Картотека игр на воспитание звуковой культуры речи дошкольников
Выполнил:
студент группы
Младшая группа
Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.
1. Упражнение «Подуем на пушинку»
Дети встают в круг, воспитатель раздает им пушинки. Предлагает подуть на них, произнося: «Фу-у-у», — и посмотреть, как они летают. Затем дети поднимают упавшие пушинки. (повтор 5-6 раз.)
Материал. Для каждого ребенка пушинка или вырезанный из папиросной бумаги прямоугольник (3x1 см).
2. Игра «Медвежата едят мед»
Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед — дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.)
Игра повторяется 3—4 раза.
Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу {показ). Гладят животики,говоря: «У-у-у» (2-3 раза)
3. Игра «Покормим птенчиков»
Воспитатель. Я — мама-птица, а вы — мои детки-птенчики. Птенчики веселые,они пищат: «Пи-пи-пи», — и машут крылышками (дети повторяют движения за воспитателем и произносят звукосочетание).
— Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. ({Дети произносят: «Пи-пи-пи».)
— Прилетела мама и начала кормить своих деток {дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко раскрывают клювики, им хочется вкусных крошек {воспитатель имитирует, что кормит птенчиков, добиваясь, чтобы дети пошире раскрывали рот). Всех мама покормила и улетела, а птенчики опять летают и пищат. Игра повторяется 2-3 раза.
4. Игра «Часы»
Воспитатель. Послушайте,как тикают часы: «Тик-так, тик-так»,как бьют часы: «Бом-бом.». Чтобы они ходили,нужно их завести: «Трик-трак.». Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5—6 раз). Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).
5. Игра «Забей гвоздик молоточком»
Воспитатель. Когда стучит большой молоток,то слышно: «Тук-тук-тук» {дети повторяют звукосочетание 5—6раз). Когда стучит маленький молоточек,то слышно: «Тюк-тюк-тюк» {дети повторяют звукосочетание 5—6 раз).
Давайте забьем гвоздь большим молотком.
Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком.
Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы воспитатель повторяет звукосочетания 4—5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит).
6. Упражнение «На приеме у врача»
Воспитатель. Кукла — врач. Врач пришел к нам, чтобы посмотреть, не болит ли у кого-нибудь из детей горло. К кому врач подойдет, тот пусть широко раскроет рот {дети выполняют).
Врач сказал, что все дети здоровы и ни у кого горло не болит.
Давайте проверим зубы, пусть врач посмотрит, не болят ли они у вас. {Дети вместе с воспитателем проводят по зубам круговыми движениями языка с закрытым и открытым ртом.)
К кому врач подойдет, тот покажет зубы {зубы сомкнуты).
Врач сказал, что зубы у всех здоровы.
Материал. Игрушечный заяц; картинки с изображением мишки, белки, слона, обезьяны, птицы, собаки на фланели; фланелеграф; на каждого ребенка по одному ватному шарику; на каждый стол по два кубика.
7. Упражнение «Забей мяч в ворота»
На каждый стол — на противоположный от детей край — ставится по два кубика (ворота) на расстоянии 10 см друг от друга. Дети дуют на ватные шарики-мячи так, чтобы попасть в ворота.
8. Игра «Будь внимательным»
Воспитатель. У меня разные картинки. Если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимете красный кружок и назовете игрушку.
Воспитатель показывает картинки (произвольно, а дети выполняют действия.
9. Упражнение «Заморозим руку»
Дети подносят руку ко рту на расстоянии примерно 10 см, произносят:
«Фу-у-у» - дуют на руку. Упражнение повторить 4-5 раз.
10. Упражнение «Маятник»
Воспитатель говорит, что у некоторых часов есть маятник. Он качается (показ, и часы ходят. Если маятник остановится, встанут и часы. Наши языки будут маятниками. Откройте пошире рот. Язык будет «ходить между зубами (показ) Упражнение повторить 3 раза. После небольшого перерыва проводится вновь.
10. Игра «Отгадай слово»
Воспитатель (выставляет на фланелеграф картинки с изображением животных по количеству детей в группе). Я начну называть животное, а тот, кого попрошу, назовет его правильно.Я скажу: «Лоша.»,а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка».
Воспитатель произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.
Материал. Игрушки: кукла, зайка, пирамидка, машина.
11. Игра «Научим мишку говорить правильно»
Воспитатель. Мишка сказал мне, что он не умеет правильно называть игрушки, и просит его научить. Давайте ему поможем. Мишка, как называется эта игрушка (показывает куклу? (Мишка. Кукла.) Нет, неправильно. Это. (дети хором называют игрушку). Скажи, Лена (имена вводятся для удобства изложения, как называется эта игрушка. Скажи, Вова, погромче. Мишка, теперь ты скажи правильно. Молодец, правильно назвал. Как называется эта игрушка, мишка (показывает зайку? (Мишка. Зака.) Скажи, Коля, правильно. (Ответ.) Теперь все повторите слово. Мишка, теперьты скажи.Аналогичная работа проводится с названиями других игрушек: пирамидка (пирадка, машина (шимина). Материал.Игрушки: кукла, зайка, пирамидка, машина.
12. Игра «Звенят колокольчики»
Воспитатель. Большой колокольчик (показывает большой кружок) звенит: «Дин, дин, дин». Маленький (показывает маленький кружок) звенит: «Динь, динь, динь» (дети повторяют звукосочетания). Когда я покажу большой кружок, зазвенят большие колокольчики; когда покажу маленький кружок, зазвенят маленькие колокольчики.
Воспитатель показывает то большие (3 раза, то маленькие (3 раза) кружки (бессистемно).
Материал. Большой и маленький кружки любого цвета.
13. Игра «Лошадки и поезд» (в кругу)Воспитатель. Когда скачут лошадки,то слышно: «Цок, ЦОК, цок» (дети повторяют звукосочетание); когда едет поезд,колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют). По-скакали лошадки. Лошадки отдыхают. Поехал поезд, застучал колесами. Поезд остановился. Игра повторяется 3 раза.
Упражнения на закрепление правильного произношения и фонематического слуха
Средняя группа
Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.
Материал. Бумажная лодочка, длиною 4 см; тазик с водой.
1. Упражнение «Пусти лодочку по воде»
Таз до половины заполнен водой. Каждый ребенок,произнося: «Фу-у-у», дует на лодочку так, чтобы она плыла с одного «берега» до другого.
Упражнение выполняется 2 раза.
2. Игра «Лодочка и пароход»
Воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодочки, другая — пароходы.
Воспитатель. Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тпш, тшух» (дети повторяют звукосочетание).
По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа.
Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
3. Игра «Поезд»
Воспитатель. Мы поедем в гости к мишке и зайке на поезде. Я буду машинистом, а вы — вагончиками. Колеса стучат: «Тух, тух, тух», поезд гудит: «У-у-у» (дети повторяют звук и звукосочетание). Когда поезд прибывает на станцию (стул, на котором сидит мишка, он останавливается: «Уу-ух Мишка садится в поезд и вместе с детьми едет к зайчику! Затем зверюшки и дети возвращаются в группу.
4. Игра с заданиями
Задания детям дает мишка: «Походите по комнате как я» «Порычите: «Хрп-хр-хр». «Ешьте мед — слизывайте с лапы. оближите губы. зубы круговым движением» (дети выполняют задания).
Затем задания детям дает зайка: «Я зайка, меня называй! трусишка. Когда я испугаюсь, то у меня хвостик из стороны в сторону качается. Покажите язычком, как качается МОЙ хвостик (дети по показу воспитателя широко раскрывают рот и, не касаясь губ, проводят языком от угла до угла рта). Я умею скакать, а вы? (Дети скачут, как зайка.) От лисы прячусь за куст (дети приседают)и дышу так: «У-у-у-ух, у-у-у-у-ух» (дети повторяют). Игра «Оркестр»
Воспитатель. В оркестре много музыкантов, которые играют на разных инструментах. А мы будем играть только (на больших и маленьких барабанах.)
Каждому ребенку дают по маленькому и большому кружку; на доске такие же кружки.
Воспитатель. Когда ударишь по большому барабану, oн стучит: «Там-там-татам»; по маленькому — «Тям-тям-тятям» (Дети повторяют звукосочетания 2—3 раза.)
— Играем на больших барабанах (показывает на большое кружок, дети поднимают такой же кружок и вместе с воспитателем поют соответствующую песенку).
— Играем на маленьких барабанах (показывает на маленький кружок, дети поднимают свои кружки и поют другую песенку).
Затем воспитатель (произвольно) показывает на кружки, дети, поднимая их, поют нужные песенки.
5. Упражнение «Понюхай цветок»
Воспитатель. Всем артистам дарят цветы. Нам тоже ш дарили цветок. Он очень хорошо пахнет. Посмотрите, как его нюхают (вдох через нос, на выдохе без напряжения голоса сказать: «Ах-х-х»).
Затем воспитатель подходит к каждому ребенку, и тот повторяет оба действия. Когда все понюхают воспитатель предлагает детям произнести следующую фразу сначала тихо, потом громче: «Как хорошо пахнет цветок».
6. Упражнение «Тренировка»
Воспитатель. Сегодня вы опять станете артистами и будете играть на дудочке: «Ду-ду-дудуду» (дети повторяют звукосочетание 2—3 раза). Давайте подготовимся к выступлению: сильно надуем щеки, как будто у нас по рту два мячика (показ).Потом подуем и скажем: «Дууу» (повторить 5—6 раз,
7. Игра «Оркестр»
Воспитатель. Нам в игре помогут кукла и мишка. Если я подниму куклу, заиграют девочки; если я подниму мишку, заиграют мальчики; если я подниму куклу и мишку, заиграют все артисты — весь оркестр.
Воспитатель в произвольном порядке поднимает игрушки, а дети выполняют соответствующие действия (9—12 раз). В конце игры кукла и мишка хвалят артистов и хлопают им.
Старшая группа
Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.
1. Игра «Скажи, как я» (в кругу с мячом)
Воспитатель бросает мяч по кругу, называет слова с выделением любого твердого и мягкого согласных звуков. Ребенок должен повторить слово так же и перебросить мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети. Если ребенку требуется помощь, нужно повторить слово 2-3 раза с выделением звука.
2. Упражнение «Найди братца»
Воспитатель раздает детям по одной картинке, в названии, которых есть звук «л» или «ль». На фланелеграф выставляет синий и зеленый кружки.
Воспитатель. Посмотрите на свои картинки. В названии предметов есть звук «л» — большой братец или звук «ль» - маленький братец. Поднимите картинки, в названии которых есть звук «л» (проверяет); теперь со звуком «ль»
Дети по очереди выходят, называют слово с выделением этих звуков и ставят картинки после соответствующих кружков. Один ребенок называет все слова со звуком «л», другой — со звуком «ль».
3. Игра «Назови слова»
Воспитатель предлагает детям называть слова со звуком «р», затем со звуком «рь». За каждое правильное слово ребенку дается фишка-игрушка. В конце игры определяется победитель.
4. Игра «Поймай жука» (в кругу с мячом)
Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит слово с выделением звука «ж». Ребенок, поймав мяч, повторяет слово.
В игре должны принять участие все дети.
Воспитатель. Теперь вы будете жуками и громко жужжать; Сережа и Лена попытаются поймать жуков. Но если жук сядет на листочек (присядет, его ловить нельзя.
Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2—3 детей-победителей.
5. Игра «Назови слова» Воспитатель предлагает детям называть слова со звуком «ж» (за каждое слово дается фишка). В конце игры определяется победитель.
Игра «Чья бабочка дальше полетит?»
Трое детей подходят к стойке, по сигналу воспитателя: «Бабочки, летите», дуют на бабочку: «Фу-у-у». Чья бабочка дальше полетит, тот и выиграл. В игре должны принять участие все дети.
6. Игра «Назови звук» (в кругу с мячом)
Воспитатель. Я буду называть слова, и выделять в них один звук: громче или дольше его произносить. А вы должны назвать только этот звук. Например, «матрррёшка»,а вы должны сказать: «рь»; «молллоко» — «л»; «самолеТ» — «т». В игре принимают участие все дети. Для выделения используются твердые и мягкие согласные звуки. Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель сам называет звук, а ребенок повторяет.
7. Чтение скороговорки
Скороговорка читается на два выдоха — по две строчки на выдох.
«Дождик, дождик, Не дожди! Дай дойти до дому Дедушке седому». Скороговорка читается хором 2 раза, затем только девочки, потом только мальчики и 2-3 ребенка индивидуально.
8. Упражнение «Назови первый звук слова»
Воспитатель. У меня разные картинки, давайте их назовем (указывает на картинки, дети по очереди называют их).Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: «Барабан» — «б»; «Кукла» — «к»; «Гитара» — «гь».
Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолированно.
9. Упражнение «Кто придумает конец, тот и будет молодец»
Не будильник, а разбудит, Запоет, проснутся люди.
На голове гребешок, Это Петя. (петушок).
Я сегодня утром рано умывался из-под. (крана).
Солнце светит очень ярко, Бегемоту стало. (жарко).
Вдруг небо тучей затянуло, из тучи молния. (сверкнула).
Упражнение «Назови первый звук слова»
На фланелеграфе картинки. Дети называют предмет, выделяя первый звук, и звук изолированно.
10. Игра «Назови первый звук своего имени» (в кругу с мячом)
Воспитатель предлагает ребенку, которому бросит мяч, назвать свое имя с выделением первого звука и этот же звук произнести изолированно.
В игре принимают участие все дети.
11. Упражнение «Понюхай цветок»
Воспитатель предлагает детям «понюхать» цветок — вдох через нос, выдох через рот; на выдохе без напряжения голоса сказать: «Ах-х-х-х».
Упражнение повторить 5—6 раз. Потом сначала тихо,затем громче и громче дети вместе с воспитателем говорят: «Как хорошо пахнет цветок — ах!»
12. Чтение чистоговорки
Чистоговорка разучивается и затем читается на два выдохи то две строки на выдох).
Чок, чок, каблучок, наступил на сучок,
Оторвался, поломался, чок, чок, каблучок.
Чистоговорку читают хором 2 раза, затем 4-5 детей индивидуально.
13. Игра «Найди братца»
Воспитатель раздает детям картинки, названия которых начинаются с твердого согласного звука; на ковре или столе выкладывает картинки, названия которых начинаются с парного — мягкого согласного.
Воспитатель. Посмотрите, что у вас нарисовано. Подумайте, с какого звука начинается ваше слово. Ваши маленькие братцы гуляют на поляне (показывает на ковер). Найдите их. Игра продолжается до тех пор, пока все дети самостоятельно или с помощью воспитателя не найдут нужную картинку. Ребенок, который первым подберет пару, выигрывает.
14. Игра «Назови первый звук слова» (в кругу с мячом) Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово, выделяя первый звук, ребенок перебрасывает мяч воспитателю и называет первый звук слова. В игре должны принять участие все дети.
15. Игра «Изменилась песенка» (звуки-товарищи «Ж» и «Ш»)
Воспитатель. Вспомните, как жужжит жук («ж~ж-ж).Вот что однажды произошло с жуком: он летел и так громко жужжал, что потерял голос и стал петь незвонко.У него получалась песенка: «Жж-ж-ж-ж-шш-ш-ш» (дети повторяют). Чью песенку пел жук? (Ветра.) Когда я покажу на мальчиков,они будут петь звонкую песенку жука: «Ж-ж-ж-ж»; когда покажу на девочек,они будут петь не звонкую песенку жука: «Ш-ш-ш-ш». (Дети делятся на две группы — мальчики и девочки. Упражнения повторяются 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.) Когда жук пел звонко, с голосом, то его песенка была похожа на звук «ж»; когда пел без голоса, песенка была похожа на звук «ш». Звуки «ж» и «ш» — товарищи. «Ж» произносится с голосом. А «ш» — без голоса (дети повторяют).
Я научу вас проверять, с голосом или без голоса произносится звук. Подставьте ладошку к горлу и произносите долго «Ж-ж-ж-ж» — горлышко «играет» (кто не ощущает, целесообразно предложить приложить руку к горлу воспитателя). Значит, звук «ж» — звонкий и произносится с голосом. Теперь скажите: «Ш-ш-ш-ш» — горлышко «не играет», этот звук произносится без голоса, он не звонкий.
Подготовительная группа
Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.
1. Игра «Будь внимательным» (в кругу с мячом)
Воспитатель предлагает детям передавать мяч по кругу на каждое слово, но, если в слове есть звук «ш», перебросить мяч ему.
В игре принимают участие все дети. Она проводится в быстром темпе. Упражнение «Назови одинаковые слоги в словах»
Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки: малина, машина. Воспитатель. Послушайте, как я медленно назову ягоду: маалиинаа, а теперь я разделю слово на кусочки-слоги: ма-ли-на. На каждый слог буду хлопать, а вы считайте, сколько в слове слогов. Какой первый слог, второй слог, третий слог? (Ответы детей.)
Послушайте, сколько слогов в слове «машина»: ма-ши-на (на каждый слог воспитатель хлопает). (Ответы детей.)
Какие одинаковые слоги в словах «машина» и «малина»? («Ма», «на».)
Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки: лодка, ложка.
Воспитатель. В этих словах по два слога: лод-ка, ложка. Какие одинаковые слоги в словах? («Ка».)
2. Игра «Найди свой домик»
Детям раздаются предметные картинки. Предлагают определить первый звук в слове-названии. Одному ребенку дают синий, другому — зеленый кружок. Воспитатель говорит, что к синему кружку должны подойти те, у кого первый звук в слове — большой братец (твердый согласный, к зеленому — у кого слово начинается с мягкого согласного звука (маленький братец).
По сигналу «Найди свой домик» играющие встают около детей с соответствующими кружками. Воспитатель проверяет правильность выполнения, определяет команду-победительницу.
Дети меняются картинками, и игра повторяется.
3. Упражнение «Найди товарища»
На фланелеграфе выставляются картинки. Первый ряд: барабан, флаг, курица, дудочка, собака, шишка; второй ряд: попугай, волк, гусь, трамвай, зонт, жук.
Воспитатель. Вверху и внизу картинки. Давайте расставим их парами, чтобы первые звуки слов были товарищами (звонкий-глухой звуки). Дети выходят, называют предмет и первые звуки слов. Выставляют нижние картинки под верхними, чтобы первые звуки составляли пару «звонкий—глухой согласный».
4. Игра «Продолжи слово» (в кругу с мячом)
Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит первый слог; ребенок называет слово, которое начинается с этого слога и перебрасывает мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети.
Примерный перечень слогов: «ма», «ра», «ры», «ле», «ре», «жа», «щу», «ча», «шу», «си», «за».
В игре принимают участие все дети.
5. Игра «Найди пару»
Детям раздается по одной картинке.
Воспитатель. У каждого из вас картинка. Подумайте, с какого звука начинается ваше слово-название. По сигналу «Найди пару» вы должны найти картинку, на которой название предмета начинается с того же звука.
Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Каждая пара детей называет свои предметы и звук, с которого начинаются слова, их обозначающие.
Воспитатель отмечает детей, которые раньше всех встали в пары.
6. Игра «Назови товарища» (в кругу с мячом)
Воспитатель называет звонкий согласный звук, а дети — его пару. Когда в игре примет участие половина детей,задание меняется: воспитатель называет глухой согласный, а дети — его пару.
7. Упражнение «Куда ударит молоточек?»
Воспитатель {вывешивая на фланелеграфе картинки: луна, ваза). Давайте назовем эти предметы. В этих словах один звук произносится дольше других: назовите его в слове «лунааа» {«а»).Я могу это слово сказать по-другому: «Лу-уна». Получилось слово «луна»? {Нет.) Назовите такой звук в слове «вааза». Послушайте, как по-другому я скажу слово: «вазаа». Правильно? {Нет.)
— В слове только один звук произносится долго, по нему как будто «ударяет» молоточек: лунааа (делает резкое движение рукой сверху вниз на ударный звук); вааза (повторяет предыдущее движение). Звук, по которому ударяет молоточек, называется ударным (дети повторяют слово). В наших словах ударный звук «а».
— У вас картинки. Вы будете называть предметы, и находить в словах ударный звук.
Картинки должны быть подобраны так, чтобы ударными оказались все гласные: роза, коза, лодка, рыба, весы, утка, шуба, паук, репа, орех, белка, часы, сани, лиса, лыжи, сумка, носки.
8. Игра «Назови ударный звук» (в кругу с мячом)
Воспитатель бросает мяч, называет слово с выделением ударного слога; ребенок ловит мяч, называет ударный звук и перебрасывает мяч воспитателю.
9. Упражнение «Отгадай загадку»
Воспитатель выставляет в ряд картинки: лодка, утка, кукла, лук (последняя обратной стороной).
Воспитатель. Какое слово получится, если произнести первые звуки слов-названий и сложить их? (Лук.)
Ребенок не только называет полученное слово, но и объясняет, как он его составил. После этого воспитатель показывает слово-отгадку.
Выставляется другой ряд: морковь, аист, курица, мак (последняя обратной стороной). Дети отгадывают слово и объясняют, как они это сделали.
10. Игра «Назови слово»
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет любой согласный звук; ребенок должен назвать слово, которое начинается с этого звука. В игре принимают участие все дети.
11. Упражнение «Отгадай загадку»
На доске выставлены в ряд картинки: дыня, осы, машина; в стороне перевернутая картинка — дом. Дети отгадывают слово по первым звукам, объясняют, как они это сделали.
На доске в ряд картинки: ложка, утюг, носок, арбуз; в стороне перевернутая картинка — луна. Задание то же.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА»
Юридический факультет
Кафедра истории государства и права
Технологическая карта НОД по ознакомлению детей старшей группы со сказкой в переводе Н. Ходзы «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром»
Выполнил:
студент группы
г. Волжский, 2022г.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; речевое развитие; социально – коммуникативное развитие, физическое развитие
Тема занятия: Индийская сказка в переводе Н. Ходзы «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром».
Образовательный продукт: схема пересказа
Цель занятия: создать схему пересказа индийской сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» в переводе Н. Ходзы для детей старшей группы.
Задачи занятия:
Обучающие задачи: научиться создавать компоненты схемы пересказа индийской сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром»
Развивающие задачи: внимательно слушать указания воспитателя при составлении схемы;
Воспитательные задачи: воспитывать умение детей выслушивать друг друга.
Дополнительные задачи: игровая задача – быстрее всех расставить по порядку перевоплощения мышонка и получить звезду
Словарная работа: зафыркал, опрометью
Планируемый результат занятия: воспитанники научились создавать компоненты схемы пересказа индийской сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром»; воспитанники внимательно слушали указания воспитателя при составлении схемы; воспитанники научились внимательно слушать друг друга; воспитанники создали схему пересказа индийской сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» в переводе Н. Ходзы для детей старшей группы.
Подготовительная работа: создание схемы пересказа, чтение художественной литературы: «У страха глаза велики», «Живая шляпа»
Материалы и оборудование: документ камера: портрет Н. Ходзы, интерактивная панель: игра-бродилка по произведению, интерактивные кубы- пазл «Мышонок»
№ |
Этапы занятия |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Методы, формы, приемы |
Предполагаемая деятельность детей |
Планируемые результаты |
1. |
Организационно – мотивационный этап |
Заинтересовать детей предстоящей образовательной деятельностью. |
Прежде чем начать, давайте с вами встанем в круг и поприветствуем друг друга Приветствие Здравствуй друг!(Здороваются за руку) Как ты тут?(похлопывают друг друга по плечу) Где ты был?(теребят друг друга за ушко) Я скучал!(складывают руки на груди в области сердца) Ты пришел!(разводят руки в стороны) Хорошо!(обнимаются) |
Словесный, групповой, художественное слово «Приветствие» |
Выполняют действия приветствия |
Дети организованы и заинтересованы в предстоящей образовательной деятельности. |
2. |
Основной этап |
|||||
2.1. |
Этап постановки проблемы |
Ввести детей в проблемную ситуацию. |
Прежде чем мы начнем, сейчас мы подойдем к интерактивным кубам для того, чтобы узнать, о ком мы сегодня с вами будем читать. но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним технику безопасности при работе с кубами Кто же у нас получился? Где живет мышка? Правильно, в норке. А наш мышонок потерялся и пришел к нам за помощью. Он убежал из сказки, а из какой забыл. Давайте ему поможем. |
Словесный: беседа Наглядный: показ Форма: фронтальная Приемы: вопрос-ответ, игра |
Дети подходят к интерактивным кубам Работать аккуратно, переворачивать спокойно в нужную сторону, касаться кубов только чистыми руками, действовать с разрешения воспитателя. Собирают пазл Мышь В норке |
Дети введены в проблемную ситуацию. |
з |
Этап ознакомления с материалом |
Познакомиться с произведением и автором произведения Физ. минутка |
В каких сказках есть мышка? А есть еще такая сказка, которую придумали в индии, и называется она «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром». Автором этой сказки был Ходза Нисон Александрович (показываем фотографию) Как вы думаете, может наш мышонок из этой сказки? Сейчас мы это с вами проверим (Читает) Мы с вами немного засиделись, давайте встанем и разомнемся Вышла мышка
как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне). Понравилось произведение? Ребята, когда мы читали, нам встретились интересные слова, кто знает, что означает слово «Зафыркал»? Зафыркал, значит начал с шумом выпускать воздух из ноздрей Давайте повторим Зафыркал Еще нам встретилось слово опрометью, кто знает, что оно обозначает? Опрометью означает Стремительно, очень быстро, поспешно Давайте повторим Опрометью Давайте разомнем наши пальчики Пи - пи - пи, - пищала мышка (ритмично щелкают пальцами рук) - Кошка на охоту вышла! Мне так страшно, трепещу. Щу - щу - щу, щу - щу - щу. (ритмично постукивают по плечам скрещенными на груди руками) Норку я свою ищу. Щу - щу, щу - щу, щу - щу - щу. (ритмично притоптывают ногами) Кошка притворилась доброй: - Мур - мур - мур, - она поет. (ритмично поглаживают одной рукой другую) - Нет - нет - нет, - пищит мышонок. (ритмично покачивают головой) К кошке в лапы не пойдет. Как называется сказка? Кто автор сказки?
Какие герои нам встретились в сказке? А кто главный герой в сказке? Какой был мышонок в этой сказке? А это хорошие или плохие качества? А как поступал мышонок в сказке? Чему учит нас это произведение? Какую пословицу можно подобрать к этой сказке? Какой момент вам понравился больше в сказке? Давайте прочитаем его Молодцы, сейчас мы с вами подойдем к ип и немного посоревнуемся. Для начала вспомним как нужно работать с ней. И так, для начала выберите фишки, которыми будете играть. Чтобы узнать, кто будет ходить первый, мы бросим кубик. У кого значение будет больше, тот и ходит первый. Первое задание перед вами животные, в которых превращался мышонок, вам нужно расставить по порядку превращения мышонка. Кто быстрее выполнит задание, получает звездочку Второе задание перед вами находятся герои разных сказок, вам нужно убрать лишних героев как можно быстрее, кто выполнит быстрее получит звездочку Третье задание что вы видите перед собой? В Этом лесу спрятался мышонок, вам нужно его найти, он спрятался где-то за этими предметами Выиграет тот, кто найдет мышонка быстрее И так, давайте с вами подсчитаем звездочки и узнаем, кто же выиграл |
Словесный: беседа, рассказ, объяснение Наглядный: показ Форма: фронтальная Приемы: вопрос-ответ |
Теремок, Репка, У страха глаза велики. Смотрят на экран Да/нет Выполняют физ минуку Да Предположения Зафыркал Предположения Опрометью «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» Ходза Нисон Александрович Мышь, кошка, собака, тигр, человек Мышонок трусливый, маленький, капризный Волка бояться-и от белки бежать Подходят к панели Работать только сухими руками, подушечкой указательного пальца, находиться на расстоянии вытянутой руки |
Научились определять жанр произведения. |
Тать 2.3. |
Этап практического решения проблемы |
Совместная деятельнось |
Ребята, внимательно слушайте, что я вам сейчас буду говорить. Перед вами лежат картинки событий из нашей сказки. Чтобы мы смогли с вами пересказать сказку, давайте с вами составим схему пересказа сказки. Вам нужно по порядку распределить события, которые происходили в сказке. |
Словесный: пояснение Практический: создание схемы Форма: фронтальная |
Составляют схему |
Составлена схема пересказа по сказке |
3. |
Заключительный этап |
Развитие умения анализировать, делать выводы, высказывать свою мысль. |
Молодцы! Что мы сегодня делали? Как мы это делали? Для чего мы это делали? Молодцы! |
Словесный: беседа Форма: фронтальная Приемы: вопрос-ответ |
Читали сказку, играли Внимательно слушали Чтобы познакомиться с новой сказкой |
Высказывают свои мысли о прочитанной сказке, слушают не перебивают друг друга. |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА»
Юридический факультет
Кафедра истории государства и права
Конспект обобщающей беседы в старшей группе на тему: «Профессий много в мире есть»
Выполнил:
студент группы
г. Волжский, 2022г.
Конспект обобщающей беседы в старшей группе, на тему: «Профессий много в мире есть».
Цель: Формирование первоначальных представлений о труде взрослых, его роли в обществе.
Задачи:
Образовательные: расширять представления детей о профессиях взрослых разных сфер. Расширять представления детей о профессиях архитектора, кондитера, модельера, о значении их труда для общества. Закреплять представления детей об орудиях труда в этих профессиях. Закреплять умение замешивать тесто. Совершенствовать умение вести диалог с воспитателем, используя речь – объяснения, речь – доказательства. Закреплять умение читать пословицы.
Развивающие: развивать у детей творческие способности: умение дополнять трафарет одежды разными деталями, используя дополнительный материал (пуговицы, бусинки, тесёмки). Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде чертежа. Развивать умения «читать алгоритмы» трудовых операций.
Воспитательные: воспитывать умения работать коллективно, договариваясь и обсуждая общий ответ со сверстниками.
Материал, оборудование:
1. Разрезные картинки с изображением профессий архитектора, кондитера, модельера, бейджики красного цвета.
2. Картинки к д/и «Кому что нужно». (Архитектор – карандаш и ластик, доска чертёжная, циркуль, линейка, чертежи; кондитер – формочки для выпекания, продукты, колпак и фартук, кондитерский шприц и венчик для взбивания; модельер – манекен, карандаш и ластик, цветные карандаши и фломастеры, журнал мод, материал для украшения одежды).
3. Продукты для замешивания теста (яйца, сахар, сметана, мука, соль).
4. Материал для украшения трафаретов одежды (пуговицы, ленточки, тесёмки, бусинки, бумага для аппликации…).
5. Алгоритмы выполнения трудовых операций.
6. Листы бумаги, простые карандаши для создания чертежа.
7. Слайдовая презентация «Профессии».
Предварительная работа: Рисование на тему: «Кем я буду»; лепка на тему: «Моя любимая профессия»; Чтение художественной литературы «Чем пахнут ремёсла»; конструирование на тему: «Строим дом»; оформление фотовыставки на тему: «Профессия моих родителей»; организация экскурсий на место работы родителей.
Предполагаемое время: 30 минут.
Ход работы
I. Организационный момент.
Дети играют в группе, взрослый обращается к ним.
Воспитатель: - Собрались ребята в круг, я – твой друг и ты мой друг, крепче за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся. (Дети подходят и встают в круг).
Воспитатель: - Ребята, вчера вечером дома, я просматривала детские книги и увидела интересное стихотворение «Кем хотите стать, вы дети?». Мне очень захотелось прочитать его вам. Послушайте, пожалуйста.
Чтение стихотворения «Кем хотите стать вы, дети?».
Кем хотите стать вы, дети?
Поскорее нам ответьте!
— Я хочу шофёром быть.
Грузы разные возить.
— Я мечтаю о балете.
Лучше нет его на свете.
— Я хочу врачом стать классным.
Буду всех лечить лекарством.
Очень вкусным, как конфета.
Съел его - болезней нету!
— В красках я души не чаю.
Стать художником мечтаю.
Закажите мне портрет.
Справлюсь я, сомнений нет!
— Вы со мной, друзья, не спорьте,
Я хочу стать первым в спорте.
Шайбу мне забить - пустяк,
Я играю за «Спартак»!
— Я хочу стать пианисткой.
Замечательной артисткой.
Музыка со мною с детства,
Я люблю её всем сердцем.
— Я мечтаю стать скорей Воспитателем детей.
С ними петь, гулять, играть.
Дни рожденья отмечать.
II. Основная часть.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, о чём это стихотворение?
Дети: - Это стихотворение о профессиях Воспитатель: - Правильно, о профессиях. Как вы думаете, что означает слово «профессия»?
Дети: - Профессия – это дело, работа, основной вид занятий, которому человек себя посвящает.
Воспитатель: - Мы знаем, что профессии делятся на сферы. Какие профессии вы знаете из сферы «Здравоохранение и медицина», из сферы «Образование и наука», из сферы «Труд в сельском хозяйстве», из сферы «Строительство и транспорт»? (Дети по очереди называют профессии данных сфер).
Воспитатель: - Правильно, ребята, профессий очень много и все они разные и нужные.
Воспитатель: - Сегодня мы с вами тоже поговорим о профессиях. А вот, а каких профессиях мы будем говорить, вы узнаете, когда соберёте картинки с изображением профессии. Я предлагаю вам поделиться на 3 команды. Ребята, у кого на груди красный бейджик, пройдите к столу и возьмите карточку красного цвета, остальные ребята возьмите карточку любого цвета, затем пройдите к столу такого же цвета. (Дети берут карточки, подходят к своему столу и собирают картинку).
Воспитатель: - Ребята, вы поделились на команды, собрали свои картинки, скажите, кем вы сегодня будете?
I команда – Мы будем кондитерами.
II команда – Мы будем архитекторами.
III команда – Мы будем модельерами.
Ответы детей каждой команды сопровождаются показом слайдов.
Воспитатель: - Вы, ребята, правильно собрали свои картинки и определили профессии. Сейчас каждой команде предлагается представить свою профессию. Подумайте и скажите, что делают люди этих профессий?
I команда – Эта профессия сферы «Труд в сельском хозяйстве». Кондитер – это человек, который изготавливает разные сладости: конфеты, печенье, пирожные, торты, мороженое.
II команда – Эта профессия сферы «Строительства и транспорт». Архитектор – это человек, который планирует, проектирует, создаёт новые здания. Он рисует их на бумаге, чтобы строителям было понятно, что и как строить. Архитекторы 5 создают здания жилых домов, фабрик, заводов, музеев, театров и мостов.
III команда – Эта профессия сферы услуг. Модельер – это человек, который придумывает, изобретает новые модели одежды, рисует, украшает её. Ответы детей каждой команды сопровождаются показом слайдов.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы всё правильно сказали. Для того чтобы вы лучше запомнили, какие же инструменты нужны людям этих профессий я предлагаю вам поиграть в игру «Кому что нужно?». Для вас на столе приготовлены картинки, посмотрите внимательно, выберите нужную и положите к своей профессии, затем выберите одного из команды, кто расскажет нам, какие же инструменты нужны людям данной профессии.
Дети с общего стола берут по 1 картинке, рассматривают их и кладут к нужной профессии, затем объясняют, кому что нужно.
Воспитатель: - Молодцы, вы правильно распределили и объяснили.
Воспитатель: - А сейчас, нашим командам предстоит выполнить практическое задание.
I команда - кондитеры. Вам необходимо замесить тесто на торт. Для этого для вас приготовлены все необходимые продукты, орудия труда и алгоритм замешивания теста. Посмотрите внимательно на алгоритм и добровольно выберите, кто на каком этапе будет готовить. Можете идти готовиться и приступайте к работе. (Дети идут мыть руки, надевают фартуки II команда - архитекторы. Вам предлагается спроектировать здание жилого дома. Дом должен быть двухэтажным, соединяться с гаражом, на центральном фасаде должны быть 3 окна, 2 две двери: одна – вход в дом, другая – вход в гараж. Карточка-подсказка вам поможет в выполнении вашего задания. (Дети берут карандаш, лист бумаги и выполняют задание).
III команда - модельеры. Вам предлагается придумать, создать новую модель одежды, украсить её и оформить выставку новых моделей. Выберите любой трафарет, материал, которым вы будете дополнять его и приступайте к работе. Дети выполняют задание, воспитатель помогает детям, которые испытывают трудности. После выполнения задания воспитатель и команды проверяют правильность его выполнения, отмечает наиболее интересные результаты.
III. Заключительная часть.
Воспитатель: - Ребята, я вас вновь приглашаю собраться в круг. Мы все с вами сегодня увидели, что все профессии из разных сфер очень нужные и важные. Вы правильно о них рассказали и даже попытались произвести некоторые профессиональные действия. Когда вы вырастите, вы тоже выберите себе профессию, будете заниматься своим делом и этим самым приносить пользу всем окружающим. Закончить нашу беседу хочется пословицами о профессиях, о труде, которые приготовили наши ребята.
Пословицы:
Дело мастера боится.
На работу с радостью, а с работы с гордостью.
Красивое слово - серебро, а хорошее дело – золото.
Птицу узнают в полёте, а человека в работе.
За всякое дело берись умело.
Сделал дело, гуляй смело.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА»
Юридический факультет
Кафедра истории государства и права
Технологическая карта НОД по ознакомлению со словом в старшей группе на тему: «Волшебное слово»
Выполнил:
студент группы
г. Волжский, 2022г.
Образовательная область: речевое развитие
Цель занятия: познакомить детей с новым произведением. Учить детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения. Совершенствовать умение детей последовательно излагать свои мысли, отвечать на вопросы. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.
Задачи занятия:
Образовательные задачи: познакомить детей с произведением В. Осеевой «Волшебное слово», учить детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения.
Развивающие задачи: развивать устную речь, обогащать словарный запас.
Воспитательные задачи: воспитывать умение слушать воспитателя и следовать его инструкциям, не мешать сверстнику в выполнении задания, не перебивать сверстника.
Словарная работа: волшебные слова.
Планируемый результат занятия: повторяет и называет «волшебные слова», совершенствует умение излагать свои мысли, отвечать на вопросы. Формирует дружеские, доброжелательные отношения.
Подготовительная работа: подготовить рабочее место, демонстрационный материал и оборудование.
Материалы и оборудование: книга В. Осеевой «Волшебное слово»; игрушка мяч; портрет В. Осеевой; иллюстрации к произведению.
Ход занятия:
№ |
Этапы, продолжительность |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Методы, формы, приемы |
Предполагаемая деятельность детей |
1. |
Организационно – мотивационный этап |
Создание мотивации к предстоящей деятельности |
Говорит: - Ребята, наше сегодняшнее занятие называется «Волшебное слово». Как вы думаете почему? Вот, когда я была маленькой, я в магазине увидела очень красивую книгу и попросила маму, чтобы она ее мне купила. Мама купила мне эту книгу. А вы хотите ее увидеть? Присаживайтесь на стульчики и смотрите. |
Наглядный м. – демонстрация игрушки; Словесный м. – объяснение; Словесный м.- вопрос |
Занимают свои рабочие места, слушают воспитателя, рассматривают зайца и отвечают на её вопросы |
2. |
Основной этап Задание 1. Задание 2. Задание 3. |
Рассматривание портрета Беседа по прочитанному произведению Игра «Волшебные слова» Чтение отрывка из произведения |
Вывешивает портрет В .Осеевой. Воспитатель предлагает детям рассмотреть портрет В.Осеевой и рассказывает краткую биографию писательницы. А сейчас я прочитаю вам рассказ В.Осеевой «Волшебное слово», а вы внимательно послушайте. - Как называется рассказ, который я вам сейчас прочитала? - Почему мальчик Павлик был сердит и грубо разговаривал со стариком? -Вам нравится поведение мальчика? -Какое слово прошептал старик на ухо Павлику? А
сейчас выходите и становитесь в круг. Я бросаю вам мяч, вы его ловите.
Бросаете мяч мне обратно, называя «волшебное слово». - Кого вы видите на иллюстрациях? - Что делает старичок? - Кто сидит на скамейке рядом со старичком? - Как зовут мальчика? - Какое лицо у мальчика? - Почему? - Что шепчет на ухо старик мальчику? А сейчас послушайте внимательно отрывок из произведения В.Осеевой «Волшебное слово». А теперь ,кто из вас может рассказать, что случилось с Павликом? |
Наглядный м. – показ портрета; Словесный м. – объяснение; Словесный м. – вопросы; Практический м. - игра; Наглядный м.- демонстрация иллюстраций;
Словесный м. - вопросы |
Рассматривают портрет В.Осеевой, слушают краткую биографию писательницы. Слушают чтение рассказа воспитателем Слушают воспитателя, наблюдают за действиями воспитателя, отвечают на её вопросы Рассматривают иллюстрации, слушают объяснения воспитателя, отвечают на ее вопросы Слушают чтение отрывка из рассказа Слушают воспитателя, отвечают на её вопросы |
3. |
Заключительный этап |
Подведение итогов занятия |
Воспитатель обращается к детям: - Что мы сегодня делали на занятии? -Какие
волшебные слова вы узнали? |
Словесный м. - вопросы |
Слушают воспитателя, отвечают на её вопросы |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.