Каменоостровский цикл в лирике А.С. Пушкина

  • Научно-исследовательская работа
  • pptx
  • 16.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Каменоостровский цикл.pptx

Проблема «Каменоостровского цикла» в лирике А.С.Пушкина.

Выпускная квалификационная работа.

Выполнила студентка 502гр ФФ Краснова Ксения Игоревна.
Руководитель: Кормишина Наталья Николаевна, к.ф.н., доцент

Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»
Куйбышевский филиал

Факультет филологии
Кафедра литературы и методики преподавания

Цель работы:

исследование «Каменоостровского цикла» Пушкина с точки зрения его проблематики и композиционных особенностей.

Задачи исследования:

изучить понятие «цикл», «циклизация»;
исследовать принципы объединения стихотворений Пушкина, написанных в 1836 году;
раскрыть проблему состава цикла;
исследовать библейские мотивы «Каменоостровского цикла»;
проанализировать язык и стиль лирического цикла.

«Отцы пустынники и жены непорочны…»

Архаичная лексика - пустынники, жены, возлетать, дольних;
Морфология - непорочны, заочны;
Церковнокнижная фразеология - во области заочны, возлетать сердцем;
Старая символика - бури, битвы.
Все это не мешает тексту быть современным узусу пушкинского времени.

«Как с древа сорвался предатель ученик…»

Наличие «высокой» и «низкой» лексики:
с древа сорвался - высокое или поэтическое (древо) и разговорно-сниженное (сорвался, упал);
труп живой— семантический контраст-оксюморон;
прияли на рога — соединение высокого слова и грубой реалии (рога);
прияли с хохотом —соединение высокого слова и грубой реалии (хохот).

«Мирская Власть»

Архаичная лексика - жены в значении «женщины»;
Церковнокнижная фразеология - животворяще древо (перифрастическое обозначение креста, распятия); пресвятая дева (обозначение богоматери, Мария-грешница — Мария Магдалина);
Слова, несущие «высокое» в своем собственном значении - великое, божество, в неизмеримую (печаль) погружены; и т.д.

Предметом исследования является проблема «Каменоостровского цикла» в творчестве А.С. Пушкина.
В качестве объекта изучения избраны лирические тексты Пушкина, написанные летом и осенью 1836 года («Из Пиндемонти», «Мирская власть», «Подражание италианскому», «Напрасно я бегу к сионским высотам», «Отцы пустынники и жены непорочны », «Когда за городом задумчив я брожу », «Я памятник себе воздвиг нерукотворный »).

Методы исследования:

историко-культурный;
сравнительно-исторический;
теоретический;
метод анализа и обобщения.

Отличие цикла от самостоятельных стихотворений:
авторская заданность композиции;
самостоятельность входящих в лирический цикл стихотворений;
«одноцентренность»,центростремительность композиции лирического цикла;
лирический характер сцепления стихотворений в лирическом цикле;
лирический принцип изображения

Расположение стихотворений в «Каменоостровском цикле»:

I –неизвестно;
II – «Отцы пустынники и жены непрочны» («Молитва»);
III– « Подражание итальянскому» («Как с древа сорвался предатель ученик»);
IV- «Мирская власть» («Когда великое свершилось торжество»)
V-неизвестно;
VI- «Из Пиндемонти» («Недорого ценю я громкие права»).

Признаки, объединяющие стихотворения, входящие в «Каменноостровский цикл»:

христианская, евангельская настроенность;
написаны александрийским стихом;
почти во всех стихотворениях цикла Пушкин как бы скрывает свое авторское «я», основываясь на чужих поэтических текстах.