. Гайдара «Чук и Гек». Работа с пословицей
49 Буква ь. Сравнение печатной и письменной букв. Слогозвуковой анализ слов с ь.
91-93
94-96
97-99
100-
101
102
104
105,
106
107
108
109
110
111
113
114
118
119
121
122
4-7
8-10
11,16
Обозначение мягким знаком мягкости предыдущего согласного. Письмо слогов и слов с
буквой ь в конце и середине слова. Тире.
17,19
50 Строчная буква ш. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров
51 Заглавная буква Ш. Сравнение строчной и заглавной букв. Письмо слогов и слов с 20,24
в широкой строке безотрывно. Слогозвуковой анализ слов со звуком [ш]. 13
буквами Ш, ш. правописание сочетания ши.
52 Строчная буква ж. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в
широкой строке безотрывно. Слогозвуковой анализ слов со звуком [ж].
53 Заглавная буква Ж.
Сравнение строчной и заглавной букв. Письмо слогов и слов с буквами Ж, ж.
54 Строчная буква ё. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в
широкой строке безотрывно. Слогозвуковой анализ слов со звуками [й’о], [’о].
Двойная роль йотированного ё в начале слова и после гласной.
55 Заглавная буква Ё. Сравнение строчной и заглавной букв. Рисование бордюров в
широкой строке безотрывно. Слогозвуковой анализ слов со звуками [й’о], [’о].
Двойная роль йотированного ё в начале слова и после гласной.
56 Строчная и заглавная буквы Й, й. Сравнение строчной и заглавной букв.
Сравнение печатной и письменной букв. Рисование верхнего элемента букв Й, й в
широкой строке. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слогозвуковой
анализ слов со звуком [й’]. Письмо слогов и слов с буквой й.
57 Строчная буква х. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в
широкой строке безотрывно. Слогозвуковой анализ слов со звуками [х], [х’].
58 Заглавная буквы Х.
Сравнение строчной и заглавной букв. Письмо слогов и слов с буквами Х, х.
59 Строчная буква ю. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в
широкой строке безотрывно. Рисование узоров в широкой строке.
60 Заглавная буква Ю. Сравнение строчной и заглавной букв. Слогозвуковой анализ
слов со звуками [й’у], [’у]. Письмо слогов и слов с буквами Ю, ю.
61 Строчная и заглавная буквы Ц, ц. Тире. Двоеточие. Классификация понятий.
Работа по развитию речи. Письмо элементов изученных букв. Рисование бордюров в
широкой строке.
62 Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами.
Письмо букв Ц, ц и других изученных букв. Письмо предложений с использованием
слов с изученными буквами. Правописание гласных после ц.
63 Строчная буква э. Письмо слогов и слов с буквой, э. именах.
64 Заглавная буква Э. Письмо слогов и слов с буквой Э. Письмо имен.
65 Строчная буква щ. Сравнение печатной и письменной букв. Слогозвуковой
анализ слов со звуком [щ’]. Соотношение звучания и написания слогов ща, щу.
66 Заглавная буква Щ. Работа по развитию речи. Сравнение строчной и заглавной
букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слогозвуковой анализ слов со звуком
[щ’].
67 Строчная буква ф. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюрных
узоров в широкой строке
68 Заглавная буква Ф. Сравнение строчной и заглавной букв. Запись предложений под
диктовку с предварительным разбором.
69 Строчные буквы ь, ъ. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование
бордюрных узоров в широкой строке. Слогозвуковой анализ слов, пишущихся с ь и ъ.
25,27
28,30
31-32
33-34
35-38
39-41
42-46
47,48
49,50
51-53
54-56
57-59
60-62
63-67
68-70
71-72
73-74
75-77 Письмо слов с буквами ь, ъ.
70 Строчные буквы ь, ъ.
Слогозвуковой анализ слов, пишущихся с ь и ъ. Письмо слов с буквами ь, ъ.
71 Повторение написания строчных и заглавных букв с Аа, Бб.
Письмо под диктовку изученных букв, слогов, слов, предложений. . Списывание с
печатного шрифта.
72 Повторение написания строчных и заглавных букв с Вв.
Письмо под диктовку изученных букв, слогов, слов, предложений. Списывание с
печатного шрифта.
Послебукварный период
73 Повторение написания строчных и заглавных букв Нн, Кк.
Списывание с печатного шрифта. Письмо под диктовку изученных букв, слогов, слов,
предложений.
74 Повторение написания строчных и заглавных букв Шш, Щщ.
Письмо под диктовку. Списывание с печатного шрифта.
75 Повторение написания строчных и заглавных букв Жж, Хх.
Письмо под диктовку. Списывание с печатного шрифта.
76 Повторение написания строчных и заглавных букв Пп, Р,р, Г г.
Письмо под диктовку. Списывание с печатного шрифта.
77 Письмо слогов и слов с буквой Ь в конце и середине слова.
Работа по развитию речи: составление и запись текста из 2—3х предложений на тему,
сформулированную самими учащимися.
78 Письмо слогов и слов с буквой Ъ в конце и середине слова.
Работа по развитию речи: составление и запись текста из 2—3х предложений на тему,
сформулированную самими учащимися.
79 Способы обозначения звука [й’] на письме, двойной роли букв Е, Ё, Ю,
Я. Списывание с печатного шрифта.
80 Способы обозначения звука [й’] на письме, двойной роли букв Е, Ё, Ю,
Я. Списывание с печатного шрифта.
81 Повторение написания строчных и заглавных букв Пп, Тт.
Письмо под диктовку. Списывание с печатного шрифта.
82 Повторение написания строчных и заглавных букв Оо, Юю.
Письмо под диктовку. Списывание с печатного шрифта.
83 Повторение написания строчных и заглавных букв Уу Ии.
Письмо под диктовку. Списывание с печатного шрифта.
84 Повторение написания строчных и заглавных букв Ээ, Сс.
Письмо под диктовку. Списывание с печатного шрифта.
85 Повторение написания строчных и заглавных букв Цц,Чч.
Письмо под диктовку. Списывание с печатного шрифта.
86 Повторение написания строчных и заглавных букв Мм, Лл.
14
78-80
81
82-83
84-85
86-87
88
92-93
94
95
96
97
98
100
102
104
106 15
Дата
Письмо под диктовку. Списывание с печатного шрифта.
87 Повторение написания буквы ы . Письмо под диктовку. Списывание с
печатного шрифта.
88 Повторение написания строчных и заглавных букв Фф. Письмо под
107
108
диктовку. Списывание с печатного шрифта
89 Упражнение в списывании текста с печатного шрифта.
Списывать предложения с печатного шрифта.
90 Упражнение в списывании текста с печатного шрифта.
Списывать предложения с печатного шрифта.
91 Запись текстов под диктовку.
Записать предложения под диктовку с предварительной подготовкой.
92 Запись текстов под диктовку.
Записать предложения под диктовку с предварительной подготовкой.
Календарнотематическое планирование по русскому языку
№
Тема
Тема 1. Наша речь Текст, предложение, диалог. (8 ч)
1 Язык и речь. Русский языкродной язык русского народа.
2 Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте.
Заголовок текста.
3 Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Связь слов
в предложении.
4 Диалог. Оформление предложений в диалогической речи. Знаки препинания
конца предложений.
5 Слово. Роль слов в речи. Составление текста по рисунку и опорным
словам.
6 Слованазвания предметов. признаков, действий, предметов и явлений.
7 Тематические группы слов. Слова названия предметов, отвечающие на
вопрос что? и кто? Вежливые слова .
8 Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по
значению.
Тема 2. Слово и слог. Ударение (6 ч)
3-4
5-8
9
11-12
14-18
19-21
22
24-28
слов на слоги.
9 Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица. Деление
32-
36
38-
10 Слово и слог. Выделение слогов в слове. Анализ слоговых моделей слов.
41
11 Перенос слов. Правила переноса слов. Наблюдение над словом как 42- средством создания словеснохудожественного образа.
12 Правила переноса части слова с одной строки на другую. Упражнение в
переносе слов.
13 Ударение. Знакомство с орфоэпическим словарём.
14 Ударение. Слогообразующая роль ударения.
Проверочный словарный диктант.
Тема 3. Звуки и буквы (17ч)
15 Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.
16 Звуки и буквы. Условные обозначения звуков.
17 Алфавит, или азбука. Значение алфавита.
18 Алфавит. Алфавитный порядок слов.
19 Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная
роль гласных букв, обозначающих гласные звуки .
20 Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
21 Слова с буквой э, которые пришли в наш язык из других языков. Словарь
иностранных слов.
22 Ударные и безударные гласные звуки. Наблюдение над обозначением
16
46
47-
49
52-
53
54-
57
65-
66
67
68
5-7
9-11
гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах.
проверяемого слова.
23 Ударные и безударные гласные звуки. Особенности проверочного и
12-
13
14-
24 Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы,
20
25 Обозначение гласных звуков буквами в безударных слогах двусложных слов. 22
24-
26 Наблюдение над словами, в которых написание буквы, обозначающей
28
обозначающие безударный гласный звук.
безударный гласный звук, проверить нельзя. Составление устного рассказа
по рисунку и опорным словам.
27 Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Проверочный
диктант
28 Согласные звуки. Слова с удвоенными согласными.
29 Буквы Й и И. Звук [й’ ] и звук [и ] .Перенос слов с буквой й .
30 Твёрдые и мягкие согласные звуки. Смыслоразличительная роль согласных
звуков.
31 Парные твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме
буквами е, ё, ю, я, и, ь.
29
31-
33
34-
36
37-
41
43-
47 17
Звуки и буквы (продолжение) ( 16ч )
32 Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами е, ё,
ю, я, и, ь.
33 Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.
34 Обозначение мягкости согласного звука на конце слова и в середине слова
буквой ь «мягкий знак». Перенос слов с мягким знаком.
35 Правописание слов с мягким знаком. Работа с текстом. Составление
текста из деформированных предложений с опорой на рисунок.
36 Особенности глухих и звонких согласных звуков. Проверочный диктант.
37 Парные звонкие и глухие согласные звуки. Непарные по глухостизвонкости
согласные звуки.
38 Наблюдение над обозначением парных по глухостизвонкости согласных
звуков буквами на конце слова.
39 Обозначение буквой парного по глухостизвонкости согласного звука на
конце слова.
40 Правописание слов с парным по глухостизвонкости согласным звуком на
конце слова.
Работа с текстом: определение темы, главной мысли, выбор из текста
части, соответствующей данным рисункам.
41 Шипящие согласные звуки. Непарные твёрдые и непарные мягкие шипящие
50-
53
54
57
60-
64
65-
67
68-
69
70-
73
74
звуки. Проект «Скороговорки».
42 Контрольное списывание
43 Слова с буквосочетаниями чк, чт, чн.
Работа с орфоэпическим словарём.
44 Правописание слов с буквосочетаниями жиши.
45 Правописание слов с буквосочетаниями чаща, чущу. Проверочный
диктант.
46 Заглавная буква (общее представление)
47 Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в географических
названиях, в кличках животных. Повторение изученного
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКОЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКОЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКОЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКОЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКОЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКОЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКОЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКОЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКОЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКОЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКОЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКОЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКОЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКОЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКОЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКОЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКОЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.