К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей» (урок 3) 3 класс
Оценка 4.7

К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей» (урок 3) 3 класс

Оценка 4.7
docx
17.04.2020
К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей» (урок 3) 3 класс
Урок литературного чтения.docx

Урок литературного чтения

учитель: Данилова Е.П. 3–Б класс

Тема: К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей» (урок 3)

Цель урока:

создать педагогические условия для работы над развитием нравственных качеств при работе с художественным текстом.

Задачи урока:

образовательныепродолжить работу над произведением К.Паустовского «Растрёпанный воробей»; обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте отрывки, соответствующие иллюстрации, обучать краткому пересказу; пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи; показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни.

развивающие:  развивать связную речь; логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать; формировать  нравственно–эстетическую отзывчивость в детях; развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме; развивать интерес к чтению, учить видеть позицию автора; формировать коммуникативные навыки работы в парах.

воспитывающие: воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях; любовь, взаимопонимание и уважение в семье; любовь к природе, к окружающему миру, сострадание к «братьям нашим меньшим»; интерес к чтению.

Планируемые результаты:

Предметные: воспринимать на слух текст в исполнении учителя; осмысленно правильно читать;  отвечать на поставленные вопросы; соотносить пословицу с темой урока; давать оценку героям и их поступкам.

Метапредметные:

Познавательные: анализировать, сравнивать характеристики героев и их поступки.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

учиться высказывать свои предположения.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; высказывать свою точку зрения на происходящие события; договариваться с одноклассниками, работая в паре, группах.

Оборудование : презентация к уроку, детские рисунки – иллюстрации понравившихся эпизодов сказки, карточки для работы в парах, учебник «Литературное чтение»

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.

 

 

 

 

Ход урока

1.     Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

Будем мы с тобой ….(читать, на вопросы отвечать)

К знаниям скорей стремиться.

Но не будем мы лениться!

         Вот с таким настроением мы начинаем наш сегодняшний урок.

2.     Актуализация опорных знаний.

Речевая разминка (стихотворение читает наизусть подготовленный ученик)

Чуть живой. Не чирикает даже. 
Замерзает совсем воробей. 
Как заметит подводу с поклажей, 
И – под крыши бросается к ней! 
И дрожит он над зёрнышком бедным,
И летит к чердаку своему. 
А гляди, не становится вредным 
Оттого, что так трудно ему…
 

Что вы можете рассказать о воробье, прослушав это стихотворение? Какие слова помогли представить образ воробья? К какой части речи они относятся?   (Глаголы)

- Да,  зимой воробьям приходится особенно «туго». Но от холода и голода страдают не только они.

- Прочитайте загадку. Отгадайте, о ком она?
Окраской – сероватая, 
Повадкой – вороватая, 
Крикунья хрипловатая – 
Известная персона. 
Это….( ворона).

Прочитайте загадку еще несколько раз, изменяя интонацию:

-с вопросительной интонацией.

-с изменением громкости «тихо – громко».
-с ускорением . 
По каким признакам вы узнали, что речь идет о вороне? 

Работа со слоговыми таблицами (Слайд 2-3).

Какой птице подходят эти слова: воробью или вороне?

          3. Самоопределение к деятельности

- В каком произведении мы читали о воробье и вороне? Предположите, чему будет посвящен сегодняшний урок? Какие читательские цели поставим перед собой?

- Да, действительно, сегодня на уроке  мы продолжим работу над произведением    К.Г. Паустовского « Растрёпанный воробей». 

Эпиграф: - «Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы  немного зоркости» К.Г. Паустовский. 

           -  Как понимаете?

    Молодцы. Постараемся перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той   обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно попытаемся стать не только наблюдателями, но и участниками событий. Я предлагаю Вам в конце урока  составить характеристики  героев произведения – Маши, воробья и вороны.

  4.Проверка домашнего задания.

         Дома вы рисовали рисунок к понравившемуся эпизоду. Давайте сейчас  рассмотрим рисунки, а вы расскажите,  к какому эпизоду нарисовали свой рисунок. (Выступающие оставляют рисунки на доске. Получается картинный план произведения.)

1ряд. – с.12–16

2ряд. – с.16–19

3ряд. – с.19–23.

               5.Работа по теме урока.

   1)Чтение «Буксир» (Начинает читать учитель, дети стараются следить за темпом чтения. В определённый момент учитель начинает читать про себя. Дети продолжают следить за чтением. Затем учитель снова начинает читать вслух. Ребята, которые сумели «поймать» темп чтения, встретятся с учителем на одном слове.)  

      - Кому удалось встретиться со мной на одном слове? Молодцы.

2) Чтение «Бросок – засечка» (Исходное положение – руки на коленях, спина ровная. Следить за текстом ребёнок должен только глазами. При слове «бросок» дети начинают читать про себя. При слове «засечка»  дети поднимают головы, отрывают глаза от текста и некоторое время отдыхают. Затем снова при слове «бросок» ребята начинают читать. Они должны постараться как можно быстрее найти то слово, на котором остановились. И так несколько  раз.)

     - Кто сразу же находил то слово, на котором остановился?

    - А кому для этого нужно было начать читать весь текст сначала?

- Кто из героев предстает перед нами первым?

- С кем жила Маша?

3)Работа  по содержанию   текста.

        Презентация с заданиями к тексту. Посмотрите на иллюстрацию к тексту. Что вы видите на ней? Перед вами на партах лежат небольшие отрывки из данной части. Ваша задача найти в учебнике нужный отрывок и красиво  прочитать его.  

          Назовите, пожалуйста, главных героев произведения. (Маша, воробей, и ворона)

6.     Физминутка (проводят сами дети)

7.     Закрепление изученного

1)Составление характеристика главного героя.

Давайте попробуем  охарактеризовать каждого из этих  героев.

Характеристика Маши, подтверждая каждое качество выборочным чтением:  Маша – добрая, любознательная, впечатлительная (работа в группах).

 

1)Маша – добрая девочка, она заботится о раненом воробье. «Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила». Очень переживает, что по ее вине расстроилась мама: «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша».

 Любознательная. Это видно из того, какие вопросы ее волнуют: «И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона…». Именно из-за Машиной любознательности случилось так, что ворона унесла мамин букетик: «Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела. Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом.

Впечатлительная. Это ярче всего проявляется во время спектакля, в том, как она воспринимает то, что происходит на сцене: «Золушка!» - тихо вскрикнула Маша и уже не могла оторваться от сцены». Это проявляется и в том, как Маша воспринимает музыку: «Было очень хорошо, что музыка все время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму. Как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами».

2) – Переходим к птицам. Как у Маши складываются отношения с птицами: с вороной и с воробьем Пашкой? (короткий пересказ некоторых эпизодов текста)

– Сначала дадим характеристику  вороне: какая она? Что про нее говорят?

– Что вызывает она у Маши?

(Ворона вызывает у Маши большой интерес. Она кажется девочке непонятной,  загадочной. Маша, вместе с Петровной, часто видит мокрые следы на столе, оставленные вороной, когда никого нет в комнате. Сначала Маша наблюдает за вороной из окна, «… непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая, на Машу». Затем Маша открывает форточку и прячется за шкаф, чтобы «посмотреть, как ворона протискивается в форточку». Этот эксперимент заканчивается большой неприятностью: похищен мамин стеклянный букетик, подарок отца.)

Давайте посмотрим видеозапись фрагмента из м/ф «Растрепанный воробей» по мотивам произведения К.Г. Паустовского

Цель: составить характеристику главного героя.

– Вспомните слова, которые характеризуют Пашку, его образ жизни, эмоциональное состояние (маленький растрёпанный, жизнь трудная, не везло, прикинулся мёртвым, боль в голове).

Каков характер Пашки? (Он  ловкий, умный, смелый, шустрый, что он обожает Машу).

– А какие отношения у Маши с воробьем?

(Отношения у Маши с воробьем Пашкой дружеские. Пашка благодарен Маше за то, что она его кормит. Воробей постоянно пытается выразить девочке свою признательность: то гусеницу принесет в подарок, то вещи, украденные вороной, старается вернуть. Не случайно именно Пашка возвращает стеклянный букетик Машиной маме.)

–  Расскажите, что случилось с Пашкой, и как он оказался у Маши дома?

3) Что известно нам о семье Маши (задание по рядам): о маме, папе и няне Петровне?

Учащиеся еще раз внимательно просматривают текст и отвечают на вопросы:

 Кем был Машин отец?

Машин отец был моряком, потом  «ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раз тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернется нескоро, только весной».

– Что можем рассказать о маме?

Машина мама – балерина: «… она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу», «Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу».

Нянюшка Петровна находится постоянно рядом с Машей, она уже пожилой человек. Она добрая и немного строгая.

4) – Что является главным чудом в рассказе?

        (Главным чудом в рассказе является любовь, которая связывает его героев: их желание помочь друг другу, поддерживать в трудный момент жизни.  _

– Почему не пропал и не разбился хрупкий стеклянный букетик?

(Стеклянный букетик не потерялся и не разбился потому, что Машин отец подарил его Машиной маме в знак большой любви для того, чтобы хотя бы букетик (если не он сам) смог присутствовать на таком важном событии, как исполнение мамой партии Золушки в балете. Букетик не разбился потому, что любовь – это такая огромная ценность и сила, которой не страшны никакие случайные обстоятельства. И если ворона украла букетик, значит, найдется такой воробей, который его вернет.)  

        5)  Работа с неполным текстом.

         Перед вами на парте текст с пропущенными характеристиками главного героя Пашки. Ваша задача вписать в ваши листочки пропущенные слова и словосочетания в предложения. (Работа по рядам)

       1 ряд (с. 16-17)

На той же улице жил (маленький растрёпанный) воробей, по имени (Пашка). Зимой жизнь для воробьёв пришла (трудная). Всё замело снегом. И Пашка целыми днями шнырял по улице в поиске еды. Вороний ларёк со спрятанными в нём богатствами давно манил Пашку. И до чего же Пашке всегда (не везло). Ворона застала Пашку в ларьке. Он даже не успел ещё ничего выковырять из щели. Она стукнула его клювом по голове. Пашка упал и завёл глаза,  (прикинулся мёртвым). Пашка лежал на снегу: умирал (от боли в голове) и тихонько (открывал клюв).                 

2 ряд (с. 17-18.)

Пашку подобрал (милиционер). «Эх ты (беспризорник). (Невесёлой жизни ты) воробей. С этими словами положил Пашку в карман. Воробей лежал в кармане и плакал от (обиды и голода).  Хоть бы клюнуть какую ни на есть крошку! Милиционер предложил взять воробья (Маше) на воспитание. И Маша ответила, что воробей ей (требуется и даже очень).  Пашка был спасён. Он жил у Маши (целые сутки). Был очень ей (благодарен).       

 3 ряд  (с. 18-19. и 22-23.)

 Пашка каждый день прилетал к Машиному окну и соображал, (чем  бы отблагодарить) Машу. Один раз он принёс её замёрзшую (рогатую гусеницу). А потом, назло вороне, начал  ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их Маше. В эпизоде «букетик мамы» Пашка маленький, но (великодушный). Способен сострадать, способен подарить (большую радость).

Проверка (читают по 1 обучающемуся).

8. Закрепление изученного.

Творческая работа. Составление синквейна.
Я предлагаю вам сочинить синквейн. У каждого ряда – свой герой.

Воробей, ворона, Маша.  

(Воробей. 
Взъерошенный, голодный. 
Прилетел, подрался, помог.
отблагодарил  девочку за её заботу. 
Молодец!) 

             9.  Рефлексия. Итог.

- Какие чувства вы испытываете после прочтения произведения и работы над ним?

– Зачем написано это произведение? Чему оно нас научило? (Доброте. Милиционер подобрал воробья. Маша выходила его, спасла. Воробей отблагодарил Машу. Забота о птицах).

- На стр.23 мама сказала такие слова: «От маленькой радости смеются, а от большой – плачут».

Можно ли сказать, что это выражение отражает главную мысль сказки? Выскажите своё мнение. 

Домашнее задание

 Краткий пересказ  сказки.

по желанию – нарисовать весёлого воробья Пашку.

 


 

Урок литературного чтения учитель:

Урок литературного чтения учитель:

Организационный момент. Прозвенел для нас звонок,

Организационный момент. Прозвенел для нас звонок,

Молодцы. Постараемся перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно попытаемся стать не только наблюдателями, но…

Молодцы. Постараемся перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно попытаемся стать не только наблюдателями, но…

Маша – добрая девочка, она заботится о раненом воробье

Маша – добрая девочка, она заботится о раненом воробье

Не случайно именно Пашка возвращает стеклянный букетик

Не случайно именно Пашка возвращает стеклянный букетик

Пашку подобрал (милиционер). «Эх ты (беспризорник)

Пашку подобрал (милиционер). «Эх ты (беспризорник)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2020