КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Оценка 5

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Оценка 5
docx
19.04.2024
КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
картотека игр зрение (1).docx

 

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Младшая группа

Ощущения

«Мешочек»

Цель: развитие тактильно-двигательного восприятия, формирование навыка различения объектов окружающей среды на основе анализа их качеств и свойств, развитие внимания, развитие мелкой моторики.

Оборудование: небольшие предметы, игрушки, объемные геометрические формы (2 комплекта); мешочек для игрушек и предметов; ширма или платок.

Ход игры: один комплект игрушек и предметов располагается перед ребенком, другой находится в «волшебном мешочке». Взрослый выбирает один из предметов и предлагает ребенку обследовать его руками или использует прием «рука в руку». Затем ребенку дается мешочек, в котором находятся только 2 предмета (один из них только что был изучен, второй — незнакомый), и предлагается найти «такое», «такое же» (могут использоваться доступные пониманию участника игры названия предметов и игрушек). Таким же образом обследуется следующий предмет, и затем его ребенок ищет в мешочке. При наличии остаточного зрения все действия по обследованию предметов и игрушек осуществляются за ширмой или под платком.

Усложнение игры: увеличение количества предметов, которые одновременно используются во время игры; при наличии остаточного слуха — поиск одного (одновременно нескольких) предметов в мешочке по конкретному названию, с использованием названий обобщающих групп (овощи…); использование предметов одной формы, но разного размера; разного размера/формы, но одного цвета (если этот вид различения доступен слепоглухому ребенку) и т.д.

 

Зрительное восприятие

«Волшебный цветок»

Цель: развитие цветовосприятия.

Оборудование: цветок с разноцветными лепестками (использовать не больше 3 цветов) и бабочки тех же цветов.

Ход игры: детям предлагается цветок с разноцветными лепестками, на каждый лепесток необходимо посадить бабочку соответствующего цвета.

Инструкция: «Посмотрите, какой у меня красивый цветок. Как вы думаете он волшебный? Давайте посадим на цветок бабочек, будьте внимательны. На красный лепесток – красную бабочку, на синий – синюю.» (если детям тяжело, то можно 2-3 лепестка выполнить совместно).

Слуховое восприятие

«ВЫМОЙ ИГРУШКИ»

Цель: учить слушать и различать звукоподражания; развивать слуховое внимание и память. Оборудование: резиновые игрушки: три кошки и три птички; два тазика, вода, губка, полотенце.

Ход игры: взрослый приносит тазик с игрушками, накрытый полотенцем. Ставит его на стол и говорит: «Послушай. Кто там? Мяу-мяу». Он достает игрушку из тазика и предлагает ребенку ее взять. Ребенок ее рассматривает и вместе со взрослым произносит звукоподражание, ставит кошку на стол. После этого взрослый снова обращает внимание ребенка на тазик с игрушками: «Кто там? Пи-пи-пи». Взрослый достает игрушку из тазика, предлагает ее ребенку. Аналогично в разной последовательности из тазика извлекаются оставшиеся в нем игрушки и расставляются на столе. После того как все игрушки расставлены, взрослый предлагает их вымыть: приносит и ставит на стол второй тазик, наполовину наполненный водой, и губку. «Будем мыть (игрушки)! Где мяу-мяу? Дай». Ребенок выбирает соответствующую игрушку, повторяя за взрослым звукоподражание. Они вместе протирают ее губкой, смоченной в воде. Затем ставят игрушку на полотенце. Взрослый произносит звукоподражания в разной последовательности и предлагает ребенку выбирать соответствующую игрушку. Малыш повторяет услышанное и выполняет соответствующие действия. Ребенок воспринимает звукоподражание вначале на слухозрительной основе, а затем — на слух. Таким образом, предъявляемые звукоподражания повторяются по несколько раз за игру. Варинаты: игру можно усложнить, увеличив количество игрушек для различения.

 

Внимание

 

«Пуговицы»

Цель: развитие зрительного внимания, восприятия, координации, мелкой моторики

Оборудование: 2 набора пуговиц разного цвета и две чашки (емкости для пуговиц).

Ход игры: смешиваем наборы пуговиц и предлагаем ребенку их рассортировать. Складывайте пуговицы в разные емкости.

Усложнения: можно постепенно добавлять цвета и сортировать пуговицы по форме.

 

Память

 

«Цветы и бабочки»

Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование: вырезанные из бумаги или картона цветы и бабочки.

Ход игры: на вырезанные из бумаги\картона цветы по очереди «прилетают» бабочки. Взрослый сопровождает словами: «наступило тепло, ото сна пробудились бабочки. Посмотри какая у нас с тобой полянка из цветов. Назови, какого они цвета? А теперь пора и бабочкам побывать на этой полянке. Самая первая бабочка прилетела и села на синий цветок, вторая бабочка села на красный цветок, а третья и самая последняя села на желтый цветок.» Затем взрослый говорит, что внезапно подул сильный ветер, и бабочки улетели. После этого ребёнок должен вернуть бабочек на те места, где они располагались и в том же порядке.

Мышление

 

«Запомни пары»

Цели: развивать ассоциативное мышление детей, зрительную память.

Оборудование: знакомые ребёнку предметные картинки, из которых можно составить пары, подходящие друг другу по смыслу.

Ход игры: ребёнок располагается за столом. На столе раскладываются и перемешиваются предметные картинки. Взрослый произносит 80 название предмета, изображённого на картинке. Ребёнок подбирает соответствующую картинку и подходящую ей по смыслу парную. Взрослый сидит напротив ребёнка. «Смотри. Был ветер и все картинки перепутал. Давай их соберём по парам. Найди окно. Хорошо. Найди к ней пару. Что закрывает окно? Правильно. Занавески. Положи их вместе. Найди корову. Верно. Найди к ней пару. Молодец. Это молоко. Положи их вместе. Найди краски. Верно. Найди к ним пару. Молодец. Кисточки. Положи их вместе. Найди мыло. Хорошо. Что мы делаем мылом. Верно. Руки моем. Что делаем дальше? Правильно. Руки вытираем. Найди к мылу пару. Правильно. Полотенце. Положи их вместе. Найди листик. Верно. Листик. Найди к листику пару. Молодец. Дерево. Смотри. Все картинки собрали по парам. Молодец. Хорошо играл».

Воображение

 

«Новое назначение предмета»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Оборудование: несколько предметов заместителей.

Ход игры: Ребята сидят в кругу. Ведущий запускает какой-то предмет (старый утюг, зонтик, горшок, пакет, газету). Каждый придумывает новое назначение для этого предмета. Например, утюг можно использовать как гирю или приспособление для разбивания кокосовых орехов. Побеждает тот, кто придумает самые невероятные применения этого предмета.

Предмет может "гулять" по кругу, пока для него придумываются новые назначения.

 

 

 

Эмоционально-волевая сфера

 

«Кого - куда»

Цель: развивать способность распознавать различные эмоции.

Оборудование: картинки с портретами детей с разными эмоциями

Ход игры: педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных чувств, состояний. Обучающемуся нужно выбрать тех детей, которых:

-можно посадить за праздничной стол;

-нужно успокоить, подбирать;

-обидел учитель;

Обучающийся должен объяснить свой выбор, называя признаки, по которым он понял, какое настроение у каждого изображенного на рисунке ребенка.

 

Физическое развитие

 

«Повтори (Делай как я)»

Цель: развитие ощущений от изменений положения собственного тела и конечностей, развитие равновесия и координации, быстроты; формирование зрительно-моторной координации и оптико-пространственного гнозиса; развитие внимания.

Оборудование: кукла (ростовая кукла); объемный и/или плоскостной муляж фигуры человека; фотографии и/или схематические изображения человека, находящегося в различных положениях туловища и конечностей, ростовое зеркало.

Ход игры: исходное положение: сидя (на стуле, на полу) или стоя. Педагог располагается перед ребенком (2–3 детьми) и сообщает о том, что они «будут учиться выполнять такие же движения, как он. Выигрывает тот, кто выполнит движения наиболее точно и быстро». Перед началом игры всем участникам необходимо проверить свои мышцы. Для этого дети ощупывают свои голову, шею, плечи, руки, туловище, ноги. Педагог помогает детям ощупать себя, захватывая мышцы, надавливая на них более активно, чем ребенок. Это способствует увеличению интенсивности возникающих ощущений, более осознанному контролю положения отдельных частей тела. Обучение следует начинать с формирования умения повторять отдельные виды движений, ориентируясь на индивидуальные двигательные и интеллектуальные возможности ее участников. При этом используются показ, совместные действия. Каждое движения сопровождается короткой инструкцией «подними», «согни» и т.д.

 

Развитие личности

 

«Назови ласково»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Оборудование: мяч или игрушка.

Ход игры: ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любимому сверстнику (по желанию) ласково называя его по имени.

 

Речевое развитее

 

«Кукла спит»

Цель: формирование навыка подражания речи взрослого, вызывание звука А.

Оборудование: кукла (зайка, мишка), кукольная кроватка. Речевой материал: Привет! Кукла прыгает: а-а-а. Кукла спит: аааа.

Ход игры: ребенок сидит на ковре. Взрослый подходит с куклой в руках и присаживается перед ребенком так, чтобы игрушка находилась перед его лицом. Педагог помогает ребенку ощупать куклу, после чего кукла машет ребенку рукой, приветствуя его. Взрослый в этот момент радостно произносит: «Аааа!» и помогает ребенку также поприветствовать гостью. Далее взрослый помогает ребенку взять куклу одной рукой, придерживая ее своей рукой. Вторую руку ребенка взрослый располагает у себя на груди или на шее, подкрепляя произношение тактильно-вибрационными ощущениями. Кукла начинает радостно подпрыгивать. При этом взрослый произносит: «Кукла прыгает: А-а-а!». Ребенок начинает ощущать звучание голоса и соотносить его с движениями куклы. Взрослый переносит руку ребенка на его гортань. Если ребенок молчит и не пытается воспроизвести звучание голосом, кукла перестает прыгать и взрослый снова перемещает руку ребенка себе на шею, произносит: «А-а-а», и кукла начинает подпрыгивать. Действия повторяются 2–3 раза. Затем взрослый помогает уложить куклу на руках у ребенка. Сам располагается за его спиной, обхватывая его сзади и поддерживая его руки. Таким образом взрослый вместе с ребенком начинает укачивать уставшую куклу, медленно покачиваясь и произнося: «Кукла спит: Аааа! Аааа! Аааа!». После 3–4 укачиваний куклу можно уложить в кроватку или еще раз повторить игру.

 

Ориентировка в пространстве

 

«Близко – далеко»

(Игра проводится с подгруппой детей 2-4 ребёнка)

Цель: учить детей осмысливать слова «близко – далеко, ближе – дальше»,  и использовать их в речи.

Ход игры: Тифлопедагог просит детей подойти друг к другу; «Ребята, сейчас вы стоите близко друг к другу. Вы можете потрогать друг друга, обнять друг друга, поздороваться друг с другом, дать друг другу игрушки. Катя, отойди к двери. Сейчас Катя стоит далеко от вас. Вы не можете дотронуться до неё». Затем тифлопедагог предлагает детям сказать, кто где стоит.

 

Средняя группа

 

Ощущения

«Тяжело - легко»

Цель: развитие тактильно-двигательного восприятия, формирование навыка различения объектов окружающей среды на основе анализа их качеств и свойств, развитие внимания, развитие мелкой моторики.

Оборудование: одинаковые по форме и величине пластиковые герметично закрытые контейнеры (коробочки, кубики и пр.), отличающиеся по весу (2 комплекта). Для изменения веса можно использовать крупу, бобовые культуры, песок.

Ход игры: перед ребенком расставляется один комплект контейнеров. Взрослый предлагает ребенку взять в каждую руку по контейнеру и помогает обследовать их (перемещает вверх-вниз, потряхивает и т.д.). Завершая обследование, взрослый помогает ребенку придать различное по высоте положение рук в соответствии с весом контейнера. Действия сопровождаются инструкциями и характеристиками «возьми», «держи», «тут», «там», «высоко», «низко», «легко», «тяжело» и т.д.

Затем ребенку предлагается самостоятельно найти «такое», «такое же». Для этого используется второй комплект контейнеров. При наличии остаточного зрения контейнеры располагаются за ширмой или должны быть непрозрачными.

В случае возникновения трудностей при обследовании и сравнении контейнеров на этапе знакомства с игрой могут использоваться один наполненный контейнер и один пустой.

Усложнение игры: контейнеры (комплекты) могут быть отнесены друг от друга на некоторое расстояние, что создаст условия для сохранения их образа в памяти; увеличивается количество контейнеров для сравнения, изменяется вес контейнеров в наборе.

Зрительное восприятие

«Рыбалка»

Цель: закрепление умения узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание.

Ход игры: детям предлагается поймать рыбок разной геометрической формы в разные аквариумы.

Инструкция: «Давайте отправимся на рыбалку! Посмотрите, сколько рыбок плавает в пруду. Чем они отличаются? (ловим рыбок определенной формы)»

Усложнение: добавляются цвета и формы рыб.

 

Слуховое восприятие

«Барабан и дудочка»

Цель: учить слушать звуки музыкальных инструментов и различать их звучание; учить совершать определенные движения по подражанию: под барабан — шагать, под дудочку — выполнять движения руками.

Оборудование: барабан, 2 барабанные палочки, дудочка, таблички с названиями инструментов, инструкции, написанные крупным шрифтом (Иди. Играй. Слушай).

Ход игры: ребенок сидит перед педагогом на стульчике. Взрослый берет в руки барабан, предлагает ощупать его. При этом произносит слово «барабан». После того как ребенок ощупал инструмент, педагог начинает играть на нем. Ребенок прислушивается и во время игры дотрагивается до барабана, чтобы ощутить его вибрацию. Взрослый предлагает ребенку топать ногами и сам же демонстрирует это движение. Такие действия повторяются до тех пор, пока ребенок не начинает самостоятельно топать, услышав барабан. Аналогичная работа проводится с дудочкой. Взрослый берет в руки дудочку, предлагает ощупать ее. При этом произносит слово «дудка». После того как дети (ребенок) ощупали ее, педагог играет на инструмен те. Дети прислушиваются, во время игры педагога дотрагиваются до дудочки, чтобы ощутить ее вибрацию и почувствовать, как выходит воздух. Педагог предлагает детям в тот момент, когда он играет, имитировать руками движение игры на дудочке, т.е. перебирать пальчиками возле рта. Демонстрирует им это движение, ставит их руки перед ртом и показывает нужно движение.

 

Внимание

 

«Что слышно?»

Цель: развитие произвольного внимания, устойчивости.

Ход игры: 1 вариант: ведущий предлагает детям слушать и запоминать, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.

2 вариант: по сигналу ведущего,  внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что за ними происходило.

 

Память

 

«Чего не стало?»

Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование: игрушки, платок.

Ход игры: ребенку предлагается внимательно рассмотреть, обследовать (тактильно) и запомнить все предметы на столе. После ребенок закрывает глаза, а  один предмет убирается. После того как ребенок откроет глаза, он должен заметить и назвать «чего не стало?».

 

Мышление

 

«Разрезная картинка»

Цели: развитие мышления, внимания, зрительной памяти. Формировать у ребёнка пространственнообразное мышление.

Оборудование: цветная картинка с изображением предмета, разрезанная на несколько частей или кубики с изображением частей предмета, картинки этих целых предметов.

Ход игры: ребёнок располагается за столом. Он должен правильно назвать предмет, собрать картинку или кубики. На начальном этапе игры ребёнку предлагаются 4 крупные части картинки, которые по ходу игры становятся мельче, а их количество — увеличивается. Время сбора картинки не ограничивают.

Вариант 1. Взрослый сидит напротив ребёнка: «Будем играть. Смотри, картинка сломалась. Почини ее. Помогу. Что получилось? Смотри. Верно. Грибок». Смешивает части картинки и говорит: «Собери сам. Молодец. Хорошо».

Вариант 2. Выкладывает кубики в произвольном порядке, оставляет ту же картинку. «Собери кубики. Правильно. Молодец. Смотри. Что это? Верно. Гриб». Убирает картинку. «Собери гриб из кубиков. Что это? Гриб. Хорошо. Молодец».

 

Воображение

 

«Продолжи рисунок»

Цель: развивать воображение детей, мелкую моторику рук.

Оборудование: листы бумаги с нарисованными геометрическими фигурами, караднаш.

Ход игры: простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

 

Эмоционально-волевая сфера

 

«Четвертый лишний»

Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, распознавание различных эмоций.

Оборудование: карточки с разными эмоциями.

Ход игры: Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным:

·           радость, добродушие, отзывчивость, жадность;

·           грусть, обида, вина, радость;

·           трудолюбие, лень, жадность, зависть;

·           жадность, злость, зависть, отзывчивость.

Усложнение: педагог зачитывает задания без опоры на картинный материал.

·           грусти, огорчается, веселиться, печалиться;

·           радуется, веселиться, восторгается, злиться;

·           радость, веселье, счастье, злость.

 

Физическое развитие

 

«Сидячий футбол»

Цель: укрепление мышц спины, брюшного пресса, конечностей; развитие равновесия и координации, развитие внимания.

Оборудование: озвученный мяч среднего размера; кукла (ростовая кукла) и объемный (плоскостной) муляж фигуры человека.

Ход игры: игра проводится в парах (взрослый — ребенок), (ребенок — ребенок). Исходное положение: сидя на полу, друг напротив друга; ноги разведены в стороны, ступни одного игрока упираются в ступни другого игрока. Необходимо прокатить (бросить) мяч партнеру так, чтобы он его поймал. Взрослый предлагает ребенку познакомиться с исходным положением для игры, рассмотрев (ощупав) куклу или муляж фигуры человека. Затем занимает исходное положение и помогает ребенку занять такое же положение напротив себя; ставит руки ребенка на пол таким образом, чтобы катящийся мяч попал к нему в ладони; толкает мяч в сторону ребенка, помогает поймать его и выполнить обратное движение. Важно, чтобы во время выполнения всего упражнения ребенок удерживал голову и туловище ровно, что может вызывать существенные трудности. Поэтому второй взрослый может помогать ему, придерживая за плечи и сидя у него за спиной.

В отдельных случаях ребенок может прислониться спиной к опоре, но требование к удержанию ровного положения головы и осанки остается. В процессе повторения игры играющим следует стремиться к самостоятельному удержанию ровного положения корпуса.

Усложнение игры возможно за счет замены прокатывания мяча на бросок; уменьшения размеров мяча и предъявления требований к качеству захвата и броска; введения в игру двух-трех игроков; увеличения расстояния между игроками; прокатывания или броска мяча ногами.

Развитие личности

 

«Волшебный стул»

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Ход игры: Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», а остальные говорят о нем добрые, ласковые слова.

 

Речевое развитее

 

«Доскажи слово»

Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра — начинается иг ….

Ры-ры-ры — у мальчика ша...

Ро-ро-ро — у нас новое вед...

Ру-ру-ру — продолжаем мы иг..

Ре-ре-ре — стоит дом на го...

Ри-ри-ри — на ветках снеги...

Ар-ар-ар — кипит наш само....

Ры-ры-ры — детей много у го.

 

Ориентировка в пространстве

 

«Что изменилось?»

Цель: совершенствовать умение ориентировки в пространстве.

Ход игры: перед детьми на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3 (4) в каждом ряду. Ведущий предлагает всем детям посмотреть и запомнить расположение игрушек. Затем дети закрывают глаза.

Вариант 1: ведущий убирает какую-нибудь игрушку и просит назвать её и то место, где она находилась. Например, исчез дракоша, который был внизу между щенком и попугаем.

Вариант 2: ведущий меняет местами две игрушки и просит назвать то место, где они были первоначально. Например, поросёнок сидел внизу слева, а мышка – наверху между щенком и телёнком.

В роли ведущего может быть как воспитатель, так и ребёнок.

 

Старшая группа

 

Ощущения

«Тактильное домино»

Цель: развитие тактильно-двигательного восприятия, формирование навыка различения формы, текстуры, количества объектов, развитие внимания, развитие мелкой моторики.

Оборудование: домино среднего размера. Фишки могут быть выполнены из дерева, пластика, толстого картона. Покрытие игрового поля фишек может состоять из образцов различных текстур; иметь выпуклые точки, обозначающие число; иметь объемный контур, обозначающий известные играющему объекты окружающего; платок.

Ход игры: взрослый выбирает один из вариантов комплекта домино, рассматривает (ощупывает) его вместе с ребенком. Внимание обращается на то, что каждая фишка состоит из двух частей, различающихся по текстуре (количеству точек…). Действия сопровождаются инструкциями и характеристиками «возьми», «положи», «тут», «там», «такое же» и т.д. Затем фишки раздаются играющим. Количество фишек, одновременно участвующих в игре, зависит от интеллектуальных и иных возможностей игроков. Если ребенок не знаком с игрой, то ему предлагается по одной фишке, каждую из которых он должен предварительно обследовать и соотнести с той, которую положил ранее педагог. При наличии остаточного зрения на глаза ребенка повязывается платок.

Для детей, имеющих достаточные интеллектуальные возможности и понимающих смысл игры, как и в традиционном домино, фишки состоят из двух частей, имеющих разную текстуру, объемный контур и т.д.

Для дошкольников, у которых наблюдаются существенные затруднения в процессе знакомства с игрой, фишки содержат изображение одного предмета. Ощупывая самостоятельно или с помощью педагога свои фишки и сравнивая их с той, что предложил педагог (другой участник игры), ребенок отвечает на вопрос «похожа/непохожа», «другая/такая же». Если он отвечает на вопрос правильно, то забирает себе обе фишки.

Усложнение игры: увеличение количества фишек в одном наборе, использование в игре фишек из разных наборов, увеличение количества играющих.

 

Зрительное восприятие

«Рисунок из геометрических фигур»

Цель: закрепление умения узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание.

Оборудование: изображение состоящие из геометрических фигур.

Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинку и найти спрятанные геометрические фигуры. «Посмотрите, какая у меня есть красивая картинка. Что на ней изображено? А теперь присмотритесь внимательно. Колобок и лиса сделаны из геометрических фигур. Каких?»

Слуховое восприятие

«Найди пару»

Цель: учить узнавать источник звука на слух; развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: небольшая ширма, 2 подноса, 2 чашки, 2 чайные ложки, 2 деревянные разделочные доски.

Ход игры: ребенок и взрослый сидят за столом напротив друг друга. Взрослый ставит перед ребенком поднос с набором предметов: чашка, чайная ложка, доска разделочная. Около взрослого стоит второй поднос с аналогичным набором предметов. Взрослый помогает ребенку осмотреть все предметы и озвучивает их название: «ложка», «чашка», «доска». Затем взрослый берет чайную ложку, при этом говорит: «Слушай внимательно» и стучит ею по разделочной доске. Просит после этого ребенка: «Сделай так!». Вкладывает ему в руку ложку. Взрослый при этом говорит: «Стучи!». Затем стучит рукой ребенка по доске. После этого отпускает руку ребенка, чтобы малыш смог самостоятельно воспроизвести звук. Возвращаем ложку ребенка на поднос. Снова стучим ложкой по своей доске, сопровождая это словами: «Слушай внимательно». После этого делаем небольшую паузу и просим ребенка: «Стучи!». Действия повторяем до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно брать ложку и стучать по команде по доске. По аналогичной схеме мы обучаем ребенка стучать ложкой внутри чашки.

После того как два действия были освоены ребенком, взрослый предлагает поочередно стучать ложкой то по чашке, то по разделочной доске. После того как ребенок научился безошибочно повторять действия взрослого, полностью исключаем зрительное восприятие при извлечении звука (между взрослым и ребенком ставится небольшая ширма). Если у ребенка возникают затруднения, ему дается возможность посмотреть на предметы, с помощью которых взрослым был воспроизведен звук. Затем предметы снова прячутся за ширму.

Усложнение игры достигается путем увеличения количества звучащих предметов.

 

Внимание

 

«Найди такой же»

Цель: развитие произвольного внимания

Ход игры: предложите малышу выбрать из кубиков или шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку) как тот, который у вас в руках. Чтобы ребенку было интереснее играть, можно загадывать  с ним предметы по очереди и, конечно же делать ошибки, которые ребенок должен заметить. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.

 

Память

 

«Припоминалки»

Цель: развитие долговременной памяти.

Оборудование: фишки.

Ход игры: Пусть ребенок вспомнит, что он делал в течение дня. За каждый ответ он получает фишку. Чем больше фишек, тем лучше. Спрашивайте ребенка, что он делал утром, днем, что было на занятии. Следите за тем, чтобы рассказ ребенка был последовательным, чтобы он не перескакивал с одного события на другое. Когда все события будут рассказаны, спросите ребенка: «Что было интересного сегодня, что понравилось больше всего?».

Мышление

 

«Собери цветок»

Цель: развивать мышление, способность к анализу, синтезу.

Оборудование: карточки с изображением предметов, относящихся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).

Ход игры: каждому ребенку выдается круглая карточка - середина будущего цветка (одному - платье, второму - слон, третьему - пчела и т. д). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которых изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, насекомое и т. д.).

 

Воображение

 

«Клякса»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Оборудование: листы бумаги, на которых нанесены кляксы.

Ход игры: дети придумывают, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

 

Эмоционально-волевая сфера

 

«Что было бы, если бы.»

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

Описание: сюжетные картинки, у героя(ев) которой отсутствует(ют) лицо(а)..

Взрослый показывает обучающимся сюжетную картинку, у героя(ев) которой отсутствует(ют) лицо(а). Обучающимся предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает обучающимся изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д.?

Можно разделить обучающихся на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются.

 

Физическое развитие

 

«Найди предмет»

Цель: профилактика плоскостопия, развитие равновесия и координации, развитие внимания. Оборудование: несколько предметов небольшого размера, носовых платков или небольших фрагментов ткани, гимнастический обруч, ковровое или иное нескользящее покрытие на полу.

Ход игры:

Вариант 1. Ребенок сидит на полу или на стуле, предварительно сняв обувь. На полу перед ребенком и в стороне от него, на доступном расстоянии, находятся несколько предметов среднего размера. Нагляднотактильным способом взрослый демонстрирует действие, которое должно быть выполнено играющим — необходимо ногой придвинуть к себе (под свой стул) предмет. Расположение предметов на полу не должно ставить ребенка перед необходимостью дотянуться до него всем туловищем, так как в этом случае существует риск потери равновесия и травматизации. Ребенок может помогать себе сохранить равновесие, удерживаясь руками за сидение стула или опираясь о поверхность за своей спиной (при исходном положении сидя на полу).

Вариант 2. Взрослый предлагает ребенку снять обувь и носки. Удерживая ребенка за руку, взрослый обследует вместе с ним игровую поверхность ногами, периодически останавливаясь, ощупывая пальцами и подошвами ступней пол. Затем в хаотичном порядке на пол выкладываются платки (кусочки ткани). Взрослый обращает внимание ребенка на один из них и предлагает захватить и удержать его пальцами ног. Затем, не отпуская руки ребенка, подводит его к краю ковра, на котором лежит обруч, и стимулирует ребенка поместить платок в него. Если во время движения ребенок осознанно или неосознанно выпускает платок, взрослый обращает внимание на это и помогает снова захватить его. Таким образом должны быть собраны все платки. При выполнении задания ребенок чередует ноги. После того как ребенок освоил правила игры, он может выполнять задание самостоятельно. В этом случае ему нужна помощь в нахождении 91 места расположения круга. Он может быть дополнительно освещен или в этой части ковра взрослый воспроизводит звуковые, вибрационные сигналы. Если позволяют зрительные возможности и отсутствует риск получения травмы, в игре могут одновременно принять участие несколько детей.

Усложнение и модификация игры возможна за счет использования разных способов передвижения (ходьба на носках и на пятках, в прыжках, в ползании, в перекатывании с бока на бок и др.), ограничения времени выполнения задания, включения соревновательного момента, выбора определенного предмета из нескольких предложенных.

Развитие личности

 

«Магазин  вежливых слов»

Цель: развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.

Ход игры: воспитатель: у меня в магазине на полке лежат вежливые слова: приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день и т.д.) ; ласковые обращения (дорогая мамочка, милая мамочка и т.д.).

Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы покупаете у меня нужные слова.

Ситуация. Мама принесла из магазина яблоки. Тебе очень хочется, но мама сказала, что нужно дождаться обеда. Как ты ее попросишь, чтобы она все таки дала тебе яблоко?

 

Речевое развитее

 

«Вкусное варенье»

Цель: Развивать навыки словообразования, образовывать прилагательное от существительного.

Ход игры: Воспитатель называет из чего варение, а дети отвечают как оно называется:

Варенье из яблок – яблочное варенье;

…из груши – грушевое варенье;

…из вишни –  вишневое варенье;

…из сливы – сливовое варенье;

…из клубники – клубничное варенье;

…из клюквы – клюквенное варенье;

…из крыжовника – крыжовенное варенье и т.п.

 

Ориентировка в пространстве

 

«Котята разбежались»

Цель: совершенствовать умение ориентироваться на фланелеграфе при движении в заданном направление.

Оборудование: фланелеграф, игрушки (или картинки) 3-4 котят с разной окраской.

Ход игры: на фланелеграфе ставят несколько игрушек (стоят в середине). Педагог спрашивает: «Где находятся котятки?» дети называют месторасположение. Далее он говорит: «Котята разбежались» и передвигает игрушки в разных направлениях. Дети поочередно должны показать и рассказать, где какой котенок находится. Например: «Серый котенок сидит в правом верхнем углу, а рыжий – внизу слева» и т. д.

 

Подготовительная у школе группа

 

Ощущения

«Найди картинку»

Цель: развитие тактильно-двигательного восприятия, формирование навыка различения объектов окружающей среды на основе анализа их качеств и свойств, развитие внимания, развитие мелкой моторики.

Оборудование: набор игрушек, предметов, геометрических форм и их плоскостные изображения с рельефным (объемным) контуром; мешочек.

Ход игры: взрослый выбирает один из предметов и предлагает ребенку обследовать его руками или помогает ему, используя прием «рука в руку». Затем ребенку предоставляется плоскостное изображение данного предмета и предлагается узнать в процессе ощупывания его рельефного контура ранее обследованный предмет. Затем взрослый выкладывает перед ребенком несколько плоскостных изображений, достает сам (или ребенок) из мешочка по одному предмету и сравнивает их. Используются инструкции и характеристики «достань», «положи», «найти», «что это?», «покажи», «такое», «такое же» (могут использоваться доступные пониманию участника игры названия предметов и игрушек). Существуют 2 варианта игры: поиск плоскостного изображения по образу реального предмета и поиск реального предмета после обследования плоскостного изображения. При наличии остаточного зрения на глаза ребенка повязывается платок. Усложнение игры: увеличение количества предметов, которые одновременно используются во время игры; при наличии остаточного слуха — поиск предмета в мешочке по названию; использование предметов, похожих по форме, величине, цвету.

 

Зрительное восприятие

«Геометрическое лото»

Цель: развитие зрительного восприятия, закрепление знания геометрических форм, основных цветов.

Оборудование: вырезанные цветные плоские геометрические формы из плотного картона (круг, квадрат, треугольник, овал). Конверт со схемами и набором геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал).

Ход игры: дети сидят за столами, перед каждым — планшет с геометрическими формами. Они должны правильно соотнести геометрические формы со схемами по образцу. Взрослый: «Будем играть — складывать фигуры. Перед вами лежат разные фигуры. Саша, покажи круг. Верно. Какого он цвета? Правильно — жёлтый. Серёжа, покажи квадрат. Верно. Какого он цвета? Правильно — синий. Саша, покажи прямоугольник. Хорошо. Какого он цвета? Верно — красного. Серёжа, покажи треугольник. Хорошо. Какого он цвета? Правильно — синий». Взрослый даёт детям конверты со схемами и говорит: «Положи формы так, как они нарисованы». После завершения работы взрослый хвалит детей и спрашивает: «На что похоже?»

 

Слуховое восприятие

«Телефончик»

Цель: закреплять навыки по восприятию на слух независимо от силы голоса.

Ход игры (в игре одновременно могут участвовать 8— 10 человек, но не менее 6, иначе игра будет неинтересной). Все игроки выстраиваются в один ряд плечом к плечу. Стоящий с правого края игрок загадывает какое-нибудь слово и шепотом быстро говорит его игроку, стоящему рядом с ним. Тот, в свою очередь, передает то, что услышал, другому игроку, тот — следующему и так далее до конца цепи. Поскольку игроки говорят друг другу слово шепотом и часто сами не могут разобрать того, что им сказали, результат может получиться смешным и нисколько не похожим на заданное слово.

 

Внимание

 

«Карлики и великаны»

Цель: развивать активное внимание.

Ход игры: дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если слово означает что-то довольно большое, то дети становятся на носочки и поднимают руки вверх, а если наоборот, что-то очень маленькое (например, иголка, мышка), то дети садятся на корточки. Ведущий может сознательно ошибаться, а многие ребята непроизвольно, в силу подражания, будут повторять действия ведущего. Необходимо выполнять правильно, кто ошибается – выбывает из игры.

 

Память

 

«Запрещенное движение»

Цель: развитие произвольной памяти.

Ход игры: Дети становятся в одну шеренгу, взрослый - напротив них. После он показывает какое-нибудь движение и говорит, что оно запретное - его нельзя выполнять. Например, это может быть хлопок руками, приседание или прыжок на одной ноге. Далее взрослый начинает показывать различные движения. Задача участников - повторять все, кроме предварительно обозначенного "запретного движения". Те из игроков, которые повторили его, делают шаг назад. Побеждает тот, кто остался стоять на месте.

 

Мышление

 

«Группируем по признакам»

Цель: закреплять умение употреблять обобщающие понятия, выражая их словами.

Оборудование: карточки с изображением предметов (апельсин, морковь, помидор, яблоко, цыпленок, солнце).

Ход игры: разложить перед ребенком карточки с изображением разных предметов, которые можно объединить в несколько групп по какому-либо признаку. Например: апельсин, морковь, помидор, яблоко - продукты питания; апельсин, яблоко - фрукты; морковь, помидор - овощи; апельсин, помидор, яблоко, мяч, солнце - круглые; апельсин, морковь - оранжевые; солнце, цыпленок - желтые.

 

Воображение

 

«Рисунки с продолжением»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Оборудование: бумага, акварельные краски

Ход игры: в центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем следующему продолжить рисунок.

 

Эмоционально-волевая сфера

 

«Маски»

Цель: развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, описывать мимику окружающих при изображении эмоций.

Задание:

На одного ребенка воспитатель надевает маску с настроением (ребенок не знает, что это за маска). Остальные дети рассказывают об особенностях положения бровей , рта, глаз.

 

Физическое развитие

 

«Рыбки»

Целы: совершенствовать бег, ориентировку в пространстве, ловкость; воспитывать честность.

Оборудование: веревки 110-115 см.

Ход игры: играющие становятся по кругу. Каждому дается одна веревка с рыбкой. Длина веревки 110-115 см, на конце которой привязаны звенящие предметы – (рыбки). По сигналу педагога все разбегаются по площадке. Каждый старается наступить на рыбку товарища. Потерявший рыбку выходит из игры до ее возобновления. Выигрывает тот, кто за определенное время выведет из игры больше играющих или тот, у кого уцелеет рыбка.

 

Развитие личности

 

«Про кого я говорю»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Ход игры: Воспитатель описывает сидящего перед ним ребенка, называя его детали одежды и внешнего вида. Например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней»

 

Речевое развитее

 

«Назови профессию»

Цель: развивать умение образовывать названия профессий от разных частей речи.

Оборудование: Мяч.

Ход игры: Воспитатель бросает мяч ребенку, называет словосочетание, ребенок бросает мяч обратно и называет профессию:

Чинит часы… (часовщик);

Дома строит… (строитель);

Чинит сапоги… (сапожник);

Проверяет билеты… (билетер);

Работает в библиотеке… (библиотекарь) и т.д.

 

Ориентировка в пространстве

 

«Укрась ковер»

Цель: совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги

Оборудование: чистый лист бумаги, фломастеры или цветные карандаши.

Ход игры: взрослый предлагает детям украсить лист бумаги – «ковер» геометрическими фигурами самостоятельно. Далее взрослый предлагает детям по очереди называть расположение фигур на их «ковре» и повторяет узор по объяснению ребенка. Затем сравнивают узоры взрослого и ребенка, выясняют ошибки при несовпадении узоров и называют их причины.


 

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ

Они вместе протирают ее губкой, смоченной в воде

Они вместе протирают ее губкой, смоченной в воде

Побеждает тот, кто придумает самые невероятные применения этого предмета

Побеждает тот, кто придумает самые невероятные применения этого предмета

Взрослый в этот момент радостно произносит: «Аааа!» и помогает ребенку также поприветствовать гостью

Взрослый в этот момент радостно произносит: «Аааа!» и помогает ребенку также поприветствовать гостью

Цель: закрепление умения узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание

Цель: закрепление умения узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание

Время сбора картинки не ограничивают

Время сбора картинки не ограничивают

Усложнение игры возможно за счет замены прокатывания мяча на бросок; уменьшения размеров мяча и предъявления требований к качеству захвата и броска; введения в игру двух-трех…

Усложнение игры возможно за счет замены прокатывания мяча на бросок; уменьшения размеров мяча и предъявления требований к качеству захвата и броска; введения в игру двух-трех…

Если ребенок не знаком с игрой, то ему предлагается по одной фишке, каждую из которых он должен предварительно обследовать и соотнести с той, которую положил…

Если ребенок не знаком с игрой, то ему предлагается по одной фишке, каждую из которых он должен предварительно обследовать и соотнести с той, которую положил…

Ход игры: предложите малышу выбрать из кубиков или шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку) как тот, который у вас в руках

Ход игры: предложите малышу выбрать из кубиков или шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку) как тот, который у вас в руках

Ход игры: Вариант 1. Ребенок сидит на полу или на стуле, предварительно сняв обувь

Ход игры: Вариант 1. Ребенок сидит на полу или на стуле, предварительно сняв обувь

Котята разбежались» Цель: совершенствовать умение ориентироваться на фланелеграфе при движении в заданном направление

Котята разбежались» Цель: совершенствовать умение ориентироваться на фланелеграфе при движении в заданном направление

Цель: закреплять навыки по восприятию на слух независимо от силы голоса

Цель: закреплять навыки по восприятию на слух независимо от силы голоса

На одного ребенка воспитатель надевает маску с настроением (ребенок не знает, что это за маска)

На одного ребенка воспитатель надевает маску с настроением (ребенок не знает, что это за маска)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2024