Дидактические игры на словообразование.
Дидактические игры и упражнения на формирование словообразования существительных.
Подготовила: воспитатель Иванова И.В.
Упражнения для закрепления формы множественного числа:
Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.
Ход: Воспитатель показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.
Картинки: шар – шары, дом – дома, ведро – ведра и т.д.
Воспитатель показывает картинку и называет: шар.
- А у тебя, - спрашивает воспитатель, - что на картинке?
Ответ ребенка: У меня на картинке шары.
Таким образом предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).
Воспитатель: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.
Эта игра напоминает нам правила игры «Один много».
Воспитатель бросает мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок возвращает мяч, называя слово «дома». Учить ребенка сочетать движение со словом. Воспитатель называет от пяти до восьми слов.
Упражнения для уточнения формы родительного падежа:
1) Игра «Угадай, чьи это вещи». Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Воспитатель называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.).
2) Игра «Угадай, чьи это хвосты». На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой – изображения хвостов. Воспитатель показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост.
Упражнения для формирования умения употреблять уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-увеличительные суффиксы.
Дидактическая игра «Большой маленький».
Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.
Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.
Ход: Красные кружки – большой и маленький. Воспитатель предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.
Воспитатель предлагает ребенку назвать кружки без слов «большой» и «маленький».
Это? – показывает на маленький кружок.
Ответ ребенка: кружок.
А это? – показывает логопед на большой круг.
Ответ ребенка: круг.
Воспитатель: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки.
Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы – под кругом.
Воспитатель ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.
Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик.
Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.
Воспитатель предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие.
Ответ ребенка: елка, шар, мяч; елочка, шарик, мячик.
Дидактическое упражнение «Сложные слова»
Цель: учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.
Оборудование: картинки.
Листья падают-листопад |
Сам ходит - самоход |
Снег падает - снегопад |
Звонит попусту - пустозвон |
Звезды падают - звездопад |
Сено косит - сенокос |
Разводит сады - садовод |
Везде ходит - вездеход |
Разводит леса - лесовод |
База для нефти - нефтебаза |
Перевозит лес - лесовоз |
Ходит на атомной энергии - атомоход |
Сам летит - самолет |
Пыль сосет - пылесос |
Воду возит - водовоз |
Рыбу ловит - рыболов |
Дидактическое упражнение «Спортсмены»
Цель: учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов.
Наглядный материал: картинки с изображением спортсменов.
Воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают.
Спортсмен, который ходит на лыжах, - …(лыжник).
Спортсменка, которая ходит на лыжах, - …(лыжница).
Прыгает в воду… (прыгун, прыгунья).
Словарный материал: бегун – бегунья, гимнаст – гимнастка, пловец – пловчиха.
Дидактическое упражнение «Кто служит в нашей армии»
Цель: учить детей словообразованию при помощи суффиксов.
Оборудование: картинки с изображением воинов разных родов войск.
Словарный материал:
- чик - ист
ракетчик танкист
миномётчик связист
лётчик артиллерист
зенитчик
Дидактическая игра «У кого какая мама»
Цель: Учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов (- иц, - их, - ок).
Оборудование: картинки с изображением животных.
Словарный материал:
львица зайчиха теленок (корова)
тигрица олениха ягнёнок (овца)
лисица ежиха жеребенок (лошадь)
волчица поросенок (свинья)
медведица цыпленок (курица)
верблюдица
Дидактическая игра «Назови профессию»
Цель: учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов - щик, - тель, - ист.
часовщик строитель пианист
крановщик учитель бульдозерист
каменщик тракторист
стекольщик
Дидактические упражнение «Назови машину одним именем»
Цель: Упражнять детей в образовании сложных слов.
Ход игры:
Воспитатель рассказывает детям: «Машина, которая чистит картофель, - картофелечистка».
Словарный материал: кофеварка, кофемолка, овощерезка, соковыжималка, пылесос, полотер, глиномешалка.
Дидактическое упражнение «Скажи, что они делают»
Цель: Учить детей образовывать слова по объяснению.
Ход игры:
Воспитатель спрашивает детей:
Игры на образование новых слов с помощью суффикса.
«Зверюшки»
Цель игры: образовать новые слова с помощью суффиксов.
Ход игры: Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий.
Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.
«Дом – домик – домишко – домище»
Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов
-ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р.п.; развивать умение слышать грамматически правильную речь.
Материал: карточка, разделённая на 4 части, в каждой из которых изображения дома, домишки, домика и домищи; маленькие карточки разных цветов (жёлтого, голубого, красного) с изображением животных, мебели, посуды и др. предметов, имеющихся в доме; цветные квадратики (по 3 шт. каждого цвета)
Ход: к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т.д. Ребёнку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения цветными квадратиками, соответствующими по цвету карточкам с предметами и животными, рядом с изображением разных домов, затем объясняют свои действия и называют полученные слова. Например: «В домике могут жить заяц и кот, потому что можно образовать слова «зайчик» и «котик». А лиса там жить не сможет, т.к. слова «лисик» не существует».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.