Картотека режиссёрских игр.

  • Документация
  • docx
  • 01.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: составление словесного портрета героя; фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями , придумывание его любимых блюд, занятий , игр; сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой; анализ придуманных поступков; работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа.
Иконка файла материала картотека режсёрских игр.docx
КАРТОТЕКА РЕЖИССЁРСКИХ ИГР .РЕКОММЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ РЕЖИССЁРСКИХ ИГР И К ПРОЦЕССУ РАБОТЫ НАД РОЛЬЮ. В процессе работы над ролью рекомендуется:  ­ составление словесного портрета героя;  ­ фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;  ­ сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;  ­ анализ придуманных поступков;  ­ работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;  ­ подготовка театрального костюма;  ­ использование грима для создания образа. Игры направленные на развитие сюжетосложения Карточка №1 Игра «Сотворение чуда»  Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей. Необходимые приспособления: «волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой другой предмет. Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что­нибудь смешное, попрыгай на скакалке)», — или предлагает что­нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место). Комментарий: эгоцентризм — одна из характерологических особенностей детей­ дошкольников. Им не свойственно сильно переживать по поводу чувств другого. Поэтому развитие эмпатий и децентрации, умения понять чувства другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании дошкольников. Карточка № 2^ Игра «Зоопарк» Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов. Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями. Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какими­либо чертами характера. Карточка №3 Игра «На мостике» Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости. Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30—40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать через черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют». Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца. Карточка№4 Игра «Ладонь в ладонь» Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта. Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д. Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (ввиде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д. Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя. Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения. Педагогические ситуации, разрешаемых с помощью режиссерской игры Карточка№1 «Погружение в сказку» «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой Ц: учить создавать воображаемую ситуацию. ситуации. Например, посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлечь внимание детей к какой­либо вещи: скамейка (Не с нее ли упало яичко?), миска (Может в этой миске испекли Колобок?) и т.д. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.  Карточка №2. «Специальное» зеркало. Ц: учить проигрывать различные эмоциональные состояния.  Чтение и совместный анализ сказок. Например, проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем ­ выделение героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети могут смотреться в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.  Карточка№3 «Интересные эпизоды из сказки». Ц: учить проигрывать отрывки из сказки по замыслу режиссёра. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением воспитателем и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей.Карточка№4 «Мы­режиссёры». Режиссерская игра со строительным и дидактическим материалом.  Ц: учить режиссёрской игре. Карточка№5 «Рисование картинок». Ц: учить рисовать сюжет к картинке по замыслу режиссёра. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.  Карточка№6. «Правила в играх». Ц: учить усваивать нравственные правила и задачи по замыслу режиссёра.. Словесные, настольно­печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.  Карточка№7 «Сюжеты в играх». Ц: учить составлять сюжеты по замыслу режиссёра. Если необходимо ввести проблемные игровые ситуации, то режиссерские игры могут проводиться в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведения или с заменой героев, сохранив содержание сказки.  Карточка №8. «Рак – отшельник». Цель: учить выбирать сюжет; создавать сценическое пространства. Действующие лица: Рак­отшельник, морская роза, медуза, водоросли, краб, мурена, дельфины. Игровые действия: Рак­отшельник, главное действующее лицо, ищет друга. Морская роза­,красавица, всегда печальна, тоже ищет друга. Медуза: очень высокомерна, ни с кем не хочет дружить. Краб: немного хвастлив и всегда готов повеселиться. Мурена: злая рыба, живет в своей норе, никого не хочет видеть, не желает ни с кем дружить, в обитателях моря видит только источник пропитания. Дельфины: дружная добрая пара, помогают всем морским жителям подружиться. ^ Описание сюжета: Солнце, песок, море. Рак­отшельник печален, море кажется ему серым. Проплывающие мимо дельфины советуют ему найти друга ­ тогда мир станет ярче. Рак­отшельник принимает их совет и пытается подружиться с медузой, но та остается равнодушной к его просьбе и уплывает. В поисках друга он встречает разных обитателей моря (краб, мурена), которые очень заняты собой и ни с кем не хотят дружить. Печальный рак подплывает к водорослям и встречает там прекрасную морскую розу. Она тоже страдает от одиночества. Рак­отшельник предлагает ей свою дружбу, и роза не отказывает ему. Они танцуют вместе и очень счастливы. ^ Основные моменты режиссерской игры: *Выбор сюжета: Для данной режиссерской игры выбрана сказка Б. Зоходера «Рак­ отшельник и роза». На первом этапе сказка была прочитана детям, и каждый ребенок выбрал себе роль того персонажа, который ему понравился.  *Создание сценического пространства: На сцене с помощью декораций, музыки создана атмосфера моря, где разворачивается действие сказки, очень важный момент режиссерской игры. Чем ярче, интереснее сценическое пространство, тем легче увлечь детей сюжетом сказки, игрой­спектаклем  *Создание сценического образа «Я» ­ не «Я»: В игре­спектакле «Рак­отшельник роза» сделана попытка создать пластические образы морских обитателей, создания образов были использованы такие элементы театрального искусства, как костюм и грим.  *Действие в соответствии с сюжетом сказки: Перед детьми ставится следующая задача ­ делать на сцене не то, что я хочу, а действовать в образе и по сюжету, т. е. я делаю то, что делает мой персонаж, Методом театральных этюдов, с помощь игры­импровизации воспитатель на репетициях помогает ребенку понять. Конспект игры «Лунтик» Цель: формировать чувство принадлежности к группе; помогать каждому ребенку чувствовать себя более защищено, преодолевать трудности в общении Оборудование: игрушка – Лунтик, фломастеры, контур фигуры Лунтика, мягкие игрушки: белочка, ежик, ширма, атрибуты для оформления: бумажные лилии, плоскостные деревья, настенные зеркала.^ Предварительная работа. Беседа о мультипликационном фильме про Лунтика и его друзей. Выучить песню с музыкальным руководителем “Лунтик”. Муз. и слова И. Пономаревой Ход игры. Педагог Далеко за семью морями, в жаркой стране поселилось необычное животное. Рано утром оно просыпается и радуется солнышку. Но пока оно спит. Закройте глазки и представьте себе сказочное животное. Но вот солнышко взошло, животное открыло глазки и смотрит на вас (в руках у психолога игрушка – Лунтик).  Солнышко припекает, и животное подставляет жарким лучам свои ладошки, мордочку, Открывайте глазки спинку. Радуется и улыбается Покажите, как животное радуется. Кто это?  Дети исполняют песню “Лунтик” Педагог Он предлагает нам, отправится в путешествие по сказочной стране. Садитесь в паровоз Игра “Паровозик с именем” (Цель: уметь работать в паре и договариваться). Правила: дети сцепившись за плечи друг друга двигаются по залу. Этот поезд не простой, его вагончики очень дружные, они крепко держаться друг за друга, никто не отстает, но никто и не убегает вперед . Вставайте друг за другом, положите руки на плечи .“ Паровоз”, который изображает ребенок меняется по сигналу педагога (называется имя ребенка). Педагог Вот наш паровоз остановился у озера. Подойдите к озеру (дети подходят к зеркалу), посмотрите в него. Лунтик тоже увидел свое отражение. Как вы думаете, ребята, он обрадовался или испугался? Ему понравилось свое отражение? Покажите как он обрадовался, испугался, удивился (показ пантомимы). ^ Раздается гудок паровоза.  Игра “Паровозик с именем” Педагог Наша следующая остановка на лесной полянке. Слышите, кто­то ругается? Из­за ширмы появляется белочка и еж. Белочка: Я с тобой играть не буду! Ты меня обижаешь!Белочка: Смотри, сколько ребят к нам в гости приехало. Ты их тоже всех будешь обижать, Еж: Да я тебя не обидел, а просто толкнул Еж: А эти ребята сами могут обижать не только меня и тебя, но и друг друга. Правда , толкать и обзывать? ребята? Ответы детей.  Педагог  В дружбе очень важно уметь договариваться друг с другом. Ведь даже лучшие друзья иногда спорят друг с другом, но никто не обижается, так как они умеют найти общий язык. Мы можем показать Ежику, как нужно договариваться. Лунтик для вас приготовил подарки – рукавички. Я разложу пары рукавичек с одинаковым рисунком, но не раскрашенные. Вы поднимите рукавичку и найдете себе пару. С помощью трех карандашей разного цвета постараетесь как можно быстрее раскрасить рукавички совершенно одинаково ( педагог при необходимости оказывает помощь в процессе Наша игра заканчивается, я предлагаю подарить ваши рукавички лесным жителям, чтобы работы).  они не ссорились. Дети дарят рукавички белочке и ежику.  ^ Правила драматизации (по Р. Калининой) ^ Правило индивидуальности. Драматизация ­ это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.  Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по­своему.  ^ Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.  Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.  ^ Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка ­ см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.  ^ Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом вам помогут вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?^ Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?  Атрибутика ( декорации) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика не должна быть сложной, дети изготавливают ее сами. Конспект режиссёрской игры по сказке «Гуси лебеди» в старшей группе Справка: к режиссёрским играм  можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок (или взрослый) не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой. ^ Программное содержание: Продолжать совершенствовать навыки детей в управлении настольными куклами,  совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки.  Развивать устойчивый интерес к игре­драматизации, умение детей последовательно и  выразительно пересказывать сказку;  Закреплять умение бесконфликтно общаться в ходе подготовки к драматизации сказки.  Предварительная работа: 1.Чтение сказки «Гуси­лебеди», беседы по содержанию сказки; 2. заучивание скороговорок на четкость дикции; 3. дыхательные тренинги; 4. беседы на тему: «Запомни театральные слова», «Разные жанры сценической речи»,  «Второстепенные персонажи», «Интонация главных героев»; 5. подготовка реквизита. Материал и оборудование: воздушный шарик; реквизит для показа сказки: изба + задний  план, куклы сестры и братца, печка, яблоня, речка, изображение леса, избушка Бабы­яги,  отдельные деревья, гуси­лебеди, ежик.   Ход: ^ 1.Игровая мотивация   Педагог: Ребята, к нам в окно залетел воздушный шарик, он так напуган.  Говорит, что за  ним гнались Гуси­лебеди, шипели, кричали. Ребята, может такое быть? Какую историю мы  знаем про гусей­лебедей и можем рассказать Шарику? (сказка «Гуси­лебеди») Педагог (Шарику): А знаешь, Шарик, мы с ребятами не только её расскажем,   но и сможем  показать  тебе в нашем театре. А ты удобно располагайся и смотри. ^ 2. Организация настольного театра  Педагог: Ребята , прежде чем мы начнем показ, расскажите, кто участвует в спектакле?(режиссер, актеры ,художник , музыканты и т.д.) Кто такой режиссер ? (Он самый главный  в театре, выбирает актеров, показывает куда расставить декорации, соблюдает  последовательность событий и т. д).  Педагог: Вот сейчас мы и выберем режиссера. Педагог и дети выбирают режиссёра Педагог: А теперь режиссер раздаст карточки с символами героев сказки. В соответствии с  вашими ролями, режиссер вас расставит на игровом столе. (карточки затем убираются в  коробку)