Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум. Материал может использоваться также для проведения практикумов на занятиях химического кружка.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Карточка – инструкция к практической работе:
«Азотная кислота. Нитраты»
Цели. Закрепить знания о свойствах азотной кислоты, ее окислительной
активности, свойствах нитратов, умение распознавать нитратанион.
Оборудование и реактивы. Шпатель (3 шт.), Гобразная газоотводная
трубка, выпаривательная чашечка, железный штатив с кольцом и лапкой,
штатив с химическими пробирками, спиртовка, спички, держатель для
пробирок, санитарная склянка, лучина; азотная кислота (разб. и конц.), набор
индикаторов, оксид меди(II), медь (стружки), FeCl3 (рр), NаОН (рр),
Na2CO3 (крист.), Сa(OH)2 (известковая вода), дифениламиновый индикатор
(C6H5)2NH в конц. H2SO4, сера, BaCl2(рр), водный аммиак, NaNO3 (крист.),
уголь древесный (С), белок (pр альбумина), AgNO3 (рр), в пробирках № 1–3
– растворы нитрата, хлорида и сульфата натрия.
Диссоциация в воде:
Азотная кислота – бесцветная жидкость с резким удушающим запахом, =
1,52 г/см3. Кипит при 84 °С с разложением:4HNO3 = 2H2O + 4NO2
+ O2
.
Подобная реакция происходит и на свету. Замерзает при –41,15 °С.
Смешивается с водой в любых соотношениях. Устойчива лишь в твердом
состоянии (при плавлении: 2HNO3 = H2O + N2O5). Массовая доля кислоты
(HNO3), используемой в лаборатории, обычно 65% ( = 1,4 г/см3). На воздухе
«дымит», переливать только под тягой.
Сильная одноосновная кислородсодержащая кислота проявляет общие с
другими кислотами свойства и, являясь сильным окислителем, специфические
свойства.
Задание 1. К общим свойствам кислот относятся: окраска индикаторов,
реакции ионного обмена с основными и амфотерными оксидами, основаниями
(нерастворимыми и щелочами), солями более слабых и более летучих кислот.
Выберите необходимые реагенты, проверьте опытным путем их
взаимодействие с разбавленной HNO3, заполните таблицу и сделайте выводы.
Реагенты
HNO3 (разб.)
(написать соответствующие
уравнения реакций)
Индикатор ...
Основный оксид ...
Щелочь (подкрашенная фенолфталеином) ...
Нерастворимое основание ...
Соль слабой кислоты (кристаллическая) ...
…
…
…
…
…
При попадании на кожу азотная кислота вызывает сильнейшие язвы – ожоги, а
небольшой ожог характеризуется песочножелтым цветом, что вообще
свойственно взаимодействию белков с кислотой и даже служит для их
распознавания. (Наблюдать демонстрационный опыт.)
Белок (альбумин) + HNO3
лимоннопесочножелтое окрашивание.
При попадании на кожу азотной кислоты быстро смыть ее большим
количеством воды, затем нейтрализовать слабым раствором соды.
HNО3 – сильный окислитель. Концентрированная азотная кислота окисляет
неметаллы до высших степеней окисления:Пассивация происходит изза образования нерастворимых пленок оксидов
металлов:
2Al + 6HNO3 = Al2O3 + 6NO2
+ 3H2O.
HNO3 (конц.) можно хранить и перевозить без доступа воздуха в емкостях из
Fe, Al, Ni.
Качественная реакция – взаимодействие HNO3 с Сu с образованием газа
NO2 бурого цвета с резким запахом (кроме того, образуются соль и вода).По мере уменьшения концентрации (разбавления) HNO3 с Zn может
образовать разные азотсодержащие продукты:
а также во всех случаях соль и воду.
Примечание. Для распознавания нитратаниона используется
дифениламиновый индикатор (раствор (C6H5)2NH в конц. H2SO4).
Демонстрационный опыт. Распознавание ведется «на следы» или
капельным контактом: появляется темносинее окрашивание.
Нитраты – соли азотной кислоты, твердые кристаллические вещества,
хорошо растворимы в воде. Нитраты щелочных металлов, кальция и аммония
– селитры.
Большинство нитратов – очень хорошие минеральные удобрения.
Нитраты – сильные окислители! Уголь, сера и другие горючие вещества горят
в расплавленной селитре, т. к. все нитраты (как и НNO3) при нагревании
выделяют кислород и в зависимости от химической активности металла соли
дают разные продукты:
Порядок работы
Задания
Наблюдения
и выводыСобрать прибор (по схеме),
положить в чашечку немного
кристаллической натриевой
(чилийской) селитры,
расплавить ее. Раскалить в
пламени спиртовки кусочек
древесного угля и спустить его
в расплавленную селитру
Почему вспыхивает уголь?
Написать уравнения
происходящих реакцийна
основе электронного баланса,
сделать соответствующие
выводы
Взять пробы всех трех
растворов в пробирках № 1–
3(cм. № 38/2003) и в каждую
пробу сначала прилить
примерно равное количество
(объем) концентрированной
серной кислоты, затем
добавить понемногу медных
стружек, немного подогреть.
Наблюдать характерные
изменения в одной из проб
В трех пронумерованных
пробирках даны растворы
хлорида, сульфата и нитрата
натрия. Распознать раствор
селитры. Почему к раствору
нитрата сначала добавляют
концентрированную серную
кислоту? Написать
молекулярное и ионные
уравнения реакции. Проверить
вывод реакцией «на следы» с
дифениламиновым
индикатором
...
...
Сложные вещества (скипидар, древесина, опилки) тоже могут гореть в
азотной кислоте. Смесь концентрированных азотной и серной кислот
(нитрующая смесь) со многими органическими веществами образует
нитросоединения (реакция нитрования).
Смесь 1 объема HNO3 (конц.) и 3 объемов HCl (конц.) называют «царской
водкой». В такой смеси растворяются даже золото Au и платина Pt:Порядок работы
Задания
Наблюдения
и выводы
В пробирку с концентрированной
азотной кислотой (1 мл) добавить
немного медных стружек (Сu).
При замедленном эффекте
немного подогреть.Работать под
тягой! Продукты из санитарной
склянки вылить в
канализационную систему и
смыть струей воды
Порошок мелкокристаллической
серы (S) смешать с 1 мл
концентрированной HNO3,
подогреть смесь (под тягой).
Взять пробу продуктов реакции и
испытать ее 2–3 каплями
раствора хлорида бария.
Продукты из санитарной склянки
немедленно вылить в
канализационную систему
Чем объясняется
выделение бурого газа с
резким запахом? Учитывая,
что при этом еще
образуются вода и нитрат
меди(II), написать
уравнение реакции.
Составить схему
электронного баланса и
написать уравнение
реакции в ионной форме
Чем объясняются
наблюдаемые изменения –
растворение серы,
выделение бурого резко
пахнущего газа (и воды)?
Написать уравнение данной
реакции. Составить схему
электронного баланса и
иoннoе уравнение реакции.
Что доказывают изменения,
наблюдаемые при
взаимодействии пробы
продуктов реакции с
раствором хлорида бария?
Ответ обосновать
…
…