Кейс-метод и его использование на уроках в 1-4 классах
Кейс-метод (Case study) представляет собой технологию обучения, использующую описание реальных экономических, политических, правовых, педагогических, социальных ситуаций. Под кейсом (от англ. – случай, ситуация) понимается письменное описание какой либо реальной ситуации. Также кейс может быть представлен в виде аудио-, видеозаписи.
Впервые метод был использован в 1924 году в Гарвардском университете, с 1990 годов Россия посылает стажеров для обучения преподаванию с использованием этого метода.
Кейс по своей сути является разновидностью групповой исследовательской аналитической деятельности, проектной технологии, порождающей эффект синергии. Деловая игра и кейс-метод являются родственными методами, что создает возможности для их сочетания в учебном процессе.
Работа с кейсами является «любимым» методом педагогов, легким в исполнении и приближающим обучающегося к реальности.
Источники создания кейсов
Различают «полевые» (основанные на реальном материале) и «кресельные» (вымышленные) кейсы. В качестве основных стадий создания кейса можно выделить следующие:
определение раздела курса, которому посвящен кейс;
формулирование целей и задач;
определение проблемной ситуации (кейс-метод предполагает не только формулировку проблемы, но и ее решение);
описание ситуации, случая.
В качестве источников формирования можно использовать художественную и публицистическую литературу, оперативную информацию СМИ, Интернет-ресурсы, монографии, реальные события жизни и профессиональной деятельности, которые могут подсказать идею, определить сюжетную канву кейса. Научность и строгость кейсу придают статистические данные. Условия, которые нужно учитывать при составлении описания конкретной ситуации, таковы.
Ситуация отражает реальный профессиональный сюжет: «так есть», а не «так может быть»!
Разработка кейса ведется на местном материале.
Ситуация должна отличаться «драматизмом» и содержать необходимое количество информации.
Ситуация должна быть написана простым языком и не должна содержать подсказок относительно способов решения.
Ситуация должна сопровождаться инструкциями по работе с ней.
Объем исходной информации в кейсе может включать от 10-15 строк до 5-6 страниц текста. Разновидностью кейс-метода является разбор корреспонденции (баскетметод, или «корзина»). «Корзина» представляет собой объемную папку документов, которые нужно разобрать с точки зрения приоритетов их исполнения.
В кейс-методе можно использовать «мозговой штурм» в той ситуации, когда группа осознает объективные затруднения в осмыслении содержания кейса или нуждается в совместном поиске решения.
Деловая игра и кейс-метод являются родственными методами обучения, позволяющими их объединять в процессе обучения. Например, деловая игра включается в описание кейса, решение которого предполагает проигрывание ситуации для получения дополнительной информации или описание ситуации включается в деловую игру. Дискуссия также занимает одно из главных мест в кейс-методе.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.