Карта обследования содержит полное описание процедуры логопедического обследования, систему оценивания полученных результатов по методике Т.А.Фотековой. Цель методики: определить уровень сформированности речевых умений и навыков, как важного условия развития коммуникативной функции речи. В карте прописаны исследования состояния уровня моторной реализации, артикуляционной моторики, звукопроизношения, сформированности звуко-слоговой структуры слова, исследование навыков языкового анализа, грамматического строя речи, словаря и навыков словообразования, понимание логико-грамматических отношений.
ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
1. Разговорноописательная беседа:
Как твоя фамилия?
Сколько тебе лет?
Где ты живёшь?
Как зовут твою маму?
Как зовут твоего папу?
Есть ли брат, сестра?
Кто старше, младше?
Кем работает мама, папа?
Есть ли у тебя друзья?
2. Составление рассказа по картинке: ….
3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок…
4. Пересказ…
5. Рассказ по представлению…
СОСТОЯНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРПЗОВАНИЯ,
1. Состояние словаря:
а) название различных предметов, профессий, транспорта, обобщающие слова,
детеныши животных…
б) объяснение значений слов:
холодильник…
пылесос…
самолет…
в) название частей предметов:
Чайник
______________донышко
______________носик
______________крышка
______________ручка.
Часы
______________циферблат
______________цифры
______________стрелки
______________ремешокСтул
______________сидение
______________спинка
______________ножки.
г) Глагольный словарь:
Что делает:
Повар
Учитель
Врач
Почтальон?
Кто как голос подает:
Кошка _______, собака ________, утка _________, лягушка __________,
Свинья _______, корова ________, ворона ________, воробей __________.
д) словарь признаков:
подбор прилагательных к имени существительному:
Лимон (какой?)
Платье (какое?)
Лиса (какая?)
подбор антонимов:
широкий …
прямой …
сухой …
высокий …
длинный …
больной …
веселый …
светлый …
холодный …
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
А). Образование имен существительных с уменьшительноласкательными
суффиксами:
Стол –
Дом –
Ковер –
Топор –
Гриб –
Книга –
Рука –
Тетрадь –
Кошка –Ведро –
Гнездо –
Окно –
Облако –
Воробей –
Хлеб –
Перо –
Б) Образование глаголов префиксальным способом:
Шел (пришел, ушел, подошел, дошел…)
Ходит (уходит, подходит, заходит, переходит…)
Наливает (поливает, выливает, переливает, доливает…)
В) Образование прилагательных от существительных (относительных):
Скамейка из дерева (какая?)
Сумка из кожи
Ручка из пластмассы
Стакан из стекла
Сок из вишни, яблок, груши, сливы, помидоров
Гвоздь из железа
Г) Образование притяжательных прилагательных:
У зайца хвост заячий, а у волка?
Голова чья?
Дом чей?
Сумка чья?
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ.
1. Обследование понимания грамматических конструкций:
а) выполнение инструкций, типа: покажи тетрадку ручкой; покажи тетрадкой ручку.
б) понимание числа:
покажи, где карандаш, а где карандаши;
дети рисуют карандашом или карандашами?
покажи, где машина, а где машины?
в) понимание рода:
Где Саша упал? Где Саша упала?
Где Женя заплакал? Где Женя заплакала?
г) понимание падежа:покажи, где мама одевает девочку? Где девочка одевает маму?
д) понимание предлогов:
на , в , с , изпод , из , за , изза , под , к .
2. Наличие аграмматизмов:
Словоизменение:
А) изменение имен существительных по падежам:
У меня есть карандаш.
У меня нет…
Я рисую …
У меня есть бабушка.
Дома нет …
Подарю цветок …
Пойду гулять с …
Вспоминаю о …
Б) предложнопадежные формы:
(по картинке – мячик на шкафу, под шкафом, за шкафом, перед…, достану мячик из
под…, изза…,)
В) преобразование существительных из ед. числа во множ.:
Стол – столы
Окно …
Глаз …
Дерево …
Пень …
Стул …
Рот …
Рукав …
Воробей …
Ухо …
Г) согласование числительных 2 и 5 с существительными:
Одна корова – две … пять …
Один дом – два … пять …
Одно кресло – два … пять …
Д) образование форм существительных Род. и Тв. и Предл. падежа мн. числа:
Столы – столов – столами – о столах,
Окна …
Стулья …
Ведра …
Рыбки …
Куклы …Уши …
Е) согласование имен прилагательных с именами существительными:
Синий шар – синего шара – синим шаром – о синем шаре.
Синяя машина …
Синее платье …
Красный флажок …
Красное солнышко …
Красная звезда …
Ж) согласование имен прилагательных с именами существительными в числе:
Синий шар – синие шары, (см. выше).
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.
1. Гласные:
2. Звонкие и глухие согласные:
БП
ВФ
ДТ
КГ
3. мягкие и твердые согласные:
ННь
ММь
ТТь
ККь
ГГь
ХХь.
4. Свистящие:
С Сь
З Зь
Ц
5. Шипящие:
Ш Ж
Щ Ч
6. Сонорные:
Л Ль
Р Рь
Й
7. Дифференциация звуков в спонтанной речи:
СШ, СЗ, ССь, СЦ.
ШС, ШЖ, ШЩ.
ЧЦ, ЧЩ, ЧТь.
ЛР, ЛьРь, ЛЙ, ЛьЙ...ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКОВ И
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.
1. Повторение 3х и 4х гласных звуков:
Аоэ, уио, иэу.
Аэоу, уиоэ, уаэу.
2. Повторение слогов с оппозиционными звуками:
Паба, гоко, хака, тэдэ.
Татада, пабапа, гагака, тячатя.
Коткотгод, томдомтом.
3. Выделение на слух первого ударного гласного звука в слове:
Алик, эхо, окна, утка, Ира, астра, Оля, Анна, уши.
4. Выделение на слух последнего звука в слове:
Пух, кот, сом, суп, окно, кошка, шары.
ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ:
1. Воспроизведение слоговой структуры слова:
Называние по картинке – сковорода, аквариум, скатерть милиционер, велосипед,
лекарство, мотоцикл, литература, экскаватор.
2. Отраженное проговаривание:
Строительство, серпантин, репетиция, часовщик.
3. Воспроизведение предложений (23 раза подряд)
Дети из снега слепили снеговика.
Водопроводчик чинит водопровод.
Часовщик чинит часики.
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
Милиционер едет на мотоцикле.
Регулировщик регулирует движение.