К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей» (урок 3) 3 класс

  • docx
  • 17.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок литературного чтения.docx

Урок литературного чтения

учитель: Данилова Е.П. 3–Б класс

Тема: К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей» (урок 3)

Цель урока:

создать педагогические условия для работы над развитием нравственных качеств при работе с художественным текстом.

Задачи урока:

образовательныепродолжить работу над произведением К.Паустовского «Растрёпанный воробей»; обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте отрывки, соответствующие иллюстрации, обучать краткому пересказу; пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи; показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни.

развивающие:  развивать связную речь; логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать; формировать  нравственно–эстетическую отзывчивость в детях; развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме; развивать интерес к чтению, учить видеть позицию автора; формировать коммуникативные навыки работы в парах.

воспитывающие: воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях; любовь, взаимопонимание и уважение в семье; любовь к природе, к окружающему миру, сострадание к «братьям нашим меньшим»; интерес к чтению.

Планируемые результаты:

Предметные: воспринимать на слух текст в исполнении учителя; осмысленно правильно читать;  отвечать на поставленные вопросы; соотносить пословицу с темой урока; давать оценку героям и их поступкам.

Метапредметные:

Познавательные: анализировать, сравнивать характеристики героев и их поступки.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

учиться высказывать свои предположения.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; высказывать свою точку зрения на происходящие события; договариваться с одноклассниками, работая в паре, группах.

Оборудование : презентация к уроку, детские рисунки – иллюстрации понравившихся эпизодов сказки, карточки для работы в парах, учебник «Литературное чтение»

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.

 

 

 

 

Ход урока

1.     Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

Будем мы с тобой ….(читать, на вопросы отвечать)

К знаниям скорей стремиться.

Но не будем мы лениться!

         Вот с таким настроением мы начинаем наш сегодняшний урок.

2.     Актуализация опорных знаний.

Речевая разминка (стихотворение читает наизусть подготовленный ученик)

Чуть живой. Не чирикает даже. 
Замерзает совсем воробей. 
Как заметит подводу с поклажей, 
И – под крыши бросается к ней! 
И дрожит он над зёрнышком бедным,
И летит к чердаку своему. 
А гляди, не становится вредным 
Оттого, что так трудно ему…
 

Что вы можете рассказать о воробье, прослушав это стихотворение? Какие слова помогли представить образ воробья? К какой части речи они относятся?   (Глаголы)

- Да,  зимой воробьям приходится особенно «туго». Но от холода и голода страдают не только они.

- Прочитайте загадку. Отгадайте, о ком она?
Окраской – сероватая, 
Повадкой – вороватая, 
Крикунья хрипловатая – 
Известная персона. 
Это….( ворона).

Прочитайте загадку еще несколько раз, изменяя интонацию:

-с вопросительной интонацией.

-с изменением громкости «тихо – громко».
-с ускорением . 
По каким признакам вы узнали, что речь идет о вороне? 

Работа со слоговыми таблицами (Слайд 2-3).

Какой птице подходят эти слова: воробью или вороне?

          3. Самоопределение к деятельности

- В каком произведении мы читали о воробье и вороне? Предположите, чему будет посвящен сегодняшний урок? Какие читательские цели поставим перед собой?

- Да, действительно, сегодня на уроке  мы продолжим работу над произведением    К.Г. Паустовского « Растрёпанный воробей». 

Эпиграф: - «Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы  немного зоркости» К.Г. Паустовский. 

           -  Как понимаете?

    Молодцы. Постараемся перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той   обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно попытаемся стать не только наблюдателями, но и участниками событий. Я предлагаю Вам в конце урока  составить характеристики  героев произведения – Маши, воробья и вороны.

  4.Проверка домашнего задания.

         Дома вы рисовали рисунок к понравившемуся эпизоду. Давайте сейчас  рассмотрим рисунки, а вы расскажите,  к какому эпизоду нарисовали свой рисунок. (Выступающие оставляют рисунки на доске. Получается картинный план произведения.)

1ряд. – с.12–16

2ряд. – с.16–19

3ряд. – с.19–23.

               5.Работа по теме урока.

   1)Чтение «Буксир» (Начинает читать учитель, дети стараются следить за темпом чтения. В определённый момент учитель начинает читать про себя. Дети продолжают следить за чтением. Затем учитель снова начинает читать вслух. Ребята, которые сумели «поймать» темп чтения, встретятся с учителем на одном слове.)  

      - Кому удалось встретиться со мной на одном слове? Молодцы.

2) Чтение «Бросок – засечка» (Исходное положение – руки на коленях, спина ровная. Следить за текстом ребёнок должен только глазами. При слове «бросок» дети начинают читать про себя. При слове «засечка»  дети поднимают головы, отрывают глаза от текста и некоторое время отдыхают. Затем снова при слове «бросок» ребята начинают читать. Они должны постараться как можно быстрее найти то слово, на котором остановились. И так несколько  раз.)

     - Кто сразу же находил то слово, на котором остановился?

    - А кому для этого нужно было начать читать весь текст сначала?

- Кто из героев предстает перед нами первым?

- С кем жила Маша?

3)Работа  по содержанию   текста.

        Презентация с заданиями к тексту. Посмотрите на иллюстрацию к тексту. Что вы видите на ней? Перед вами на партах лежат небольшие отрывки из данной части. Ваша задача найти в учебнике нужный отрывок и красиво  прочитать его.  

          Назовите, пожалуйста, главных героев произведения. (Маша, воробей, и ворона)

6.     Физминутка (проводят сами дети)

7.     Закрепление изученного

1)Составление характеристика главного героя.

Давайте попробуем  охарактеризовать каждого из этих  героев.

Характеристика Маши, подтверждая каждое качество выборочным чтением:  Маша – добрая, любознательная, впечатлительная (работа в группах).

 

1)Маша – добрая девочка, она заботится о раненом воробье. «Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила». Очень переживает, что по ее вине расстроилась мама: «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша».

 Любознательная. Это видно из того, какие вопросы ее волнуют: «И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона…». Именно из-за Машиной любознательности случилось так, что ворона унесла мамин букетик: «Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела. Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом.

Впечатлительная. Это ярче всего проявляется во время спектакля, в том, как она воспринимает то, что происходит на сцене: «Золушка!» - тихо вскрикнула Маша и уже не могла оторваться от сцены». Это проявляется и в том, как Маша воспринимает музыку: «Было очень хорошо, что музыка все время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму. Как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами».

2) – Переходим к птицам. Как у Маши складываются отношения с птицами: с вороной и с воробьем Пашкой? (короткий пересказ некоторых эпизодов текста)

– Сначала дадим характеристику  вороне: какая она? Что про нее говорят?

– Что вызывает она у Маши?

(Ворона вызывает у Маши большой интерес. Она кажется девочке непонятной,  загадочной. Маша, вместе с Петровной, часто видит мокрые следы на столе, оставленные вороной, когда никого нет в комнате. Сначала Маша наблюдает за вороной из окна, «… непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая, на Машу». Затем Маша открывает форточку и прячется за шкаф, чтобы «посмотреть, как ворона протискивается в форточку». Этот эксперимент заканчивается большой неприятностью: похищен мамин стеклянный букетик, подарок отца.)

Давайте посмотрим видеозапись фрагмента из м/ф «Растрепанный воробей» по мотивам произведения К.Г. Паустовского

Цель: составить характеристику главного героя.

– Вспомните слова, которые характеризуют Пашку, его образ жизни, эмоциональное состояние (маленький растрёпанный, жизнь трудная, не везло, прикинулся мёртвым, боль в голове).

Каков характер Пашки? (Он  ловкий, умный, смелый, шустрый, что он обожает Машу).

– А какие отношения у Маши с воробьем?

(Отношения у Маши с воробьем Пашкой дружеские. Пашка благодарен Маше за то, что она его кормит. Воробей постоянно пытается выразить девочке свою признательность: то гусеницу принесет в подарок, то вещи, украденные вороной, старается вернуть. Не случайно именно Пашка возвращает стеклянный букетик Машиной маме.)

–  Расскажите, что случилось с Пашкой, и как он оказался у Маши дома?

3) Что известно нам о семье Маши (задание по рядам): о маме, папе и няне Петровне?

Учащиеся еще раз внимательно просматривают текст и отвечают на вопросы:

 Кем был Машин отец?

Машин отец был моряком, потом  «ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раз тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернется нескоро, только весной».

– Что можем рассказать о маме?

Машина мама – балерина: «… она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу», «Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу».

Нянюшка Петровна находится постоянно рядом с Машей, она уже пожилой человек. Она добрая и немного строгая.

4) – Что является главным чудом в рассказе?

        (Главным чудом в рассказе является любовь, которая связывает его героев: их желание помочь друг другу, поддерживать в трудный момент жизни.  _

– Почему не пропал и не разбился хрупкий стеклянный букетик?

(Стеклянный букетик не потерялся и не разбился потому, что Машин отец подарил его Машиной маме в знак большой любви для того, чтобы хотя бы букетик (если не он сам) смог присутствовать на таком важном событии, как исполнение мамой партии Золушки в балете. Букетик не разбился потому, что любовь – это такая огромная ценность и сила, которой не страшны никакие случайные обстоятельства. И если ворона украла букетик, значит, найдется такой воробей, который его вернет.)  

        5)  Работа с неполным текстом.

         Перед вами на парте текст с пропущенными характеристиками главного героя Пашки. Ваша задача вписать в ваши листочки пропущенные слова и словосочетания в предложения. (Работа по рядам)

       1 ряд (с. 16-17)

На той же улице жил (маленький растрёпанный) воробей, по имени (Пашка). Зимой жизнь для воробьёв пришла (трудная). Всё замело снегом. И Пашка целыми днями шнырял по улице в поиске еды. Вороний ларёк со спрятанными в нём богатствами давно манил Пашку. И до чего же Пашке всегда (не везло). Ворона застала Пашку в ларьке. Он даже не успел ещё ничего выковырять из щели. Она стукнула его клювом по голове. Пашка упал и завёл глаза,  (прикинулся мёртвым). Пашка лежал на снегу: умирал (от боли в голове) и тихонько (открывал клюв).                 

2 ряд (с. 17-18.)

Пашку подобрал (милиционер). «Эх ты (беспризорник). (Невесёлой жизни ты) воробей. С этими словами положил Пашку в карман. Воробей лежал в кармане и плакал от (обиды и голода).  Хоть бы клюнуть какую ни на есть крошку! Милиционер предложил взять воробья (Маше) на воспитание. И Маша ответила, что воробей ей (требуется и даже очень).  Пашка был спасён. Он жил у Маши (целые сутки). Был очень ей (благодарен).       

 3 ряд  (с. 18-19. и 22-23.)

 Пашка каждый день прилетал к Машиному окну и соображал, (чем  бы отблагодарить) Машу. Один раз он принёс её замёрзшую (рогатую гусеницу). А потом, назло вороне, начал  ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их Маше. В эпизоде «букетик мамы» Пашка маленький, но (великодушный). Способен сострадать, способен подарить (большую радость).

Проверка (читают по 1 обучающемуся).

8. Закрепление изученного.

Творческая работа. Составление синквейна.
Я предлагаю вам сочинить синквейн. У каждого ряда – свой герой.

Воробей, ворона, Маша.  

(Воробей. 
Взъерошенный, голодный. 
Прилетел, подрался, помог.
отблагодарил  девочку за её заботу. 
Молодец!) 

             9.  Рефлексия. Итог.

- Какие чувства вы испытываете после прочтения произведения и работы над ним?

– Зачем написано это произведение? Чему оно нас научило? (Доброте. Милиционер подобрал воробья. Маша выходила его, спасла. Воробей отблагодарил Машу. Забота о птицах).

- На стр.23 мама сказала такие слова: «От маленькой радости смеются, а от большой – плачут».

Можно ли сказать, что это выражение отражает главную мысль сказки? Выскажите своё мнение. 

Домашнее задание

 Краткий пересказ  сказки.

по желанию – нарисовать весёлого воробья Пашку.