Кейс уроков дистанционного обучения
Русский язык 6 класс Глагол
6 класс Русский язык
Урок №1
Тема: Глаголы повелительного наклонения.
Урок №2
Тема: Употребление глаголов различных наклонений в речи
Цель действия обучающихся: Закрепление сведений о способах образования форм наклонений глагола и сферах употребления в устной и письменной речи.
План урока
Запишите в тетради число, классная работа, тема урока.
1. Блиц - самоконтроль: проверьте свои теоретические знания по наклонениям глаголов.
1) Какие наклонения глагола вы знаете? 2) Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении?3) Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении? 4) Что обозначают глаголы в условном наклонении? 5) Как образуются глаголы в условном наклонении? 6) Что обозначают и как образуются глаголы в повелительном наклонении?
2. Теоретический блок «Знаете ли вы…»
1.Глагол занимает 2 место после существительного по частоте употребления. В общем списке употребительных слов русского языка на 900 лексических единиц различных частей речи приходится 2500 глаголов.
2. Повелительное наклонение. Некоторые глаголы, например, хотеть, мочь, видеть, слышать, ехать не имеют форм повелительного наклонения. Поэтому используйте аналогичные формы, образованные от похожих глаголов, или описательные обороты: сумей захотеть, попробуй смочь, смотри, слушай, поезжай.
3.Изъявительное наклонение. Правильно употребляйте вариантные формы настоящего и будущего времени, имеющие различные смысловые оттенки. Капает (падает каплями, льёт по капле ) - каплет (протекает).
4. Очень много переносных значений существует в области глагольных наклонений.
Изъявительное наклонение в своем прямом значении обозначает действие, которое совершается в реальности. Но с помощью изъявительного наклонения мы можем выражать с вами и приказ: Сейчас ты сядешь, возьмёшь вилку и съешь эти макароны.
Условное наклонение в прямом значении нужно для того, чтобы выразить условие (Если бы я был богатым!) или желание (Вот бы я был богатым!). Но в переносном значении условное наклонение может выражать приказ: (Молчал бы уж! Сидел бы да слушал!) или вежливое высказывание: (Не могли бы вы мне передать вот этот кусочек?). У повелительного наклонения существует разветвлённая система переносных значений. Его основная робота – выражать приказ. Заметьте, что приказ может выражаться всеми тремя наклонениями. Кроме приказа, повелительное наклонение может выражать неожиданность действия (Я сел на стул, а он возьми и подломись подо мной!); запрет или угрозу (Попадись мне только!); вынужденное действие (Все ушли на праздник, а я сиди и скучай!); условие (Знай я это раньше, никогда бы туда не пошёл!).
5. Просмотрите мультфильм «Наклонение глагола: глаголы-мечтатели и глаголы-повелители — Шишкина школа» https://www.youtube.com/watch?v=63qZMnHyoNk
6. Домашнее задание. Запишите, правильно текст, образуя формы разных наклонений глаголов.
Книги просят.
Пожалуйста, (не трогать) меня грязными руками: мне будет стыдно, когда меня (взять) другие читатели. (Не разрисовывать) меня ручкой или карандашом – это так некрасиво. (Не ставить) на меня локти, когда (читать), и (не класть) меня раскрытыми страницами вниз, потому что вам самим (не нравится, бы), если бы с вами так (обращаться). (Не забыть), что после вас мне придётся побывать у других читателей, (помочь) мне оставаться чистой и аккуратной, а я (помочь) вам стать умнее и образованнее.
6 класс Русский язык
Тема: Не с глаголами
Цель действия обучающихся: Расширение и углубление знаний о правописании НЕ с глаголами.
План урока
1. Запишите в тетради число, классная работа, тема урока.
2. Прочитайте грамматическую сказку «Сила любви»
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю». Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут. (По Ф. Кривину)
- Сформулируйте правило написания не с глаголами (устно)
- Запомните слова исключения: недоумевать; негодовать; невзлюбить; ненавидеть; несдобровать; невзвидеть света; неистовствовать; неволить; недужиться; нездоровиться; неймёт; неймётся
- Частица НЕ слитно пишется с глаголами, у которых приставка НЕДО- : недоели, недоспали, недогуляли, недоучил и др. Если приставку НЕДО- можно заменить на ПЕРЕ-, значит НЕ точно пишется с глаголом слитно: переел, переспал, перегулял, переучил и др.
3. Просмотрите видеоурок «Правописание НЕ с глаголами»
https://www.youtube.com/watch?v=r2K_gGW9624 10.18
4. Домашнее задание. Ваша последняя отметка в 6 классе. Как завершишь старый учебный год (6 класс), так начнёшь и новый (7 класс) Записать словосочетания, раскрывая скобки.
Не) участвовал в игре, (не) находил ответа, (не) навидел предателей, больному (не) здоровится, (не) любил шумных компаний, враг (не) годовал, (не) был давно в гостях, учитель (не) доумевал, (не) нуждался в помощи, ураган (не) истовствовал.
6 класс Русский язык
Тема: Постоянные и непостоянные признаки глагола.
Цель действия обучающихся: Углубление знаний о глаголе, постоянных и непостоянных признаках.
План урока
1. Запишите в тетради число, классная работа, тема урока.
2. Рассмотрите кластер « Морфологический портрет глагола»
2.Вспомните постоянные и непостоянные признаки глагола.
. Закрепите знания, просмотрев видео «Морфологические признаки глагола»
https://www.youtube.com/watch?v=8OowoDZaG2I 11.17.
4. Оцените результат своей работы.
6 класс Русский язык
Тема: Морфологический разбор глагола
Цель действия обучающихся: обобщение знаний о морфологическом разборе глагол, отработка умений разбора.
План урока
1. Запишите в тетради число, классная работа, тема урока.
2. Морфологический разбор глагола Рассмотрим разбор на примерах. Перед нами предложение из стихотворения Сергея Есенина «Пороша»:
Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна.
Для анализа возьмём слово «дремлет».
1. Слово отвечает на вопрос «что делает?» и обозначает действие предмета. Следовательно, это глагол. Начальная форма – дремать.
2. Далее рассмотрим морфологические признаки данного глагола.
Постоянные признаки: данный глагол несовершенного вида, поскольку отвечает на вопрос что делает? Он непереходный, так как не употребляется с существительным в винительном падеже и относится к I спряжению.
Непостоянные признаки. Глагол стоит в изъявительном наклонении, в настоящем времени, в единственном числе и 3 лице. Категории рода не имеет, т.к. стоит в настоящем времени.
3. Теперь выясним синтаксическую роль слова в предложении. Поскольку оно отвечает на вопрос «что делает?» значит, является сказуемым.
Мы доказали, что слово дремлет – это глагол, поскольку оно обладает всеми грамматическими признаками этой части речи.
3.А теперь проверьте правильность разбора данного глагола из строк стихотворения Есенина: Разбуди меня завтра рано, О моя терпеливая мать!
. Закрепите знания, просмотрев видеоурок https://www.youtube.com/watch?v=3ZIA-f061Lc 5.06 Устный разбор 1 глагола из задания.
5. Оцените свои знания и умения
6 класс Русский язык
Тема: Фонетический разбор слова
Цель действия обучающихся: Закрепить умение фонетического разбора слов
План урока
1. Запишите в тетради число, классная работа, тема урока.
2. Фонетическая разминка.
Прочитай скороговорку несколько раз, с каждым разом убыстряя темп произношения. Старайся не допускать ошибок. Какие звуки повторяются?
Щёткой чищу и щенка, щекочу ему бока.
3. Вспомните, как мы оформляем буквы и звуки на письме, чтобы их не перепутать. Какой знак мы поставим, если звук мягкий?
вьюга - [вйу'га]
в [в'] - согл, парн. мяг., парн. звон.
[й'] - согл., непарн. мяг., непарн. звон.
ю [у] - глас., удар.
г [г] - согл., парн. твер., парн. звон.
а [а] - глас, безуд.
4. Помните ли вы, в каких случаях в слове употребляется разделительный Ъ, а когда — Ь? (Ь — после мягкого [л], например, бальзам; в середине слова между двумя согласными, если первый согласный мягкий, а второй — твердый (просьба); перед буквами Е, Ё, Ю, Я, и после согласных (вьюга). Ъ ставится между приставкой и корнем, если приставка оканчивается на согласный, а корень начинается буквами Е, Ё, Ю, Я (подъезд); в сложных словах после первого корня двух, трёх, четырех перед Е, Ё, Ю, Я (двухъярусный).)
5. Порядок фонетического разбора
1.
Письменная передача звучания слова. 2. Слоги. 3. Ударение (назвать ударный
слог)
4. Гласные звуки: ударные, безударные, какими буквами обозначены.
5. Согласные звуки: звонкие, глухие, твёрдые, мягкие; какими буквами
обозначены.
6. Количество звуков и букв. Чем вызвано несоответствие количества звуков и
букв (йотированные, которые передают иногда два звука, ъ и ь, которые не
передают звуков)
6. Образец фонетического разбора
Ельник –
[й’эл’н’ик]
2. В слове два слога: ель-ник 3. Ударение падает на первый
слог.
4. [ й’] – согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквой е.
[ э ] – гласный, ударный, обозначен буквой е.
[ л’] – согласный, звонкий, сонорный, мягкий, непарный. Обозначен
буквой «эль». Буква "мягкий знак" обозначает её мягкость.
[ н’] – согласный, звонкий, сонорный, мягкий, непарный. Обозначен
буквой «эн».
[ и ] – гласный, безударный. Обозначен буквой и.
[ к ] – согласный, глухой, твёрдый, парный ( к/ г). Обозначен
буквой «ка»
6. В слове 6 звуков и 6 букв (2 гласных и 4 согласных звуков).
7. Примите участие в работе видеоурока « Фонетический разбор легко и просто» https://www.youtube.com/watch?v=wRc34BXBxNs
8. Определите результативность своей работы.
Урок 2. Тема: Лексический и этимологический разбор слова
Цель действия обучающихся: обобщение и систематизация знаний о синтаксическом и пунктуационном разбор предложений, лексическом и этимологическом разбор слова
План урока
1. Запишите в тетради число, классная работа, темы уроков.
2. Вспомните алгоритм синтаксического и пунктуационного разбора, принимая участие
в работе видеоурока «Синтаксический и пунктуационный разбор простых предложений»
https://www.youtube.com/watch?v=szWKyNkX0_M 6.57
3. Поработайте со слайдом «Лексический разбор слова».
4.Закрепите умения лексического разбора по алгоритму презентации. https://myslide.ru/presentation/algoritm-leksicheskogo-analiza-slova
5. Этимологический анализ
Этимологический разбор нужен для выяснения первоначальной структуры слова, его прежних словообразовательных связей, для определения производящей основы и способа словообразования и восстановления первичного значения слова. Образец этимологического разбора Вождь
Заимствовано из старославянского языка. Образовано с помощью суф. -j- от той же основы, что и вод «вождь, вожак» (ср. пословицу Парень бы не мот, да деньгам-то не вод).
6.Рефлексия «Лестница успеха»
Попробуйте определить, насколько хорошо вы владеете разборами по «Лестнице успеха, разместив в своём чате одно из сердечек.
Вы выбираете: а) красный цвет, если испытываете затруднение; б) жёлтый цвет, если усвоили знания о разборах, но затрудняетесь применить их на практике;
в) зелёный цвет, если усвоили знания и научились применять их на практике.
6 класс Русский язык
Тема: Морфемный и словообразовательный разбор слова
Цель действия обучающихся: Закрепить умения морфемного и словообразовательного разбора слов.
План урока
1. Запишите в тетради число, классная работа, тема урока.
2. Морфемный анализ
Цели разбора слова по составу (морфемного анализа) и типы членения слова при этом виде разбора – выделить в слове морфемы (значимые части слова). Основной приём в этом виде работы – подбор однокоренных и одноструктурных слов (т. е. слов с той же приставкой и суффиксом). При выделении суффиксов необходимо учитывать производящую основу, т. е. вводить элементы словообразовательного анализа. Ср. выделение двух (а не трёх) суффиксов (-ва-, -емость-) в слове успеваемость.
Порядок морфемного разбора
1.Окончание
и основа слова. Значение окончания.
2.Корень, два-три однокоренных слова.
3.Суффикс (суффиксы), значение суффикса (если ясно).
4. Приставка (приставки), её значение (если ясно).
Образец морфемного разбора: Попутчик
1.
В слове нулевое окончание, основа – попутчик. Окончание указывает на
именительный падеж, единственное число.
2. Корень слова – -пут -; однокоренные слова – путь, пут-ев-ой,
рас- путь- е.
3. Суффикс - чик обозначает название предмета.
4. Приставка по - указывает на совместность действия
3. Словообразовательный анализ
Задачи словообразовательного анализа несколько иные: установить, от чего образовалось данное слово (найти производящую основу) и с помощью чего (выделить словообразующий аффикс), и в итоге этих исследований определить способ словообразования.
Порядок словообразовательного разбора
1.
Дать лексическое значение слова.
2. Сравнить состав данного слова с однокоренными; определить ту часть
слова, с помощью которого оно образовано.
3. Определить, от чего образована основа.
Образец словообразовательного разбора. Мыслитель.
1.
Мыслитель – тот, кто мыслит.
2. Мыслитель – мыслить. Первое слово образовалось с помощью
суффикса -тель.
3. Мысли-.
4. Мыслитель < мыслить.
Способ словообразования – суффиксальный.
4.Примите участие в видеоуроке «Морфемный и словообразовательный разбор слова» https://www.youtube.com/watch?v=C61Ncx6kp1s 2.50
5. Рефлексия. Каков результат вашей работы? (Веселый, грустный, нейтральный).
6 класс Русский язык
Тема: Морфологический разбор имени существительного
Платформа школы. http://school6-amvr.at.ua/index/russkij_jazyk/0-89
Цель действия обучающихся: Отработать навыки морфологического разбора имени существительного
План урока
1. Запишите в тетради число, классная работа, тема урока.
2. Вспомните алгоритм разбора имени существительного.
- Находим имя существительное. - Ставим вопрос.
- Называем постоянные признаки - Называем непостоянные признаки
- Определяем, каким членом предложения является.
3. Восстановите в памяти план разбора имени существительного
- Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
- Начальная форма. Морфологические признаки
- Постоянные морфологические признаки :собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род; склонение;
- Непостоянные морфологические признаки: число падеж.
- Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении).
4. Форматы совместной работы. Работа ВК. Примите участие в работе видеоурока «Морфологический разбор имени существительного» 3.29
https://www.youtube.com/watch?v=KIAnm4tVTSs
5.Тренировочные упражнения
- Проверьте правильность определения постоянных признаков имен существительных из предложения:
Не красна книга письмом, красна умом.
книга – сущ., нариц., неодушевл., ж.р., 1склон.
письмом – сущ.. нариц., неодуш., ср.р., 2склон.
умом - сущ., нариц., неодуш., муж.р., 2склон.
- Форматы индивидуальной работы. Работа в личных сообщениях ВК
Проверьте правильность морфологического разбора существительного книги, сделайте морфологический разбор имени существительного (человека или разума) и напишите в ЛС ВК . Книги созданы умом человека и его разумом.
Книги-сущ. (что?)
Н.Ф. –книга; нариц., неодуш., ж. р., 1склон., в им. п.
Созданы (что?) книги.
Человека –
или
Разума -
6.Проведите самооценку
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.