Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум. Материал может использоваться также для проведения практикумов на занятиях химического кружка.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Карточка – инструкция к практической работе:
«Получение и свойства озона»
Цели. Закрепить понятия об аллотропических видоизменениях кислорода, их
получении и сравнительной окислительной активности.
Оборудование и реактивы. На демонстрационном столе: прибор для
получения кислорода, спиртовка, спички, озонатор, газометр, склянка
Тищенко, индукционная катушка; H2O2, MnO2, H2SO4 (конц.), раствор индиго
(лакмуса). На столах учащихся: cocyд с oxлaждaющeй смесью (вода или смесь
хлорида натрия и льда), стеклянная палочка, Гобразная газоотводная трубка
с пробкой, лакмусовая бумага, фильтровальная бумага, штатив с пробирками,
санитарная склянка; пероксид бария BaO2, H2SO4 (конц.), крахмальный
клейстер, раствор йодида калия.
Для получения озона можно использовать нагревание 3 г персульфата
аммония (NH4)2S2О8 с 15 мл концентрированной HNO3 = 1,4 г/мл).
Можно ограничиться демонстрационными опытами.
Атомарный кислород
Молекулярный кислород
При нормальных условиях кислород – бесцветное газообразное вещество, без
вкуса и запаха,
По значению
электроотрицательности и окислительной активности уступает только фтору.
Энергия связей равна 495 кДж/моль (в H–O–O–H – 210 кДж/моль). Молекула
О2 химически активна в обычных условиях.
плохо растворимое в воде.
ОзонОзон – бесцветное газообразное вещество с резким запахом свежести, в 1,5
раза тяжелее кислорода, лучше его растворим в воде и значительно активнее
как окислитель, обесцвечивает красители вследствие распада по схеме: