Проблема реализма в изображении революции и гражданской войны в цикле Волошина «Усобица»
Миронова К. А.,
студентка 4 курса
факультета чувашской и русской филологии
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
г. Чебоксары
Научный руководитель
Кранк Э. О.,
доц. каф. литературы и культурологии, канд. филос. н.
Аннотация. В статье исследуется проблема соотношений литературных приемов в изображении революции и гражданской войны в цикле М. Волошина «Усобица».
Ключевые слова: Максимилиан Волошин, революция, гражданская война, реализм, Усобица, натурализм.
The problem of realism in depicting the revolution and the civil war in Voloshin's cycle "Usobitsa"
Mironova, K. A.,
4th year student
faculty of Chuvash and Russian Philology
Chuvash state pedagogical University. I. Y. Yakovlev
Cheboksary
Scientific Director
E.O. Krank,
Candidate of Philosophical Sciences,
Associate Professor at the Department of Literature and Culturology,
Annotation. In the article the problem of interrelation of literary devices in the depiction of the revolution and civil war in the cycle of M. Voloshin "Usobitsa" is investigated.
Keywords: Maximilian Voloshin, revolution, civil war, realism, Usobitsa, naturalism.
Максимилиан Александрович Волошин – один из величайших поэтов Серебряного века. Наше исследование посвящено теме проблемы реализма в изображении революции и гражданской войны в цикле Волошина «Усобица». Изучение художественного метода в описании гражданской войны и революции в произведениях Волошина освящено недостаточно. Волошину исполнилось 75 лет со дня смерти и актуальность исследования творчества этого поэта не вызывает сомнений.
Долгое время Волошин учился и жил в Париже, и он как поэт и творческий деятель чувствовал себя комфортно, однако к концу 1902 года он все-таки решает приехать в Россию. В начале января 1903 года он возвращается в Россию. Возвращение Волошина совпало с развитием русского символизма как литературного направления. К старшим символистам (А. Добролюбов, З. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.) присоединялись младосимволисты (С. Соловьев, А. Белый, А. Блок и др.). Символисты приняли Волошина в свой круг, так как с самого начала творческого пути в произведениях Волошина присутствовали черты символизма. Через некоторое время в письме к матери М. А. Волошин определяет свой стиль как «неореализм», который, по его мнению, содержит в себе черты традиционного реализма, импрессионизма и символизма [7, с. 1835].
Поэзия Волошина наполнена размышлениями над течением времени, над судьбами культур, а также над человеком и окружающем его миром. Но в связи с революционными событиями, происходящими в России, изменилась тематика поэзии М. Волошина. Не только цикл «Усобица» раскрывает взгляды Волошина на революцию с исторической точки зрения, но и такие циклы как «Пути России» и «Возношение молитвы», поэма «Мятеж», «Россия» и т.д.
Революция представлялась Волошину естественным явлением человеческой истории, поскольку, по мнению поэта революционное начало лежит в основе всей эволюции мира. Причиной русской революции Волошин считал кризис идеи справедливости: «Революция? Революция – пароксизм чувства справедливости. Революция – дыхание тела народа…» [5, с. 79]. Волошин стремится связать русскую революцию с мировой. Он называет современную ему эпоху «новым смутным временем», «новой великой Разрухой Русской земли» [4, с. 769]. По Волошину, вся история России революционна. Волошин видел сущность большевистского движения таковой: с одной стороны, большевики были отрицателями старой государственности, а с другой, едва только принялись за созидательную работу, как «их шаги стали совпадать со следами, оставленными самодержавием, а новые стены, ими возводимые, совпали с только что разрушенными стенами низвергнутой империи» [2, с. 325]. Волошин выступает против социализма. В 1917 году он пишет о социалистическом строе, что это не окончательная форма и Россия вернется к монархии, но видоизмененной и усовершенствованной [4, с. 836].
Цикл «Усобица» входит в книгу стихов «Неопалимая купина» (1925), что символизирует охваченный пламенем, но не сгорающий Терновый куст, из которого Господь явился пророку Моисею, и имеет подзаголовок «Стихи о войне и революции». По отношению к циклу «Усобица», на наш взгляд, можно применить термин натурализм, так как основной чертой натурализма является изображение действительности и ее конкретной неприглядности. Э. Золя рассматривает натурализм как художественное направление. Чтобы проследить в цикле черты натуралистического стиля обратимся к анализу некоторых стихотворений.
Цикл начинается реалистичным стихотворением «Гражданская война». Волошин называет войну братоубийственной, так как в одной стране происходит восстание между народом одного государства:
Одни восстали из подполий,
Из ссылок, фабрик, рудников,
Отравленные тёмной волей
И горьким дымом городов.
Другие — из рядов военных,
Дворянских разорённых гнёзд,
Где проводили на погост
Отцов и братьев убиенных.
Обе стороны несут с собой противоположные идеи, где одни восстают ради достижения справедливости в России, а другие во имя сохранения власти.
Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.
В своем стихотворении Волошин говорит о взглядах каждой из сторон на происходящие события. Усобица ослабляет Россию, открывают ее врагам. Лирический герой, как истинный христианин, молится за всех:
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
Реалистичность прорывается с огромной силой в стихотворения М. Волошина революции и гражданской войны. В этом помогает ему символизм, так, пламя, дым, стихия – все это образы войны. М. Волошин писал: «поэт должен знать такую перспективную точку зрения, откуда он мог бы увидать всю современность сверху целиком включенную в общее нарастание истории, как «один из связных актов человеческой трагедии» [2, с. 274].
Сквозь весь цикл проходит мотив братоубийства.
Тебя свидетелем безумий их поставлю
И проведу тропою лезвийной
Сквозь пламена войны
Братоубийственной, напрасной, безысходной,
Чтоб ты пронёс в себе великое молчанье
Закатного, мерцающего моря. (Из стихотворения «Плаванье»)
В стихотворении «Плаванье» идет противопоставление спокойного моря и «больного» города. Как будто время в стихотворении остановилось.
Корабль повис в пространствах облачных,
В сиянии притупленном и дымном.
Русская земля устала быть «распутьем народов и племен».
В стихотворении «Северовосток». Появляется образ бесов – символ чертовщины, того, что происходит в России. Образ ветра – символ судьбы России, ее стихийной истории. В стихотворении присутствует образ не просто ветра, а северо-восточного, это образ диких ветров, так как они идут с области где жили «гипербореи», то есть дикие племена:
Расплясались, разгулялись бесы
По России вдоль и поперёк.
Рвёт и крутит снежные завесы
Выстуженный северовосток.
Именно в этом стихотворении Волошин высказывает свое мнение по поводу того, что большевики просто повторяют историю самодержавной власти. Ничего не поменялось. Смутное время – это Божий Бич. Волошин говорит, что Россия сильная, все выдержит, вынесет.
Нам ли весить замысел Господний?
Всё поймем, всё вынесем, любя, —
Жгучий ветр полярной преисподней,
Божий Бич! приветствую тебя.
Стихотворение «Бойня» повествует о расстрелах, расправах большевиков над неверными им. Звучит девиз большевиков. Появляется образ матери – России, который помогает поэту передать события своего времени.
Кто у часовни Ильи-Пророка
На рассвете плачет, закрывая лицо?
Кого отгоняют прикладами солдаты:
— «Не реви — собакам собачья смерть!»
А она не уходит, а всё плачет и плачет
И отвечает солдату, глядя в глаза:
— «Разве я плачу о тех, кто умер?
Плачу о тех, кому долго жить…»
В последующих стихотворениях мотив убийства усиливается до страшного («Террор», «Красная пасха», «Голод»). Стихотворение «Террор» написано в Симферополе в 1921 году. М. Волошин как бы рассказывает о том, что происходило, что он видел своими глазами. В письме к А. С. Ященко Волошин описывал эти страшные дни в Крыму, и вместе с письмом приложил стихи «Террор» и «Терминология» [6, с. 348]. Стихотворение «Террор» несколько суховато, страшно по своему смыслу.
Ещё недобитых валили в яму.
Торопливо засыпали землёй.
А потом с широкою русскою песней
Возвращались в город домой.
А к рассвету пробирались к тем же оврагам
Жёны, матери, псы.
Разрывали землю. Грызлись за кости.
Целовали милую плоть.
«Красная пасха» осмысливается как ожидание второго пришествия Христа примерно в том же ключе, как образ Христа в «Двенадцати» А. Блока. 11 мая 1918 года на Дону белые казаки казнили своих соплеменников красных казаков. Было убито 82 человека. Это было началом «белого террора», в ответ на который возник «красный террор».
Зима в тот год была Страстной неделей,
И красный май сплелся с кровавой Пасхой,
Но в ту весну Христос не воскресал.
Автор в своем стихотворении не использует какие-то сложные образы, а ему удается через повседневную речь передать ужасную картину войны. Также в этом стихотворении Волошин прибегает к использованию экспрессионистских приемов письма. Основные мотивы и образы лирики экспрессионистов – это смерть, болезнь, разрушение на фоне мрачного городского пейзажа.
Зимою вдоль дорог валялись трупы
Людей и лошадей. И стаи псов
Въедались им в живот и рвали мясо.
В стихотворении «Терминология» Волошин запечатлел выражения, обозначавшие расстрел и пытки.
«Брали на мушку», «ставили к стенке»,
«Списывали в расход» —
Так изменялись из года в год
Речи и быта оттенки.
«Хлопнуть», «угробить», «отправить на шлёпку»,
«К Духонину в штаб», «разменять» —
Проще и хлеще нельзя передать
Нашу кровавую трёпку.
Стихотворение написано во времена, когда Волошин жил в Крыму при расстрелах беженцев и участников белого движения.
Стихотворение «На дне преисподней» написано памяти А. Блока и Н. Гумилева, говорит о судьбе поэтов. Русь называет детоубийцей, но поэт всегда останется верен своей Родине. Блока и Гумилева объединяло то, что они любили родину и не могли покинуть ее в тяжелые годы. Из-за этого судьбы поэтов были схожи, Гумилева расстреливают, а Блок умирает от болезни. Волошин видит в жертвенности поэтах жертв социальных потрясений, сравнивая судьбу Блока и Гумилева с Пушкиным и Достоевским.
Тёмен жребий русского поэта:
Неисповедимый рок ведёт
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского на эшафот.
Также Волошин рассуждает и о своей судьбе.
Может быть, такой же жребий выну,
Горькая детоубийца — Русь!
И на дне твоих подвалов сгину,
Иль в кровавой луже поскользнусь
Но вопреки всему поэт всегда остается верен своей Родине.
Но твоей Голгофы не покину,
От твоих могил не отрекусь.
Доконает голод или злоба,
Но судьбы не изберу иной:
Умирать, так умирать с тобой,
И с тобой, как Лазарь, встать из гроба!
(Из стихотворения «На дне преисподней»)
В стихотворение «Готовность» М. Волошин пишет о том, что он готов пройти сквозь все муки и страдания и в итоге готов умереть.
Если ж дров в плавильной печи мало:
Господи! Вот плоть моя».
Посвящается Сергею Дурылину его близкому другу. В 20-е годы он отсылает Дурылину акварели на продажу и в подарок. Это стихотворение было написано на обороте одной из акварелей, на которой изображены дом поэта и коктебельский залив.
Завершается цикл стихотворением «Потомкам» (как завещание, повесть о пережитом). В этом стихотворение Волошин подводит итог страшных лет и хочет передать историю прошедших времен будущему поколению. Через все прошедшие годы войны Волошин вложил веру в будущее поколение.
Сущность реализма заключается в правдивом воспроизведении действительности и если говорить о цикле М. Волошина «Усобица», то нельзя не употребить к нему этот термин. Можно сказать, что реализм в этом цикле граничит с натурализмом и даже с экспрессионизмом. М. Волошин в цикле «Усобица» для изображения реалистичности событий использует некоторые стили, такие как реализм, символизм и экспрессионизм. На наш взгляд, на цикл «Усобица» повлияли существовавшие на тот момент художественные методы (символизм, экспрессионизм, реализм), что дает нам право назвать стихотворения в этом цикле неореалистичными.
Библиография
1. Бужор, Е. С. Осмысление русской революции в творчестве Максимилиана Волошина / Е. С. Бужор [Электронный ресурс, дата обращения: 17. 01. 2018]. – https://cyberleninka.ru/article/n/osmyslenie-russkoy-revolyutsii-v-tvorchestve-maksimiliana-voloshina
2. Волошин, М. А. Стихотворения, статьи, воспоминания современников / М. А. Волошин; сост. З. Д. Давыдов, В. Купченко. – М.: Правда, 1991. – 478 с.
3. Волошин, М. Избранное: Стихотворения, воспоминания, переписка / Сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммент. З. Давыдова, В. Купченко. – Мн.: Маст. лiт., 1993. – 479 с.
4. Волошин, М. Россия распятая / М. Волошин // Собрание сочинений: Том 6: Книга 2: Проза 1900 – 1927: Очерки, статьи, лекции, рецензия, наброски, планы / М. Волошин. – М.: Эллис Лак, 2008. – 1089 с.
5. Герцык, Е. Воспоминания / Е. Герцык. – М.: Книга по Требованию, 1973. – 193 с.
6. Гуль, Р. Я унес Россию. Апологея эмиграции в 3-х томах: Том 1: Часть 2 / Р. Гуль. – М.: Б. С. Г. – Пресс, 2001. – 496 с.
7. История Русской литературы XX – начала XXI века: в 3-х частях: Часть 1: 1890-1925 годы / сост. и науч. ред. проф. В. И. Коровин. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 1996 с.
8. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.