Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Содержание
«Детский сад №35 «Малышок»
1. «Слоненок»
2. «Лесенка для матрешки»
3. «Считаем палочки»
4. «Кораблики»
5. «Мальчики и девочки»
6. «Журавушка»
7. «Поезд»
Картотека 8. «Взрослые и дети»
дидактических игр и упражнений
с палочками Кюизенера 9. «Лягушонок»
Возрастная группа: старшая 10. «Сделай фигуру»
11. «Строим лесенку»
12. «Сосчитай фигуры»
13. «Изменение конструкции дома»
14. «Делим конфету»
15. «Лесенка с цифрами»
16. «Разноцветная салфетка»
17. «Хвойный лес»
18. «Транспорт»
г. Шадринск
Цель: Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении. Развивать умение сравнивать предметы по длине. Воспитывать самостоятельность.
Материал и оборудование: цветные счетные палочки
Кюизенера: 2 белые, 1 красная, 5 розовых, 3 желтые; схема.
«Незнайка спрятал клад и предлагает вам его найти», - говорит воспитатель. При помощи считалки выбирается ведущий.
Ведущий выполняет задание: делает пять шагов прямо, поворачивает направо и делает еще четыре шага по заранее разложенным кругам. Остальные дети идут за ним. Дети находят наборы цветных счетных палочек Кюизенера и садятся за столы.
—Какие палочки? (Короткие, длинные, большие, маленькие, цветные, разноцветные, разные)
Воспитатель читает детям стихотворение «Слоненок» в переводе И. Токмаковой.
Шагает слоненок — Скорей погляди!
Хобот большой у него впереди!
Хвостик смешной у него позади.
Две толстые ноги идут впереди, Две толстые ноги идут позади.
О нем я спою,
А ты погляди!
– О ком идет речь в стихотворении?
– Где находится хвостик у слона?
– Что у слона впереди?
– Сколько передних ног? Сколько задних?
– Какие по величине ноги у слоненка?
– Какой длины хобот? Какой хвост?
Посмотрите на схему, по которой мы будем делать слоненка. Какого цвета палочки нам понадобятся? Отберите из набора необходимое количество палочек.
– Сколько красных палочек вы отобрали? (Одну) Сколько белых? (Две) Сколько желтых? (Три) Сколько розовых? (Пять)
Возьмите три желтые палочки, положите их одну под другой.
– Какое число обозначает желтая палочка? (Пять) Что можно сказать о длине желтых палочек? (Желтые палочки одинаковые по длине).
Розовую палочку положите сверху на желтые, подравняв их с левой стороны.
– Какое число обозначает розовая палочка? (Два)
– Какая по длине розовая палочка по сравнению с желтой? (Розовая палочка короче желтой)
– Какая по длине желтая палочка по сравнению с розовой? (Желтая палочка длиннее розовой)
Слева от желтых палочек поставьте столбиком красную палочку. Какое число она обозначает? (Четыре) С левой стороны в низу возле красной палочки положите белую.
Под желтой нижней палочкой слева от края положите одну под другой две розовые палочки. Теперь тоже самое сделайте с правой стороны.
– Справа рядом с желтой наверху положите белую.
Получился слоненок.
– В какую сторону идет слоненок?
– Сделайте так, чтобы он шел вправо.
– Какие палочки надо переложить, чтобы выполнить это задание?
– Сколько длинных палочек вы использовали?
– Сколько коротких?
Цель: Закреплять умение сравнивать предметы по двум параметрам величины (длина и ширина). Учить раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке. Воспитывать усидчивость.
Материал и оборудование: цветные счетные палочки Кюизенера: 2 белые, 2 розовые, 2 голубые, 2 красные, 2 желтые (для каждого ребенка); матрешка; схема. Ход игры
Воспитатель обращает внимание детей на палочки, расположенные рядом. Одинаковые ли они по цвету?
Что можно сказать о ширине палочек? Предлагает сравнить палочки по ширине и уточняет правила сравнения. (Палочки надо расположить так, чтобы их верхние или нижние края были на одной линии)
– Какие палочки по ширине? (Палочки одинаковые по ширине)
Что можно сказать о длине палочек? Предлагает сравнить палочки по длине и уточняет правила сравнения. (Палочки надо положить друг под другом, подровняв их с
левой стороны)
– Какая по длине красная палочка по сравнению с желтой? (Красная палочка короче желтой палочки)
– Какая по длине красная палочка по сравнению с голубой? (Красная палочка длиннее голубой)
Воспитатель делает обобщение «Красная полоска короче желтой, но длиннее голубой»
Воспитатель предлагает построить лесенку, расположив палочки, начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной. Уточняет способ действия. (Ставим столбиком самую короткую палочку, длиннее, еще длиннее, еще длиннее, самую длинную)
– Сколько ступенек у нас получилось в лесенке? (У нас получилась лесенка из 5 ступенек) – Какого цвета ступеньки?
– Посчитайте их по порядку снизу вверх.
– Которая по счёту голубая лесенка? Жёлтая? Красная?
– По этим ступенькам можно подняться по лесенке. Пристройте к этой лесенке ещё лестницу, по которой можно спускаться. Воспитатель уточняет способ действия. (Ставим самую длинную палочку, короче, еще короче, еще короче, самую короткую)
– По какой лесенке будет подниматься матрешка, а по какой спускаться? Слева или справа?
– Посчитайте ступеньки по порядку сверху вниз.
Воспитатель предлагает матрешке пройти по лесенке сверху вниз и назвать длину каждой ступеньки. – Скажите, матрешка сделает больше шагов (вверх или вниз), если ступенька – это один шаг? Объясните свой ответ.
Цель: Формировать умение сравнивать рядом стоящие числа и понимать отношения между ними. Закреплять умение моделировать по замыслу. Воспитывать целеустремленность. Материал и оборудование: набор цветных счетных палочек Кюизенера, схема.
Предварительная работа: рассмотреть с детьми книги, иллюстрации с изображением пароходов.
Педагог читает строки стихотворения:
Ветер по полю гуляет
И кораблик подгоняет…
Предлагает детям сделать сначала кораблик с голубым днищем.
– Какого цвета палочки нам понадобятся? Сколько голубых (розовых, белых, желтых) палочек? Отберите нужное количество палочек из набора.
– Сколько желтых палочек вы взяли? Какие они по длине?
– Сколько голубых палочек вы взяли? Какие они по длине? – Сколько розовых палочек вы взяли? Какие они по длине? – Какими числами можно обозначить количество желтых и голубых палочек?
– Какое число больше: три или два? На сколько число три больше двух? Какое число меньше: два или три? На сколько число два меньше трех?
– Какими числами можно обозначить количество голубых и розовых палочек?
– Какое число больше: четыре или три? На сколько число четыре больше трех? Какое число меньше: три или четыре? На сколько число три меньше четырех?
– Что можно сказать о числе три? (Три больше двух на один, но меньше четырех на один)
– Что можно сказать о количестве розовых и голубых палочек? Как это проверить? (С помощью счета и способами наложения и приложения)
– Какое число обозначает каждая палочка?
– У какого парохода мачта выше? Как это можно узнать?
– На какой кораблик пошло больше палочек?
– Чем один кораблик отличается от другого?
– Сколько всего кораблей уходит в море? В каком направлении вы считали? (Принято считать слева направо) Посчитайте теперь кораблики справа налево. Сколько всего корабликов? Изменилось ли число кораблей? Правильно, не изменилось. А теперь посчитайте кораблики по порядку, слева направо, называя цвет днища и порядковое место корабля. Который по счету корабль с голубым днищем? Посчитайте корабли по порядку справа налево, называя цвет и порядковое место. Изменилось ли порядковое место коробля с голубым днищем? Порядковое место меняется в зависимости от того, с какой стороны мы начинаем считать. Но принято считать слева направо.
Цель: учить сравнивать рядом стоящие числа и понимать отношения между ними; закрепить представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними. Воспитывать самостоятельность. Материал и оборудование: набор цветных счетных палочек Кюизенера, схема.
Воспитатель просит отсчитать 6 голубых палочек и расположить их на столе в один ряд далеко друг от друга. Затем дети отсчитывают столько же красных палочек и располагают их ниже рядом друг с другом (тоже в один ряд). – Сколько палочек вы отсчитали? Почему вы отсчитали столько палочек?
– Чем отличаются палочки в верхнем и нижнем ряду.
– Что можно сказать о количестве палочек?
– Как это можно проверить? (С помощью счета и способами наложения и приложения)
–Каким числом можно обозначить количество голубых и красных палочек?
Добавляем одну красную палочку во второй ряд.
– Сколько у вас красных палочек? Какое число вы получили? Как вы получили число семь? Какое число больше: семь или шесть? На сколько число семь больше шести? Какое число меньше: шесть или семь? На сколько число шесть меньше семи?
В третьем ряду детям необходимо отсчитать желтые палочки, что бы их было на одну палочку больше, чем во втором ряду. Сколько палочек вы отсчитали? Почему вы отсчитали восемь палочек? (Я отсчитал восемь палочек, потому что восемь больше семи на один)
–Каким числом можно обозначить количество желтых палочек?
– Какими числами вы обозначили количество палочек в первом, втором и третьем ряду?
– Что можно сказать о числе семь? (Семь больше шести на один, но меньше восьми на один)
Цель: учить детей создавать образ человека (ребенка) по представлению; использовать палочки разной длины в соответствии с пропорциями частей тела; находить сходство и различие между предметами. Закреплять умение сравнивать предметы по двум параметрам величины (длина и ширина). Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать интерес к математическим действиям.
Материал и оборудование: набор цветных счетных палочек Кюизенера; схема.
Предложить детям рассмотреть себя в зеркале в полный рост, обратить внимание на расположение частей тела. Дети должны назвать часть тела и ответить на вопрос: «Что мы делаем этой частью тела?» – Что мы делаем ушами? (Слушаем)
– Что мы делаем ртом? (Едим, пьем, разговариваем)
– Что мы делаем носом? (Дышим)
– Что мы делаем глазами? (Смотрим)
– Что мы делаем головой? (Думаем)
– Что мы делаем руками? (Хлопаем, берем, трогаем, гладим) – Что мы делаем ногами? (Ходим, топаем, бегаем)
Предложить каждому ребенку выложить себя в полный рост из палочек.
Рассмотреть схемы, на которых изображены мальчики и девочки.
– Как одним словом их назвать? (Дети)
– Каким словом можно назвать каждого из них? (Мальчик, девочка, ребенок, малыш, дитя, чадо, карапуз, кровинка) – Чем они отличаются друг от друга? Найти сходство.
– Сколько всего детей?
– Сколько мальчиков? – Сколько девочек?
Цель: Упражнять в счете; в моделирование предмета из заданного количества деталей; определении направления движения. Развивать речь, глазомер. Воспитывать положительное отношение к родному краю.
Материал и оборудование: цветные счетные палочки Кюизенера: 2 розовые, 2 черные, 2 синие, 2 бордовые, 4 красные, 1 голубая, 6 белых.
Педагог читает детям стихотворение «Жура, Жура, журавель…»:
Жура, Жура, журавель
Пролетая сто земель,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
– Лучше нет родного края!
– Ребята, вам понравилось стихотворение?
– Почему Платон Варонько написал это стихотворение, любовь к чему побудила его написать такие строчки?
– А у вас есть родной край?
– Где же находится ваш родной край?
– Как автор относится к журавлю?
– По каким словам в стихотворении можно понять, что автор относится с нежностью и лаской к журавлю? (Жура-журажуравель)
– Ответьте хором на мой вопрос.
Уточняет, о какой птице говорится в стихотворении, и предлагает детям выложить из палочек пролетающего журавля.
– Как можно ласково назвать эту птицу? (Журавушка)
– Как называют его птенца? (Журавленок) А если их много? (Журавлята)
–Назовите части тела птицы (голова, туловище, крылья, хвост, клюв, лапки, грудь, брюшко, тело птицы покрыто перьями) – Что делает птица?
– Можно ли определить направление полета?
– Сколько всего деталей пошло на изображение птицы?
– Назовите парные детали?
– Какой формы туловище птицы? Голова? Крылья?
– Какие палочки использованы для ног?
– В какое время года прилетают птицы?
– Назовите весенние месяцы.
– Какие птицы прилетают весной?
– Назовите птиц вашего города.
Цель: Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке. Развивать умение мыслить, рассуждать. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал и оборудование: набор цветных счетных палочек Кюизенера, схема.
– Ребята, вы любите путешествовать? Тогда угадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня:
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
– Как вы догадались, что это поезд? Давайте приготовим свои поезда – и в путь.
Составьте поезд из палочек-вагонов – от самого длинного до самого короткого. Составили? А в пути поиграем в «вопросы и ответы».
– Как называется головной вагон (первый) у железнодорожного транспорта? (Локомотив) – Кто управляет локомотивом? (Машинист)
– Сколько вагонов у поезда?
– Каким по порядку стоит черный вагон?
– Вагон какого цвета стоит шестым?
– Какой по порядку вагон находится между оранжевым и бордовым?
– Найди вагон, который стоит рядом с желтым, но не красный.
– Какого цвета вагон левее черного? – Какого цвета вагон правее синего?
– Какой вагон стоит между желтым и черным?
– Какие вагоны стоят слева от красного?
Вагончики веселые бегут, бегут, бегу.
Их круглые колесики все тук, да тук, да тук.
– Перечислите по порядку цвета вагонов слева направо. А теперь наоборот – справа налево. Я буду называть размер вагона, а вы покажите его: самый длинный, короче, еще короче… кто продолжит?
– А сейчас наоборот: самый короткий, длиннее, еще длиннее (кто-либо из детей продолжает называть и показывать).
– Какого размера первый вагон?
– Какого размера последний вагон?
– Какие бывают поезда? (Пассажирские и товарные) Чем они отличаются? (Пассажирские перевозят людей, а товарные – грузы)
–Зачем нужны железнодорожные вокзалы? (Чтобы купить билет, подождать нужный поезд в зале ожидания, посмотреть расписание поездов, воспользоваться услугами кафе, ресторана, камеры хранения, комнаты отдыха, туалета)
– Самостоятельно придумайте и сделайте железнодорожный вокзал с платформой или перроном, куда подъезжает ваш поезд.
Цель: Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке; конкретизировать представления детей об обобщенном образе человека (мужчина, женщина, девочка, мальчик, бабушка, дедушка) в модельной конструкции. Развивать умение мыслить, рассуждать. Воспитывать положительное отношение к семье активизировать познавательный интерес к семье.
Материал и оборудование: цветные счетные палочки Кюизенера, сгруппированные таким образом, что одни дети (по желанию) конструируют взрослых (набор палочек от 3 до 8), другие – детей (набор палочек от 1 до 5); Незнайка, схема. Ход игры
Незнайка предлагает детям выложить фигуру человека из палочек.
– Кто из вас сделал взрослых? Кто они? (Мужчина, женщина, папа, мама, бабушка, дедушка.) – Кто сделал детей?
– Сколько детей?
– Сколько взрослых?
– Можно ли из ваших фигур составить семью? Как это сделать?
– Что такое семья?
В нашей группе много ребят у каждого есть своя семья. Как вы думаете, семьи все одинаковые? Или, может быть, они различные? Чем они отличаются? (Семьи все разные – бывают большие и маленькие. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью, профессиями, они живут в разных домах, в разных квартирах) – Как зовут маму? А папу?
– Какая профессия у вашей мамы? А у папы?
– Я – мама, а ты мне кто?
– Я бабушка, а ты мне кто?
– Я – тетя, а ты мне кто?
– Я внучка, а ты мне кто?
– Кому ты дочь (сын)?
– Кто тебе мамина мама?
Дети составляют семьи (взрослых, детей) и рассказывают о ней. (Сколько человек в твоей семье? Кто самый старший? Кто самый младший? Чем радуют друг друга и др.)
Незнайка: «Как хорошо, что у вас такие семьи. Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях все любят друг друга».
Цель: Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке; уточнить и расширить представления о лягушке как безобидном и полезном в природе существе. Развивать умение мыслить, рассуждать. Воспитывать умение внимательно слушать и правильно выполнять.
Материал и оборудование: цветные счетные палочки Кюизенера: 7 розовых, 8 голубых, 1 красная, 4 фиолетовые; схема; лягушка.
Предварительная работа: вспомнить сказки: «Царевналягушка» русская народная, «Теремок» русская народная, «Жаба» Погодина, «Лягушка путешественница» Гаршина.
Заранее разучить с детьми загадки о лягушках: Летом в болоте Вы ее найдете.
Зеленая квакушка, Кто это? (Лягушка)
Зеленые мы, как трава
Наша песенка: «Ква-ква» (Лягушка)
У болотной мягкой кочки,
Под зелененьким листочкам
Притаилась попрыгушка –
Пучеглазая … (лягушка)
Воспитатель ставит в центр игрушку-лягушку мягкую.
– Посмотрите, какой гость сегодня у нас в группе.
Дети называют, любуются лягушкой, гладят ее.
– А вот в природе, как встречают лягушку, немногим хочется ее погладить, потому что у нее голая, скользкая и холодная кожа, и нередко ее считают неприятным, безобразным существом. Но это мнение ошибочное. На самом деле – это самое безобидное, полезное и необходимое в природе существо. Почему? (Потому что лягушка поедает наших вредителей: мух, комаров, тлю)
– Где живет лягушка? (Лягушка может жить и в воде и на
земле)
– Правильно. Поэтому лягушку относят к классу земноводных. В народе лягушку называют квакушкой и делают ее доброй героиней многих сказок.
– Какие сказки о лягушках вы знаете?
Лягушек можно встретить летом во многих местах, потому что они бывают разные. Жить могут в болоте, в озере, в реке и в траве. Отсюда и произошли их названия. В болоте живет болотная лягушка, а в озере – какая? (Озерная)
– А в траве? (Травяная)
– А в реке? (Речная)
От цвета окружающей среды зависит и цвет лягушки. Если лягушка живет в траве, на земле ее окраска бурая – под цвет земли, а вот в воде лягушки – зеленого цвета, под цвет водорослей, листьев кувшинок и других растений. Зачем ей такая окраска? (Такая окраска делает ее незаметной от хищников, которые могут лягушку съесть)
– А теперь давайте рассмотрим лягушку игрушку. Сколько у нее лапок? (Четыре)
– Какие они? (Передние короче задних)
–Такие лапки позволяет лягушке передвигаться. Как?
(Прыжками)
– Посмотрите на ее голову. Она какая? (Большая и нет шеи) – А какие у нее глаза? (Выпуклые, потому и зовут ее
пучеглазая)
А какой у нее рот? (Большой)
Во рту у лягушки язык длинный и липкий. Зачем? (Лягушка выбрасывает свой длинный язык и ловит пищу – комара)
– А чем питается лягушка?
Воспитатель дает детям задание выложить лягушку.
– Кто у вас получился?
– Какое число обозначают голубые палочки? (Три) – Какое число обозначают фиолетовые палочки? (Шесть) – Сколько палочек пошло на лапки?
– Где расположены розовые палочки?
Ребята, вы очень понравились нашей гостье – лягушке. Она надеется, что вы запомните все, о чем мы говорили, никогда не будете обижать ее друзей.
В заключение можно предложить детям придумать загадки про лягушку
Закреплять умение детей составлять геометрические фигуры из палочек, названия геометрических фигур. Различать количественный и порядковый счет. Воспитывать умение внимательно слушать, выполнят задание аккуратно. Материал и оборудование: цветные счетные палочки
Кюизенера: 3 желтые, 4 голубые, 6 красных, бубен, схема. Ход игры
Воспитатель предлагает положить на стол слева все красные палочки, справа – все голубые, между красными и голубыми положить желтые.
Воспитатель уточняет: «Что и где вы положили?»
Предлагает детям закрыть глаза и определить, сколько раз он постучит. (Воспитатель стучит в бубен три раза) – Отсчитайте столько желтых палочек, сколько ударов в бубен вы услышали.
– Сколько палочек вы отсчитали и почему? (Я отсчитал три желтые палочки, потому что вы ударили в бубен три раза) Сделайте из этих палочек треугольник.
– Какую геометрическую фигуру вы сделали?
У треугольника стороны равны? Как называется такой треугольник?
– Отсчитайте столько красных палочек, сколько ударов в бубен вы услышите (Воспитатель шесть раз ударяет в бубен) – Сколько палочек вы отсчитали и почему?
– Сделайте из них прямоугольник.
– Отсчитайте четыре палочки голубого цвета. Сделайте квадрат.
– Сколько всего фигур?
– Который по счету прямоугольник?
– Как можно назвать одним словом прямоугольник и квадрат?
– Назовите первую геометрическую фигуру и ее цвет.
Назовите третью геометрическую фигуру и цвет.
Закреплять умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними. Развивать зрительный глазомер. Воспитывать умение внимательно слушать, выполнят задание аккуратно.
Материал и оборудование: цветные счетные палочки
Кюизенера: 21 белая палочка, схема.
Незнайка просит детей построить лесенку. Но для этого нужно взять самые короткие палочки (белые).
Строим лесенку: ставим белую палочку.
Следующая ступенька – две белых палочки (ставим их друг на друга, приставляя справа к первой).
– Сколько палочек в первой ступеньке?
– Сколько палочек во второй ступеньке?
– Какими числами можно обозначить количество палочек в первой и второй ступеньке?
– Какое число больше: два или один?
– Какое число меньше: один или два?
На сколько число один меньше числа два? (Можно предложить ребенку показывать последнюю палочку на второй ступеньке, чтобы было видно, что количество палочек на следующей ступеньке увеличилось на один. Каждый раз после сравнения чисел ребенок показывает последнюю палочку па следующих ступеньках и показывает соотношение между рядом стоящими числами).
Дети сравнивают числа 3 и 4, 4 и 5, 5 и 6 и уточняют отношения между рядом стоящими числами.
Считаем ступеньки снизу вверх: «Один, один и один – два, два и один – три… Что мы делаем, когда считаем от одного до шести? (Каждый раз к числу добавляем еще один)
А сейчас спустимся сверху вниз. Дети считают в обратном порядке, начиная с 6.
– Что мы делали, когда считали от шести до одного? (Каждый раз от числа отнимаем один)
Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов. Развивать внимание, воображение. Воспитывать интерес к работе с палочками.
Материал и оборудование: цветные счетные палочки Кюизенера: 20 розовых, 15 голубых, музыкальный инструмент (барабан), Незнайка, схема.
Незнайка дает детям задание: «Положите все голубые палочки влево, а розовые – вправо».
– Какие палочки лежат слева? (Слева все палочки голубые) – Какое число обозначает голубая палочка? (Голубая палочка обозначает число 3)
– Какие палочки лежат справа? (Справа все палочки розовые) – Какое число обозначает розовая палочка? (Розовая палочка обозначает число 2)
– Отсчитайте столько голубых палочек, сколько ударов в барабан вы услышите (три удара в барабан).
Сколько палочек вы отсчитали? Почему вы отсчитали столько палочек? Сделайте из них треугольник.
– Какую геометрическую фигуру сделали?
– Что может быть такой формы?
– Каким цветом треугольник?
– Сколько сторон у треугольника?
– Сколько углов у треугольника?
– У треугольника все стороны разные по длине или равные?
– Как называется треугольник, у которого все стороны равны? (Треугольник, у которого все стороны равны, называется равносторонним. Треугольник, у которого две стороны равны, называется равнобедренным. Треугольник, у которого все стороны разные по длине, называется разносторонним.)
Незнайка просит детей обвести треугольник по контуру, показать его стороны (углы).
– Сделайте еще три треугольника голубого цвета.
– Сколько всего треугольников у вас получилось?
– Каким числом можно обозначить это количество треугольников?
– Как мы получили число четыре? (К одному добавили три)
– Отсчитайте столько розовых палочек, сколько ударов в барабан вы услышите (четыре удара в барабан).
– Сколько палочек вы отсчитали? Почему вы отсчитали столько палочек? Сделайте из них квадрат (под треугольником).
– Какую геометрическую фигуру сделали?
– Что может быть такой формы?
– Каким цветом квадрат?
– Сколько сторон у квадрата?
– Покажите верхнюю сторону, нижнюю сторону.
– Сколько углов у квадрата?
– Покажите правый верхний угол, левый нижний угол. (После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Какой угол ты показал?»)
Незнайка просит детей обвести квадрат по контуру, показать его стороны (углы).
– Сделайте еще четыре квадрата под треугольниками.
– Сколько квадратов вы сделали?
– Каким числом можно обозначить это количество квадратов?
– как мы получили число пять? (К одному добавили четыре) Какими числами обозначили количество треугольников (квадратов)?
– Какое число больше: пять или четыре?
– Какое число меньше: четыре или пять?
– На сколько число пять больше числа четыре?
– На сколько число четыре меньше числа пять?
– Как можно уровнять эти числа? (Сделать так, чтобы квадратов и треугольников стало поровну. Дети выполняют задание (либо добавляют треугольник, либо убирают квадрат) и объясняют свои действия)
– Что сейчас можно сказать о количестве квадратов и треугольников?
«Изменение конструкции дома» Цель: Развивать способность преобразовывать заданную конструкцию; находить признаки сходства и различия; расширять и активизировать словарь по теме «Дом и его части»; расширять представления о профессиях. Развивать внимание, воображение. Воспитывать интерес к работе с палочками.
Материал и оборудование: набор цветных счетных палочек Кюизенера, схема.
Ребята, сегодня мы будем создавать дома. Что такое дом? (Домом мы называем жилое помещение, квартиру, где спим, едим, отдыхаем, куда приходим из детского сада, где нас ждут, где нам рады) Ребята, а вы знаете, что домами называют не только жилое помещение: Дом культуры, Дом художников.
– Почему детский сад и школу называют «вторым домом»?
– Перечислите строительные профессии, которые вы знаете (Архитектор – задумывает и разрабатывает проект дома, каменщик – складывает стены, крановщик – управляет подъемным краном, кровельщик – накрывает крышу кровельным материалом, штукатур – специальным раствором делает стены ровными, маляр – красит помещения, столяр, плотник – работы по дереву, стекольщик – вставляет стекла, сантехник – устанавливает
водопроводные и канализационные трубы)
– Назовите виды материалов, из которых строят дома? (Дерево, камень, кирпич, железобетон – панели и блоки, стекло и металл)
– Какой из материалов вы бы выбрали для постройки собственного дома и почему?
Педагог предлагает детям сделать высокий дом с окошками.
Какие цветом палочки вы возьмете для строительства дома? (Оранжевые и желтые)
– Что вы можете сказать о длине палочек? (Разной длины)
– Какая по длине желтая палочка по сравнению с оранжевой? (Желтая палочка короче оранжевой)
–Какая по длине оранжевая палочка по сравнению с желтой?
(Оранжевая палочка длиннее желтой)
– Из чего состоит дом? Назовите каждую часть дома и ответьте для чего она нужна. (Фундамент – опора для дома, стены – часть здания, на которой держится крыша, потолок – это верхнее внутреннее покрытие помещения, крыша – эта верхняя часть дома, она закрывает здание и укрывает от непогоды)
Затем предлагает сделать рядом длинный дом из такого же набора палочек.
– Какую геометрическую фигуру напоминает первый дом? (Квадрат) А второй? (Прямоугольник)
– Как одним словом назвать квадрат и прямоугольник? (Четырехугольники)
– Какого цвета палочка-фундамент первого дома и какое число она обозначает?
– Какого цвета палочка-фундамент второго дома и какое число она обозначает?
– В каком доме больше окон? Зачем нужны окна? (Через окна мы видим, что происходит на улице, проветриваем
помещение)
Цель: Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части. Учить называть части и сравнивать их. Развивать внимание, воображение.
Воспитывать интерес к делению целого на части. Материал и оборудование: цветные счетные палочки
Кюизенера: бордовая, 2 красные, 4 розовые, схема, Незнайка. Ход игры
Воспитатель говорит детям: «К Незнайке в гости пришел Сиропчик. Незнайка хочет угостить его конфетой (палочка бордового цвета), но конфета только одна. Как помочь Незнайке это сделать?»
Воспитатель обсуждает с детьми, как можно разделить конфету на части. Затем подбирают две красные палочки.
– На сколько равных частей мы разделили конфету? – Как можно назвать каждую часть конфеты? (Половина) – Сколько половин получилось?
– Как можно по-другому назвать одну половину? (Одна вторая). Воспитатель показывает две части конфеты и поясняет: «Это одна часть и эта одна часть (показывает каждую часть). Всего их две, поэтому одну часть можно назвать одна вторая».
– Покажите одну вторую конфеты.
– Покажите две вторых конфеты.
– Что больше: целая конфета или одна часть (одна вторая) конфета?
– Что меньше: одна часть (одна вторая) конфеты или целая конфета?
– Из скольких частей состоит целое?
Воспитатель просит разделить конфету на четыре равные части. Подбирают четыре розовые палочки. – Сколько частей конфеты получилось? – Как называется каждая часть? (Одна четвертая) – Покажите одну четвертую конфеты.
– Покажите две четвертых, три четвертых части.
– Что больше: цело или одна четвертая?
– Что меньше: одна четвертая или целое? При выполнении задания воспитатель показывает сравнение частей.
Цель: Учить детей определять числовое значение цветных счетных палочек. Формировать умение строить числовой ряд (от 1 до 10). Развивать зрительный глазомер. Воспитывать самостоятельность.
Материал и оборудование: набор цветных счетных палочек Кюизенера по количеству детей, карточки с цифрами. Ход игры
Воспитатель просит детей показать белый кубик и положить его на стол.
—Сколько белых кубиков вы показали? (Один). Белый кубик обозначает число один. Найди карточку с цифрой один и положи ее перед белым кубиком.
— Какое число можно обозначить этой цифрой?
— Что в группе только одно?
Покажите розовую палочку. Поставьте розовую палочку столбиком справа от белой палочки. Какое число обозначает розовая палочка? (Два) Какое число больше – два или один? (Два больше, чем один) Найдите карточку с цифрой два и положите её рядом с розовой палочкой, после цифры один.
— Какое число обозначает цифра два?
— Чего у человека по два? (Два глаза, два уха)
— Какая палочка обозначает число три? (Голубая) Поставьте ее столбиком справа от розовой. Найдите карточку с цифрой три и положите её рядом с голубой палочкой, после цифры два.
— Какое число обозначает цифра три?
Таким образом, составляем лесенку из 10 ступенек. Под каждой ступенькой карточка с цифрой (от 1 до 10).
Перечисли цифры от 1 до 10. Перечисли цифры от 10 до 1.
Ребята, разноцветная лесенка у нас получилась.
Мы по лесенке шагаем
И ступеньки все считаем.
Все ступеньки до одной
Знаем в песенке цветной.
Первая — это белый цветок
Вторая — розовый лепесток Третья, как голубой огонек.
Четвертая словно красный тюльпан.
Пятая — желтый солнечный свет.
Шестая — фиолетовый букет.
Седьмая — черный пушистый кот.
Восьмая — красивый бордовый цветок.
Девятая — яркий синий мячик.
А десятая — оранжевый зайчик.
— Назовите цвет ступенек сверху вниз.
— Сколько ступенек у лесенки? (Десять)
— Сосчитаем их по порядку снизу вверх: первая, вторая, третья…десятая.
—А сейчас спустимся по лестнице сверху вниз: десятая, девятая, восьмая…первая. Вот и закончилась лесенка!
— А какая палочка по цвету между пятой и седьмой?
— Какие соседи у пятой палочки?
— Какие соседи у четвертой палочки?
Цель: Закреплять умение составлять число 6 из двух меньших чисел; закреплять умение детей составлять узор согласно словесной инструкции взрослого, закреплять названия геометрических фигур. Развивать внимание, память, логическое мышление. Воспитывать целеустремленность. Материал и оборудование: цветные счетные палочки Кюизенера: 4 фиолетовые, 2 желтые, 2 красные, 2 голубые, 2 розовые, 8 белых; Незнайка; схема.
Незнайка просит детей составить разноцветную салфетку. Она должна начинаться с фиолетовой палочки.
Найдите такую палочку.
– Какого она цвета? (Фиолетового)
– Из палочек фиолетового цвета сделайте квадрат.
– Сколько понадобилось палочек для изготовления квадрата?
– Как еще можно назвать квадрат? (Четырехугольник) Сегодня вы будете делать полосатые салфетки. Вы сделали кайму салфетки. Она получилась квадратной формы. Первый ряд внутри каймы сверху «вышьем» белыми «нитками».
Второй ряд «вышьем» желтой и белой «нитками». Третий ряд – красной и розовой, четвертый – голубой.
– Какими цветами можно «вышить» следующий ряд? (Розовой и красной)
– И последний ряд? (Белой и желтой «нитками») Получилась полосатая салфетка.
– Какое число обозначает желтый цвет? Красный? Голубой?
Розовый?
– Как вы составили число шесть? (Пять и один будет шесть. Четыре и два будет шесть. Три и три, а вместе шесть. Два и четыре, а вместе шесть. Один и пять, а вместе шесть.) – Какое число вы составили?
– Сколько всего рядов палочек получилось в салфетке?
Цель: Совершенствовать умение самостоятельно выкладывать изображение в соответствии с заданием; закреплять умение видеть форму в предметах, воспроизводить сходство с реальными предметами (строение, пропорции, соотношение частей). Развивать воображение. Воспитывать умение внимательно слушать, выполнят задание аккуратно. Материал и оборудование: набор цветных счетных палочек Кюизенера, схема.
Воспитатель предлагает детям загадать загадки о елке, после этого загадывает свою загадку:
Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. – Отсчитайте три палочки, каждая из которых соответствует числу три и сделайте из них треугольник. Какого он цвета?
– Что может быть такой формы? (Косынка, кусок торта и др.) – Выложите под первым треугольником такой же треугольник.
– Что получилось? (Елка)
– Чего у нее не хватает? (Ствола) Сделайте ствол елки. – Найдите две самые длинные палочки. Какое число они обозначают? (Число десять)
Возьмите желтую палочку и сделайте из этих трех палочек треугольник. Получилась крона елки. Чего у нее не хватает? (Ствола)
Возьмите две розовые палочки и сделайте из них ствол. Можно ли определить возраст больших елок? Как это сделать? (По толщине ствола. У этих елок разные по толщине стволы. Значит, правая елка старше первой)
Затем воспитатель предлагает детям выложить еще две елки, выше и ниже выложенных ранее.
– Что за лес у вас получился? (Хвойный бор, лесные посадки елок, ельник)
– Чем похожи все елки? Чем отличаются?
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о различном виде транспорта; учить самостоятельно, анализировать объект, выделять основные части конструкций; называть детали конструкций; учить детей строить самостоятельно конструкции по схеме на ограниченной плоскости, соотносить детали конструктора со схемой. Развивать воображение. Воспитывать самостоятельность.
Материал и оборудование: набор цветных счетных палочек Кюизенера, схемы с изображениями различного вида транспорта.
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я рад вас видеть. Прежде чем к вам прийти, я путешествовал по родному краю, любовалась красотой природы нашего края.
– Ребята, как вы думаете, на чем путешествовал Незнайка? (На машине, автобусе, самолете, теплоходе, корабле,
велосипеде и др.)
– Как назвать одним словом, на чем путешествовал Незнайка?
(Транспорт)
–Для чего человеку нужен транспорт? (Перевозить людей и грузы из одного места в другое)
– Каким бывает транспорт? (Наземный, водный, воздушный)
– Назовите, что относится к наземному транспорту? (Автобусы, машины, велосипеды и др.) Водному? (Теплоходы, лодки, катера, ледоколы и др.) Воздушному? (Самолеты, вертолеты)
– Метро расположено под землей. Как мы назовем этот вид транспорта? (Это подземная железная дорога)
Дети рассматривают схемы с изображением транспорта, называют виды.
– Чем отличается легковой автомобиль от грузового? (Грузовой гораздо больше легкового) Посмотрите на таки. Назовите форму, размер и назначение? (Автомобиль небольшой по размеру, напоминает небольшой железный домик на колесах, с окнами и дверью. Доставляет людей за определенную плату по указанному адресу)
Посмотрите на грузовой автомобиль. Назовите форму, размер и назначение. (Большой автомобиль, впереди расположена кабина, за ней – кузов. Кузов похож на большую коробку. Перевозят в кузове – доски, бревна, зерно, картошку, уголь, землю и др.)
– Что относится к общественному транспорту (найдите на схеме и назовите) (Это транспорт доступный для любого человека: автобус, троллейбус)
– Чем автобус отличается от троллейбуса? (У троллейбуса на крыше дуги, этими дугами он цепляется за провода, и через них к его двигателю поступает электрический ток. Поэтому автобус может проехать везде, где есть дорога, а троллейбус движется только там, где натянуты электрические провода. Автобус питается бензином, а троллейбус – электричеством)
Дети выбирают схему, рассматривают, какие палочки нужны для конструирования данного вида транспорта, приступают к постройке.
После выполнения задания каждый ребенок рассказывает о своем виде транспорта, воспитатель задает вопросы: какие палочки использовал, какого цвета, какое числовое значение у данной палочки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.