К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Оценка 5

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Оценка 5
Работа в классе
docx
русская литература
1 кл—4 кл
10.09.2023
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».docx

                                                                                                            

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

ФГКОУ «СОШ № 140»

                                                                                                                            по учебной работе                                                                                                                                ___________А.Г.Донская                                                                                                                    «____»_________20____г

 

Предмет Литературное чтение     Класс 4 «А»

 

Дата

ФИО учителя

17 января 2023

Перелейвода Иоанна Александровна

Тема урока

 

Место урока по теме (в разделе/главе) например 3 урок из 9

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

2 часть учебника, раздел 2 «Страна детства» 2 урок

Тип урока

Форма урока

Открытие новых знаний

Урок путешествие

Цель урока (Задачи урока)

Методическая цель урока:

Образовательная цель:

·         научить выделять главную мысль произведения через разные виды работы;

·          расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас;

·         формировать умение выражать свои мысли в устной форме.

Воспитательная цель:

·         воспитывать чувство прекрасного посредством связи литературы и музыки;

·         способствовать формированию познавательного интереса к чтению произведений К.Г. Паустовского;

·         воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать.

Развивающая цель:

·         развивать навыки чтения учащихся;

·         творческое воображение через умение представлять картины по музыкальному произведению;

·         развивать умение анализировать прочитанное; развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся.

 

·         познакомить обучающихся с жизнью и творчеством К. Г. Паустовского и его произведение «Корзина с еловыми шишками».

Планируемые результаты

Предметные результаты

Метапредметные

познавательные (П), коммуникативные (К), регулятивные (Р)

Личностные (Л)

·         формирование умения определять тему читаемого произведения

·         развитие умения выразительно читать произведение и отвечать на вопросы по содержанию

 

Познавательные:

·         формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

·         формирование умения работать с информацией.

Коммуникативные:

·         развитие умения отвечать на вопросы.

·         развитие умения вступать в диалог с учителем.

·         развитие умения выражать своё отношение к литературным произведениям и героям.

Регулятивные

·         формирование умения планировать свое действие в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации.

·         развитие способности к организации своей деятельности.

·         развитие дружелюбности, познавательных интересов.

 

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий 4 класс, 2 часть., иллюстрации, картинки с изображением еловых шишек, аудиофайл с музыкой Э.Грига, портреты писателя и композитора, шкатулка, презентация к уроку, компьютер, экран, портреты, записи на доске.

№ п/п

Название современных образовательных технологий,  применяемых в учебно-воспитательном процессе

Этапы урока/занятия, на которых технология применяется

1

 

Организационный момент

2

«Психологический тренинг»

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

3

«Дай информацию»

Актуализация знаний

4

«Подводящий диалог»

Постановка учебной задачи

5

«Совмести вопрос с ответом»

Открытие новых знаний

6

«Творческий тест»

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

7

«Подумай и запиши»

Рефлексия. Итог урока


Прием

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

Оценивание/формы контроля

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 

«Психологический тренинг»

Звучит музыка Э.Грига «Утро»

- Закройте, пожалуйста, глазки. Представьте, что над вами голубое безграничное небо, а под ногами земля. Земля, которая вдыхает все ароматы полной грудью. Вдруг, что-то легкое коснулось вашей щеки. Прикосновение такое нежное и ласковое! Что это? Это луч. Луч солнышка. Вы щуритесь от удовольствия, потому, что не только ощущаете прикосновение солнечного лучика, но и отчетливо слышите его озорной смех, в котором звучит пение птиц, ручья, шепот деревьев. Вы спокойны, вам хорошо. Откройте свои глазки.

— Я надеюсь, что эта музыка помогла вам не только успокоиться, но и вселила в вас уверенность, пробудила ваши способности, которые помогут вам сегодня раскрыться на уроке.

- Ведь музыка – это язык чувств, она помогает нам посмотреть на мир другими глазами. Музыка делает нашу жизнь прекрасной.

- А также интересной нашу жизнь делают люди, которые всю жизнь прожили для того, чтобы дарить другим радость и красоту.

У вас прекрасное настроение - начинаем урок.

А девиз нашего урока слова К. Г. Паустовского «Каждый понимает счастье по-своему. У каждого оно свое…»

 

 

 

 

 

 

Закрывают глаза и внимательно  слушают

Регулятивные: формирование умения планировать свое действие в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации.

Личностные: принимать образ хорошего  ученика

 

Актуализация знаний

«Дай информацию»

- Сегодня у нас с вами необычный урок, мы отправимся с вами в небольшое путешествие, посмотрите внимательно на доску и попробуйте угадать куда мы отправимся?

- Как вы определили?

- А давайте вспомним с вами признаки осени, назовите их пожалуйста.

- А кроме листьев, что вы еще заметили?

- Назовите пожалуйста, какие ноты вы знаете?

 

Смотрят на доску.

- Мы отправимся в осенний лес.

- На доске осенние листья.

- Называют признаки осени.

- На доске изображение скрипичного ключа и нот.

Называют ноты.

Познавательные:

 формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

 

формирование умения работать с информацией.

 

 

Постановка учебной задачи

«Подводящий диалог»

- Как вы думаете, как связаны ноты и осенний лес между собой?

- Давайте же узнаем в какой осенний лес мы отправимся?

Посмотрите внимательно на слайд, расшифруйте анаграмму «РЯНИГОВЕ»

- Может кто-нибудь из вас знает, Норвегия – это родина какого композитора?

- Молодцы! Норвегия – это родина великого композитора – Эдварда Грига.

- Биографию Эдварда Грига нам сегодня подготовил Павел.

(рассказ биографии композитора)

Биография Эдварда Грига

1. Родился Эдвард Григ в городе Бергене   15 июня 1843 года.  Впервые он сел за пианино в возрасте 4 лет. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена.

2. Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.

3. Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.

4. День, 4 сентября 1907 г., когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем. Ему было 64 года.

 

- Ребята, а почему на уроке литературного чтения мы заговорили о музыканте и композиторе?  Вспомните девиз нашего урока и попробуйте объединить все воедино.

- Как вы думаете, как будет называться этот рассказ, разгадайте ребус.

 

https://for-teacher.ru/edu/data/img/pic-023kugz94w-001.jpghttps://branto.ru/Android/rebusmania-vk/1-50/rebusmania-036.jpg

https://allforchildren.ru/rebus/rebus3/3-006.gif

- Молодцы! Сегодня мы с вами познакомимся с новым рассказом «Корзина с еловыми шишками».

- Возможно это будет произведение о музыке осеннего леса.

- Норвегия

- Эдварда Грига

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Мы будем читать произведение К. Г. Паустовского в котором будет Э. Григ

- Корзина, ель, шишки

- Корзина с еловыми шишками

Познавательные: формирование умения определять тему читаемого произведения

 

Коммуникативные: развитие умения отвечать на вопросы.

 

развитие умения вступать в диалог с учителем

 

развитие умения выражать своё отношение к литературным произведениям и героям

 

Личностные: развитие дружелюбности, познавательных интересов

Регулятивные: выполнение учебных действий в устной форме

 

 

Открытие новых знаний

«Совмести вопрос с ответом»

- Прежде чем мы начнем с вами читать, я хочу выдать вам листы для работы. (Лист с рисунком осеннего леса, Э. Григ, Дагни и корзина с еловыми шишками)

По ходу чтения мы текста мы будем приклеивать наших героев, для того чтобы вы лучше могли запомнить и понять, о чем мы с вами читаем.

Приступим к чтению произведения (выборочное чтение) 1часть.

 

-Какие чувства у вас вызвала 1 часть рассказа?

 

-Какие впечатления, мысли возникли у вас при чтении?

 

1 часть.

 

- Рассказ начинается словами «Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена» - так начинается повествование.

 

- Что делал в лесу композитор? Зачем он приходил сюда не однажды?

        

- Как выглядел осенний лес? Что описывается в этом отрывке?

 

- Какие приёмы использует автор, чтобы так поэтично, так образно и ярко описать красоту осеннего леса?

 

-Правильно, Паустовский большой мастер олицетворений.

- Какое важное событие описано в первой части?

 

- Как озаглавили первую часть, чтобы было понятно, о чем она?

 

- Молодцы, давайте приклеим на наш лист корзину с еловыми шишками.

 

- О чем разговаривают Дагни и Григ? Давайте найдем этот диалог и прочитаем его по ролям.

 

Характер героев.

 

- Смогли вы по этому небольшому отрывку понять, каков же Григ по характеру? Подтвердите свои ответы рассуждениями.

Добрый - ищет подарок для незнакомой девочки; ребенок его не испугался. По тексту: «Испугаться она не могла, потому что глаза у него смеялись; помог (предложил сам) донести корзину.

Характер мягкий – вкрадчивый голос, застенчивый, терпеливый. «Она совсем запутала меня», - и сказал так, как говорят взрослые, когда попадают в неловкое положение перед детьми

Общительный, простой – находит общий язык с простой девочкой (Дагни – дочь лесника, а он -  уже знаменитый композитор)

Наблюдательный – заметил цвет глаз Дагни и как в них поблескивали огоньки листвы.

 

- Приклеим Э. Грига.

 

- Какой предстала перед нами и перед композитором дочь лесника?

Она мала, но трудолюбива, тащит домой тяжёлую корзину с шишками.  Доверчива: сразу рассказала незнакомцу о доме, игрушках.

 Она мила, красива: у неё большие, как у куклы зелёные глаза, тихий от смущения голос.

Она чуткая: нежно думает о старом дедушке и сочувствует ему.

 А главное у неё доброе сердце, умеет думать и печалиться о других.

Гостеприимная – пригласила Грига в гости.

- Как вы думаете, почему Григ захотел сделать Дагни подарок?

(Она очаровала его. Гуляя по осеннему лесу, любуясь его красотой, Григ вдруг видит ее удивительные глаза, отражающие зеленую листву. Она сможет понять и оценить ту музыку, которую композитор для нее напишет.)

— Как вы думаете, почему с таким вниманием и любовью Григ относится к девочке?

(в девочке он увидел свою дочь, представил, что это она. Смерть дочери была самым драматичным моментом в жизни Грига. Это, несомненно, знал Паустовский.)

-Почему композитор обещал девочке подарок только через несколько лет?

(Нужно было время, чтобы девочка выросла и смогла понять и оценить подарок.)

 (Григ задумал духовный подарок - музыку. Не всегда маленькие дети понимают музыку, поэтому композитор обещает её через 10 лет. Дагни тогда исполнится 18 лет)

 

- Приклеим Дагни.

 

 2 часть.

- О чем говорит внимательному читателю описание дома композитора?

- С чем сравнивает автор — это жилище?

-  Что было украшением дома Грига? Почему?

 

- Музыку не передать словами. Но мастерство К. Паустовского и использованный им приём олицетворения позволяют услышать, как рояль великого композитора может петь. Прочитайте.

 

- Каких слушателей Григ ценил больше?

 

 - Прочитайте, какие чувства пробуждала музыка Грига у тех, кто ее слушал? (Дети читают)

 

- Какой эпизод изобразил художник на иллюстрации?

(написание музыки для Дагни)

 

- Как вы думаете, был ли Эдвард Григ счастливым человеком?

 

- В чём заключалось счастье для великого композитора?

 

 Найдите в второй части самые важные слова.

- Сколько основных мыслей заключено в этих словах? Какие?

  1) Жизнь удивительна и прекрасна.

  2) Счастлив потому, что трудился во имя людей, отдавая им всё: талант, работу, жизнь.

- Как эти слова характеризуют Грига?

        

- Как можно озаглавить 2 часть?

В доме композитора Грига 

 

 

Получают листы работы.

Гулял, любовался природой, черпал вдохновение в увиденной красоте.

Воздух, шелест листьев, шум прибоя, мох, эхо, осенние листья.

Олицетворение: «эхо живет, ждет, швыряет», «…мох свешивается…, листья дрожат…»

- Сравнения: «листва сравнивается с медью и золотом, эхо с птицей пересмешником»

 - Эпитеты: «весёлое эхо, грибной воздух, осенний наряд, кованные листья»

- Метафоры

 

- Встреча Дагни и Грига в осеннем лесу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Там всё было очень просто, несмотря на то, что Григ был очень известным и достаточно обеспеченным человеком, убрал ковры и мебель, чтобы не приглушать звуки

- С жилищем дровосека, там остались только большой диван для гостей и рояль

- Рояль

- О порыве человеческого духа и о любви, а клавиши могут тосковать, смеяться, греметь бурей и гневом.

- Синиц на дереве, загулявших матросов из порта, прачку из соседнего дома, сверчка, снег и Золушку в заштопанном платье.

- Жить для других

«Я видел жизнь. Чтобы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старше, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата. Потому я, может быть, счастливее тебя, Дагни…»

- Жил для других, бескорыстно отдавая себя людям без остатка.

Коммуникативные: развитие умения отвечать на вопросы.

развитие умения вступать в диалог с учителем

развитие умения выражать своё отношение к литературным произведениям и героям

Познавательные:

развитие умения выразительно читать произведение и отвечать на вопросы по содержанию

формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

формирование умения работать с информацией

Личностные: развитие дружелюбности, познавательных интересов

Регулятивные: выполнение учебных действий в устной форме

 

 

 

Физминутка

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

«Творческий тест»

1. Кем был Эдвард Григ?

А. писателем     Б. композитором     В. скульптором

2. Как звали девочку, которую встретил Э. Григ в лесу?

А. Дагни     б. Дори     В. Даниелла

3. Какое время года описывается в рассказе, когда Григ встретил девочку?

А. лето     Б. весна     В. осень

4. На каком инструменте играл Эдвард Григ?

А. на баяне     Б. на рояле     В. на скрипке

5. Почему девочка не испугалась Грига?

А. глаза у Грига смеялись

Б. он ей не показался злым

В. по своей натуре она была бесстрашным человеком

 

1. Б

2. А

3. В

4. Б

5. А

 

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Регулятивные: выполнение учебных действий в письменной форме

 

Тест

Рефлексия. Итог урока

«Подумай и запиши»

А сейчас я переверну осенние листья на нашей доске. (на обратной стороне листьев вопросы по рассказу)

 

- За что Дагни была благодарна Григу?

 

- Можно ли эти качества отнести к людям, о которых мы говорили на уроке?     

   

- Что же делает человека бессмертным?

 

-  Чем же должен жить человек, каким он должен быть, чтобы оставить свой добрый след на земле?        

 

- Ребята, а как вы думаете, можно ли считать Эдварда Грига безвозвратно ушедшим от нас, ныне живущих, или он незримо присутствует в нашей жизни?

 

   - Нет, Григ не умер. Он живёт в своих бессмертных произведениях. Грига сделали вечным и после смерти его музыка, талант, любовь к людям, к жизни, желание дарить себя другим, свою душу отдавать людям. Музыку таких людей исполняют и после их смерти, о них снимают фильмы, пишут книги, как это сделал Константин Георгиевич Паустовский.


-  Каждый человек должен оставить свой добрый след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым мы посвятили урок.

Людей искусства благодарят аплодисментами. Давайте поблагодарим Паустовского за его прекрасный рассказ, Э.Грига - за чудесную музыку.

 

У рассказа есть продолжение… (читает продолжение). Сходите в библиотеку, возьмите и прочитайте его до конца. Постарайтесь ответить на вопрос:

Чем будет жить Дагни?

 

- А теперь я попрошу вас показать с помощью цвета

Розовый, если вам было всё понятно, вы с удовольствием работали на уроке

Зелёный, вам все понравилось, но вы испытывали небольшие затруднения

Голубой, если вам было скучно и неинтересно.

 

Домашняя работа:

с.53-58, дочитать рассказ, к 3 и 4 части придумать заглавия, и записать их в план. вопросы с. 58

 

- За то, что он не забыл ее. За щедрость, за то, что он открыл перед ней то прекрасное, чем должен жить человек

- Человек становится бессмертным в памяти людей. Бессмертным его делают его добрые, мужественные поступки. Может сделать его бессмертным музыка, картины, художественные произведения… Жизнь должна быть наполнена любовью и духовностью, нужно уметь видеть прекрасное и романтическое в самом обыденном, не скупиться на добрые дела и поступки, уметь дарить людям счастье и «сказку жизни».

Регулятивные: выполнение учебных действий в устной форме

Познавательные: развитие умения отвечать на вопросы по содержанию

формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные: развитие умения отвечать на вопросы.

развитие умения вступать в диалог с учителем

развитие умения выражать своё отношение к литературным произведениям и героям

формирование умения работать с информацией

Личностные: развитие дружелюбности, познавательных интересов.

 

Самоконтроль

 


 

УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора

УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора

Планируемые результаты

Планируемые результаты

Прием Деятельность учителя

Прием Деятельность учителя

Актуализация знаний «Дай информацию» -

Актуализация знаний «Дай информацию» -

Биографию Эдварда Грига нам сегодня подготовил

Биографию Эдварда Грига нам сегодня подготовил

Молодцы! Сегодня мы с вами познакомимся с новым рассказом «Корзина с еловыми шишками»

Молодцы! Сегодня мы с вами познакомимся с новым рассказом «Корзина с еловыми шишками»

Что делал в лесу композитор? Зачем он приходил сюда не однажды? -

Что делал в лесу композитор? Зачем он приходил сюда не однажды? -

Приклеим Э. Грига. - Какой предстала перед нами и перед композитором дочь лесника?

Приклеим Э. Грига. - Какой предстала перед нами и перед композитором дочь лесника?

О чем говорит внимательному читателю описание дома композитора? -

О чем говорит внимательному читателю описание дома композитора? -

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону «Творческий тест» 1

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону «Творческий тест» 1

Ребята, а как вы думаете, можно ли считать

Ребята, а как вы думаете, можно ли считать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.09.2023