Картотека прогулок
Оценка 4.9

Картотека прогулок

Оценка 4.9
Документация
docx
воспитательная работа
Детсад
06.08.2019
Картотека прогулок
Картотека прогулок на учебный год для детей старшей группы. Прогулка очень важный момент в образовательной деятельности ДОУ. Поэтому ей надо отвести особое внимание. Я предлагаю картотеку прогулок на целый учебный год, на каждый день месяца. Прогулки очень насышенные и полностью соответствуют требованиям ФГОС.
прогулки.docx
Организация деятельности детей на прогулке на учебный год в старшей группе. Сентябрь. Прогулка 1. «Наблюдение за погодой» Цель:  развивать   у   детей   самостоятельно   выделять первые   признаки   осени   в   явлениях   природы, наблюдательность, устойчивое внимание; устанавливать взаимосвязи. Ход наблюдения: Воспитатель   обращает   внимание   детей   на   погоду, предлагает   самостоятельно   найти   признаки   осени   в окружающей   природе;   на   то,   что   дни   стали   короче, меньше   времени   остается   на   вечернюю   прогулку. Вечером становиться прохладнее. На небе появляются облака, которые хорошо видны на темно­голубом небе. Пословицы и поговорки: «Весной дождь растит, а  осенью гноит». Стихотворение и загадка про сентябрь Приметы: Теплая осень к долгой зиме. Трудовая   деятельность:  убрать   участок   от   веток, мусора – приучать к труду. Дид. игра:  «Природа и человек» ­ систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа. Подвижные   игры:  «Бездомный   заяц»   ­   развивать быстроту движения, ориентироваться в пространстве. Индивидуальная работа:  Развитие движений – учить ходьбе по наклонной доске. Опыт: «Уличные тени» ­ показать, как образуется тень, ее   зависимость   от   источника   света   и   предмета,   их взаиморасположение. Сентябрь. Прогулка 2. «Рассматривание видоизменённых стеблей» Цель:  продолжать   знакомить   детей   со   строением растений;   учить   различать   их   по   внешнему   виду; воспитывать любовь к природе. Ход наблюдения: Воспитатель обращает внимание детей на растения на территории   детского   сада.   Чем   эти   растения отличаются от других растущих растений? Вспомнить для чего служить стебель (ствол)? Рассказать какие по форме бывают стебли. Пословицы и поговорки: «Растение – земли  украшение». Стихотворение и загадка про Деревья и  растения. Трудовая   деятельность:  Убрать   в   цветниках засохшие   растения,   отцветшие   стебли   и   цветы   – приучать ухаживать за растениями; к труду. Дид.   игра:  «Назови   растение   с   нужным   звуком»   ­ развивать   у   детей   фонематический   слух,   быстроту мышления. Подвижные   игры:  Зайцы   и   волк»  ­  учить   детей правильно   прыгать   на   двух   ногах;   слушать   текст   и выполнять движения в соответствии с текстом. Игра­забава: наблюдательность. Индивидуальная работа:  «Поймай мяч» ­ развивать ловкость.  «Узнай   не   видя»   ­   развивать Сентябрь. Прогулка 3. «Наблюдение за многообразием формы и цвета Сентябрь. Прогулка 4. «Рассматривание цветов» листьев» Цель:  продолжать   знакомить   детей   с   многообразием растительного   мира;   учить   различать   растения   по внешнему виду; воспитывать любовь к природе, желание узнать ее лучше. Ход наблюдения: Собрать   опавшие   листья   и   сравнить   их   по   размеру, окраске,   форме,   расположению   прожилок.   Вспомнить какую роль несет лист в растении. Из чего состоит лист? Какие бывают листья? Пословицы и поговорки: «Старые деревья молодые  охраняют».  Стихотворение и загадка про осень Приметы: «поздний листопад – к суровой  продолжительной зиме». Трудовая деятельность: навести порядок на участке – учить   работать   слажено,   доводить   начатое   дело   до конца. Дид. игра:  «Что растет в лесу? – закрепить знания о лесных и садовых растениях». Подвижные игры: «Охотник и зайцы» ­ учить метать в подвижную мишень. Игра­забава:  наблюдательность. Индивидуальная   работа: развивать внимательность. «Что   изменилось?»   ­   развивать  «Собери   игрушки»   ­ Цель:  учить  детей   находить   первые   приметы   осени, определять   необходимость   того   или   иного   труда   по уходу за растениями; развивать наблюдательность. Ход наблюдения: Попросить   детей   вспомнить,   что   они   видели   на цветнике   летом?   Как   называются   растения,   которые еще   цветут?   Вспомнить   строение   цветка.   Рассказать какие бывают цветки. Пословицы и поговорки: «Срубили кусты – прощай  птицы».  Стихотворение и загадка про природу и цветы. Приметы: «ива рано инеем покрылась – к долгой  зиме». Трудовая деятельность:  сбор семян цветов – учить различать зрелые семена от не зрелых. Дид. игра: «Назови три предмета» ­ упражнять детей в классификации предметов. Подвижные   игры:  «Красочки»   ­   учить   различать цвета, развивать ловкость. Игра­забава:  «Необычные   жмурки»   ­   развивать наблюдательность. Индивидуальная   работа:  «Развитие   движений»   ­ учить   правильно,   прыгать   на   одной   ноге   (правой   и левой). Сентябрь. Прогулка 5. «Наблюдение за ветром» Цель: уточнить и расширить знания детей о воздухе, о природном   явление   «ветер»,   причинах   его возникновения, влияние на жизнь живых организмов и человека. Ход наблюдения: Попросить детей самостоятельно дать характеристику ветру. выявить знания детей о приспособлении ветра на пользу человека. Предложить детям побегать по ветру и против ветра. Как легче? Пословицы и поговорки: «Осень студит воду».  Стихотворение и загадка про ветер Приметы: в сентябре гром – быть зиме бесснежной. Трудовая   деятельность:  Сбор   шишек   и   листьев   – побуждать   к   самостоятельному   выполнению элементарных поручений. Дид. игра: «Добавь слог» ­ развивать фонематический слух, быстроту мышления. Подвижные игры: «Охотник и зайцы». Игра­забава: «Успей подхватить» ­ развивать ловкость и точность движения. Индивидуальная   работа:  «Кто   дальше   бросит»   ­ развивать   координацию   движений,   умение   придавать силу броску. Опыт: «Вертушка» ­ учить определять движение ветра, (ветер может дуть с разных сторон). Сентябрь. Прогулка 7. «Наблюдение за дождем» Цель:  расширять   представления   о   предметах   и явлениях   природы,   взаимосвязи   природы   и   человека. Учить определять характер дождя. Ход наблюдения: Предложить   детям   послушать,   как   стучит   дождь   по окнам,   посмотреть,   как   стекают   ручейки   воды   по стеклам,   какие   на   дорожках   лужи.   Отметить,   какая погода.   Определить   характер   дождя.   Что   меняется   в природе, когда идет дождь? Пословицы и поговорки: «Весной дождь парит –  осенью мочит». Стихотворение и загадка про дождь Приметы: «после дождя похолодало – к ясной погоде». Трудовая деятельность: расчистка дорожек от листьев – прививать любовь к труду в коллективе. Дид.   игра:  «найди   листок,   как   на   дереве»   ­   учить классифицировать   растения   по   определенному признаку. Подвижные   игры: народной игрой; учить перебрасывать мяч. Игра­забава:  «Развиваем   внимание»   ­   развивать внимание, умение запоминать. Индивидуальная   работа: закреплять навыки метания предметов на дальность.  «картошка»   ­   познакомить   с  Развитие   движений   – Сентябрь. Прогулка 6. «Наблюдение за облаками» Цель: формировать умение видеть красоту неба; учить делать   открытия,   рассуждать;   развивать   творческое воображение;   вызвать   желание   фантазировать;   дать более   полное   представление   о   том,   как   ветер формирует облака. Ход наблюдения: Что вы видите на небе? Как можно сказать, какое небо сегодня?   Облака   неподвижны   или   движется?   Что делает ветер с облаками? На что похожи облака? С чем их можно сравнить? Пофантазировать. Пословицы и поговорки: «Осень идет и дождь за  собою ведет».  Стихотворение и загадка про облака. Приметы: облака движутся с севера на юг – к ясной  погоде. Трудовая   деятельность:  Собрать   ботву   –   приучать ухаживать за растениями. Дид.   игра:  «Моё   облако»   ­   развивать   воображение, эмоциональной сферы, образного восприятия природы. Подвижные   игры:  Казаки   –   разбойники»   ­ познакомить с народной игрой; развивать ловкость. Игра­забава: «Считайте ногами» ­ развивать глазомер. Индивидуальная   работа:  «Ходьба   по   короткой   и длинной   дорожке»   ­   закреплять   представление   о длине. Сентябрь. Прогулка 8. «наблюдение за птицами» Цель:  уточнить   представления   детей   об   изменении образа   жизни   птиц   осенью;   установить   связь   между погодой,   изменениями   состояния   растений   и   образа жизни   птиц;   воспитывать   у   детей   бережное   и заботливое отношение к птицам. Ход наблюдения: Рассказать почему и куда улетают птицы осенью.  Пословицы и поговорки: «Осенняя пора – птицы со  двора».  Стихотворение и загадка про птиц. Приметы: «Птицы запели в дождь – к ясной погоде». Трудовая деятельность: Сбор мусора на территории – приучать к чистоте и порядку. Дид. игра: «Закончи предложение» Подвижные игры:  «Пчелки и ласточки» ­ развивать ловкость, быстроту движения. Индивидуальная   работа:  «Ходьба   на   носках»   ­ закреплять умение ходить с согласованным движением рук и ног. Сентябрь. Прогулка 9. «Наблюдение за лужами» Цель:  развивать познавательный  интерес;  воспитывать устойчивое   внимание,   наблюдательность,   любовь   к природе,   стремление   познать   ее   закономерности, стремление беречь ее и заботиться о ней. Ход наблюдения: Обратить внимание на лужи, откуда они взялись, из чего состоят.   Посмотреть   что   в   лужах   отражаются,   какие предметы . Создать палочкой волны. Спросить, где еще в природе встречается вода. Пословицы и поговорки: «Осенью дождь мелко сеет,  да долго тянется». Стихотворение и загадка про тучки и лужи. Приметы: Дождь без ветра будет долго идти. Трудовая   деятельность: воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым. Дид.   игра:  «Не   ошибись»   ­   развивать   быстроту мышления;   закрепить   знания   детей   о   том,   что   они делают в разное время суток. Подвижные   игры:  «Садовник»   ­   разучить   названия цветов; развивать ловкость. Индивидуальная   работа:  Развитие   движений   – совершенствовать   навыки   катания   обруча   в произвольном направлении. Опыт:  «Почему   не   тонут   корабли?»   ­   определить свойства предметов.  Подметание   дорожек   – Сентябрь. Прогулка 10. «Наблюдение за цветом неба» Цель: развивать познавательный интерес; воспитывать устойчивое   внимание,   наблюдательность,   любовь   к природе. Ход наблюдения:  Убрать   в   цветниках– Обратить   внимание   детей   как   меняется   цвет   неба осенью.   Дать   характеристику   небу.   Вспомнить причину быстрого движения туч. Приметы: «Чем суши и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима». Пословицы и поговорки: «Без воды зима не станет».  Стихотворение и загадка про небо. Трудовая   деятельность: приучать ухаживать за растениями; к труду. Дид. игра: «Летает – не летает» ­ развивать слуховое внимание. Подвижные игры: «Солнышко и дождик». Эмоционально­дидактическая   игра:  «Зверинец»   ­ развивать   коммуникативные   способности,   умение распознавать  язык мимики и жестов; способствовать снятию телесных зажимов. Индивидуальная   работа:  «Развитие   движений   – добиваться   улучшения   техники   ходьбы;   четкого   и широкого шага, хорошей осанки, естественной работы рук. Сентябрь. Прогулка 11. «Наблюдение за долготой дня» Сентябрь. Прогулка 12. «Наблюдение за небом» Цель:  продолжать устанавливать связь между высотой стояния солнца, долготой дня и температурой воздуха. Цель:  закрепление представлений о небе и небесных светилах. Ход наблюдения: Подвести   детей   к   пониманию   того,   что   долгота   дня связана   с   движением   солнца,   с   высотой   его   стояния. Отметить по тени путь солнца утром, днем и вечером. Сделать выводы. Пословицы и поговорки: «Дождик вымочит, а красно  солнышко высушит».  Стихотворение и загадка про небо и солнце. Приметы: «Солнце в туман садится ­  к дождю». Трудовая   деятельность:  Сгребание   опавших   листьев граблями – приучать доводить начатое дело до конца. Дид.   игра:  «Кто   больше   знает»   ­   развивать   память, находчивость, сообразительность. Подвижные игры: «Жмурки» ­ познакомить с русской игрой; учить внимательности. Эмоционально­дидактическая игра: «Сороконожка» ­ развивать коммуникативные навыки, умение работать в общем режиме группы, снимать телесные зажимы. Индивидуальная работа:  Прыжки на месте на одной ноге – развивать ловкость. Опыт: «Уличные тени» Ход наблюдения: Обратить   внимание   на   облака.   Они   движутся?   Что делает ветер с облаками? Что еще можно увидеть на небе? Пословицы и поговорки: «Осень велика – зима  долга».  Стихотворение и загадка про солнце, звезды, небо. Приметы: «Луна в тусклой дымке – к ненастью». Трудовая деятельность: Уборка мусора на огороде – закреплять навыки работы на огороде. Дид. игра: «Найди предмет той же формы» ­ уточнить представление о форме предметов. Подвижные   игры:  «Пустое   место»   ­   развивать физические качества: ловкость, быстроту. Эмоционально­дидактическая игра:   «Осьминог» ­ учить   работать   в   команде;   развивать   ловкость, сообразительность, целеустремленность. Индивидуальная   работа:  Прыжки   с   места   на   двух ногах   –   энергично   отталкиваться   и   правильно приземляться. Сентябрь. Прогулка 13. «Наблюдение за растениями» Цель:  уточнить   представления   об   условиях   жизни растений осенью; прививать любовь к природе. Ход наблюдения: Провести   с   детьми   длительное   наблюдение   за созреванием   плодов   и   семя   деревьев   и   кустарников. Итог: Созревание – это признак осени. Сделать выводы. Пословицы и поговорки: «Не суди о дереве по коре».  Стихотворение и загадка про лето, траву. Приметы: «Чем желтее крона березы осенью, тем  сильнее листопад». Трудовая деятельность:  Сбор и вынос сухих листьев, подметание дорожек – закреплять умение трудиться в коллективе; приучать к чистоте и порядку. Дид.   игра:  «Отгадайте,   что   за   растение»   ­   описать предмет и узнать его по описанию. Подвижные игры: «Гуси­лебеди» ­ развивать ловкость, гибкость. Эмоционально­дидактическая   игра:  «Крокодил»   ­ развивать ловкость, наблюдательность, внимание. Индивидуальная   работа:  Прыжки   с   места   на   двух ногах   –   энергично   отталкиваться   и   правильно приземляться. Сентябрь. Прогулка 14. «Наблюдение за паучками» Цель:  систематизировать многообразии паукообразных.   представление   о Ход наблюдения: Отметить   особенности   внешнего   строения,   места обитания,   способы   передвижения,   приспособления   к среде обитания, к природным условиям. Поговорить о паутине.   Напомнить   детям,   что   не   надо   трогать насекомых. Пословицы и поговорки: «Осенняя муха сильнее  кусает».  Стихотворение и загадка про насекомых. Приметы: «Появление комаров поздней осенью – к  мягкой зиме». Трудовая деятельность: Уборка мусора на участке – воспитывать желание трудиться сообща. Дид. игра:  «Похож – не похож» ­ учить сравнивать предметы;   находить   в   них   признаки   различия; сходства, узнавать предметы по описанию.. Подвижные игры: «Хитрая лиса» ­ развивать умение быстро реагировать после сигнала. Индивидуальная работа: Развитие движений. Сентябрь. Прогулка 15. «Наблюдение за погодой»   наблюдательность,  развивать Цель:   чувство сопереживания   и   любви   к   природе;   активизировать мыслительную деятельность. Ход наблюдения: обратить внимание детей на то, какие осенние  изменения происходят в природе; обсудить причины  этих явлений.  Пословицы и поговорки: «осень – погоды перемен  восемь». Стихотворение и загадка про осень и погоду. Трудовая деятельность:  Помочь малышам с уборкой на площадке – приучать помогать младшим. Дид. игра: «Найди предмет той же формы». Подвижные игры:  «Хитрая лиса» ­ развивать умение быстро реагировать после сигнала. Индивидуальная   работа: закреплять навыки метания предметов на дальность.  Развитие   движений   – Сентябрь. Прогулка 16. «Наблюдение за птицами» Цель:  формировать   обобщённое   представление   о зимующих и перелетных птицах; учить различать их по существенным   признакам;   обогащать   словарь   путем введения   слов   корм,   зимующие; воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в холодных условиях.   перелётные, Ход наблюдения: Обратить  внимание   на  то,   что птиц   становиться  все меньше. Выяснить какие птицы остаются, а каких не видно совсем (улетают). Причина отлета?  Пословицы и поговорки: «Всякая птица своим  клювом сыта».  Стихотворение и загадка про птиц. Приметы: «Воробьи собираются в густой листве и  шумно «митингуют» ­ к ясной погоде». Трудовая деятельность: Сбор мусора на территории – приучать к чистоте и порядку. Дид. игра:  «Что за птица?» ­ учить детей описывать птиц   по   характерным   признакам   и   по   описанию узнавать их. Подвижные   игры:  «Медведь   и   пчелы»   ­   развивать умение действовать по сигналу, правильно залазить на лесенку, имитировать действия персонажей. Эмоционально­дидактическая   игра:  «Петушиные бои»   ­   способствовать   эмоциональной   разрядке, выходу агрессии; учить соблюдать правила. Индивидуальная работа: Развитие движений. Сентябрь. Прогулка 17. «Наблюдение за туманом» Цель:  развивать познавательный  интерес;  воспитывать устойчивое   внимание,   наблюдательность,   любовь   к природе,   стремление   беречь   ее   и   заботиться   о   ней; установить   отличия   осенних   явлений   от   летних, последовательность изменений в неживой природе и их взаимосвязей. Ход наблюдения: Обратить   внимание   детей   на   утренний   туман   и объяснить причину этих явлений. Видимость во время тумана.  Пословицы и поговорки: «В сентябре прохладно, да  сытно».  Стихотворение и загадка про сентябрь и туман. Приметы: «Если солнце взошло быстро и светит ярко,  погода перемениться». Трудовая   деятельность:  Подметание   построек   на площадке – воспитывать желание трудиться сообща. Дид.   игра:  «Угадай,   что   в   мешочке»   ­   описать признаки, воспринимаемые на ощупь. Подвижные   игры:  «Горелки»   ­   развивать   быстроту, ловкость, реакцию. Индивидуальная работа:  Развитие движений – учить ходьбе по наклонной доске. Сентябрь. Прогулка 19. «Наблюдение за росой» Цель:  развивать познавательный  интерес;  воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, умение видеть красоту   неживой   природы;   расширять   и   уточнять конкретные знания об осенних явлениях природы. Ход наблюдения: Обратить   внимание   на   капельки   росы   на   траве.   Что такое роса? Откуда она берется? Чем она отличается от тумана? Пословицы и поговорки: «Весна красна, да холодна –  осень дождлива, да сытна».  Стихотворение и загадка про осень и росу. Приметы: «Если ночью был иней – к ветру». Трудовая   деятельность:  Сбор   шишек   и   листьев   – побуждать   к   самостоятельному   выполнению элементарных поручений. Дид. игра: «Придумай сам». Подвижные   игры:  «Караси   и   щука»   ­   развивать ловкость, умение ориентироваться в пространстве. Эмоционально­дидактическая игра: «Динозаврики» ­ способствовать   выходу   психического   напряжения, агрессивности, страхов. Индивидуальная   работа:  Ходьба   по   короткой   и длинной дорожке – закреплять представление о длине. Опыт:  «Пар – это тоже вода» ­ познакомить детей с некоторыми свойствами воды. Сентябрь. Прогулка 18. «Наблюдение за движением облаков» Цель: развивать представление о движении облаков. Ход наблюдения: Отметить количество и форму облаков, направление их   движения.   Как   собираются   облака   и   тучи?   Дать характеристику облакам. Пословицы и поговорки: «Батюшка сентябрь не  любит баловать»..  Стихотворение и загадка про облака и тучи. Приметы: «Облака или тучи быстро движутся – к  ясной погоде Трудовая деятельность:  Помочь малышам подмести постройки – учить помогать младшим. Дид.   игра:  «Придумай   сам»   ­   учить   правильно составлять   предложения   с   заданным   количеством слов. Подвижные игры:  «Горелки» ­ развивать быстроту, ловкость, реакцию. Эмоционально­дидактическая   игра:  «Лягушата»   ­ развивать инициативность, смелость. Индивидуальная   работа: Спрыгивать с бордюра на полусогнутых ногах.  Развитие   движений  ­ Сентябрь. Прогулка 20. «Наблюдение за ветром» Цель:  расширять   представления   о   многообразии неживой   природы;   воспитывать   любознательность, желание познать процессы, происходящие в природе. Ход наблюдения: Пронаблюдать,   как   движутся   облака,   как   качаются ветки   деревьев,   определить   силу   ветра.   Вспомнить какой был ветер зимой, весной, летом. Пословицы и поговорки: «В сентябре и лист на  дереве не держится».  Стихотворение и загадка про осень и ветер. Приметы: «Направление ветра и движение облаков  неодинаково – к дождю». Трудовая деятельность: Сбор и вынос сухих листьев, подметание дорожек – закреплять умение трудиться в коллективе; приучать к чистоте и порядку. Дид.   игра:  «Отгадай­ка»   ­   развивать   умение описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные   признаки,   по   описанию   узнавать предмет. Подвижные   игры:  «Волк   во   рву»   ­   развивать ловкость, внимание. Индивидуальная   работа:  «Развитие   движений»   ­ прыжки через 10 линий начерченных на расстоянии 20 см друг от друга. Октябрь. Прогулка 1. «Наблюдение за дождем и грозой» Октябрь. Прогулка 2. «Наблюдение за первыми заморозками» Цель:  учить детей видеть и устанавливать связь одних явлений   с   другими;   продолжать   знакомить   с многообразием   и   красотой   природных   явлений; закрепить   правила   безопасного   поведения   во   время грозы. Ход наблюдения: Обратить внимание на состояние природы перед грозой. Какой   бывает   дождь.   Дать   характеристику   дождю. Какой воздух после грозы? Дождя? Что нельзя делать во время грозы? Что нужно сделать? Пословицы и поговорки: «Весенний дождь из тучки,  осенний – из ясени».  Стихотворение и загадка про дождь и грозу. Приметы: «Глухой гром ­ к тихому дождю, резкий – к  ливню». Трудовая   деятельность:  Помочь   малышам   в   сборе листьев на площадке – учить помогать младшим. Дид.   игра:  «Лесник»   ­   напомнить   и   закрепить представление   о   внешнем   виде   некоторых   деревьев   и кустарников, о составных частях. Подвижные игры:  «Не попались!» ­ учить правильно прыгать на двух ногах, развивать ловкость. Р.н.и.: «Мячик к верху» ­ развивать умение попадать в мишень. Цель:  продолжать   знакомить   с   многообразием   и красотой   природных   явлений;   развивать   умение устанавливать причинно­следственные связи. Ход наблюдения: Обратить   внимание   на   первые   заморозки.   Что происходить? Понаблюдать куда исчезает иней и что от него остается. Стихотворение и загадка про осень и иней. Приметы: «Облака черные, низкие, движутся быстро  – ненастье сохраниться». Трудовая   деятельность:  Уборка   листьев   на территории детского сада – воспитывать стремление помогать взрослым. Дид. игра:  «Бывает  не  бывает» ­   развивать  память, мышление, быстроту реакции. Подвижные   игры:  «Не   намочи   ног»   ­   развивать координацию   движений; выполнять двигательные задания, стремится к достижению цели. Р.Н.И.: «Пчелки и ласточка». Индивидуальная работа:  Прыжки с высоты бортика – развивать ловкость, быстроту.   учить Индивидуальная   работа:  «Кто   дальше   бросит»   ­ развивать   координацию   движений,   умение   придавать силу броску. Октябрь. Прогулка 3. «Наблюдение за красотой природы» Цель: развивать познавательные интересы; воспитывать устойчивое   внимание,   наблюдательность,   любовь   к природе, стремление заботиться о ней, беречь ее. Ход наблюдения: Обратить   внимание   на   красоту   природы.   Составить описательный рассказ об уведенном. Пословицы и поговорки: «Что июль с августом не  сварят, того не зажарит и сентябрь». Стихотворение и загадка про осень и дождь. Трудовая деятельность:  собрать красивые листья для гербария и художественного труда. Дид.   игра:  «Что   это   такое»   ­   развивать   логическое мышление, память, смекалку и «Лесник». Подвижные игры: «Пустое место» Эмоционально­дидактическая   игра: развивать самоконтроль, выдержку. Индивидуальная   работа:  Развитие   движений   – вращение   с   перешагиванием   через   скакалку   – формирование   основ   безопасного   поведения   со скакалкой.  «Улитка»   ­ Октябрь. Прогулка 4. «Наблюдение продолжительностью дня»  развивать   наблюдательность, Цель:   чувство сопереживания   и   любви   к   природе;   активизировать мыслительную деятельность. Ход наблюдения: Обратить   внимание   на   то,   какие   осенние   изменения происходят   в   природе;   обсудить   причины   этих явлений. Пословицы и поговорки: «И птица чует, что холод  будет».  Стихотворение и загадка про осень Приметы: «Солнце в туман садиться к дождю». Трудовая деятельность: Сбор мусора на территории – приучать к чистоте и порядку. Дид. игра: «Бывает – не бывает». Подвижные игры: «Угадай, что поймал» ­ развивать фантазию, гибкость, пластику. Индивидуальная   работа:  «С   кочки   на   кочку»   ­ упражнять в прыжках на двух ногах. Октябрь. Прогулка 5. «Рассматривание и нахождение различных Октябрь. Прогулка 6. «Рассматривание пожелтевшей листвы» деревьев и кустарников» Цель:  способствовать обобщению представлений детей о   строении,   росте   и   развитии   растений;   развивать умение   обобщать   по   существенным   признакам; расширять   представления   о   частях   растений; воспитывать   интерес   к   растениям,   накапливать   опыт внимательного и заботливого отношения к ним. Ход наблюдения: Вспомнить   формы,   части   растения,   какие   условия необходимы для нормального роста и развития, какую функцию   несут   части   растения,   чем   деревья   и кустарники отличаются друг от друга и какие у них есть сходства. Стихотворение и загадка про деревья и кустарники.. Приметы: «Ветки ели  и сосны опускаются вниз – к  дождю». Трудовая   деятельность:  Подметание   построек   на площадке   малышей   –   воспитывать   желание   трудиться сообща, помогать младшим. Дид. игра: «Узнай, чей лист» ­ учить узнавать растения по листу. Р.Н.И.: «кверху». Индивидуальная работа: речку» ­ упражнять в ходьбе по бревну прямо и боком. Октябрь. Прогулка 7. «Наблюдение за изменением температуры воздуха и его причина» Цель: обобщить наблюдения за погодой и показаниями термометра. Ход наблюдения: Подвести детей к выводу,  что температура  воздуха  с каждым днем понижается, становится холоднее. С чем это связанно? Стихотворение и загадка про осень. Приметы: «Если в начале октября лист с березы не  опал – снег ляжет поздно». Трудовая деятельность:  Уборка мусора на участке и территории – учить трудиться сообща.  «Расскажи   без   слов»   ­   закреплять Дид.   игра: представление детей об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность. Р.Н.И.: «Большой мяч» ­ развивать ловкость движений, быстроту. Индивидуальная   работа:  «Изобрази   настроение»   ­ учить пластичными движениями передавать внутренние ощущения. Цель:  Развивать   умение   самостоятельно   выделять признаки осени, устанавливать причинно­следственные и   временные   связи,   выявлять   особенности приспособления   растений   к   зиме;   воспитывать познавательный интерес к природным явлениям. Ход наблюдения: Полюбоваться   красотой   осенней   природы.   Почему опадают   листья?   С   каких   деревьев   раньше?   Откуда начинают желтеть листья? Стихотворение и загадка про деревья и листву. Приметы: «Если береза с осени желтеет с верхушки –  весна ранняя, если снизу – поздняя». Трудовая   деятельность: добиваться выполнения задания общими усилиями. Дид. игра: «Узнай, чей лист». Подвижные игры:  «Лягушки» ­ учить сопоставлять движения со словами. Индивидуальная   работа:  «Догони   меня»   ­   учить бегать в нужном направлении.  Уборка   территории   – Октябрь. Прогулка 8. «Наблюдение за характером дождя» Цель: показать, что «у природы нет плохой погоды», она прекрасна во всех её проявлениях. Ход наблюдения: Определить   характер   дождя.   Что   происходит   в природе   перед   дождем?   С   птицами?   Какой   бывает дождь? Чем отличаются? Стихотворение и загадка про дождь. Приметы: «Дождь при солнце скоро прекратится». Трудовая   деятельность:  Подметание   построек   на участке. – приучать к труду. Дид. игра: «Похож – не похож» ­ Закреплять правила игры. Подвижные   игры: схематическое изображение позы человека. Индивидуальная   работа:  «Развитие   движений»   ­ закреплять умение в бросание мяча друг другу.  «Замри»   ­   учить   понимать Октябрь. Прогулка 9. «Рассматривание однолетних и многолетних Октябрь. Прогулка 10. «Рассматривание семян» растений» Цель:  продолжать   знакомить   с   многообразием растительного   мира;   развивать   любовь   к   природе; развивать наблюдательность и любознательность. Ход наблюдения: Рассказать о многолетних и однолетних растениях. Что с ними происходит осенью? Как они размножаются? Как они хранятся? Стихотворение и загадка про растения. Трудовая   деятельность:  Предложить   детям   собрать песок   в   песочницу   –   прививать   любовь   к   труду   в коллективе. Дид. игра: «Что растет в лесу» Подвижные игры: «Космонавты» ­ развивать ловкость, воображение детей. Р.Н.И.: «Горелки» Индивидуальная   работа:  «Кто   дальше   бросит»   ­ закреплять умение метать предмет на дальность. Цель:  Закрепить   представление   о   том,   что   семя     ­ конечная стадия роста растения, оно необходимо для начала   жизни   нового   растения;   формировать представления   о   распространении   семян   растений; развивать   у   детей   наблюдательность,   внимание, зрительную память. Ход наблюдения: Растения   отцвели   дали   семена.   Как   распространяют семена? Рассмотреть некоторые семена и растения. Пословицы   и   поговорки:  «Яблоко   от   яблони   не далеко откатится».  Стихотворение и загадка про растения и семена. Трудовая деятельность:  Помочь малышам в уборке на площадке – учить помогать младшим. Дид. игра:  «Найди,  что  опишу» ­   развивать  умение искать растения по описанию. Р.Н.И.: «Волк» ­ развивать двигательную активность. Индивидуальная   работа: улучшать технику ходьбы и бега.  Развитие   движений   – Октябрь. Прогулка 11. «Рассматривание деревьев» Цель: расширять знания о состоянии растений осенью. Ход наблюдения: Назвать   и   показать   знакомые   растения.   Полюбоваться красотой деревьев. Сравнить их. Отметить поредевшую листву на ветках.  Стихотворение и загадка про деревья. Трудовая   деятельность:  Помочь   малышам   собрать песок в песочницу – приучать помогать младшим. Дид. игра: «Отгадай, что за растение» Дид.   игра:  «Назови   инвентарь»   ­   назвать   садовый инвентарь и правила безопасной работы с ним. Подвижные игры: «Космонавты» ­ развивать ловкость, воображение детей. Индивидуальная   работа:  «Кто   быстрее   добежит   до флажка?» ­ развивать глазомер, быстроту бега. Октябрь. Прогулка 12. «Рассматривание почек после листопада и веткопада» Цель:  способствовать   обобщению   представлений   о строении,   росте   и   развитии   растений;   расширять представление детей о частях растений; воспитывать интерес к растениям. Ход наблюдения: «Поздний   листопад   –   к   суровой Наблюдение   за   опавшими   ветками.   Какие   они? Описать. Почему деревья скидывают ветки?  Приметы:  продолжительной зиме». Стихотворение и загадка про деревья Трудовая деятельность: Сбор мусора на территории – приучать к чистоте и порядку. Дид. игра:  «Отгадываем загадки» ­ расширять запас существительных в активном словаре. Подвижные игры: «Охотник и зайцы». Индивидуальная   работа: закреплять умение катать обруч друг другу.  Развитие   движений   – Октябрь. Прогулка 13. «Наблюдение за березой» Цель:  продолжать   упражнять   в   умении   выделять   и описывать   характерные   особенности   знакомых растений,   различать   деревья   по   листьям   и   стволах; приучать детей любоваться красотой русской природы. Ход наблюдения: Назвать   отличия   березы   от   других   деревьев.   Найти листья   березы.   Напомнить,   что   береза   –   это   символ нашей Родины  ­ России. Стихотворение и загадка про березу. Трудовая деятельность: Предложить детям привести в порядок   выносной   материал   –   приучать   к   чистоте   и порядку. Дид. игра: «Найди, что опишу» Р.Н.И.: «Волк» Р.Н.И.: «Горелки» Индивидуальная   работа: развивать пластику движений.  «Летят   снежинки»   ­ Октябрь. Прогулка 14. «Наблюдение за температурой воздуха» Цель:  учить   самостоятельно   определять   погоду   и показывать   её   влияние   на  растительный   и  животный мир;. Ход наблюдения:   находить   их   в   природе. Охарактеризовать   природу.   Перечислить   приметы осени,   Определить температуру   воздуха   с   помощью   термометра. Закрепить, почему же становиться холоднее. Пословицы и поговорки: «В октябре на одном часу и дождь, и снег».  Стихотворение и загадка про осень. Приметы:  «Осенний   иней   –   к   сухой   и   солнечной погоде, к теплу. Трудовая деятельность: Помочь малыша в уборке на площадке – учить помогать младшим. Дид. игра: «Расскажи без слов» Дид.игра: «Когда это бывает?» ­ уточнить и углубить знания о временах года. Р.Н.И.: «Мячик кверху» Подвижная игра: «Лягушки» Индивидуальная   работа: закреплять выполнять упражнения с мячом.  «Брось   дальше»   ­ Октябрь. Прогулка 15. «Наблюдение за небом» Цель: приучать любоваться красотой луны и звезд. Ход наблюдения: Обратить  внимание   на  вечернее   и дневное  небо.   Дать характеристику. Чем оно отличается? Рассмотреть, что есть на вечернем небе? Какая бывает луна? Звезды? Стихотворение и загадка про небо, луну, звезды. Трудовая   деятельность:  Помочь   дворнику   в   уборке территории – приучать помогать взрослым. Дид. игра: «Расскажи без слов» Дид. игра:  «Что  вокруг  нас?»  ­  научить   делить   дву­ трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова. Подвижные игры: «Лягушки» Индивидуальная   работа:  Развитие   движений   – закреплять навыки прыжка через три и более предметов. Октябрь. Прогулка 16. «Наблюдение за образом жизни птиц осенью» Цель:  уточнить   представления   об   изменении   образа жизни птиц осенью; установить связь между погодой, изменениями   состояния   растений   и   образом   жизни птиц;   воспитывать   у   детей   бережное   отношение   к птицам;   подвести   к   пониманию   необходимости систематически их подкармливать. Ход наблюдения: С   исчезновением   насекомых   улетели   многие   птицы, Почему?   Какие?   Почему   становиться   мало   корма? Нужно   и   помогать   птицам?   Как?   Зачем?   Назвать зимующих и перелетных птиц. Приметы: «Воробьи сидят нахохлившись – к дождю». Пословицы   и  поговорки:  И   птица   чует,   что   холод будет». Стихотворение и загадка про птиц. Трудовая   деятельность:  Повесить   кормушки   для птиц – приучать помогать птицам. Дид. игра: «Что это за птица?» ­  Подвижные игры: «Пузырь» Подвижная игра: «Стайка» ­ развивать ритмическую и выразительную речь; активизировать словарь по теме «Птицы»; воспитывать спортивную сноровку. Индивидуальная   работа:  «Попади   в   корзину»   ­ развивать меткость, глазомер Октябрь. Прогулка 17. «Наблюдение за вороной» Цель:  уточнить   представления   об   изменении   образа жизни птиц осенью; связь между погодой, изменениями состояния растений и образом жизни известных детям птиц;   воспитывать   у   детей   бережное   и   заботливое отношение   к   птицам;   подвести   к   пониманию необходимости систематически их подкармливать. Ход наблюдения: Напомнить   детям   некоторые   повадки,   особенности внешнего   вида   вороны.   Выяснить   где   и   как   живут вороны. Чем питается ворона. Приметы: Вороны купаются в песке, воде – к скорому потеплению. Стихотворение и загадка про ворону. Трудовая   деятельность: гербария. Дид. игра: «Что это за птица» Подвижная игра: «Стайка» ­ развивать ритмическую и выразительную   речь;   активизировать   словарь   по   теме «Птицы»; воспитывать спортивную сноровку. Индивидуальная   работа:  Вынести   корм   для   птиц   в кормушки. – воспитывать желание заботиться о птицах.  Собирание   листьев   для Октябрь. Прогулка 18. «Наблюдение за ветром» Цель:  расширять   представление   о   многообразии неживой   природы;   воспитывать   любознательность, желание познать процессы, происходящие в природе. Ход наблюдения: Есть ли сегодня ветер? Как вы узнали, что есть ветер? Какой   сегодня   ветер?   Почему   вы   так   решили?   Как возникает ветер? Выяснить с детьми влияние ветра на живые   организмы   и   использование   его   в   помощь человеку. Стихотворение и загадка про ветер. Трудовая   деятельность:  Сбор   на   территории детского сада веток. – учить работать в коллективе; помогать взрослым. Дид. игра: «Что во круг нас?»» Дид.игра:  «Скажи,   что   ты   слышишь»   ­   учить употреблять в ответах полные предложения; развивать фразовую речь. Р.Н.И.: ловкость движения. ­  Башкирская   народная   игра:  «Липкие   пеньки»   ­ развивать ловкость и быстроту движения. Индивидуальная   работа:  «Развитие   движений»   ­ закреплять навыки в прыжках через три предмета.  «Блуждающий   мяч»   развивать   внимание, Октябрь. Прогулка 19. «Наблюдение за погодой» Цель:  развивать   умение   самостоятельно   выявлять признаки   глубокой   осени;   устанавливать   причинно­ следственные и временные связи; продолжать знакомить с многообразием явлений природы. Ход наблюдения: Понаблюдать   как   иней   быстро   исчезает   под   лучами солнца.   Что   останется?   Выяснить   с   детьми,   что появляется во время заморозков. Сравнить изморозь и иней.  Приметы: если ночью был иней – к ветру. Стихотворение и загадка про осень и иней. Трудовая   деятельность:  Помочь   дворнику   в   уборке территории – приучать помогать взрослым. Дид. игра: «Кто же я?» ­ указать названное растение. Подвижные   игры:  «Совушка»   ­   учить   неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать. Индивидуальная   работа: развивать меткость, глазомер.  «Попади   в   корзину»   ­ Октябрь. Прогулка 21. «Наблюдение за движением облаков» Цель:   наблюдательность, сосредоточиться на определенном предмете.  Развивать   умение Ход наблюдения: Как   передвигается   облако?   Меняет   ли   форму? Напомнить детям какие бывают облака.  Приметы: на небе несколько дней подряд видны белые облака – к похолоданию.  Поговорки и пословицы: «Осень велика – зима долга». Стихотворение и загадка про облака. Трудовая   деятельность: участке – приучать к чистоте. Дид. игра: «Кто же я?» Подвижная игра: «Жмурки» ­ развивать внимание. Белорусская   народная   игра:   «Ванюша   и   лебеди»   ­ развивать ловкость, быстроту. Индивидуальная ориентацию в пространстве и времени.  подметание   построек   на  Совершенствовать работа:   Октябрь. Прогулка 20. «Наблюдение за небом и воздухом.» Цель: обобщить знания о воздухе и его свойствах. Ход наблюдения:  «Необходимость   воздуха   для   дыхания Обратить внимание на небо. Дать характеристику. Что такое   воздух?   Для   чего   он   нужен   всем   живым существам? Опыт с воздухом, с воздушным шаром. Опыт: человека. Трудовая   деятельность:  Сбор   мусора   на   участке малышей – приучать к помощи младшим. Дид. игра: «Скажи, что ты слышешь?­  Подвижные игры: «Стоп» ­ приучать слушать текст и выполнять движения в соответствии с ним. Индивидуальная   работа: соберется?» ­ упражнять в умении строится в круг.  «Чье   звено   скорее Октябрь. Прогулка 22. «Рассматривание почвы» Цель:  продолжать   формировать   представления   об осенних изменениях в природе; приучать детей видеть зависимость состояния почвы от погоды.  Ход наблюдения: Выяснить,   что   дети   знают   о   почве.   Из   чего   она состоит? Для чего она нужна? Кто в ней живет? Приметы: днем жарко, ночью прохладно – к хорошей погоде. Стихотворение и загадка про землю и песок.. Опыт:  «Состояние   почвы   в   зависимости   от температуры» ­ выявить зависимость состояния почвы от погодных условий. Дид. игра: «Лесник» Дид.игра: мышления, слуховое внимание, сообразительность. Подвижная   игра:  «Кто   сделает   меньше   шагов»   ­ развивать ловкость движения. Белорусская народная игра: «Ванюша и лебеди». Индивидуальная работа: «Развитие движений».  «Найди   пару»   ­   развивать   быстроту Октябрь. Прогулка 23. «Наблюдение за продолжительностью дня» Цель: развивать наблюдательность. Ход наблюдения:  подметание   построек   на  заходящее   солнце   красное   –   будет Понаблюдать, как протекает день. Приметы: солнечная, морозная погода. Стихотворение и загадка про солнце и осень. Трудовая   деятельность: участке малышей. – учить помогать младшим. Дид. игра: «Исправь ошибку» ­ учить понимать смысл предложения. Подвижные   игры: развивать ловкость, быстроту. Удмуртская   народная   игра:  «Водяной»   ­   развивать ловкость, быстроту. Индивидуальная работа: «Развитие движений» ­ учить бегать по кругу и останавливаться на сигнал.  «Ловишки   на   одной   ноге»   ­ Ноябрь. Прогулка 1. «Наблюдение за дождем» Цель: учить детей самостоятельно определять погоду и показывать её влияние на животный и растительный мир и на людей. Ход наблюдения: Выяснить от куда берется дождь? Какой он бывает? Как узнать, что будет дождь? И т.п. Приметы: дождь без ветра будет долго идти. Поговорки   и   пословицы:  «Туча   летуча,   а   дождь   – бегун». Стихи и загадки про дождь. Трудовая деятельность: Сбор листьев для гербария. Дид. игра: «Исправь ошибку».  Подвижные игры: «Стоп» ­ приучать слушать текст и выполнять движения в соответствии с ним. Индивидуальная   работа: соберется?» ­ упражнять в умении строится в круг.  «Чье   звено   скорее Ноябрь. Прогулка 2. Ноябрь. Прогулка 3. «Наблюдение за погодой после дождя» Цель: учить детей самостоятельно определять погоду и показывать её влияние на животный и растительный мир и на людей. «Рассматривание листьев и луж на земле» Цель:  приучать детей наслаждаться красотой родной природы;   показать,   что   природа   прекрасна   во   все времена года.  Ход наблюдения: Ход наблюдения: Рассматривание   деревьев.   Узнать   почему   листья   на земле,   а   не   на   деревьях?   Почему   они   разбросаны? Рассматривание луж. Приметы: во время дождя на воде образуются и долго не   лопаются   пузыри   –   дождь   долгий.   Сухие   листья шуршат на деревьях – к снегопаду. Стихотворение   и   загадка  про   листопад,   дождь   и лужи. Дид. игра: «Отгадай, что за растение» Дид.игра: «Так бывает или нет?» Подвижная игра: «Стоп» Удмуртская народная игра: «Водяной». Индивидуальная работа: «Развитие движений». Понюхать   запах   дождя.   Что   происходит   в   природе после дождя? Приметы: дождь без ветра будет долго идти. Поговорки   и   пословицы:  «Туча   летуча,   а   дождь   – бегун». Стихи и загадки про дождь. Трудовая деятельность: Сбор листьев для гербария. Дид. игра: «Бывает или нет» Подвижная игра: «Ловишки на одной ноге». Индивидуальная ориентацию в пространстве и времени.  Совершенствовать работа: Ноябрь. Прогулка 4. «Наблюдение за связью явлений в природе» Цель:  продолжать   развивать   умение   устанавливать причинно­следственные связи.  Ход наблюдения: Обратить внимание детей на яркие осенние изменения. Помочь   установить   зависимость   живой   природы   оот неживой. Находить эту связь в ближайшем окружении. Напомнить приметы осени.  Приметы:  если   во   время   грозы   слышаться   раскаты грома, жди затяжного ненастья. Стихотворение и загадка про осень и погоду. Трудовая деятельность: Сбор листьев для гербария. Дид. игра: «Вспомни разные слова» ­ продолжать учить вслушиваться   в   звучание   слов;   упражнять   детей   в самостоятельном названии слов и четком произношении звуков в них.  Подвижные   игры:  «Шоферы»   ­   учить   придумывать различные   действия   и   изображать   их;   рассказывать   о воображаемых событиях.  Кавказская   народная   игра:  «Перетягивание»   ­ развивать силу, ловкость. Индивидуальная работа: «Развитие движений»  Ноябрь. Прогулка 6. «Наблюдение за синицей» Цель: углублять представления о синицах. Ход наблюдения: Уточнить   знания   детей   о   синице.   Дать   описательную характеристику. Рассказать детям исторические факты о синице. Как и где живут синицы? Чем питаются? Где зимуют? Приметы: птицы запели в дождь к ясной погоде.  Стихи и загадки про синицу. Трудовая деятельность: корм для птиц.  Дид. игра: «Вспомни разные слова». Подвижная игра: «Жмурки» Игра  народов Севера:  «Перетяни»   ­   развивать   силу, быстроту движений. Кавказкая   народная   игра:  «Жмурки­носильщики»   ­ развивать внимание, ловкость. Индивидуальная ориентацию в пространстве и времени.  Совершенствовать   работа: Ноябрь. Прогулка 5. «Наблюдение за распространением семян деревьев» Цель:  продолжать   развивать   умение   устанавливать причинно­следственные связи. Ход наблюдения: Для   чего   нужны   плоды   деревьев?   Как   они размножаются? Какие бывают семена? Опыт:   собираем   семена   календулы   и   лопуха   и прикрепляем к одежде. Приметы: в ноябре зим с осенью борется. Стихи и загадки про деревья, кустарники, семена. Трудовая деятельность: Сбор листьев для гербария. Дид. игра: «Стоп! Палочка, остановись» ­ продолжать учить   вслушиваться   в   звучание   слов;   упражнять   в самостоятельном   назывании   слов   и   четком произношении звуков в них.  Подвижные игры: «Стоп» ­ приучать слушать текст и выполнять движения в соответствии с ним. Мордовская народная игра:  «Круговой» ­ развивать меткость, быстроту реакции. Индивидуальная   работа: упражнять в быстром беге, развивать ловкость.  «Смелые   ребята»   ­ Ноябрь. Прогулка 7. «Наблюдение за сорокой» Цель:  развивать логическое мышление; формировать причинно­следственные   связи   и   закономерности   в природных   явлениях;   расширять   представления   о перелетных   птицах;   знакомить   с   народными приметами о птицах.  Ход наблюдения: Рассмотреть   внешний   вид   сороки.   Где   живет?   Чем питается? Приметы: ощипываются – к  дождю. Стихотворение и загадка про сороку. Дид.   игра:  «Назови   птицу   с   нужным   звуком»   ­ развивать фонематический слух, быстроту мышления. Игра народов Севера: «Перетяни» Игра  народов   Севера:  «Ловля   оленей»   ­   развивать меткость, быстроту движения.. Индивидуальная   работа:  «Развитие   движений».   – ходьба приставным шагом – улучшать технику ходьбы. Ноябрь. Прогулка 8. «Наблюдение за голубями» Ноябрь. Прогулка 9. «Наблюдение за галкой» Цель:  уточнить   представления   детей   об   изменении образа   жизни   птиц   осенью;   установить   связи   между погодой,   изменениями   состояния   растений   и   образом жизни известных детям птиц.  Цель:  уточнить   представления   детей   об   изменении образа   жизни   птиц   осенью;   установить   связи   между погодой, изменениями состояния растений и образом жизни известных детям птиц.  Ход наблюдения: Кто такие перелетные птицы? Каких знаете вы?  Почему они   улетают?   Какие   остаются?   Рассмотреть   голубя. Дать описательную характеристику. Рассказать легенду о голубе и как его называют.  Приметы: грач улетел – скоро снег пойдет. Опыт: Какие перья лучше летают в воздухе и почему? Стихотворение и загадка про птиц и голубя. Трудовая   деятельность:  Вынести   корм   для   птиц   в кормушки. Дид. игра: «Третий лишний» ­ закреплять знания детей о многообразии птиц. Подвижные игры: «Стоп».  Кавказская   народная   игра:  «Перетягивание»   ­ развивать силу, ловкость. Индивидуальная   работа:  «Развитие   движений»   закреплять умение прыгать  с одного круга в другой.   ­ Ноябрь. Прогулка 10. «Наблюдение за одеждой взрослых и детей» Цель:  продолжать формировать умение устанавливать простейшие   связи   между   изменениями   в   неживой   и живой   природе;   закрепить   знания   о   классификации одежды по сезонам.  Ход наблюдения: Обрать внимание на одежду дети и воспитателя. Назвать части одежи. Сравнить ее с летней. Рассказать почему она   изменилась.   Узнать   у   детей   почему   не   холодно животным? Приметы: какова погода в ноябре, таков и май.  Пословицы   и   поговорки:  «Ноябрь   –   сумерки   года»; «Ноябрь осень замыкает».  Стихи и загадки про одежду. Трудовая   деятельность:  Помочь   малышам   собрать гербарий.  Дид.   игра:  «Кому   что   нужно»   ­   упражнять   в классификации   предметов;   вырабатывать   умение называть предметы, необходимые людям определенной профессии. Подвижная игра: «Пустое место». Татарская   народная   игра:  «Угадай   и   догони»   ­ развивать внимание, быстроту реакции, ловкость. Индивидуальная  Совершенствовать работа:   Ход наблюдения: галку.   Дать     Рассмотреть описательную характеристику. Где живет? Чем питается? Рассказать о крике галки.  Приметы: галки собираются стаями и кричат – будет ясная погода. Стихи и загадки про птиц и галку. Трудовая деятельность: Сбор листьев на участке. Дид. игра: «Третий лишний».  Подвижные игры: «Кот на крыше» ­  Мордовская народная игра:  «Круговой» ­ развивать меткость, быстроту реакции. Индивидуальная   работа:  «Поймай   меня»   ­   учить движениями тела создавать образ. Ноябрь. Прогулка 11. «Наблюдение за перистыми облаками» Цель:  формировать   умение   видеть   красоту   неба; развивать   творческое   воображение;   вызвать   желание фантазировать.  Ход наблюдения: Обратить   внимание   на   красоту   осеннего   неба. Вспомнить   какие   бывают   облака?   Выяснить   какие сегодня облака. Приметы:  облака   движутся   с   юга   на   север   –   к ненастью. Стихотворение и загадка про облака, небо.  «Какая?   Какой?   Какое?»   ­   учить Дид.   игра: подбирать   определения,   соответствующие   данному примеру,   явлению;   активизировать   усвоение   ранее слова. Р.Н.И.: «Ключи» ­ развивать внимание, быстроту. Игра­забава: «Где звук» Индивидуальная   работа:  «Развитие   движений».   – закреплять   навыки   в   прыжках   на   двух   ногах   с продвижением вперед. ориентацию в пространстве и времени. Ноябрь. Прогулка 12. Ноябрь. Прогулка 13. «Наблюдение за изменением цвета неба» Цель:  формировать   умение   видеть   красоту   неба; развивать   творческое   воображение;   вызвать   желание фантазировать. «Наблюдение за тучами» Цель:  формировать   умение   видеть   красоту   неба; развивать   творческое   воображение;   вызвать   желание фантазировать. Ход наблюдения: Ход наблюдения: Обратить   внимание   детей   на   небо.   Какое   оно? Сравнить  со вчерашним. Вспомнить, что такое тучи. Откуда они берутся? Из чего состоят? Приметы: темные тучи предвещают похолодание. Стихи и загадки про тучи Трудовая деятельность: Сбор листьев на участке. Дид. игра: «Какая? Какой? Какое?»  Р.Н.И.: «Большой мяч»»  Р.Н.И.: «Стадо» ­ развивать память, внимание. Индивидуальная работа: улучшать технику бега. Обратить внимание детей на то, как меняется цвет неба осенью.   Дать   характеристику.   Отметить   как   красива осенняя природа. Приметы:  осенью   серенькое   утро,   так   жди   красного денька. Пословицы и поговорки: «Ноябрь – поворот на зиму». Стихотворение и загадка про небо. Трудовая   деятельность:  Помочь   малышам   в   уборке листьев на площадке. Дид. игра: «Где, что можно делать? – активизировать в речи   глаголы,   употребляющиеся   в   определенной ситуации. Игра   народов   Севера: двигательные навыки. Индивидуальная   работа:  «Развитие   движений»   улучшать технику бега.  «Я   есть»   ­   развивать   ­ Ноябрь. Прогулка 14. «Нахождение примет наступающей зимы» Ноябрь. Прогулка 15. «Наблюдение за прозрачностью и движением Цель:  развивать   умение   самостоятельно   выявлять признаки   глубокой   осени;   устанавливать   причинно­ следственные и временные связи; выявлять особенности приспособлений растений к зиме; обратить внимание на красоту этого времени года.  Ход наблюдения: Охарактеризовать   погоду.   Найти   приметы   поздней осени в ближайшем окружении. Установить связь между изменениями   в   неживой   природе   с   изменениями   в живой. Приметы:  если первый снег упадет на мокрую землю, то он останется. Пословицы и поговорки:  «В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается».  Стихи и загадки про осень. Трудовая   деятельность:  Помочь   малышам   собрать мусор  Дид. игра: «Когда это бывает?» ­ уточнить и углубить знания о временах года. Дид.   игра:  «Какое   время   года?»   ­   учить   слушать поэтический   текст;   закреплять   знания   о   месяцах каждого   времени   года   и   основных   признаках   разных времен года. Белорусская   народная   игра:  «Прела   –горела»   ­ развивать внимание, наблюдательность. Индивидуальная ориентацию в пространстве и времени.  Совершенствовать работа:   Цель: обобщить знания о воздухе и его свойствах.  воздуха» Ход наблюдения: Попросить детей вдохнуть воздух. Чем он пахнет? Что они ощущают? Узнать где есть воздух? Можно ли его увидеть? Почувствовать? Когда? Опыт: «Здравствуй ветер» ­ показать детям движение воздуха, его свойство быть невидимым. Опыт: «Воздух невидим» ­ доказать детям, что воздух не  имеет  определенной  формы,  распространяется  во всех направлениях и не имеет особенного запаха. Приметы: дождь при солнце скоро прекратиться. Пословицы и поговорки: «Ноябрьские ночи до снега темны». Стихотворение и загадка про воздух. Дид.  «Какое   что   бывает?»   ­   учить классифицировать   предметы   по   цвету,   форме, качеству,   сопоставлять, подбирать   как   можно   больше   наименований, подходящих под это определение. Дагестанская народная игра:  «Подними игрушку» ­ развивать ловкость движений. Игра­забава: «Где звук» Индивидуальная работа: «Развитие движений».    материалу;   сравнивать,   игра: Ноябрь. Прогулка 16. «Наблюдение за первым снегом» Ноябрь. Прогулка 17. «Рассматривание льда» Цель:  систематизировать и обобщить представление о типичных   для   поздней   осени   явлениях   в   неживой природе   –   установление   связи   между   температурой воздуха и агрегатным состоянием воды.  Цель: систематизировать и обобщить представление о типичных   для   поздней   осени   явлениях   в   неживой природе   –   установление   связи   между   температурой воздуха и агрегатным состоянием воды. Ход наблюдения: Обратить   внимание   детей   на   красоту   окружающей природы.   Ноябрь   –   последний   месяц   осени. Полюбоваться   первым   снегом.   Поймать   снежинки. Напомнить, что снег это замершая вода. Приметы:  если осенью снега нанесло рано, то и весна ранняя. Опыт: снять рукавички и набрать немного снега в руки, он быстро растает от тепла ладошки, превратившись в воду. Стихотворение и загадка про снег. Дид.   игра:  «Ищи»   ­   учить   правильно   употреблять   в речи   прилагательные,   согласовывая   их   с существительными. Белорусская народная игра: «Колечко». Индивидуальная работа: «Развитие движений» ­ учить плавно двигаться.   Ноябрь. Прогулка 18. «Вывешивание кормушек» Цель:  продолжать   воспитывать   у   детей   бережное   и заботливое отношение к птицам; подвести к пониманию необходимости систематически их подкармливать.  Ход наблюдения: Развешать   кормушки   изготовленные   совместно   с родителями. Для чего они нужны? Стихи и загадки про птиц и кормушки. Трудовая   деятельность:  вымыть   выносной   материал для прогулки. Дид.   игра:  «Придумай   другое   слово»   ­   расширять словарный запас детей. Дид. игра: «Кто больше слов придумает?» Подвижная игра: «Стайка» Подвижная   игра:   «Лягушки   и   стайка»   ­   упражнять   в быстром беге и прыжках в длину; развивать физические качества – ловкость, быстроту. Индивидуальная работа: Метание в цель. Ход наблюдения: Обратить   внимание   на   лужи.   Откуда   они   взялись? Почему где –то есть лужи, а где­то нет? Почему лужа превратилась в лед? Приметы: первый сухой снег обещает хорошее лето. Опыт: «Две банки с водой». Опыт:  «Прозрачность льда» ­ наблюдение  за льдом, выявление его свойств. Стихи и загадки про лед.. Дид.   игра: активизировать словарь; расширять кругозор.  Дид. игра «Ищи»»  Казахская   народная   игра:  «Платок   с   узелком»   ­ развивать ловкость и координацию движений. Индивидуальная работа:  «Белые снежинки» ­ учить плавно двигаться.  «Кто   больше   слов   придумает?»   ­ Ноябрь. Прогулка 19. «Наблюдение за погодой» Цель: развивать наблюдательность.  Ход наблюдения: Обратить внимание детей на погоду. Охарактеризовать ее.   Сравнить.   Как   изменились   растения?   Что произошло с насекомыми? Птицами? Небом? Днем? Пословицы и поговорки: «Ноябрьские ночи до снега темны». Стихотворение и загадка про погоду. Дид.   игра:  «Кто   больше   вспомнит»   ­   обогащать словарь глаголами, обозначающие действие процесса.    «Ловушка»   ­   закреплять   в Подвижная   игра: активном словаре существительные по темам: «Дикие животные», «Птицы»; развивать быстроту, гибкость. Подвижная игра: «Ловишка, бери ленту» ­ развивать ловкость; воспитывать честность, справедливость при оценке поведения в игре. Индивидуальная   работа:  «Развитие   движений».   – закреплять навыки хорошего отталкивания и мягкого приземления. Ноябрь. Прогулка 20. «Наблюдение за долготой дня» Цель:  развивать   умение   устанавливать   связи   между продолжительностью дня и ночи и освещением.  Ход наблюдения: Продолжать   наблюдать   за   солнцем.   Какие   становятся дни и ночи? Ноябрь самое темное время года. Почему? Приметы:  если осенью снега нанесло рано, то и весна ранняя. Стихотворение и загадка про солнце. Дид. игра: «О чем я сказала?» ­ учить различать в слове несколко значений, сравнивать эти значения, находить общее и различное в них. Дид. игра: «Кто больше вспомнит». Игра­забава: «Успей подхватить». Игра­забава: «Необычные жмурки» Индивидуальная   работа:  «Развитие   движений»   ­ прыжки на двух ногах через начерченные на земле линии – развивать координацию движений при прыжке.   Ноябрь. Прогулка 21. «Наблюдение за снегом» Цель:  закрепить   представление   о   снеге   как   особом состоянии воды, опытным путем установить свойства снега;   продолжать   знакомить   детей   со   свойствами воды   в   природе   на   уровне   элементарных представлений. Ход наблюдения: Понаблюдать   за   снегом,   как   он   падает   на   землю. Рассмотреть снежинки. Какие они? Понаблюдать как снег тает на руках. Во что превращается? Рассказать о круговороте воды в природе. Приметы: облака идут низко – к снегопаду. Опыт: «Зависимость состояния воды от температуры» ­ показать детям превращения воды в лед и обратный процесс. Опыт: «Вода и снег» ­ закрепить знания детей о том, что вода может иметь различные состояния. Стихи и загадки про снег. Дид. игра:  «Как  сказать  по  другому?» ­  упражнять детей в названии одного из синонимов. Игра­забава: «Узнай не видя». Удмуртская народная игра: «Водяной». Индивидуальная работа:  «Белые снежинки» ­ учить плавно двигаться. Ноябрь. Прогулка 22. «Наблюдение за небом» Цель:  формировать   у   детей   умение   видеть   красоту неба; развивать творческое воображение.  Ход наблюдения: Обратить внимание на небо. Какое оно? Сравнить. Есть ли   солнце?   Почему?   Какая   температура   воздуха. Понаблюдать за вечерним небом. Стихи и загадки про погоду и небо.. Трудовая   деятельность: участке. Дид. игра: «Что это значит?» ­ учить сочетать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов. Эмоцион.­ Дид. игра: «Кенгуру» Р.Н.И.: «Волк» ­ вспомнить правила игры. Индивидуальная   работа: продвижением в перед.  подмести   постройки   на  учить   прыгать   с Декабрь. Прогулка 2. «Наблюдение за долготой дня» Цель:  формирование   элементарных   представлений   об изменениях положения Земли относительно Солнца.  Ход наблюдения: Обратить внимание на положение солнца, на то, что дни становятся короче, а ночи длиннее. Сделать выводы. Приметы: солнце всходит красное – на метель. Пословицы и поговорки: «Зимнее солнце плохо греет». Стихотворение и загадка про солнце, луну и зиму. Трудовая деятельность: Расчистка снега на участке. –  учить работать в коллективе. Дид. игра: «Природа и человек» Подвижная   игра:  «Мороз,   красный   нос»   ­   развивать ловкость, быстроту движений. Игра­забава: «Необычные жмурки»  «Развитие   движений»   ­ Индивидуальная   работа: прыжки на двух ногах через начерченные на земле линии – развивать координацию движений при прыжке.   Декабрь Прогулка 1. «Наблюдение за луной» Цель:  продолжать   расширять   знания   о   неживой природе,   небесных   светилах;   формировать   у   детей умение видеть красоту окружающей природы, желание познавать ее тайны.  Ход наблюдения: Обратить внимание детей на луну или месяц. В какой фазе? Рассказать, почему мы видим луну по разному и с   чем   это   связано.   Рассказать   о   движении   ночного светила   по   небосводу.   Отметить   где   оно   сейчас. Отметит где оно когда они будут уходить домой.  Приметы:  круг   около   месяца   зимой   предвещает продолжительные метели с морозами. Пословицы   и   поговорки:  «Луна   взошла   –   солнцу отдых». Стихотворение   и   загадка  про   луну,   месяц,   ночь зимой. Дид. игра: «Назови три предмета».    «Ловушка»   ­   закреплять   в Подвижная   игра: активном словаре существительные по темам: «Дикие животные», «Птицы»; развивать быстроту, гибкость. Подвижная игра:  «Лиса в курятнике» ­ учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать не задевая друг друга, увертываться от ловящего. Индивидуальная   работа:  «Развитие   движений».   – закреплять навыки хорошего отталкивания и мягкого приземления. Декабрь. Прогулка 3. «Наблюдение за звездами» Цель:  продолжать   знакомить   с   небесными   телами; расширять   кругозор;   развивать   наблюдательность, внимание,   зрительную   память;   воспитывать   умение любоваться природой, чувствовать ее красоту. Ход наблюдения: Обратить   внимание   на   вечернее   небо,   найти   луну. Определить местонахождение и фазу. Посмотреть на звезды.   Какие   они?   Какие   они   на   самом   деле?   И почему они кажутся маленькими? Рассказать что такое созвездие. Приметы: звезды ярко блещут – к морозу. Поговорки   и   пословицы:  «Зима   не   лето,   в   шубу одета». Стихи и загадки про звезды. Трудовая деятельность:  Помочь малышам в уборке снега на площадке. Дид. игра: «Природа и человек» ­  Игра­забава: «Узнай не видя». Подвижная игра: «Стоп». Индивидуальная работа:  «Белые снежинки» ­ учить плавно двигаться. Декабрь. Прогулка 4. «Наблюдение за погодой» Цель:  уточнить   и   конкретизировать   представление   о зиме; учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе.  Ход наблюдения: Обратить внимание детей на погоду. Охарактеризовать её. Сравнить со вчерашней. Предложить полюбоваться красотой   зимнего   пейзажа.   Сравнить   одежду   детей. Сравнить осадки и облачность. Приметы: зима холодная – лето тёплое. Пословицы   и   поговорки:  Зима   лето   пугает,   да   все равно тает. Стихи и загадки про погоду . Трудовая   деятельность: участке. Дид. игра: «Наоборот» ­ вспомнить правила игры. Р.Н.И.: «Ключи» Игра­забава: «Узнай по звуку». Индивидуальная   работа: коллективно облагораживать свой участок.  подмести   постройки   на  воспитывать   желание Декабрь. Прогулка 6. «Прогулка по снегу Цель: продолжать знакомить с природными явлениями; учить   анализировать   результаты   наблюдений   и   делать выводы о некоторых закономерностях в взаимосвязях в природе.  Ход наблюдения: Предложить послушать, как скрепит снег под ногами. Почему он скрепит? Откуда берется снег? Поговорит о зимних видах спорта и развлечениях. Приметы: первый прочный снег падает с ночи. Пословицы и поговорки:  «Зима все найдет, что лето отложило». Стихотворение и загадка про снег. Трудовая деятельность: Расчистка снега на участке. –  учить работать в коллективе. Дид. игра: «Не ошибись» Подвижная   игра:  «Мороз,   красный   нос»   ­   развивать ловкость, быстроту движений. Подвижная игра: «Казаки – разбойники» Индивидуальная работа: «Развитие движений» ­ бег в быстром темпе.   Декабрь Прогулка 5. «Наблюдение за снежинками» Цель: знакомство детей с красотой природы; показать, что падающие снежинки можно рассмотреть на темном фоне.  Ход наблюдения: Рассматривание   снежинок   на   темной   бумаге.   Они имеют строение узора. Все они разные. Разнообразие снежинок   в   зависимости   от   температурных   условий. Понаблюдать   за   падающими   снежинками.   Почему снежинки тают? Придумать загадки про снежинки. Приметы:  снежные хлопья стали крупными – значит жди оттепели. Пословицы   и   поговорки:  «Снега   надует   –   хлеба прибудет». Стихотворение и загадка про снежинки. Трудовая деятельность: уборка снега та участке. Дид. игра: «Добавь слог». Подвижная игра:  «Мороз, красный нос» Подвижная игра: «Лиса в курятнике». Индивидуальная   работа:  «Развитие   движений».   – попади в цель – упражнять в метании. Декабрь. Прогулка 7. «Наблюдение за погодой» Цель:  продолжать   знакомить   с   явлениями   природы; продолжать   формировать   эстетическое   отношение детей к окружающему миру. Ход наблюдения: Понаблюдать за снегопадом. Как красиво падает снег. Как   летят   снежинки   под   воздействием   ветра.   Какие снежинки   сегодня?   Вечером   понаблюдать   красотой падающего снега под фонарем. Приметы:  лег снег на морозную голую землю – хлеб будет, а на сырую – нет. Поговорки и пословицы: «Мороз не велик, да стоять не велит». Стихи и загадки про зиму. Трудовая деятельность:  Помочь малышам в уборке снега на площадке. Дид. игра: «Кто больше знает».  Игра­забава:  «Снайперы»   ­   развивать   меткость, глазомер. Подвижная игра: «Не оставайся на полу».». Индивидуальная работа:  «Белые снежинки» ­ учить плавно двигаться. Декабрь. Прогулка 8. «Наблюдение за снежинками» Цель:  конкретизировать  и углублять  представления  о зимних явлениях.  Ход наблюдения: Обратить внимание на снежинки, падающие с неба. Из чего   образуются?   Что   происходит   когда   их   много нападет на землю? На что похожи? Величина? Форма? Влажность? Температура? Что происходит с ними при сильном ветер? Приметы:  снежная   зима   предвещает   хороший   рост травы. Пословицы и поговорки: «Не то снег, что метет, а то, что сверху идет». Стихи и загадки про снежинки. Трудовая деятельность: Почистить тропинки от снега. Дид. игра: «Летает – не летает». Подвижная игра:  «Мяч водящему» ­ развивать умение бросать и ловить мяч. Подвижная   игра:  «Рыбак   и   рыбки»   ­   развивать ловкость». Зимняя   забава:  «Кто   дальше»   ­   развивать   силу, ловкость. Индивидуальная работа: «Змейка» ­ учить двигаться змейкой друг за другом. Декабрь Прогулка 9. «Наблюдение за следами птиц на снегу» Цель:  расширять   знания   о   зимующих   птицах;   учить видеть   особенности   их  поведения   зимой;     вызвать   у детей   желание   помогать   птицам   зимой;   учить   детей замечать особенности передвижения птиц по земле. Ход наблюдения: Обратить внимание на следы птиц на снегу. Какие они по  размеру   и   форме.   Почему   они   разные?  Сравнить следы разных птиц.  Приметы: вороны каркают у оттепели. Пословицы и поговорки: «Снега нет и следа нет». Стихотворение и загадка про птиц. Трудовая деятельность: вынести корм для птиц. Дид. игра: «Придумай сам». Подвижная игра:  «Мяч водящему» Подвижная игра: «Хитрая лиса». Индивидуальная   работа:  «Развитие   движений».   – попади в цель – упражнять в метании. Декабрь. Прогулка 10. Декабрь. Прогулка 11. «Рассматривание розеток подорожника и одуванчика» Цель:  расширять знания о приспособлении растений к холодному времени года.  Ход наблюдения: Раскопать с детьми место где осенью рос подорожник или одуванчик. Под снегом дети увидят прикорневую розетку.   Рассмотреть   его.   Рассказать   особенности. Сказать,   что   его   нужно   обратно   закопать   и   почему. Рассказать,   что   растение   не   погибло,   что   оно переживает зиму. Опыт: «Защитные свойства снега» ­ познакомить детей со свойствами снега. Приметы: декабрь теплый и сырой – к затяжной зиме и поздней и холодней весне. Пословицы   и   поговорки: украшение». Стихотворение и загадка про зиму. Трудовая деятельность: Расчистка снега на участке. –  учить работать в коллективе. Дид. игра: «Найди, что опишу». Подвижная игра: «Мяч водящему» Индивидуальная работа: «Попади комом снега в цель» ­ развивать меткость, глазомер.    «Растение   –   земли «Рассматривание коры деревьев» Цель:  конкретизировать   и   углубить   представления детей   о   способах   приспособления   растений   к изменившимся условиям существования; воспитывать интерес к жизни растений.  Ход наблюдения: Понаблюдать за деревьями. Спросить не замерзают ли они?   Почему?   Когда   они   расту?   Рассказать,   что   у дерева есть защита.  Приметы: снег прилипает к деревьям – тепло будет. Пословицы и поговорки: Кто с дерева кору снимает, его убивает» Стихи и загадки про деревья. Трудовая деятельность:  Помочь малышам в уборке снега на площадке. Дид. игра: «Отгадай­ка».  Подвижная игра: «Волк во рву» и «Горелки». Индивидуальная   работа:  «С   вала   на   вал»   ­   учить прыгать с вала на вал, развивать равновесие.

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок

Картотека прогулок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.08.2019