Материал к факультативному занятию по «Истории казачества России» на тему тему Казачий уклад жизни. Казачий быт в старину
Цели- формирование образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота на основе изучения исторически сложившихся традиций российского казачества. Формировать у школьников познавательный интерес к истории и традициям российского казачестваМатериал может быть использован в кадетских корпусах и школах.
Материал к факультативному занятию по «Истории казачества России» на
тему Казачий уклад жизни. Казачий быт в старину
Материал может быть использован в кадетских корпусах и школах.
Характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал, как вторую
кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе
носить чужую одежду.
Любили казаки застолье, общение, любили и выпить, но не напиться, а попеть
песни, повеселиться, поплясать. За столом у казаков горилку не разливали, а
подносили на разносе (подносе) и, если кто уже перехватил “лишку”, то его
просто обносили, а то и отправляли проспаться. Не принято было неволить:
хочешь пей. Не хочешь – не пей, но рюмку обязан поднять и пригубить,
поговорка говорила “подавать можно, неволить нельзя”. Застольная песнь
напоминала: “Пей, но ум не пропивай”.
В обиходе казачьей жизни было много и других особенностей быта, которые
были порождены условиями их жизни. Нередко, особенно от людей,
интересующихся прошлым (чаще от женщин) можно было услышать: “Вот вы,
казаки, как дикари, никогда под ручку с женой не появлялись на улице – она
идет сзади или сбоку, вы даже ребенка на руках на улице не носили” и прочее.
Да, было когдато и это, но обуславливалось заботой о женщине, чтоб не
нанести ей лишний раз душевной травмы. Проводя жизнь в боях, казаки,
естественно, несли потери и нередко значительные. И представьте казака,
идущего в обнимку со своей любезной, а навстречу – другая молодая мать
казачка, потерявшая мужа – с одним ребенком на руках, а другой держится за
подол. Что творится в душе этой казачки, когда малыш спрашивает: “Мама, а
где мой батя?”. По той же причине и с ребенком на руках казак не появлялся
на людях.
Длительный период у казаков были в обычае мужские беседы (гуляние
отдельно от женщин), так и женские без мужчин. А когда собирались вместе
(свадьбы, крестины, именины), то женщины садились по одну сторону стола, а
мужчины – по другую. Это вызывалось тем, что под воздействием хмельного
казак по отношению к чужой жене мог допустить какието вольности, а казаки
скорые на расправу, пускали в ход оружие.
Характерно: в прошлом у казаков в свадебных торжествах могли участвовать
только женатые и замужние. Для неженатой молодежи отдельно проводилисьвечеринки и в доме жениха, и в доме невесты до основной свадьбы – это было
заботой о нравственности устоев молодежи – ибо на свадьбе в торжествах и
пожеланиях допускались определенные вольности.
Очень был востребован культ подарков и гостинцев. Никогда казак не
возвращался после долгой отлучки из дома без подарков, а при посещении
гостей и в гости не ходили без гостинца.
У терских и отчасти у кубанских казаков был принят обычай: перед засылкой
сватов жених кидал свою палку во двор невесты. У Яицких казаков отец
невесты не справлял приданое, по договоренности уплачивал деньги – за
приданое – так называемую “кладку” – отец жениха.
Источник http://cossackinozemcevo.ru/kazachiybytvstarinu