Класс 8
ФИО учителя - Набойченко Лилия Анатольевна
УМК: под редакцией В.Я. Коровиной Литература: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. под ред. В.Я. Коровиной – М.: Просвещение, 2018 г.
Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению «Любовь в произведениях русских писателей»
(по рассказам А.П. Чехова «О любви», И.А. Бунина «Кавказ», А.И. Куприна «Куст сирени»)
Тип урока: урок комплексного применения УУД при выполнении заданий с элементами групповой деятельности
Результаты:
Предметные:
Воспитание читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать своё мнение и создавать устные и письменные высказывания.
Метапредметные:
1. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (публицистический текст, словарная статья, монологическая речь учителя, учащихся, окружающий мир).
2.Развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи,
3.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия.
4.Развивать учебно – познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности
6. Развивать творческие способности учащихся.
Личностные:
1Проявлять положительное отношение к учебной деятельности, к изучению родного языка; проявлять интерес к учебному материалу;
Давать оценку работам и ответам одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Формируемые УУД |
|||
Личностные |
Коммуникативные |
Познавательные |
Регулятивные |
Проявлять положительное отношение к учебной деятельности, к изучению родного языка; проявлять интерес к учебному материалу; Давать оценку работам и ответам одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
|
Принимать участие в работе парами; воспринимать мнение других людей и их позицию.
|
Активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся, продолжить формирование навыка проблемного анализа прозаических произведений, пробудить желание учащихся философствовать на тему любви, учиться отстаивать свое мнение, приводя аргументы из текста и из жизни, развивать образность мышления обучающихся, улучшать их устную речь. проследить эволюцию взаимоотношений героев рассказов «О любви» А.П. Чехова, «Кавказ» И.А. Бунина, «Куст сирени» А.И. Куприна, показать, как писатель изображает влияние любви на человека; роль детали в рассказе. |
Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; Планирование самостоятельного выполнения заданий, выбор темпа работы, умение действовать самостоятельно высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Овладение умением рассуждать по теме Воспитание читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать своё мнение и создавать устные и письменные высказывания.
|
Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (публицистический текст, словарная статья, монологическая речь учителя, учащихся, окружающий мир). Развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи, Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия. Развивать учебно – познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности Развивать творческие способности учащихся. |
Проявлять положительное отношение к учебной деятельности, к изучению родного языка; проявлять интерес к учебному материалу; Давать оценку работам и ответам одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
|
Оборудование:
|
Презентация к уроку, интерактивная доска. Рабочий лист урока для каждого учащегося., памятки по написанию сочинению-рассуждения. |
Технологическая карта
Тема |
Подготовка к сочинению-рассуждению «Любовь в произведениях русских писателей» (по рассказам А.П. Чехова «О любви», И.А. Бунина «Кавказ», А.И. Куприна «Куст сирени») |
Тип урока |
урок рефлексии (комбинированный) |
Цель
Задачи воспитательная:
развивающая:
обучающая:
|
· знать правила работы в группе и уметь ими пользоваться, уметь адекватно относиться к высказываниям одноклассников;
· воспитывать нравственные чувства любви, доброты, искренности во взаимоотношениях; прививать любовь к слову, русской литературе, воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
проследить эволюцию взаимоотношений героев рассказов «О любви» А.П. Чехова, «Кавказ» И.А. Бунина, «Куст сирени» А.И. Куприна, показать, как писатель изображает влияние любви на человека; роль детали в рассказе. |
Планируемый результат |
|
Основные понятия |
Сочинение-рассуждение, любовь |
Межпредметные связи |
Русский язык
|
Ресурсы: |
Учебник «Литература 8 класс» В.Я. Коровиной, толковые словари В.И. Даля, Д.И.Ушакова, С.И.Ожегова |
Организация пространства |
Работа фронтальная, индивидуальная, в группах.
|
Методы и приёмы |
Индивидуальная работа и работа в группах, работа с учебником, сравнение, поиск закономерностей, формулирование выводов. |
Оборудование
|
Презентация к уроку, интерактивная доска. Рабочий лист урока для каждого учащегося., памятки по написанию сочинению-рассуждения. |
Технологическая карта урока
Технология проведения
|
Деятельность ученика |
Деятельность учителя |
Обучающие и развивающие задания каждого этапа
|
Диагностирующие задания каждого этапа. Выводы учащихся. УУД |
I этап. Мотивационный Цель – создать условия для мотивации детей к учебной деятельности.
|
аргументировать их, работать самостоятельно и в сотрудничестве уметь ставить цель |
Настраивать детей на работу, на формулирование темы и целей урока, психологический настрой на работу. |
Звучит мелодия, учитель читает стихотворение о любви. Любовь —
это Нежность, Любовь творит чудеса, вдохновляет, окрыляет, заставляет совершать невообразимые поступки, делает нас счастливыми настолько, что мы готовы и горы перевернуть, и звезду с неба достать. |
Коммуникативные УУД: -владение монологической и диалогической речью Личностные УУД: - формирование позитивного отношения к собственной деятельности на уроке Предметные УУД -сформировать интерес к предмету литературы. |
II этап. Актуализация знаний Цель – подготовить мышление учащихся к учебной деятельности; Организовать фиксирование индивидуальных затруднений самими учащимися.
фиксирование индивидуального затруднения самими учащимися Цель- увидеть свои ошибки и выяснить, что необходимо научиться делать, узнать, чтобы их ликвидировать |
Работать с информацией, понятие любовь в толковом словаре
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Индивидуальное сообщение учащегося о рассказе А.П. Чехова «О любви»
|
Организовать фронтальную работу по работе со словарём
подвести учащихся к формулированию темы урока
|
Хотелось бы обратиться к словам Ивана Алексеевича Бунина «Когда кого-то любишь, никакими силами никто не заставит тебя верить, что тебя может не любить тот, кого ты любишь» -Как вы понимаете слова Ивана Алексеевича? Обратимся к толковому словарю и узнаем, как поясняет слово любовь В.И. Даль, Д.Н.Ушаков, С.И.Ожегов Запишите понравившееся толкование слова любовь в рабочий лист урока. Слайд 1-3 -В каких произведениях русских писателей, изученных вами, раскрывается тема любви? -Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
|
Познавательные УУД -осмысление понятия любовь Коммуникативные УУД: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать собеседника.
Личностные УУД Регулятивные УУД умение видеть проблему, выдвигать предположения. Самостоятельное формулирование темы, целей урока Познавательные УУД осуществляют для решения учебной задачи операции анализа, синтеза; Коммуникативные УУД слушают, отвечают, анализируют ответы одноклассников |
III этап. Выявление места и причины затруднения.
Цель – организовать анализ учащимися о возникновении затруднения
|
Уметь находить пути решения проблемы
|
Подводить к выводу о решении учебной проблемы |
-Каким видом творческой работы можно будет подвести итог изученным произведениям? Слайд 4 - Что же необходимо знать и уметь, чтобы написать сочинение-рассуждение?
|
Личностные УУД Регулятивные УУД Чтобы знать, как правильно написать сочинение-рассуждение, надо научиться рассуждать по теме, уметь приводить соответствующие аргументы. Наша задача на уроке: рассуждать, как тема любви раскрывается в изученных нами произведениях |
IV этап. Построение проекта выхода из затруднений. Цель: построить проект по выходу из трудной ситуации «незнания» с целью научиться различать, когда нужно писать предлог, а когда приставку.
|
Работать с текстом по нахождению доказательств темы любви в рассказах. Составлять необходимые записи в таблице рабочего листа урока. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группах). Оценивать правильность выполнения заданий.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. |
Организовать работу по работе с текстом и нахождению доказательств любви героев рассказов
Организовать работу в группах обеспечить контроль за выполнением задания.
Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов
|
Вспомним рассказ А.П.Чехова «О любви»? Слайд 5 -Кто влюблённые рассказа А.П.Чехова «О любви»? -К чему привела эта любовь героев? -Зачитайте этот момент в тексте (стр.69 от слов «Когда тут, в купе, взгляды наши встретились…») Слайд 6 -Часто говорят, что любовь нужно подтверждать поступками. Давайте проверим это утверждение в рассказе И.А. Бунина «Кавказ» Слайд 7 - В чём счастье и несчастье героев? -А можно простить измену? -К чему привела их любовь? - Что для героев этого рассказа любовь? Слайд 8 Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого. -Вспомним рассказ А.И. Куприна «Куст сирени» Слайд 9 -Зачитайте в тексте, как Вера относится к своему мужу. (стр. 69 «Но Верочка не давала ему падать духом…) -Почему именно сирень была выбрана для посадки? -Какой была любовь Веры и Николая Алмазовых? Слайд 10 |
Регулятивные УУД Познавательные УУД -осмысление понятия любовь в рассказах русских писателей Коммуникативные УУД: - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать собеседника.
|
V этап. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление
Цель: реализовать построенный проект, показать, как усвоили принцип написания сочинения-рассуждения |
Работать с информацией, представленной в таблице. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе). Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. |
Организовать контроль групповой работы
Организовать фронтальную работу по учебнику.
|
Физминутка Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали Глазки дружно закрываем, Добрым словом вспоминаем Тех, кого мы обожаем, нарисуем им сердечко руками. Глазки дружно открываем и работать продолжаем.
-А теперь обменяемся информацией по группам и проверим заполненные колонки таблицы. -Какой можно сделать вывод о любви по прочитанным произведениям? -Три истории любви сделали одних счастливыми, других разочарованными, а третьих постигла трагедия.
|
Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД |
VI этап. Включение системы знаний и повторений.
Цель – повторить, пройденное на уроке.
|
Составление синквейна по группам |
Руководить процессом составления синквейна |
-Каждой группе необходимо составить синквейн 1-я группа-любовь 2-я группа-любовь 3-я группа-семья |
Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД |
VII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. |
Умеет оценить результат своей деятельности, выяснить, что узнал, чему научился, что смог сделать самостоятельно, в сотрудничестве |
Организовать подведение итогов урока. Включить учащихся в подведение итогов урока. |
Изменилось ли ваше представление о любви после сегодняшнего урока? - Что нового вы поняли, осознали? - Так что же такое любовь? - При каком условии любовь может быть длиною в жизнь и непременно принесет счастье? Разница в том, что одни семейные пары строят свой союз на любви, а другие — на увлечении. Такие браки длятся недолго. Нами прочитаны замечательные рассказы, которые и раскрывают это понятие по-разному. Подводя итог нашего урока, хочу поблагодарить учащихся и оценить вашу работу такими оценками, а также пожелать, чтобы в вашей любви было только взаимопонимание, нежность, доверие, искренность. Слайд 13 (домашнее задание) Теперь, я думаю, что каждый из вас сможет сделать соответствующие выводы и написать дома сочинение-рассуждение на тему: «Любовь в рассказах А.П. Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И. Куприна «Куст сирени». Для подсказки каждому хочу раздать памятки по написанию сочинения-рассуждения. |
Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД |
VIII Самооценка деятельности на уроке |
|
|
Сейчас я предлагаю вам самостоятельно с помощью сердец оценить свою работу на уроке. Сердце с улыбкой- урок понравился, я напишу сочинение-рассуждение, используя материал урока Сердечко грустит- я не всё понял(а) и написание сочинения-рассуждения у меня вызовет затруднения Слайд 14 -Спасибо за урок! |
Личностные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.