Кейс технология и возможности применения на уроках обществознания.

  • docx
  • 09.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала статья Использование кейс-технологии на уроках обществознания.DOCX

Автор: Юферова И.П

Статья на тему:

Использование кейс-технологии на уроках обществознания

Кейс-технологии представляют собой эффективный метод обучения, основанный на анализе конкретных ситуаций и проблем. Этот подход активно используется на уроках обществознания, позволяя учащимся развивать критическое мышление, навыки анализа и принятия решений.

1.Сущность кейс-технологий.

Кейс-технология включает в себя изучение явлений на основе конкретных случаев, что позволяет учащимся:

- анализировать реальную информацию и принимать обоснованные решения.

- развивать навыки работы с документами и первоисточниками.

- формировать критическое мышление и способность к самостоятельному обучению.

Метод кейса требует от учеников активного участия в учебном процессе, что способствует более глубокому пониманию материала и его практическому применению[1][2][3].

2. Преимущества использования кейс-технологий.

1. Активизация учебного процесса: учащиеся становятся активными участниками обсуждений, что повышает их заинтересованность в предмете.

2. Развитие компетенций: кейс-методы способствуют формированию умений работать в команде, публично выступать и анализировать информацию[4][5].

3. Погружение в контекст: ученики эмоционально вовлекаются в изучаемые темы, что формирует их ценностные установки и ответственность за выбор решений[2][6].

3.Методика применения кейс-технологий.

Кейс-технологии могут быть использованы на различных этапах урока:

-подготовка: учитель предоставляет учащимся материалы для анализа (кейсы), которые содержат информацию о реальных ситуациях.

- групповая работа: учащиеся работают в малых группах для обсуждения проблем и выработки решений.

- презентация результатов: группы представляют свои выводы, что позволяет организовать дискуссию и обмен мнениями[3][4][7].

4. Виды кейсов.

Кейсы представляют собой описания конкретных ситуаций или проблем, используемые для обучения и анализа в различных областях. Существует несколько классификаций кейсов, основанных на различных признаках, таких как структура, объем информации и задачи.

Выделяют следующие основные виды кейсов:

1. Структурированные кейсы:

   - Краткое и точное изложение ситуации с конкретными данными.

   - Предполагают наличие одного или двух правильных ответов.

   - Используются для оценки знаний и навыков в определенной области[1][3].

2. Неструктурированные кейсы:

   - Объемный материал с множеством данных (до 50 страниц).

   - Оценивают стиль мышления и способность выделять главное.

   - Предполагают несколько возможных решений[1][3].

3. Первооткрывательские кейсы:

   - Не имеют четкого ответа, акцент на креативности и нестандартном мышлении.

   - Могут быть короткими (от одной до десяти страниц) и содержать ключевые понятия[1][4].

По формату:

1.Текстовые кейсы: описание проблемы в формате статьи или отчета, дополненное графикой (фото, диаграммы) для лучшего восприятия[2].

2. Презентации: визуальное повествование с минимальным текстом, оформленное в в стиле[2].

3.Видеокейсы: короткие фильмы о конкретных случаях, требующие профессионального видеопродакшена[2].

По задачам:

1. Кейс-ситуация: описание проблемной ситуации с необходимой информацией для поиска оптимального решения[5].

2. Кейс предприятия: характеристика предприятия с задачей анализа ситуации без необходимости принятия решения[5].

По объему информации:

1.Комплексные кейсы: объемные (от 15 страниц), содержащие много первичных данных и мнений, требуют самостоятельного анализа информации[5][6].

2.Мини-кейсы: краткие описания бизнес-проблем (1-4 страницы), достаточно информации для принятия решения[5][6].

 Специфические типы:VUCA-кейсы: Ориентированы на нестабильные и неопределенные условия (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity) и требуют гибкости в принятии решений[6].

Каждый из этих видов кейсов имеет свои особенности.

5. Визуальные материалы.

Использование фото-кейсов или иллюстраций может помочь детям лучше воспринимать информацию. Например, на фотографиях изображены различные опасные ситуации (например, дети на дороге), и учащиеся должны обсудить, что неправильно и как можно избежать опасности.

Использование визуальных материалов, таких как иллюстрации или видео, может помочь детям лучше понять обсуждаемые темы и сделать уроки более наглядными.

Перед просмотром видео важно провести организационную подготовку:

- Ознакомить учащихся с темой видео и объяснить ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание.

- Подготовить вопросы для обсуждения после просмотра.

- После просмотра видео следует организовать обсуждение:

  • Какие права были затронуты?
  • Как можно было бы изменить ситуацию?
  • Что делать, если кто-то столкнется с подобной проблемой?

Для создания видео-кейсов используются различные методы и подходы, которые обеспечивают их эффективность в образовательном процессе.

6. Методы создания видео-кейсов.

1. Определение цели видео-кейса. Прежде всего, необходимо четко определить, какую цель вы хотите достичь с помощью видео-кейса. Это может быть демонстрация реальной ситуации, развитие практических навыков или повышение мотивации учащихся.

2. Выбор темы. Тема должна быть актуальной и интересной для целевой аудитории, а также связанной с учебным материалом.

3. Разработка сценария. Сценарий должен быть логичным и последовательным, включая описание ситуации, проблемы и возможные решения. Он должен отражать реальную жизненную ситуацию и содержать элементы проблемного обучения.

4. Выбор формата. Формат видео-кейса может варьироваться от документального фильма до анимационного видео или интерактивного урока. Выбор формата зависит от содержания и целей кейса.

5. Создание видео. Для съемки можно использовать различные устройства — камеры, микрофоны и программное обеспечение для монтажа. Важно обеспечить хорошее качество звука и изображения.

6. Монтаж видео. Монтаж является одним из ключевых этапов, где собираются все отснятые материалы в единое целое. Используются программы для редактирования видео, такие как Adobe Premiere Pro или Movavi.

7. Тестирование видео-кейса. Перед использованием в обучении необходимо провести тестирование, чтобы убедиться в его эффективности и восприятии целевой аудиторией.

8. Оценка результатов. После применения видео-кейса в учебном процессе важно оценить его влияние на обучение, используя статистическую обработку данных и обратную связь от учащихся.

Использование видео-кейсов в обучении позволяет:

  • Синтезировать визуальную и аудиальную информацию, что способствует лучшему усвоению материала.
  • Демонстрировать реальные ситуации в динамике, что делает обучение более наглядным и интересным.
  • Обеспечивать высокий уровень вовлеченности учащихся через интерактивные элементы и обсуждения после просмотра

Для обучения с использованием видео-кейсов можно выделить несколько типов, которые оказываются наиболее эффективными. Эти типы помогают учащимся лучше усваивать материал и развивать практические навыки.

7. Типы видео-кейсов для обучения.

 1. Ситуационные видео-кейсы. Эти видео показывают конкретные жизненные или профессиональные ситуации, с которыми могут столкнуться учащиеся. Они помогают проанализировать проблемы и найти решения.

- Пример: Видео о конфликте в команде, где учащиеся должны определить причины конфликта и предложить пути его разрешения.

 2. Документальные видео-кейсы. Эти видео представляют собой документальные съемки реальных событий или процессов, что позволяет учащимся увидеть практическое применение теоретических знаний.

- Пример: Документальный фильм о работе социальных служб, который иллюстрирует права детей и способы их защиты.

 3. Игровые видео-кейсы. В этих видео используются актеры для создания сценариев, которые демонстрируют различные сценарии поведения и их последствия.

- Пример: Сценарий, в котором группа подростков сталкивается с проблемой выбора между давлением сверстников и соблюдением своих принципов.

4. Анимационные видео-кейсы. Анимация может быть использована для объяснения сложных концепций или ситуаций в доступной и увлекательной форме.

- Пример: Анимационное видео, объясняющее права ребенка через приключения персонажа.

5. Интерактивные видео-кейсы. Эти видео позволяют учащимся принимать решения в процессе просмотра, что делает обучение более активным и вовлекающим.

-Пример: Видео, где учащиеся выбирают, как действовать в различных ситуациях, и видят последствия своих решений.

 8. Преимущества использования видео-кейсов.

-  Видео-кейсы обеспечивают наглядность, что помогает лучше понять материал.

- Учащиеся учатся анализировать ситуации и принимать обоснованные решения.

- Интересные сюжеты и персонажи способствуют большему вовлечению учащихся в процесс обучения.

- Видео-кейсы могут быть применены на разных этапах обучения — от актуализации знаний до закрепления материала.

Использование видео-кейсов в образовании приносит множество положительных результатов, которые подтверждаются как практическим опытом, так и исследованиями. Вот основные результаты, полученные при применении видео-кейсов в учебном процессе:1. Повышение успеваемости

Исследования показывают, что в группах, где используются видео-кейсы, наблюдается рост успеваемости студентов. Это связано с тем, что видео-кейсы помогают лучше усваивать материал и применять его на практике[1].

 2. Развитие практических навыков

Видео-кейсы способствуют развитию таких навыков, как анализ, принятие решений и коммуникация. Учащиеся учатся осмысленно подходить к решению проблем и применять теоретические знания в реальных ситуациях[2][4].

 3. Активное обучение

Использование видео-кейсов поддерживает активное обучение, позволяя студентам участвовать в обсуждениях и решении задач. Это повышает их вовлеченность в процесс обучения и интерес к изучаемым предметам[2][5].

 4. Формирование профессиональных компетенций

Кейс-технологии помогают студентам развивать профессиональные компетенции, необходимые для успешной работы в их будущей профессии. Они учат работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения[3][4].

 5. Улучшение понимания теоретического материала

Видео-кейсы служат иллюстрацией к теоретическим концепциям, что помогает студентам лучше понять сложные темы и увидеть их применение на практике[2][5].

 6. Повышение мотивации

Учащиеся становятся более мотивированными к обучению, когда видят практическую пользу от получаемых знаний. Видео-кейсы делают процесс обучения более наглядным и интересным[4][5].

 7. Самостоятельное обучение

Видео-кейсы также способствуют самостоятельному обучению, так как учащиеся могут изучать материал в удобном для себя темпе и времени[2].

9. Примеры кейсов.

На уроках обществознания можно использовать различные кейсы, которые способствуют активному обучению и развитию критического мышления у учащихся. Вот несколько конкретных примеров кейсов, которые могут быть полезны:

1)тема: Защита прав несовершеннолетних Класс: 9

  Задание: Работа с документами, такими как «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция РФ и Гражданский кодекс.

Цель: Анализ прав детей и обсуждение механизмов их защиты.

2) тема: Мораль и моральные нормы.  Класс: 10

- Задание: Разделение на группы для обсуждения принципов морали и их актуальности в современном мире. Вопросы могут включать: "Каковы принципы морали?" и "Что значит 'быть человечным'?"[3][4].

 3) тема: Проблемы экологии и устойчивого развития. Класс: 11

- Задание: Исследование конкретных экологических проблем в регионе (например, загрязнение воздуха или воды) и разработка предложений по их решению.

- Материалы: Статистические данные, законодательные акты и примеры успешных инициатив[2][3].

 4) тема: Права и свободы человека и гражданина. Класс: 9

Право на общение с родителями

- Ситуация: Рассматривается случай, когда родители разводятся, и один из них ограничивает общение ребенка с другим родителем.

- Задание: Учащиеся анализируют права ребенка на общение и обсуждают, как можно защитить эти права в суде.

 5) тема: Право на образование

- Ситуация: Ребенок не может посещать школу из-за отсутствия средств на транспорт или других причин.

- Задание: Учащиеся исследуют, какие права у ребенка в отношении получения образования и как государство должно обеспечивать доступность образования для всех.

 6) тема: Право на защиту от насилия

- Ситуация: Ребенок подвергается насилию в семье или в школе.

- Задание: Учащиеся обсуждают, какие действия могут предпринять дети и взрослые для защиты прав детей, а также какие организации могут помочь в таких ситуациях.

 7) тема: Право на личную неприкосновенность

- Ситуация: Учитель или взрослый вмешивается в личную жизнь ребенка без его согласия (например, проверяет личные сообщения).

- Задание: Учащиеся анализируют, что такое личная неприкосновенность и как ее можно защитить.

8) тема: Право на участие в принятии решений

- Ситуация: Ребенок хочет выразить свое мнение о том, с кем он хочет жить после развода родителей.

- Задание: Учащиеся обсуждают, как важно учитывать мнение ребенка и какие права у него есть в этом процессе.

 9) тема: Право на защиту от насилия

 - Ситуация: Ребенок сталкивается с ситуацией, когда его обижают в школе.

 - Задание: Учащиеся обсуждают, какие права у них есть в таких ситуациях, и как они могут обратиться за помощью к взрослым или в специальные организации. Право на образование

- Ситуация: Ребенок не может посещать школу из-за финансовых трудностей семьи.

- Задание: Учащиеся исследуют, как можно помочь этому ребенку и какие организации могут оказать поддержку.

10) тема: Правила дорожного движения

- Ситуация: Дети наблюдают, как пешеходы неправильно переходят дорогу.

- Задание: Учащиеся анализируют ситуацию и предлагают правила безопасного поведения на дороге. Это может включать обсуждение знаков дорожного движения и правил перехода улицы.

11) тема: Безопасное поведение в интернете

- Ситуация: Ребенок получает странные сообщения от незнакомца в интернете.

- Задание: Учащиеся обсуждают, как правильно реагировать на такие ситуации, какие меры предосторожности следует соблюдать в сети.

12) тема: Честность и порядочность

- Ситуация: Учащийся находит кошелек с деньгами в школе.

- Задание: Обсудить, что делать с найденным кошельком. Учащиеся могут рассмотреть разные варианты действий: вернуть его владельцу, отдать учителю или оставить себе. Затем они анализируют последствия каждого выбора.

13) тема: Ответственность за свои действия

- Ситуация: Ребенок случайно разбивает окно в школе во время игры.

- Задание: Учащиеся обсуждают, как следует поступить в этой ситуации. Важно рассмотреть, почему важно взять на себя ответственность и как это влияет на отношения с другими.

14) тема: Уважение к другим

- Ситуация: Один из учеников подвергается насмешкам из-за своей внешности или увлечений.

- Задание: Учащиеся обсуждают, как можно поддержать этого человека и почему важно проявлять уважение к каждому. Можно также обсудить, как насмешки могут повлиять на психическое здоровье.

15) тема: Справедливость

- Ситуация: На уроке учитель делит конфеты между учениками, но один из них не получает ни одной.

- Задание: Учащиеся должны обсудить, что такое справедливость и как можно решить эту ситуацию так, чтобы каждый получил равную долю.

16) тема: Доброта и помощь другим

- Ситуация: Ребенок видит, что его одноклассник испытывает трудности с выполнением домашнего задания.

- Задание: Учащиеся обсуждают, как они могут помочь своему однокласснику и почему важно быть добрым и отзывчивым.

 

Для обучения детей о правах и безопасности можно использовать видео-кейсы, которые представляют собой короткие видеофильмы, демонстрирующие конкретные проблемные ситуации. Вот несколько примеров видео-кейсов:

1. Право на защиту от насилия

  • Содержание: Видео показывает ситуацию, в которой ребенок подвергается bullying в школе.
  • Задание: Учащиеся обсуждают, какие действия можно предпринять для защиты себя и других, а также какие права нарушаются.

2. Безопасность в интернете

  • Содержание: Видео иллюстрирует случай, когда ребенок общается с незнакомцем в сети.
  • Задание: Обсуждение правил безопасного поведения в интернете и как распознать потенциальную опасность.

3. Права на образование

  • Содержание: Видео рассказывает историю ребенка, который не может посещать школу из-за финансовых трудностей.
  • Задание: Учащиеся исследуют, какие права у детей на образование и как можно помочь тем, кто сталкивается с подобными трудностями.

4. Пожарная безопасность

  • Содержание: Видео демонстрирует действия детей во время пожара в школе.
  • Задание: Разработка плана действий в случае чрезвычайной ситуации и обсуждение важности знаний о пожарной безопасности.

5. Право на участие

  • Содержание: Видео показывает ситуацию, когда ребенок хочет высказать свое мнение о том, с кем он хочет жить после развода родителей.
  • Задание: Обсуждение важности учета мнения ребенка в таких вопросах и его прав в этой ситуации.

 

 

Источники:

1.Восканова Е.М. «Кейс-метод на уроках истории и обществознания как способ реализации деятельностного подхода в обучении школьников», 2019.

2.Царапкина Ю.М. «Видео-кейсы в учебном процессе: особенности создания и применения при обучении студентов», 2020.

3. Эктов А. В. Использование Кейс метода в образовательном процессе // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2013.

4. https://academy.nethouse.ru/journal/case-method/

5. https://infourok.ru/kejs-tehnologiya-na-urokah-obshestvoznaniya-5433946.html

6. https://infourok.ru/masterklass-po-teme-keys-tehnologii-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-377555.html

7. https://infourok.ru/statya-preimushestva-kejs-metoda-po-sravneniyu-s-tradicionnymi-metodami-obucheniya-7211556.html

8 .https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2015/04/13/master-klass-primenenie-keys-tehnologiy-na-urokah

9. https://nitforyou.com/videocase/


 

Скачано с www.znanio.ru