Карта урока. Синонимы. Антонимы.
Оценка 4.8

Карта урока. Синонимы. Антонимы.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
Взрослым
03.11.2018
Карта урока. Синонимы. Антонимы.
Карта урока. Синонимы. Антонимы. Практическая работа. Тема: Синонимы, антонимы, и их употребление. (2 часа) Цель: знать, что такое синонимы, антонимы, уметь подбирать синонимы и антонимы, правильно их употреблять в речи. Тип урока: комбинированный. Межпредметные связи: литература. Карта урока содержит материал по теме для изучения русского языка в колледже. Карта удобна как обучающимся, так и преподавателям, который может изменять и дополнять её.Карта урока.
Практическая работа Синонимы, антонимы 1 курс.docx
Практическая работа. Тема: Синонимы, антонимы, и их употребление. (2 часа) Цель: знать, что такое синонимы, антонимы, уметь подбирать синонимы и антонимы, правильно их употреблять в речи. Тип урока: комбинированный                                                                                Межпредметные связи: литература ­ Прочитайте стихотворение К.  БальмОнта. ­ Какие чувства испытывает поэт  осенью? ­ Как он это передаёт в своём  стихотворении? ­ Какие средства художественной  выразительности использует? ­ Какие средства художественной  выразительности вы ещё знаете? Запишите число и тему урока в тетради Русский писатель Константин Георгиевич Паустовский  скал: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для  которых не нашлось бы в нашем языке точного  выражения». ­ Запишите высказывание К. Г. Паустовского, оформив  его как эпиграф. ­ Какие ещё высказывания о языке вы знаете?  (по материалам прошлых уроков) Осень. К. Бальмонт Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее. Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется И заплачет спросонья. Ответьте на вопросы: 1  Поэтическая минутка 2 Проверка домашнего задания знания! 4 Изучение  нового  материала 3 Проверь свои  Тест Взаимопроверка. 15 – 14 б – «5», 13 – 11 б – «4», 10 – 7 б – «3», 6 и менее – «2» ­ Что такое лексика? Что она изучает? ­ Что изучает лексикология? ­ Какие слова называются однозначными, какие  многозначными?  Получи лист с тестом Тест выполняй в тетради Словарь: синонимы, синонимический ряд, антонимы, антонимичная  пара.  ­ Какое значение слова является прямым, какое  переносным? ­ Как появляются переносные значения слов? ­ Какие типы переносных значений вы знаете? (Д/З) Запиши в тетрадь определения данных  понятий.  Знакомство с новыми  понятиями Синонимия – явление полного или частичного совпадения значения языковых единиц при различном их звучании и написании. Лексические синонимы – это слова, по­разному звучащие, но имеющие близкие или совпадающие значения. В большинстве случаев синонимы, обозначая одно и то же, характеризуют его с разных точек зрения. Например: языкознание – лингвистика, бросать – кидать, тушить – гасить, в течение – в продолжение,  бегемот – гиппопотам. Не являются синонимами слова, обозначающие родо­видовые отношения: цветок – ромашка. Не являются синонимами и слова,  обозначающие смежные понятия: дом – квартира. Синонимы объединяются в синонимические ряды, например: врач – доктор – лекарь – эскулап. В составе  синонимического ряда выделяется доминанта – слово, по сравнению с другими членами ряда обладающее самым общим значением, стилистически  нейтральное, обладающее наиболее свободной сочетаемостью (в данном синонимическом ряду это слово врач). Синонимические ряды могут быть различны по количеству слов: от двух­трех до десятка и более. Слова могут иметь синонимичные им устойчивые сочетания – фразеологизмы: умереть – отдать богу душу.  Фразеологизмы могут вступать в синонимические отношения не только со словами, но и между собой: отдать богу душу – отправиться на тот свет –  сыграть в ящик – отбросить коньки. Кроме языковых синонимов, о которых и говорилось выше, выделяются также контекстуальные синонимы – слова,  которые вступают в синонимические отношения только в определенном контексте (например: сказать – прошепелявить – брякнуть – рявкнуть –  заикнуться). Основными функциями синонимов являются уточнение, замещение, эвфемизация и противопоставление. Уточнение основано на неполном совпадении значений синонимичных слов: синонимы позволяют «добавить» недостающие смыслы, вскрыть в обозначаемом  новые стороны (Он бежал, вернее несся). Замещение основано на том, что в ряде контекстов различия между синонимами стираются, и это позволяет  избегать повторов одних и тех же слов (Он совершил ошибку, но его промах не был замечен).  Эвфемизацией называется намеренно неточное обозначение  реалии (начальник задерживается (= опаздывает), он недалек (= глуп). Противопоставление синонимов подчеркивает различия между синонимами (Она не шла, а шествовала). Синонимы фиксируются в специальных словарях – словарях синонимов. Антонимы – слова одной и той же части речи, имеющие соотносительные друг с другом противоположные значения, например: молодой – старый, дружба – вражда, хорошо – плохо, уезжать – приезжать, от – к. В этом определении важно обратить внимание на следующее: 1) антонимами называются слова одной и той же части речи, поэтому не будут антонимами такие выражающие противоположные понятия слова,  как уродливый – красавец; 2) антонимы должны иметь значения, соотносительные друг с другом; это означает, что антонимами являются слова, обозначающие логически совместимые  понятия, имеющие в своих значениях общую часть, относительно которой противопоставлен ряд признаков. Так, например,  антонимы подниматься и спускаться имеют общий элемент значения ‘двигаться по наклонной или вертикальной плоскости’. Противопоставляются же эти  слова элементами значения ‘вверх’ и ‘вниз’. Значения антонимов противоположны. Из этого следует, что антонимы взаимоисключают друг друга при характеристике одного и того же объекта: предмет не может одновременно быть, например: горячим и холодным, большим и маленьким, истинным и ложным. Некоторые слова могут вступать в антонимические отношения только в определенном контексте, не являясь языковыми антонимами, не осознаваясь как слова с противоположным значением вне этого контекста. Такие антонимы называются контекстуальными, например: И ненавидим мы и любим мы случайно, /  Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви. / И царствует в душе какой­то холод данного контекста антонимами не являются: у слова любовь антоним ненависть, у слова жара – холод; слова же ненавидеть и любить из первой приведенной  строки – языковые антонимы. Функции использования антонимов и антонимии в тексте таковы: 1) антитеза – противопоставление­контраст (Я глупая, а ты умен. Живой, а я остолбенелая у М. И. Цветаевой) или в названии («Толстый и тонкий» А. П. Чехова, «Живые и мертвые» К. М. Симонова). 2) оксюморон – соединение в целое противоположных по смыслу единиц разных частей речи (мертвые души, живой труп, взрослые дети). Антонимы фиксируются в специальных словарях – словарях антонимов. Синонимы. Орфографические правила.  1. Подберите синонимы с удвоенными согласными.    кипит в крови (Лерм.); подчеркнутые слова вне      тайный, / Когда огонь   Больничный лист – … специальность –…  обучение животных –…   скорый поезд –…  асфальтированная дорога – …  небольшая комнатка в квартире – … популярная игра на льду – …  помещение в школе – …  вид плаванья – …  один из главных предметов в школе – …  2. Подберите синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены.  Мощный –…и…   занимательный – …н…    скорый –…ы…   3. К данным словам подберите слова­синонимы с сочетаниями ­чу, ­ча, ­ща. 5 Закрепление Волшебник – …   глушь – …  храбрец – …  нередко –…   грязный –…  жалеть – …  4. Подбери слова­синонимы с сочетаниями ­жи, ­ши. Ароматный чай – …  просторные улицы – …  мохнатые ели –…  5. Подберите слова, сходные по смыслу (синонимы) так, чтобы в них было столько же букв. Правда – …  грусть – …  зрелый – …  лодырь – …  польза – …   работа – …  6. Подбери слова­синонимы с парной согласной на конце слова. Стужа –…  люди –…  печать –…  7. Почему так объединены слова? команда –…  клич –…  Родина, Отечество, Отчизна.  Товарищ, друг, приятель.  Ребенок, малыш, малютка, дитя. Найдите отличительный оттенок значения, объясните. 6 Домашнее  задание 1. Выделите в тексте слова, к которым можно подобрать антонимы.  Запишите получившиеся антонимические пары. Пестрая моя судьба послала мне столько замечательных людей, что их хватило бы на сотню таких, как я. Это не значит, что все они были моими  друзьями или приятелями, но разве и простое знакомство с уникальными людьми, с их удивительными рассказами – не подарок? (Ю. Даниэль) 2. Запишите синонимический ряд к словам: большой, идти, смеяться.  (сфотографируй домашнее задание) 7 Подведение итогов. Выставление оценок за урок.  Тест  1 Многозначные слова – это: A) Слова, которые имеют несколько лексических  значений B) Слова, которые служат для обозначения одного и  того же понятия C) Слова с противоположным значением D) Слова, которые употребляются в различных стилях E) Слова, которые имеют одно лексическое значение Ответ: А 2 Укажите многозначное слово: A) Иностранец B) Бархан C) Матрас D) Диаметр E) Машина Ответ: Е 3 Укажите многозначное слово: A) Наречие B) Тополь C) Жёлудь D) Карандаш E) Самолёт Ответ: А 4 Укажите многозначные слова в предложении:  Слышно было, как ставни царапал дождь, ­ следом  ахнул гром. A) ставни, гром B) гром, дождь C) царапнул, ахнул D) слышно, следом E) ставни, дождь Ответ: С 5 Укажите ряд, состоящий из многозначных слов: A) Снегоход, снегирь, снегурочка B) Дорога, лист, стол C) Теорема, тема, параграф D) Велосипед, мотоцикл, трамвай E) Автобус, пианино, гитара Ответ: B 6 Укажите ряд многозначных слов: A) Айсберг, бакен, кроссворд. B) Колокольчик, перо, хвост C) Очертание, планер, пороша D) Сувенир, флора, циновка E) Гантель, брошюра, лексика Ответ: B 7 Укажите ряд многозначных слов: A) Колонна, полотно, акварель. B) Стадион, фойе, антракт C) Персонаж, телеграмма, фестиваль D) телевизор, планер, партнёр E) делегат, интерьер, космос Ответ: А 8 Укажите в предложении По вёдрам и по лейкам  веселый дождь стучит. слова, употребленные в  переносном значении A) по вёдрам, по лейкам B) весёлый, стучит D) весёлый, дождь C) по лейкам, дождь E) дождь, по вёдрам Ответ: В 9 Укажите правильный ответ: Слова однозначные ... A обозначают одно и тоже, но отличаются оттенками  значений B имеют несколько значений C имеют одно значение D имеют переносное значение E одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению Ответ: С 10 Укажите однозначное слово A Нота B Культура C Наперсток D Кнопка E Ключ Ответ:  С 11 Найдите однозначное слово A Корень B Лента C Крепкий D Полотно E Берёза Ответ:  Е 12 Что такое лексика? A основная единица языка B сочетание звуков C словарный состав языка D раздел науки, изучающий части речи E раздел науки, изучающий звуки Ответ:  С 13 Словосочетание в переносном значении А) глубокое озеро В) железная воля С) железная дорога D) медвежья берлога Е) летний вечер Ответ: В 14 Словосочетание в переносном значении А) тесная дружба В) тесная обувь С) зеленые саженцы D) светлая комната Е) смелый воин Ответ: А 15 Определите словосочетание, употреблённое в  прямом значении A) Солнце русской поэзии B) Дремучее невежество C) Каменное сердце D) Золотые руки E) Улыбнулся радостно Ответ: Е Тест  1 Многозначные слова – это: A) Слова, которые имеют несколько лексических  значений B) Слова, которые служат для обозначения одного и того же понятия C) Слова с противоположным значением D) Слова, которые употребляются в различных  стилях E) Слова, которые имеют одно лексическое  значение 2 Укажите многозначное слово: A) Иностранец   B) Бархан C) Матрас   D) Диаметр E) Машина 3 Укажите многозначное слово: A) Наречие   B) Тополь   C) Жёлудь    D) Карандаш   E) Самолёт 4 Укажите многозначные слова в предложении:  Слышно было, как ставни царапал дождь, ­  следом ахнул гром. A) ставни, гром   B) гром, дождь C) царапнул, ахнул   D) слышно, следом E) ставни, дождь 5 Укажите ряд, состоящий из многозначных слов: A) Снегоход, снегирь, снегурочка B) Дорога, лист, стол C) Теорема, тема, параграф D) Велосипед, мотоцикл, трамвай E) Автобус, пианино, гитара 6 Укажите ряд многозначных слов: A) Айсберг, бакен, кроссворд. B) Колокольчик, перо, хвост C) Очертание, планер, пороша D) Сувенир, флора, циновка E) Гантель, брошюра, лексика 7 Укажите ряд многозначных слов: A) Колонна, полотно, акварель. B) Стадион, фойе, антракт C) Персонаж, телеграмма, фестиваль D) телевизор, планер, партнёр E) делегат, интерьер, космос 8 Укажите в предложении По вёдрам и по  лейкам веселый дождь стучит. слова,  употребленные в переносном значении A) по вёдрам, по лейкам B) весёлый, стучит D) весёлый, дождь C) по лейкам, дождь E) дождь, по вёдрам 9 Укажите правильный ответ: Слова  однозначные ... A) обозначают одно и тоже, но отличаются  оттенками значений B) имеют несколько значений C) имеют одно значение D) имеют переносное значение E) одинаковые по звучанию и написанию, но  разные по значению 10 Укажите однозначное слово A) Нота B) Культура C) Наперсток D) Кнопка E) Ключ 11 Найдите однозначное слово A) Корень B) Лента C) Крепкий D) Полотно E) Берёза 12 Что такое лексика? A) основная единица языка B) сочетание звуков C) словарный состав языка D) раздел науки, изучающий части речи E) раздел науки, изучающий звуки 13 Словосочетание в переносном значении А) глубокое озеро В) железная воля С) железная дорога D) медвежья берлога Е) летний вечер 14 Словосочетание в переносном значении А) тесная дружба В) тесная обувь С) зеленые саженцы D) светлая комната Е) смелый воин 15 Определите словосочетание, употреблённое в  прямом значении A) Солнце русской поэзии B) Дремучее невежество C) Каменное сердце D) Золотые руки E) Улыбнулся радостно

Карта урока. Синонимы. Антонимы.

Карта урока. Синонимы. Антонимы.

Карта урока. Синонимы. Антонимы.

Карта урока. Синонимы. Антонимы.

Карта урока. Синонимы. Антонимы.

Карта урока. Синонимы. Антонимы.

Карта урока. Синонимы. Антонимы.

Карта урока. Синонимы. Антонимы.

Карта урока. Синонимы. Антонимы.

Карта урока. Синонимы. Антонимы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2018