Картотека дидактических игр по разделу величина
Оценка 4.8

Картотека дидактических игр по разделу величина

Оценка 4.8
docx
19.04.2024
Картотека дидактических игр по разделу величина
Картотека дидактических игр по разделу величина.docx

Картотека дидактических игр по разделу величина

«Три квадрата»

(Младшая группа)

Дидактические задачи: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

 

Оборудование: три квадрата разной величины, фланелеграф;

 

Игровые действия: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние. Теперь - самые маленькие. Далее воспитатель предлагает детям построить из квадратов башни. Показывает, как это делается, - помещает на фланелеграфе снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах, говорит воспитатель

 

 

«Мостики для зайчат»

(Младшая группа)

 

Дидактические задачи: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький, длинный, короткий».

Оборудование: картинки зайчиков, дощечек, елочек

Игровые действия: воспитатель рассказывает: «Жили – были в лесу два зайчика и решили они сделать себе мостики на полянку. Нашли они дощечки, только никак не поймут, кому какую дощечку надо взять. Посмотрите, зайчики одинаковые по величине или разные? Чем отличаются дощечки? Положите их рядом и посмотрите, какая из них длиннее, а какая короче. Проведите пальчиками по дощечкам. Какую дощечку вы отдадите большому зайчику? Какую - маленькому? Давайте возле мостиков посадим елочки. Какая эта елочка по высоте? Куда мы ее посадим? Какую елочку мы посадим возле короткого мостика? Зайчики очень рады, что вы им помогли».

 

 

 

Цель:  учить  вести  счёт  предметов  в  пределах  5,  упражнять  в

воспроизведении определённого количества движений

Материал:  карточки  с  изображением  определённого  количества  предметов

(в пределах 5)

Ход: Воспитатель строит детей в 2 шеренги друг против друга и объясняет

задание:  «Вы  будете  выполнять  столько  движений,  сколько  предметов

нарисовано  на  карточке,  которую  я  покажу.  Считать  надо  молча.  Сначала

выполнять движения будут  дети, стоящие в  этой  шеренге, а  дети  из другой

шеренги будут их проверять, а потом наоборот. Каждой шеренге дают по 2

задания. Предлагают выполнить несложные упражнения

Цель:  учить  вести  счёт  предметов  в  пределах  5,  упражнять  в

воспроизведении определённого количества движений

Материал:  карточки  с  изображением  определённого  количества  предметов

(в пределах 5)

Ход: Воспитатель строит детей в 2 шеренги друг против друга и объясняет

задание:  «Вы  будете  выполнять  столько  движений,  сколько  предметов

нарисовано  на  карточке,  которую  я  покажу.  Считать  надо  молча.  Сначала

выполнять движения будут  дети, стоящие в  этой  шеренге, а  дети  из другой

шеренги будут их проверять, а потом наоборот. Каждой шеренге дают по 2

задания. Предлагают выполнить несложные упражнения

Цель:  учить  вести  счёт  предметов  в  пределах  5,  упражнять  в

воспроизведении определённого количества движений

Материал:  карточки  с  изображением  определённого  количества  предметов

(в пределах 5)

Ход: Воспитатель строит детей в 2 шеренги друг против друга и объясняет

задание:  «Вы  будете  выполнять  столько  движений,  сколько  предметов

нарисовано  на  карточке,  которую  я  покажу.  Считать  надо  молча.  Сначала

выполнять движения будут  дети, стоящие в  этой  шеренге, а  дети  из другой

шеренги будут их проверять, а потом наоборот. Каждой шеренге дают по 2

задания. Предлагают выполнить несложные упражнения

Цель:  учить  вести  счёт  предметов  в  пределах  5,  упражнять  в

воспроизведении определённого количества движений

Материал:  карточки  с  изображением  определённого  количества  предметов

(в пределах 5)

Ход: Воспитатель строит детей в 2 шеренги друг против друга и объясняет

задание:  «Вы  будете  выполнять  столько  движений,  сколько  предметов

нарисовано  на  карточке,  которую  я  покажу.  Считать  надо  молча.  Сначала

выполнять движения будут  дети, стоящие в  этой  шеренге, а  дети  из другой

шеренги будут их проверять, а потом наоборот. Каждой шеренге дают по 2

задания. Предлагают выполнить несложные упражнения

«Какой длины кирпичики?»

(Средняя группа)

Дидактические задачи: формировать понятие о сохранении длины предметов.

Оборудование: два одинаковых по длине кирпичика, три мерки.

Игровые действия: Перед ребенком два одинаковых по длине кирпичика, расположенных точно один под другим.- Как узнать какой кирпичик длиннее?  Нужно измерить их (измеряет первый кирпичик). - Мерочка мерила его2 раза. Этот кирпичик мерка будет мерить тоже 2 раза, потому что они одинаковые. (Затем сдвигаю в сторону один из кирпичиков). Перед педагогом стоит задача, довести до понимания детей, что как бы далеко предметы не находились друг от друга, их длина от этого не изменяется. Если ребенок затрудняется ответить, то можно предложить ему отметить каждое измерение на рабочей карточке с помощью фишки. - Теперь какой кирпичик длиннее? - Этот и этот кирпичики одинаковые, потому что мерка показала, что этот кирпичик и этот кирпичик одинаковые по длине.

 

 

 

«Веселые матрешки»

(Средняя группа)

Дидактические задачи: закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5 предметами разной высоты, располагать их в определенной последовательности – в порядке нарастания величины; использовать в активной речи понятия, обозначающие размерные отношения предметов (самая высокая, высокаяпониже, еще ниже, самая маленькая); сравнивать предметы; обозначать результат сравнения по высоте «одинаковые».

Оборудование: 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов.

Игровые действия: Воспитатель обращается к детям: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее). Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки выставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Воспитатель называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я - Матреша, я - Наташа, я - Даша, я – Маша, а я - Глаша». Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая высокая, какая высокая, какая пониже, какая еще ниже и какая самая маленькая? Потом матрешки идут обедать. Воспитатель ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Воспитатель ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Воспитатель просит сравнить пары матрешек. Затем спрашивает: «одна матрешка высокая и другая высокая, значит они какие по высоте?» (Одинаковые). Пары матрешек передвигаются по столу. Воспитатель ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) - это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой.

«Сломанная лестница»

(Старшая группа)

 

Дидактические задачи: учить замечать нарушения в равномерности нарастания величин.

 

Оборудование: 10 прямоугольников, величина большого 10x15, меньшего 1xl5. Каждый последующий ниже предыдущего на 1 см; фланелеграф.

 

Игровые правила: отвечать по поднятой руке

 

Игровые действия: на фланелеграфе строится лестница. Затем все дети, кроме одного ведущего, отворачиваются. Ведущий вынимает одну ступеньку и сдвигает остальные. Кто раньше других укажет, где лестница «сломана», становится ведущим. Если при первом проведении игры дети допускают ошибки, то можно использовать мерку. Ею измеряют каждую ступеньку и находят сломанную. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно вынуть две ступеньки в разных местах.

 

 

«Назови и сосчитай»

(Старшая группа)

 

Дидактические задачи: закреплять умение находить предметы длиннее, строить последовательный ряд по величине, развивать глазомер.

Оборудование: палочки разной длины.

Игровые действия: Воспитатель раздает детям материал и объясняет задание: «Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя). «Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд» - поясняет Воспитатель.

«Раздели правильно»

(Подготовительная к школе группа)

Дидактические задачи: учить находить рациональные способы деления предметов на 2, 4 части.

Оборудование: Модели прямоугольника и квадрата, простой мягкий карандаш, тетрадь в клетку, по 2 узкие полоски и по 2 квадрата их бумаги.

Игровые действия: Воспитатель обращается к детям: «Положите тетради перед собой, достаньте их конвертов прямоугольник. Сегодня вы поучитесь обводить контуры простым карандашом так, чтобы в тетради получились рисунки квадрата и прямоугольника. Посмотрите, как это надо делать (показывает на доске). После того, как дети обведут фигуры квадрата и прямоугольника они их зарисовывают по образцу.

«Фруктовый пирог»

(Подготовительная к школе группа)

 

Дидактические задачи: уточнить приемы деления круга на 2 – 4 и 8 равных частей, учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна восьмая и т.д.)

Оборудование: круг, ножницы (на каждого ребенка)

Игровые действия: Воспитатель спрашивает у детей: «Что можно приготовить из фруктов?» (Испечь пирог.)

Воспитатель показывает детям круг пирог и предлагает разделить его на две равные части. Затем спрашивает: «На сколько частей вы разделили круг? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или одна вторая? Что меньше: одна вторая или целое?»

Воспитатель просит детей каждую часть разделить еще на две равные части: «Сколько всего частей получилось? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или одна четвертая? Что меньше: одна четвертая или целое?»

Воспитатель предлагает детям показать 2/4 круга и выясняет, как можно назвать 2/4 по – другому. (Половина.) затем просит найти и показать 3/4 круга (выложить перед собой) и спрашивает: «Что больше: целое или три четвертых? Сколько четвертых частей в целом? А теперь разделите каждую четвертую часть пополам. (По показу воспитателя.) Сколько частей всего получилось? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или одна восьмая? Что меньше: одна восьмая или целое? Сколько восьмых частей в каждой четверти (половине, целом)? Сколько гостей можно угостить нашим пирогом?»

 

 


 

Картотека дидактических игр по разделу величина «Три квадрата» (

Картотека дидактических игр по разделу величина «Три квадрата» (

Цель: учить вести счёт предметов в пределах 5, упражнять в воспроизведении определённого количества движений

Цель: учить вести счёт предметов в пределах 5, упражнять в воспроизведении определённого количества движений

Сломанная лестница» (Старшая группа)

Сломанная лестница» (Старшая группа)

Раздели правильно» (Подготовительная к школе группа)

Раздели правильно» (Подготовительная к школе группа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2024