Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум. Материал может использоваться также для проведения практикумов на занятиях химического кружка.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Карточка – инструкция к практической работе:
«Алюминий и его соединения»
Цели. Закрепить знания о свойствах алюминия и его соединений, об
амфотерных оксидах и гидроксидах.
Оборудование и реактивы. Спиртовка, спички, держатель для пробирок,
промывалка с дистиллированной водой, центрифуга, водный раствор аммиака,
универсальный индикатор со шкалой рН, штатив с химическими пробирками,
санитарная склянка; Al (6 гранул), Al (пластинка), соляная кислота,
Н2SO4 (разб.), HNO3 (конц.), растворы AlCl3, Al2(SO4)3, NaOH, Al(NO3)3.
Металл серебристобелого цвета, относится к легким ( = 2,7) и легкоплавким
(tпл = 659 °С). Исключительно пластичен (проволока, фольга). Хороший
проводник тепла и электричества (0,6 от электропроводности Сu).
Электрические провода из алюминия, однако, в 3 раза легче медных.
Алюминий – один из самых активных восстановителей (уступает только
щелочным и щелочноземельным металлам):Cтандартная теплота образования оксида алюминия Al2O3 из простых веществ
H = –1645 кДж/моль. Изза очень прочной химической связи в
Al2O3 алюминий способен восстанавливать из оксидов более активные
металлы. Оксид Al2O3 покрывает поверхность Аl пленкой, не отслаивающейся
при нагревании (tпл (Al2O3) = 2050 °С) и механическом воздействии (при
плавлении алюминия оксидная пленка не растекается). Поэтому Al
применяют (пассивирование) как добавку к сплавам для придания
жаростойкости.
Al2O3 и Аl(ОН)3 способны растворяться в кислотах и щелочах, являясь
амфотерными соединениями.
Координационное число иона Al3+ равно шести. В водной щелочной среде (рН
> 7) одновременно существуют комплексные анионы и катионы:
[Al(H2O)6]3+, [Al(OH)5H2O]2–, [Al(OH)4(H2O)2]–, [Al(ОH)6]3–.
При этом внутренняя сфера комплекса формируется за счет сочетания
ионной и координационной (донорноакцепторной) химических связей, но
устойчивость различная. Ион [Al(OH)4(H2O)2]–наиболее устойчив. В нем три
химические связи ионные и три – координационные (Al3+ – акцептор, атомы
кислорода воды – доноры).В реакции восстановления железа из оксида Fe3O4 алюминием выделяется
много
теплоты
( H = –3241 кДж/моль) и развивается высокая температура (порядка
3000 °С).
Впервые получил алюминий немецкий химик Ф.Велер (1827):
Важнейшие природные соединения:
Al2O3•2SiO2•2H2O – каолинит (составная часть глины);
Al2O3 – корунд (прозрачные кристаллы), красного цвета – рубин, синего –
сапфир;
К2O•Al2O3•6SiO2 – полевой шпат (ортоклаз);
Al2O3•nH2O – боксит (алюминиевая руда);
Na2O•Al2O3•2SiO2 – нефелин.
Порядок работы
Задания
В две пробирки поместить по
две гранулы алюминия, затем в
одну прилить 3 мл соляной, а в
другую – 3 мл разбавленной
серной кислоты (если скорость
реакции мала, то пробирки
слегка подогреть). Наблюдать
за протеканием реакций
Сопоставить
протекание
реакций,
объяснить
наблюдаемое,
составить
уравнения реакций. Собрать
газообразный продукт и
доказать его наличие. Kак
увеличить скорость реакций?
Наблюдения
и выводы
…В пробирку с двумя кусочками
алюминия прилить раствор
гидроксида натрия,
слегка
подогреть. Наблюдать
Алюминиевую
пластинку
поместить в соляную кислоту.
Наблюдать за протеканием
процесса. Вынуть пластинку из
кислоты, обмыть водой и
опустить в концентрированную
азотную кислоту. Наблюдать.
Вынув пластинку из азотной
кислоты, обмыть ее водой и
снова опустить в соляную
кислоту. Наблюдать
осадок
Полученный
гидроксида
алюминия
разделить на две части.K
одной части осадка прилить
соляную кислоту, взболтать. K
другой части осадка прилить
избыток раствора щелочи
С помощью универсального
индикатора и цветной шкалы
рН
экспериментально
определить среды растворов:
а)
аммония;
б) сульфата алюминия
хлорида
обоснование
наблюдаемое.
Объяснить
В
ответа
привести уравнения реакций в
молекулярной и ионной
формах.
Kакой продукт
получится, если к алюминию
добавить безводную щелочь и
смесь расплавить?
Обосновать
наблюдения,
записать уравнение реакции на
основе электронного баланса.
Почему на этот раз выделение
водорода не наблюдается?
Обосновать.
Что наблюдается в начале
процесса?Привести уравнение
реакции.
Почему на этот раз реакции не
происходит?
и
Получить
гидроксид
алюминия реакцией обмена
между раствором соли
водным
алюминия
аммиака.
раствором
Уравнениями
реакций
объяснить
наблюдаемые
изменения при растворении
осадкав кислоте и щелочи,
сделать обобщающий вывод
Обосновать
наблюдаемое
уравнениями
реакций
гидролиза в ионной и
молекулярной
формах
(учитывать только первую
стадию процесса)
…
…
…
…
…