На занятиях с использованием данной технологии у воспитанников наблюдается положительная динамика в формировании самооценки, даже самые застенчивые и робкие, боящиеся любой публичной коммуникации, как правило, становятся активными участниками и вносят свой вклад в решения, принимаемые командой, учатся выражать и обосновывать свои мысли, слушать партнёров, учатся осуществлять сотрудничество на основе эффективного и конструктивного взаимодействия, так как в процессе обучения моделируются процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия и понимания, а также осуществляются групповые и межгрупповые дискуссии.Ценность использования кейс- технологии в том, что дети учатся находить разнообразные пути решения проблемной ситуации, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, аргументировать свою стратегию решения проблемы по отношению другим. Получают важный для их становления жизненный опыт позитивного социального взаимодействия.
Кейс технологии.doc
Кейстехнологии в дошкольном образовании.
Задача дошкольного воспитания состоит в создании условий для наиболее
полного раскрытия возрастных возможностей и способностей
дошкольника.
Согласно новым требованиям ФГОС в Российской
Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная
направленность учебного процесса. Это является значимым, так как в
последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что
многие дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с
окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по
собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются
ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и
развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои
чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе.
Связано это с увеличением времени для просмотра кинофильмов и
мультипликационных фильмов, с агрессивной и неприветливой лексикой.
Современные дети каждый день впитывают в себя все больше и больше
информации, которую они не успевают обработать в своей голове,
разложить все по полочкам и спокойно объяснить. В то время как
общительность, умение контактировать с другими людьми — необходимая
составляющая самореализации ребёнка, его успешности в различных видах
деятельности, важное условие нормального психологического развития
личности. Стремительная динамика современной жизни требует поиска и
разработки новых эффективных технологий. Немаловажно то, что по
настоящему инновационные педагогические технологии изначально
строятся на компетентностном подходе и нацелены в результатах
обучения на будущее воспитанника. Одной из актуальных на сегодняшний
день является использование кейстехнологий в дошкольном образовании.
Внедрение кейстехнологий в дошкольном образовательном учреждении
позволяет на практике реализовать компетентностный подход.
Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических
технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников,
овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с
окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят
современные Федеральные государственные образовательные стандарты.
Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс
технологий в дошкольном образовании.
Внедрение кейстехнологий в
дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать
компетентностный подход. Кейстехнология – это интерактивная технология для краткосрочного
обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не
столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых
качеств и умений.
Название кейстехнология произошло от латинского «casus» запутанный,
необычный случай; а также от английского «case» портфель, чемоданчик.
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в
Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала
внедряться лишь последние 34 года.
Сase представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый
позволяющий понять
информационный комплекс,
ситуацию.
Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
• соответствовать четко поставленной цели создания;
• иметь соответствующий уровень трудности;
• иллюстрировать типичные ситуации;
• развивать аналитическое мышление;
• провоцировать дискуссию;
• иметь несколько решений.
При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру.
Как правило, кейс включает в себя:
• ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,
• контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места,
особенности действия или участников ситуации,
• комментарий ситуации, представленный автором,
• вопросы или задания для работы с кейсом,
• приложения.
К кейстехнологиям относятся:
• метод ситуативного анализа
(метод анализа конкретных ситуаций,
ситуационные задачи и упражнения; кейсстадии; Кейсиллюстрации; фото
кейсы); • метод инцидента;
• метод ситуационноролевых игр;
• метод разбора деловой корреспонденции;
• игровое проектирование;
• метод дискуссии.
Например:
Ситуационноролевая игра.
Цель
в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую
историческую, правовую, социальнопсихологическую ситуацию и затем дать
возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.
Игровое проектирование:
Цель — процесс создания или совершенствования проектов.
Игровое проектирование может включать проекты разного типа:
исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
Сущностью кейстехнологий является анализ проблемной ситуации. Анализ,
как логическая операция мышления, способствует речевому развитию
ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между
речью и мышлением существует единство» (С. Л. Рубинштейн).
В процессе освоения кейстехнологий дети:
• учатся получать необходимую информацию в общении;
• умение соотносить свои устремления с интересами других;
• учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ,
формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
• учатся отстаивать свою точку зрения;
• умение принимать помощь.
Кейстехнологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей:
• происходит формирование у детей навыков работы в команде; • умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
• развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных
ситуациях;
• обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;
• учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания
в реальной жизни без затруднений.
Метод кейсов включает одновременно и особый вид материала, и особые
способы использования этого материала в воспитательно образовательном
процессе.
Воспитанники должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию
окружающих (других воспитанников и воспитателя) на свои действия. При
этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы.
Поэтому воспитатель должен помочь дошкольникам рассуждать, спорить, а
не навязывать им свое мнение.
Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации,
оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его
осуществление. И если такой подход применяется многократно, то
у дошкольника вырабатывается устойчивый навык решения практических
задач.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной
особенностью кейс метода является создание проблемной ситуации на
реальной жизни. Кейс не предлагает
основе фактов из
дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той
информации, которая содержится в описании кейса.
Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения;
суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов
в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать
наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его
реализации.
В практике дошкольного образования можно широко использовать Кейс
иллюстрации, кейсфото.
Кейсиллюстрация это иллюстрация, которая используется для
рассмотрения проблемной ситуации.
Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных
решений и выбор лучшего из них.
Кейсиллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает
знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая
иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают,
принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
Кейсиллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение,
потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А
иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.
В «фото – кейс» входит:
1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация
на решение проблемы.
Вывод:
Кейс технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу,
развивает у них такие качества,
как социальная активность,
коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Главное предназначение кейстехнологии — развивать способность
исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться
работать с информацией.
Литература:
1. Долгоруков, А. Метод casestudy как современная технология
профессиональноориентированного обучения/
URL:http://www.evolkov.net/case/case.study.html
2. Земскова А. С. Использование кейс метода в
образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 1216.
3. Кейс метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (casestudy).
[Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru
4. Сурмин, Ю. Что такое CASEметод? Взгляд теоретика и практика. /
URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1
5. Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? –
Обучение за рубежом, 2000, №7
6. ШимутинаЕ. Н. Использование кейс технологий в учебном процессе
7. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и
инновации
8. http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html Развивающие педагогические
технологии
Кейс-технологии в дошкольном образовании.
Кейс-технологии в дошкольном образовании.
Кейс-технологии в дошкольном образовании.
Кейс-технологии в дошкольном образовании.
Кейс-технологии в дошкольном образовании.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.