Картотека игр по формированию системного мышления у дошкольников
Оценка 4.6

Картотека игр по формированию системного мышления у дошкольников

Оценка 4.6
docx
20.12.2020
Картотека игр по формированию  системного мышления у дошкольников
В картотеке представлен игровой комплекс, который можно использовать как в разнообразных видах занятий, так и в свободное время. За основу построения комплекса взято понятие системности, разработанное Г.С.Альтшуллером. Картотека составлена на основе книг Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников и Творческие задания «Золотого ключика». / Авторы и составители Е.В.Андреева, С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н.А. Яковлева.
Картотека игр по системе ТРИЗ .docx

КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

СОДЕРЖАНИЕ:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Игры на формирование умения выявлять функции объекта

           1.1. "ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ?" (ИГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ С 3-Х ЛЕТ)

           1.2. "ДРАЗНИЛКА" (ПРОВОДИТСЯ С 5-ЛЕТ).

           1.3. "МОИ ДРУЗЬЯ" (ПРОВОДИТСЯ С 4-Х ЛЕТ).

   2. Игры на определение линии развития объекта

           2.1. " ЧЕМ БЫЛ - ЧЕМ СТАЛ" (С 4-Х ЛЕТ)

           2.2. "РАНЬШЕ-ПОЗЖЕ" (С 3-Х ЛЕТ).

           2.3. "ПАРОВОЗИК" (С 3-Х ЛЕТ).

3. Игры на выявление над-системных связей.

           3.1. "ГДЕ ЖИВЕТ?" (С 3-Х ЛЕТ).

4. Игры на определение под-системных связей объекта

           4.1. "ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ О ПРЕДМЕТЕ, ЕСЛИ ТАМ ЕСТЬ…"  (С 5-ЛЕТ).

5. Игры на объединение над- и под- системы объекта

           5.1. "ВОЛШЕБНЫЙ СВЕТОФОР" (С 4- ЛЕТ).

           5.2. "ХОРОШО-ПЛОХО" (С МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА).

6. Игры на умение выявлять ресурсы объекта

           6.1. "РОБИНЗОН КРУЗО" (СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ).

           6.2."АУКЦИОН" (СО СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА).

         6.3. "МАША-РАСТЕРЯША" (С  МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА)

7. Игры на сравнение систем

           7.1."РАЗ, ДВА, ТРИ, КО МНЕ БЕГИ!" (С 3 - ЛЕТ).

           7.2."НА ЧТО ПОХОЖЕ" (С 3-ЛЕТ).

           7.3."ТЕРЕМОК" (С 4-Х ЛЕТ).

           7.4."ДАВАЙ ПОМЕНЯЕМСЯ " (С  5-7 ЛЕТ).

           7.5."НАЙДИ ДРУЗЕЙ" (С 5 - ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА).

8. Игры на классификацию объекта

           8.1."ВСЕ В МИРЕ ПЕРЕПУТАЛОСЬ" (С 3 - Х ЛЕТ).

9. Универсальные системные игры.

ЛИТЕРАТУРА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Педагогической наукой проанализирована сущность понятия "творческое мышление" (Л.А. Венгер, Н.Е. Веракса, Л.С. Выготский, Л.А. Григорович, О.М. Дьяченко, Н.Н. Поддъяков, Е.Е. Сапогова и др.). Определено, что творческое мышление уже в дошкольном возрасте начинает носить системный характер и среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на его формирование - уровень развития творческого воображения и сформированность интеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей и др.).

             Основным педагогическим средством развития творческого (системного) мышления правомерно считается игра. В картотеке представлен игровой комплекс, который необходимо использовать как в разнообразных видах занятий, так и в свободное время. За основу построения комплекса взято понятие системности, разработанное Г.С.Альтшуллером.

Системное мышление по отношению к объекту - это умение осуществлять в комплексе следующие мыслительные операции:

  выбрать объект и определить его функцию;

  определить линию развития как собственно объекта, так и его функции;

  выявить составляющие объекта;

  определить основания под построение классификационной структуры, в которой находится объект;

  осуществить сравнение объекта с другими объектами по разнообразным признакам.

Исходя из этих мыслительных шагов, работа с ребенком строиться с учетом формирования каждого составляющего: объект - функция (ресурсы); объект - подсистема; объект - надсистема; развитие объекта во времени; сравнение систем по ряду признаков. Итогом обучения является умение ребенка старшего дошкольного возраста описывать все системные связи любого объекта материального мира.
Игры представлены как описание предполагаемых диалогов воспитателя  и детей.


 


 

1. Игры на формирование умения выявлять функции объекта

1.1. "ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ?" (ИГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ С 3-Х ЛЕТ)

Правила игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры "Да-Нет" или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Примерный ход:
Воспитатель: Телевизор.
Дети: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.
Воспитатель: Что может мяч?
Дети: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.
Воспитатель: Давайте пофантазируем. Наш мяч попал в сказку " Колобок". Как он может помочь Колобку? (Варианты ответов детей).
Примечание: Можно перемещать объект в фантастические, нереальные ситуации и смотреть, какими дополнительными функциями обладает объект.

Экология.
Воспитатель: Что может растение?
Дети: Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться.
Воспитатель: Что может слон?

Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.
Воспитатель: Что может дождь?
Дети: Растворить лед.
Воспитатель: Когда и почему?
Дети: Когда ярко светит солнце, тепло.
Воспитатель: Что  может лед?
Дети: Лед может расколоться, треснуть.

Воспитатель: А какие полезные функции у льда?
Дети: Его нужно прикладывать к шишке (ушибу). Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед.
Воспитатель: Что можно делать со льдом?
Дети: Можно раскрашивать красками, сделать разноцветные льдинки. Можно кататься по льду на коньках и просто на ногах. Льдинками можно украшать всякие снежные постройки.
Воспитатель: Что ещё может дождь?

Дети: Капать, литься как из ведра, создать лужи, поливать растения. Дождь делает воздух свежим, моет дороги, чтобы они были чистыми и красивыми. Дождь может моросить.

 

Ознакомление с окружающим миром.
Воспитатель: Что может светофор?
Дети: Управлять движением машин и пешеходов. Он может переключаться. Если красный свет зажжется, все машины будут стоять, а для пешеходов в это время будет гореть зеленый свет и они смогут перейти дорогу.
Воспитатель: Что еще может светофор?
Дети: Перегореть, сломаться.
Воспитатель: Что тогда может случиться?
Дети: Машина может столкнуть человека, может столкнуться с машиной, то есть случится авария.
Воспитатель: Давайте пофантазируем. Вот светофор попал в сказку… и какое дело себе там нашел? (Варианты ответов детей).

Базис личностной культуры.
Воспитатель: Вежливый человек - это какой и что умеет делать?
Дети: Здороваться, вежливо провожать гостей, заботиться о больном человеке или собаке, он может уступать место в автобусе или трамвае старушке, а еще сумку донести.
Воспитатель: Еще?
Дети: Выручить из беды или трудного положения другого человека.

Музыкальное воспитание.
Воспитатель: Что может песня?
Дети: Песня поднимает настроение, а если она грустная, то настроение пропадет. Песню можно слушать и петь.
Воспитатель: Что может звук?
Дети: Оглушить, усилиться, убавиться, звук может произвести эхо, создать музыку.

Изобразительная деятельность.

Воспитатель: Что может краска?
Дети: Она оставляет след на бумаге, красит, брызгается, рисует, закрашивает воду и получается другой цвет. Краска может закончиться, засохнуть.
Воспитатель: Что может художник?
Дети: Рисовать картины, раскрашивать, смешивать краски, испачкаться красками, точить карандаши.
Воспитатель: Что может глина?
Дети: Лежать в земле. Намокать. Засохнуть и разбиться на мелкие кусочки. Глина липнет к рукам. Она может быть мягкой и тогда из нее можно лепить чего-нибудь.

Математика.
Воспитатель: Что может цифра "4"?
Дети: Обозначить количество предметов, стать другой цифрой.
Воспитатель: Что может знак "+"?
Дети: Прибавить, обозначить положительный результат, находиться в книге, тетради.

1.2. "ДРАЗНИЛКА" (ПРОВОДИТСЯ С 5-ЛЕТ).

Правила игры:
Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: - лка, -чк, -ще и др.
Ход игры:
Воспитатель: Кошка.
Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка…
Воспитатель: Пылесос.
Дети: Шумелочка, всасывалка, выдувалочка, убиралка, тарахтелочка, сломалище…

Ознакомление с окружающим миром.
Воспитатель: Кинотеатр.
Дети: Смотрилище, показывалка.
Воспитатель: Знаки дорожные.
Дети: Указывалки, предпреждалки, запрещалочки…

Физическая культура.
Воспитатель: Мяч.
Дети: Прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка.

Экология.
Воспитатель: Снег.
Дети: Укрывалка, покрывалище, утеплялочка, согревалка.
Воспитатель: Когда он может быть укрывалкой?
Дети: Когда его много - он укрывает землю, сохраняет тепло.
Воспитатель: А как можно сказать о снеге весной, когда он тает?
Дети: Таялка. Таялище, когда тает очень много снега.
Воспитатель: Снег превращается только в воду или еще как-нибудь может исчезнуть?
Дети: Испарялочка, исчезалка…
Воспитатель: Помидор.
Дети: Вкуснятище, витамилка, полезнище.
Воспитатель: Когда моя мама салат делает, она украшает его помидорами, дольками.
Подразните его в этот момент!
Дети: Украшалочка, украшалка.

Ознакомление с трудом людей.
Воспитатель: Трактор в поле.
Дети: Пахалище, вспахивалка….
Воспитатель: Когда трактор землю разравнивает. Подразним?
Дети: Боронилка, дробилище, разравнялочка.

 

1.3. "МОИ ДРУЗЬЯ" (ПРОВОДИТСЯ С 4-Х ЛЕТ).

Правила игры:
Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему.
Примечание: Игру можно сделать подвижной, дети могут подбегать, а не подходить. Дети, взявшие на себя образ объекта, могут показать его мимикой и жестами.
В старшем дошкольном возрасте можно брать "сложные" объекты по функции. В 5- 6-и летнем возрасте роль ведущего может выполняться ребенком.
 

Ход игры:
Воспитатель: Я - ковер - самолет. Мои друзья - это то, что умеет летать.
К воспитателю подходят дети, взявшие на себя образ самолета, птицы, комара, космической ракеты, листочка, перышка.
Воспитатель: Самолет летает сам? Почему? Птица летает сама? Почему? А как летает перышко? Почему оно летит? Ведущий уточняет, исправляет, обращаясь ко всем детям.

Ознакомление с окружающим миром.
Воспитатель: Мои друзья - это то, что может говорить.
К ведущему подходят дети, взявшие образ человека, радио, книги, телевизора, робота, говорящей куклы…
Примечание: Ведущий может использовать игру при ориентировки в помещении, при формировании понятия обобщения и др.:
Воспитатель: Мои друзья - это то, на чем можно сидеть в квартире.
К ведущему подходят дети, взявшие образ дивана, стула, ковра, мягкой игрушки, мяча.

Развитие речи.
Воспитатель: Выберете слова, обозначающие название техники. Мои друзья - это то, что может перевозить грузы.
К ведущему подходят те дети, которые выбрали машину, трактор, поезд, корабль.
Воспитатель: Мои друзья - это то, что умеет жужжать.
К ведущему подходят дети, взявшие образ пчелы, стрекозы, пылесоса, фена… и произносят в качестве упражнения : ж-ж-ж.
Воспитатель: Я - рыба. Мои друзья - это те слова, в которых есть звук "р" (в начале слова, в середине, в конце).
К ведущему подходят дети со словами: рак, воробей, фары.

Изобразительная деятельность.
В: Я - солнце. Мои друзья - это теплые краски, которые живут в ваших образах.
Д: Подбегают дети цветка, огня.
В: Мои друзья - это то, что умеет рисовать.
Д: Карандаш, кисти, палец руки, акварель, веточка, палочка.

Экология.
Дети выбирают для себя объекты природного мира живой и неживой системы: птицы, камня, реки, рыбы, песка, цветка, земли и так далее.
Воспитатель: Мои друзья - это то, что умеет дышать.
К ведущему подбегают дети, взявшие на себя образ птицы, рыбы, то есть объектов природного мира живой системы.
Воспитатель: Мои друзья - это то, что умеет цвести и размножаться.
К ведущему подбегают дети, взявшие на себя образ птицы, рыбы, реки (она тоже "цветет"), цветка (и цветет, и размножается).

Примечание: сопутствующая задача - закрепить у детей свойства живых объектов природного мира: дышат, растут, самостоятельно двигаются, размножаются. (см. игру "Все в мире перепуталось").
Воспитатель: Мои друзья - это то, что умеет издавать звуки.
К ведущему подходят дети, взявшие образ реки, птицы, ветра.

 

Примечание: Вариантов игры много. Можно усложнять условия игры через объединение функции и надсистемы:
Воспитатель: Мои друзья - это те, кто живет в лесу и умеют быстро бегать.
Дети: Лиса, волк.
Воспитатель: Мои друзья - это то, что находиться дома и помогает в хозяйстве человеку.
Дети: Пылесос, утюг, веник, комбайн, лошадь…

Примечание: Данную игру можно использовать и при отработке под- и над-системы, а также прошлого конкретного объекта.
Воспитатель: Я - телефон. Мои друзья - это, что может передавать информацию на расстоянии.
Дети: Книга, почтальон, голуби с записками, компьютер.
Воспитатель: Я - цветок. Мои друзья - это те объекты, которые в прошлом были семечком.
Дети: Огурец, подсолнух, тыква, дыня.

 

 

 

 

 

 

 

2. Игры на определение линии развития объекта

2.1. " ЧЕМ БЫЛ - ЧЕМ СТАЛ" (С 4-Х ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА)

 Правила игры:
1-ый вариант: Ведущий называет материал(глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют…
2-ой вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.

Ход игры:

По варианту №1.
Воспитатель: Я называю вам вещество неживой природы - песок. Это было раньше песком, а стало…
Дети: стало цементом, стеклом, посудой.
Воспитатель: Было раньше тканью, а стало…
Дети: Стало платьем, любой одеждой, занавесками, скатертью…
Воспитатель: Это раньше было акварельными красками, а стало…
Дети: Стало рисунком, картиной, кляксой, пятном…

Ознакомление с окружающим миром.
Воспитатель: Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов.
Дети: Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине стеклянные витрины. А я видел стеклянный стол. У моей мамы есть стеклянные бусы.
Воспитатель: Что хорошего в стеклянном столе?
Дети: Оно красивое, можно видеть как под столом лежит кошка.
Воспитатель: А что плохого в таком столе?
Дети: Такой стол может разбиться и осколками порежутся люди…
Воспитатель: А что еще может быть из стекла?                                                                              Дети: Есть стекла в очках, бывают стеклянные люстры, а в них стеклянные лампочки, в часах тоже есть стекло.
Воспитатель: А вы слышали выражение: "У него стеклянное сердце." Про кого так можно сказать?
Дети: Так можно сказать про злого, "колючего" человека. У Бабы-Яги злое сердце, оно у нее из острых осколков.
Воспитатель: Назовите сказки, в которых есть герои со стеклянным сердцем!
Воспитатель обобщает ответы детей.
Воспитатель: Телевизор.
Дети: Он сделан из разных материалов. Корпус - из дерева или пластмассы, экран стеклянный, а внутри телевизора много железных деталей.


Живая и неживая системы.
Воспитатель: Было семечком, а стало?
Дети: Стало ростком.
Воспитатель: Было головастиком, а стало?
Дети: Лягушонком.
Воспитатель: Был дождь, а стал?
Дети: Вода впиталась в землю, а часть воды испарилась. Жидкие человечки превратились в бегущих, стали незаметными и исчезли.
Воспитатель: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?
Дети: Домиком для белочки, сухим деревом, дровами, досками, мебелью, бумагой…

Математика.
Воспитатель: Было числом 4, а стало числом 5.
Дети: 4+1=5
Воспитатель: Сколько нужно прибавить, чтобы получилось число 5?
Воспитатель: Было число 5, а стало3.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы получилось число 3?
Дети: 5-2=3

При ознакомлении с понятиями много-мало.
Воспитатель: Этого было много, а стало мало. Что это может быть?
Дети: Снега было много, а стало мало, потому что растаял весной.
Воспитатель: Этого было мало, а стало много. Что это может быть?
Дети: Игрушек, овощей а огороде

При уточнении понятия относительности размера
Воспитатель: Это было раньше маленьким, а стало большим.
Дети: Человек был маленьким ребенком, а стал взрослым и высоким.
Воспитатель: Это было раньше большим, а стало маленьким.
Дети: Конфета, когда ее едят становиться маленькой; самолет, когда рядом стоит кажется очень большим, а когда улетает - становиться все меньше и меньше.

При уточнении понятия "цена", "стоимость"

Воспитатель: Раньше было дорогим для тебя, а стало бесценным.
Дети: игрушка подаренная, а потом надоевшая или сломавшаяся.


 

 

2.2. "РАНЬШЕ-ПОЗЖЕ" (С 3-Х ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА).

Правила игры:
Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия). Для наглядности можно использовать ось времени, где будет видна пошаговая последовательность событий вперед или назад.
Ход игры:
Воспитатель: Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?
Дети: Мы одевались на прогулку.
Воспитатель: А до этого?
Дети: Перед тем как одеться, мы складывали игрушки, а до этого мы играли в строителей, а еще раньше завтракали…
Воспитатель: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше?
Дети: Мы разденемся, помоем руки, дежурные накроют столы….
Воспитатель: Я сшила платье. А что я сделала раньше? Покажите мне!
Дети: Вы пошли в магазин, купили ткань,  взяли ножницы, раскроили ткань….

Ознакомление с окружающим миром.
Воспитатель: Вы подошли к перекрестку. Что будете делать дальше, чтобы перейти дорогу?
Дети: Мы посмотрим налево, дойдем до середины дороги, посмотрим направо и перейдем или дождемся зеленого сигнала светофора.
Воспитатель: Вы сегодня живете в большом многоэтажном доме. Что было раньше? Всегда ли был здесь этот дом?
Дети: Я живу на 5-м этаже, еще раньше было 4 этажа, еще раньше 3,2,1 этажей. Еще раньше был фундамент дома, еще раньше подвозили кирпич, стекла, котлован выкапывали               Живая и неживая системы.
Воспитатель: Посмотрите, какое это растение?
Дети: Тыква большая.
Воспитатель: Она всегда такая была? Что было с ней раньше?
Дети: Была маленькая тыквочка, а до этого растение зацвело.
Воспитатель: Правильно, а еще раньше?
Дети: Маленький росточек.
Воспитатель: А еще раньше?
Дети: Семечко.
Воспитатель: Это блюдце с водой. Что будет с водой дальше?
Дети: Ее может кто-то выпить. Или вылить.
Воспитатель: А дальше?
Дети: Если ее выльют, то она впитается в землю, а если там было какое-нибудь семечко, то оно прорастет, будет дерево…
Воспитатель: Вот какую пользу приносит вода. А если она в чашке, ее никто не выливал, что будет дальше?                                                                                                                                     Дети: Она испариться, превратиться в тучку и в дождик.

2.3. "ПАРОВОЗИК" (С 3-Х ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА).

Правила игры:
Ведущий готовит 5-6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды: дерево или птица, или цветок, человек и так далее (объекты живой системы). Карточки с изображением одного объекта раздаются играющим.          

Ход игры:
Ведущий - педагог, а позже ребенок-паровозик, а остальные дети -вагончики. Выстраивается "поезд времени".
Воспитатель: Давайте отправимся на поезде времени человека. На столе вразнобой изображения младенца, маленькой девочки и мальчика, школьника, подростка, взрослого, пожилого человека.
Каждый ребенок выбирает понравившуюся ему картинку. Ведущий берет свою, встает, а за ним встает ребенок со следующей по смыслу картинкой и так далее.

Ознакомление с окружающим миром.
(При ознакомлении с понятиями"система сейчас", "система в прошлом", "система в будущем".)
Ознакомление с живой и неживой природой.
(При расширении представления о росте и развитии представителей животного мира, при наблюдениях за обитателями уголка природы, а также ознакомлении с временами года).
Воспитатель: Вот картинка с изображением зеленого листика. (Заранее подобраны картинки листика в разные временные отрезки: желтый листочек, опавший листочек, листик под снегом, маленький листик со светло-зеленой окраской и так далее).
Дети выбирают картинки и выстраиваются в паровозик.
Примечание: Для детей старшего дошкольного возраста можно выстраивать более сложный "поезд времени". Берется объект из неживой системы: машина - как вид транспорта или как средство для перевоза груза.
Воспитатель: Сейчас мы будем выстраивать"поезд времени" машины. На чем раньше ездили люди?
Дети: Телега, карета…
Воспитатель: А в будущем на чем будет ездить человечество?
Дети выбирают предложенные картинки и выстраиваются в "поезд".

Изобразительная деятельность.
Воспитатель: Сейчас мы рисуем в основном кистью, а чем раньше рисовали люди?
Дети: Палочками на песке, углем, мелом…
Воспитатель: Как совершенствовались орудия рисования? Выстроим "поезд времени".

Математика.
Воспитатель: Чем считали раньше, когда не было счетных машинок?

3. Игры на выявление над-системных связей.

3.1. "ГДЕ ЖИВЕТ?" (С 3-Х ЛЕТ).

Правила игры:
Ведущий называет предметы окружающего мира. В младшем дошкольном возрасте - это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. В старшем дошкольном возрасте - это любые предметы и явления реального и фантастического миров (где живет улыбка, огонь). Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.
Ход игры:
Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выбирайте себе любую!
В более  старшем возрасте объекты могут заранее загадываться самими детьми или ведущий каждому называет объект от себя. Если у воспитателя четкая цель: закрепить, например, раздел "Живая и неживая система", то основной набор картинок должен состоять из объектов живой и неживой системы и так далее.
Живая и неживая системы.
Воспитатель: Где живет медведь?
Дети: В лесу, в зоопарке.
Воспитатель: А еще?
Дети: В мультфильмах, в фантиках конфетных.
Воспитатель: Где живет собака?
Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице- бродячие.
Воспитатель: Где живет подорожник?
Дети: На дорожке растет. На лужайке и в поле. А еще в аптеке. А когда я к ране прикладывал, то он на ноге у меня жил. А я пила его, значит он в животике у меня был.

Ознакомление с окружающим миром, с профессиями.

Воспитатель: Где живет гвоздь?
Дети: В столе, на фабрике, у папы в гараже. В ящике для инструментов. На стене. В стуле. В моем ботинке!

Культура поведения.
Воспитатель: Где живут вежливые слова?
Дети: В книге, в песне. В хорошем человеке.
Воспитатель: А что значит хороший человек?
Дети: Это значит, что он вежливый, опрятно одевается, зубы чистит, помогает людям …
Это игра может использоваться как организационный момент в начале занятия - беседы.
Воспитатель: Где живет радость?
Дети: У нас в группе, во мне, в моей любимой кошке, в маме, в телевизоре.
Воспитатель: Где живет зло?
Дети: В сказке про  Бабу-Ягу, про мачеху, в человеке - он может быть злым.

Развитие речи.
Воспитатель: В каких словах живет буква "А"?
Дети: Мама, лиса, азбука, акварель…
Воспитатель: Где живет звук?
Дети: В слове, в инструментах музыкальных, когда человек поет или кричит, в микрофоне. В телевизоре и радио, в пластинке…
Воспитатель: Где живет слово?
Дети: В предложении, в сказке, в человеке!
Воспитатель: Словом человек обозначает и выражает свои мысли.

Математика.
Воспитатель: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?
Дети: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолиума рисунок), в каблуке.
Воспитатель: Где живет цифра 3?
Дети: В днях недели, в месяцах года,
Воспитатель: Где живет цифра 5?
Дети: В днях рождениях, в номерах наших домов, на пальцах руки, в адресе нашего детского сада.

Музыкальное воспитание.
Воспитатель: Где живет грустная мелодия?
Дети: В песне, в вальсе, в мультфильме, в сказке.

Изобразительная деятельность.
Воспитатель: Где живет красная краска?
Дети: В зеленой, в фиолетовой, в огне, в осеннем листочке, в моих бантиках, в цветке…
Воспитатель: Где живет кисточка? (краски, лист бумаги).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Игры на определение под-системных связей объекта

4.1. "ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ О ПРЕДМЕТЕ, ЕСЛИ ТАМ ЕСТЬ…"                (С 5-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА).

Правила игры:
Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.
Ход игры:
Воспитатель: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками?
Дети: Это либо животное, либо птица, которая живет на деревьях или скалах.
Воспитатель: Что можно сказать о системе, в которой есть много книг?
Дети: Это может быть библиотека или книжный шкаф, книжный магазин, а еще портфель ученика.
Развитие речи (обогащение словаря).
Воспитатель: Что можно сказать о системе, в которой нет света?
Дети: Это может быть темное помещение, почва, черный ящик, шкаф закрытый.
Воспитатель: Что можно сказать об объекте, от которого вкусно пахнет?
Дети: Это живой объект?
Воспитатель: Да.
Дети: Это может быть парикмахер (от него пахнет одеколоном), кулинар и повар (от них пахнет булочками, пирогами, ванилином, пряностями всякими.
Воспитатель: А если это неживой объект, но от него тоже вкусно пахнет. Что это?
Дети: Магазин парфюмерный, кухня в детском саду.
Звуковая культура речи.
Воспитатель: Что можно сказать об объекте, если в нем есть звук "А" (можно использовать схемы).
Дети: Мама, рама…
Живая и неживая природа.
Воспитатель: Что можно сказать об объекте, если там есть "МЯУ"?
Дети: Кошка, котенок.
Воспитатель: Что можно сказать об объекте, если там есть журчание?
Дети: Ручей, река, а еще в животе иногда журчит. Это может быть фонтан.
Воспитатель: Что можно сказать об объекте, если там есть кора?
Дети: Это может быть дерево, кустарник, пенек.
Воспитатель: Что можно сказать о системе, если там есть сбор урожая, дожди, листопад?
Дети: Это осень!
Ознакомление с окружающим миром.
Воспитатель: Что можно сказать об объекте, если там есть мотор?
Дети: Это или соковыжималка, или машина, или трактор, или самолет, или пылесос.
Воспитатель: Что можно сказать об объекте, если там есть белый халат?
Дети: Это может быть врач, парикмахер, аптекарь.
Воспитатель: А если это неживая система?  

5. Игры на объединение над- и под- системы объекта

5.1. "ВОЛШЕБНЫЙ СВЕТОФОР" (С 4- ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА).

Цель: Учить детей выделять систему, подсистему и надсистему объекта.
Правила игры: У "Волшебного светофора" красный цвет означает подсистему объекта, желтый - систему, зеленый - надсистему. Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребеком, а может после показа убираться.
Ход игры:
Воспитатель вывешивает предметную картинку машины (в старшем дошкольном возрасте - схему машины).
Воспитатель: Если я подниму кружочек красного цвета - вы мне скажите, из чего состоит машина. Если я подниму круг зеленого цвета - вы мне скажите, частью чего является машина. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите: для чего он; нарисуете в воздухе этот предмет, изобразите этот предмет (в старшей и подготовительной группе - методом эмпатии).
Данная игра может использоваться при рассмотрении картины.
Воспитатель: Если я подниму круг красного цвета - вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг - определите, частью чего является сюжет картины (природный мир, транспорт, домашние животные).
Живая и неживая системы.
Воспитатель: Кактус. (поднимает зеленый кружок).
Дети: Кактус относится к природному миру, к живой системе, к растениям. Он может жить в комнате на подоконнике, а еще он живет в пустыне.
Воспитатель (в старшей и подготовительной группах - ребенок) поднимает красный кружок.
Дети:У кактуса есть корни, колючки, цветы у взрослых кактусов.
Воспитатель: Для чего кактусу колючки?
Дети: Чтобы его не срывали, он так защищается. Воспитатель поднимает желтый кружок.
Дети: Кактус нужен для красоты (особенно когда он цветет), кактус дает кислород, а люди дышат кислородом, а еще кактус - это корм для животных в пустыне.
Воспитатель: Дождь. (поднимает желтый кружок).
Дети: Дождь очень нужен. Он поливает землю, дает ей влагу и из земли растут цветы, деревья, растения разные. Если идет сильный дождь, то он смывает всю грязь, образуются ручейки, становиться чисто на улице и на дорогах. После дождя свежий и чистый воздух.
Воспитатель поднимает красный кружок.
Дети: Дождь живет на улице, он в облаках живет, образуется в атмосфере.
Воспитатель: К чему относиться дождь?
Дети: К природному миру, к неживой системе.
Воспитатель поднимает кружок зеленого цвета.
Дети: Дождь - это много-много капелек воды. В каждой капельке живут человечки жидкости.
Воспитатель: После дождя образовалась лужа на асфальте. Изобразите ее. Капелька дождя попала на листочек. Изобразите ее.
Ознакомление с окружающим миром.
Рассматриваться могут программные объекты или системы. Например, светофор при ознакомлении с ПДД, атрибуты каких-либо профессий, общественные места - музеи, школы, спортивные комплексы и так далее. Принцип организации игры тот же. Например, музей. Если воспитатель поднимает круг красного цвета, то дети говорят, из чего состоит музей; если поднимается круг желтого цвета, то дети называют функцию музея (для чего люди сделали музей); если поднимается круг зеленого цвета, то дети говорят частью чего является музей.

Развитие речи. Грамматический строй речи.
Воспитатель: Слово "красиво". Поднимает желтый кружок. Что можно обозначить словом "красиво"?
Дети: Красивым может быть платье, красивая мама, красивое небо, красивый дом, красивая книга
Воспитатель: Этим слово можно обозначать признак предмета. Воспитатель поднимает красный кружок.
Дети: Это слово может жить в предложении, в рассказе, в книге, в речи человека…
Воспитатель поднимает зеленый кружок.
Дети: Это слово состоит из звуков, слогов.
Примечание: более простые слова воспитатель предлагает детям разложить на звуки индивидуально со схематическим изображением гласных и согласных звуков или на слоги.
Математика.
Воспитатель: Цифра 6. Поднимает желтый кружок.
Дети: Эта цифра нужна, чтобы решать задачки, что-то сосчитать.
Воспитатель обобщает: Число 6 служит единицей измерения.
Воспитатель поднимает красный кружок.
Воспитатель: Число 6 живет в математике среди других чисел. В задачках, в примерах.
Воспитатель обобщает: Число 6 действительно живет в современной арифметике.
Воспитатель поднимает зеленый кружок.
Воспитатель просит изобразить каждого ребенка свой пример или если это начало года, то разбирает примеры вместе с детьми: 1+1+1+1+1+1; 2+2+2; 3+3; 5+1; 10-4.
Ознакомление с художественной литературой
(используется на занятиях по пересказу, при анализе прочитанного произведения, заучивании стихотворения).
Воспитатель: "Мойдодыр" Чуковского К.И. Воспитатель поднимает желтый кружок.
Дети: Мальчик - грязнуля - главный герой, он не умывался, а его вещи - самовар, утюги, сапоги, кочерга, щетки, мочалка, Мойдодыр - это герои рассказа.
Воспитатель поднимает зеленый кружок.
Воспитатель: Что есть в нашем рассказе: какие совершаются действия и какими героями, какое настроение у героев при этом.
Дети: От мальчика убегают разные вещи: одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня. Мальчик хотел напиться чаю, самовар убежал. Все кружилось и вертелось и помчалось колесом.
Воспитатель просит детей пересказывать близко к тексту.

5.2. "ХОРОШО-ПЛОХО"                                                                                     (ИГРА С МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА).

 Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Правила игры: Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.
Ход игры.

1 вариант:
Воспитатель: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Дети: Потому, что она сладкая.
Воспитатель: Съесть конфету - плохо. Почему?
Дети: Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".
2 вариант:
Воспитатель: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Дети: Потому, что она сладкая.
Воспитатель: Сладкая конфета - это плохо. Почему?
Дети: Могут заболеть зубы.
Воспитатель: Зубы заболят - это хорошо. Почему?
Дети: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.
То есть вопросы идут по цепочке.

Ознакомление с окружающим миром.
Воспитатель: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?
Дети: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.
Воспитатель: Огонь - это плохо. Почему?
Дети: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.
Живая система.
Воспитатель: Листопад - это хорошо?
Дети: Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами.
Воспитатель: Листья под ногами - плохо. Почему?
Дети: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться
Музыкальное воспитание
(используется на занятиях, в индивидуальных беседах).
Воспитатель: Эта подвижная, ритмичная музыка хороша чем?
Дети: Под нее можно делать гимнастику, двигаться, она создает радостное, бодрое настроение.
Воспитатель: Что плохого в бодрой ритмичной музыке?
Дети: Если плохое настроение или человек болеет, эта музыка будет раздражать, и еще больше ухудшиться настроение.


6. Игры на умение выявлять ресурсы объекта

6.1. "РОБИНЗОН КРУЗО" (СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ).

Цель: Учить детей выделять ресурсы предмета; используя полученные ресурсы, создавать фантастические ситуации.
Правила игры: Воспитатель рассказывает историю о корабле, потерпевшем крушение и о том, что у спасшихся людей из множества предметов остался только один какой-то предмет, но его много. После этого начинается игра, в ходе которой детям надо придумать выход из создавшейся проблемной ситуации (построить жилище, защититься от врагов, найти и добыть пищу и так далее). Ведущий метод - мозговой штурм. Принимаются все без исключения предложения, но педагог выделяет самые "сильные" детские решения. В конце занятия детям можно предложить реализовать и воплотить свой вариант в рисунке, в лепке, придумать сказку или рассказ и рассказать родителям. Важно, чтобы была какая-то продуктивная деятельность.
Ход игры:
Воспитатель: Давайте представим, что мы отправились в путешествие в дальние страны вокруг света на корабле. На борту этого корабля находился разнообразный груз, среди которого было большое количество карандашей. И вот однажды поднялся шторм и наш корабль потерпел крушение. Нам чудом удалось спастись. Оказалось, что наш груз весь утонул кроме карандашей. Мы очутились на необитаемом острове. Как нам выжить? Давайте обсудим, что нужно для жизни человека?
Дети: Для жизни человека нужна пища, вода, жилье, если на острове есть враги, то нужно оружие, чтобы обороняться или высокий забор, или построить крепость. А еще нужны игрушки, чтобы не скучно было на острове. А еще надо сообщить кому-нибудь, что мы на острове и нас надо спасти.
Воспитатель: Молодцы! Давайте теперь подумаем как нам построить жилище из большого количества ручек. Какие у вас будут предложения? Как карандаши помогут нам в добывании пищи? И так далее.
Живая природа.
Воспитатель: Представьте себе, что мы живем с вами в таком месте, где растут только грибы - полезные и ядовитые. Нам какое-то время придется жить в таких условиях. Надо будет питаться, сделать жилище и так далее.
Дети: Если вокруг больше ничего нет, то надо собрать грибы съедобные для того, чтобы приготовить пищу и засушить на всякий случай.
Воспитатель: Хорошо, но нам нужна одежда, жилище.
Дети: Платье сделать из шляпок съедобных грибов. Можно будет по лесу идти и никто из животных тебя не тронет. Ты же их угощать будешь грибами. А еще соберешься готовить себе суп, а за грибами идти не надо - они же у тебя на платье. Оторвешь и все.
Воспитатель: А жилище?
Дети: Из несъедобных грибов надо сделать дом. Их нужно много. Или сделать из съедобных, а дорожки к дому - из несъедобных, чтобы хищники попробовали и не дошли до нашего дома. А еще есть такие грибы. На ни наступишь и появляется дымок, а если такими грибами всю дорожку засыпать, то целый туман можно сделать и враг не пройдет.

 

 

6.2."АУКЦИОН" (СО СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА).

 Цель: Учить детей выделять дополнительные ресурсы предмета.
 Правила игры: На аукцион выставляются разнообразные предметы. Дети по очереди называют все ресурсы ее использования. Выигрывает тот, кто последним предложит возможное его применение.
Ход игры:
Воспитатель: Для чего нужна линейка?
Дети: Для того, чтобы измерять чего-то.
Воспитатель: А как еще можно использовать линейку?
Дети: Вместо указки, помешать ею что -то, спину почесать. В цель метать. На кончик линейки положить что-то легкое и стрельнуть, а на стене мишень нарисовать.
Математика
(при обучении измерению и сравнению величины предметов с помощью условной мерки).
Воспитатель: Как можно использовать веревочку?
Дети: Ей можно измерить все, например, комнату, высоту дома, свой рост.
При закреплении геометрических форм.
Воспитатель: Поиграем в игру. Я показываю фигуру геометрическую, а вы называете предметы, в которых есть такие формы, или которые состоят из этих форм. Кто последний назовет - тот и выигрывает. Прямоугольник.
Дети: Стол, окно, коробка из - под карандашей…
Воспитатель: А у стола что прямоугольное?
Д: Крышка стола, дно ящика, боковые…
Навыки самообслуживания.
Воспитатель: Как можно использовать вилку?
Дети: Для еды, нанесение узоров на тесте, торте, в зубе ковырять.
Неживая природа.
Воспитатель: Песок. Как можно использовать?
Дети: Используют в строительстве, в промышленности, играть в него, приятно по нему ходить, пожар тушат, мама в огороде посыпает песком, добавляют в горшки с цветами.
Воспитатель: Да, ребята, много функций у песка.                                                            Музыкальное воспитание
При различении произведений разного жанра,  при ознакомлении с инструментом.
Воспитатель: Марш.
Дети: Его можно слушать, поднять настроение, можно дружно двигаться, гимнастику делать под него, просыпаться утром.
Воспитатель: Барабан.
Дети: Музыкальный инструмент, используется в оркестре, в пионерском лагере, в игровом уголке, у нас на занятии, на военном параде...
Воспитатель: А барабанные палочки?
Дети: Как указку, как условную линейку, можно стучать друг об друга и ритм отбивать, на шпагах сражаться в игре, в игре "городки" использовать.                  

 

6.3. "МАША-РАСТЕРЯША" (С  МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА).

Цель: тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем.

Предшествующий этап: ознакомление детей с функциями различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?..

Ввод в игру: рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь таким Машам-Растеряшам.

Ход игры.

1-й вариант: ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным- Ой! 
- Что с тобой?
- Я потеряла (называет какой-то предмет, например, нож). Чем я теперь буду

(называет функцию потерянного предмета, например, хлеб отрезать)? 
Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша может предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение.
2-й вариант: то же, что в 1-м варианте, но роль Маши-Растеряши предоставляется по очереди всем участникам игры. Ведущий может до начала игры попросить детей, чтобы они загадали потерянный предмет. Затем он назначает Машей-Растеряшей одного из детей. Ответчиком можно назначить, допустим, соседнего ребенка. Тогда он после удачного ответа становится Машей-Растеряшей и обращается к следующему по цепочке участнику игры. Таким образом обеспечивается участие каждого ребенка. Но остальным быстро надоедает ждать своей очереди. Можно не назначать ответчика, пусть на вопрос Маши-Растеряши отвечают все желающие, после чего роль Маши-Растеряши переходит к следующему по цепочке игроку. Но тогда не все будут активно участвовать в игре. Можно объединить подходы, когда первым должен ответить, например, сосед, а остальные могут дополнить. Тогда Маша-Растеряша может оценить ответы и выбрать лучший. А кто дал лучший ответ становится сам Машей-Растеряшей - ведь известно, что "растеряшесть" заразительна...

Усложнение:

Развитие игры с переходом к Идеальному Конечному Результату: то же, что в 1-м или 2-м вариантах, но после предложенных ответов Маша-Растеряша вдруг начинает

говорить как Емеля из известной сказки: - А теперь, по щучьему велению, по моему хотению, хочу, чтобы (функция потерянного предмета сама выполнялась, например, хлеб отрезался сам). Остальные должны предложить, как это сделать (например, хлеб уже предварительно нарезан до нижней корки).

Развитие игры с переходом к противоречиям: ведущий выводит детей на противоречие, создавшееся: а) в результате выдвижения ИКР (например, хлеб должен быть разрезанным уже в магазине, чтобы покупателю не надо было его резать и хлеб не должен быть разрезанным, чтобы не распался на кусочки еще в магазине. Решение приемом объединения: продавать хлеб в глубоких тарелках, обвязать его бантиком, завернуть в бумагу); б) в результате обнаружения недостатков предложенных решений (например, леска должна быть острой, чтобы резать хлеб, и должна быть тупой, чтобы не врезаться в пальцы. Решение приемом разделения в пространстве: середина лески острая, а концы тупые, обмотанные тряпочкой).

7. Игры на сравнение систем

7.1."РАЗ, ДВА, ТРИ, КО МНЕ БЕГИ!" (С 3 - ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА).

Правила игры: Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. В зависимости от возраста содержание картинок меняется: в младших группах - это объекты ближайшего окружения, животные, а в старших группах - это объекты более сложного содержания, а также явления природы и объекты неживой природы. Дети могут просто загадать какой-либо предмет без использования картинки. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. Воспитатель или ведущий ребенок затем анализирует не ошибся ли играющий, выделяя какие-либо свойства системы.
Ход игры:
"Раз, два, три, все, у кого есть крылья ко мне беги!" (Подбегают дети, у которых на картинке изображения самолета, птицы…) Остальные дети стоят на месте.
Далее могут выбираться любые составляющие подсистемы (глаза, угол, колеса, запах, звук…). Ведущий спрашивает у играющих,  где у их объектов эти части.

Можно использовать задания на надсистему.

Например: "Раз, два, три, все, кто живет в поле ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением или загаданными объектами капусты, камня, песка, земли, мышки, травы, ветра, трактора. Ведущий спрашивает, в какие моменты трактор может находиться в поле (во время сева или сборки урожая).
Можно использовать задания на функцию объекта.
Например: "Раз, два, три, те, кто умеет петь ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением птицы, человека, ветра, радио…
Интересно использование заданий на временную зависимость.
Например: "Раз, два, три, все, кто раньше был маленьким ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением человека, птицы, цветка, ветра…Не подбегают дети с изображением трактора, земли, песка…

Живая и неживая системы.
При формировании представления о некоторых растениях: "Раз,  два, три, все, у кого есть листочки (стволы, стебли, корни, цветки) - ко мне беги. При формировании представлений о животных (глаза, шерсть, длинный пушистый хвост, копыта, рога).
Развитие речи.
При обогащении словаря словами, обозначающие части предметов; задания на качество предметов –жесткое, мягкое, металлическое.
Математика.
При ознакомлении с геометрическими фигурами. На картинках у детей изображены предметы круглой, треугольной и других формы

Ознакомление с предметами ближайшего окружения
Например: "Раз, два, три, все, у кого изображена мебель, посуда… ко мне беги!" Ведущий спрашивает у подбежавших детей, для чего служит этот объект (его функцию).

7.2."НА ЧТО ПОХОЖЕ" (С 3-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА).

 Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.
 Правила игры: Ведущий - воспитатель, а в старшем возрасте - ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.
Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.
Ход игры:
Воспитатель: На что похож абажур?
Дети: На зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю, потому что она стоит на одной ноге.
Воспитатель: На что похожа улыбка?
Дети: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду.
Ознакомление с окружающим миром.
Воспитатель: Половник.
Дети: На ковш у экскаватора, на созвездие "Большая медведица", на зонтик, на лопату, на микрофон, так как микрофон имеет две части: сам микрофон и ручку, а половник тоже состоит из ковша и ручки. Микрофон тоже может быть металлическим как и половник, или в нем могут быть металлические части и так далее.
Неживая природа.
Воспитатель: На что похож дождь?
Дети: На лейку, когда из лейки что-то поливают, на душ.
Воспитатель: А душ какой бывает?
Дети: Холодный и теплый. И дождь летом бывает теплым, а осенью холодным. А еще дождь похож на разбрызгиватель, который мама ставит на огороде и поливает ягоды и овощи.
Изодеятельность.
Воспитатель: На что похожа коробка цветных карандашей?
Дети: На радугу, на цветные дорожки, на цветные карамельки (с красным вкусом - малиновая, клубничная, с синим вкусом - черничная…)
Воспитатель: На что похожа кисть?
Дети: На метлу Бабы - Яги, на указку, на Волшебницу (потому, что если провести кисточкой по бумаге получается какой-то рисунок).
Ознакомление с окружающим миром.
Воспитатель: На что похож светофор?
Дети: На трехглавого робота, на радугу, на магнитофон.
Воспитатель: Почему на магнитофон?
Дети: Так как сам прямоугольный, а кружочки напоминают кнопочки. А еще на краски, так как коробка прямоугольная, а цвета светофора - краски.

Развитие речи
(при расширении словарного запаса, обозначающих названия предметов).
Воспитатель: На что похожа иголка?
Дети: На булавку, на кнопку, на гвоздь, на лезвие ножа, на стержень от ручки.
Воспитатель: То есть все эти предметы объединяются одним признаком: острые и металлические.
Дети: Еще на колючки у ежика и кактуса, на застежку у сережки, которая в ухо вставляется, она тоже острая.
Звуковая культура речи
(при совершенствовании умения различать на слух звуки языка).
Воспитатель: На что похож звук "Р"?
Дети: На шум мотора, пылесоса, на рычание льва или собаки.
Воспитатель: Произнесите звук "Р". Назовите слова, в которых есть этот звук. (Переход к занятию).
Музыкальное воспитание.
Воспитатель: На что похожа мелодия вальса?
Дети: На распускание цветка, на легкий шелест листьев дерева, пробуждение животных от зимней спячки, на смешение красок.

 

                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.3."ТЕРЕМОК" (С 4-Х ЛЕТ).

Правила игры Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок (или воспитатель в младшей группе) выполняет роль ведущего. Сидит в "теремке". Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: "Тук - тук. Кто в теремочке живет?".

Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня".


Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или по видовой принадлежности.                                       Например: нитки и ножницы. Похожи, так как принадлежат к одной надсистеме - предметам для шитья; могут находиться в квартире или на столе у закройщика. Похожести и различия могут быть по прошлому и будущему, по запаху, звуку, по форме, цвету, размеру, материалу. Эта игра как и предыдущая "На что похоже" закрепляет у детей алгоритм системного мышления.

Ход игры.

1 вариант:
Ведущий - ребенок выбрал машину.
Дети: Тук-тук. Кто в теремке живет?
Воспитатель: Это я, машина.
Дети: А я стол. Пусти меня к себе жить?
Воспитатель: Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.
Дети: Я - стол, похож на тебя тем, что служу людям (удерживаю разные предметы на себе, посуду, а ты тоже служишь людям, так как перевозишь их или грузы. Ты железная, я тоже могу быть железным. Ты, машина, живешь в доме - гараже и я живу в доме (в комнате). У тебя, машина, 4 колеса, а у меня 4 ноги. За мной ухаживают - меня моют и тебя, машина, моют. Ты, машина, издаешь запах (бензина) и я, стол, издаю запах, когда на меня ставят еду или помоют меня порошком. Мы с тобой похожи по форме. У меня крышка квадратная, у тебя тоже крыша квадратная. Я, стол, тоже могу быть такого же размера как и машина. Ты сделана из твердых человечков и я тоже. Машина может ездить и я могу ездить, так как у меня могут быть колесики.

2 вариант:
Воспитатель: Пущу, если скажешь, чем ты, стол отличаешься от меня - машины.
Дети: Машина в прошлом была железом, а я стол в прошлом был деревянными досками. Моя главная функция - удерживать тарелки на столе, а машина нужна, чтобы перевозить грузы, людей. Я по цвету белый, а ты зеленая. Я на картинке здесь изображен маленьким столом, а ты большой машиной. У тебя, машина, ноги круглые, а у меня прямоугольные.


Музыкальное воспитание
(при сравнительной характеристике разных жанров).
1 вариант:
Д: Тук - тук. Кто в теремочке живет?
В: Это я, марш. А ты кто?
Д: А я вальс. Впусти меня к себе.
В: Впущу тебя, если скажешь, чем ты, вальс, похож на меня, марш.
Д: Мы с тобой относимся к миру музыки. Мы оба музыкальные произведения. Мы состоим из нот, которые сложены в мелодию. Мы имеем ритм. Мы оба можем поднимать настроение людям, а дети могут исполнять различные движения.
2 вариант:
Д: Тук - тук. Кто в теремочке живет?
В: Это я, марш. А ты кто?
Д: А я вальс. Впусти меня к себе.
В: Впущу тебя, если скажешь, чем ты, вальс, отличаешься от меня, марша.
Д: У вальса более плавная мелодия, нежная, под нее танцуют парами медленно, но можно и быстро. А под марш нельзя танцевать, у него жесткий ритм.

Живая природа и неживая природа.
Похожести у объектов живого мира.
Д: Тук - тук. Кто в теремочке живет?
В: Это я, снегирь. А ты кто?
Д: А я воробей. Пусти меня к себе!
В: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты, воробей, похож на меня, снегиря.
Д: И ты, и я - птицы. У нас одинаковое строение: Есть 2 крыла, есть 2 лапки, 1 голова, перья на теле, хвост и так далее; мы относимся к природному миру, к живой системе, к птицам. Мы живые, поэтому дышим, размножаемся, передвигаемся самостоятельно. Воробей, тоже как и снегирь, передвигается на 2-х лапках и летает. В прошлом воробей и снегирь были маленькими птенчиками, а в будущем у них будут свои детки-птенчики.
Различия у объектов живого мира.
Д: Тук - тук. Я воробей. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!
В: Это я - снегирь. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.
Д: Снегирь немного больше размером воробья. Снегирь перелетная птица. Воробей круглый год живет в городе рядом с человеком. У нас разный окрас (у снегиря грудка красная, а у воробья - серая). Разное питание (снегирь питается ягодами, поэтому и живет в парках и лесу, а воробей питается семечками).
Д: Тук-тук. Я камень. Кто в теремочке живет? Пустите меня жить к себе.
В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, камень отличаешься от меня, речки.
Д: Мы состоим из разных человечков. Камень - из твердых, а речка из жидких. Мы разные на ощупь: камень твердый, а вода проходит сквозь пальцы. Мы разные по форме. Речка принимает форму берегов. Речка издает звук - журчание, а камни звука не издают.
Математика
(при закреплении геометрических фигур).
Д: Тук-тук. Я треугольник. Кто в теремочке живет? Пустите меня к себе.
В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, треугольник похож на меня, квадрат.
Д: Мы геометрические фигуры. У нас есть углы, стороны. Мы делаем мир разнообразным.
Д: Тук - тук. Я круг. Пустите меня к себе.
В: Пустим, если скажешь, чем ты, круг отличаешься от нас (треугольника и квадрата).
Д: У меня нет сторон и углов. Зато я могу катиться, а вы нет.

Примечание: Игра может усложняться. Можно брать объекты разнообразных форм и детям придется сказать еще и о похожестях и различиях объектов.

В игре "Теремок" могут принимать участие от 2 до 10 человек. Чтобы игроки, находящиеся в теремке, не скучали, работу можно строить по цепочке. Тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно менять: задавать то на похожести, то на различия. Картинки обязательно использовать только на первом этапе, затем дети могут "держать" объект в голове.

Игру можно посвящать только одной какой-то теме. Например, только животным или предметам посуды, мебели. Тогда перед игрой воспитатель сообщает об этом детям. Или если берутся картинки - подбирает соответствующие.

Сам "теремок", конечно же, условный. Это может быть просто угол в комнате, а могут- поставленные стульчики, за которые все объекты в итоге собираются.

Ознакомление с окружающим миром.
Воспитатель: Я город. А ты кто? Пущу тебя, если скажешь, чем мы с тобой похожи.
Дети: Я деревня. Мы похожи с тобой, так как и в городе, и в деревне живут люди; есть детские сады и школы. Мы существуем для того, чтобы люди жили и работали вместе.
Воспитатель: Заходи! А чем же мы с тобой отличаемся? (можно обратиться к следующему ребенку).
Дети: Город больше деревни. Людей в деревне меньше живет, чем в городе. В городе есть большие заводы и фабрики, а в деревне люди разводят скот и убирают поля. В деревне маленькие, невысокие дома. В городе звуки другие, чем в деревне: машины, трамваи звенят, а в деревне коровы мычат и свиньи хрюкают. А еще в деревне пахнет сеном, молоком, а в городе бензином.

Примечание: В этом разделе в старших группах можно давать понятия отличия и сходства дня и ночи; различных профессий; учителя и ученика; мамы и дочки; водителя и пешехода. Тем самым у ребенка будут формироваться  и закрепляться понятия об общественных отношениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

7.4."ДАВАЙ ПОМЕНЯЕМСЯ " (ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ).

 Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она) умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавшими объект.
Ход игры:
Ребёнок 1: Я - часы. Я умею показывать время.
Ребёнок 2: Я - книга. Я делаю человека умнее.
Ребёнок 3: Я - комар. Я выбираю функцию - мешать людям.
Ребёнок 4: Я - машина. Я перевожу людей.
Воспитатель: Давайте поменяемся функциями.                                                                                 Часы (ребенок 1) объясняют, как они делают человека умнее или каким образом машина может показывать время.

Математика.
Ребёнок 1 - утро. Утром все просыпаются, умываются, собираются на работу, в школу, в детский сад.
Ребёнок 2 - день. Днем взрослые работают, дети в школе учатся, а в детском саду дети гуляют, занимаются, играют и спят.
Ребёнок 3 - вечер. Вечером вся семья собирается дома, ужинают, дети учат уроки, взрослые смотрят телевизор, а совсем маленькие дети играют.
Ребёнок 4 - ночь. Ночью спят. Ночь нужна для того, чтобы люди-взрослые и дети могли отдохнуть и набраться сил для следующего дня.
Воспитатель: А теперь представьте себе, что ночью вся семья просыпается и начинает собираться на работу и так далее.

Живая и неживая системы.
Ребёнок 1: Я -слон. Я могу обливаться водой из хобота.
Ребёнок 2: Я - страус. Я могу прятать голову в песок.
Ребёнок 3: Я - еж. Я могу сворачиваться клубком.
Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился прятать голову в песок, а страус сворачиваться клубком.

Неживая природа.
Ребёнок 1: Я - лед. Я прозрачный и состою из твердых человечков.
Ребёнок 2: Я - вода. Я состою из жидких человечков.
Ребёнок 3: Я - пар. Я состою из газообразных человечков.
Затем идет обмен функциями: лед (ребенок 1) неожиданно стал состоять из жидких человечков, а пар (ребенок 3) стал твердым. Когда это бывает.

 

 

7.5."НАЙДИ ДРУЗЕЙ" (С 5 - ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА).

 Правила игры: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию.
Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, а можно и группой при фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием "функция", после использования игры "Что может?". Игру можно сделать подвижной, с помощью набора предметных картинок, находящихся на некотором расстоянии от играющих. Детям надо будет добежать и выбрать правильную картинку, а может и несколько картинок, выполняющих названную ведущим функцию.

Другой вариант с использованием моделирования. Ведущий называет объект, а дети, находящиеся за столами, рисуют схемой объект (или объекты), выполняющие функцию заданного объекта.

Ход игры:

Воспитатель: Машина перевозит груз, а кто еще выполняет эту функцию.
Дети: Перевозят груз лошадь, самолеты, санки, слон …
Воспитатель: Птица умеет летать, а кто еще умеет летать?
Дети: Умеет летать самолет, пчела, утка.
Воспитатель: А самолет сам летает?
Дети: Нет. Его человек ведет.
Воспитатель: В сказках вы часто встречаете волшебные предметы. Назовите их!
Дети: Волшебная палочка, сапоги - скороходы.
Воспитатель: Назовите волшебные предметы, которые все могут, назовите из каких они сказок.

Математика.
Воспитатель: У меня в руках шар. Он может катиться. А какие еще предметы могут выполнять эту функцию (то есть закрепить у детей понятие о том, что катятся только предметы, у которых нет углов.)

Изодеятельность.
Воспитатель: У меня карандаш. Его функция - оставлять след на бумаге. Какие еще предметы (изобразительные средства) оставляют следы на бумаге.
Дети: Кисть, если ее в краске смочить, пальцем можно рисовать, если в чернила или в краску опустить. Можно ручкой или фломастером рисовать. А также восковыми мелками.

Неживая природа.
Воспитатель: У меня в руке гвоздь. Каких человечков в нем больше всего? В каких еще предметах больше твердых человечков.
Дети: Ножницы, топор, плита …
Воспитатель: Я возьму стакан с водой. В каких предметах есть и твердые, и жидкие человечки одновременно.
Дети: Самовар, утюг, стиральная машина, чайник, крем в тюбике

 

8. Игры на классификацию объекта

8.1."ВСЕ В МИРЕ ПЕРЕПУТАЛОСЬ" (С 3 - Х ЛЕТ).

Примечание: Для игры используется "модель мира", которая на первом этапе ознакомления состоит из двух частей: рукотворного и природного мира. Обозначения на модели мира определяются вместе с детьми цветом или в виде руки и дерева. С постепенным освоением и с возрастом, количество частей модели мира увеличивается. В игру можно играть как подгруппой, так и группой. Ведущий просит объяснить, почему предмет определили именно в эту часть модели мира, а затем воспитатель обобщает. Использовать игру можно практически во всех видах детской деятельности.
Обозначения в секторах модели мира тоже усложняются с возрастом. Если в младших группах приняты такие обозначения как рисунки, то в старших группах обозначать можно буквой, схемой, цветом.                                                                                                              Правила игры  (3-4г): Воспитатель сам показывает, помещает или раздает детям предметные картинки. Вместе с воспитателем дети определяют местонахождение объекта на модели мира, объясняют, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру.
Ход игры:
Воспитатель: Что изображено у тебя на картинке? Дети: Яблоко.
Воспитатель: К какому миру относится яблоко?
Дети: К природному, потому что оно само растет.
Воспитатель: Почему картинку с машиной поместили в рукотворный мир на модели?
Дети: Потому что она неживая. Ее сделали на заводе люди.                                                                    Правила игры (4-5л): Ведущий игры - воспитатель (в конце года - ребенок) показывает картинку с объектом. Играющие определяют, к какому миру относится. Если объект относится к рукотворному миру, то требуется определить к какой функциональной группе он относится (одежда, мебель, посуда, обувь, транспорт, игрушки)
Примечание: Расширение этой части модели мира проходит постепенно с расширением представлений детей об окружающем мире. В этом возрасте появляются новые разделы в секторе рукотворного мира и в секторе природного мира (воздух, вода, земля).
Ход игры:
Воспитатель: На картинке - шуба. К какому миру принадлежит? Почему вы так думаете?
Дети: К рукотворному. Шубу сшили люди на фабрике. Она нужна людям зимой, чтобы нам тепло было. Мы поместим ее в сектор, где платье нарисовано.
Воспитатель: Итак, шуба относится к одежде. К верхней одежде.
Воспитатель: На картинке - утка. К какому миру она относится.
Дети: К природному.
Воспитатель: Где живет утка? Где обитает?
Дети: Птенцов выводит на земле, еду находит в воде, а еще летает!
Воспитатель: Значит, картинку можно поместить и в сектор "вода", и в сектор "земля", и в сектор "воздух". Но где больше всего обитает утка. Вспомните сказки и рассказы об утке.                  Дети: Больше всего в воде. Туда поместим картинку.

9. Универсальные системные игры.

«ЧУДЕСНЫЙ ЭКРАН»  («ДЕВЯТИЭКРАНКА»)

В основе системного подхода по объекту рукотворного мира лежат следующие

мыслительные шаги:

  Выбирается объект и определяется его функция (О - Ф).

  Рассматриваются основные составляющие этого объекта (подсистема), способствующие выполнению функции.

  Находится группа или класс рассматриваемого объекта, а так же место его функционирования (надсистема).

  Объект и его функция рассматривается в прошлом (прошлое О). Первый вариант: старинный объект. Второй вариант: объект человечеством не был создан, но надо выяснить как выполнялась функция.

  Объект и его функция рассматривается в будущем (будущее О). Первый вариант: улучшение какого-либо свойства рассматриваемого объекта. Второй вариант: объект не создается, но функция выполняется много лучше другим объектом.
В качестве средства системного мышления выступает девятиэкранная модель ("чудесный экран" или "девятиэкранка").

 

место функционирования объекта и его класс

 

прошлое объекта или его функции

объект и его функция

будущее объекта или его функции

 

части объекта (составляющие элементы)

 



Например:

"Если мы рассмотрим САМОЛЕТ, этот самолет для быстрой перевозки пассажиров по воздуху (функция), состоит он из мотора, двигателя с горючим, системы управления и корпуса с разными удобствами для пассажиров (подсистема). Самолет свое дело выполняет в воздухе, но ему надо быть еще в аэропорту для заправки, ремонта и посадки пассажиров (надсистема). Самолет относится к воздушному транспорту (классификация). Раньше были не такие самолеты. Они были менее удобные, летали недолго и низко над землей. Скорость у них была много меньше (первый вариант объекта в прошлом). В далеком прошлом люди только мечтали взлететь и были неудачные попытки сделать это с помощью крыльев, которые привязывали к рукам прыгающих с высоты смельчаков (второй вариант прошлого). Самолеты в будущем будут еще лучше, чем сейчас. Для того, чтобы они не разбивались их будут делать, например, резиновыми или со специальными парашютами... Самолеты будут более надежные, скоростные и удобные для пассажиров (будущее объекта первого варианта)... Придет время и люди откажутся от строительства самолетов, люди научатся перемещаться по воздуху на большой скорости с помощью индивидуальных летательных приспособлений (будущее второго варианта)..."

В основе системного подхода по объекту природного мира лежат следующие мыслительные шаги:

·  Выбирается объект (О) и перечисляются его разнообразные свойства и признаки.

·  Определяется подсистема природного объекта.

·  Определяется надсистема объекта: по месту обитания; по классу или группе, к которым он относится.

·  Рассматривается процесс развития объекта в прошлом.

·  Рассматривается развитие объекта в будущем.

мама - воробьиха в гнезде (согревающая яйца)

гнездо с птенцами (относится к группе летающих птиц)

место обитания воробья (лес или городские улицы)

яйцо

птенец (воробушек)

взрослый воробей

скорлупа, белок и желток с зародышем

части тела слабого неумелого птенца

части тела взрослой птицы



Формы организации игр:

·  Карточки с изображением объекта, линии его развития, составляющих частей и места функционирования. Игровое действие - составление "чудесного экрана" (девятиэкранки).

·  Словесное восстановление "девятиэкранки" по стихотворению:

"Что-то" автор: М.С.Гафитулин, г.Жуковский

Если мы рассмотрим что-то...
Это что-то для чего-то...
Это что-то из чего-то...
Это что-то часть чего-то...
Чем-то было это что-то...
Что-то будет с этим что-то...
Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Игровое действие при этом: конкретный объект обозначается словом, указывается функция и т.д.

Предполагаемый результат по итогам универсальных игр:
К концу дошкольного возраста о любом объекте ребенок может системно размышлять: выделять его функцию (свойства), рассматривать его место и взаимосвязи с другими объектами, а также возможность преобразования во времени.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов. \под ред. Т.А. Сидорчук - Ульяновск, 1998.

Творческие задания «Золотого ключика». / Авторы и составители Е.В.Андреева, С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н.А. Яковлева. –– Самара, Центр развития образования, 2001


 

Картотека игр по формированию системного мышления у дошкольников

Картотека игр по формированию  системного мышления у дошкольников

КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ

КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Педагогической наукой проанализирована сущность понятия "творческое мышление" (Л

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Педагогической наукой проанализирована сущность понятия "творческое мышление" (Л

Игры на формирование умения выявлять функции объекта 1

Игры на формирование умения выявлять функции объекта 1

Ознакомление с окружающим миром

Ознакомление с окружающим миром

ДРАЗНИЛКА" (ПРОВОДИТСЯ С 5-ЛЕТ)

ДРАЗНИЛКА" (ПРОВОДИТСЯ С 5-ЛЕТ)

МОИ ДРУЗЬЯ" (ПРОВОДИТСЯ С 4-Х

МОИ ДРУЗЬЯ" (ПРОВОДИТСЯ С 4-Х

Экология. Дети выбирают для себя объекты природного мира живой и неживой системы: птицы, камня, реки, рыбы, песка, цветка, земли и так далее

Экология. Дети выбирают для себя объекты природного мира живой и неживой системы: птицы, камня, реки, рыбы, песка, цветка, земли и так далее

Игры на определение линии развития объекта 2

Игры на определение линии развития объекта 2

Живая и неживая системы. Воспитатель:

Живая и неживая системы. Воспитатель:

РАНЬШЕ-ПОЗЖЕ" (С 3-Х ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА)

РАНЬШЕ-ПОЗЖЕ" (С 3-Х ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА)

ПАРОВОЗИК" (С 3-Х ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА)

ПАРОВОЗИК" (С 3-Х ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА)

Игры на выявление над-системных связей

Игры на выявление над-системных связей

Развитие речи. Воспитатель:

Развитие речи. Воспитатель:

Игры на определение под-системных связей объекта 4

Игры на определение под-системных связей объекта 4

Игры на объединение над- и под- системы объекта 5

Игры на объединение над- и под- системы объекта 5

Ознакомление с окружающим миром

Ознакомление с окружающим миром

ХОРОШО-ПЛОХО" (ИГРА

ХОРОШО-ПЛОХО" (ИГРА

Игры на умение выявлять ресурсы объекта 6

Игры на умение выявлять ресурсы объекта 6

АУКЦИОН" (СО СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

АУКЦИОН" (СО СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

МАША-РАСТЕРЯША" (С МЛАДШЕГО

МАША-РАСТЕРЯША" (С МЛАДШЕГО

Игры на сравнение систем 7.1

Игры на сравнение систем 7.1

НА ЧТО ПОХОЖЕ" (С 3-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА)

НА ЧТО ПОХОЖЕ" (С 3-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА)

Развитие речи (при расширении словарного запаса, обозначающих названия предметов)

Развитие речи (при расширении словарного запаса, обозначающих названия предметов)

ТЕРЕМОК" (С 4-Х ЛЕТ). Правила игры

ТЕРЕМОК" (С 4-Х ЛЕТ). Правила игры

Музыкальное воспитание (при сравнительной характеристике разных жанров)

Музыкальное воспитание (при сравнительной характеристике разных жанров)

Примечание: Игра может усложняться

Примечание: Игра может усложняться

ДАВАЙ ПОМЕНЯЕМСЯ " (ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7

ДАВАЙ ПОМЕНЯЕМСЯ " (ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7

НАЙДИ ДРУЗЕЙ" (С 5 - ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА)

НАЙДИ ДРУЗЕЙ" (С 5 - ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА)

Игры на классификацию объекта 8

Игры на классификацию объекта 8

Универсальные системные игры. «ЧУДЕСНЫЙ

Универсальные системные игры. «ЧУДЕСНЫЙ

В основе системного подхода по объекту природного мира лежат следующие мыслительные шаги: ·

В основе системного подхода по объекту природного мира лежат следующие мыслительные шаги: ·

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2020