Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум. Материал может использоваться также для проведения практикумов на занятиях химического кружка.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Карточка – инструкция к практической работе:
«Жесткость воды и способы ее устранения»
Цели. Закрепить понятия об общей жесткости воды и ее разновидностях,
напомнить способы устранения жесткости воды в условиях лабораторного
эксперимента.
Оборудование и реактивы. Штатив с пробирками, держатель для пробирок,
спиртовка, спички, стеклянная трубка, санитарная склянка; прозрачный
раствор мыла (Са17H35COONa), дистиллированная вода, растворы Са(НСО3)2,
Na2CO3 (сода), СаSO4•2H2O (гипс), Са(ОН)2(известковая вода).
Жесткость воды выражают суммой ммоль эквивалентов ионов Са2+ и Mg2+ на
литр воды. Так, 1 ммоль экв/л жесткости отвечает содержанию 20 мг/л
катионов Са2+ или 12 мг/л катионов Mg2+.
Общая жесткость воды складывается из карбонатной и некарбонатной
жесткости.
Карбонатная жесткость (временная,
присутствием в воде гидрокарбонатов кальция и магния:
устранимая)
обусловлена
Устраняется кипячением, действием известкового «молока» или соды:
Образующийся карбонатный продукт реакции оседает на стенках сосуда
(накипь):
Некарбонатная жесткость (постоянная) обусловлена присутствием в
воде сульфатов и хлоридов кальция и магния.Устраняют некарбонатную жесткость чаще всего добавлением соды:
В настоящее время широкое применение находят и ионнообменные смолы.
Применение жесткой воды нарушает нормальную работу паровых установок
(образование накипи). Накипь имеет плохую теплопроводность, а это создает
аварийную обстановку и увеличивает расход топлива (слой в 1 мм повышает
расход на 5%).
Задание 1. Как объяснить, почему в жесткой воде мыло плохо мылится
(образуются хлопья, мало пены), если учесть, что мыло – это натриевые или
калиевые соли высших органических кислот, например стеарат натрия
С17H35COONa?
Задание 2. Испытать на опыте наличие карбонатной жесткости в
водопроводной воде лаборатории. Написать (как результаты опытного
испытания) молекулярные и ионные уравнения всех происходящих процессов
умягчения воды.
Задание 3. В четыре пробирки налить по 2 мл дистиллированной воды, затем
во 2ю прилить раствор сульфата кальция, в 3ю и 4ю – гидрокарбонат
кальция. Раствор в 4й пробирке прокипятить, потом взять пробы из всех
четырех пробирок и в каждую добавить по несколько капель прозрачного
раствора мыла, взболтать. В каких пробах происходит помутнение?
Объяснить. В оставшиеся после отбора пробы порции растворов добавить: во
2ю – раствор соды (Na2CO3), в 3ю – известкового «молока», прокипятить эти
смеси, а затем во все четыре снова добавить мыло и взболтать. Наблюдения
обосновать молекулярными и ионными уравнениями реакций.Задание 4. Какова жесткость 5 л воды, выраженная количеством ммоль экв/л
катионов Са2+, если в ней растворено 16,2 г бикарбоната кальция? (Для
удобства расчета 1 ммоль экв/л принять равным 20 мг/л катионов Са2+.)