Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум. Материал может использоваться также для проведения практикумов на занятиях химического кружка.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Карточка – инструкция к практической работе:
«Решение экспериментальных задач по теме
«Подгруппа кислорода»
Цель. Обобщить знания о свойствах соединений элементов подгруппы
кислорода.
Оборудование и реактивы. Центрифуга, выпаривательная чашечка, шпатель,
штатив железный с кольцом, спиртовка, спички, штатив с химическими
пробирками, санитарная склянка, стеклянная трубка; растворы хлорида
натрия, сульфата натрия и серной кислоты в пробирках № 1–3 (3 варианта),
лакмус, рacтвop AgNO3 в HNO3, водные растворы BaCl2, сульфата меди(II),
Ba(NO3)2, NaCl, CaCl2, CuCl2, растворы йодида, хлорида, бромида, сульфата
калия в пробирках № 4–7 (3 варианта), хлорная вода (Cl2), крахмал, цинк
(гранулы), серная кислота (разб.), соляная кислота (разб.), щeлoчь NaOH
(разб. и конц.).
Наблюдения
и выводы
…..
Порядок работы
Задания
Опытным путем определить, в каких
из трех пронумерованных (№ 1, 2, 3)
пробирок находятся растворы
сульфата, хлорида натрия и серной
кислоты
1) Пробы растворов
испытать лакмусом.
Обосновать, почему
растворы солей
не изменяют окраску
индикатора.
2) K пробам растворов
солей добавить
по 2–3 капли раствора
хлорида бария.
Проверить выпавший
осадок на
растворимость
в кислотах, описать
его.
Составить уравнения
реакций.
3) Пробу оставшегося
раствора проверить
добавлением 2–3
капельраствора нитрата
серебра в HNO3.
Составить
соответствующее
уравнение реакции.
Почему сначала нужно
проводить проверку
раствором BaCl2, а не
AgNO3?
4) Сделать вывод о
полученных
результатах
определения
1) K пробе раствора
сульфата меди(II)
добавить, взбалтывая,
раствор хлорида бария.
Объяснить
наблюдаемое.
Написать
молекулярное и
ионные уравнения
реакции.
2) Осадок
отцентрифугировать и
отделить. Сделать
вывод об остаточном
растворе
1) Пробы вcex четырех
pacтворов испытать
хлорной водой (Cl2).
В каких пробах и какие
произошли изменения?
Добавить 2–3 капли
этих продуктов на
крахмал. Что
наблюдается? Записать
на основе электронного
баланса молекулярные
и ионные уравнения,
сделать вывод.
.....
.....
Из раствора сульфата меди(II)
получить раствор хлорида меди(II)
Определить с помощью характерных
реакций водные растворы йодида,
хлорида, бромида и сульфата калия
в четырех пронумерованных
(№ 4–7) пробиркахПроделать опыты по осуществлению
следующих превращений:
2) Две оставшиеся
пробы испытать 2–3
каплями раствора
BaCl2 или Ва(NO3)2.
Что наблюдается?
Описать наблюдения.
Испытать продукт на
растворимость в
кислотах. Записать
уравнения реакций,
сделать вывод.
3) Оставшуюся пробу
проверить раствором
нитрата серебра в
HNO3. Составить
уравнение реакции.
4) Сделать общий
вывод о полученных
результатах
определения веществ
Записать
последовательно
уравнения реакций
Проверить опытным путем,
реагирует ли разбавленная серная
кислота с цинком, растворами
Ba(NO3)2,
NaCl,
CaCl2,
CuCl2
Написать уравнения
реакций. Kакая из них
является
окислительно
восстановительной?
…..
.....
…..