КАШУ МАСЛОМ НЕ ИСПОРТИШЬ
Оценка 5

КАШУ МАСЛОМ НЕ ИСПОРТИШЬ

Оценка 5
Лекции
docx
преподавание
8 кл—11 кл +1
05.05.2021
КАШУ МАСЛОМ НЕ ИСПОРТИШЬ
Здесь, может быть, лучше применить правило: «Кашу маслом не испортишь». Чем больше вы будете знать о герое, о событии, которое вас заинтересовало, тем лучше. Не беда, что многие факты потом отсеются: они все равно сослужили вам хорошую службу, помогли выбрать наиболее важное для заметки. Впрочем, как знать: порой даже незначительная деталь, которую вы записали в блокнот «на всякий случай», может стать потом главной в материале или хорошо проиллюстрировать какую-то мысль.
21+ КАШУ МАСЛОМ НЕ ИСПОРТИШЬ.docx

КАШУ МАСЛОМ НЕ ИСПОРТИШЬ

Материал для учителя

 

На все случаи жизни не выработаешь канонов, по которым можно было бы целесообразно определять: какие вопросы задать герою, о чем узнать, какие документы посмотреть, с кем поговорить.

Здесь, может быть, лучше применить правило: «Кашу маслом не испортишь». Чем больше вы будете знать о герое, о событии, которое вас заинтересовало, тем лучше. Не беда, что многие факты потом отсеются: они все равно сослужили вам хорошую службу, помогли выбрать наиболее важное для заметки. Впрочем, как знать: порой даже незначительная деталь, которую вы записали в блокнот «на всякий случай», может стать потом главной в материале или хорошо проиллюстрировать какую-то мысль.

Записная книжка, блокнот - верный спутник юного корреспондента. Где бы ты ни был, записная книжка всегда при тебе. В нее записываешь ценные мысли, удачные обороты речи, названия — словом, все, что может пригодиться в работе над материалом.

Хорошо написал о блокноте П. Брешенков из села Кинель, Черкассы:

В нем буквы ломаной строки -

Без запятых, кавычек, точек -

Бегут, спешат из-под руки

На белый маленький листочек.

В нем люди, факты, время, дни,

Обрывки фраз из разговора…

…Как оживут потом они

В корреспонденциях юнкора!

 

Оживут, если умело пользуешься блокнотом. А если нет...

Как же и когда пользоваться блокнотом, да и нужен ли он вообще?

Мнения расходятся - даже среди журналистов. Одни говорят, что блокнот сковывает собеседника, мешает откровенному, душевному разговору. А если, мол, и забудутся какие-то детали - туда им и дорога. Память сама отсортирует только то, что действительно нужно для будущей корреспонденции.

Вы уже готовы присоединиться к этому мнению? Не торопитесь. Вспомните-ка лучше, сколько веселых минут принесли вам «Записные книжки» Ильфа. С каким интересом читаются записные книжки Чехова. Спросите, зачем годами хранят так бережно свои старые блокноты газетчики...

Юные корреспонденты знают знаменитые очерки писателя В.Короленко. Чтобы написать их, ему пришлось переговорить со множеством людей, изучить гору документов. Да разве память все это удержит? А, кроме того, для обличительных материалов просто необходимы точнейшие записи, иногда даже заверенные собеседником.

И не беда, если кто-нибудь в душе назовет юного автора бюрократом. Для вас это уже не просто листки из блокнота, а документы, которые - кто знает! - могут сослужить хорошую службу впоследствии, когда придется доказывать свою правоту настоящим бюрократам.

Впечатления, наблюдения, разговоры Короленко тут же заносил в блокнот. Бывало, писатель даже и не вынимал его из кармана: мысли собеседника, особенные обороты речи, меткие, яркие выражения приходилось нацарапывать кое-как, незаметно, на клочке газеты, на обложке случайной книги, даже на краешке той желтой сосновой тесины, на которой сидели собеседники. Конечно, неграмотный, забитый крестьянин сразу замолчал бы, увидев в руках Короленко солидную записную книжку... Другое дело, если вы беседуете с академиком или чемпионом страны по гимнастике. Эти люди привыкли к газетчикам. Их не только блокнот - и киноаппарат не спугнет.

Многое зависит и от характера беседы. Если вы разговариваете с главным инженером о перспективах развития завода, ваш собеседник даже заинтересован в том, чтобы вы как можно точнее и аккуратнее записали то, что он говорит. Но если вы пришли к той же девушке, чтобы написать о ней очерк, тут уж прячьте свой блокнот подальше. Ведь вам надо вызвать человека на самый задушевный разговор, расположить его к себе, чтобы эта девушка поверила: перед ней умный, сердечный человек, которого искренне интересует ее судьба. И незачем приставать к ней с назойливыми, элементарными вопросами о фамилии и так далее. Все эти «анкетные», официальные сведения лучше узнать заранее. И заранее записать их в блокнот. А если вы этого не сделали, так лучше восполните пробел после, когда разговор - настоящий, по существу дела - уже состоится. Тогда ваши дополнительные вопросы, уточнения уже не вызовут у девушки усмешки. Она вас узнала, поняла и теперь охотно и без стеснения ответит на любой вопрос.

И все-таки, для чего же нужен блокнот? «Если меня неотвязно мучает какая-то тема, а сесть за нее сейчас недосуг, я очень коротко записываю эту тему, чтобы вернуться к ней позже, и она от меня на время отстает», - говорит Константин Федин. Да, блокнот – это, прежде всего, кладезь тем. Тех, к которым журналист когда-нибудь (может быть, даже через десятки лет!) обратится, и тех, что так и умрут в блокноте хозяина, не появившись на свет.

С трех строчек в записной книжке А.П.Чехова начал свою жизнь блестящий рассказ «Человек в футляре». Вот эти три строки:

«Человек в футляре, в калошах, зонт в чехле, часы в футляре, нож в чехле. Когда лежал в гробу, то, казалось, улыбался: нашел свой идеал».

Бывает, бросится вам в глаза какой-то образ, удивит какая-то мысль, а то и незначительная деталь, мелькнет ассоциация. Сразу, тут же, вы даже не «додумаете» замеченное до конца. Но интуиция подсказывает, что «заметка» сгодится когда-нибудь... Не поленитесь, черкните две строчки в блокнот, и они могут отплатить вам интересным очерком или фельетоном.

Записная книжка, как верный друг, не даст вам соврать, выручит в беде - вовремя напомнит забытое имя, полузабытый жест вашего героя, название, термин, с «уст» блокнота сорвется то самое нужное слово, которое вы на лету поймали, когда беседовали с вашим героем.

Но друга надо уважать, ценить. Если вы забудете эту заповедь, он жестоко отомстит...

Один довольно квалифицированный журналист вернулся из командировки. Очерк его поставили в номер. Вечером главный редактор звонит автору:

- Нужно указать название хозяйства. Автор очерка рылся, рылся в своем блокноте, который он, надо сказать, ведет безалаберно, и наткнулся на название деревни.

- Деревня Василькове, - говорит он редактору.

- Я сказал название хозяйства; а не название деревни.

Опять лихорадочно перелистывается блокнот, тщательно изучаются собственные каракули. И вдруг фамилия: «Лаптев». Автор очерка звонит главному редактору:

- Сельхозартель имени Лаптева.

- Лаптева? - с сомнением переспрашивает редактор. - А кто такой Лаптев? Почему его именем назван колхоз?

Журналист не знает, брякает первое, что приходит в голову:

- Это в честь одного из полярных исследователей. Знаете, есть еще море Лаптевых.

- А при чем здесь Лаптевы?

- Не знаю. Кажется, один из них - земляк.

- Кажется, кажется! - проворчал редактор и с тоской посмотрел на часы.

Очерк был напечатан, а через неделю пришло письмо из того самого села. Сельчане писали, что хотя их почтальон Леня Лаптев и неплохой парень, но они пока еще не думают его имя присваивать артели.

Так безалаберные записи в блокноте стали виновником газетной ошибки.

Трудно советовать, как именно вести записи. Но, например, метод Ильи Мироновича Шатуновского, известного фельетониста, рекомендовать стоит. Для беседы со своими героями он каждый раз берет новый блокнот. Первые пять-шесть листков оставляет чистыми, а запись беседы начинает уже на последующих страницах. На первых потом записывает номера телефонов, фамилии, адреса учреждений. Это очень удобно: не надо перелистывать весь блокнот и выискивать фамилию или адрес нужного человека. Все это на виду, под рукой.

Одно правило абсолютно обязательно для всех - аккуратность, безусловная точность записей. Это закон.

И не надо лениться записывать. Иногда кажется, что деталь и не пригодится вовсе. А сядешь писать, начнешь перелистывать блокнот и вдруг обнаружишь, что именно эта «несущественная» пешка выходит неожиданно в дамки... Ведь в процессе работы над материалом может измениться угол зрения, сам поворот темы...

 

Подготовил Владимир Иванович Толстиков


 

КАШУ МАСЛОМ НЕ ИСПОРТИШЬ Материал для учителя

КАШУ МАСЛОМ НЕ ИСПОРТИШЬ Материал для учителя

Многое зависит и от характера беседы

Многое зависит и от характера беседы

Трудно советовать, как именно вести записи

Трудно советовать, как именно вести записи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2021