Картотека игр на развитие элементов логического мышления (начальная школа)
Оценка 5

Картотека игр на развитие элементов логического мышления (начальная школа)

Оценка 5
Занимательные материалы +3
docx
математика
1 кл—4 кл
22.04.2017
Картотека игр на развитие элементов логического мышления (начальная школа)
Для развития логического мышления детей начальной школы можно использовать различные упражнения и игры. В данной картотеке перечислены и расписаны игры, которые наиболее часто используются в моей работе. Игры можно использовать на уроках, во внеурочное время, индивидуально и фронтально, начиная с 1 класса.Картотека игр на развитие элементов логического мышления
Картотека игр на развитие элементов логического мышления.docx
Картотека игр на развитие элементов логического мышления CВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ          Вот пустая клетка. Чтобы она не была пустой, нужно что­то в нее поместить. Один из предложенных слева вариантов. Который – пусть ребенок попробует догадаться сам. Если у   ребенка   возникли   трудности,   помогите   ему:   сами   сформулируйте   ответ   и   спросите, согласен ли он с этим. Таблицы на стр. 52­59 ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОШИБКАМИ                   Предлагаем   детям   послушать   несколько   предложений   и   что­то   в   них   будет неправильно. А вот что – пусть сами попробуют разобраться. 1. Коля зашел в темную комнату. Щелкнул выключатель. Свет погас. 2. Из пустой зеленой бутылки лилась темно­коричневая жидкость. 3. Неожиданно погас свет. Отключили электричество, ­ подумала второклассница. – Уроков без света все равно не сделать, поэтому пойду смотреть телевизор. 4. Утреннее солнце заглянуло в  комнату. «Маша! – сказала мама, ­ Вставай, уже пора ужинать». 5. Летом от ужасной жары все воробьи закоченели. 6. Волк, убегая от охотников, заметался и нырнул в мышиную норку. 7. «Что­то есть хочется», ­ подумал Миша и сорвал с дерева еще одну булочку. 8. Пронзительно зазвонил будильник. «Алло» ­ сказала Вера, подняв трубку. 9. Коля нечаянно толкнул таз с посудой. Таз бесшумно приземлился на пол. 10. Петров увидел в небе неподвижно висящий самолет. 11. Корабль начал тонуть. Капитан строго объявил женщинам и детям, что в первую очередь нужно спасать мужчин. «А», «Б» или все­таки «В»?          Сначала покажите ребенку рисунок. Предложите к каждой группе из четырех групп фигур,   представленных   в   таблице,   подобрать   подходящий   вариант   из   предложенных справа. Если ребенок подобрал вариант правильно, разберите с ним пример подробнее. Таблицы на стр. 9­18 «Развиваем логику и сообразительность». Я МОГУ НАЗВАТЬ…                  В этой игре ребенку надо назвать максимальное количество слов, относящихся к одному понятию. Ведущий кидает игроку мяч и просит назвать, например, пять зверей. Игрок, поймав мяч, называет зверей, всякий раз ударяя мячом о землю. Каждый игрок начинает   перечисление   со   слов:   «Я   могу   назвать…»   Для   каждого   нового   игрока придумываем новое понятие. НАЙДИ ЛИШНЕЕ                   Для   игры   потребуется   карточки   с   изображенными   на   них   предметами   (как подготовить   ребенка   к   школе   стр.51).   Ведущий   выкладывает   из   перед   игроком   и предлагает ответить на следующие вопросы: «Что здесь лишнее? Почему ты так думаешь? Как одним словом назвать оставшиеся предметы?» Со временем можно предложить для игры картинки с более сложным содержанием. НАЗОВИ ПАРУ          Эта игра научит ребенка четко делить родовые понятия и видовые. Вариант №1.  Ведущий бросает мяч одному из игроков и спрашивает: «Чего в саду больше – деревьев или яблонь?» Игрок, поймав мяч, отвечает: «Деревьев». Следующему игроку: «Кого в детском саду больше детей или взрослых?» ­ «Детей» и т.д. Тот, кто неправильно ответит на вопрос, выбывает из игры. Вариант №2.  Ведущий бросает мяч игроку и произносит одно из родовых понятий (дерево, цветок,   посуда   и   т.д.).   Игрок,   поймав   мяч,   называет   подходящее   к   родовому   видовое понятие. ПРИДУМАЙ ПОНЯТИЯ                   Игра  на  закрепление   навыков   использования   классификационного  дерева   для схематического отображения классификации. Заранее приготовьте «пустые» схемы дерева, но   уже   ничего   не   диктуйте,   а   попросите   ребенка   самостоятельно   придумать   понятия, которые могли бы подойти к данной схеме (данным схемам). РАССТАВЬ ПО МЕСТАМ           Игра для закрепления представлений о классификационном дереве. Нарисуйте для ребенка две схемы и продиктуйте понятия: ЛОЖКА, ПОСУДА, КАСТРЮЛЯ, ОДЕЖДА, ШАПКА, ПАЛЬТО, ШОРТЫ. Задание следующее: расставит продиктованные понятия на соответствующие места в схемах. В качестве обозначения пусть использует первые буквы понятия. Если с этим заданием ребенок справиться успешно, усложните их: нарисуйте схемы для 4­5 видов понятий и диктуйте их не в том порядке, в котором они должны идти, а  вперемешку. ЖИВЫЕ ГРУППЫ                   Для   этой   подвижной   игры   не   требуется   подготовки   какого­либо   материала. Необходимо  лишь продумать  различные критерии для  осуществления  группировки  или классификации.   Основания   для   классификации   могут   быть   не   только   внешние характеристики   детей   или   наличие   у   них   тех   или   иных   родственников.   Можно использовать и более сложные признаки, относящиеся, например, к личностным качествам детей.   Интересным   был   бы   и   такой   вариант   игры,   когда   один   из   игроков   проводит классификацию   по   только   ему   известному   основанию,   остальные   должны,   глядя   на созданные группы, угадать, что это было за основание. КРУГИ И ДЕРЕВЬЯ          Эта игра похожа на игры «Расставь по местам» и «Придумай понятия», только здесь кроме классификационного дерева, ребенок должен использовать и круги Эйлера. Игра имеет 2 варианта. 1. Вы   называете   следующие   понятия   –   ОВОЩ,   ПОМИДОР,   КАПУСТА,   а   затем предлагаете малышу «пустые» модели дерева и кругов. Его задача – расставить названные понятия в данных моделях с помощью первых букв.. 2. Вы   предлагаете   более   сложные   варианты   моделей,   и   просите   малыша самостоятельно придумать к ним понятия, которые бы к эти моделям подходили. СРАВНИТЕ МОДЕЛИ                  Предлагаем ребенку разные модели кругов и просим его найти пару одинаковых моделей. Ребенок должен объяснить, почему он считает модели одинаковыми. ЧЕГО БОЛЬШЕ?          Словесная игра для проверки умения соотносить объемы видовых и родовых понятий, а также ориентироваться в независимых и пересекающихся понятиях. Чего больше? 1. Растений или кустов? (растений) 2. Зайцев или собак? (сравнивать нельзя) 3. Домов или деревянных домов? (домов) 4. Деревянных предметов или деревянных стульев? (деревянных предметов) 5. Лесных растений или ягод? (пересекающиеся понятия – сравнивать нельзя) 6. Книг или учебников? (книг) 7. Огурцов или овощей? (овощей) 8. Птиц или не летающих объектов? (сравнивать нельзя) 9. Мебели или шкафов? (мебели) 10. Игрушек или мячей? (игрушек) НАЙДИ ОШИБКУ           Предлагаем ребенку несколько вариантов логического древа или кругов Эйлера и найти в них ошибки. Объяснить эту ошибку. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?                  Эта игра предназначена для тренировки умения давать определения понятиям, ребенку предлагается уже не само понятие, а его определения. 1. Человек, который лечит животных – это … (ветеринар). 2. Человек, который управляет воздушным транспортом – это … (летчик). 3. Участок земли, на котором человек выращивает фрукты – это … (сад). 4. Прибор для измерения времени – это … (часы). 5. Человек, который шьет или ремонтирует обувь – это … (сапожник). 6. Спортсмен, играющий в шахматы – это … (шахматист). 7. Дерево, на котором растут желуди – это … (дуб). 8. Детеныш коровы – это … (теленок). 9. Обувь, предназначенная для дома – это … (тапочки). 10. Прибор для определения сторон света – это … (компас). ЗНАЙКА                  Еще одна серия интересных задач. Для решения понадобится не только умение логически мыслить, но и эрудиция. Зачитываете вопрос и четыре ответа, среди которых есть правильный. Ребенок должен угадать, какой ответ правильный и обосновать его. 1. Мама старше своей дочери – никогда, ­ редко, ­ часто, ­ всегда. 2. Месяц весны – июнь, ­ март, ­ февраль, ­ сентябрь. 3. Все птицы умеют – петь, ­ летать, ­ вить гнезда, ­ дышать. 4. Бытовые приборы – утюг, ­ кастрюля, ­ автомобиль, ­ диван. 5. Стороны света – солнце, ­ запад, ­ компас, ­ налево. 6. У рыбы всегда есть – чешуя, ­ озеро, ­ жабры, ­ икра. ГДЕ ЧТО НАХОДИТСЯ? 1. Посуда … (кухня) 2. Одежда … (гардероб) 3. Сахар … (сахарница) 4. Масло … (масленка) 5. Соль … (солонка) 6. Молоко … (молочник) 7. Хлеб … (хлебница) 8. Фрукты … (ваза) ЧЕЙ ЭТО ИНСТРУМЕНТ?          Молоток … (плотник).            Кисть … (маляр, художник).  Шприц … (врач, ветеринар).           Игла … (портной, врач). Рубанок … (плотник, столяр).         Лопата … (строитель, садовник). Рояль … (пианист).                          Скрипка … (скрипач). Метла … (дворник).                         Ружье … (охотник). Мел … (учитель).                             Кастрюля … (повар).  Скальпель … (хирург).                    Свисток … (милиционер). Удочка … (рыболов).                       Ножницы … (парикмахер, портной).  Расческа … (парикмахер). ЧТО ЛИШНЕЕ?          Игра с картинками. Для этого варианта игры понадобятся картинки (учимся мыслить стр. 256  рис.  59 А­Е).  В каждом  задании  4 из   5 рисунков могут  быть  объединены  по какому­нибудь признаку в одну группу. Пятый рисунок этого признака не имеет, поэтому в группу не входит. Он является лишним. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть все рисунки, найти лишний и объяснить свое решение. ПРОДОЛЖИ РЯД                  Игра для тренировки умения упорядочивать объекты по различным признакам. В зависимости от используемого материала игра может иметь два варианта. 1. Игра с цифрами. Предложите ребенку ряд чисел, расположенных в определенной последовательности.   Задача   состоит   в   том,   чтобы   найти   закономерность расположения этих чисел и вставить недостающие. а) 0 5 10 15 … 25 30 … (20) б) 28 25 22 … 16 13 … (19) в) 36 32 28 … 20 16 … (24) г) 1 3 5 … 9 11 … (7) 2. Игры с буквами. Задание тоже самое, только вместо цифр используйте буквы. а) А Г ... А Г Ж … М П (каждая следующая буква идет через две после предыдущей) б) А Б Д Е З И … П Р У Ф … (Л М) После выполнения каждого задания учите ребенка формулировать этот принцип словесно. СМЫСЛОВЫЕ ПАРЫ          Игра для развития приема «смысловое соотнесение». Для ее проведения понадобится набор   простых   карточек   с   написанными   на   них   словами.   В   верхней   части   карточек напишите два слова, связанных друг с другом по смыслу (ГРУША­ЯБЛОКО). Это образец, по   которому   ребенок   должен   ориентироваться,   создавая   вторую   пару   слов.   Ниже   на карточке   располагается   основное   слово   (КЛЕН)   и   пять   вариантов   слов,   связанных   по смыслу с ним (ЛИСТОК, ДУБ, ДЕРЕВО, ЗАМЛЯ, ПАРК). Ребенок должен выбрать из них такую же смысловую пару, как пара­образец. Примеры заданий: 1. груша­фрукт                  Клен: ­ листок, дуб, дерево, земля, парк. 2. Окружность­циркуль    Квадрат: ­ овал, карандаш, бумага, линия, линейка. 3. Гвоздь­молоток             Шуруп: ­ брусок, гаечный ключ, винт, отвертка, железо. 4. Весы­граммы                 Градусник: ­ холод, градусы, жар, температура, врач. 5. Пол­ковер                      Стол: ­ паркет, стул, скатерть, мебель, комната. 6. Стекло­стакан                Бумага: ­ сказка, карандаш, школа, музыка, книга. 7. Птица­дерево                Крот: ­ животное,  земля, мышь, нора, ночь. 8. Лиса­мех                        Рыба: ­ вода, плавники, рыбак, чешуя, водоросли. 9. Снег­зима                      Ливень: зонт, лужи, лето, туча, сапоги.          Ответы засчитываются только в том случае, если к нему даны прояснения. ЧТО ЛИШНЕЕ?                  Игра на умение проводить группировку предметов и явлений, основываясь на их существенных признаках. Эта игра проводится в нескольких разновидностях. 1. Словесная игра. Ведущий называет 4 слова, одно из которых не подходит к трем другим. 1. трамвай, самолет, пароход, колесо. 2. малина, яблоко, калина. Земляника. 3. шляпа, пальто, шапка, панама. 4. весы, градусник, холод, термометр 5. гроза, плащ, землетрясение, шторм. 6. Иванова, Маша, Оля, Таня. 7. круг, треугольник, доска, прямоугольник. 2. Ребенку необходимо определить какое слово из четырех лишнее и объяснить почему. 1. бабочка, саранча, оса, муравей. 2. муравей, комар, паук, жук. 3. бабочка, муравей, жаба, клоп. 4. стрекоза, божья коровка, тля, сверчок. 5. блоха, муха, уж, комар и т.д. СКАЖИ ИНАЧЕ                  Эта игра направлена на развитие умения соотносить смысл разных по форме, но одинаковых по содержанию предложений, а также передавать смысл суждений другими словами.   Придумайте   простое   предложение,   например:   «Я   люблю   солнечную   погоду». Ребенок должен выразить мысль этого предложения так, чтобы не повторить ни одного сказанного вами слова. По ходу выполнения задания нужно внимательно следить за тем, чтобы не искажался   смысл основного предложения. Если в эту игру играет несколько детей,   можно   устроить   конкурс   на   самое   оригинальное   и   точное   перефразирование заданного   предложения.   Материалом   для   перефразирования   могут   быть   пословицы. Предложите детям передать своими словами смысл предложений, например, следующих из них. 1. У кого какой вкус, кто любит дыню, а кто арбуз. 2. Добрые слова лучше мягкого пирога. 3. С кем поведешься, от того и наберешься. 4. Терпенье дает уменье. 5. И сила уму уступает. 6. Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят. 7. Ученье лучше богатства. РАСПУТАЙ СУЖДЕНИЯ                  Эта игра направлена на развитие способности рассуждать. Задания приведены в порядке усложнения, поэтому предлагать их желательно в том же порядке, в котором они идут в тексте. Задание для ребенка – дать правильный ответ на вопрос. В большинстве случаев он должен дать ответ самостоятельно, а в некоторых – выбрать из предлагаемых (правильный ответ приводится в скобках). 1. Таня и Оля ели фрукты. Кто­то из них ел персики. Таня кушала абрикосы. Что ела Оля? (персики). 2. Мама и папа купили  яблоки. Мама купила маленькие яблоки. Папа купил большие яблоки. Мама купила красные яблоки. Папа купил зеленые яблоки. Какие яблоки купили родители? А)  родители купили маленькие красные яблоки и большие зеленые яблоки; Б)   родители купили большие красные яблоки и маленькие зеленые. (правильный ответ А). 3. Игорь   читал   большой   рассказ   о   животных,   Антон   читал   маленький   рассказ   при животных. Что в этих рассказах одинаковое? А) величина; Б) содержание (правильный ответ Б). 4. Петя   и   Гена   коллекционеры.   Кто­то   коллекционирует   марки,   а   кто­то   собирает значки.   Гена   не   коллекционирует   марки.   Что   собирает   Петя?   (Петя коллекционирует марки). 5. Настя и Назар ухаживали за рыбками. У кого­то были маленькие рыбки, а у кого­то большие. У Насти были большие рыбки. Каких рыбок не было у Назара? А) больших рыбок; Б) маленьких рыбок (правильный ответ Б). 6. Галя   и   Ника   любили   заниматься   спортом.   Каждая   из   девочек   могла   учиться фигурному   катанию   и   художественной   гимнастике.   Галя   занималась   в   секции фигурного катания. Ника ходила в секцию художественной гимнастики. Какими видами спорта занимались девочки? А) разными видами спорта; Б) одинаковыми видами спорта (правильный ответ А). 7. Иль, Оксана и Алеша ныряли. Оксана нырнула глубже, чем Илья. О ком неизвестно, как этот человек нырял? (правильный ответ: об Алеше) 8. Глеб   и   Захар   играли   в   шахматы.   Захар   играл   лучше,   чем     Глеб.   Как   играли мальчики? А) одинаково; Б) по­разному (правильный ответ Б). 9. Дима, Сережа и Коля ловили рыбу. Два мальчика поймали карпов, а один – щуку. Дима и Сережа поймали разных рыб. Какую рыбу поймал Коля? (правильный ответ: Коля поймал карпа) 10. Вера,   Надя   и   Люба   рисовали.   Кто­то   рисовал   домик,   кто­то   зайца,   а   кто­то принцессу.   Вера   и   Люба   не   рисовали   домик?   Что   рисовала   Надя?   (правильный ответ: Надя рисовала домик) 11. Гриша,   Нина   и   Даша   варили   обед.   Кто­то   варил   борщ,   кто­то   суп,   кто­то рассольник. Гриша варил рассольник, Нина варила борщ. Что не варила Даша? А) суп; Б) борщ (правильный ответ: Даша не варила борщ). 12. Алиса,   Оля   и   Таня   вышивали.   Каждая   девочка   могла   вышивать   и   красными   и зелеными и желтыми нитками. Таня вышивала только желтыми нитками. Оля не вышивала   красными   и   зелеными   нитками.   Алиса   вышивала   только   желтыми нитками. Какими нитками вышивали девочки? А) разными; Б) одинаковыми (правильный ответ: одинаковыми). 13. Витя и Слава ехали на велосипеде. Они выехали одновременно и ехали одинаково быстро. Витя проехал большее расстояние, чем Слава. Кто из них больше времени катался   на   велосипеде?   (правильный   ответ:   Витя   больше   времени   катался   на велосипеде) 14. Полина и Диана решали ребусы. Они начали решать ребусы одновременно. Диана решала   ребусы   больше   времени,   чем   Полина.   Кто   из   них   решил   меньше   всего ребусов? (правильный ответ: Полина решила меньше всего ребусов) 15. Костя и Марк красили парты в классе. Костя выкрасил парт больше, чем Марк. Марк потратил на покраску парт больше времени, чем Костя. С какой скоростью мальчики красили парты? А) с разной; Б) с одинаковой (правильный ответ: с разной). 16. Женя, Роман и Костя лепили из пластилина. Кто­то лепил коня, кто­то робота, а кто­то   ракету.   Женя   не   лепил   ракету.   Роман   не   лепил   робота.   Костя   не   лепил ракету. Что лепил Роман? (правильный ответ: Роман лепил ракету) 17. Люда,   Олег   и   Степан   танцевали.   Кто­то   танцевал   спортивные   танцы,   кто­то бальные, а кто­то народные танцы. Олег не танцевал спортивные и бальные танцы. Степан танцевал спортивные танцы. Что не танцевала Люда? А) спортивные; Б) бальные (правильный ответ: Люда не танцевала спортивные танцы). 18. Диана, Инна и Лена жили в одном доме. Инна жила ниже, чем Диана. Диана жила на том же этаже, что и Лена. На каких этажах жили девочки в доме? А) две девочки жили на одном этаже; Б) все жили на разных этажах (правильный ответ: А). 19. Ира, Рая и Вероника купались на речке. Игра плавает быстрее, чем рая. Вероника плавает медленнее, чем Рая. Кто плавает быстрее всех? (правильный ответ: Ира плавает быстрее всех) 20. Егор, Алик и Семен прыгали в высоту. Алик прыгнул выше, чем Семен. Семен прыгнул выше чем Егор. Кто из мальчиков прыгнул выше всех? (правильный ответ: Алик прыгнул выше всех) 21. Анна,   Федор   и   Тарас   собирали   грибы.   Федор   собрал   больше,   чем   Анна.   Федор собрал меньше, чем Тарас. Кто собрал грибов меньше всех? (правильный ответ: Анна собрала меньше грибов) ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ 1. Три девочки – Таня, Ира и Оля пошли в магазин. По дороге они нашли 5 копеек. Сколько бы денег нашла Таня, если бы пошла одна в магазин? 2. Папа купил четыре шара желтого и красного цвета. Желтых шаров больше, чем красных. Сколько шаров каждого цвета купил папа? (3 желтых и 1 красный) 3. Чтобы сварить 1 кг. мяса требуется 1 час. За сколько часов сварятся 2 кг. мяса? 4. Шла баба в Киев и повстречала 3 мужиков. Каждый из них нес по мешку, а в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Киев? (одна баба) 5. На веревке завязали 4 узла. На сколько частей эти узлы разделили веревку? (на 5 частей) 6. В соревновании по бегу Иван, Роман и Богдан заняли три места. Какое место занял каждый ребенок, если Роман занял не второе и не третье место, а Богдан – не третье? (Роман – 1, Богдан – 2, Иван ­ 3) 7. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50 пальцев) 8. Лена на дорогу в школу тратит 10 мин. Сколько минут она потратит, если пойдет вдвоем с братом? (10 мин) 9. Индюк стоит на одной ноге и весит 4 кг. Сколько будет весит этот индюк, если он встанет на две ноги? (4 кг.) 10. Длина бревна 6 метров. За 1 мин. от него отпиливают 1 метр. За сколько минут будет распилено бревно? (5 мин.) 11. Что тяжелее: кг. ваты или полкилограмма гвоздей? (вата) 12. Врач   прописал   больному   5   уколов   через   каждые   полчаса.   Сколько   потребуется времени, чтобы сделать все уколы? (2 часа) 13. Мальчик ложится спать в 8 часов вечера, а будильник заводит на 9 часов утра. Сколько часов будет спать мальчик? (13 часов) 14. У девочки было 10 цыплят. Все, кроме 8, убежали. Сколько осталось? (8) 15. Три лошади пробежали 5 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? 16. Вы заходите в темную комнату. В ней есть свеча и керосиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь? (спичку) 17. У меня есть три сына, и у каждого есть сестра. Сколько у меня детей? (4) 18. У Тани и Веры было 8 карандашей. Когда Таня дала Вере 2 карандаша, то у обеих стало поровну. Сколько карандашей было у каждой девочки? (Тани – 6, Веры ­ 2) 19. Сколько концов у трех палок? (6). А у 5 палок? (10). А у пяти с половиной? (12) 20. В корзине 5 яблок. Разделите их между пятью детьми так, чтобы каждый ребенок получил по одному яблоку и одно яблоко осталось в корзине. (Одному ребенку нужно дать яблоко в корзине.) 21. По улице идут два сына и два отца. Сколько человек идет по улице? (3 человека – дедушка, папа и сын) 22. Меня зовут Дима. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Дима) 23. Что становится легче, когда увеличивается в размерах? (воздушный шар) 24. Можно ли бросить мяч так, чтобы он, пролетев некоторое время, остановился и начал движение в обратном направлении? (да, если бросить мяч вверх) НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ                  Ведущий выкладывает перед игроками 3 карточки, объединенные одной темой и спрашивает   одного   из   игроков:   «Что   нарисовано   на   картинках?   Назови   каждый   из предметов.   Какие   общие   признаки   объединяют   предметы?   Назови   предметы   одним словом.»   Игру   можно   проводить   и   следующим   образом.   Ведущий   выкладывает   все карточки   перед   игроками,   а   затем   дает   задание   каждому.   Одному   –   найти   все   цветы, другому – всех птиц и т.д. Когда все игроки получили задание, ведущий говорит: 1, 2, 3 – начали! Выигрывает тот, кто первым правильно соберет карточки по своей теме. Играть в игру «Назови одним словом» можно и без картинок, при помощи одних слов. Вот примеры таких заданий:  1. автобус, машина, трактор, самолет; 2. круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; 3. красный, синий, желтый, черный; 4. воробей, галка, ворона, синица; 5. корова, конь, овца, коза и т.д. ВЕТВИСТОЕ ДЕРЕВО Это игра – дидактическая. Ее цель – ознакомить детей с понятиями РОД и ВИД, а также научить их моделировать родовидовые отношения, с помощью классификационного дерева. Проводить эту игру лучше с группой детей. Игра состоит из 2­х этапов. На первом этапе ставим детям игровую задачу – провести классификацию заданных объектов. На втором   этапе   продолжаем   достраивать   начатую   схему   совместно   с   детьми   и   по   ходу знакомим их с понятиями третьего уровня обобщения. 1 этап. Предложите  детям картинки с  изображением  животных:  слон, бабочка, карась, сова, муравей, корова, ласточка, щука. Дети раскладывают их на группы. У них должно получиться   4   группы.   Каждой   из   которых   они   должны   подобрать   обобщающее   слово. После   этого   на  доске,   а   дети   на   листочках   начинают   отображать   понятия   полученной классификации   в   виде   классификационного   дерева.   При   этом   показать,   что   каждое понятие обозначается на схеме точкой (возле точки рисуется условное обозначение). Затем обсудить с детьми следующий вопрос: «Кого на свете больше – зверей или животных? Как это видно по схеме?» Обратить внимание детей на то, что чем ниже понятие на схеме, тем оно конкретнее и тем оно меньше объема. 2 этап. Теперь предложите ребятам вместе с вами достроить созданную схему. Например, различными видами зверей, птиц. Пусть они подскажут, где нужно поставить на схеме точки, обозначающие слона, корову, сову и ласточку, как эти точки нужно соединить с уже имеющимися на схеме. НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ           Играть в игру «Назови одним словом» можно и без картинок, при помощи одних только слов. Ведущий перечисляет несколько предметов, затем просит одного из игроков сказать, что их объединяет и как их можно назвать одним словом.           Вот примеры таких заданий: автобус, машина, трактор, самолет; красный, желтый, синий, черный и т.д. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ               Это словесная игра направлена на развитие способности анализировать, выделять общие и отличительные признаки. Предложите малышу сравнить и назвать, что общего (чем похожи) и особенного (чем отличаются) предметы и явления в следующих парах:          Медведь ­ лиса;          море – река;          дерево – цветок;          компьютер – телевизор;           счастье – горе;             веселый – грустный;           шахматы – шашки;     умный – сообразительный;          книга – журнал;          добрый – злой.          Если ребенок затрудняется в выделении сходных и отличительных признаков, задайте ему   наводящие   вопросы,   подскажите   наиболее   важные   признаки,   по   которым   следует проводить сравнение. Значительно легче сравнивать конкретные понятия, обозначающие реальные предметы, чем абстрактные, относящиеся к области человеческих эмоций. ЗАМОК СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ          «Давным­давно в стране вечного снега и льда жила Снежная Королева. Она ездила в своей снежной карете и привозила  с собой пургу и вьюгу. Однажды ей удалость увезти в свою страну мальчика Кая. Она закрыла его в замке изо льда и превратила его сердце в маленькую льдинку. Герда, сестра Кая, пришла расколдовать своего любимого брата. Она узнала, что если найдет на стенах замка такую же фигуру, как у нее, тогда чары Снежной Королевы   потеряют   свою   силу   и   мальчик   будет   расколдован.»   Предложите   малышу изучить рисунок и найти на стенах замка такой же треугольник. Вместо треугольников можно использовать и другие геометрические фигуры. Главное здесь – наличие большого количества фигур, которые необходимо сравнить с заданной.          Рисунок стр.36 «Учимся мыслить» И.А., А.А. Баргашниковы. НАЗОВИ ОТЛИЧИЯ          Эта игра на сравнения. Здесь ребенку предлагается на двух сходных рисунках найти отличия. Сюжет к игре такой. Женщина пришла в посудный магазин, чтобы купить себе горшочек (верхний рисунок). Продавец предлагал ей разные варианты, и женщина, наконец, выбрала себе один горшочек и уходит из магазина с покупкой. Задание состоит в том, чтобы, во­первых, определить какой горшочек купила женщина (ответ: 3 полка снизу, 4 справа), а во­вторых, показать, какие горшочки она смотрела, если известно, что все они изменили   свои   первоначальные   места   (соответственно   те   горшочки,   которые   она   не смотрела, остались на своих местах).          Рисунок см. стр. 241 «Учимся мыслить». ДАЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ           Эта игра научит ребенка точно и четко выражать свои мысли, давать лаконичные определения знакомых ему понятий, ориентируясь на существенные признаки и отвлекаясь от второстепенных.                  Вот несколько понятий, которые можно предложить ребенку для определения (в скобках указан правильный ответ). 1. Стакан – это (посуда для питья, изготовленная из стекла) 2. Яблоня – это … (дерево, на котором растут яблоки) 3. Утюг – это … (бытовой прибор, предназначенный для глажения) 4. Лампа – это … (электроприбор, предназначенный для освещения) 5. Штангист – это … (спортсмен, который занимается тяжелой атлетикой) 6. Учитель – это … (человек, который учит других людей) 7. Огород – это … (участок земли, где выращивают овощи) 8. Продавец – это … (человек, который продает товар) 9. Отличник – это … (ученик, который учится на самые высокие оценки) 10. Самолет   –   это   …   (вид   воздушного   транспорта,   предназначенный   для   перевозки пассажиров и грузов) 11. Градусник – это … (прибор для измерения температуры) 12. Спортивный инвентарь – это … (предметы для занятий спортом) ЗАПОЛНИ МАТРИЦУ          Игра для тренировки умения упорядочивать объекты по разным признакам. На рис.61 («Учимся мыслить» стр.270) изображено несколько матриц 3х3. внутри матриц имеются рисунки предметов, расположенных по определенной закономерности. Двух изображений не   хватает.   На   их   месте   стоят   буквы   А   и   Б.   Задание   состоит   в   том,   чтобы   найти закономерность   расположения   предметов   в   матрице   и   выбрать   недостающие   из   тех, которые пронумерованы и находятся вне матрицы. Чтобы усложнить игру можно давать задания   без   вариантов.   В   этом   случае   ребенок   должен   сначала   словесно   описать недостающих, и только потом найти эти предметы в предложенных вариантах. ВЫБЕРИ ПОСЛОВИЦУ                  Напишите на листе бумаги 3­4 пословицы, а потом своими словами подробно объясните ребенку основную мысль одной из них. Например: «Даже если людям чего­то не хватает,   они   могут   жить   в   мире   и   согласии».   После   этого   прочитайте   пословицы   и попросите определить, о какой пословице идет речь. Из 3­х пословиц он должен выбрать ту, о которой рассказали: «Дружбу помни, а зло забывай», «В тесноте, да не в обиде», «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» (правильный ответ: пословица №2) СУДЬИ          Эта игра, кроме умения сравнивать и выделять существенные моменты высказывания, развивает также способности к смысловому обобщению. Проводить игру лучше с группой детей. Каждому участнику дайте три карточки: на первой изображен знак «+», на второй «­»,   а   на   третьей   «0».   Кроме   того,   каждый   игрок   получает   10   штрафных   фантов.   Вы читаете   2   пословицы,   например:   «Дом   хозяином   красится»   и   «Всякий   дом   хозяином держится».   А   их   задача   понять   суть   этих   пословиц   и   оценить   их   сходство.   Если   обе пословицы отражают одну и ту же мысль, нужно поднять карточку со знаком «+», если противоположные   мысли   ­   «­»,   а   если   между   пословицами   нельзя   установить   никакой смысловой связи, карточку со знаком «0». Выигрывает тот, кто сохранит максимальное количество штрафных фантов. Игровой материал: 1. «Зазнайство глупости сосед», «Зазнайкой быть, глупым слыть» (+) 2. «Лучше   друг   верный,   чем   камень   драгоценный»,   «Заработанный   ломоть   лучше краденного каравая» (0) 3. «Чужим умом не будешь умен», «На свой ум надейся, а с чужим советуйся» (­) 4. «Не твоя чаша, не тебе и пить», «На чужой каравай рот не разевай» (+) 5. «Кто старое помянет, тому глаз вон», «Око за око, зуб за зуб» (­) 6. «Раз солгал, на век лгуном стал», «Не торопись отвечать, торопись слушать» (0) 7. «Красна   птица   пением,   а   человек   знанием»,   «Не   гордись   званием,   а   гордись 8. «Любит, как кот сало», «Любит как кошка собаку» (­) 9. «Кто кого обидит, тот того и ненавидит», «За шутку не сердись, а в обиду не давай» знанием» (+) (0) 10. «Нет такого дружка, как родимая матушка», «нет друга нежнее матери» (+) РЕМОНТ ТЕХНИКИ           Игра для тренировки умения упорядочивать объекты по различным признакам. На рис. 60.1 (стр. 268) в два ряда изображены машинки и различные их части. В конце первого ряда отсутствует одно изображение. Необходимо найти закономерность, в которой должны быть   расположены   рисунки   первого   ряда   и   завершить   этот   ряд   каким­нибудь изображением второго ряда. «Учимся мыслить» стр.266. ЧТО ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТ? 1. Что делают из муки? (хлеб) 2. Что делают из молока? (сметану, сливки, творог, кефир, сыр, масло, йогурт) 3. Что делают из шерсти овец и коз? (нитки) 4. Что делают из шерстяных ниток? (свитер, носки, варежки, шапочки, шарфики) 5. Что делают из песка? (стекло) 6. Что делают из глины? (посуду, кирпичи) 7. Что делают из металла? (инструменты, посуду) 8. Что делают из нефти? (бензин) 9. Что делают из хлопка? (ткань, вату) 10. Что делают из древесины? (мебель) 11. Что делают из семян подсолнуха? (масло) ЧТО С ЧЕМ ДЕЛАЮТ? 1. Песок сыплют, а воду … 2. Котлеты жарят, а суп … 3. Стол накрывают, а постель … 4. Цветы водой поливают, а огонь … 5. Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену … 6. Стол можно сломать, а стакан … 7. Воду можно разлить, а горох … 8. Сено косят, а волосы … 9. Платье шьют, а шарф … 10. Машины едут, а колеса … КАКОЕ ЧТО БЫВАЕТ? 1. Что бывает круглое, а что плоское? 2. Что бывает длинное, а что короткое? 3. Что бывает толстое, а что тонкое? 4. Что бывает прямое, а что кривое? 5. Что бывает гладкое, а что шершавое? 6. Что бывает острое, а что тупое? 7. Что бывает жидкое, а что густое? 8. Что бывает твердое, а что мягкое? 9. Что бывает прочное, а что хрупкое? 10. Что бывает упругое, а что ломкое? ПОИСК ПО ПРИЗНАКАМ                  Игра для тренировки гибкости мыслительных процессов, умения анализировать предметы   и   явления   с   точки   зрения   наличия   и   отсутствия   в   них   заданных   признаков. Задаем  детям два  признака,  например «легкий  и резиновый». Они должны  назвать  как можно   больше   предметов,   обладающих   этими   признаками.   Могут   быть   названы   такие предметы: ВОЗДУШНЫЙ ШАР, РЕЗИНОВЫЕ ПЕРЧАТКИ, МЯЧ и т.д. Задание можно усложнить,   если   увеличить   количество   задаваемых   признаков   до   3   и   4.   Например, попросить игроков назвать предметы, которые «светлые, издают звуки и передвигаются» (мыши, кошки, самолеты, львы и т.д.). Можно задавать необычные сочетания признаков: «двигается, помогает, но не живой» (экскаватор, машины, пылесос). Выигрывает тот, кто назовет большее количество вариантов. СРАВНИ ПОСЛОВИЦЫ                  Прочитайте две пословицы, которые похожи по набору используемых слов, но отличаются по заключенному смыслу. Например: «Конь, корове не товарищ» или «Лучше теленок в хлеву, чем корова за горой». Предложите ребенку определить, чем отличаются эти пословицы и чем похожи.          Варианты игрового материала: 1. «Не всякий умен, кто хорошо наряжен», «Чужим умом в люди не выйдешь»; 2. «Что посеешь, то и пожнешь», «Кто не сеет, тот не жнет»; 3. «Слово   не   воробей,   вылетит   –   не   поймаешь»,   «Старого   воробья   на   мякине   не проведешь»; 4. «Ум хорошо, а два лучше», «Ума на деньги не купишь».                  Кроме выполнения основного задания, предложите малышу вспомнить другие, известные ему пословицы, выражающие ту же мысль, что и названные. Если ребенку трудно сравнить две пословицы, предложите ему сначала передать смысл каждой из них своими словами. И только когда малыш поймет суть пословицы, переходите к их сравнению. АНАЛОГИИ И ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ          Эта словесная игра направлена на развитие умения сравнивать, мыслить по аналогии, находить противоположные признаки предметов и явлений. Она учит выделять в предмете различные свойства и оперировать с каждым в отдельности. Играть в нее можно как с одним ребенком, так и с группой детей. Вы, как ведущий, называете какой­нибудь предмет или явление, например, «самолет». Дети должны подобрать и назвать как можно больше других предметов, похожих и противоположных названному по существенным признакам. Например,   дети   могут   назвать   слова   ПТИЦА,   КОМАР   (они   летают   и   приземляются), МАШИНА, ТРАМВАЙ, ЭЛЕКТРИЧКА (транспорт). В игре побеждает тот, кто больше всех называет вариантов. КТО ЧТО ДЕЛАЕТ? 1. Кто учит детей? (учитель) 2. Кто лечит больных? (врач) 3. Кто делает мебель? (плотник, столяр) 4. Кто красит стены? (маляр) 5. Кто печет торты? (кондитер) 6. Кто делает прически? (парикмахер) 7. Кто строит дома? (строители) 8. Кто добывает уголь? (шахтер) 9. Кто работает в саду? (садовник) 10. Кто пишет книги? (писатель) 11. Кто пишет стихи? (поэт) 12. Кто разносит письма, газеты? (почтальон) и т.д. ЧТО ЭТО?                  Игра на обобщение понятий. Она словесная. Прочитайте ребенку предложение, состоящее   из   двух   слов   и   попросите   это   предложение   закончить.   Ребенок   должен подобрать для этих слов обобщающее слово или словосочетание и продолжить. 1. Вторник и суббота – это … (дни недели) 2. Е, О – это … (гласные буквы) 3. Ангара и Енисей – это … (реки) 4. Градусник и весы – это … (инструменты для измерения) 5. Денисова и Петрова – это … (фамилии девочек) 6. Январь, март – это … (месяца года) 7. Гвоздика, фикус – это …(цветы)          Усложнить игру можно путем введения такого дополнения: перед тем как закончить предложение,   ребенок   должен   добавить   к   двум   словам   еще   два­три   слова,   имеющие отношение к данной группе. ЧАСТЬ – ЦЕЛОЕ Панцирь – черепаха                                      Хобот – слон Клешня – рак, краб                                       Грифель – карандаш Усы – кошка, мышка и т.д.                          Книга – библиотека Крыло – птица                                               Жало – пчела Стержень – ручка                                          Страница – книга, тетрадь Копыто – лошадь, корова и т.д.                   Зерно – колосок Клавиши – рояль, пианино и т.д.                 Зрачок – глаз Вершина – гора Руль – машина, велосипед…

Картотека игр на развитие элементов логического мышления (начальная школа)

Картотека игр на развитие элементов логического мышления (начальная школа)

Картотека игр на развитие элементов логического мышления (начальная школа)

Картотека игр на развитие элементов логического мышления (начальная школа)

Картотека игр на развитие элементов логического мышления (начальная школа)

Картотека игр на развитие элементов логического мышления (начальная школа)

Картотека игр на развитие элементов логического мышления (начальная школа)

Картотека игр на развитие элементов логического мышления (начальная школа)

Картотека игр на развитие элементов логического мышления (начальная школа)

Картотека игр на развитие элементов логического мышления (начальная школа)

Картотека игр на развитие элементов логического мышления (начальная школа)

Картотека игр на развитие элементов логического мышления (начальная школа)

Картотека игр на развитие элементов логического мышления (начальная школа)

Картотека игр на развитие элементов логического мышления (начальная школа)

Картотека игр на развитие элементов логического мышления (начальная школа)

Картотека игр на развитие элементов логического мышления (начальная школа)

Картотека игр на развитие элементов логического мышления (начальная школа)

Картотека игр на развитие элементов логического мышления (начальная школа)

Картотека игр на развитие элементов логического мышления (начальная школа)

Картотека игр на развитие элементов логического мышления (начальная школа)

Картотека игр на развитие элементов логического мышления (начальная школа)

Картотека игр на развитие элементов логического мышления (начальная школа)

Картотека игр на развитие элементов логического мышления (начальная школа)

Картотека игр на развитие элементов логического мышления (начальная школа)

Картотека игр на развитие элементов логического мышления (начальная школа)

Картотека игр на развитие элементов логического мышления (начальная школа)

Картотека игр на развитие элементов логического мышления (начальная школа)

Картотека игр на развитие элементов логического мышления (начальная школа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017