Гомер
Имена людей – часть истории народов, лингвистическое свидетельство их исторических контактов. Любое слово, которым именовали человека, окружающие начинали воспринимать как его личное имя, и, следовательно, любое слово могло стать именем. В имени, независимо от воли называющих, отражается культура и социальная жизнь общества.
Смагулова Ш.О.статья.docx
Об использовании модуля Программы «Обучение критическому
мышлению» на уроках русского языка.(4 класс)
Смагулова Шолпан Оразовна
учитель русского языка и литературы
школылицея № 169 города Алматы
Не мыслям надобно учить, а мыслить.
Иммануил Кант.
ответственность,
целеустремленность,
Я считаю, что критическое мышление является одним из самых
эффективных подходов обучения и включает в себя взаимосвязь
современных технологий. Это обучение и через диалог, и оценивание
учащихся для обучения, и обучение талантливых и одаренных детей, и
обучение в связи с возрастными особенностями учащихся.
Критическое мышление – ведущее современное педагогическое
понятие, актуальное для развития преподавания и учения в Казахстане.
Это «мышление о мышлении», которое подразумевает умение рассуждать
по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом
(Руководство для учителя, стр.144).
Развитие критического мышления способствует выработке таких
качеств как:
независимость,
уверенность в себе, способность к самообучению. Уметь анализировать,
размышлять, критиковать, оценивать, быть
способными обучаться
самостоятельно, стремиться к самосовершенствованию.
Существуют базовые навыки критического мышления наблюдение,
анализ, вывод, интерпретация. Все эти навыки я должна была развить у
учащихся, в атмосфере сотрудничества.
В основе технологии развития критического мышления лежит
трехфазная структура урока: 1) вызов; 2) осмысление; 3) рефлексия. На
уроках , я постаралась разнообразить формы и методы проведения уроков,
актуализировать, пробудить, помогать в активном восприятии материала
учащимися.
Для проведения эффективных уроков, я разработала среднесрочное
планирование, где я отразила все мои цели, методы и приемы которые я
буду использовать, и в итоге получить ожидаемый результат.
Урок начался с психологического настроя учащихся на работу,
деление на группы по принципу «Собрать слова по значению », это
показало, что необходимо понимание особенностей и интересов учащихся
и внимание к их отношениям и эмоциям. Заострила внимание на « Правилах работы в группе», которые были совместно разработаны
заранее.
На стадии вызова я побуждала учащихся к работе, к обращению за
уже имеющимися знаниями, вызывала интерес к работе. Для этого я
применила стратегию « Тонких и толстых вопросов», где учащиеся
задавали вопросы открытого и закрытого типа. Какой город Астана?
Какой город Алматы? Что лежит в горах Алматы? Определяла
отправную точку, все ответы принимались в благоприятной обстановке в
атмосфере сотрудничества.
Для того, чтобы подвести учащихся к самостоятельному
определению темы урока и ее значимости я провела «Мозговой штурм» ,
где они разгадывали кроссворд, при правильном разгадывании в центре
выходило ключевое слово, название темы урока «Глагол». Данная работа
способствовала мотивации и активизации учащихся. Здесь, я показала
значимость ответа каждого учащегося, чтобы вовлечь их в активную
деятельность. Они уже задумывались над тем, чему им нужно научиться на
уроке, как этого достичь.
При возникновении вопросов не обязательно, что источником знания
будет являться учитель, однако ученики и учителя могут совместно
проводить исследование…, учителя могут помочь ученикам думать
критически о способах поиска, об оценке и отборе найденной
информации. Диалогическая педагогика означает, что дети и учителя
устанавливают взаимоотношения в открытиях и обучении. (Руководство
для учителя, стр.147).
На стадии вызова , я мотивировала учащихся на работу, здесь ранее
полученные знания выводились на уровень осознания.Они становились
базой для получения новых знаний. Для осмысления материала я
использовала прием «Кластер». Каждой группе были даны картинки
домашних животных , к которым необходимо было подобрать глаголы.
Сначала была индивидуальная работа, каждый учащийся записывал в
тетради , затем обсуждали в группе и составляли «Кластер». Защита
кластеров прошла интересно, каждая группа защищала свою работу и
считала, что у них лучше. Учащиеся работали с кластером, и они были
очень активны, им было все понятно и интересно.
На стадии осмысления, для закрепления материала были даны
письменные задания, после выполнения которых учащиеся обменивались
тетрадями с соседом по парте для проверки задания, и оценивали работу
по озвученным ранее критериям. Это дает возможность закрепить
изученный материал посредством оценивания работ друг у друга.
Преимуществом взаимооценивания является то , что учащиеся учатся
отмечать сильные и слабые стороны других и, таким образом,
анализируют собственные знания. Каждый этап работы оценивался кружками «Светофор»,в конце
урока , группы поощрили на лестнице успеха. Затем, каждый учащийся
оценивал себя сигнальными карточками: Я открыватель, у меня все
получалось; я доказывал, спорил; я помощник. Все это было в
доброжелательной атмосфере, что способствовало учащимся увереннее
чувствовать себя.
Проведение рефлексии, в устной форме, через прием «Древо познаний»,
и в письменной форме, заполнение «Анкеты», где они писали или
оставляли отметки (стикерами) о том, что они знали, что узнали, что им
было непонятно, заставило учащихся обратиться к теме, обменяться
мнениями, поразмышлять над своими достижениями в усвоении материала.
Проведение рефлексии на уроке способствовало не только лучшему
осмыслению темы урока, но и запоминанию.
Критическое мышление это не критика или отрицание, неприятие
чеголибо вообще, а умение анализировать, делать выводы, оценивать.
Учитель на уроке должен сотрудничать с учащимися, выступать как
равный партнёр, должен дать возможность раскрыться каждому , выработать
у них умение мыслить и убедить каждого в его уникальности. Таким образом,
на уроке учащиеся из разряда пассивных слушателей должны перейти в разряд
активных участников познавательного процесса. Центральной фигурой на
уроке должен быть не учитель, а ученик.
Я считаю, необходимым, развивать у учащихся умения анализировать,
аргументировать свои ответы, рассуждать, объяснять, доказывать, делать
выводы, побуждать учащихся предлагать новые идеи, исследовать. Я
старалась способствовать формированию у учащихся умение работать в
сотрудничестве, вырабатывать умение работать с информацией, умение её
интерпретировать, научить применять полученную информацию в жизни,
повысить мотивацию к учению.
Для этого я должна была сделать урок интересным, вовлечь в работу
всех учащихся, создать в классе атмосферу сотрудничества.
Применение методов критического мышления на уроках позволит
учащимся приблизиться к процессу познания. Процесс обучения
ориентирован на каждого учащегося и позволит ребёнку не принимать истину
в готовом виде, а отыскивать её самому, поэтому это способствует
эффективности учебного процесса. В результате у учащихся повысится
интерес к предмету, к процессу обучения, повысится эффективность
восприятия материала урока, у них появится желание «получать» знания
самостоятельно. Они будут более дисциплинированными, активными, более
терпимыми друг к другу.
На уроках учащиеся научаться аргументировать, рассуждать,
анализировать, предлагать свои идеи, выбирать главное, делать выводы,
учиться оценивать свою деятельность на уроке, у учащихся повысится
мотивация к учению. Позволяет создать в классе атмосферу сотрудничества, способствовать
развитию у детей самостоятельности, навыков аргументирования, критически
подойти к учебному процессу. Позволит учителю критически подойти к
уроку
В дальнейшем, на своих уроках, я буду использовать методы и приёмы
развития критического мышления. Я буду обмениваться опытом с другими
учителямипрактиками и использовать их опыт в своей работе.
КАЗАХСКИЕ ИМЕНА: НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ И МОДА.
КАЗАХСКИЕ ИМЕНА: НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ И МОДА.
КАЗАХСКИЕ ИМЕНА: НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ И МОДА.
КАЗАХСКИЕ ИМЕНА: НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ И МОДА.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.