Карточка – инструкция к практической работе: «Влияние условий на скорость химических реакций»

  • Лабораторные работы
  • docx
  • 28.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум. Материал может использоваться также для проведения практикумов на занятиях химического кружка.
Иконка файла материала п.р. скорость реакции.docx
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Карточка – инструкция к практической работе: «Влияние условий на скорость химических реакций» Цели. Повторить понятия о скорости химических реакций и влияющих на нее  факторах. Оборудование и реактивы. Держатель для пробирок, спиртовка, спички,  водяная баня, штатив с химическими пробирками, санитарная склянка; цинк  (гранулы), железо (пористое восстановленное), HCl (разб., 1:2), железо  (стружки), СН3СООН (разб., 1:2), H2SO4 (разб., 1:5), H2SO4 (разб., 1:10). Скорость гомогенной реакции  количества вещества исходного реагента за единицу времени ( ) в единице  объема (V):  можно определить как изменение  Учитывая, что  концентрации реагирующего вещества, получаем новое выражение: /V = –  с, где  с = c2 – c1 (c2 < c1) — изменение  Скорость гомогенной реакции определяется изменением концентрации  одного из реагирующих веществ в единицу времени. Скорость реакции измеряется в моль/(см3•мин) или в моль/(л•с). Скорость гетерогенной реакции определяется изменением количества  вещества исходного реагента в единицу времени на единице поверхности S: Факторы, влияющие на скорость химических реакций Особенности реакций Примеры Теоретическое обоснованиеПрирода реагирующих веществ Металлы (K, Na) с  водой реагируют с  различной скоростью Для гомогенных  процессов скорость  химической реакции  зависит от  концентрации  реагирующих веществ Для веществ в твердом состоянии скорость  реакции прямо  пропорциональна  поверхности  соприкосновения реагентов При повышении  температуры на  каждые 10° скорость  большинства реакций  увеличивается в 2–4  раза правило Вант­Гоффа): Скорость химической  реакции зависит от  присутствия  катализатора (или  ингибитора): A + K   АK, AK + В   АВ + K, В две пробирки  положить по грануле  Горение вещества в  чистом кислороде  активнее, чем в воздухе Вещества железо и сера  в твердом состоянии  реагируют достаточно  быстро лишь в  измельченном виде и  при перемешивании Со многими веществами кислород начинает  реагировать с заметной  скоростью уже при  обычной температуре  (медленное окисление),  а при повышении  температуры скорость  окисления резко  увеличивается Разложение  бертолетовой соли  (KClO3) и пероксида  водорода (H2O2)  ускоряется в  присутствии МnО2. В  присутствии  ингибиторов соляная  кислота становится  инертной к металлам   Учитывая силу кислот  и, следовательно,  Атомы металлов K и Na  отдают электроны  (окисляются) с разной  скоростью, т. к. RK > RNa (R – радиус атома) Частота столкновений  молекул реагирующих  веществ зависит от их числа в единице  объема, т. е. от концентрации При измельчении и перемешивании увеличивается поверхность соприкосновения  реагирующих веществ Для химической реакции  взаимодействующие  молекулы должны быть  активны (обладать  достаточной кинетической  энергией). При повышении  температуры доля активных  молекул возрастает В присутствии  катализаторов молекулы,  как правило, становятся  реакционноспособными при  более низкой температуре.  Реакционная способность  KClО3проявляется при  400 °С, а в присутствии МnO2 – при 200 °C …..цинка и прилить:  в первую – 2 мл  разбавленной соляной  кислоты (1:2), а во вторую – 2 мл  разбавленной уксусной кислоты (1:2)   В одну пробирку  насыпать немного  порошка железа, в  другую – столько же  железных стружек и в  обе пробирки прилить  по 2 мл разбавленной  соляной кислоты (1:2) В две пробирки  положить по 2 гранулы цинка:в первую –  прилить 2 мл  разбавленной серной  кислоты (1:5), а во  вторую – раствор  H2SO4 (l:10)   В две пробирки  положить по 2 гранулы цинка и в обе прилить  по 2 мл разбавленной  серной кислоты (1:10). Одну из пробирок слегка подогреть   разную концентрацию  ионов гидроксония  (Н3О+) в их растворах,  объяснить различную  скорость выделения  свободного водорода  (Н2 ). Kак можно  изменить условия обеих  реакций, чтобы их  скорости увеличились?   Объяснить причину  большей скорости  выделения пузырьков  газа при взаимодействии кислоты с  восстановленным  железом (порошком) Что наблюдается? Объяснить большую  скорость  взаимодействия в одном из опытов   Сравнить результаты  наблюдений, объяснить  причину различной скорости  химической реакции.  Kаким образом можно  увеличить скорость  реакции без  нагревания?   ..... ..... …..

Посмотрите также