1. Игра «Скажи наоборот»
Цель игры: расширять словарь антонимов.
Ход игры. У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на
картинный материал:
Дедушка старый, а внук… Дерево высокое, а куст… Дорога широкая, а тропинка… Перо легкое, а гиря…
Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого: Пирожное сладкое, а лекарство…
Ночью темно, а днем…
У волка хвост длинный, а у зайца… Чай горячий, а лед…
Цель игры: расширять словарный запас, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.
Ход игры. В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. Про что можно сказать «свежий»? Воздух, огурец, хлеб, ветер; «старый» (дом,
пень, человек, ботинок); «свежая» (булочка, новость, газета, скатерть); «старая» (мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее» (молоко, мясо, варенье); «старое» (кресло, сиденье, окно).
Цель игры: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.
Ход игры. Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это
слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу. Например: приятель —друг —враг;
грусть —радость —печаль; еда —очистки —пища; труд —завод —работа; танец —пляска —песня;
бежать —мчаться —идти;
думать —хотеть —размышлять; шагать —сидеть —ступать.;
Цель игры: расширять словарь, развивать умение подбирать обобщающее слово, развивать речевое внимание.
Ход игры. Для этой игры лучше использовать настоящую посуду. Инструкция : Давай поиграем в «магазин». Я буду покупателем, а ты - продавцом.
Мне нужна посуда для супа — супница. Посуда для салата — салатница;
посуда для хлеба — хлебница; посуда для молока — молочник; посуда для масла — маслёнка;
посуда для конфет — конфетница; посуда для сухарей — сухарница; посуда для соли — солонка;
посуда для сахара — сахарница.
После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями.
Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.
Цель игры: расширять словарь антонимов.
Ход игры. Для этой игры нам понадобится мяч. Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Инструкция: сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь, наоборот.
Например: темно, а наоборот — светло и т. д.
6.
Игра «Мне мяч бросай и…» (в
зависимости от темы игры возможны варианты «Мне мяч бросай
и животных называй
(транспорт, фрукты и т. д.))
Цель игры: расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память.
Ход игры. Педагог называет обобщающее понятие и бросает поочередно мяч
каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч логопед, должен назвать относящееся к этому обобщающему понятию предмет. Возможет второй вариант игры, когда логопед называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.
Цель игры: закреплять в речи детей названия детенышей животных, закреплять навыки словообразования, развивать ловкость, память, внимание.
Ход игры. Бросая мяч ребенку, педагог называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч педагогу, называет детеныша этого животного (возможно дополнительное усложнение задания при особом кидании мяча: с
ударом об пол, из-за головы и т. д.). До начала игры педагог вместе с детьми вместе говорят:
Человеческие дети
Знают всех зверей на свете.
Цель игры: закреплять употребление в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход игры. Педагог, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок (например: что делает солнце? Ручьи – что делают? Снег – что делает? И т. д.), возвращая мяч педагогу, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. До начала игры педагог вместе с детьми вместе говорят:
Человек легко находит,
Что в природе происходил.
Цель игры: активизировать глагольный словарь, развивать воображение, мышление и ловкость.
Ход игры. Бросая мяч ребенку, педагог называет какой-либо глагол, а ребенок, возвращая мяч педагогу, называет существительное, подходящее к этому
глаголу.
Цель игры: закреплять в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход игры. Педагог бросает мяч ребенку и говорит: «Рукавички из кожи», а ребенок, возвращая мяч педагогу, отвечает: «Кожаные».
Цель игры: закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.
Ход игры. Дети становятся в круг. Педагог, бросая мяч кому-либо из детей,
может начинать с любого дня недели. Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели. Игру можно повторить
несколько раз, каждый раз начиная с нового дня. Усложнить можно задание называния дней недели в обратном порядке.
Цель игры: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.
- Кто скачет по лесной тропинке? (заяц). Как назвать его ласково? (зайчонок, зайчик, заинька). Остановился зайчик, оглянулся по сторонам, испугался. Почему? (Потерялся, заблудился). Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный,
печальный, огорченный). Что может его развеселить? (Птичка песенку споет, ёжик веселую сказочку расскажет).
Цель игры: учить детей к осмысленному употреблению слов в речи; учить подбирать синонимы, сравнения, подводить к пониманию образных выражений в загадках.
Детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения) с опорой на зрительное восприятие (картинки).
Белый снег похож на (что?)… Снежинки похожи на (что?)… Синий лед похож на (что?)…
Пушистый зайчонок похож на (что?)… "Подбери сравнение - закончи предложение". Земля покрыта снегом, как…
Лед на речке блестит, как… Дождинки текут по лицу, как… Маленький зайчонок, словно…
Цель игры: учить детей сравнивать предметы по размеру, цвету, величине, использовать при сравнении слова с противоположным значением.
Сравни! По вкусу: горчицу и мед. По цвету: снег и сажу
По высоте: дерево и цветок. По толщине: канат и нитку.
По ширине: дорогу и тропинку. По возрасту: юношу и старика. По весу: гирю и пушинку.
По размеру: дом и шалаш.
Закончи предложения и назови слова - "неприятели". Слон большой, а комар…
Камень тяжелый, а пушинка… Золушка добрая, а мачеха… Зимой погода холодная, а летом… Сахар сладкий, а горчица… Дерево высокое, а куст… Дедушка старый, а внук…
Суп горячий, а компот… Сажа черная, а снег…
Цель игры: учить детей подбирать антонимы к словам - действиям, активизировать глагольный словарь.
Ход игры. Педагог называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, придумывает слово, противоположное по значению, говорит это слово и бросает мяч обратно педагогу.
Одеть - (раздеть), Поднять - (опустить), Бросить - (поймать), Спрятать - (найти), Положить - (убрать), Дать - (взять)
Купить - (продать), Налить - (вылить).
Цель игры: Уточнение употребления слов, обозначающих пространственные отношения. Активизация словаря антонимов, синонимов.
Детям показываются иллюстрации, их спрашивают:
-Где летит самолет? - Где висят часы?
- Где проплывают облака? - Где стоит стол? Дети отвечают:
- Самолет летит под облаками. - Часы висят над столом
- Облака проплывают над самолетом. - Стол стоит под часами.
Педагог схематично показывает нахождение предмета при употреблении предлогов над и под.
Сравнение предлогов до, от.
Придумывание предложений по картинкам:
- Поезд дошел до станции;
- Поезд отошел от станции; Сравнение предлогов в, из.
Педагог показывает картинки, действия. Задает вопросы:
- Куда? (Куда зашел мальчик? Куда положили книгу?)
- Откуда? (Откуда вышел мальчик? Откуда достали книгу?) Дети отвечают:
- Мальчик вошел в автобус.
- Мальчик выходит из автобуса.
- Книгу положили в шкаф.
- Книгу достали из шкафа.
-
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.