Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум. Материал может использоваться также для проведения практикумов на занятиях химического кружка.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Карточка – инструкция к практической работе:
«Определение ортофосфатов»
Цели. Научиться распознавать ортофосфаты, гидроортофосфаты и
дигидроортофосфаты по их растворимости в воде, гидролизу, качественной
реакции на ортофосфатанион.
Оборудование и реактивы. Штатив с пробирками, cтеклянные трубочки с
резиновыми кольцами, санитарная склянка, шпатели (3 шт.); кристаллические
Са3(РO4)2, СаHPO4, Са(H2РO4)2, дистиллированная вода, универсальный
индикатор, pастворы H3РO4, NaCH3COO (
= 10%), AgNO3.
Порядок работы
Задания
Наблюдения
и выводы
В три пробирки насыпать по 1
см3 ортофосфата,
гидроортофосфата и
дигидроортофосфата кальция,
прилить немного (одинаковое
количество) воды, перемешать
Используя водные растворы и
суспензиив трех пробирках
предыдущего опыта, испытать
их универсальным индикатором
K водному раствору
ортофосфорной кислоты в
одной пробирке (1 мл)
и раствору суперфосфата в
другой (1 мл)
добавить 10%й раствор
ацетата натрия и
несколько капель нитрата
серебра(I)
Сделать вывод о
растворимости первичных,
вторичных и третичных
ортофосфатов. Можно ли
разную растворимость этих
фосфатов считать методом
их распознавания?
Определить по шкале pH
всех растворов и объяснить,
почему pH в этом случае
имеет различные значения
Что является реактивомна
ион
уравнения соответствующих
реакций в молекулярнойи
ионной формах, указать
признаки реакций
? Написать
…
…
…